Музей на поклонной горе под открытым небом. Десять лучших военных музеев россии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Центральный музей Вооруженных Сил, основанный в 1919 году, – крупнейший музей военной техники в Москве и даже в мире. Экспозиция размещена как на открытой площадке, так и в многочисленных залах. Более 800 000 экспонатов, богатейшие фондовые коллекции, полторы сотни единиц военной техники, регулярные тематические выставки доступны гостям и посетителям.

Открытая площадка вызовет интерес у любого, независимо от возраста. Образцы боевой техники от «катюши» до истребителей третьего поколения, танки и самоходки, баллистические ракеты, артиллерия – всего 157 единиц.

Экспонаты расположены за невысокими барьерами, малышне по ним полазить не получится, но рассмотреть можно всё и в подробностях.

Экспозиция в 24 залах посвящена истории российской армии от гражданской войны до нынешнего времени. Здесь военная техника представлена уже в виде макетов, сделаны они прекрасно и логично вписаны в тематику залов. Много фотографий, награды и личные вещи полководцев и обычных бойцов, образцы военной формы, оружия и снаряжения. Интересны трофеи Великой Отечественной, среди них есть даже фрагменты облицовки рейхстага с автографами советских солдат.

Музеем постоянно организуются выездные выставки как на площадках Москвы, так и в других городах России и за рубежом.

Музей ВС РФ расположен по адресу: Москва, ул. Советской Армии, 2 . Проехать можно от метро «Новослободская» троллейбусом № 69, остановка называется «Центральный музей Вооружённых Сил». Любителям прогуляться пешком (примерно 15 минут) нужно будет от метро пройти по Селезнёвской улице, выбрав её левую сторону, до Суворовской площади и улицы Советской Армии. Музей будет по правой стороне, здание весьма солидное, с прямоугольными строгими колоннами и серой облицовкой фасада. Справа от входа – танк, знаменитый Т-34, так что не заметить музей не удастся.

Второй вариант: от метро «Цветной Бульвар» ходит троллейбус № 13 – до той же остановки. Пешая прогулка тоже займёт минут 15, по левой стороне Цветного бульвара до Суворовской площади и дальше к музею.

История музея

Почти за сто лет существования музей ВС, как истинный военный, часто переезжал с места на место со всем добром, не теряя ни единого экспоната. Открытие состоялось в конце 1919 года, во вторую годовщину Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА), после разгрома войск генерала Деникина.

Первая постоянная выставка называлась «Жизнь Красных Армии и Флота», располагалась она в здании нынешнего ГУМа, а образцы военной техники тех лет выставляли прямо на Красной площади.

Летом 1921-го выставку по приказу главнокомандующего С. Каменева официально назвали музеем и через год переселили на Пречистенку, в залы старинного особняка.

Год после пятилетия РККА снова ознаменовался переездом: небольших экспонатов было уже более 10 000 плюс крупные единицы, а начальство хотело устраивать грандиозные выставки. «Поезд председателя РВСР Л. Троцкого» – таково было название одной из экспозиций, и можно лишь догадываться, какая площадь могла под неё понадобиться. Военная академия предоставила одно из своих зданий на Воздвиженке, музей перебрался на новое место.

Февраль 1927-го – снова переезд, в левое крыло здания ЦДКА (Центрального дома Красной Армии) на нынешней Суворовской площади. Наконец-то была открыта постоянная выставка из нескольких разделов, подобранных по тематике и хронологии. Накануне круглой даты Победы 8 мая 1965 года музей получил в полное распоряжение новое здание с обширной прилегающей территорией по нынешнему своему адресу.

Просторное здание позволило музею завести оборудованные хранилища, создать новые фонды. Открытый фонд стрелкового оружия, кино- и фотоматериалы, живопись, архивные записи – перечень можно продолжить. Важно, что даже в закрытые запасники есть доступ для посетителей, нужно лишь записаться заранее, а для входа понадобится удостоверение личности.

Коллекции собирались годами, сотрудники выезжали в места боевых действий как в годы Великой Отечественной, так и во время афганской войны. Неслучайно планы выставок рассылались именитым специалистам для экспертизы –экспозиция событий в Афганистане постоянно привлекает внимание, посетители говорят, что она затрагивают душу.

Девяностые годы – начался новый этап, музей получил название ВС РФ. Перемены коснулись не только имени, обновилась сама тематика. Миротворческие миссии в горячих точках, современные тенденции развития армии и экскурс в прошлое, дореволюционные материалы об армии Российской империи.

Знаменитые выставки «Россия в двух войнах» (1993) и «Возвращённые реликвии русской армии и флота» (1996) вернули музею посетителей, и теперь количество гостей исчисляется более чем полутора миллионами человек в год.

Как попасть, билеты, стоимость, режим работы

Музей ВС РФ имеет несколько филиалов, расположенных как в самой Москве, так и в ближайших подмосковных городах.

Музей-кабинет Г. К. Жукова в старом здании Генштаба ВС занимает три зала и открыт с 10.00 до 17.00, кроме понедельника и вторника.

Стоимость экскурсий:

  • для взрослых 700 руб.,
  • для школьников – 500 руб.,
  • для пенсионеров –200 руб.,
  • для иностранцев – 350 руб.

Формируются группы по 15–20 человек, для иностранных граждан – от 5 человек.

Центральный музей ВВС РФ в Монино на Музейной ул., 1 – с понедельника по пятницу, с 9.00 до 17.00, среда и воскресенье – выходные. Доехать можно электричкой от Ярославского вокзала до станции Монино, либо от метро «Перово» маршруткой № 587, либо автобусом № 322 от метро «Партизанская».

Билеты для осмотра экспозиции:

  • для взрослых обойдутся в 150 руб.,
  • льготным категориям граждан по удостоверяющим документам – 60 руб.
  • Многоплановые экскурсии на 30 человек стоят от 1500 руб. до 2000 руб. для иностранцев.
  • По одной теме – от 700 и 800 (школьникам) до 1000 руб. (взрослым).

Музей войск ПВО: Балашиха, ул. Ленина, 6, работает с 10.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до 14.00, выходные –понедельник и вторник. Транспорт из Москвы – электричка с Курского вокзала, Горьковское направление, до платформы «Заря». Экскурсии только по заявкам, группы 5–25 человек .

Стоимость:

  • для взрослых 100 руб.,
  • дети и пенсионеры, студенты – 70 руб.,
  • фотосъёмка обойдётся в 300 рублей.

Музей РВСН, п. Власиха, 20 км от Москвы, район закрытый. Работает с 9.00 до 18.00, обед 13.00–14.00, экскурсии только по предварительной записи .

Бункер Сталина, Советская ул. 80, стр.1. Проезд от метро «Партизанская» до физкультурно-оздоровительного комплекса «Измайлово». Только групповые экскурсии, строго по записи .

Стоимость:

    для взрослых 600 руб.,
  • для школьников и пенсионеров 200 руб.
  • Минимальные группы от 10 до 24 человек (для льготников).
  • Расценки для иностранцев от 1 до 10 и более человек – от 4 900 до 1200 руб. соответственно.


В собрании музея представлены экспонаты, которые знакомят посетителей с историей Войск ПВО, а также с их вкладом в Победу СССР во Второй мировой войне. Кроме этого, экспозиция рассказывает об участии воинов противовоздушной обороны в локальных конфликтах в разное время в различных регионах мира.

    Московская область, городской округ Балашиха, микрорайон Заря, улица Ленина, 6


В экспозиции представлены самолеты, вертолеты, авиамоторы, вооружение, средства спасения, охватывающие всю историю отечественной авиации ― от 1909 года до современности. Посетители могут познакомиться с устройством летательных аппаратов, а также лучше узнать историю авиации по фотоматериалам и редким документам. Располагается музей на территории военно-воздушной базы.


Уникальный музейно-мемориальный комплекс посвящен гордости отечественного танкостроения ― танку Т-34. В экспозиции представлены документы и материалы об истории создания и развития танка, артефакты о боевом применении техники в годы Великой Отечественной войны, а также восемь танков и самоходная артиллерийская установка.

    Московская область, деревня Шолохова, д. 89А, Мытищинский район, п/о Марфино


В экспозиции музейного комплекса под открытым небом представлены: подводная лодка Б-396, экраноплан «Орленок», катер на воздушной подушке «Скат», а также большая выставка военно-морского флота. Примечательно, что самостоятельное посещение экспозиции ― бесплатное.

    Парк «Северное Тушино», ул. Свободы, владение 50-56


В коллекции музея представлено более 350 единиц бронетанкового вооружения и техники из 14 стран мира. Около 60 экспонатов музея существуют в единственном экземпляре. Экспозиция занимает площадь более 12 гектар и является одной из крупнейших в мире на данную тематику.


В коллекции музея Вадима Задорожного находится более 1000 экспонатов. Это и боевая техника, и раритетные автомобили и мотоциклы, и самолеты как отечественного, так и заграничного производства. Экспозиция занимает три этажа и аллею, имея общую площадь 6 тыс. квадратных метров. Музей является самым большим частным собранием техники не только в столице, но и в России.

    Московская область, пос. Архангельское, Ильинское шоссе, стр. 9


Знаменитый Центральный музей Великой Отечественной войны является частью Мемориального комплекса Победы на Поклонной горе в столице. В музейной части ансамбля находятся залы Памяти и Славы, художественная галерея, шесть диорам, залы исторической экспозиции, кинолекционный зал, зал встреч ветеранов и прочие помещения.

Военно-историческая экспозиция включает пять разделов, охватывающих период жизни страны накануне Великой Отечественной войны, три этапа во время войны и историческое значение Великой Победы.

Музей постоянно растет, на его территории регулярно проводятся лекции, кинопоказы, встречи и тематические выставки.

    Ул. Братьев Фонченко, 10.Адрес

    Московская область, г. Химки, сквер Марии Рубцовой


    5-й Котельнический пер., 11

Фото: www.mvpvo.ru, www.cruisesv.ru, museum-t-34.ru, img13.nnm.me, tmuseum.ru, www.mbtvt.ru, travel.mos.ru, moskprf.ru, www.museum.ru, nesiditsa.ru, vk.com/bunker42_nataganke

История нашего народа неразрывно связана с событиями военных лет в период Великой Отечественной войны. И эта память о тех событиях навечно запечатлелась в одном из исторических мест Москвы – музее военной техники. Этот комплекс находится на территории Парка Победы .

Музей военной техники на Поклонной горе является частью Центрального музея Великой Отечественной войны и его экспозиция находится слева от главного здания.

Посетить музей можно в один из дней недели, за исключением понедельника .
Вторник-воскресенье 11:00-18:30
кассы и вход посетителей до 18:00)
Выходной — понедельник

Цена входного билета для осмотра открытой площадки военной техники составляет 250 рублей. Можно купить единый билет за 350 рублей — по нему доступны для осмотра дополнительно главное здание музея, и площадка вооружения и военной техники локальных войн и вооруженных конфликтов 50-80-х годов ХХ века. (По отдельности каждый билет стоит 250 рублей).
До 16 лет вход бесплатно (возьмите свидетельство о рождении).
Дополнительно придется заплатить за проведение фото и видеосъемки 100 рублей. Но для отдельных категорий выставка доступно бесплатно – это, прежде всего участники Великой Отечественной войны, инвалиды, дети инвалидов и свидетели блокады в оккупированном Ленинграде. Впрочем, они все это уже видели в свое время и заслужили на бесплатную экскурсию.

Прекрасное видео и музыка — Военная техника на Поклонной горе

Этот военно-патриотический музей знаменит тем, что здесь находится самая большая коллекция военной техники Советского Союза , союзнических войск. Уделено также внимание и трофейным экспонатам, которые отражают техническое состояние той поры фашистской Германии и ее союзников.

В общей сложности в этом музее представлено свыше 300 единиц военной техники и вооружения . Причем ознакомление с этой экспозицией довольно познавательно. Каждая модель техники оснащена информационной табличкой, отражающей информацию о самом образце техники, его разработчике. Также представлены сведения относительно основных технических характеристик и датах выпуска конкретной модели.

Среди экспонатов этой выставки под открытым небом есть представители военной техники всех родов войск – артиллерийские орудия, знаменитые советские танки и, конечно же, — автомобили той эпохи. Причем автотранспорт представлен как грузовыми автомобилями, так и престижными генеральскими марками.

Но самое большое внимание вызывает вход в выставку, где расположились танковые экспонаты . Большое количество этой техники разных армий вызывают восхищение молодого подрастающего поколения. Им, кстати, не запрещено забраться на башню и сфотографироваться сидя на стволе танка. Рядом располагаются и средства, которые использовались против этой грозной техники — например, противотанковые ежи разных конструкций.

Не меньшее внимание приковывает и морская техника — модели кораблей , катера, другие плавательные военные средства. Для этой экспозиции на территории музея создан искусственный водоем. А рядом с выставленной на воде техникой видны средства для ее уничтожения – плавающие противокорабельные мины.

Далее посетители с интересом смогут рассмотреть летательные аппараты военной поры – вертолеты, самолеты, а также их грозное снаряжение – авиабомбы. В этой экспозиции находятся и грузовые летательные средства и знаменитые российские истребители и наводящие ужас немецкие бомбардировщики. Глядя на эти выставочные экспонаты даже сложно поверить, что всего несколько десятилетий назад они несли смерть под своими крыльями.

Отдельную территорию занимают экспонаты железнодорожной военной техники . На огромных по размеру платформах находятся не менее огромные и внушительные артиллерийские орудия, которые кроме как железнодорожным транспортом доставить было больше нечем. На грустные мысли наводит экспонат с остатками взорванного моста и уцелевшим на нем вагончиком. Заставляет задумать и вид санитарного поезда. Кроме этих экспонатов здесь находятся и характерные для их оснащения виды вооружения. В основном это крупнокалиберные пулеметы и пушки, которые устанавливались на отдельных платформах для защиты от авиационных налетов.

Один из самых известных технических музеев Подмосковья находится в Кубинке. Музей будет интересен, в первую очередь, любителям танков и тяжелой бронетехники. «Центральный музей бронетанкового вооружения и техники» — самый крупный танковый музей в мире по уникальности представленных экспонатов. Посетители музея могут увидеть более 300 экспонатов из них около 60 — это экспериментальные разработки, созданные в единственном экземпляре.

Музей в Кубинке был создан еще в 1938 году. Однако в связи с секретностью доступ в него был ограничен. Одной из причин было наличие среди экспонатов иностранных образцов военной техники, что намекало на участие СССР в различных военных конфликтах. Только в 1992 году музей стал открытым для всех.

Полезная информация

  • Когда ехать? Большая часть техники стоит в павильонах, и ехать можно в любую погоду. Иногда в музее устраивают демонстрацию техники в ходу. Обычно это происходит 23 февраля, 9 мая и в День танкиста (второе воскресенье сентября). Информацию о танковых шоу ищите на сайте музея — mbtvt.ru
  • Как добраться? 50 километров от МКАД по Минскому шоссе. Координаты музея — Карта проезда . Будьте внимательны, некоторые навигаторы попытаются провести вас через садовые участки, но проезд через них закрыт. Нужно развернуться на развязке в Кубинке и немного проехать в сторону Москвы. В выходные дни, особенно во время демонстрации проездов техники, неминуемы сложности с парковкой, приготовьтесь к тому, что придется бросить машину вдалеке от музея и пройти пешком.
  • Координаты парковки 55.5669716 — 36.7157936 (55°34?01.1?N — 36°42?56.9?E)
  • Сколько потратить времени? Целый день.
  • Сколько стоит? Взрослый билет — 400 рублей, детский — 300 рублей, дошкольники — бесплатно. Фотосъемка — 150 рублей.
  • Часы работы? По выходным музей работает с 10 утра до 7 вечера (касса до 6). Понедельник — выходной.
  • Где поесть? На территории танкового музея работает полевая кухня и кафе «Самоволка».
  • Чем занять ребенка? Если вашему ребенку не интересны танки, имейте ввиду, что других развлечений здесь нет.
  • Что привезти? На территории музея работают антикварные лавки военной тематики и сувенирные магазины.

Виртуальная экскурсия

Мы не будем рассказывать и показывать в нашей экскурсии о самых известных танках и бронетранспортерах. О них и так уже много сказано, и поэтому лучше поехать и посмотреть на них вживую. Здесь мы расскажем о некоторых не столь известных образцах вооружения.

Демонстрация техники

Но для начала несколько фотографий с демонстрационного проезда, состоявшегося в бронетанковом музее 23 февраля 2014 года.

Первым по музейному полю проехал легендарный Т-34.

Затем — плавающий танк ПТ-76. (Здесь наша редакция может ошибаться, поскольку мы не специалисты. Будем рады, если более опытные читатели нас поправят.)

И завершился проезд демонстрацией БТР-80. Отсутствие стрельб и показ всего трех машин было вызвал разочарование у публики, но новость о том, что прямо в эту минуты наши лыжники заняли на Олимпиаде весь пьедестал почета в гонке на 50 километров, привела ко всеобщему ликованию.

Танкисты.

Экспонаты под открытым небом

Прежде чем заходить в павильоны, пройдемся по территории. У входа в музей размещены танки стран-победительниц во Второй мировой войне.

Английский MARK III «Valentine 4». «Валентайны» поставлялись в Красную Армию по ленд-лизу и впервые вступили в бой именно здесь, на Можайском фронте. Впоследствии «Валя-Таня», как их называли танкисты, воевал практически на всех фронтах Великой Отечественной войны.

Американский «Стюарт» (M5A1). Производимый фирмой Cadillac данный танк также поставлялся в СССР по ленд-лизу. Именно «Стюарт» был первым советским танком, вступившим в бой при сражении на Курской дуге.

Ну и конечно же наша бронетехника. СУ-152. Данная самоходная установка хорошо зарекомендовала себя в борьбе с немецкими «Тиграми» и «Пантерами». По данной причине танкисты назвали этого «истребителя кошачьих» «Зверобоем».

И опять легенда. Т-34-85 в зимней раскраске. Данная модификация поступила на вооружение в 1944 году и приняла участие во взятии Берлина.

Неподалеку от танков-победителей стоит стелла. Это братская могила, где покоятся останки 4 танкистов, погибших в августе 1943 года во время Смоленской операции.

У входа в павильон советской и российской бронетехники находится броневичок, что логично. Говорят, что это именно с броневика этой модели выступал Ленин в 1917, сразу после прибытия на Финляндский вокзал.

Пройдя немного вглубь территории, сложно пройти мимо бронепоезда, а точнее — мотоброневагона.

Бронированные машины

Заглянем в интерьер одного из первых отечественных броневиков, выпускавшихся на «Руссо-Балте». Все довольно аскетично. Обзор у водителя не очень хорош. «Руссо-Балт тип С» был первым российским серийным бронеавтомобилем. Выпущенный в 1914 году он использовался в Первой Мировой и Гражданской войнах.

Посмотрим на дальнейшую эволюцию броневиков. Бронеавтомобиль БА-21. Экспериментальная модель 1938 года в единственном экземпляре. Создана на базе грузовика ГАЗ-21. Колесная формула 6×4.

БТР-40Б. Базовая модель создана в 1947 году. Модель «Б» отличается от нее наличием бронированной крыши. Интересно, что БТР-40 стоит на вооружении некоторых стран до сих пор. Так, в израильской армии до сих пор используются шесть таких бронеавтомобилей.

А это модификация БТР-40, приспособленная для движения по рельсам. Создана в 1969 году. Специальные откидные катки спереди и сзади устанавливались в положение «а теперь мы бронепоезд» за 3-5 минут. При этом машина приводилась в движение основными колесами.

Параллельно с легким БТР-40 в СССР выпускался тяжелый БТР-152. Находился на вооружении Российской армии до 1993 года. Интересно, что во время беспорядков в Будапеште в 2006 году протестующим удалось запустить музейный БТР-152 и использовать его в столкновениях с полицией. В машине использовалась система автоматической подкачки шин, прибор ночного видения. Конструкторы даже подумали о комфорте военных — в «салоне» есть печка!

А это боевая техничка. На сухом языке военных — бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-К. Служит для эвакуации повреждённых машин с поля боя, вытягивания застрявшей техники, оказания помощи в ремонте и обслуживании. Умеет плавать. На борту несет лебедку, сварочный аппарат, подъемный кран и упор для закрепления машины на местности.

Другая техничка — БРЭМ-2. Выпускалась с 1986 года на базе требующих капремонта БМП-1. Такие автомобили очень бы пригодились и сейчас для любителей поездить по непролазному российскому бездорожью.

Ну и наконец БМП-3. Одна из самых современных боевых машин пехоты, стоящая на вооружении Российской армии. Машина способна вести боевые действия в условиях ядерной войны, стрелять на плаву при волнении в 3 балла, способна автоматически распознавать и атаковать цели противника. На сегодняшний день в мире нет аналогичных машин, равных БМП-3 по огневой мощи. Примечательно, что одна машина стоит на вооружении армии США (была продана Украиной).

Первый советский танк Т-18, как и самый популярный советский автомобиль, был копией «Фиата». Выпускался с 1928 по 1931 годы. Применялся в конфликте на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году и в первые дни Великой Отечественной.

Огнеметный танк ОТ-130. Выпускался с 1938 года. Всерьез разработкой огнеметных танков занимались только в СССР. Да и то, к началу XX века производство огнеметных танков сошло на нет.

Боевая машина десанта (БМД). Выпускалась с 1968 года. Имеет пневмоподвеску с изменяемым клиренсом, сейчас такой опцией могут похвастаться дорогие внедорожники. При помощи водометных движителей способна перемещаться по воде. В 1980 году впервые в мире БМД была десантирована вместе с экипажем. Обратите внимание, что несмотря на пушки, ракеты и водометы, наличие лопаты на борту никто не отменял.

А это — единственный в мире серийный ракетный танк ИТ-1. Был разработан в 1965 году, аббревиатура ИТ обозначает «Истребитель танков» и стрелял ракетами «Дракон». Несмотря на хорошие показатели стрельбы и надежности, танк не прижился и в 1970 году был снят с вооружения.

Образцы снарядов для пушек различных калибров.

Самоходные установки

Посмотрев на необычные танки, переходим в ангар с самоходными установками. Тут тоже есть на что посмотреть.

Вот это, например, самоходный прожектор диаметром полтора метра. Предназначался для подсветки зоны боевых действий танковых войск.

Тяжелая самоходная установка СУ-14-2 с пушкой калибра 152 мм. Для испытательных целей в 1940 году были изготовлены две машины, после чего работы были прекращены. Но машины пригодились, причем именно здесь, в Кубинке. В 1941 году они принимали участие в боевых действиях при обороне Москвы, где использовались для стрельбы с закрытых позиций по наступающим войскам немцев.

Современная самоходная установка со 152-мм пушкой выглядит так и носит мирное название «Акация». Серийно выпускалась с 1980-х годов, применялась в Афганистане и Чечне.

Танки зарубежных стран

Начнем осмотр экспозиции с первого в мире легкого танка. Renault FT17 был построен в 1917 году и стал одним из самых удачных танков Первой мировой. В его создании принимал участие сам Луи Рено. В конструкции танка впервые использовалась вращающаяся башня. На базе захваченного в бою с белогвардейцами и силами Антанты танка в СССР в 1920 году выпущена точная копия танка — «Рено Русский».

Как видим, известные автомобильные бренды не стояли в стороне от изготовления бронированных машин. Следующая модель — это Fiat Ansaldo (L6-40). Итальянец серийно выпускался с 1939 по 1943 год. Участвовал в боевых действиях на Балканах, в Африке и против СССР.

А это — TKS, польская разведывательная танкетка. Иначе — безбашенный танк. В этого малыша помещался экипаж из двух человек. В первые дни Второй мировой эти танкетки приняли на себя удар немецкой бронетехники, и, несмотря на свой размер, действовали довольно эффективно. Польский танкист Роман Эдмунд Орлик за сентябрь 1939 года на танкетке TKS с 20-мм орудием подбил 13 немецких танков. А немецкий офицер, захваченный в плен, сказал так:

…очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану

Такие, казалось бы, миролюбивые страны как Швеция тоже выпускали танки. Например, средний танк Strv 74. Выпускался в конце шестидесятых. В боевых действиях танк не участвовал. Как он попал в музей — тоже непонятно.

Даже небольшие союзники Германии производили бронетехнику. На фото ниже — Зриньи-II, венгерская самоходная установка. Выпускалась с 1943 по 1944. Считается самой удачной венгерской боевой машиной периода Второй мировой.

Еще один интересный экспонат — это японский бронетранспортер-дрезина «Со-ки» тип 95. Выпускался с 1936 года. Судя по размеру колеи (1524 мм), машина предназначалась для передвижения по железным дорогам Советского Союза.

Немецкие танки времен Второй мировой

В немецком павильоне более всего поражает разнообразие и техническое совершенство машин. Видя насколько серьезным был противник, понимаешь насколько героическим был подвиг наших солдат.

Во Вторую мировую немцы делали попытки сконструировать противоминный трал для создания проходов в минных полях. В его разработке принимали участие фирмы Крупп, Даймлер-Бенц и Майбах. В музее в Кубинке находится единственный в мире сохранившийся экземпляр трала.

Этот гибрид трактора и мотоцикла предназначался для перевозки орудий в десантных и горных войсках. HK-101 был разработан в 1940 году. Конструкция машины оказалась очень удачной. Ее применяли и в качестве прокладчика кабеля, и для буксировки самолетов. Транспортер обладал очень высокой проходимостью и был незаменим в СССР в холодное время года и в осеннюю распутицу. После войны HK-101 выпускался для сельскохозяйственных нужд и в качестве почтовой машины в горах.

На фото ниже представлен Tiger II (или Королевский Тигр) — самый мощный серийный танк времен Второй мировой. Обладая мощной броней и пушкой, танк получился очень тяжелым, и ходовые качества Королевского Тигра оставляли желать лучшего. В первом же бою на восточном фронте в августе 1944 было уничтожено 13 танков.

Советская разведка донесла об их приближении, и наши танкисты и артиллеристы устроили засаду. Тигры засели в грунт примерно на 20 сантиметров и не могли дальше двигаться, когда на них выскочила группа наших Т-34-85. Тяжелые башни немецких танков не успевали вращаться за юркими «тридцать четверками».

В результате экипажи немецких машин были вынуждены бежать с поля боя, не успев подорвать технику. Один из брошенных танков и стоит сейчас в танковом музее в Кубинке.

Самоходная осадная мортира Gerat 040 «Karl». Средство для разрушения наиболее мощных оборонительных сооружений. Такие установки применялись при штурме Брестской крепости, под Львовом, Севастополем и при подавлении Варшавского восстания.

Это не гигантская консервная банка с тушенкой из мяса голштинских коров, а машина наблюдателя. Была захвачена в качестве трофея. Разработана в качестве подвижного наблюдательного пункта и корректировки огня артиллерии.В корпусе спрятан мотоциклетный двигатель. Два передних колеса ведущих и одно рулевое. Опытный образец, в боях участия не принимал.

Легкий носитель заряда «Goliath». Относится к классу малогабаритных танкеток. Интересно, что это электромобиль образца 1942 года. Управлялась машина с пульта управления по проводам. Впервые немцы применили ее на Курской дуге. Эффективность оказалась ниже ожидаемой, емкости батарей не хватало.

Танки англоязычных стран

Отдельный ангар в музее посвящен танкам Великобритании, США и Канады.

Дедушка современных танков, английский средний танк Mk V. Был создан в 1918 году. Состоял на вооружении Латвии, Эстонии, Польши и Японии. Несколько танков использовались в Гражданской войне в России армией генерала Врангеля.

А это уже знакомый нам по уличной экспозиции «Валентайн 2». Только здесь он выступает в роли мостоукладчика. Машина имела складной мост. В Советский Союз по ленд-лизу было поставлено 25 мостоукладчиков.

Еще один британец — бронированный разведывательный автомобиль Ferret Mk 2 (Хорек). Разработан незадолго после окончания Второй мировой. Автомобиль получился очень удачным и до сих пор стоит на вооружении некоторых развивающихся стран. Модель популярна у частных коллекционеров в связи с небольшими размерами и демократичной ценой машины. В США ее можно купить за 20-30 тысяч долларов.

У канадцев тоже есть оригинальные разработки, которые не стыдно показать миру. Например, бронированный гусеничный снегоход B-3. Создан компанией Бомбардье в 1938 году. Обладал высокой проходимостью в условиях снежной целины и болот.

Глядя на технику канадцев, создается впечатление, что зимы у них больше, чем у нас. Вот, например, еще одна разработка Bombardier: снегоход B-2. Предназначался для перевозки личного состава и буксировки пушек. Поставлялся в армии Канады и Великобритании.

Питание и сувениры

Территория музея огромная, на ее осмотр может уйти весь день. Поэтому неудивительно, что вам захочется перекусить. Сделать это можно на полевой кухне рядом со входом.

Любители комфорта приглашаются в кафе «Самоволка» в самом конце музея, в здании администрации. По выходным кафе работает с 10 утра до 7 вечера без перерыва.

Пожалуй, не там много музеев, по которым мужчины ходят с восторженными лицами. В музее танков в подмосковной Кубинке основная масса посетителей именно мужчины, которые перемещаются от одного железного гиганта к другому с горящими глазами. Самый крупный музей танков в России находится всего в 60 км от Москвы. Побывать там хотя бы один раз каждый мужчина просто обязан.
Однажды осенью один из друзей моего мужа пригласил нас съездить в танковый музей на Кубинку. Мужчина, естественно, несказанно обрадовался. Про себя того же самого сказать не могу, ну подумаешь, танки! Но на что не пойдешь, чтобы провести время вместе в субботу, хоть на танке, хоть с «катюшей». Но отбросьте скептис! Музей танков оказался очень интересным, произвел впечатление на всю женскую половину компании.

Танковый музей в Кубинке

Совет! Одежда для поездки должна быть соответствующей, чтобы защититься от пронизывающего ветра и дождя. Если с Вами поедут женщины, убедите их отказаться от высоких каблуков в пользу спортивной и удобной обуви, потому что ходить придется много. Детей тоже берите с собой? Дети, которых мы видели в музее, были в восторге, особенно в те моменты, когда взрослые тайком разрешали им залезать на танки.
Итак, выехали мы в субботу рано, часов в 11, но это не помешало нам стать в пробке на Минском шоссе на выезде из Москвы. В общей сложности дорога до Кубинки заняла примерно час.

Найти музей не сложно: по левую руку на Минском шоссе стоит танк, за танком надо будет развернуться на развилке-бабочке, и повернуть к танковому музею. По обе стороны дороги к музею увидите много припаркованных автомобилей. Но нам все-таки удалось оставить машину недалеко от входа.
В кассе купили билеты и небольшой буклетик, посвященный Павильону №1, «Тяжелой технике Советской Армии». Такие буклетики есть почти по каждому павильоне. В них дается описание каждого представленного экземпляра танка с технико-тактическими характеристиками. На обложке буклетика была карта, которая помогла ориентироваться на территории и без экскурсовода. Мы ведь самостоятельные, экскурсию не брали. Хотя знающий экскурсовод, наверняка, сможет рассказать немало историй про этих железных монстров.
Даже зимой там огромное количество народа, не смотря на то, что в павильонах собачий холод. Но ведь это крупнейший танковый музей мира, поэтому можно и потерпеть. Представьте себе, что музею танков в Кубинке более 70 лет! Танки начали коллекционировать с 1938 года.
В павильонах расположились более 300 образцов военной техники, преимущественно танки, из 14 стран мира. Наибольший интерес вызывают экспонаты, которые являются единственными экземплярами в мире: советский тяжёлый пяти башенный танк Т-35, 180-тонный немецкий сверхтяжёлый танк “Маус”, 600-мм самоходное орудие “Адам”.

Что мы увидели в музее?

На территории музея расположены 7 павильонов:
1. Павильон №1 . Тяжелые танки Советской Армии
2. Павильон№2. Средние и основные боевые танки Советской Армии и Российской Федерации
3. Павильон№3. Легкие танки Советской Армии и техника ВДВ
4. Павильон№4. Гусеничная и колесная техника Советской Армии и Российской Федерации
5. Павильон№5. Техника Великобритании, Канады, США
6. Павильон№6. Техника фашисткой Германии
7. Павильон№ 7. Техника стран Европы и техника Японии.

В самом конце аллеи находится администрация и буфет. Туалет на территории, кстати, тоже есть. Ну так, на всякий случай.
Музей танков на Кубинке занимает несколько огромных ангаров (не отапливаемых), но некоторые экспонаты находятся на свежем воздухе. Интересно, что в каждом из павильонов расположены информационные исторические стенды, посвященные тематике павильонов.

Экспонаты под открытым небом

Первым делом мы отправились смотреть танки, которые были выставлены под открытым небом: Т-50, Т-34, Т-34 в зимней окраске, ИС-2 (Иосиф Сталин), СУ-152 "Зверобой", Американский танк М5 "Стюарт", Марк III "Валентайм".
Итак, вот они, «базовые модели» танков, танки-победители.
Т-50 советский легкий танк. Т-50 был разработан в 30-е, но принят на вооружение только в июле 1941 г. 45-мм пушке этого танка дали прозвище «Прощай жизнь». Хороший танк, однако в Великой отечественной войне не выдержал конкуренцию с военной техникой Германии. Требовалось что-то другое.


Т-34 образца 1941 г. Самый массовый средний танк Второй мировой войны. Однако, конструкторы столкнулись с рядом сложностей, для того чтобы принять его на вооружение. После того, как финальный образец прошел все испытания, по какой-то причине было запрещено его представлять партии и правительству. Тогда Михаил Кошкин, конструктор, решился пригнать танк в Москву из Харькова тайно, сам лично. В условиях полной секретности, обходя населенные пункты, два танка пошли на Москву в 1940 году. Однако, в Москве их встретили сотрудники ОГПУ. Все инженеры были арестованы. Самое главное- что цель была достигнута, 17 марта танк был продемонстрирован Сталину и в том же месяце был принят на вооружение.


Т-34-85 в зимней окраске (белый). Лучший легкий танк времен войны. Сложно представить, но официально его сняли с вооружения российской армии в 1993 году. Это со времен то войны!


Танк Т-34-85

ИС-2 (Иосиф Сталин) - тяжелый танк прорыва. Сила отдачи его 122 мм пушки была такова, что могла оторвать башню танка. Иногда передачи приходилось переключать вдвоем.


СУ-152 "Зверобой". Единственная машина способная уничтожать немецкие "Тигры" и "Пантеры" на любых дистанциях боя, за что и получила прозвище "Зверобой". В мировой практике танкостроения нет примеров, когда танк был спроектирован и создан по приказу Сталина за 25 суток (в 1943 году).


СУ-152 Зверобой

Американский танк М5 "Стюарт" , поставлялся по ленд-лизу. Машина хорошо ездила по бетону и по песку. Однако, в России этот вариант не подходил; танк застревал даже в лужах. Ко всему еще его карбюраторный двигатель требовал авиационный бензин высокой очистки, который у нас во время войны был на вес золота. Броня защищала только от пуль, а 37 мм пушка не справлялась даже с легкими немецкими танками.


Американский танк М5 "Стюарт"

Марк III "Валентайм" - английский танк. Бронирование мощнее, чем у нашего Т-34, но броня собрана на болтах. Немецкий снаряд, не пробивая броню, рвал болтовые соединения. Много усилий наши конструкторы потратили на то, чтобы написать инструкции, как английские танки заводить в условиях русской зимы.


Марк III "Валентайн" - английский танк

Вообще между ангарами выставлены различные интересные экземпляры, например Бронепоезд, бронетранспортер Ленина и тд.


Бронепоезд

Танки Советской Армии

В ангарах, посвященных танкам Советской Армии поражаешься, какое огромное количество моделей здесь выставлено. Даже берет гордость за нашу страну.


Внутри ангара


Средний танк Т-34


Историческая справка

Павильон «Техника фашисткой Германии»

Во время Великой отечественной войны значительное количество Германской техники было захвачено Красной Армией. Танки использовались для тестирования советских бронетанковых пушек, а также для изучения. В этом павильоне представлены: мега-монстр 188-тонный танк «Маус» и самоходная осадная мортира Gёrat 040 «Karl», «Тигры» и «Пантеры», «Фердинанд» и «Ягдтигр».

Наиболее интересные экспонаты павильона немецкой техники

Минный тральщик (вес 39 тонн). В 1945 году при испытании захваченного трала на Кубинском полигоне, он наехал на заранее установленную мину. Машина перевернулась, а жесткая конструкция обеспечила контузию экипажу. Больше машину не испытывали.


Минный трал

126-тонная самоходная мортира "Карл". Во всем мире их было изготовлено всего 6. У каждой было имя собственное: "Адам", "Ева", "Один", "Тор", "Локи", "Тюр". Впервые были применены для разрушения Брестской крепости в 1941 г. Каждый снаряд весил 2200 кг и мог проломить 3-х метровую толщу железобетонного монолита. Брест, Одесса, Севастополь, Варшава равнялись ею с землей. Скорость небольшая - 10км/ч. Боевой расчет 8 человек, а для обеспечения работы требовалось 108 человек. Единственный оставшийся в мире экземпляр.


Самоходная мортира

Самый тяжелый танк в мире Maus- "Мышь"(Вес 188 тонн) Для сравнения пусковая установка "Тополь -М" весит 120 тонн. Его не выдерживал ни один автомобильный мост. Всего изготовлено 2 экземпляра. При наступлении наших войск немцы взорвали оба танка. После войны по личному указанию маршала Жукова из двух машин собрали одну для дальнейших испытаний на полигоне. При обстреле из танка ИС-2 (фото выше) снаряды так и не смогли ни разу пробить броню этого танка. Вокруг этого танка всегда столпотворение мужчин.


танк Мышь

Единственный сохранившийся в мире танк-шар. Подвижный артиллерийский корректировочный пункт. Скорость 8 км/ч.


Противотанковая САУ "Фердинанд"


Противотанковая САУ Фердинанд

Знаменитый Тигр , разработанный фирмой "Хеншель" совместно с Фердинандом Порше. По комфортности не уступает современным танкам. Полуавтоматическая коробка передач, гидроусилитель рулевого управления.


Полугусеничный мотоцикл НК-101


Полугусеничный мотоцикл НК-101

Павильон «Техника стран Европы и техника Японии»

В этом павильоне выставлена уникальная коллекция японской бронетехники - танки 30-х годов, применявшиеся в боях у озера Хасан и реки Халхин-Гол. А также техника стран Европы.


Средний танк MK V


Не помню как называется танк, но выглядит прикольно

В заключение

Нас настиг дождь, пришлось его немного переждать и погреться в буфете.
В кафе-буфете продаются вполне съедобные пицца и пирожки. Также можно выпить чай-кофе и сок.

Видели бы Вы, в каком восторге ходят здесь мужчины. Лица светятся от счастья, можно подумать им только что выдали премию миллион рублей. Причем все пытаются залезть на танк и сфотографироваться, хотя это строго запрещено и штраф 500 рублей.
Мы провели в танковом музее на Кубинке около 4-х часов. Это было интересное и познавательное путешествие.


Слава доблестным танкистам!

Как добраться до музея танков в Кубинке:

Железнодорожным транспортом: ехать на электричке до станции Кубинка Белорусского направления, выход на левую сторону, далее маршрутным такси№59 до остановки «музей БТВТ» (танк ИС-3 на Минском шоссе), далее прямо по дороге, держась левой стороны, вдоль забора до ворот Музея БТВТ.
Автомобильным транспортом: до 64 км. Минского ш. Хочу сразу предупредить, что если соберетесь ехать на выходных, выезжать нужно пораньше, так как пробка даже на выезде.
Ориентир - слева танк ИС-3. От танка влево в поле идет дорога 400 м. до КПП и кассы. (прим. поворот налево ЗАПРЕЩЕН, ехать вперед 400 м., эстакада "восьмерочку" и обратно к Москве до танка)



Рассказать друзьям