Каверин, вениамин александрович. Вениамин Александрович Каверин: биография, список книг и интересные факты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Вениамин Александрович Каверин родился 6(19) апреля 1902 года в Пскове; умер 2 мая 1989 года в Москве. Настоящая фамилия - Зильбер; творческий псевдоним взят в честь Петра Павловича Каверина - гусара, дуэлянта-забияки и разгульного кутилы, в чьих проделках нередко принимал участие юный Пушкин.
Родился в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка, из шести детей которого Вениамин был самым младшим. С детства огромное влияние на него оказывал старший брат Лев, впоследствии всемирно известный ученый-микробиолог и иммунолог, академик, один из создателей вирусной теории рака. В 1912 г. Каверин поступил в Псковскую гимназию, где проучился 6 лет. В 1919 г. переехал в Москву, окончил там среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет университета. Увлекался сочинением стихов, но после суровых отзывов О. Э. Мандельштама и В. Б. Шкловского оставил версификационные опыты. Одновременно служил в студенческой столовой, потом работал в библиотеке Московского военного округа и в художественном подотделе Московского совета.
В 1920 г. по совету Юрия Тынянова (мужа сестры Каверина), которого считал своим литературным учителем, переехал в Петроград, где продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Как филолога его привлекали малоизученные страницы русской литературы начала XIX-го века: сочинения В. Ф. Одоевского, А. Ф. Вельтмана, О. И. Сенковского. В 1923 г. он окончил Институт восточных языков, в 1924 г. – университет, оставшись в нем в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств. В 1929 г. Каверин защитил кандидатскую диссертацию по русской филологии под названием «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского», принесшую автору звание научного сотрудника первого разряда.
Вениамин КаверинВажную роль в творческом формировании писателя сыграло его участие в литературной группе «Серапионовы братья», в составе которой были Вс. Иванов, М. Зощенко, К. Федин и другие. В 1922 году был опубликован первый рассказ; в том же году Каверин женился на Л. Н. Тыняновой (1902-1984), впоследствии детской писательнице. В 1923 г. увидел свет первый сборник рассказов Каверина «Мастера и подмастерья», в 1925 г. - повесть «Конец Хазы», а в 1931 г. - роман «Художник неизвестен».
Был период, когда он пытался сочинять пьесы (в начале 30-х некоторые даже имели успех - их ставили первоклассные режиссеры, сам Вс. Мейерхольд предлагал сотрудничество), но, по собственному признанию Каверина, с ремеслом драматурга он был не в ладах. С начала 1930-х Каверин кардинально меняет область литературного творчества и приступает к написанию романов, в которых ставил задачу не только передать свои знания жизни, но и выработать собственный литературный стиль. Первым из них стал «Исполнение желаний» - он, как и несколько последующих («Два капитана», «Открытая книга»), пользовался большой популярностью. Замысловатое сюжетное построение и подчеркнутая контрастность, с какой писатель рисует портреты своих героев, - отличительные способности этих книг.
Во время войны Каверин работал корреспондентом газеты «Известия». В 1944 году была опубликована последняя часть самого известного из произведений писателя - романа «Два капитана»; в том же году этот роман был удостоен Сталинской премии. Неизвестно, как сложилась бы судьба Каверина, не напиши он этот роман; вполне возможно, что писатель разделил бы участь своего старшего брата, академика Льва Зильбера, которого трижды арестовывали и отправляли в лагеря.
Из поздних произведений Каверина необходимо отметить роман «Перед зеркалом» (1971), повесть «Верлиока» (1982), а также автобиографические книги «В старом доме» (1971) и «Освещенные окна» (1976).Вениамин Каверин
В поздние годы Каверин жил, в основном, в писательском поселке Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступлениями в защиту культурных свобод и гонимых художников. Он добивался литературной реабилитации Тынянова и Булгакова, подписал обращение в защиту Синявского и Даниэля, поддерживал Солженицына. Членом правления Союза писателей Каверин стал только в 1986 году, всего за три года до смерти.
Он не прекращал писать до последних дней, даже когда уже не было полной уверенности в том, что все замыслы удастся осуществить. Одной из последних работ Каверина стала книга о его лучшем друге Ю. Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом Вл. Новиковым.
Похоронен Вениамин Каверин на Ваганьковском кладбище. В июне 1995 г. состоялось открытие памятника «Два капитана», который расположен у здания Псковской областной детской библиотеки. В апреле 1997 г. у здания главпочтамта в Пскове на месте дома, где родился Каверин, открыта мемориальная доска.
Произведения Каверина начали экранизировать уже в 1926 году. На одном только Ленфильме были сняты кинофильм «Чужой пиджак», кинофильм в двух сериях «Два капитана» и телефильм в девяти сериях «Открытая книга». Наиболее удачной он считал телевизионную версию повести «Школьный спектакль». По знаменитым «Двум капитанам» было снято три фильма. А 19 октября 2001 года в Москве состоялась премьера мюзикла «Норд-Ост», созданного по мотивам этого романа. 11 апреля 2002 года на Северном Полюсе авторами мюзикла Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко был водружен флаг «Норд-Оста» с бессмертным девизом полярников «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
Фантастические элементы присутствуют во многих произведениях Каверина. Его ранняя проза - рассказы «Хроника города Лейпцига за 18.. год» (1922), «Манекен Футерфаса» (1923), «Пятый странник» (1923), а также рассказы «Инженер Шварц», «Столяры» и «Щиты», вошедшие в сборник «Мастера и подмастерья» (1923) - обнаруживает влияние немецкого романтизма и экспрессионизма; в более поздних рассказах - «Большая игра» (1925), «Ревизор» (1926), «Голубое солнце» (1927), «Друг микадо» (1927), «Сегодня утром» (1927) и др., включенных в сборник «Воробьиная ночь» (1927) - ощутимую роль играет сатирический гротеск. К фантастике писатель вернулся в 1960-80-е гг., создав несколько произведений детской фантастики: повесть «Верлиока» (1981), сказочные рассказы «Легкие шаги» (1963), «Снегурочка» (1967), «Летающий мальчик» (1969), «Сын стекольщика» (1979), «Рисунок» (1980).

Вениами́н Алекса́ндрович Каве́рин (настоящая фамилия - Зи́льбер , 1902 - 1989) - русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии второй степени (1946).

Родился 6 (19) апреля 1902 года в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка Абеля Абрамовича Зильбера и его жены - урождённой Ханы Гиршевны (Анны Григорьевны) Дессон, владелицы музыкальных магазинов. Старшая сестра Каверина - Лея Абелевна Зильбер (в замужестве Елена Александровна Тынянова, 1892-1944) - вышла замуж за Ю. Н. Тынянова, одноклассником которого был старший брат Каверина Лев Зильбер, впоследствии - крупный советский вирусолог. Кроме того, в семье росли ещё трое старших детей - Мирьям (в замужестве Мира Александровна Руммель, 1890 - после 1988, жена первого директора Народного дома им. А. С. Пушкина Исаака Михайловича Руммеля), Давид, впоследствии военный врач, и Александр (1899-1970), композитор, взявший псевдоним Ручьёв. Жена Каверина - детская писательница Л. Н. Тынянова (1902-1984), младшая сестра Ю. Н. Тынянова. Сын - Николай Вениаминович Каверин (род. 1933, Ленинград), доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, заведующий лабораторией физиологии вирусов Института вирусологии имени Д. И. Ивановского РАМН. Дочь - фармаколог.

14 августа 1912 года, по результатам приёмных испытаний, Вениамин был зачислен в приготовительный класс Псковской губернской гимназии. В «Освещённых окнах» он писал: «Нельзя сказать, что я был ленив - учился на тройки, четвёрки. Кроме математики, мне легко давались почти все предметы». Тем не менее, по протоколу педагогического совета от 11 мая 1916 года из сорока учеников третьего «б» класса только четыре гимназиста получили награду второй степени, в том числе и Вениамин Зильбер. Учился в Псковской губернской гимназии Вениамин Зильбер 6 лет.

Затем, он окончил Ленинградский институт живых восточных языков по отделению арабистики (1923) и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета (1924). Был близок к младоформалистам. В 1929 году защитил диссертацию «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского».

Псевдоним «Каверин» взят в честь гусара, приятеля молодого Пушкина (выведенного им под собственной фамилией в «Евгении Онегине»).

Уж тёмно: в санки он садится.

«Пади, пади!» - раздался крик;

Его бобровый воротник.

Что там уж ждет его Каверин .

И ананасом золотым.

Первый рассказ «Хроника города Лейпцига за 18… год» опубликовал в 1922. В начале 1920-х годов входил в литературную группу «Серапионовы братья». Ранние рассказы написаны на фантастические сюжеты. Обращение к реальной жизни отразилось в романе «Девять десятых судьбы» (1926) и др. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

Роман «Исполнение желаний» (2 кн., 1935-1936) и роман-трилогия «Открытая книга» (1953-1956) посвящены изображению творческого труда, научным поискам советской интеллигенции. Наибольшую известность приобрел приключенческий роман «Два капитана» (2 кн., 1940-1945, Сталинская премия, 1946), в котором показаны овеянные романтикой путешествий духовные искания советской молодёжи военного поколения. Романы «Открытая книга» и «Два капитана» были неоднократно экранизированы.

Интересное: Джиппинг — экскурсии на Уазах курорт Лазаревское

В 1958 был едва ли не единственным крупным писателем старшего поколения, кто отказался участвовать в травле Бориса Пастернака в связи с публикацией на Западе его романа «Доктор Живаго» и присуждением ему Нобелевской премии.

Подписал обращение в защиту Ю. Даниэля и А. Синявского. Подготовил для Четвертого съезда СП СССР (1967) речь «Насущные вопросы литературы», которую ему запретили зачитывать. В 1968 он в «Открытом письме» объявил о разрыве с К. Фединым, когда тот не допустил до читателя «Раковый корпус» Солженицына.

Каверин один из значительных русских писателей. Романы Каверина отличаются насыщенностью действия, подчас - детективной увлекательностью и искусным построением.

1930-1946 - дом Придворного конюшенного ведомства - набережная канала Грибоедова, 9.

[править] Произведения [править] Романы, повести «Мастера и подмастерья», сборник (1923) «Девять десятых судьбы», роман (1925) «Конец Хазы», роман (1925) «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» роман (1928). «Художник неизвестен», роман (1931) - один из последних формальных экспериментов в ранней советской литературе «Исполнение желаний» роман (книги 1-2, 1934-1936; новая редакция 1973). «Два капитана» роман (книги 1-2, 1938-1944) «Открытая книга» роман (1949-1956). «Неизвестный друг» повесть,(1957-1959) «Кусок стекла» повесть, (1960) «Семь пар нечистых» повесть (1962) «Косой дождь» повесть (1962) «Двойной портрет», роман (1963-1964) - рассказывает об уволенном с работы учёном, который по доносу попадает в лагерь «О.И. Сенковский (Барон Брамбеус)» (1929-1964), (1964 — новая редакция) «Перед зеркалом», роман (1972) - раскрывает судьбу одной русской художницы, особенно останавливаясь на периоде эмиграции, бережно включая в художественное повествование подлинные документы «Наука расставания», роман (1983) [править] Рассказы «Пятый странник», фантастический рассказ. (октябрь-декабрь 1921) «Большая игра», фантастический рассказ, (1923) «Бочка», фантастический рассказ, (1923) «Пролог», путевые рассазы (1930): «Степь», «Грязь», «Бой-Страх», «Чечевица», «Страус Фома», «Табор», «Суховей», «Дорога», «Нигрол», «Последняя ночь», «Возвращение» [править] Драматические произведения «Укрощение мистера Робинзона» (комедия в шести картинах), (1933) «Утро дней» (пьеса) (первоначальное название «Тревожная юность»), (1954) [править] Сказки «Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году»: «Городок Немухин», «Сын стекольщика», «Немухинские музыканты», «Лёгкие шаги», (1962), «Сильвант», «Много хороших людей и один завистник», (1960), «Песочные часы», (1943), «Летающий мальчик» «Снегурочка» «О Мите и Маше, о Веселом трубочисте и Мастере золотые руки» «Верлиока» (2 июня 1981) [править] Воспоминания, эссеистика «Здравствуй, брат. Писать очень трудно…». Портреты, письма о лит-ре, воспоминания (1965) «Собеседник». Статьи (1973) «Освещенные окна», (1970-1973-1975) «Вечерний день». Письма, воспоминания, портреты (1980) «Письменный стол». Воспоминания, письма, эссе (1984) «Эпилог», (20 июля 1979), послесловие, (1981), предисловие (15.03.1988), второе послесловие, приложения (25.03.1988) «Счастье таланта» (1989) [править] Статьи «Александр Фадеев», (1957) «Заболоцкий», (1958) «Маяковский», (1958) «Аркадий Гайдар», (1962) «Юрий Тынянов», (1964) «Всеволод Иванов», (1965) «Булгаков», (1965) «Бессрочный договор» (речь на Втором всесоюзном съезде советских писателей), (1954) «Горький и молодые», (1954-1960) «Волшебная палочка», (1960) «Неоткрытые дороги», (1964) «Читая Хэмингуэя», (1964) «Диккенс и театр», (1963) «Евгению Шварцу», (1965) [править] Награды и премии орден Ленина (1962) два ордена Трудового Красного Знамени орден Красной Звезды орден Дружбы народов Сталинская премия второй степени (1946) - за роман «Два капитана» [править] Издания

(для книг, переиздававшихся неоднократно, указаны только первые издания)

Мастера и подмастерья. Рассказы. М.-Пб. Круг. 1923. Рассказы. М. Круг. 1925. Конец хазы. Повести. Л. Жизнь искусства. 1926. Девять десятых судьбы. Роман. М.-Л. Госиздат. 1926. Ночь на 26 октября. Рассказ. Л. Прибой. 1926. 63 с. Осада дворца. Повесть для юношества. М.-Л. Госиздат. 1926. Пролог. Путевые рассказы. М.-Л. 1931. Скандалист, или вечера на Васильевском острове. Л. Издательство писателей в Ленинграде 1931 г. 214 с. Художник неизвестен. Л. 1931. Черновик человека. Рассказы. Л. 1931. Исполнение желаний. Роман. Л. Гослитиздат. 1937. Сказка о Митьке и Маше о веселом трубочисте и мастере золотые руки. М.-Л. Детиздат. 1939. Два капитана. Роман. Л. Гослитиздат. 1941. Домик на холме. Рассказы. М.-Л. Детгиз. 1941. Наши защитники. Рассказы. Л.-М. Искусство. 1941. 28 с. Салют. М. Военмориздат. 1941. 8 с. Трое. Рассказ. М. Военмориздат. 1941. 8 с. Ленинград. Август 1941. Фронтовые рассказы. Молотов. 1942. Дом на холме. Пьеса в 4-х действ. М.-Л. Искусство. 1942. 72 с. Орлиный залет и др. рассказы. М.-Л. Детгиз. 1942. 48 с. Рассказы. М. Военмориздат. 1942. 48 с. Мы стали другими. Рассказы. М. Советский писатель. 1943. Школа мужества. Рассказы. Воронеж. 1950. Открытая книга. Роман. М. Молодая гвардия. 1953. Неизвестный друг. Повесть. М. Советский писатель. 1960. Три сказки. М. Детгиз. 1960. Из разных книг. М. Молодая гвардия. 1961. 240 с. Очерк работы. М. Советская Россия. 1964. Двойной портрет. Роман. М. Молодая гвардия. 1967. 224 с. Перед зеркалом. Роман в письмах. М. Советский писатель. 1972. Петроградский студент. Роман. М. Советский писатель. 1976. Освещенные окна. М. Современник 1976 г. 380 с. Вечерний день. Письма. Встречи. Портреты. М. Советский писатель. 1980. 505 с. Письменный стол. Воспоминания и размышления. М. Советский писатель. 272 с. Ночной Сторож, или Семь Занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году. Рассказы. М. Детская литература. 1982. Верлиока. Сказочная повесть. М. Современник. 1983. 215 с. Летящий почерк. М. Художественная литература. 1986. 415 с. Сказки. Баку. Гянджлик. 1986. Двухчасовая прогулка. Роман и повести. М. Современник. 1989. Эпилог. Мемуары. М. Московский рабочий. 1989. 544 с. Собрание сочинений в 2-х томах. М. АСТ-Пресс. 1994. 560 с, 592 с. Собрание сочинений в восьми томах. М. Художественная литература. 1980-1983. Собрание сочинений в шести томах. М. ГИХЛ. 1963-1966. (Содержание: т.1: Рассказы и повести 1921-1927 г.г.: «Пятый странник», фантастический рассказ, «Большая игра», фантастический рассказ, «Бочка», фантастический рассказ, «Конец хазы», «Девять десятых», «Друг микадо», «Голубое солнце», Скандалист или вечера на Васильевском острове»; т.2: Рассказы и повести 1930-1931 г.г.: «Степь», «Грязь», «Бой-Страх», «Чечевица», «Страус-Фома», «Табор», «Суховей», «Дорога», «Нигрол», «Последняя ночь», «Возвращение», «Художниу неизвестен», «Укрощение мистера Робинзона» (комедия), «Исполнение желаний» (роман); т.3: «Два капитана» (роман); т.4: «Открытая книга» (трилогия, части «Юность», «Поиски»); т.5: «Открытая книга» (трилогия, часть «Надежда»), «Утро дней» (пьеса), «Неизвестный друг (повесть), Сказки: «Песочные часы», «Много хороших людей и один Завистник», «Легкие шаги»; т.6: Повести: «Кусок стекла», «Семь пар нечистых», «Косой дождь»; «Двойной портрет» (роман), «О.И. Сенковский (Барон Брамбеус). Жизнь и деятельность», Статьи о литературе и искусстве: «Александр Фадеев», «Заболоцкий», «Маяковский», «Аркадий Гайдар», «Юрий Тынянов», «Всеволод Иванов», «Булгаков», «Бессрочный договор», «Горький и молодые», «Волшебная палочка», «Неоткрытые дороги», «Читая Хэмингуэя», «Диккенс и театр»,»Евгению Шварцу») [править] Экранизации и постановки 1955 - «Два капитана » (реж. Владимир Венгеров). 1973 - «Открытая книга » (реж. Владимир Фетин). 1976 - «Два капитана » (реж. Евгений Карелов). 1977-1979 - «Открытая книга » (реж. Виктор Титов). 1978 - Поворот - (реж. Вадим Абдрашитов) 1981 - «Немухинские музыканты » (реж. Мария (Мариэта) Муат). 1989 - «Легкие шаги » (реж. Елена Машкара) 2001 - мюзикл «Норд-Ост» (по роману «Два капитана», авторы Алексей Иващенко и Георгий Васильев) [править] Память В честь В. А. Каверина назван астероид Вениакаверин (2458 Veniakaverin). Памятник литературным героям романа «Два Капитана» - Татаринову и Григорьеву расположен в городе Пскове в сквере перед Псковской областной детской библиотекой имени В. А. Каверина. Площадь «Двух капитанов» (г. Полярный Мурманской области) названа в честь одноименного романа В.А. Каверина. В 1943-44 гг на Северном флоте, в Полярном В.А. Каверин служил, будучи военкором «Известий». Здесь же была написана вторая часть романа. Действие другого романа В.А. Каверина - «Наука расставания» (1983) происходит во фронтовом Полярном, его главный герой - военкор Незлобин. [править] Примечания [править] Литература Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - М .: РИК «Культура», 1996. - 492 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 [править] Ссылки Николай Каверин . Истории из жизни Вениамина Каверина

Вениамин Александрович Каверин родился 6 апреля (19 н.с.) 1902 года в семье военного музыканта, капельмейстера полка. Уже в отроческие годы большое влияние на Каверин оказал Ю.Н. Тынянов, также живший и учившийся в Пскове и женившийся на старшей сестре Каверина. В свою очередь Каверин женился на младшей сестре Тынянова.

Каверин учился в псковской гимназии, в 1919 уехал в Москву, окончил там среднюю школу и поступил в университет на историко-филологический факультет, пробовал в это время свои силы как поэт.

В 1920 Каверин переехал в Петроград, поселившись первоначально у Тынянова. Он учится на филологическом отделении университета и параллельно на арабском отделении Института живых восточных языков. Став одним из победителей конкурса Дома литераторов на лучший рассказ, Каверин увлекся прозой и вскоре вступил в организовавшуюся в это время литературную группу «Серапионовы братья» (И. Груздев, М. Зощенко, Вс. Иванов, Л. Лунц, Н. Никитин, Е. Полонская, М. Слонимский, Н. Тихонов, К. Федин).

В 1923 Каверин окончил Институт восточных языков, в 1924 - университет, оставшись в нем в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств. Главным итогом филологической работы Каверин явилось исследование о русском писателе, журналисте и востоковеде XIX в. О.И. Сенковском «Барон Брамбеус: История Осипа Сенковского» (Л., 1929).

В рядах «Серапионовых братьев» Каверин занял вместе с Лунцем самый левый, «западный» фланг, отстаивая принципы динамичной, изящно построенной «сюжетной» прозы. На другом фланге были «орнаменталисты», занятые «местным колоритом» и «плетением словес». Споры носили преимущественно теоретический характер. Речь у «серапионов» шла об общем деле создания новой культуры. Сообща они сделали мало, но литературная судьба каждого отдельного «серапиона» состоялась. Дьяволы и прочая романтическая нечисть, населявшие раннюю прозу Каверина, много говорят о его литературных мечтаниях, но реальная задача перед ним встала иная: «поиски героя», как определил ее для себя и для всех «серапионов» Тихонов. От романтического самопогружения к реалистическому самопознанию - такова оказалась писательская эволюция Каверина.

Для прозаика профессиональную литературную жизнь Каверин начал удивительно рано - в 21 год он уже выпустил сборник рассказов «Мастера и подмастерья» (1923 ). Не одному Шкловскому казалось, что Каверин «научился слишком легко», и не один Юрий Олеша ему говорил: «Зачем вам писать? Ведь вы уже научились». Однако сам Каверин достаточно быстро понял, что учиться нужно гораздо более существенным вещам, чем «сумма приемов»: нужно было пройти ту школу «...самоизучения, которую создал для себя Толстой, прежде чем была написана первая строка "Детства"»,- размышлял писатель в поздние годы. Такой «школой самоизучения» стали для Каверина первые же его крупные вещи - романы «Скандалист» (1928 ) и особенно «Исполнение желаний» (1935-1936 ). В главных персонажах обоих романов - студентах Нагине и Трубачевском - без труда распознается авторское лицо. Наибольший читательский успех Каверина, связанный с созданием «Двух капитанов» (1939-1944 ), определился как раз удачной разработкой образа главного героя романа - Сани Григорьева, разыскивающего затерявшиеся следы русской арктической экспедиции. В этом романе свой внутренний опыт прозаику удалось воплотить в образ нужного эпохе романтика действия, а не одной лишь мечты

Тема Каверина - это тема исполнения долга, предначертанного человеку с младенческих лет, тема борьбы людей доброй воли против несправедливых условий человеческого существования, против тех, кто при любых условиях извлекает для себя корыстную выгоду.

Не только в художественной, но и в мемуарной прозе, занимающей очень существенное место в его работе 1960-80-х («В старом доме», «Петроградский студент», «Освещенные окна», «Вечерний день», «Письменный стол» и др.), Каверин делает героями лишь тех людей, кто, по его мнению, был рыцарски предан своим идеалам и бескорыстно им служил. Эта благородная черта априорно объединяет в глазах писателя таких разных художников, как Тынянов и К.Г. Паустовский, Зощенко и Н.А. Заболоцкий, А.П. Гайдар и Е.Л. Шварц.

В «Эпилоге» (1989 ), в частности, рассказано, почему Каверин вынужден был покинуть Ленинград вскоре после начала войны, во время уже начавшейся блокады. Хотя он работал военным корреспондентом ТАСС, это не избавило его от настойчивых домогательств со стороны Управления ленинградским НКВД. По счастливому стечению обстоятельств Каверин удалось перевестись в Москву и быть командированным на Северный флот. Впечатления от этого периода жизни легли в основу романа «Наука расставания» (1985 ).

В 1947 Каверин окончательно переезжает в Москву, продолжая, по его собственным словам, «считать себя ленинградцем». В поздние годы он жил в основном в писательском пос. Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступлениями в защиту культурных свобод и гонимых художников. Общественный резонанс вызвала его речь на Втором съезде СП (1954 ), в которой он «реабилитировал» историческую прозу Тынянова и драматургию М.А. Булгакова. Каверин принял активное участие в создании и издании сборнике «Литературная Москва» (1956 ), ставших заметным явлением культурной «оттепели». Известны его выступления в защиту А.И. Солженицына, А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля, а также доклад «Насущные вопросы литературы» (1967 ), предназначенный для IV съезда СП (произнести его не удалось, а напечатан он был лишь в 1971 за границей - в ФРГ). В последние 2 года жизни Каверин помогал созданию и изданию альманаха молодых писателей «Весть» (1989 ), в котором, в частности, была напечатана ставшая знаменитой «поэма» Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки».

Художественное слово, по Каверину, противостоит злу и отвергает его. Изнутри оно оборачивает к борьбе душу самого писателя. На эту тему Каверин начал размышлять еще в романе «Художник неизвестен» (1931 ) - наиболее интересном с эстетической точки зрения произведении довоенного периода. Профессия писателя не только «накладывает отпечаток» на его личную жизнь - она изменяет и направляет ее течение, с неумолимой последовательностью раскрывает его человеческую биографию, его судьбу.

Вениамин Александрович Каверин родился 6(19) апреля 1902 года в Пскове; умер 2 мая 1989 года в Москве. Настоящая фамилия - Зильбер; творческий псевдоним взят в честь Петра Павловича Каверина - гусара, дуэлянта-забияки и разгульного кутилы, в чьих проделках нередко принимал участие юный Пушкин.

Родился в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка, из шести детей которого Вениамин был самым младшим. С детства огромное влияние на него оказывал старший брат Лев, впоследствии всемирно известный ученый-микробиолог и иммунолог, академик, один из создателей вирусной теории рака. В 1912 г. Каверин поступил в Псковскую гимназию, где проучился 6 лет. В 1919 г. переехал в Москву, окончил там среднюю школу и поступил на историко-филологический факультет университета. Увлекался сочинением стихов, но после суровых отзывов О. Э. Мандельштама и В. Б. Шкловского оставил версификационные опыты. Одновременно служил в студенческой столовой, потом работал в библиотеке Московского военного округа и в художественном подотделе Московского совета.

В 1920 г. по совету Юрия Тынянова (мужа сестры Каверина), которого считал своим литературным учителем, переехал в Петроград, где продолжил образование на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Как филолога его привлекали малоизученные страницы русской литературы начала XIX-го века: сочинения В. Ф. Одоевского, А. Ф. Вельтмана, О. И. Сенковского. В 1923 г. он окончил Институт восточных языков, в 1924 г. – университет, оставшись в нем в аспирантуре. Одновременно Каверин преподавал в Институте истории искусств. В 1929 г. Каверин защитил кандидатскую диссертацию по русской филологии под названием «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского», принесшую автору звание научного сотрудника первого разряда.

Важную роль в творческом формировании писателя сыграло его участие в литературной группе «Серапионовы братья», в составе которой были Вс. Иванов, М. Зощенко, К. Федин и другие. В 1922 году был опубликован первый рассказ; в том же году Каверин женился на Л. Н. Тыняновой (1902-1984), впоследствии детской писательнице. В 1923 г. увидел свет первый сборник рассказов Каверина «Мастера и подмастерья», в 1925 г. - повесть «Конец Хазы», а в 1931 г. - роман «Художник неизвестен».

Был период, когда он пытался сочинять пьесы (в начале 30-х некоторые даже имели успех - их ставили первоклассные режиссеры, сам Вс. Мейерхольд предлагал сотрудничество), но, по собственному признанию Каверина, с ремеслом драматурга он был не в ладах. С начала 1930-х Каверин кардинально меняет область литературного творчества и приступает к написанию романов, в которых ставил задачу не только передать свои знания жизни, но и выработать собственный литературный стиль. Первым из них стал «Исполнение желаний» - он, как и несколько последующих («Два капитана», «Открытая книга»), пользовался большой популярностью. Замысловатое сюжетное построение и подчеркнутая контрастность, с какой писатель рисует портреты своих героев, - отличительные способности этих книг.

Во время войны Каверин работал корреспондентом газеты «Известия». В 1944 году была опубликована последняя часть самого известного из произведений писателя - романа «Два капитана»; в том же году этот роман был удостоен Сталинской премии. Неизвестно, как сложилась бы судьба Каверина, не напиши он этот роман; вполне возможно, что писатель разделил бы участь своего старшего брата, академика Льва Зильбера, которого трижды арестовывали и отправляли в лагеря.

Из поздних произведений Каверина необходимо отметить роман «Перед зеркалом» (1971), повесть «Верлиока» (1982), а также автобиографические книги «В старом доме» (1971) и «Освещенные окна» (1976).

В поздние годы Каверин жил, в основном, в писательском поселке Переделкино под Москвой, давая о себе знать не только своими произведениями, но и выступлениями в защиту культурных свобод и гонимых художников. Он добивался литературной реабилитации Тынянова и Булгакова, подписал обращение в защиту Синявского и Даниэля, поддерживал Солженицына. Членом правления Союза писателей Каверин стал только в 1986 году, всего за три года до смерти.

Он не прекращал писать до последних дней, даже когда уже не было полной уверенности в том, что все замыслы удастся осуществить. Одной из последних работ Каверина стала книга о его лучшем друге Ю. Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом Вл. Новиковым.

Похоронен Вениамин Каверин на Ваганьковском кладбище. В июне 1995 г. состоялось открытие памятника «Два капитана», который расположен у здания Псковской областной детской библиотеки. В апреле 1997 г. у здания главпочтамта в Пскове на месте дома, где родился Каверин, открыта мемориальная доска.

Произведения Каверина начали экранизировать уже в 1926 году. На одном только Ленфильме были сняты кинофильм «Чужой пиджак», кинофильм в двух сериях «Два капитана» и телефильм в девяти сериях «Открытая книга». Наиболее удачной он считал телевизионную версию повести «Школьный спектакль». По знаменитым «Двум капитанам» было снято три фильма. А 19 октября 2001 года в Москве состоялась премьера мюзикла «Норд-Ост», созданного по мотивам этого романа. 11 апреля 2002 года на Северном Полюсе авторами мюзикла Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко был водружен флаг «Норд-Оста» с бессмертным девизом полярников «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Фантастические элементы присутствуют во многих произведениях Каверина. Его ранняя проза - рассказы «Хроника города Лейпцига за 18.. год» (1922), «Манекен Футерфаса» (1923), «Пятый странник» (1923), а также рассказы «Инженер Шварц», «Столяры» и «Щиты», вошедшие в сборник «Мастера и подмастерья» (1923) - обнаруживает влияние немецкого романтизма и экспрессионизма; в более поздних рассказах - «Большая игра» (1925), «Ревизор» (1926), «Голубое солнце» (1927), «Друг микадо» (1927), «Сегодня утром» (1927) и др., включенных в сборник «Воробьиная ночь» (1927) - ощутимую роль играет сатирический гротеск. К фантастике писатель вернулся в 1960-80-е гг., создав несколько произведений детской фантастики: повесть «Верлиока» (1981), сказочные рассказы «Легкие шаги» (1963), «Снегурочка» (1967), «Летающий мальчик» (1969), «Сын стекольщика» (1979), «Рисунок» (1980).

    - [р. 6(19).4.1902, Псков], русский советский писатель. Окончил институт восточных языков (1923) и историко филологический факультет ЛГУ (1924). Первый рассказ опубликовал в 1922. В начале 20 х гг. входил в группу «Серапионовы братья». Произведения … Большая советская энциклопедия

    Настоящая фамилия Зильбер (1902 1989), русский писатель. Брат Л. А. Зильбера. Остросюжетная проза: романы «Исполнение желаний» (кн. 1 2, 1934 1936), «Два капитана» (кн. 1 2, 1938 1944; Государственная премия СССР, 1946), трилогия «Открытая книга» … Энциклопедический словарь

    Современный беллетрист и литературовед. Получил образование в Институте восточных яз. и в Ленинградском университете. Был членом лит ой группы "Серапионовы братья" (см.). Первый рассказ К. вышел в 1920. К. представитель молодого … Большая биографическая энциклопедия

    КАВЕРИН (наст. фам. Зильбер) Вениамин Александрович (1902 89) русский писатель. Брат Л. А. Зильбера. Остросюжетная нравственно психологическая проза: романы Исполнение желаний (кн. 1 2, 1934 36), Два капитана (кн. 1 2, 1938 44; Государственная… … Большой Энциклопедический словарь

    КАВЕРИН (до 1930 Зильбер) Вениамин Александрович (19.04.1902, Псков 02.05.1989, Москва), русский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1946 за роман «Два капитана»). Окончил Институт восточных языков (1923),Ленинградский университет… … Энциклопедия кино

    - (настоящая фамилия Зильбер) (1902, Псков — 1989, Москва), писатель. Брат микробиолога. Окончил Институт восточных языков, слитый в 1923 с историко филологическим факультетом Ленинградского университета (1924); входил в литературный кружок… … Москва (энциклопедия)

    КАВЕРИН Вениамин Александрович - (р. 1902), русский советский писатель. Ром. «Девять десятых судьбы» (1925), «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» (1928), «Художник неизвестен» (1931), «Исполнение желании» (кн. 1—2, 1934—36), «Два капитана» (кн. 1,… … Литературный энциклопедический словарь

    - (наст. фам. Зильбер; 1902–1989) – рус. писатель. Род. в семье музыканта. Окончил ин т восточ. языков. Начал печататься с 1922. Остросюжетная нравств. – психологич. проза с присуствием фантастич. элементов характерна для мн. произв. К. Автор книг… … Энциклопедический словарь псевдонимов

    Вениамин Каверин Имя при рождении: Вениамин Александрович Зильбер Дата рождения: 6 (19) апреля 1902 Место рождения: Псков Дата смерти: 2 мая 1989 Место смерти: Москва Род деятельности: советский писатель Вениами … Википедия



Рассказать друзьям