Могильники кобанской культуры. Кобанская культура древнего кавказа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

кобанская культура

КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА (в археологии) конец бронзового - начало железного века (1-я пол. 1-го тыс. до н. э.) в центральной части Сев. Кавказа. Названа по пос. Кобан в Сев. Осетии (Российская Федерация). Остатки поселений и могильники. Хозяйство: скотоводство, земледелие, металлургия.

Кобанская культура

Кобанская культура , археологическая культура центральной части Северного Кавказа переходной поры от бронзового века к железному (рубеж 2≈1-го≈ середины 1-го тысячелетия до н. э.). Названа по находкам в 1869 бронзовых вещей у с. Кобан в Северной Осетии. Памятники К. к. (могильники и поселения) известны от верховьев Кубани до Дагестана. Для К. к. характерны бронзовые топоры изящной формы, поясные пряжки, фибулы, браслеты, налокотники и др. предметы, украшенные геометрическим орнаментом и изображениями животных; керамика с геометрическими узорами и налепами. Могильники К. к. в высокогорной зоне состоят из каменных ящиков, в предгорьях ≈ из грунтовых могил, обложенных булыжником.

Инвентарь: оружие (кинжалы), конская сбруя, различные украшения, бронзовые сосуды. Установлено местное происхождение К. к.; выделены 3 локальных варианта и намечены 3 этапа её развития. Поздний этап (7≈4 вв. до н. э.) отличается преобладанием железных изделий и внедрением предметов скифского типа. К. к. характеризует высокий уровень развития скотоводческо-земледельческих племен, наличие высокоразвитой металлургии меди и широких межплеменных связей носителей К. к. со Скифией, Закавказьем, Передней Азией. Памятники К. к. изобилуют шедеврами прикладного искусства и являются важнейшими источниками для изучения культуры далёких предков многих народов Северного Кавказа.

═Лит.: Крупной Е. И., Древняя история Северного Кавказа, М., 1960, с. 77≈109 (библ.).

══Е. И. Крупнов.

Википедия

Кобанская культура

Коба́нская культура - археологическая культура на Кавказе в периоды бронзового (XIII / XII - IV вв. до н. э.) и железного веков (VII - III вв. до н. э.). Представители культуры проживали от верховий реки Кубань и до территорий современного Дагестана, Абхазии и Грузии, область сосредоточения поселений находилась в центральной части региона, по обе стороны от Большого Кавказского хребта. Антропологические носители - автохтонные представители кавкасионского типа, вероятно, приняли участие в этногенезе карачаевцев, балкарцев,

Кобанская культура - археологическая культура Центрального Кавказа в периоды бронзового (XIII/XII - IV вв. до н. э.) и железного веков (VII - III вв. до н. э.). Жители культуры проживали от верховий Кубани, Абхазии и Грузии до Дагестана по обе стороны Главного Кавказского хребта. Кобанцы - автохтонные жители Кавказа, в той или иной степени приняли участие в этногенезе карачаевцев, балкарцев, осетин, бацбийцев, ингушей, чеченцев, народов Дагестана, абхазов, западных грузин. Центральная, самая густонаселённая часть территории проживания кобанцев находилась в Осетии, и кобанцы являлись субстратным этносом в формировании современного осетинского народа.

Открытие и история изучения

Кобанская культура получила своё название по селению Верхний Кобан, где в 1869 году в результате паводка и оползня обнажился могильник. Местный землевладелец Хабош Кануков собрал множество бронзовых изделий и отправил их в Кавказский музей в Тифлисе. В 1876 году в Тифлис из Москвы приехал археолог Г. Д. Филимонов, и, увидев бронзовые артефакты, в 1877 году сам произвёл раскопки в Кобане, убедился в их подлинности и собрал новый материал. После этого археологические экспедиции в Кобан стали регулярными. В 1880 году здесь работали француз Эрнест Шантр и немец Рудольф Вирхов, благодаря публикациям которых о Кобанской культуре узнали и на Западе. Изделия Кобанской культуры стали обнаруживать и в других местах на Кавказе. В 1881 году в Тифлисе прошёл V Археологический съезд, на котором были подытожены все сведения, известные о новой культуре, а также предположена датировка изделий (нач. I тыс. до н. э.). Съезд привлёк внимание учёных к самой древней истории Кавказа, в которой до сих пор остаётся много вопросов и неясностей.

География

Кобанские племена обитали в Кавказских горах и предгорьях, по обе стороны от Главного хребта, на востоке их распространение достигало верховьев реки Кубань, на западе - Дагестана, на севере - Осетии и Ставропольского края и на юге Грузии. Артефакты кобанской культуры были во множестве найдены на территории Северной Осетии (урочище Фаскау, близ селения Галиат, в селениях Кумбулта, Чми), в Пятигорье, Кабарде, Чечне, Ингушетии, Южной Осетии (селение Тли).

История

Время формирования предков носителей Кобанской культуры относят к средне-бронзовому веку (XXVI/XXV - XX/XIX вв. до н. э.), а само существование Кобанской культуры разделяют на четыре периода. Первый - ХIV-ХIII в.в. до н.э. - этап формирования Кобанской культуры бронзового века. Второй - с XII по X в. до н.э. - расцвет и развитие культуры, когда она приняла свои классические формы. Третий - с IX по VII в. до н.э. - переход от бронзового к железному веку и начала тесного общения кобанцев со скифами. Четвёртый - с VI по IV в. до н.э. - позднекобанский период, время тесного сотрудничества со скифами и смешение с ними.

Этническая принадлежность

Носители кобанской культуры были автохтонными жителями центральной части Кавказа. Язык, на котором они говорили, неизвестен. Есть версии, что кобанцы были индоевропейцами, колхоязычными, или нахоязычными, они могли принадлежать и к различным этнолингвистическим группам. После кобанцев присутствие индоевропейцев на Кавказе несомненно. Греческий историк Страбон писал, что народ гор был родственным скифам. Скифы прибыли в предкавказье примерно в VII в. до н.э., когда кобанцы уже жили здесь, так что общее происхождение недоказано. Хотя после прибытия скифов они начали смешиваться с кобанцами, вступая с ними в тесный контакт.

Кобанцы являются одним из элементов, причём древнейшим, этногенеза осетин. Вторым элементом являлись скифо-сармато-аланские племена.

Общественное устройство

Именно в кобанскую эпоху произошло превращение родовой общины в соседскую. Произошло это примерно в X в. до н.э. В родовой общине раннекобанской эпохи каждое поселение являлось отдельным родом, ведущем общее хозяйство. Всё, добытое родовой общиной, делилось равномерно между её членами.

При соседской общине усилилось имущественное неравенство. Поселения по-прежнему состояли из членов одного рода, но хозяйство каждая малая семья вела своё отдельное. В связи с этим возникло и неравенство. Самым важным и зажиточным членом общины был военный вождь. За ним следовали члены дружины - военная аристократия. Низшую ступень занимали рядовые общинники, также разделённые по степени богатства и умения вести хозяйство.

Племена, по мнению учёных, объединялись в три племенных союза кобанцев: центральный, западный и восточный. Доказательством объединения кобанцев в союзы служит то, что в скифское время они выступали единым фронтом в качестве союзника скифов в их походах. Кобанцы никогда не жили изолированно - они всегда общались и обменивались с племенами Крыма, Причерноморья и Передней Азии.

Поселения

Посёлки кобанцев располагались на холмах, высоких берегах рек или отрогах гор. Иногда они были укреплены валом и рвом, но чаще были без укреплений. Кварталы разделялись узкими улочками, мощёными булыжником. Постройки были жилыми, хозяйственными постройками, ремесленными мастерскими или святилищами. Дома были каменными или турпучными (глиняные стены на плетёном каркасе) на каменном фундаменте. Пол делался из глины или мостился каменными плитами, в центре дома находился открытый каменный очаг для обогрева и приготовления пищи.

Сельское хозяйство

Главным занятием жителей Кобанской культуры было скотоводство. Именно в кобанское время сложилась система отгонно-пастбищного скотоводства, до сих пор характерного для Кавказа. Летом скот кормился на горных пастбищах, а летом его отгоняли на равину, где климат более тёплый и мягкий. Жители гор предпочитали разводить овец, жители равнин - больше крупный рогатый скот. Для упряжи держали буйволов и волов, а на равнине ещё и свиней и домашнюю птицу. Были у кобанцев и лошади, которые делились на верховых и тяжеловозных.

Земледелием занимались как на равнине, так и в горных долинах. Кобанцы выращивали пшеницу, ячмень, просо, рожь и гречиху. Землю пахали деревянными сохами, а урожай собирали бронзовыми, а позже железными серпами. Зерно молотили широкими досками с вбитыми в них кремневыми стержнями, после этого урожай ссыпали в ямы-хранилища. Муку изготовляли при помощи каменных зернотёрок.

Вдобавок к животноводству и земледелию, еду добывали собирательством, охотой и рыболовством. Сцены охоты часто изображались на бронзовых изделиях. Охотились на оленей, косуль, медведей, волков, лисиц, кабанов, выдр и различных птиц. Рыбу ловили при помощи бронзовых крючков.

Ремесло

В кобанских селениях было множество ремесленных мастерских. Производили изделия из кости и камня, были гончарные и ткацкие мастерские, наибольшего успеха кобанцы добились в бронзовой, а позже и железной металлургии.

Ткани делали на ткацком станке грубым плетением. Материалами для одежды были шерсть, лён, кожа и войлок. Шили бронзовыми или костяными иглами. Гончарные изделия делали на вращающейся подставке или гончарном круге. Посуду разнообразных видов украшали орнаментом, иногда лепили фигурную керамику, например сосуды в виде сапога. Использовались различные налепы, например, ручки часто делали в виде животных.

Камнерезы делали литейные формы для металлургов, а также хозяйственные принадлежности: жернова, зернотёрки, молотильные доски, рыболовные грузила. Мастера-косторезы владели приёмами мягчения кости и рога. Кроме хозяйственных принадлежностей - ткацких игл, ножей и скребков для обработки кожи и других инструментов, из кости делали и украшения.

Металлургия

Кобанский бронзовый браслет

Кобанская бронза отличалась очень хорошим качеством, так как содержала достаточное количество олова. В Осетии кобанские мастера добывали не только довольно распространённую медь, но и редкое в древнем мире олово, месторождения которого были в верховьях рек Квирилы, Джоджоры и Большой Лиахвы. Медная руда также добывалась в Осетии.

Мастерские металлургов во множестве находились в кобанских поселениях. Кобанцам были известны многие способы обработки бронзы: литьё в каменные формы, отбивка бронзовых листов по матрице, ковка, чеканка, резьба. Из бронзы делалось множество видов оружия, орудия труда (мотыги, топоры, серпы, иглы), украшения (пояса, пряжки, браслеты, серьги, ожерелья, бусы, подвески), посуду (тазы, миски, чашки, кружки, подносы, котлы, черпаки) и литые фигурки людей и животных. Кроме того, бронза служила в качестве денег, для этого использовали бронзовые кольца, кинжалы или слитки.

При Кобанской культуре произошла смена бронзового века железным. Кобанцы освоили выплавку железа ещё в X веке до н. э., но поначалу использовали его лишь для инкрустации по бронзе. Лишь в позднекобанский период бронзовые изделия массово заменялись железными.

Оружие и военное дело

В кобанских могильниках обнаруживается большое количество оружия, что указывает на высокую воинственность кобанцев, существование у них военной аристократии. Греческий историк Страбон писал, что жители гор участвовали в военных походах скифов, являясь их союзниками. Ещё большее значение кобанцы играли как поставщики оружия. Начиная с появления скифов в прикаспийской низменности в VII веке до н. э., у кобанцев появляются предметы скифского, кочевого, типа. Вскоре кобанцы наладили их производство у себя и начали снабжать скифов.

Сами кобанцы сражались пешими и конными. На украшениях есть также изображения боевых колесниц, но в могильниках ни самих колесниц, ни сбруи для них пока не находили. Оружие было восьми видов: кинжалы и мечи, боевые топоры, копья и дротики, лук и стрелы, булавы и скипетры, молоты, клевцы. Защитой служили кожаные доспехи с бронзовыми пластинами, бронзовые шлемы, широкие бронзовые пояса и многовитковые бронзовые браслеты.

Религия

Религиозные представления кобанцев известны мало, их пытаются восстановить по остаткам культовых сооружений и религиозных предметов. Святилища делились на два типа: домашние и общественные. Домашние жертвенники располагались внутри дома, или около него. Они представляли собой глинобитную площадку менее квадратного метра, иногда с расположенным рядом очагом. Изредка жертвенники огораживались камнями. В жертвенниках находили кости животных и миниатюрные глиняные фигурки людей и животных, сосудов, колёс от повозок, или бронзовых ковшиков.

Общий храм строился в каждом поселении в самом недоступном для врага месте. Кроме того, существовали и крупные религиозные центры союзов племён. Один из них находился в Дигорском ущелье, у селения Махческ. Другой, вероятно, находился на месте современного святилища Реком в Цейском ущелье.

Кобанцы изготавливали амулеты религиозного значения, например, фигурки людей и животных. Особенно часто встречаются изображения барана или бараньей головы. Существуют так-же предположения о поклонении кобанцев божествам солнца, плодородия, охоты, духам предков.

Погребальный обряд

Значительная часть предметов кобанской культуры найдена в могильниках, наиболее известные - Кобанский и Тлийский. Погребальным обрядом было трупоположение, хотя встречалась и кремация. Найденные могильники имеют отличия - в высокогорной зоне хоронили в каменных ящиках из плит, перекрытых одной мощной плитой, а на равнинах - клали в обычные грунтовые ямы, иногда обложенные булыжником. Курганы над могилой обычно не возводились, а в тех случаях, когда это делалось, скорее всего было под влиянием степных кочевников. В мужские могилы с умершим обязательно клали оружие, а иногда также взнузданного коня. Также в могильник помещали орудия труда, сосуды, уздечку и напутственную пищу.

Искусство

Почти каждое кобанское бронзовое изделие было предметом искусства, выполнено с изящной формой и украшено орнаментом. Орнаменты чаще были геометрическими, особенно часто использовались различные виды свастики. Кроме того, изображались различные сцены с людьми и животными, возможно посвящённые мифологическим или религиозным сюжетам.

Женский костюм включал множество ювелирных изделий. Головной убор был украшен венчиком или булавкой, височными подвесками, нашивными бляшками, бусами, бисером и привесками разной формы. На шее носили обручи-гривны, ожерелья из сердоликовых бус, на руках и ногах - браслеты. Одежду скрепляли застежками-фибулами. Мужчины тоже носили украшения, но более скромные: бронзовые шнуры, бляшки, височные кольца, браслеты.

Традиции кобанского искусства были продолжены и в скифскую эпоху, их наследие прослеживается и в культуре средневековой Алании, и современной Осетии.

Е. И. Крупнов предполагал, что он содержал остатки двух разновременных периодов: эпохи северокавказской и кобанской культуры. Но уже Д. Газдапустаи, специально проанализировавший материалы поселения, усомнился в наличии этих двух периодов. По его мнению, слой был один, но на раннем этапе “ группы кобанской культуры… сосуществовали с северокавказской культурой”, которая, как он полагал, дожила до начала 1 тысячелетия до н.э. и механически сменилась кобанской в XI – YIII вв. до н. э. при раскопках прослежены остатки не менее 12 очагов в 8 – 9 наземных сооружениях. Из которых 6 относятся к остаткам жилищ, одно или два к производству керамики и одно к отправлению культовых церемоний. Судя по общему абрису расположения остатков стен, дома были наземные, не углубленные в землю, прямоугольной формы. Полы в помещениях были выложены либо мелким булыжником, либо глинобытные со следами неоднократных подмазок, толщина которых иногда достигала 30 см. Внутри домов постоянным атрибутом был очаг прямоугольной или овальной формы, сложенной из камня или глины. Некоторые очаги имели высокие глинобитные бортики. Состав костей животных из слоя Змейского поселения свидетельствует о преобладании в стаде крупного рогатого скота. Второе место, а точнее равную долю, составил мелкий рогатый скот. В хозяйстве держали свиней, что еще раз подтверждает оседлый характер быта населения Змейского поселения. Менее значительно количество лошадей. Об охоте говорят находки костей благородного оленя и косули.

Материалы Змейского поселения подтверждают большую самостоятельность металлургии и металлообработки, гончарства и графического искусства у древних кобанцев – оседлых скотоводов и земледельцев северных склонов Кавказа.

КУЛЬТОВЫЕ МЕСТА И КЛАДЫ

Данные о существовании культовых домашних очагов и святилищ общепоселкового характера позволяют предполагать у носителей кобанской культуры наличие обще племенных святилищ, расположенных в малодоступных, укромных, высокогорных местах.

Интересна находка на месте древнего языческого святилища на скалистой горе, в окрестностях аула Нар в Туалгоме. Бронзовая уникальная скульптура человеческой головы, датированная YIII – YII вв. до н. э., по мнению Л. П. Семенова, олицетворяла богиню плодородия и изобилия, близкую по смыслу легендарному образу Сатаны нартского эпоса.

В. И. Марковин считает что это изображение мужской головы. Он приводит убедительные параллели из Тбилиского могильника и у селения Маллансакны в Азербайджане. Эта и другие находки памятников кобанской культуры раскрывают во всей глубине художественные особенности кобанского искусства, как составные части древнего искусства Кавказа.

Посуда центрального варианта представлена глиняными и бронзовыми сосудами. Глиняные сосуды северокавказской группы центрального варианта почти лепные. В зоне Северного Кавказа круглая посуда единична.

На ранних этапах ассортимент посуды был ограничен 3 – 4 категориями: высокие горшки с вогнутым внутрь краем, близкие сосудам середины П тысячелетия до н.э., горшки вытянутых пропорций, иногда имеющие сосцевидные выступы по плечикам или петлевидную ручку. От докобанских форм их обличает более совершенная технология и орнаментация. С порой расцвета связано появление в культуре центрального варианта больших ворчаг с расширенным туловом и отогнутым венчиком, и маленьким неустойчивым дном.

Металлическая, главным образом бронзовая посуда составляла характерную особенность преимущественно горных памятников центрального варианта. Формы сосудов из металла достаточно разнообразны.

УКРАШЕНИЯ

Украшения, обильно представленные в могилах центрального варианта, предполагают наличие специального обрядового погребального одеяла.

Костюм для загробного мира и для повседневного ношения был разным, хотя его элементы и совпадали.

К украшениям головного убора относились бронзовые пластические венчики, орнаментированные солярными знаками. Венчики были характерны для раннекобанских погребений в могильниках южно-кавказской группы. На северном склоне предпочитали бронзовые булавки, использовавшиеся как головные, так и для скрепления одежды. Оформление наверший булавок самое разнообразное, от простых утолщений и петель до сложнейших; широкие спиральные пластины, пластинчатые спирали закрученные в разные стороны, булавовидные с 5-ю шишечками, в форме миниатюрных топоров и секир, дополнительно украшенных зооморфными и антропоморфными фигурами.

В состав головного убора входили всевозможные височные подвески, спиралевидные накосники, мелкие нашивные бляшки, бусы и бисер.

Головной убор женщин был более пышный и тяжеловесный от всевозможных дополнительных тонких спиралей, привесок – оберегов в виде фигурок птиц, солярных знаков, спиралевидных колец и тому подобное.

Мужские головные уборы также украшались, но более скромно. На черепах находили тонкие бронзовые спиральные шнуры, бляшки, височные кольца. Нагрудные украшения состояли из бронзовых гривен – обручей. Тяжелые ожерелья из крупных сердоликовых бус многими рядами обвили захороненных женщин, но имелись они и у мужчин. Характерным атрибутом костюма кобанцев были бронзовые и позднее железные фибулы, массивные застежки скрепления верхней одежды.

Непременную принадлежность костюма составляли браслеты из бронзы, а ранее иногда и из железа. Одной из характерных деталей костюма населения центрального варианта были пояса, кожаные или бронзовые, с пряжкой для их скрепления.

Поистине, шедевром древнего искусства являются широкие бронзовые пояса с гравированными изображениями культово- сакральных сцен, неоднократно бывшие предметом специального изучения и анализа. Дополняли костюм бронзовые всевозможные бляшки, пуговицы, спиральные биконические кронизи, литые и антропоморфные привески.

Была очень выразительна моделировка фигурок и изображений птиц, баранов, быков, лошадей собак, фантастических существ с двумя зеркально расположенными головами.

ОРУДИЯ ТРУДА

Интересны костяные орудия труда: для обработки кожи, коровья лопатка со срезанным краем, возможно, для заглаживания сырой поверхности сосудов роговая гребенка для расчесывания шерсти. В могилах ранних этапов центрального варианта необычными находками являются бронзовые ланцевидные инструменты в виде обоюдоострой удлиненной заточки с заостренным стержнем. Они разнообразны и по размерам и по тщательно гравированной фрагментации, в которой большое место занимает сюжет земноводных. Они тщательно украшались спирально обмотанной бронзовой лентой и бронзовым литьем, навершиями в форме полу фигур быка, поскольку одновременно являлись и символами власти

Славу Кобани, несомненно, составило оружие, непременный компонент мужских могил центрального варианта. Представлены не менее 8 категорий вооружения: кинжалы и мечи, боевые топоры, наконечники копий и дротиков, лук и стрелы, навершия булав и скипетры, молоты, клевцы.

Выделяют три основные группы разновидностей кинжалов и мечей:

1. кинжалы и мечи кавказских форм;

2. кинжалы и мечи “степной” формы;

3. кинжалы и мечи переднеазиатского типа.

В скифский период основным типом был железный кинжал – акинак с почковидным перекрестием и брусковидным навершием. Железные черешковидные кинжалы кавказских форм единичны.

Для центрального варианта характерны изящные бронзовые топоры, украшенные тонким гравированным орнаментом. Они представлены тремя основными типами: топоры с дважды изогнутым корпусом, топоры с прямым корпусом и клиновидным обухом. Заметное место занимали костяные длинночерешковые наконечники и втульчатые ромбические в сечении срубного типа.

Типологический ряд намечается от бронзового молотка – кинжала с бараньими головами. На обухе и клевцов в форме кинжала кобанского типа из Брили к очень близким морфологически, но железным из Тли и к еще более поздним клевцам Нижнего Чегема, что свидетельствует в пользу изобретения их местными центральнокобанскими кузнецами.

Найдены также элементы конской сбруи.

Бронзовые предметы изготавливались с помощью каменных и металлических складных форм. Мелкие вещи отливались по восковым моделям.

Основанная на местной медно–рудной базе, древняя металлургия и металлообработка в кобанский период достигли высокого развития. Изделия из металла отличаются прочностью, многообразием вариантов, тщательностью отделки, красотою очертаний. Древние металлурги достигли высокого мастерства и в изготовлении бронзы, сплав которой состоял из меди (90%) и олова (10%).

2. Прикладное искусство.

Большого развития у кобанцев достигло прикладное искусство. Это подтверждается наличием многообразного орнамента, покрывающего различные предметы из бронзы, а также искусно выделанные фигурки, подвески и прочие украшения. Отличительные черты кобанского изобразительного искусства – его реалистичность, утонченность рисунка, экономия художественных средств, мастерство в передаче стремительных движений животных, совершенство техники в обработке бронзовых предметов. (5, стр.47)

Не только украшения, но и предметы узкопрактического назначения (глиняная утварь) снабжались орнаментом.

По мотивам, которые используются в орнаменте, его разделяют на геометрический, растительный и зооморфный. Порой в качестве орнаментального мотива используются человеческие фигуры.

Часто встречаются комбинации различных орнаментальных мотивов, придающих предмету особенно неповторимый, впечатляющий облик.

Орнамент выражал своими мотивами различные вкусы, верования, обряды, технику и иные стороны мышления и деятельности человека. Наиболее богато оформлены орнаментальными рисунками изделия из бронзы, что объясняется не только уровнем художественной культуры населения, но и связано со значением орнамента, как магии или средства выражения культовых представлений.

В рисунке, а так же в различных фигурках и привесках Кобанского искусства мы находим изображения домашних животных (вол, лошадь, собака и др.), диких животных (олень, медведь, тур, кабан), рыб, птиц, змей.

Бессюжетный орнамент передавался в виде штрихов, точек, кружков, спиральных завитков, волнистых линий тому подобных художественных вспомогательных средств; из этих элементов создавались и более сложные рисунки, покрывающие поверхность поясных пряжек, топориков, расширенной части булавок, наружной стороны сосудов. Часто поле, заполненное причудливым узором, служило фоном для изображения на нем различных животных. Допускалась в известной степени стилизация, но в общем, преобладал строго реалистический рисунок: скачущая или пасущаяся лошадь, извивающаяся змея, сидящая или лежащая собака. Тела животных, их движения превосходно передавались наблюдательными мастерами. В качестве художественных деталей использовались изображения солнца, наконечников стрел, шнура.

Человеческие фигуры изображались схематически в очень упрощенной форме.

Интересны сюжетные сцены. На одной пряжке, например, воспроизведена борьба двух разъяренных зверей, стоящих на задних лапах, с раскрытой пастью; на поясных пряжках часто встречаются изображения скачущих лошадей, бегущих оленей или собак. Верхняя часть одной булавки была украшена тремя миниатюрными фигурками животных. На другой – сцена из охотничьего быта: травля оленя собаками, которые нападают на него с двух сторон.

Ручки глиняных сосудов делались иногда в виде четвероногого животного.

Являясь в художественном смысле несомненными шедеврами, произведения кобанской культуры представляют интерес в работе как расшифровка происхождения и назначения орнаментальных мотивов и пластических форм.

Так, например, часто встречаются ромб, легко усматриваемый в перекрещивающихся линиях. Иногда это несколько ромбов, заключенных последовательно один в другом. Ромб, как утверждает А. И. Амброз, является древним символом плодородия, иногда женского плодородия, восходящий к древнему земледельческому культу.(4 , стр.7)

Не менее часты на диадемах изображения солярных знаков – свастик, креста “ с загнутыми под прямым углом концами, один из ранних орнаментальных мотивов, встречающихся на произведениях искусства древних культур Европы и Азии”, которые были символом солнечного культа. Свастические изображения служат излюбленными орнаментальными мотивами индоиранцев. (4 , стр.7)

На многих бронзовых предметах Кобана и Тли часто встречаются такие орнаментальные мотивы, которые если не тождественны, то исключительно близки аналогичным мотивам в древнеиранской культуре. Вспомним хотя бы бронзу Луристана, богатейшие материалы из Иранского Курдистана и т.д.

Об индоиранской принадлежности говорит и изображения змеи на топорах, поясах, пряжках и предметах утвари. Они ясно говорят о том, что у древних обитателей Кобана и Тли существовал культ змеи. Поклонение змее и в наше время широко распространено среди народов Индии. И если спросим, какой этнос мог оставить так часто встречающиеся изображения змеи на бронзовых предметах Кавказа, - можно сказать, бесспорно: индоиранцы. (1,стр.24)

Если провести сравнительный анализ скифского и кобанского искусства, мы, прежде всего, отметим наличие звериного стиля в обеих культурах. Но у кобанцев были популярны изображения животных, которые отличались от скифских. Так, например, кобанское искусство предпочитало не барельефные изображения, в отличие от скифов, а круглую скульптуру или совсем плоские изображения с гравировкой

У кобанских скульптурных произведений поверхность гладкая, округлая, без острых граней и ребер. Детали изображений никогда не усиливаются, не преувеличиваются, часто даже можно встретить зверей, у которых вовсе не показаны глаза. Такое не встречается в скифском искусстве. В раннем скифском искусстве прослеживаются черты, сходные с искусством кавказских горцев. Например, скульптурная фигурка оленя из станицы махошевская на Кубани по стилю весьма близка к изображениям животных в кобанском искусстве. (5, стр.47)

В “зверином” стиле Прикубанья, степной области, никогда не принадлежавшей кобанской культуре, в IY в. до н.э. появляются признаки кобанского искусства. Фигуры зверей часто делаются на плоских пластиках с гравировкой в кобанской манере, распространенны и круглые скульптурные изображения, гладкие, как кобанские. При этом в изображениях животных соблюдаются все принципы “звериного” стиля, претерпевшие некоторую стилизацию. (5, стр.47)

Если провести аналогию развития искусства высокоразвитых культур древности (греческой, египетской), существует тенденция в преобразовании художественной стилистики, в изображениях разных периодов развития, сходная с нашим примером взаимодействия кобанской и скифской культуры.

Изначально преобладает статичность в изображении, как бы аккумулирующая внутреннюю силу, сосредоточенность образа, наделяющая магической силой. Даже изображения динамики, проходя через стилистику образа, не теряет статичность восприятия. В последующие этапы развития основной критерий восприятия образа, как внутренне собирающий, претерпевает изменения в сторону смещения акцентов внимания на внешнюю сторону преподнесения образа, выражающийся в усилении стилистических акцентов, повышенной динамике и максимально закрученной интриге композиционного сюжета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе этого и других примеров можно сделать вывод, что кобанская культура (как более архаичная) легла на Северном Кавказе в основу скифской, т. к. археологическая культура, создавшаяся и развивавшаяся на северном и южном склонах Центрального Кавказа (Кобан, Тли) во второй половине II и в I тысячелетии до н.э., принадлежит тем индоиранским племенам, которые обосновались на Центральном Кавказе после передвижения основной их массы в Переднюю Азию. Передавая на протяжении тысячелетий из поколения в поколение свою культурную традицию, духовно – творческие достижения, они обогащали древнекавказскую цивилизацию яркими, самобытными памятниками материальной и духовной культуры.


КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА

План урока:

  • История
  • Поселения и хозяйство
  • Металлургия
  • Военное дело
  • Религия
  • Искусство

Задачи урока:

Цели: проанализировать и охарактеризовать кобанскую культуру

Внутрипредметные связи: образование родовой общины и ее разложение, бронзовый век, металлургия.


  • Коба́нская культура - археологическая культура на Кавказе в периоды бронзового (XIII / XII - IVвв. дон.э.)и железного веков (VII - IIIвв. дон.э.) . Представители культуры проживали от верховий реки Кубань и до территорий современного Дагестана, область сосредоточения поселений находилась в центральной части региона, по обе стороны от Большого Кавказского хребта. Антропологические носители- автохтонные представители кавкасионского типа, вероятно, приняли участие в этногенезе вайнахов (бацбийцев, ингушей, чеченцев), балкарцев, карачаевцев, осетин

Остатки кобанской культуры


  • Кобанская культура названа по имени первого своего обнаруженного могильника- «кобанского» , который, в свою очередь, назван исследователями по североосетинскому селению Кобан, где в 1869 году были найдены древние материальные памятники прикладного искусства. Название «кобанский могильник» закрепилось в науке после исследований Г.Д.Филимонова «Доисторическая культура Осетии» (Москва, 1978) и В.Б.Антоновича «Дневник раскопок, ведённых на Кавказе» (V AC. Труды предварительных комитетов, 1882), а также после упоминаний в «Материалах по археологии Кавказа» (вып. VIII, 1900). Во время обнаружения древних артефактов существовало два аула- Нижний и Верхний Кобан, находки обычно связывались с последним. Сейчас эти аулы слились в одно село

Остатки кобанской культуры


  • Ряд исследователей (Г. Вильке, М. Гёрнес, Б.В.Техов) относят носителей кобанской культуры не к автохтонным кавказским племенам, а считают их индоиранцами, проживавшими здесь с конца 2-го тысячелетия до нашей эры, этим, например, Б.В.Техов объясняет их естественное объединение, с переселившимися позднее в центральные районы Северного Кавказа, ираноязычными аланами

Остатки кобанской культуры


  • Основной теорией, объясняющей на сегодняшний день истоки кобанской культуры, является доказанное предположение об их автохтонности в регионе Кавказа, а время формирования предков кобанских племён исследователи относят к периоду зарождения кавкасионного типа европеоидной расы - средне-бронзовому веку (XXVI / XXV - XX / XIXвв. дон.э.).
  • Среди исследователей, занимавшихся вопросами зарождения, развития и распространения кобанской культуры (Е.И. Крупнов, Б.В. Техов, В.И. Козенкова, И.М. Чеченов, В.Б. Виноградов, Ю.Н. Воронов, В.Б. Ковалевская и др.), имеются более или менее значительные расхождения

Остатки кобанской культуры


Создатели и носители Кобанской культуры могли принадлежать к разным этнолингвистическим группам. На раннем этапе формирования Кобанской культуры (датируемой 12 век.до н.э.) не могли участвовать скифы, появление которых учёные датирует 8 век. до н.э. , а также не могли участвовать сарматы , появление которых учёные датируют 4 век. до н.э. Внедрение предметов скифского типа установлено только на позднем этапе, которая датируется с 7 по 4 вв. до н. э. и отличается преобладанием железных изделий.

Остатки кобанской культуры


Кобанцы прошли через тот же путь, что другие цивилизации: родовая община, разложение родовой общины. Они никогда не жили замкнуто, а вели постоянное общение не только с кавказскими племенами, но и с другими племенами.

Остатки кобанской культуры


Поселения и хозяйство

Поселения на холмах или в горной местности имели террасную планировку; зафиксированы кварталы, мощёные улицы, культовые участки (в том числе с врытыми в землю каменными идолами), очаги, гончарные и металлургические горны; характерны турлучные (деревянные, обмазанные глиной) прямоугольные дома на каменном фундаменте.

Остатки кобанской культуры


Поселения и хозяйство

Свои поселения кобанцы обычно не укрепляли, так как старались располагать их в труднодоступных местах- на скалах, возвышенностях; в долинах рек также выбирались для проживания высокие плато или плоские отроги ущелий. Дома строились глинобитными, турлучными, иногда на булыжном фундаменте, в горах встречались дома полностью из камня. Обычно дома строились группами, стенами друг к другу, также встречались и значительные поселения с целыми кварталами построек, разделёнными улицами. В таких поселениях, встречаются мощённые булыжником мостовые

Остатки кобанской культуры


Поселения и хозяйство

Кобанцы практиковали скотоводство, в горах отгонное, с преобладанием овец, в предгорьях- придомное, с преобладанием крупного рогатого скота и свиней. Также было распространено земледелие - выращивали сорта твёрдой и мягкой пшеницы, ячмень, рожь, просо.

Остатки кобанской культуры


Металлургия

Кобанская культура имела передовые для своего времени технологии цветной и чёрной металлургии, была развита металлобработка, в том числе и художественная. Помимо кузнечного производства, в поселениях кобанцев находят гончарные мастерские.

Остатки кобанской культуры


Металлургия

Материалом для мастеров-художников служила бронза. Кобанская бронза-это сплав меди и олова. Из бронзы делали орудия труда, оружие, множество других важных вещей. В те далекие времена еще не умели использовать железо. А бронза была удобнее и тверже других материалов.

Остатки кобанской культуры


Металлургия

До наших дней сохранились в земле топоры и мотыги, серпы, кинжа­лы, наконечники копий. На почетном месте стоят в музеях фигурки людей и животных. Как будто ждут хозяев кобанские пояса, пряжки, булавки и пуговицы. Многие вещи украшены рисунками. Часто встречаются изображения собаки, лошади, оленя, рыбы, птицы, змеи.

Остатки кобанской культуры


Военное дело

Большое количество оружия, обнаруженного при раскопках кобанских могильников, ученые объясняют существованием военных дружин во главе с племенными вождями. Военная активность кобанцев в скифскую эпоху, их участие в азиатских походах скифов также указывают на высокий уровень военного дела. Оружием кобанских воинов были кинжалы, мечи, боевые топоры, луки и стрелы, копья и дротики, булавы и молоты. К защитному снаряжению относятся широкие бронзовые пояса, многовитковые боевые браслеты, бронзовые шлемы, кожаные панцири с бронзовыми пластинами.

Остатки кобанской культуры


Военное дело

Кобанцы были пешими и конными воинами. На поясах из знаменитого Тлийского могильника встречаются изображения боевых колесниц, но конской упряжи от них пока не найдено. Зато хорошо сохранились детали уздечек, бляшки, подвески и даже колокольчики из снаряжения верховых лошадей.

Остатки кобанской культуры


Религиозные представления кобанцев ученые питаются восстановить по остаткам культовых сооружений и предметам, имевшим магическое или ритуальное значение.

Остатки кобанской культуры


Святилища с культовыми приношениями; жертвенники на могильниках; клады, в том числе, вероятно, культовые. Преобладают грунтовые могильники с каменными ящиками, грунтовыми ямами, иногда обложенными камнями, каменными склепами; скорченные на боку погребения с различной ориентировкой. Часто встречаются остатки заупокойной пищи; известны погребения с конём. Редко встречаются подкурганные гробницы, коллективные захоронения, трупосожжения (с протокобанской эпохи).

Остатки кобанской культуры


Местом семейной молитвы были жертвенники, которые располагали рядом с домом или внутри него. Кобанский жертвенник - это глинобитная площадка размером меньше квадратного метра. Изредка жертвенники огораживали камнями, иногда рядом сооружали очаг. На жертвенниках находят кости животных, миниатюрные глиняные модели сосудов, колес от повозок, ковшиков для питья бронзы, а также статуэтки людей и животных.

Остатки кобанской культуры


На самом труднодоступном для врага месте в каждом посепеиии строили общий храм. Существовали общие святилища всего племени и союза кобанских племен. Одно из них, как предполагают ученые, находилось в Дигорском ущепье, у селения Махческ. Там была найдена гранитная плита с изображением лабиринта - космического символа движения сопнца и человеческой жизни. По-видимому, на древнем месте общекобанского храма продолжает стоять цейский Реком - одно из наибопее известных и почитаемых осетинских святилищ.

Остатки кобанской культуры


Религиозно-магическое знанение имели кобанские амулеты, навершия посохов и рукояти кинжалов с объемными изображениями животных, фигурки людей и зверей. Особенно часты скульптурки барана или бараньей головы. У многих арийских народов образ барана связан с понятием «Фарна» - благодати, благополучия и мира. Существуют так-же предположения о поклонении кобанцев божествам солнца, плодородия, охоты, духам предков.

Остатки кобанской культуры


Искусство

  • Классический кобанский период был временем блестящих достижений прикладного искусства. Кобанская бронза поражает совершенством форм - почти каждая вещь является произведением искусства. Покрытые узором и рисунками топоры, кинжалы со скульптурными рукоятями, пряжки и пояса с гравированными изображениями, женские и мужские украшения кобанцев хранятся в лучших музеях мира.

Остатки кобанской культуры


Искусство

Излюбленный орнамент кобанских художников - геометрический, особенно часто использовался узор, состоящий из разных видов свастики. Для нанесения рисунка применяли технику гравировки и инкрустации. Кроме фантастических зверей, на рисунках встречаются лошади, олени, собаки, птицы, рыбы и змеи, литые фигурки изображают птиц, баранов, быков, лошадей, собак. Вполне возможно, что сцены с людьми и животными на бронзовых поясах посвящены нерасшифрованным пока сюжетам мифологии и эпоса кобанцев..

Остатки кобанской культуры


Искусство

Женский костюм включал множество ювелирных изделий. Головной убор был украшен венчиком или булавкой, височными подвесками, нашивными бляшками, бусами, бисером и привесками разной формы. На шее носили обручи-гривны, ожерелья из сердоликовых бус, на руках и ногах - браслеты. Одежду скрепляли застежками-фибулами. Мужчины тоже носили украшения, но более скромные: бронзовые шнуры, бляшки, височные кольца, браслеты.


Домашнее задание

Параграф 2

Вопросы и задания 1 -5 (устно)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Коба́нская культура - археологическая культура позднего бронзового — раннего железного веков северной и центральной части Большого Кавказского хребта, по обе его стороны, от верховьев Кубани до Дагестана (на современной карте это территория Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, западных районы Чечни, Северной и Южной Осетии, прилегающих районов Грузии, юга Ставрополья).

Соседние культуры: с северо-запада – прикубанская , с юго-запада – колхидская , с востока – каякентско-хорочоевская , с севера – срубная , позже – скифская . Предшествующая культура – северокавказская , последующая – скифо-сарматская .

В истории исследований это одна из старейших археологических культур бронзового века, выделенных в России и ставших известными за рубежом. Первые находки опубликованы Н.В.Ханыковым и П.С.Савельевым в 1849-1850 гг. Названа по могильнику у села Верхний Кобан (ныне Северная Осетия), открытому в 1869 году из-за размыва могил паводком, раскопки начаты Г. Д. Филимоновым в 1877 г. Название «кобанский могильник» ввели в науку Г.Д.Филимонов в 1878 г. и В.Б.Антоневич в 1882 г. В 1880 г. на памятнике работали знаменитые иностранные археологи – Рудольф Вирхов (опубликовал свои результаты в 1883 г.) и Эрнест Шантр (публикация 1888 г.). Вирхов же увез за рубеж большую коллекцию кобанских древностей. Приблизительное хронологическое определение дал глава Московского археологического общества граф А.С.Уваров еще в 1881 на V (Тифлисском) всероссийском Археологическом съезде. Графиня П.С.Уварова, сменившая мужа на посту главы общества, опубликовала кобанские древности в восьмом выпуске «Материалов по археологии Кавказа» в 1900 г. С этого времени в российской археологии благодаря работам В.А.Городцова стал как раз широко употребляться термин «(археологическая) культура», и к кобанским древностям он вскоре пристал. Название «Верхний Кобан» утратило смысл, так как с тех пор Нижний и Верхний Кобан слились в один аул.

В 1940-60-х годах Е.И.Крупнов определил границы этой культуры, выделил в ней три локальных варианта, предложил ее периодизацию. С культурой затем работали В.Б. Техов, И.М.Чеченов, Б.В.Виноградов и особенно много и широко В.И.Козенкова, которая и сформировала современные представления об этой культуре (см. ее «Культурно-исторические процессы на Северном Кавказе в эпоху поздней бронзы и в раннем железном веке». М., 1996 ), хотя у других исследователей есть отличающиеся концепции. Козенкова выделила и протокобанскую культуру – переходное звено от предшествующих культур.

Ныне кобанскую культуру иногда объединяют с колхидской культурой в кобано-колхидскую культурно-историческую общность . Причем абхазские археологи (в частности Ю.В.Воронов), из понятных патриотических побуждений, настаивали на том, что западный Кавказ, Колхида играли главенствующую роль в этой общности а собственно кобанский район (Осетия, Кабардино-Балкария, Пятигорье) был периферией.

Датировка культуры: еще в 70-е годы прошлого века БСЭ (1974 г.) определяла существование кобанской культуры с рубежа II и I тысячелетий до середины I-го тыс. до н. э. Ныне рубежи несколько раздвинуты: XII / XI – IV века до н. э.­, а Козенкова еще добавляет и протокобанскую культуру (c XIV века, а то и вторая и третья четверти II тыс. до н. э.).

Периодизация. В истории кобанской культуры Козенковой и другими различаются четыре этапа:

1) период формирования или протокобанская культура охватывает вторую и третью четверти II тыс. до н. э. Среди очагов формирования культуры выделяется дигорская культура . Но для Козенковой этот период сосредоточивается в более узком диапазоне (Козенкова называет его Кобан I), это ХIV – первая половина XII вв. до н. э.

2) ранний период (Кобан II): середина XII – XI века до н. э. Прежде этот период именовали классическим, но теперь классический – следующий.

3) классический (Кобан III): вторая половина X – начало VII в. до н. э. На рубеже этого периода и следующего кобанцы активно взаимодействуют с киммерийцами и скифами, совершавшими свои азиатские походы через Кавказ.

4) позднекобанский (Кобан IV) – период скифизации: середина VII в. – IV в. до н. э.

По сравнению с предшествующей советской периодизацией, созданной еще Крупновым, периодизация Козенковой несколько более раздвинута.

Могильники преимущественно грунтовые, с каменными ящиками и склепами, грунтовыми ямами, иногда обложенными камнем. В высокогорной зоне это каменные ящики из плит, также перекрытые мощной плитой (песчаник или сланец), а в предгорьях — обычные грунтовые ямы или ямы, обложенные рваным камнем, булыжником. Покойники скорченные на боку, с различной ориентировкой. В погребения клали орудия труда, сосуды, уздечку и заупокойную пищу; в мужских погребениях обязательно оружие; есть погребения с взнузданным конём. Курганы над могильниками обычно не возводились, а когда они есть, прослеживается влияние степных соседей. Изредка коллективные захоронения, а также (еще с протокобанской эпохи) и трупосожжения.

Поселения иногда укреплены валами и рвами, но чаще не укреплены – они и так труднодоступны: на холмах и в горной местности, соответственно, они имели террасную планировку. Кварталы из жилых домов, хозяйственных построек и мастерских разделялись узкими улицами, замощенными булыжником. Прямоугольные дома на каменном фундаменте, стены турлучные (плетеный каркас, обмазанный глиной). Крыши двускатные, с опорой на деревянные столбы. Внутри – открытые каменные очаги. Полы из каменных плит или из простой глины. Культовые участки (в том числе с врытыми в землю каменными идолами),

Керамика лепная, только на поздних этапах появляется кружальная (на вращающейся подставке или гончарном круге). Посуда лощеная, часто с орнаментом. Она различается по локальным вариантам. В центральном варианте преобладают высокие корчаги с расширенным туловом и узким горлом, кувшины, миски, кружки, кубки. Орнамент геометрический, также косыми каннелюрами и налепными шишечками. Есть сосуды в виде сапожка. В западном варианте — корчаги и баночные сосуды с семечковидными и ногтевыми вдавлениями по всему тулову. Восточный вариант отличается налепным орнаментом, иногда целыми композициями. Керамика южного варианта резко отличается от северного и близка посуде Восточной Грузии. Это миски, кружки и банки с ручкой, часто зооморфной, с бедным орнаментом.

Камень и кость продолжали быть важным материалом. Камнерезы делали для металлургов тигли, песты и литейные формы. Из камня изготовляли также зернотерки, рыболовные грузила, детали молотильных досок. Мастера-косторезы умели смягчать кость и рог, сверлить, шлифовать и полировать изделия, владели художественной резьбой. Из кости и рога изготавливались инструменты для ткачества, обработки кожи и керамики, гребенки для расчесывания шерсти, иглы, украшения.

Металл кобанской культуры очень своеобразен. Это настоящая бронза, оловянистая, не мышьяковистая, какая была в северокавказской культуре. Бронза содержит достаточно олова (добывалось и в Осетии) и имеет высокое качество. Сменились и типы металлических изделий. Кобанские изделия отличаются изогнутыми линиями контура, орнаментом изящным и уверенно нанесенным рукой мастера. На поселениях обнаружены мастерские металлургов с плавильными печами, тиглями, ковшами, литейными формами и бронзовыми заготовками изделий. Кобанские мастера владели умением литья в формах или по восковой модели, выбивания украшений из бронзового листа по матрице, ковки, чеканки и резьбы.

Отливали, прежде всего, оружие. Всё оно обычно украшалось чеканкой с геометрическим орнаментом и изображениями животных (собак, лошадей, оленей, змей). Бронзовые топоры с молоточковидным или клиновидным обухом имеют прямой или дважды изогнутый корпус. Кинжалы иногда сделаны из комбинации металлов. Отливали также наконечники копий, булавы и цилиндрические молоты. Известны секиры и скипетры, «штандарты» (навершия культовых посохов).

Костюмный убор представляют дугообразные фибулы, прямоугольные и бабочковидные поясные пряжки, гривны с закрученными концами, браслеты, булавки и бляхи различных типов, спиральные накосники, колокольчики, нагрудники-«пекторали» и орнаментированные пояса. Конский убор — удила и псалии. Наконец, отливали и фигурки животных и (реже) людей. Из листовой бронзы ковали посуду — большие и малые тазы, миски, кружки, чаши, котлы, черпаки.

С IX — VIII вв. до н. э. кобанцы узнали железо. Поначалу они использовали его для инкрустации по бронзе. А в позднекобанский период, в скифское время (после VII века) стали делать из железа большинство металлических предметов.

Военное дело. При раскопках кобанских могильников бросается в глаза большое количество оружия. Археологи объясняют это военной активностью кобанцев. Погребенные, надо полагать, входили в военные дружины во главе с племенными вождями. В начале скифской эпохи кобанцы, видимо, участвовали в азиатских походах скифов (те шли через Кавказ) или как-то реагировали на них. На поясах из Тлийского могильника есть изображения боевых колесниц, но их остатков пока не найдено. Однако найдены детали уздечек, бляшки, подвески и колокольчики из снаряжения верховых лошадей.

Хозяйство. Отгонно-пастбищная система, сложившаяся в кобанской культуре, еще и сегодня характерна для Центрального Кавказа. Летом скот (преобладали овцы) содержали на горных пастбищах, зимой перегоняли на равнину, где было потеплее. Но это в горах. А в предгорьях - придомное скотоводство с преобладанием крупного рогатого скота. Кроме овец и коров кобанцы имели буйволов и волов для упряжки, а на равнине держали еще свиней и домашнюю птицу. Лошади были двух пород: верховые и тяжеловозы.

На втором месте было пашенное земледелие, причем как на равнине, так и в горах. Пахали деревянной сохой. Выращивали твёрдую и мягкую пшеницу, ячмень, рожь, просо, гречиху. Урожай собирали бронзовыми серпами, а в позднекобанский период – железными. Молотили широкими досками со вбитыми в них кремневыми стержнями. Зерно хранили в ямах, муку мололи каменными зернотерками.

Подсобную роль играли сбор диких плодов, охота и рыбная ловля. Охота – частый сюжет кобанского искусства.

Широкие связи кобанцев отмечены с Закавказьем и Передней Азией, с Крымом, позже – со Скифией. Но с самого начала от кочевых ираноязычных народов кобанцы перенимали некоторые виды вооружения и конского снаряжения. Любопытны связи с другими центрами бронзовой металлургии – Луристаном, Карпато-Дунайским центром. Все же главная ориентация в типологии металла – не на Балканы, а на степь и Урал. Это оттуда пришло знание оловянистой бронзы.

Бронза была не только материалом для металлических изделий, но и заменяла деньги, которых тогда еще не было. «Деньгами» бронзового века служили массивные кольца, кинжалы или просто бронзовые слитки.

Социальное устройство . По характеру могильников и размерам усадеб археологи констатируют имущественное расслоение и свершившийся переход от родовой к соседской общине. Деление на варианты трактуют как обособление трех крупных племенных союза — центральный, западный и восточный. Во главе племен и союзов, особенно в скифское время, стояла военная аристократия — прослойка профессиональных воинов во главе с вождями.

Религия. О религии можно судить по святилищам с культовыми приношениями, по жертвенникам на могильниках; по кладам, в числе которых есть, вероятно, культовые.

Жертвенники, располагавшиеся рядом с домом или внутри него, были семейными местами для религиозных обрядов. Это глинобитные площадки размером меньше квадратного метра, изредка огороженные камнями, иногда рядом — очаг. На жертвенниках кости животных, миниатюрные глиняные модельки сосудов, колес от повозок, бронзовые ковшики для питья, а также статуэтки людей и животных.

В каждом поселении на самом труднодоступном для врагов месте располагалось общее святилище. Общие святилища существовали и для всего племени. Одно из них, как предполагают, находилось в Дигорском ущелье, у селения Махческ: там была найдена гранитная плита с изображением лабиринта, по современным представлениям, как-то связанного с ритуальными танцами.

Навершия посохов и рукояти кинжалов с объемными изображениями животных, фигурки людей и зверей имели некое религиозно-магическое значение. Особенно популярны были фигурки барана или бараньей головы. У многих иранских народов образ барана воплощает понятие «Фарна» — благодати и благополучия. Учитывая соседство и влияние скифов, это понятно.

Искусство. Прикладное искусство классического кобанского периода поражает совершенством. Почти каждая вещь – блестящий образец, достойный занять место в лучших музеях мира. Кобанские вещи и занимают в музеях такие места. Наибольшие коллекции – в Эрмитаже, в музее Сен-Жермен-ан-Ле под Парижем и в кавказских музеях – Владикавказа, Нальчика, Грозного.

Происхождение, антропология и этногенез . С археологической точки зрения кобанская культура является наследницей северокавказской культуры. Преемственность видна в домостроительстве, хозяйстве, погребальных устройствах, керамике. Но многое оказалось новым, в частности, ряд типов металлического инвентаря.

В начале XX века, исходя из некоторого сходства кобанских бронз с вещами гальштата Среднего Подунавья, Г.Вильке и М.Гернес предположили переселение дунайских металлургов на Кавказ. В 1935 году А.А.Иессен объяснил, почему идея о «дунайских» заимствованиях не имеет оснований, а В.С.Бочкарев в конце ХХ века показал значение для Северного Причерноморья и Кавказа смены ориентации с балканского металлургического центра на уральский.

От языка, на котором говорили кобанцы, до нас не дошло ни единого слова. Высказывались предположения, что кобанцы были индоевропейским народом. Древнейшее присутствие индоевропейцев на Кавказе прослеживается по географическим названиям и историческим сведениям. Но это прежде всего индоиранцы – индоарии (О.Н. Трубачев предполагал их в синдах, Л.С.Клейн – в катакомбных культурах), скифы и более поздние сарматы. Индоиранцев и видят в кобанцах некоторые владикавказские учебники. А кто тут был до скифов и синдов? Предки германцев? В литературе можно найти и такие предположения (дилетантские трактовки кобанских артефактов как якобы выдающих смесь германской речи с тюркской). Если исходить из наличия центральноевропейских вкладов в северокавказской культуре, предполагаемых В.А.Сафроновым и Н.Николаевой, то вроде бы германское участие возможно. Но эта идея остается гипотезой, отвергаемой остальными археологами.

Носителей кобанской культуры связывали с кавкасионским антропологическим типом. Кавкасионский тип отличается высоким ростом, брахикефалией, сравнительно светлой пигментацией, очень широким лицом, выступающим надбровьем и прямым носом. Время зарождения кавкасионского типа относят к среднебронзовому веку (XXVI/XXV – XX/XIX до н. э.), то есть ко времени северокавказской культуры. Г.Ф. Дебец считал, что этот тип мигрировал из Европы. В. П. Алексеев стоял за автохтонность этого типа на Кавказе. Схожий с ним динарский тип распространен в других горных районах Европы – на Балканах и в Пиренеях. По Алексееву, он, сохраняя некоторые особенности палеоевропейцев, сохранился в изолированных горных районах.

Кавкасионский тип и ныне широко распространен на Кавказе – у вайнахов (ингушей и чеченцев), абхазов, западных грузин, карачаевцев, балкарцев и осетин.

Но, как показывают М. М. Герасимова и Д. В. Пежемский, консультировавшие меня, у современных антропологов (начиная с Алексеева и Гохмана) другое представление о внешнем облике носителей кобанской культуры — выраженная долихокрания, крайне узкий лицевой скелет, высокий и узкий сильно выступающий нос. «Таким образом, — пишут они мне, — краниологические особенности носителей кобанской культуры существенно отличаются от особенностей современных представителей народов центральных предгорий Кавказа, носителей, в том числе, черт кавкасионского антропологического варианта». В памятниках раннего железного века массивные широколицые брахикранные черепа попадаются, но они представляют не автохтонов, а связаны с инвазией сарматов в предгорья.

Материальная и духовная культура народов центральных предгорий Кавказа (как тюркоязычных балкарцев и карачаевцев, так и ираноязычных осетин и кавказоязычных вайнахов) традиционно возводится к кобанской культуре. Но антропологические особенности современного населения не восходят к ней. Тут скорее сказывается северокавказская культура.

Но осетины ираноязычны , карачаевцы и балкарцы тюркоязычны , а центры формирования тех и других языков располагались вне Кавказа. Поскольку так, узколицый долихокранный тип не связан с происхождением их языков. Грузины же в большинстве находятся вне ареала кобанской культуры. Абхазо-адыгское население находится на западной периферии кобанской культуры и вне ее зоны, оно больше тяготеет к древним колхам . Основным претендентом на кобанское наследие с точки зрения языка остаются вайнахское население и сопредельные народности Дагестана . Это восточная часть северокавказской семьи языков . Такого мнения сейчас придерживается большинство компетентных исследователей. Родственное археологически население колхидской культуры может считаться ближайшими родственниками и по языку (абхазо-адыгская группа народностей, западная часть северокавказской семьи).

Но это решение имеет резон только в том случае, если не принимать всерьез легенду о пришествии вайнахов (дзурдзуков) с юга, из Передней Азии. Действительно, легенда эта вряд ли относятся ко всему вайнахскому населению.



Рассказать друзьям