Написать эссе " Тема жизни и смерти в рассказе "Рождество". ПЖ ПЖ ПЖ ПЖ ПЖ ПЖ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Котова Марина Владимировна - учитель русского языка и литературы СОШ №15 г. Павлодар.

Поурочный план.
Урок русской литературы в 7 классе.
Тема: «Тема жизни и смерти в рассказе В. Набокова «Рождество». Цель: - познакомить учащихся с творчеством В. Набокова на примере рассказа «Рождество».
Задачи: - через текст произведения донести до понимания учащихся жизненную концепцию автора;
продолжить развивать умения и навыки анализа художественного произведения;
способствовать развитию у уч-ся интеллектуальных, креативных компонентов учебной деятельности через методики критического мышления;
определить ценностную значимость данной темы;
продолжать формировать нравственно-эстетический идеал учащихся.
Тип урока: урок изучения художественного произведения.
Вид урока: урок восприятия и анализа художественного произведения.
Форма работы: самостоятельная групповая работа.
Опорная лексика: рождество, композиция, фабула, внутренний конфликт, антонимы, символы, рассказ, образы-персонажи.

Структура урока.
I Мотивационно-целевой этап.
Слово учителя.
-Сегодня разговор наш пойдёт о таких вечных понятиях как
смерть и жизнь. Многие писатели, музыканты, художники раскрывали эту тему в своём творчестве, ибо она является одной из самых популярных и загадочных. Каждый человек по-своему понимает эти слова. Обратите внимание на слова эпиграфа к уроку, которые принадлежат перу Набокова.
«Живи. Не жалуйся, не числи
Ни лет минувших, ни планет,
И стройные сольются мысли
В ответ единый: смерти нет!»
В.В Набоков.
- Единый ли это ответ? Как понимать его? Можем ли мы его принять и присоединиться к словам мастера?
-Вот он ключевой вопрос, ответ на который должен быть найден нами на уроке. Поможет разобраться в этом рассказ Владимира Набокова «Рождество».
(Запись темы урока в тетради.)
II Операционный этап.
1). Работа с понятием.
Учащимся было дано опережающее задание: выписать из словарей С. Ожегова и В. Даля определение слова «рождество».
Учитель обращается к ученикам с просьбой зачитать результат проделанной работы.
2). Следующим этапом станет работа в группах. (Необходимо напомнить правила работы в группах и раздать оценочный лист. Обратить внимание школьников на доску, где находится опорная лексика, которую необходимо использовать при ответах.)
Первая группа. Рассмотреть композицию рассказа.
(На доске с помощью иллюстраций воссоздана композиция рассказа, т.е. события на картинках расположены в том порядке, в каком их изобразил Набоков - раскадровка).
Задание для группы: расположить события на картинках в хронологической последовательности.
Вопросы для выступающих 1-ой группы:
С какой целью Набоков нарушает хронологию событий?
Что хотел тем самым сказать читателю?
(П.О. При обычной фабуле не виден замысел автора: показать внутреннюю борьбу, конфликт отца, который стоит перед выбором - жизнь или смерть?)
В результате данной деятельности ученики с помощью учителя приходят к выводу, что в рассказе присутствует два понятия. Два пространства - жизни и смерти. И приступают к построению концептуальной схемы (диаграмма Венна).
Посмотрите на схему и скажите, как по-другому можно назвать эти пространства? (свой /чужой мир)
Какому фольклорному жанру присуща данная особенность? (волшебная сказка).
Задание для второй группы.
Выделить в произведении все образы-персонажи.
Вопросы для выступающих.
Сколько образов-персонажей вы выделили? Кто они?
Пусть выйдет один из вас и разместит их в данной концептуальной схеме.
Докажите целесообразность подобного распределения персонажей.
Почему Слепцов занимает пограничное положение?
Как вы думаете, почему сын Слепцова не имеет имени?
Почему девушка, по-вашему, находится в пространстве смерти?
Подберите однокоренные слова к фамилии отца.
Мы к этому вернёмся.
Общий вопрос: Какое чувство вызывает у вас Слепцов? Почему?
3).Работа по тексту.
- Мы отметили, что герой Набокова В.В. показан в решающий момент жизни, в момент выбора: жить или умереть. Владимир Владимирович, чтобы показать внутреннюю борьбу Слепцова, включил в ткань произведения детали и символы, которые вы должны найти и поместить в заданные пространства.
-Т.е., продолжаем заполнять концептуальную схему. Обратите внимание на антонимы. Кроме тех символов, которые найдёте вы, я в каждую группу даю ещё по одному. Прочитав значение символа, докажите целесообразность его появления в тексте.
1 группа: ель;
2 группа: мост.
Попутные вопросы группам.
1 Почему пространство жизни наполнено в основном пейзажными зарисовками?
2 Дайте характеристику пространства дома и мира за пределами дома.
4). Работа с символом.
- У меня в руках осталось изображение ещё одного образа- это бабочка.
Вот он «...индийский шелкопряд, что летает, как птица. В сумраке, вокруг фонарей Бомбея...».
- Найдите в тексте и прочитайте тот момент, когда
происходит появление бабочки из кокона. (Учитель прикрепляет бумажную Б. в центре доски, подставляя различные значения.)
«Насекомое с двумя парами крыльев разнообразной окраски». /СРЯ С. Ожегова./

«Славяне связывают образ бабочки с представлением о душе умершего». /Мифы народов мира/.

«Символ души, бессмертия, возрождения». /Словарь символов/.

«Красота, стремительный полёт, краткость жизни». /Э. Эппли/.

С какой целью Набоков включает образ бабочки в свой рассказ?
- Какое значение из предложенных мы находим в рассказе?
- Какую мысль желает донести до читателя?
- Как это демонстрируется в произведении? (Слепцов был слепым. В последний момент он открыл глаза, т.е., прозрел).
- Какая истина открылась Слепцову? Как это соотносится с названием рассказа?
Пауза. Учитель зачитывает слова эпиграфа. В конце которого ставится восклицательный знак.
Смерти нет!
III Рефлексивно- оценочный этап.

Рассказ закончен появлением бабочки, но ни слова не сказано о самом Слепцове. Судьба его не известна. Вспомните содержание урока и напишите, опираясь на ключевые слова: смерть, жизнь, боль, утрата, спасение, радость, рождение, продолжается, прозрел
- словосочетание;
- предложение;
- свободное письмо.
На выбор.
Учащиеся заполняют оценочные листы и сдают учителю.

Тлегенова Клара Сурагановна

учитель русского языка и литературы

КГУ «Пеньковская средняя школа» Кызылжарский район СКО

Скачать
Цель урока:
1.отработать навыки работы с текстом, выделяя основную мысль и идею произведения – страдание человека, изменяющее видение мира.
2. определять значение деталей-вещей, образов-символов для раскрытия переживаний героев.
Ход урока.

Тренинг «Самопредставление»
Расколдована тишина
Самым первым лучом рассвета.
Значит, кончилось время сна –
Значит, жизнь продолжается снова.
1. Побуждение. /3 мин./
-Добрый день, ребята. Рада Вас видеть. Сегодня мы будем работать над рассказом В.В. Набокова «Рождество».
Будем работать в группе, и каждый получит свою оценку, заполнив лист самооценивания. Прошу ознакомиться с правилами работы в группе и четко заполнять оценочные листы.
-А сейчас, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. (Вслух зачитывается эпиграф).
— В чем смысл данных слов и о чем мы с вами будем сегодня говорить? (в том, что жизнь человека продолжается, с каждым лучом света, несмотря на те жизненные трудности, которые встречаются человеку на пути), (о смысле жизни).
— Да действительно мы будем говорить о смысле жизни и на примере рассказа В.В. Набокова «Рождество.
Я прошу Вас открыть тетради и записать тему урока
Д/з: прочитать текст, нарис-ть рисунок, найти сведения об авторе. Кто нарисовал прошу запечатлеть Ваше творч-во на доске.
2. Что Вам известно об авторе?
Русское зарубежье – это представители всех сословий, попавшие на чужбину по разным причинам и разными путями. В эмиграции жили видные писатели, философы, учёные, музыканты. Среди них И. Северянин, И. Бунин, А. Куприн (вернувшийся в СССР уже перед смертью), В. Набоков, Шмелёв, Б. Зайцев.
В начале 20-х годов литературной столицей эмиграции был Берлин – здесь шла активная литературная жизнь, широко развернулась издательская деятельность, выходили журналы («Русская книга», «Беседа»), альманахи, сборники, газеты(«Дни», «Руль»). С газетой «Руль» во многом связана судьба В. Набокова, который печатался под псевдонимом В. Сирин.
В середине 20-х, когда стало очевидным, что эмиграция – явление не временное, что вернуться в Россию вряд ли возможно, когда стало ясно, что от родины литераторы отрезаны – их не печатают в России, устраивают над ними заочные суды – центр литературной эмиграции перемещается в Париж., которое с годами становилось всё притягательнее и чище. В эмигрантской прессе обсуждались вопросы будущего русской литературы. Судьбу эмиграции разделил и выдающийся русский литератор, состоявшийся как писатель и поэт вне России, — Владимир Набоков.
Биография Набоков. История рассказа «Рождество» Широкому русскому читателю имя Набокова открылось на рубеже 80-90-х годов ХХ века, с тех пор его книги печатаются значительными тиражами. Многочисленные издания, в том числе солидный пятитомник с комментариями, вышли к столетию со дня его рождения, которое отмечалось в 1999 году.
Истинная жизнь писателя, как говорил Набоков,- это его творчество. Литературная жизнь Набокова началась в день православного Рождества, 7 января 1921 года, с опубликования в берлинской эмигрантской газете «Руль» трёх его стихотворений и рассказа «Нежить» за подписью В. Сирин, с тех пор ставшей его постоянным псевдонимом.
3. Какие христианские праздники мы празднуем? (4мин)
4. Работа в паре (приг-ть по 1 вопросу) — чтение глав (3мин)+2мин
1 группа — 1 глава Первый вечер без сына… (Большое несчастье, «Слепцов сел в нежилой угол уютной комнаты, сел на низкий плюшевый стул, на котором он никогда не сидел», «Комната плавала во тьме» — Чувство, охватившее Слепцова – чувство безразличия, беспомощности)
1 группа – 3 глава Время после обеда… (Приехал на могилу сына, просидел около часу. Там на погосте он был дальше от сына, чем здесь, где под снегом хранились летние следы его сандалий. Велел отпереть дом, вошел в комнату сына, стал рассматривать вещи, принадлежавшие сыну Чувство- разочарования, тоски)
2 группа – 2 глава Утро следующего дня … («Он удивлялся, что еще жив, что может чувствовать, как блестит снег, как ноют от мороза зубы. Он заметил Оснеженный куст, песьи следы, дальше торчали столбы мостика. Горько, гневно столкнул снег с перила. Все это заставило его вспомнить о тех днях, когда он был счастлив с сыном. » Чувство, охватившее героя – беспомощность, злость)
2 группа – 4 глава Ночь перед Рождеством… (Слуга поставил аршинную елку. Слепцов собрал вещи сына. Читал дневник сына и понимал, что сын больше не вернется никогда, а это значит, что и ему жить нет смысла. Ему казалось, что жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес. Но тут произошло чудо. Слепцов увидел как из кокона, перенесенного им, человеком, изнемогающим от горя в теплую комнату, вылупилась бабочка. Чувство – неожиданной радости, удивления.)
1 гл.а) О чем нам говорят детали интерьера?
б) О чем свид-т треснувшая капелька воска? (трещина в душе героя)
2гл: а) какое чувство охватило душу героя?
3гл: а) куда он отпавился после обеда? (на могилу сына)
б) зачем он решил посетить комнату сына?
4 гл: а) почему он попросил убрать елку?
б) найти и прочитать то, что яв-ся главным в этой главе(Ему казалось, что жизнь горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес)- строки, передающие безмерное горе героя.
7. В чем заключается мастерство Набокова?(в 1-ом предложении сказать многое). Всего (10 мин)
5. Работа в группах. (10 мин.) Взаимооценивание
1группа — образы- символы (стратегия «Одиночный пузырь»)
2 группа – стратегия «График эмоций»
6 Итог- Ключевые слова (записать в тетрадь) (2мин)
— Какие виды пространства представлены в рассказе (открытый и закрытый)
-Каким чувством пронизан текст? (глубокой тоски, боль по причине потери..)
-Какова тема, подтема?
-Как вы думаете, почему рассказ называется «Рождество»? (Слепцов прозрел)
Просмотр видео- какова идея? (рождение бабочки отвлекает душу. Страдание не только оглушает, но странным образом изменяет видение мира и обостряет восприятие красоты. А красота облегчает страдание. ? 5мин
7. Авторский стул (3 мин)
Эссе на темы: 1) В чем я вижу смысл жизни.
2) Как должны относиться друг к другу родные люди.
8. Возвращаемся к эпиграфу- Какая связь с соврем-ой жизнью.
Заполнение листа оценивания. (2 мин)
Рефлексия. Этот сосуд наполнить качествами, которые делают нашу душу красивей.

Приложение.
1. Вывод: Рассказ «Рождество» — автобиографичен. История, рассказанная нам автором, очень похожа на жизненную ситуация самого Набокова, когда он узнал о том, что потерял отца. Слепцов – плод творческой фантазии Набокова, а вот мальчик с его влюбленностью, увлечениями бабочками и велосипедом очень похож на самого Набокова. Слепцов видит красоту зимнего сада, но снег, покой и тишина сопутствует теме смерти. Пейзаж в рассказе имеет два смысла – передает идею красоты, одновременно и размышления о смерти.

2. Образы- символы рассказа. Ассоциации, возникающие при чтении рассказа. (Работа с классом)
В тексте можно увидеть художественные детали. Деталь интерьера – «низкий плюшевый стул» — в буквальном смысле сопереживает герою. Проникается к нему сочувствием и читатель. Слепцов сидит, забившись в угол, «словно в приёмной у доктора». Данная, казалось бы, незначительная деталь подсказывает читателю: этот человек болен, нуждается в помощи. Он «медленно» (т.е. с трудом осознавая, что делает) смотрит на свою руку. Треснувшая капелька воска символизирует «трещину» в душе героя. Сильная деталь церковный крест, которая появляется в конце второй главы. Можно понять один из эпизодов этой главы: «Слепцов…свернул с тропы и…пробрался…к тому месту, где парк обрывался к реке», как попытку самоубийства. Слепцов, скорее всего, хотел утопиться в озере. «А над белыми крышами придавленных изб…слепо сиял церковный крест». Возникает образ религии, бога. Слепцов не смог этого сделать.
Обратим внимание на встречающиеся в произведении детали – символы. Бабочки, которых собирал сын Слепцова, — ассоциируются с определенными моментами: красота, стремительный полёт, краткость жизни. Похожи они и на самого мальчика. Он умирает в расцвете сил в далёком Петербурге, грезя о своих бабочках и, возможно, о любимой. И куколка, которую он считал мёртвой, согретая теплом комнаты, оживает на глазах изумлённого Слепцова, превращаясь в бабочку: «Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо».
3. Поражает умение Набокова в одном предложении сказать очень много…
Словесная плотность характерна и для следующего предложения, пожалуй, это самое информационно насыщенное предложение: «Совсем недавно, в Петербурге,- радостно, жадно заговорив в бреду о школе, о велосипеде, о какой-то индийской бабочке,- он умер, и вчера Слепцов перевёз тяжёлый, словно всей жизнью наполненный гроб в деревню, в маленький белокаменный склеп близ сельской церкви».
Обратим внимание на слово» гроб». В «Словаре символов» читаем Гроб — защищающая оболочка, символизирует надежду на возрождение. Недаром сын Слепцова похоронен в склепе.
Елка — символизирует возрождение, уход старого и рождение нового.
Свеча считается важнейшим символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. Свеча краткосрочностью своего существования символизирует одинокую трепетную душу.
Дым — символ вознесения молитв или благочестивых душ, а также символ укрытия и мимолетности жизни.
Крест имеет ещё несколько значений: символ Космоса, Древа Жизни, символ энергии добра.
Зеркало имеет позитивную символику, так как в древности оно ассоциировалось со светом, особенно из-за напоминающих зеркало дисков солнца и луны, которые, как предполагали, отражают божественный свет. Отсюда и вера в то, что злые духи не любят зеркал и, как и духи тьмы, а также злые люди, не могут отражаться в них. В рассказе «Рождество» в зеркале на мгновение появляется отражение слуги Ивана, думается, что при отсутствии прямых характеристик героев, это добрый знак.
Иван помнит о празднике, видимо, по традиции он наряжает ёлку, находящийся в своём мире, мире горя, отчаяния, Слепцов не понимает, почему ёлка оказалась в гостиной. Автор подаёт нам «знаки»: в этот момент в руках Слепцова — деревянный ящик, а древесина – символ защиты, жизненной силы, прикосновение к дереву придаёт человеку волшебные силы, заключённые в нём.
И слон является символом силы, проницательности, долголетия, процветания, счастья, возможно всего этого желал своему сыну Слепцов как любящий отец, потому что рассматривание слона, нарисованного сыном, было последней каплей, приведшей его к приступу страшных сухих рыданий, после которых он решил покончить с жизнью.
Образом–символом является само Рождество, вынесенное в заглавие. Этот главный христианский праздник одновременно радостен и напоминает человеку о родившемся Христе, который обречен на страдания.
Ель (символ Рождества), принесённая Иваном, означает вечную молодость («Зелёная. Пусть постоит»). Слепцов просит убрать её, потому что хоть неявно, но винит в смерти сына Бога, считая её (смерть) несправедливостью. Возможно, ель – горькое напоминание о счастливых минутах, проведенных вместе с сыном.
Вообще образ Бога зримо присутствует на страницах рассказа. Сельская церковь, ее крест намекают, напоминают о Нём. Человеческая жизнь полна страданий.
4. Главная тема рассказа Набокова «Рождество» — тема жизни и смерти. Чтобы ее показать автор использовал еще тему отцов и детей. Через смерть сына отец осознает два вечных понятия: жизнь и смерть. Он хочет сделать выбор в пользу последнего. Однако его сомнения разрешились благодаря природе
Идея, на мой взгляд, и выражается в этой бабочке, в частичке природы. Природа, Бог – это истины, которые помогают человеку жить, преодолевать трудности, дают сигналы, показывают знаки. Человеку необходимо лишь повнимательней присмотреться к ним.
В финале произведения «Слепцов зажмурился…

Святочный рассказ?

набоков рассказ фабула символика

Можно считать, что в плане жанра это произведение является святочным рассказом. Герой произведения оказывается в состоянии глубочайшего духовного кризиса, для разрешения которого поможет только чудо. Чудеса в святочном рассказе реализуется обычно не только высшими мистическими силами, но и являются счастливым стечением обстоятельств, удачным совпадением, которое воспринимаются как некий знак свыше. Как и стандартный святочный рассказ имеется счастливый и светлый финал, который внушает надежду: "И тогда простертые крылья, загнутые на концах, темно-бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья" .

3. Элементы биографии

В 1912 году Набокову подарили велосипед. Он часто совершал прогулки на велосипеде, на одной из них он увидел девочку, которая произвела на него глубочайшее впечатление, она стала его магнетически привлекать. Она была дочь деревенского Кузнеца, ее звали Полина. Во многих произведения Набокова встречаются детали этой незнакомки. В этом рассказе мы ее тоже встречаем на страницах дневника умершего сына: "Чудный жаркий день. Вечером ездил на велосипеде. В глаз попала мошка. Проезжал, нарочно два раза, мимо ее дачи, но ее не видел..."; "Ездил, как всегда, на велосипеде", стояло дальше. "Мы почти переглянулись. Моя прелесть, моя радость..."; "Сегодня - первый экземпляр траурницы. Это значит - осень. Вечером шел дождь. Она, вероятно, уехала, а я с нею так и не познакомился. Прощай, моя радость. Я ужасно тоскую..." .

Девочка Полина является ярким образом в творчестве Владимира Набокова, символизирует дух упущенных возможностей не только у сына, но и у главного героя рассказа: "-Это немыслимо,- прошептал Слепцов,- я ведь никогда не узнаю...", ""Он ничего не говорил мне..."- вспоминал Слепцов, потирая ладонью лоб" .

4. Точки соприкосновения с другим произведениями

Приведем строки из дневника мальчика: "Сегодня идет дождь, играл в шашки с папой, потом читал скучнейшую "Фрегат Палладу" .

"Фрегат Паллада" - это цикл очерков А.И. Гончарова. Это книга об экспедиции автора на военном фрегате к берегам Японии с дипломатической миссией. В то время эта книга была очень популярной в среде интеллигенции, она была обязательна к прочтению.

Эта книга встречается и в другой книге Набокова "Защита Лужина". Главному герою эта книга тоже показалась скучной. Мотив этой книги прослеживается через всю книгу: главный герой является путешественником, который не замечает окружающего реального мира. Уже будучи женатым, Лужин не совершает путешествия, которое могло его изучить .

5. Символы

Религиозные символы: церковный крест, белокаменный склеп, сельская церковь, ель, Рождество.

Церковный крест появляется в самом конце второй главы. Возникает этот образ как раз тогда, когда Слепцов направлялся к реке. Возможно, мужчина решил утопиться в реке, но увидев крест, не смог этого сделать. Ведь это образ христианской религии, а самоубийство является тяжким грехом.

Главный христианский праздник (Рождество) является светлой датой, но в то же время это и день рождения божьего сына, который был обречен на страдания. Ель, главный атрибут праздника, является символом вечной молодости ("Зеленая." ), жизненных сил, бессмертия .

В рассказе встречаются много символов-предметов: дневник (синяя тетрадь), сачок, бабочка и кокон.

Такой предмет интерьера, как низкий плюшевый стул (это не символ, но значимая деталь) в углу, который в обычное время является просто фоном: "на котором он не сиживал никогда". Набоков олицетворяет его: он превращается в незнакомого человека, который может по-настоящему сопереживать герою. Трещину в его душе показывает треснувшая капля воска на его руке.

Дневник - это символ давно ушедшего, прошлого времени . С помощью него главный герой будто бы перемещается в прошлое, в то время, когда его сын был жив. Сачок - это предмет, несущий гибель бабочкам. Это знак смерти. Порванный сачок - это, возможно, побежденная смерть.

Бабочка - символ души и возрождения, которая способна к трансформациям и превращениям, а кокон - это символ защищенной души. Существует поверье, что бабочки - это души умерших. В христианстве стадии жизни этого существа символизируют жизнь, смерть и воскресенье. На многих иконах и картинах на религиозную тематику бабочку изображают на руках младенца Христа . Поэтому с рождением новой жизни у Слепцова появляются силы жить дальше.

6. Символика цвета в рассказе

Каждое произведение Набокова наполнено определенной цветовой гаммой. Любимые цвета Набокова: малиновый и лиловый. В рассказе Набокова "Рождество" тоже присутствуют определенные цвета: белый (белые изразцовые печки, белая чешуйка, беленая лавка, белые купола клумб, белокаменный склеп, белая гладь, белые веера, белые створчатые ставни), синий (синел ранний вечер, зеленоватая синева, синие ямы, серебряная голубизна, на темно-синем стекле, синеватые розы стены, синяя тетрадь, на синем стекле), розовый (розовый абажур, розоватые струи дыма), рыжий (рыжая корица), коричневый (коричневые ноги), желтый (желтый свет, желтое пламя), серый (серый иней), черный (черная тень, черные мохнатые лапки). Самыми частотными цветами являются белый и синий.

Рассмотрим их значения. Возможно, что белый свет встречается потому что, основной сюжет рассказа происходит зимой, во время рождества (считается, что белый - цвет этого праздника, наряду с зеленым и красным). Но, в то же время белый цвет - это символ чистоты и света. В Китае, например, это цвет траура. Это двойственный символ: это свет и жизнь, но в то же время - слепота и смерть .

Синий - это символ неба. Так как в мифологии небо было приютом богов, духов умерших, ангелов, поэтому этот цвет - символ божественности. Также это цвет благородства и чистоты, таинственности и святости. Опять же, в мусульманской Индии это цвет траура и печали .

Менее частотно встречаются цвета: желтый и розовый. Розовый - цвет мечтательности, фантазий и грез (смотреть на мир через розовые очки). Он символизирует наивное сознание. Желтый цвет - это цвет радости и веселья. Считается, что желтый успокаивает человека (даже в психиатрических больницах стены выкрашивают в желтый) .

Практически все цвета являются символикой жизни и смерти, эта тема буквально во всем пронизывает этот рассказ.

7. Знаки препинания

Как говорил Владимир Набоков: "Многоточие - это следы на цыпочках ушедших слов". "Многоточие у Набокова - это как паузы в ремарках Чехова". Символизируют незавершенность, недосказанность. Во многих произведения многоточие используется больше как образ, нежели просто как знак препинания. Они встречаются в этом рассказе 13 раз. Это сакральное число, оно считается символом Христа и его 12-ти учеников. "Чертова дюжина" во многих странах запада считается несчастливым числом. Напротив, на востоке (Япония, Корея, Китай) оно является числом удачи и счастья, многие даже устраивают свадьбы в этот день .

Двоеточие используется 9 раз. Оно также является сакральным числом, которое символизирует начало и конец жизненного цикла . Это можно связать с сюжетом рассказа: смерти мальчика и рождением новой жизни- индийского шелкопряда.

В рассказе Владимира Набокова «Рождество» такие категории, как пространство и время, нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Эти два понятия тесно связаны между собой, одновременно вбирая в себя различные пласты человеческих чувств и ценностей. Рассмотрим это подробнее.

Дом с флигелем и обширное пространство вне его мы можем рассматривать как олицетворение процесса жизни, поэтому за каждым участком пространства закреплено определенное время и некая совокупность чувств и ценностей, свойственных этому времени.

Дом, в который главный герой, Слепцов, так боится заходить, представляет собой прошлое, представляющее самый темный уголок его памяти. Герой не поселяется в доме, потому что, во-первых, ему чисто психологически было бы сложно там находиться, ведь эти стены, окна, шкафы, ящики с бабочками еще помнят того, кто недавно умер, кто перед смертью упоминал все то, что находится в доме, особенно индийский кокон, казавшийся на первый взгляд мертвым. Прошлое содержит не печальные воспоминания, а, наоборот, теплые и светлые. Именно от данного диссонанса с реальностью, от сравнения этих «тепла и света» и реальной жизни, превратившейся в одно сплошное горе, герой рассказа, сильный мужчина, плачет, прижавшись мокрой щекой к пыльному столу. Еще летом он был так счастлив, наблюдая за сыном, который бегал в саду, ловил бабочек, насаживал их на булавку и прятал за стекло. Теперь жизнь кончена, как разорван тот сачок, которым сын накрывал на перилах моста живое, трепещущее крылышками существо.

Флигель ассоциируется у нас с настоящим временем. Именно в этом месте поселяется герой. С одной стороны, «там белые изразцовые печки истопить - дело легкое», но это лишь формальное объяснение поведения героя. С другой стороны, это место не дом, но находящееся рядом место. Главному герою в любом случае придется зайти в дом, окунуться в это холодное, но олицетворяющее «тепло и свет» пространство. Он садится в угол, словно пациент, ожидающий приема у доктора. Необходимо собраться с мыслями. Необходимо подготовить себя к той боли, которая ждет впереди, возможно, более сильной, чем была ранее. Именно флигель концентрирует в себе напряженное чувство ожидания боли, а также боли, уже ощутимой героем. Угол тот нежилой. В него герой садится совершенно неосознанно, потому что мыслями он далеко от этого места. Ему неважно, где он сидит, в каком из углов. Нежилой угол приютил своего убитого горем хозяина. Они чувствуют близость друг другу. Такие же одинокие, пустые и без жизни. Герой словно умирает, умирает глубоко внутри, ведь горе оказалось сильнее. Умирает для того, чтобы обратиться к прошлому, уже мертвому времени, сконцентрированному в пространстве дома. Но это лишь один угол из четырех. Флигель – это настоящая жизнь: суета, заботы, печки, лампа и воск свечи, относящий читателя к похоронам. Но здесь есть свет. Его приносит во флигель слуга Иван. Если бы не было Ивана, дом показался бы нам абсолютно пустым и безжизненным. Возможно, что именно благодаря Ивану главный герой возвращается из своего ожидания сильной боли, своих раздумий. С одной стороны, слуга знал дом прежним, когда сын героя рассказа был жив, когда Иван еще не сбривал усы. Но жизнь идет. Все меняется. Есть то, что жило в прошлом и живет в настоящем. Это слуга Иван, произносящий в рассказе всего несколько слов, но именно своими действиями – из прошлого, но настоящими – возвращает хозяина дома к жизни, тянет его из глубоких раздумий, словно зовет из того неживого угла. Он напоминает Слепцову, что завтра будет Рождество, что настоящее время – не только похороны, но и Сочельник, который так любят дети. Иван доказывает, что жизнь не закончилась, что процесс жизни линейный, что завтра будет завтра, что стоит продолжать жить.

Пространство вне дома, которое Набоков так красочно представляет обилием пейзажных зарисовок, олицетворяет собой будущую жизнь, которая начнется уже с завтрашнего дня, с Рождества. Это будущее обширно, ярко, красочно, радостно, светло, что Слепцов с чувством разочарования понимает, как на погосте далек от сына, дальше, чем «здесь, где под снегом хранились летние неисчислимые следы его быстрых сандалий». Будущее кроет в себе неизвестность, но в этой неизвестности уже не будет столько боли, сколько ее есть в доме (прошлом) и флигеле (настоящем).

Местоимение «ты» появляется у Набокова лишь в одном абзаце, в самом начале. Возможно, что таким образом автор рассказа приобщает нас к этой очень личной истории. Мы становимся на одном уровне с главным героем, с нежилым углом, его приютившим. Вспоминаем свои истории, когда были близки к тому, чтобы расплакаться на плече у незнакомца, прохожего. Теперь другой человек, недавно похоронивший сына, доверяет нам свою боль, делится ею. И мы воспринимаем весь текст, как именно его рассказ, а не рассказ автора. Мы настолько проникаемся сочувствием к чужой боли, что совершенно забываем о наличии повествователя. В описаниях движений, в отдельных деталях мы читаем гораздо больше. Объем рассказа для нас не сводится к этому малому числу страниц. Мы ощущаем всю трагичную историю в целом.

Когда Слепцов покидает дом, тем самым он стремится к будущей жизни, отрываясь от прошлого и трагически суетного настоящего. Он словно глубоко вздыхает, выбирается на волю, освобождается от того мучительного ожидания боли, которая ждет его при посещении дома. Слепцов опять начинает жить, жить не в горьких проблемах, а в простом, чистом восприятии этого чистого вокруг мира. Он перестает замыкаться на своих переживаниях и начинает осознавать, что кроме его горя есть и окружающий мир, и этот мир не трагичный, а светлый, морозный, ясный. В нем дышится легко. Уже веранда – пространство, близкое к пересечению времен, пересечению ощущения нежилого угла (смерти) и ощущению двора, моста, парка, реки (новой жизни) – встречает героя веселом скрипом половицы и «райскими ромбами отраженья цветных стекол». «Он удивлялся, что еще жив, что может чувствовать, как блестит снег, как ноют от мороза передние зубы. Он заметил даже, что оснеженный куст похож на застывший фонтан, и что на склоне сугроба - песьи следы, шафранные пятна, прожегшие наст». Безусловно, главный герой восхищается красотой окружающей природы. Встретившее его морозное утро он воспринимает как человек, не переживший до этого серьезного горя. Возможно, это будет звучать абсурдно с нашей стороны, но мы предполагаем, что вне пространства дома и флигеля герой чувствует себя счастливым. Вокруг нет горя, нет смерти. Все жаждет новой жизни. Утро – это новая жизнь. Каждый человек неосознанно стремится туда, где ему будет легко и комфортно. Ради этого он может забыть о своих обязанностях, о потери близкого человека. Так устроена жизнь. И это ощущение легкости и некой радости удивляет Слепцова. Он ненавидит себя за то, что еще жив, что чувствует эту красоту, хотя должен скорбеть о погибшем сыне. Возможно, он принуждает себя возвратиться к своему горю, но человеческая природа сильнее самого человека и его моральных обязанностей перед самим собой.

Как мы уже говорили ранее, пространство вне дома характеризуется обилием пейзажных зарисовок. Конечно, чисто с формальной точки зрения пейзаж обязан разбавить трагическое настроение как главного героя, так и читателя. Но главенствующая роль все-таки кроется в воплощении новой жизни, самой сущности жизни, ее главной мысли по поводу постигшей героя беды: «Все пройдет. Пройдет и это». Горе не перечеркивает линию жизни навсегда. Оно заставляет человека взглянуть на свою жизнь и жизнь вообще по-новому. Заставляет сделать новый глоток воздуха. «Слепцов, в высоких валенках, в полушубке с каракулевым воротником, тихо зашагал по прямой, единственной расчищенной тропе в эту слепительную глубь». Эта «слепительная глубь» и есть та новая жизнь, которая ждет его впереди. Таким образом, мы здесь видим две жизни: настоящую для героя, трагическую, и фоновую, общую, светлую.

Особо следует обратить внимание на последний абзац второй главы, в котором говорится, что герой стоит на месте обрыва парка к реке. Нет сомнения, что действительность дана здесь глазами Слепцова, а не повествователя. Когда герой прислонился к стволу, он не замыкается в себе, не вспоминает прошлого с участием любимого сына, а видит обычное течение жизни, которая была до смерти сына и будет продолжаться после. Стоит заметить, что герой рассказа не видит людей, а видит лишь результаты их деятельности: вырезанные льды, розоватые струи дыма, стук топора. В его горе, сакральную тайну, никто не вмешивается: ни на уровне детали пейзажа, ни на уровне ощущений души, а душа пропускает пейзаж через себя и тем самым познает красоту жизни. Его тайну видит лишь церковный крест. Сам Господь обязывает героя верить в дальнейшую жизнь.

Может показаться странным, но мы хотим сравнить данный рассказ с музыкальным произведением. Две первые главы являются подготовительными к главному событию – переходу героя в мир прошлого, к главной боли его переживаний. В первой главе мы знакомимся с пространством дома, флигеля, а также с самим героем, помещенным автором в неживой угол. Во второй главе герой рассказа как бы еще причастен к фону жизни, словно пытается запастись красотой человеческого бытия перед смертью, которая наступит при посещении им дома. Он еще не пережил самую высокую вершину своей беды, не увидел всей трагичности случившегося. Спокойные ноты, овеянные пеплом грусти, - в начале, искорки радости – в продолжении течения произведения. Практически тишина… Чувства настолько спокойны, что нам уже кажется, герой рассказа готов встретиться с горем лицом к лицу. Слепцов велит отпереть большой дом. Идет к комнате сына. Полы трещат, стены наполняются желтым светом от лампы. Комната – сгусток прошлого, которое ушло безвозвратно, не оставив о себе и живого признака. Хотя…

Сейчас главными для героя являются не новая жизнь, счастье, радость ощущения бытия, а горечь утраты любимого сына, от осознания того, что ему так и не суждено узнать, по кому сын так тосковал, кого сын так жаждал увидеть.

Одновременно меняется и способ ощущения бытия героем рассказа. Он, кажется, навсегда отказывается от того мира вне дома и читает истории, которые ему нашептывают вещи в комнате: тетрадь, шкафы, сачок, бабочки. Слепцов становится настолько бессильным, что ему остается лишь слушать и плакать. В мире прошлого вещи оживают. Они творят реальность, заставляя забывать о внешнем мире, о настоящем времени. Они творят ту реальность, в которой сын еще жив, еще ловит бабочек, прикрепляет их крылья к дощечкам, произносит их латинские названия «слегка картаво, с торжеством или пренебрежением». Герой не выдерживает обрушившейся на него лавины воспоминаний. Все его действия сопровождают рыдания: то явные, то сухие, еле слышные. Трагизм нашего уже музыкального произведения с каждым словом, с каждой нотой нарастает. Кажется, что еще чуть-чуть и будет поздно, что струна души навсегда лопнет, а сердце разорвется от страданий. Но вспомним наше одинокое «хотя…»

Прошлое не оставило в себе и живого признака? Ряды сухих бабочек под стеклом. Это не совсем так. Появлению живой души предшествует появление живой души иного характера. Безусловно, это Иван, но Иван не один, а с живой, вечно зеленой, пахнущей морозом и праздником елкой, к крестообразной макушке которой приделана свеча. «Зеленая. Пускай постоит...» - мягко настаивает он. Слепцову тяжело осознавать, что сегодня Сочельник, а завтра Рождество. Переход из одного времени в другое всегда болезненный. Здесь переживание героя достигает своего пика. Елка, строчки о первой любви сына, о которой отец теперь никогда не узнает, слон, уходящий вдаль на последней странице тетради. Герой больше не может терпеть этой выворачивающей душу боли и решает покинуть жизнь. «Смерть, - тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение». И снова тишина… Кажется, из этой мертвой пустоты не выбраться, не преодолеть этой нескончаемой лавины горечи. Но среди мертвых бабочек оживает то, что ранее казалось таким же неживым. Из кокона рождается индийский шелкопряд, огромная ночная бабочка. И словно в композиции Мориса Равеля «Волшебный сад», после продолжительного трагического начала и пика переживаний, когда кажется, что сердце разорвется от боли, последние строчки-минуты окрашены чувствами счастья, радости, волшебства, новой жизни, Рождества. Формально это конец произведения, но мы уверены, что для главного героя рождение бабочки из кокона, который так дорог был сыну, является лишь началом. Рождение бабочки стоит вне категорий прошлого, настоящего и будущего, вне фоновой и реальной жизни. Это событие играет роль чуда, поэтому мы с уверенностью можем провести параллель с Рождеством Христовым. Конечно, герой захочет жить дальше. Его тепло дало жизнь другому существу. И так не раз будет в его жизни.

Нельзя утверждать, что герой предал одни ценности ради других. Мы не можем выделить точное число главных ценностей, потому что человек сложный по своей природе и жизнь сложна. Человек многогранен изначально, и он лишь тогда человек, когда обладает всей совокупностью ценностей, где одна не может существовать без другой. Смерть и возрождение, горе и счастье, открытость миру и закрытость в своих переживаниях – все это испытал герой, и ни одна из ценностей не отброшена на второй план. Все они для него главные, потому что они ЦЕННОСТИ, а следовательно, ценны изначально. Просто рассказ заканчивается на идее возрождения, идее чуда, но за ней последуют и счастье, и радость, и смерть как наш общий приговор.

Предметом эпоса является целостность мира, в котором совершаются индивидуальные действия. В данном рассказе мы наблюдаем лишь за одним из отрезков жизни человека, о котором мы знаем только, что он отец, любящий своего сына. Жизнь каждого человека не дискретна, а целостна. Каждое событие играет в жизни человека определенную роль: большую или незначительную. Поэтому смерть сына рассматривается в рассказе в контексте прошлого, настоящего и будущего. Оно взаимодействует со всеми пластами времени и не только времени, ведь не стоит забывать о чуде.

Для достижения трагического эффекта авторы фильмов, поэзии, прозы часто связывают мотив смерти с полетом: птицы, листа, бабочки. Безусловно, этот образ кроет в себе сравнение с полетом души, стремящейся в небеса. Но образ бабочки гораздо глубже других образов, потому что это не только полет, но и чудо. Можно даже сказать, что это чудо вдвойне: рождение живой души из неживого и полет этого живого к небесам. Рождение бабочки накануне Рождества. Прочитав эти четыре слова и представив этот волшебный образ, мы совершенно забываем о смерти. Нам хочется жить, хочется отпустить это чудо туда, где теперь живет его хозяин, и тем самым от горя освободиться.



Рассказать друзьям