Метелица герой фадеева. Роман Александра Фадеева "Разгром": анализ произведения, характеристика героев, история создания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Любимый герой А.Фадеева в романе «Разгром»… Кто же он? Я думаю, что это Метелица. С какой теплотой, симпатией рисует писатель образ этого обаятельного человека!

Пастух Метелица «весь был огонь и движение». В нем чувствуется неуемная жажда жизни, он полон энергии. Метелица предан делу, которое защищает, для него идея революции – священное понятие. Это на удивление цельная натура.

Молодой, энергичный Метелица «не лишен военной сметки», он «выставил свой план отступления». Фадеев обращает внимание читателей на «смелый полет Метелицыной самостоятельной мысли». Да и сам командир отряда, Левинсон, с уважением относится к юному пастуху, невольно «любуется» им.

У Метелицы детская, добрая душа. Его трогает до глубины души маленький подпасок, парнишка, которого он встречает ночью, выполняя свое трудное задание. При виде этого мальчишки и всей его убогости (а перед ним крестьянский мальчонка в пиджаке «с хозяйского плеча», в рваных штанишках «с просвечивающими голыми коленками», бросается в глаза «тонкая детская шея») в душе Метелицы «пробуждается» «что-то – такое же жалкое, смешное, детское». Метелица отказывается от предложенного парнишкой угощения – картошки и хлеба, не желая объедать сироту.

Во время разведки Метелица проявил неосторожность и попал в плен. Среди врагов пастух ведет себя смело и решительно.

Первым делом деятельный, неугомонный Метелица «обшарил весь сарай, ощупал все дырочки, попытался даже выломать дверь», но это были «напрасные усилия». С завидным спокойствием осознав, что «на этот раз» «ему действительно не уйти», Метелица сосредоточил все свои «душевные и физические силы» на том, чтобы не показать людям, которые будут его допрашивать и «убивать», своего страха и, напротив, продемонстрировать свое «презрение» по отношению к ним. Какая твердость духа! Как независимо и мужественно ведет он себя во время допроса!

Сколько силы воли понадобилось ему, чтобы выдерживать взгляд своего «палача», при этом показывать всем своим видом, что «он не скажет ничего такого, что могло бы удовлетворить спрашивающих».

Перед лицом смерти раскрылось все то лучшее, что есть в этом человеке: искренность, отвага, преданность делу и своим товарищам. Метелица вдруг осознал, что обманывал сам себя, когда думал, будто ему безразлично мнение окружающих, будто он «презирает» людей за их «мелочность». Метелица понял: все, что делал он в своей жизни, «он, сам того не замечая, делал ради людей и для людей». Герой Фадеева вдруг ощутил горячую любовь к людям. Он «сердцем охватил» «колеблющуюся, пеструю, тихую толпу мужиков, мальчишек, напуганных баб…».

«Вот это да!» - чуть не воскликнул он, сразу весь распахнувшись, обрадовавшись этому всему живому, яркому и бедному, что двигалось, дышало и светило вокруг и трепетало в нем…».

Метелица не склонил головы перед своими «палачами». И ту силу, которая таилась в этом парне, почувствовали люди: «… и каждый человек на площади обернулся к нему и тоже почувствовал, затаив дыхание, как эта поступь, сила живет в его гибком и жадном теле».

Когда привели «свидетеля» (того пастушонка, с которым Метелица встретился ночью), он «с деланным равнодушием» смотрит на насмерть перепуганного парнишку. И когда офицер, исполняя приказ начальника эскадрона, бросился к мальчику, чтобы подвергнуть ребенка физическим пыткам, Метелица не выдержал и бросился на офицера. В то «мгновенье», когда толпа замерла от ужаса, «чье-то стремительное и гибкое тело взметнулось с крыльца». Не думая о себе, герой романа Фадеева, бросился на защиту ребенка. В Метелицу выстрелили в упор. Так героически оборвалась его жизнь.

И пусть Метелице Фадеев уделил меньше страниц своего романа, чем Мечику, Левинсону, Морозке, но этот образ получился на удивление светлый, притягательный. И Фадеев любуется своим героем! Метелица обладает всеми качествами, которые характеризуют настоящего мужчину: мужеством, силой воли, человечностью.


Роман А. А. Фадеева «Разгром» был написан в 1926 году. В основе произведения лежит рассказ-этюд писателя «Метелица», который был затем развернут автором до крупного произведения. В романе «Разгром» Фадеев, сосредоточившись на изображении военной жизни небольшого отряда партизан, описывает события Гражданской войны (1917 – 1923), происходившие в Уссурийском крае. Произведение является ярким примером литературного направления соцреализм.

При подготовке к уроку литературы либо перед проверочной работой советуем прочитать краткое содержание «Разгром» по главам на нашем сайте.

Главные герои

Левинсон – командир отряда, «маленький, неказистый на вид - весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен», сын торговца подержанной мебелью.

Мечик Павел – молодой парень, который пошел в партизаны, мечтая о подвигах, но оказался слишком слаб духом. Бросил отряд, сбежав в город. Был влюблен в Варю.

Морозка (Иван Морозов) – ординарец, муж Вари, родился в шахтерской семье. Был убит казаками.

Другие персонажи

Варвара (Варя) – сестра милосердия в лесном лазарете, жена Морозко, была влюблена в Мечика.

Сташинский – доктор в лесном лазарете.

Бакланов – помощник Левинсона.

Дубов, Метелица, Кубрак – взводные в отряде Левинсона.

Чиж, Пика, Ефимка – партизаны в отряде Левинсона.

1. Морозка

Левинсон отправляет Морозку отвезти пакет в отряд Шалдыбы. Не желая ехать, ординарец пытается уговорить командира, чтобы тот послал кого-то другого. Однако когда Левинсон сказал, что если Морозка не хочет слушаться, то пусть сдаст орудие и «убирается на все четыре стороны» , ординарец угрюмо соглашается.

«Морозка был шахтер во втором поколении» , четвертый сын в семье. Всю жизнь он «не искал новых дорог» , делая все бездумно. Морозка воевал на фронте, был шесть раз ранен и дважды контужен, и до революции уволился. Вскоре женился на откатчице Варе, а в «восемнадцатом году» ушел «защищать Советы» .

По дороге к Шандыбе Морозка попадает под обстрел – идет бой между партизанами и японцами. Партизаны бегут от неприятеля, оставив на поле раненого парнишку в городском пиджаке. Морозка спасает его.

2. Мечик

«Спасенный не понравился Морозке с первого взгляда» . Раненого звали Павел Мечик. Очнулся он уже в лесном лазарете, куда его привез Морозка. Раньше Мечик жил в городе и шел к партизанам, мечтая о подвигах. Ног вскоре его представления и фантазии были развеяны реальностью.

В лазарете Мечик влюбляется в «милосердную сестру» – Варю, жену Морозка, она тоже испытывает к Павлу благосклонность. Однако старый партизан Пика отзывается о женщине как о «блудливой» – «не может никому отказать – и все тут» .

3. Шестое чувство

Морозка считал, что Мечик «пришел к ним на готовенькое» («хотя на самом деле трудный крестный путь лежал впереди») и не понимал, что в нем нашла его Варя.

Морозка крадет у сельского председателя Рябца дыни, и Левинсон приказывает забрать у ординарца оружие, назначая на вечер собрание для разбора этого вопроса.

Левинсон, допрашивая своих разведчиков, понимает, что что-то надвигается – «чувствовалось что-то неладное» . Командир распорядился насушить сухарей и увеличить порцию овса для лошадей.

4. Один

Мечик переживает из-за того, что все к нему относятся с насмешкой, а не с сочувствием. Павел рассказал Сташинскому, что раньше служил у «максималистов» . Узнав об этом, доктор стал относиться к Мечику более «сухо» и «отчужденно» .

5. Мужики и «угольное племя»

Левинсон пошел на собрание раньше, чтобы разведать слухи, ходившие среди мужиков. В мужицких голосах командир «улавливал тревожные нотки» . На собрании Дубов предложил выгнать Морозку, но ординарец поклялся, что это больше не повторится. Левинсон распорядился о том, чтобы партизаны помогали мужикам в свободное время по хозяйству.

6. Левинсон

Доходившие до Левинсона тревожные вести не давали ему что-то предпринимать, однако о его колебаниях никто не знал. «С той поры как Левинсон был выбран командиром, никто не мог себе представить его на другом месте: каждому казалось, что самой отличительной его чертой является именно то, что он командует их отрядом» .

Вскоре приходит известие, что японский десант занял город. Левинсону передали приказ о «сохранении боевых единиц» . Командир принимает решение об отступлении.

7. Враги

По указанию Левинсона Сташинский начинает «постепенно разгружать лазарет» . Влюбленная в Мечика Варя, по-матерински советует ему пойти в отряд к Левинсону.

В лазарет приезжает Морозка. Иван, ранее не ревновавший Варю, начинает злиться, заметив симпатию между Павлом и Варей – то, что «любовником его жены может быть такой человек, как Мечик, показалась ему сейчас очень обидной» . Морозка ссорится с Мечиком.

8. Первый ход

Явившись к Левинсону, Морозка попросил «пустить его во взвод» , назначив ординарцем Ефимку. Командир согласился. Морозка был рад, «что снова находился среди ребят» .

Ночью Левинсон, подняв боевую тревогу, объявил, что они уходят отсюда.

9. Мечик в отряде

Сташинскому доложили об отступлении отряда. В этот же день Мечик впервые встал на ноги. Павел и Варя сближаются еще сильнее. Он был первым, кому Варя сказала «желанный, любимый» . Павел же очень робел в ее обществе, еще и чувствуя свою вину перед спасшим его Морозкой. Вместе с Пикой Мечик ушел в отряд к Левинсону. На прощание Варя подарила Павлу вышитый кисет.

Левинсон, расспросив Мечика о его предыдущей службе, направляет парня к Кубраку, дав в распоряжение «неказистую» кобылу Зючиху. Мечика возмутило, что ему дали плохую лошадь, он видел в этом насмешку над ним со стороны Левинсона. Обидевшись, Павел решил не ухаживать за Зючихой, за что «снискал всеобщую нелюбовь, как «лодырь и задавала» » . В отряде Мечик больше всего общается с Чижом, который научил его «отвиливать от дневальства, от кухни» .

10. Начало разгрома

Разведчики Левинсона докладывали о том, японцы заняли большие территории. Командир решил отправить в разведку Бакланова и Мечика. Вопреки сведениям предыдущих разведчиков в деревушке Соломенной были японцы. Застрелив троих неприятелей, Бакланов и Мечик сбежали, узнав все необходимое.

11. Страда

Во время перехода через тайгу партизанам приходилось бороться с голодом и холодом. «Левинсон глубоко верил в то, что движет этими людьми не только чувство самосохранения, но и другой, не менее важный инстинкт, <…> по которому все, что приходится им переносить, даже смерть, оправдано своей конечной целью» . По дороге партизаны встретили даубихинского спиртоноса Стыркшу, который рассказал, что за «поимку живого или мертвого» Левинсона обещана награда.

Партизаны приходят к госпиталю. Сташинский и Левинсон, понимая, что смертельно раненый Фролов будет только обузой, решают дать ему яд. Случайно услышавший их разговор Мечик пытается помешать происходящему, кричит на доктора. Фролов осознает, что ему дали не просто лекарство и перед смертью просит позаботиться о его сыне.

12. Пути-дороги

Вновь увидев Варю, Морозка снова начал думать о жене и о Мечике, стараясь «уверить себя, что ему все безразлично» . Партизаны начали продвигаться дальше. На одном из привалов Варя, все это время скучавшая по Мечику, сама подошла к нему. Однако Павел смутился и женщину потащил в кусты Чиж – «и ей действительно стало все безразлично» .

13. Груз

Стоя часовым, Мечик понимает, что хочет покинуть отряд. Об этом он говорит совершающему обход Левинсону. Мечик объясняет командиру, что считает себя никуда не годным и не нужным партизаном и просит отослать его в город. Раздумывая после об их беседе, Левинсон подумал, что « «до тех пор пока у нас, на нашей земле <…> миллионы людей живут еще в грязи и бедности, <…> до тех пор могут рождаться на ней такие ленивые и безвольные люди, такой никчемный пустоцвет…» .

14. Разведка Метелицы

Левинсон отправляет Метелицу в разведку в деревню. Выбравшись из тайги, взводный знакомится с мальчиком-конюхом, у которого оставляет лошадь. Узнав, что в деревне обосновались казаки, Метелица пытается разведать что-то под окнами дома начальника эскадрона, но его ловят.

Новость о том, что Метелица не вернулся, взволновала Левинсона, но они все равно решили выдвигаться. Командир сильно болел, и с каждым днем ему становилось все хуже.

15. Три смерти

Метелица очнулся в большом темном сарае, думая о том, как он «сможет показать тем людям, которые станут его убивать, что он не боится и презирает их» . После допроса взводного вывели на площадь. Один из мужиков выводит пастушонка, у которого Метелица оставил лошадь. Казаки хотят допросить мальчика, но взводный бросается в защиту пастушонка и погибает от казачьей пули.

Партизаны заметили приближающийся эскадрон казаков. Отряд Левинсона прогоняет противника, время стычки был убит конь Морозки. По приказу командира расстреляли мужика, который выводил на площадь мальчика-пастушка.

16. Трясина

Не участвовавшая в атаке Варя приехала в село, когда все уже разбрелись по хатам. Узнав, что Морозка жив, она тут же отправилась его искать и нашла пьяным на улице – мужчина напился, горюя о смерти коня. Женщина помогла ему встать и отвела на сеновал. Неожиданно для себя Морозка поцеловал Варю второй раз в жизни. Они помирились.

Утром на село начала наступать вражеская конница. Из-за недостатка людей отряду Левинсона пришлось отступать в лес. Бойцов останавливает трясина. Левинсон приказывает гатить болото. Под пулями противника партизанам удалось перейти трясину.

17. Девятнадцать

Недалеко от места, где переправлялись партизаны, казаки устроили засаду. Мечика отправляют в разведку. Засыпая на лошади, он видит перед собой казаков, но, не предупредив отряд, в испуге сбегает, а после возвращается город. За Мечиком ехал Морозка. Иван успевает выстрелами предупредить свой отряд, после чего его убивают казаки.

Левинсон приказывает идти на прорыв. Ему сообщают, что убили Бакланова. Не скрывая больше своей слабости, командир расплакался. Прорвавшись, «выехали они из леса – все девятнадцать» и оказались в поле.

«Левинсон обвел молчаливым, влажным еще взглядом это просторное небо и землю, сулившую хлеб и отдых, этих далеких людей на току, которых он должен будет сделать вскоре такими же своими, близкими людьми, какими были те восемнадцать, что молча ехали следом, - и перестал плакать; нужно было жить и исполнять свои обязанности» .

Заключение

В романе «Разгром» Фадеев поднял ряд важных тем, ведущей из которых является тема революции и Гражданской войны. В произведении маленький мир небольшого партизанского отряда становится отражением реальной масштабной картины исторических событий того периода. Центральными фигурами романа являются образы красного командира Левинсона и слабого духом партизана Мечика, через противопоставление которых автор подчеркивает, что ведущей силой революции являлись «простые люди» с огромной волей к победе.

Тест по роману

Хорошо запомнили краткое содержание? Пройдите тест!:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 1664.

Роман «Разгром» - это лироэпическое произведение, где сочетается и толстовская «поступь» прозы, и «полет» поэзии, где описание и переживание слиты в многозначительных подробностях, где даже пейзажи по-своему романтичны, эмоционально значимы.

Вот пример психологической зоркости А. Фадеева. Пойманного белыми Метелицу, жизнелюбивую натуру, допрашивает белый офицер. Метелице ясно, что его ждет смерть, и весь допрос ему попросту противен. Вдруг офицер, глядя на его изрытое, рябое лицо, спрашивает, как бы внося ненужную, фальшивую для Метелицы ноту человечности, сожаления, хрупкой надежды, как бы сближающую их через барьеры, о чем-то постороннем:

Оспой давно болел?

Зачем этот вопрос? К чему случайная, никуда не ведущая сентиментальность? Метелица раздражен, он не принял подобной наводки мостов, игры в гуманизм, фальшивого «очеловечивания» поединка. Он не хочет цепляться за жизнь, стать расслабленным, униженным перед врагом:

«Он растерялся потому, что в вопросе начальника не чувствовалось ни издевательства, ни насмешки, а видно было, что он просто заинтересовался его рябым лицом. Однако, поняв это, Метелица рассердился еще больше...»

И так во всем. Реальная подробность в романе подается заостренно, наглядно. Для выявления ее сущности создается особая ситуация, сюжетная поправка. «Прообразом Левинсона был И. М. Певзнер - командир Особого Коммунистического отряда... Бакланов - юный помощник И. М. Певзнера Баранов; в фигуре „увертливого и рыжего” Канунникова соратники А. Фадеева узнавали партизанского курьера Кононова...» Детали кульминационного момента романа - встреча дозорного Морозки с белоказачьей засадой - так близки описанию реального случая, о котором идет речь в донесении от 7 ноября 1919 г. командира Сучанского отряда Петрова-Тетерина: «В деревне Орехово я наскочил на засаду противника: ехавшие в дозоре Морозов и Ещенко убиты вплотную. Морозов выхватил наган и дал два выстрела в офицера. Бандиты дали залп из засады и убили моих бойцов». «Своею смертью товарищи Ещенко и Морозов спасли отряд», - отметил исследователь С. В. Заика.

В «Разгроме» последняя ситуация романтически преображена, заострена. Морозна (не Морозов, а именно менее солидный Морозка, что оттеняет его озорство, стихийность, юность) не просто выстрелил во врагов, угрожавших ему непосредственно: он «выхватил револьвер и, высоко подняв его над головой, чтобы было слышнее, выстрелил три раза, как было условлено...»

Реальная ситуация весьма резко, в трагедийно-романтическом плане преображена, героизирована - до выстрелов Морозка убедился, что Мечик действительно предал его, предал отряд («Сбежал, гад...»). Герой пережил и чувство своей правоты в споре с этим себялюбцем, эгоистом, и более глубокое чувство родства с бойцами, с доверившимися ему людьми. Все это пережил и автор. Эти три выстрела - три точки в сюжетных линиях, в диалогах с Левинсоном, чуть не отобравшим у него оружие после кражи дынь, с Варей, которую он все-таки любил, наконец, с Мечиком, неуязвимым в спорах, в искусстве самозащиты.

Реализм Фадеева, образно говоря, - это окрыленный мечтой реализм, этот реализм обусловил все искусство концентрации (а не регистрации) действия, резкую очерченность характеров Левинсона, Морозки, Метелицы и их антипода Мечика.

Как сочетаются реалистические и романтические словесные краски при раскрытии характера Левинсона?

В романе изображено множество крупных и мелких деяний, в которых этот герой - человек невысокого роста, уязвимый перед ударами судьбы, знающий, как мы видели, сомнения и состояния бессилия, - как бы плывет по течению, по воле событий. Наступают на район японцы и белоказаки - он уводит отряд, заранее готовит походные сухари. Он просит доктора Сташинского сократить мучения безнадежно больного Фролова... Надо накормить отряд - он отнимает свинью у крестьянина-корейца. Наконец, будучи прижат казаками к болоту, он, спасая отряд, приказывает строить гать. В повседневном быту он то перевоспитывает Морозку, способного воровать дыни на бахчах, то внимательно выслушивает исповеди Мечика, изумляясь одному: какой набор из простого самолюбия, сознания своей исключительности, неуважения к партизанам-шахтерам, к Морозке и Метелице живет в нем. «Вот тебе и на... ну - каша!» - думал Левинсон...

В один из моментов Левинсон вдруг, как мученик Христос, преодолевает боли и страдания своего земного тела и «чувствует прилив необыкновенных сил, вздымавших его на недосягаемую высоту». Писатель, правда, оговаривается, «спасая» героя от сходства с неземным Мессией: «И с этой обширной, земной человеческой высоты он господствовал над своими недугами, над слабым своим телом...» Но эта высота и это господство - в известном плане именно неземные, порождаемые Идеей, завтрашним днем, мечтой. «И неотвратим конец пути»,- писал Б. Пастернак о проницательности своего Гамлета-Христа в «Докторе Живаго». Фактически все время в Левинсоне происходит осознание неотвратимости его пути. С одной стороны, он видит всю скудость и бедность жизни старого, «ветхого» человека, живущего «еще в грязи и бедности, по медленному и ленивому солнцу», а с другой - он видит мир иной, способен укреплять в себе волю к «преодолению этой скудости и бедности», велений «злого и глупого Бога».

В чем смысл этой борьбы, раскрывающей жизненные позиции Морозки и Мечика?

В этом сопоставлении двух героев - огромная правда романа. Вроде бы ни о чем серьезном «не думающий» Морозка, не знающий своей личности, явно забывший о ней, и все время сосредоточенный только на себе, своем «я» Мечик в итоге приходят к финалу предельно противоположными... Морозка имеет моральное право сказать о Мечике: «Сбежал, гад...»

Вся его бессознательная неприязнь к Мечику, обиды на Варю, чего-то еще искавшую в этом трусе и эгоисте, якобы возвышенном существе, оказались оправданными: он трудно распознавал малодушие, ненадежность Мечика, долго ругал себя, а не его, приписывал раздражение своей ревности... Но оказалось, что дело было не в одной ревности, не в зависти Морозки к образованности, учености Мечика... Морозка стихийно угадал, что у них с Мечиком разные представления о счастье, о будущем: они внешне едины до тех пор, пока успешно идут дела, пока далека опасность, но... Едва возникла опасность для отряда, для Морозки, как Мечик, «тихо вскрикнув, соскользнул с седла и, сделав несколько унизительных движений, вдруг стремительно покатился куда-то под откос...».

Трус оказался еще и многоречивым: виноваты перед Мечиком в итоге те же партизаны, не понимавшие его, способные «жить такой низкой, нечеловеческой, ужасной жизнью...».

Чтобы подробнее рассмотреть «Разгром», необходимо кратко передать содержание. В романе идет речь о неоднородной партизанской массе. Революционная волна затрагивала интересы всех групп населения. Один из главных героев, партизанский командир Левинсон, - человек «правильной породы», которого все любили и уважали. Его маленький партизанский отряд испытывает голод, усталость, лишения, постоянные угрозы для жизни, смерть многих и многих. Я вижу, что события разворачиваются на окраинах бывшей царской России, в гуще народа, среди людей подавленных и угнетенных. Представителями народа являются шахтерская масса, из которой выделяется отчаянный Морозка, ответственный и исполнительный Дубов, из крестьян - бывший пастух Метелица, человек отважный и смелый.

Представителями интеллигенции являются Мечик и доктор Сташинский. Маленький партизанский отряд Левинсона, пробираясь к своим, защищается от многократно превосходящих сил противника, мужественно преодолевает различные препятствия на своем пути. Финал романа драматичен. Отряд попадает в засаду, остается девятнадцать человек. Партизаны разгромлены, но в конце романа я вижу светлое и ободряющее начало, которое показано через отчаянный подвиг Морозки. В последних строчках романа мы видим надежду автора на светлое будущее, которое выражается в словах: «нужно было жить и исполнять свои обязанности».

Теперь обсудим героев романа, каждый из которых индивидуален на свой лад. Следует выделить из персонажей командира отряда Левинсона, который не отличается яркой внешностью, но обладает талантом руководителя. Левинсон чувствует на себе ответственность за доверенных ему людей. Он настоящий большевистский вожак, сознательный руководитель масс, человек «особой, правильной породы», готовый на самоотречение ради своих идеалов. Левинсон пользуется настоящим уважением, служит примером подражания юного Бакланова. Однако Фадеев, по-моему, несколько идеализирует своего героя. Ведь если присмотреться внимательно, то можно увидеть, что Левинсон вполне обыкновенный человек со слабостями и недостатками. Дело в том, что он умеет таить и подавлять все свои страхи и сомнения, мучительные разлады. Левинсон очень искусно руководит людьми.

Юный Бакланов старается подражать своему командиру во всех мелочах. Автор показывает, что помощник командира - набирается опыта для будущего. Фадеев рисует образ рассудительного Гончаренко. Я считаю, что этот подрывник тоже является в какой-то мере человеком «правильным». Я читала, как четко и самоотверженно действовал Гончаренко во время отступления, искусно взрывал гать, как рассудительно и умно говорил с партизанами. Такие люди беспредельно преданы революции и ее идеалам, они знают, что делают и куда идут, ради чего сражаются.

В романе мало персонажей, но зато Фадеев внимательно исследовал каждую личность, ее становление и развитие. Поэтому прежде чем показать человека на вершине героизма, писатель изображает его в обычной обстановке. Фадеев показывает нелегкий быт партизан, их будничную жизнь. Например, Морозка прошел тернистый путь, превращаясь из партизана нерадивого в партизана «исправного». В начале романа я вижу несознательность и недисциплинированность Морозки, его грубое обращение с Варей, которая хотела чистой и искренней любви. Но это участие в борьбе дало начало его нравственному перевоспитанию. Его жизнь становится более осмысленной, он старается постичь свои поступки и окружающий мир. «Беспечное озорство» Морозки превращается в ответственность, происходит становление личности. В результате чего Морозка совершает поистине героический поступок в конце романа, пожертвовав своей жизнью ради товарищей. Выделяется в романе и бывший пастух Метелица. Этот герой отважен и стремителен, его храбрость восхищает окружающих.

Метелица сформировался сам по себе, в стихии трудовой жизни. В данном случае революция помогла герою не потерять свои прекрасные качества. Он получает возможность использовать и раскрывать их в полную меру. Меня восхищает Метелица: его огонь, движение, хищные глаза, решительность, стремительность, молниеносность. Фадеев показывал становление стихийности в сознательное начало на примере Морозки. Метелица же, по-моему, - дополнение образа Левинсона. Сомнения и опыт командира сочетаются с решительным Метелицей. Это можно наблюдать на примере того, как ловко Левинсон подменяет стремительный план Метелицы более спокойным и осторожным. Автор показывает достоинства Метелицы, которыми не наделен Морозка. Но каждый герой по-своему индивидуален и неповторим. Естественное поведение Морозки в начале романа характеризуется расхлябанностью, хулиганством, бесшабашностью и безотчетностью многих поступков.

Но если Метелице и Морозке автор симпатизирует, то к Мечику Фадеев испытывает полную антипатию. Автор показывает, как мелкобуржуазный интеллигент Мечик ищет романтики и героических подвигов в Гражданской войне. Но, увидев обыденность, воровство, издевательства, насмешки, ругательства в партизанской массе, Мечик разочаровывается; Мечик морален, но его качества проявляются только на словах, а не на деле. Мечик думает только о спасении своей собственной жизни, он ненадежен. Соприкасаясь со сложностью реальной жизни, он теряется, у него не остается идеалов: ни желанного подвига, ни чистой любви к женщине. Его трусость и неуверенность вскоре порождают предательство, которое Фадеев клеймит позором. Мечик обладает абстрактным гуманизмом, который пассивен и не требует жестокости и суровости. Однако этот гуманизм причиняет страдания. Пожалев Фролова, Мечик сделал ему только хуже, причинил страдания. Его мораль направлена против него. По-моему, он не создан для подвигов и войны, да и вообще для такой жизни, в которой сейчас находится. Его душа слишком изнежена, совестлива и ранима. Фадеев показывает, что партизанская среда не приняла этого интеллигента. Автор подчеркивает ненужность интеллигенции в большевистской борьбе. Но не все же интеллигенты такие, как Мечик.

Мне кажется, что Мечик просто не готов к борьбе, его неуверенность и юный романтизм породили отрицательные качества. В результате он предал товарищей. В становлении личности этого героя большую роль сыграла городская среда. Фадеев не принимает Мечика, хотя он симпатизирует врачу Сташинскому. Врач - это интеллигент, но бесконечно предан своему делу, своим идеалам, которые никогда не предаст. Это показано на примере убийства Фролова. Даже в критических ситуациях нельзя убивать безнадежного больного, но в данном случае не сделать этого тоже нельзя. Отсюда я могу сделать вывод, что и интеллигенция в революции играет тоже существенную роль.

Итак, на примере этого маленького отряда мы видим стихийное и сознательное становление масс. Этим и определяется главная и основная мысль «Разгрома». Фадеев определил ее так: «...в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей». В романе есть и отбор, и отсев, и переделка людей. Но этот «отбор человеческого материала» ведет сама война. В результате погибают лучшие люди, кто уже успел полюбиться читателю: Метелица, Бакланов. После своего духовного становления героически погибает Морозна. В отряде остаются такие никчемные люди, как Чиж. Но Фадеев фанатично верил в то, что происходит прорыв к добру и справедливости, к новой духовной жизни, к свободному радостному труду без буржуев. Но действительность порой была совсем другой, реализм внедряется в жизнь, показывая героическую личность, возвышая и развивая ростки коммунизма в воображении. Я хочу заметить, что исследование людей и событий не всегда ведет к положительному результату. Выявляются и отрицательные стороны, которые нельзя скрывать и сглаживать, справедливость не всегда бывает чистой.

Однако мы должны отдать должное Фадееву зато, что он ярко раскрыл тему, идею и композицию романа, а также четко поставил две основные концепции.
Первая - это единство мира и человека в нем, а вторая - гуманизм. Фадеев показал нам не только партизанский отряд, но и картину крестьянской жизни, без которой немыслимо описание партизан, ведь почти все они вышли из крестьян. Вспомним Метелицу и Морозку. Гончаренко утверждал, что в каждом из них сидит мужик. Автор показывает неразрывность людей и крестьянского мира. Гуманизм в «Разгроме» показан не через милостивое отношение к женам и детям противника, а через воздействие новых отношений на характеры и личность людей.

Основную тему и идею Фадеев определил в «переделке людей». Именно этой главной мысли и подчинена композиция. Персонажей в романе немного, но автор внимательно исследует каждую личность. Этому глубокому анализу изменений внутреннего мира человека в ходе борьбы и подчинена первая половина романа. Автор повествует о человеке, о его судьбе, о его испытаниях. Не зря же начало разгрома описано только в десятой главе. Но даже во время военных действий Фадеев прежде всего показывает состояние, поведение и переживания участников сражения. Автор довершает характер героя его поступками. В своем романе автор утверждает непобедимость народа в войне. Фадеев был настоящим солдатом партии, истинным борцом за светлое будущее. Конечно, он видел и мрачные стороны действительности, но твердо верил, что вскоре они исчезнут. И мы должны отдать должное Фадееву за такую преданность делу, за самоотверженность и труд.

Сейчас смотрят:



1823, 31 марта (12 апреля) В Москве, в семье адвоката Николая Фёдоровича Островского, родился сын Александр.1840 - 1843 Островский учится в Московском университете на юридическом факультете. Не окончив его, поступает канцелярским служителем в Московский совестный суд. Затем служит в Московском коммерческом суде (до 1851 года).1846 В доме профессора С.П.Шевырёва Островский читает комедию «Картина семейного счастья» (более позднее название – «Семейная картина»).1847 Опубл

1) Счастливые часов не наблюдают; 2) Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь; 3) Чтоб иметь детей, кому ума не доставало?; 4) Чины людьми даются, а люди могут обмануться; 5) Подписано, так с плеч долой; 6) И дым Отечества нам сладок и приятен; 7) Блажен, кто верует, тепло ему на свете; 8) Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом; 9) Дома новы, а предрассудки стары; 10) Ах, злые языки страшнее пистолета; 11) Все врут календари; 12) Служить бы рад, прислуживаться

Действие романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” разворачивается летом 1859 года, накануне отмены крепостного права. В то время в России остро стоял вопрос: кто же может возглавить общество? С одной стороны, на ведущую социальную роль претендовало дворянство, которое состояло как из достаточно вольномыслящих либералов, так и из аристократов, думающих так же, как и в начале века. На другом полюсе общества находились революционеры - демократы, большинство среди которых составляли разночинцы. Главный

Повесть «Олеся», написанная А. И. Куприным в 1898 году, - одно из ранних произведений писателя, тем не менее обращающее на себя внимание сложностью проблематики, яркостью и образностью характеров героев, тонкой красотой пейзажа. Для своего повествования автор избирает ретроспективную композицию, когда речь идет от лица рассказчика, описывающего давно прошедшие события. Конечно, с течением времени изменилось отношение героя к этим событиям, он многое понял, стал мудрее, опытнее в жизни. Но в те в

Від часу створення трагедії В. Шекспіра «Ромео і Джульєтта» мину­ло не одне століття, але до цього часу глядачі хвилюються, стежачи за долею закоханих із Верони, а актори, що отримали роль у трагедії, сприй­мають це як найяскравішу подію у своєму творчому житті. «Ромео і Джульєтта» (1595) належить до першого етапу творчості ви­датного драматурга, коли письменник створює в основному ліричні ко­медії. У двох же трагедіях (друга, крім названої,- «Юлій Цезар»), незва­жаючи на велику кількість по


Что такое подвиг? Это героический, самоотверженный поступок, когда человек жертвует собой ради спасения других, ради своей высокой и благородной идеи, ради защиты Родины. Кого называют героем? Выдающегося своей храбростью, доблестью человека, самоотверженно совершающего подвиги. Героизм – это образ действия, присущий герою. Героизм проявляют те, кто, рискуя своей жизнью, спасает других, кто, движимый любовью к людям и стремлением защитить свои идеалы, бесстрашно бросается навстречу опасности, думая не о себе, а о других.

Мужество – это храбрость и присутствие духа в опасности. «Мы знаем, что нынче лежит на весах, и мужество нас не покинет», - писала А.Ахматова.

Каждый ли человек способен совершить подвиг? Каковы причины, по которым человек, забывая о себе, совершает героический поступок, идя на верную смерть? Что двигает людьми, мужественно глядящими в лицо смерти, почему они рискуют собой? Ответы на эти вопросы можно найти в романе А.А.Фадеева «Разгром».

Вспомним героя этого произведения, ординарца красного командира дальневосточного партизанского отряда Левинсона Морозку. Поначалу этот бывший шахтёр во втором поколении, участник первой мировой войны, получивший в сражениях шесть ранений и две контузии и уволенный из царской армии ещё до революции, кажется легкомысленным, безответственным, несознательным, недисциплинированным бойцом, неспособным на героические поступки.

Он отказывается выполнить приказ Левинсона привезти пакет в соседний партизанский отряд, потому что ему не хочется. Крадёт дыни с баштана сельского председателя Рябца, из-за чего его поведение обсуждается на собрании. Вообще жизнь кажется Морозке простой и немудрящей, как муромский огурец с сучанских баштанов. Он идёт по жизни проторенными дорогами, ни о чём не задумываясь. В 1918 году ушёл защищать советы, взяв с собой жену. Советы проиграли в битве с объединённой армией Колчака и японцев, путь на шахту был ему заказан, он остался в партизанском отряде. Он мало задумывался над тем, ради чего живёт, в чём смысл его существования. Но на собрании, устроенном Левинсоном в воспитательных целях, потрясённый тем, что его могут выгнать из отряда, подавленный осуждением своих товарищей, таких же бывших шахтёров, как и он сам. Морозка говорит, что он за каждого кровь по жилочке отдаст. И это не громкие слова, так и происходит на самом деле. Он совершает подвиг, спасая товарищей.

Морозка отправляется в дозор вместе с Мечиком. Но Мечик проявил малодушие, не справился со страхом за свою жизнь. Наткнувшись на казачий разъезд, он соскользнул с седла, покатился по откосу и позорно бежал в лес, не думая о доверившихся ему людях, совершив подлое и гнусное предательство.

Не так ведёт себя бывший ординарец Левинсона. Наткнувшись на казаков, он понимает, что Мечик совершил гнусное предательство. В эту минуту Морозка думает не о себе, хотя понимает, что сейчас погибнет. Он жалеет, что не увидит залитой солнцем деревни, куда едет отряд, что не увидит своих товарищей, близких и дорогих ему людей. У него даже и мысли не возникло, чтобы бежать, спасая себя, он думал только о товарищах, которые доверились ему и были беззащитны перед неприятелем. Морозка выстрелил три раза, как и договаривались, спасая партизанский отряд. И в это же мгновение прозвучал вражеский выстрел. Так погиб Морозка, совершив подвиг во имя людей и революции, пожертвовав собой ради других.

Метелица.

Героизм проявляет и другой партизан – взводный Метелица. Бывший пастух Метелица

командует конным взводом. Метелица был любимцем отряда, им невольно любовался и Левинсон. Бывший пастух – «человек минуты», «весь огонь и движение», не мог просидеть спокойно, а его «хищные глаза всегда горели ненасытным желанием кого-то догонять и драться». Когда Метелица, согнувшись по-ястребиному, мчится на своём коне, весь отряд с какой-то бессознательной гордостью провожает глазами его «не отмеченную никакими уставами цепкую пастушью посадку». Левинсона, человека физически слабого, похожего на маленького гномика, восхищали в Метелице те качества, которых у него не было: порывистость движений, гибкое тело, туго скрученное, как ременной бич. На военном совещании Метелица выставляет свой план отступления, из которого видно, что горячая голова разведчика не боится больших пространств и не лишена военной сметки. Девятнадцатилетний помощник Левинсона восхищён смелым полётом мысли Метелицы, подчёркивая, что ещё недавно Метелица коней пас, а через два года может стать командиром партизанского отряда. Правда, Левинсон, воспользовавшись жаркой дискуссией, незаметно подменил план Метелицы своим – более простым и осторожным, но никто этого не заметил, и все голосовали как за предложение Метелицы.

Метелицу отправляют в разведку в самый драматичный для отряда момент, когда голодные партизаны остаются на ночёвку в тайге. 14 глава называется «Разведка Метелицы» и полностью посвящена этому герою. Поначалу Метелица мыслился как второстепенный герой, но затем, увлечённый своим героем, автор укрупнил этот образ, посвятив бывшему пастуху целых две главы, которые представляются самостоятельным произведением.

Получив приказ вернуться из разведки этой же ночью, Метелица на совесть гнал своего жеребца, как хищная птица, жестоко и весело раздувая тонкие ноздри. Герой любит движение, риск, опасность, опьянён бешеным бегом. Наехав на костёр, он увидел худенького черноголового мальчишку-пастушонка в убогом, с хозяйского плеча пиджаке. Душа Метелицы размягчилась, он почувствовал жалость к этому испуганному ребёнку. Между взрослым и ребёнком сразу же установились доверительные отношения. Когда мальчик сказал, что у него тут кони, Метелица весело расхохотался над «хозяином», заразив своим смехом пастушонка. Мальчик сообщил, что он уже полгода как сирота, отца, мать и брата убили казаки. Разведчик попросил сироту посторожить его коня, решив пешком сходить в село Ханихезу, предварительно выведав у мальчика, где стоит начальник белого эскадрона. Перепрыгнув через забор поповского дома, пройдя через густой сад, Метелица остановился у освещённого окна и стал наблюдать за происходящим в доме, где играли в карты старый попик, полный офицер с трубкой в зубах и ещё двое, один из которых – в чёрной папахе, в бурке без погон, заинтересовал разведчика больше остальных. Метелица хотел отойти от окна, но столкнулся с человеком в казачьей шинели. Началась паника. Разведчик до последней минуты не верил в то, что его смогут скрутить, приговаривая в борьбе: «Врёшь, не поймаешь». Метелица пришёл в себя в большом тёмном сарае и сразу же решил выяснить, нельзя ли бежать. После всех жизненных испытаний, подвигов и удач, сопутствующих ему во всяком деле и прославивших его имя меж людей, герой никак не мог поверить в то, что он может погибнуть. Убедившись в том, что уйти не удаться, Метелица перестал интересоваться вопросом о собственной жизни и смерти. Наиболее важным стал для него вопрос о том, как он сможет показать тем людям, которые станут его убивать, что он не боится и презирает их.

На допросе Метелица не сказал ничего. Сколько ни грозили ему револьвером, «суля самые ужасные кары в будущем, сколько ни упрашивали правдиво рассказать обо всём, обещая полную свободу, он не произнёс ни единого слова, даже ни разу не посмотрел на спрашивающих». Затем взводного вывели на церковную площадь, где толпился народ, оцепленный конными казаками. Раньше Метелице казалось, что он не любит и презирает людей «со всей их скучной и мелочной суетой». Он думал, что ему всё равно, как к нему относятся другие. «Но вместе с тем всё самое большое важное из того, что он делал в жизни, он, сам того не замечая, делал ради людей и для людей, чтобы они смотрели на него, гордились и восхищались им и прославляли его». Каждый на площади почувствовал, «какая звериная и лёгкая, как эта поступь, сила живёт в его гибком и жадном теле». Метелице приказали встать на крыльцо, и тогда его увидели все. Перед толпой стоял мужественный человек - «тугой и стройный, черноволосый, в мягких оленьих улах, в расстёгнутой рубахе». Его «летящие глаза» «с далёким хищным блеском» смотрели на величавые хребты, покрытые серым утренним туманом. Неожиданно из толпы вышел мужик, державший за руку пастушка. Кулак требовал, чтобы мальчик указал на Метелицу, оставившего своего коня в хозяйском табуне. Но мальчик не хотел выдавать Метелицу. Когда начальник эскадрона схватил пастушка за худенькие плечи и уставился в глаза мальчика, тот закричал от ужаса. В это мгновенье стремительное и гибкое тело метнулось с крыльца. Это Метелица набросился на врага, пытаясь его задушить. Но начальнику эскадрона удалось вытащить револьвер и выстрелить несколько раз в разведчика. Так погиб красный партизан Метелица, совершив подвиг, защищая бедного пастушка, сохраняя верность идеалам революции.



Рассказать друзьям