Одесский литературный музей. Литературный музей в одессе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Современное мировое культурное развитие было бы невозможно без того великого наследия, которое оставила нам Древняя Греция. Самое загадочное государство по праву принято считать прародительницей демократии, науки и искусства. Мифы древних греков, рассказывающие о жизни и мудрости богов и подвигах античных героев, живут в сознании общества нашего времени.

Для современного человека древние сказочные легенды стали обыденными историями, многие люди в поисках какой-либо истины ссылаются на их содержание и мораль. Среднестатистический обыватель свободно использует в разговорном обиходе «крылатые» выражения мифов древней Греции , порою даже не вникая в их смысл.
«Олимпийское спокойствие» . Вряд ли в нашем мире найдется человек, который хотя бы раз в жизни не произнес или не слышал этой фразы. Как правило, она используется для характеристики уверенного в себе хладнокровного человека либо может выражать иронию по отношению к абсолютно равнодушному ко всему происходящему вокруг субъекту. А в времена эти слова символизировали могущество Олимпийских идолов, в силу этого никогда не испытывающих проявления волнения или гнева.
«Кануть в Лету» . Так говорят о людях или каких-либо событиях, которые были безвозвратно забыты, навсегда исчезли из памяти людей. Красивое и образное выражение, им очень любят пользоваться литераторы, публицисты, ораторы. В русском языке бытует подобное выражение, которое звучит несколько по-иному, «как в воду канул», что означает, бесследно исчез. Согласно античной мифологии в подземном протекала река Лета, воды которой несли вечное забвение. Попив водички из этой реки, умершие навсегда забывали о своей земной жизни.
«Сизифов труд» . Еще один пример выражения из мифов древней Греции . Так обычно называют бессмысленную, бесполезную, бестолковую и в то же время изнурительную работу. Фраза постоянно на слуху особенно в коллективах тех предприятий и организаций, где нет должной организации производства. За основу этой фразы взят сюжет древнего мифа о царе Сизифе, который вел роскошную жизнь и постоянно обманывал богов, чтобы как можно дольше продлить свое земное существование. Когда обман вскрылся, наказание богов было очень суровым. Они обрекли Сизифа на вечные страдания, он должен был постоянно закатывать на вершину горы огромный каменный валун, который в последний момент обязательно срывался вниз.

«Нарцисс» . В современном обществе так не без оттенка иронии называют мужчин, одержимых страстью самолюбования. Нарцисс был сыном одного из древних богов, юноша был очень красив собой и однажды, увидев свое отображение в воде, влюбился в себя. Любовь к себе была настолько сильной, что он смертельно заболел. Боги сжалились над ним и превратили юношу в красивый и изящный цветок.
«Ящик Пандоры» . Когда выполнение какого-либо действия, влечет за собой целую лавину нежелательных последствий. Мифологическая первая земная женщина Пандора не смогла удержаться от искушения и, несмотря на строгий запрет, открыла ларец . Когда сосуд был открыт, из него вырвались тысячи бед и несчастий, которые навеки стали печальным достоянием человечества.
«Дамоклов меч». Синоним предполагаемой опасности, которая может произойти в любую минуту. Дамокл все время завидовал своему царю Дионисию. Царь решил проучить своего слугу, для чего усадил его на свой трон, а над его головой на конском волосе повесил острый меч, который мог оборваться в любой момент. Только так Дамокл понял, как опасна и тревожна судьба правителя.

«Бойся данайцев, дары приносящих». Существует упрощенная версия выражения, крылатого выражения древней Греции, которая употребляется в наше время, оно звучит, как дары данайцев. Оно олицетворяет лживую лесть, проявление коварства и лицемерия. В основе этого выражения лежит о том, как данайцы, используя хитрый прием с огромным деревянным конем со спрятанными в нем воинами, взяли Трою.
«Троянский конь». Имеет то же значение и корни происхождение, как дары данайцев.
Ахиллесова пята. Уже несколько тысячелетий олицетворяет наиболее уязвимое место. Нереида, решив огородить своего сына Ахилла от смертоносных ранений, которые воины получают в битве, погрузила ребенка в священную воду. Чудо свершилось, его тело было способно противостоять ударам меча, копья и стрелы, только пятка, за которую мать держала маленького Ахилла время обряда, не была защищена волшебными силами.
«Авгиевы конюшни» . Крылатое выражение из мифов древней Греции , которое дошло до нашего времени и символизирует грязное и зловонное место. В основу положена легенда о подвигах Геракла, когда мифический богатырь перегородил русло реки Алфей и ее водами очистил конюшни царя Авгия.

Одесса была основана тогда, когда литература - от публицистики до романа в стихах - прочно вошла в общекультурный обиход. Поэтому практически вся история Одессы - с конца XVIII столетия и по сегодняшний день, - нашла отражение в поэзии и прозе.

Литературная Одесса

Литературная Одесса - это не только имена писателей (свыше 500), биографически или творчески связанные с городом, но и художественный образ, обогативший мировую культуру.

По прошествии двух с лишним веков с момента основания Одессы, можно утверждать - история этого города существует дважды - в реальности, и в литературе.

Отражением этой особенности города, своеобразным зеркалом Одессы является Одесский государственный литературный музей.

Само явление - "литературный музей" нуждается в некотором объяснении. Это, и вправду, довольно нетрадиционный вид музея. Литературные музеи - явление социалистической культуры, порождение СССР. В странах, где жизнь протекала, так сказать, естественным, "нормальным" путем, есть два вида музеев, связанных с литературой. Это музеи - истории книги, созданные, как правило, на базе библиотеки, которую собирали сиятельные библиофилы на протяжении десятилетий, а также - мемориальные музеи, как правило дома или квартиры, где жили писатели. Такие музеи существуют во всем цивилизованном мире, их много и каждый хорош по-своему. Но, отчасти, они все похожи друг на друга. Инкунабулы, папирусы, глиняные таблички - если это музей книги. Прихожая, кабинет, спальня, перо, пишущая машинка, домашние тапочки - если это мемориальный музей. А "литературные" музеи - это порождение Страны Советов, характеризующее импульсивное развитие этой самой страны - сначала уничтожение культурного наследия, потом собирание его останков и остатков для того, чтобы смешать их в одном здании, в одной экспозиции. То есть это одновременно и музей истории книги, и, отчасти, мемориальный музей, где представлены личные вещи писателей, но в то же время музей истории литературы и культуры города.

Одесский государственный литературный музей, основанный в 1977г. и открытый для посетителей в 1984г. - один из крупнейших региональных литературных музеев страны.

Его экспозиция насчитывает двадцать залов. Каждый зал - это художественный образ десятилетия, которому он посвящен.

Экспозиция музея - система символов и знаков, в которую вписаны реальные документы времени: книги, рукописи, газеты, журналы, фотографии, личные вещи писателей, предметы эпохи, - создаёт своеобразный "лабиринт времени", не имеющий аналогов во всем мире.

Музей предлагает посетителям не только фактографический материал, но и возможность ощутить в полной мере атмосферу города, непрерывности исторического процесса. Дизайн музея сочетает яркое художественное решение с четким литературно-историческим наполнением. Образ каждого зала передает атмосферу жизни города в определенном отрезке времени. От гусиного пера до компьютера, от стихов А. С. Пушкина до миниатюр М.М. Жванецкого раскрывает Одесский Литературный музей тайны, легенды и реальность «жемчужины у моря».

Главным создателем оформления музея стал крупнейший украинский дизайнер, лауреат премии Т.Г.Шевченко, художник Анатолий Гайдамака. Основатель и первый директор музея – Никита Брыгин.

Музей представляет более трехсот писательских имен - от Ивана Котляревского, Александра Пушкина, Адама Мицкевича до Генриха Белля, Константина Симонова, Бориса Пастернака. Отражены как приезды авторов в Одессу, так и появление собственно одесской литературной школы. Наряду с великими создателями литературы - Гоголем, Толстым, Коцюбинским, Лесей Украинкой, Шолом-Алейхемом, Чеховым, Буниным, Франко, Ахматовой, Бабелем, Ильфом, Петровым, Катаевым, М. Кулишом, представлены многочисленные авторы так называемого «второго ряда», сыгравшие немаловажную роль в становлении отечественной культуры.

Здание, в котором расположен музей, было выстроено в середине XIX века. Дворец принадлежал представителю высших кругов русской аристократии, одному из первых граждан Одессы князю Дмитрию Ивановичу Гагарину, и его жене, Софье Петровне. Во второй половине века семья Гагариных передала дворец городу.

Архитектор Людвиг Оттон, автор проекта, расположил здание над крутым оврагом, обратив его фасадом на Восток, к морю: мощный цокольный этаж, арочная форма окон, три эркера, напоминающие башни, придают этому фасаду сходство с замком.

Интерьеры дворца поражают неожиданным сочетанием стилей, - классицизм, барокко, ампир - характерным для Юга Российской империи середины прошлого века, и названным "вольной южной эклектикой".

Парадный Золотой зал сочетает элементы ампира и барокко. Он освещается эркером с пятью арочными окнами, которые создают ощущение избытка солнечного света и воздуха. Историки утверждает, что здесь давал концерт великий венгерский композитор и пианист Ференц Лист.
Золотой зал - единственный мемориальный зал музея. Остальные воплощают ход литературной истории.

История дворца напрямую связана с культурной жизнью Одессы. С 1899 по 1903 годы здесь проходили заседания и вечера Литературно-Артистического общества, которое объединяло писателей, художников, музыкантов, актеров.

Здесь прочел впервые свой перевод "Песни о Гайавате" Генри Лонгфелло лауреат Нобелевской премии Иван Бунин. Тут он читал свои стихи.
Здесь выступала великая украинская актриса Мария Заньковецкая и такие корифеи украинского театра как Старицкий, Саксаганский, Тобелевич, Карпенко-Карый.

Здесь производил огромное впечатление на публику своими выступлениями и статьями пламенный Altalena - Владимир Жаботинский, будущий идеолог создания государства Израиль.

Ворота во дворик Литературного музеяСегодня Одесский Литературный музей – “визитная карточка” города. Ежегодно Литературный музей и Сад скульптур посещают от 90 до 100 тысяч человек. Экскурсионные программы музея очень популярны среди одесситов, а понятие “литературная Одесса” является брендом, известным, без преувеличения, во все мире, и привлекающем отечественных и зарубежных туристов.

Одесский Литературный музей – крупнейший научно-исследовательский и культурный центр. Помимо постоянно действующей экспозиции, в музее регулярно проводятся выставки, посвященные юбилеям писателей, а также литературные вечера, концерты классической и джазовой музыки, презентации книг, конференции.

Парадный Золотой зал музея, с его блистательным интерьером, является местом проведения самых престижных городских мероприятий.

ПОИСК

Музеи Одессы

Литературный музей в Одессе основали в 1977 г., а официально открыли 1984 году. Экспозиция расположена на двух этажах здания и насчитывает 20 залов.

Здание построено архитектором Людвигом Оттоном в стиле классицизма, из камня-ракушечника, оштукатурено. Двухэтажное, с подвалом, план в виде трапеции с тремя полуциркульными выступами со стороны моря. Первоначальная планировка не сохранилась; перекрытия плоские, подвала – лучковые и полуциркульные своды. Фасады горизонтально расчленены поясками, завершены развитым карнизом с высоким гладким аттиком, украшены со стороны моря пилястрами коринфского ордера. Окна обрамлены наличниками, главный вход фланкирован спаренными колоннами тосканского ордера. Оконные проемы прямоугольные в парадных комнатах, со стороны моря – большие полуциркульные.

В интерьере дворца сохранилась богатая отделка в аванвестибюле, вестибюле с двусторонней мраморной лестницей, в парадном зале второго этажа и двух прилегающих комнатах. Декор стен и потолков лепной, на верхнем этаже – с позолотой.

Современный художественный образ музея создал художник Гайдамака Анатолий Васильевич. Он является автором оформления Государственного историко-культурного заповедника на о. Хортица (1977-1988), музеев Н. Островского в Шепетовке (1979), М. Коцюбинского в Чернигове (1982-1983), Т. Шевченко в Киеве (1984-1987), литературного музея в Одессе (1984-1985), филиалы Центрального музея В. И. Ленина (1980-82; сейчас - «Украинский дом») художественного решения интерьеров банка «Украина» в г. Киеве (1994), интерьеров администрации культурного центра «Россия» в Харбине (1997 , Китай), церкви Святой Троицы (1998-99, Македония), художественного оформления Национального музея «Чернобыль» в Киеве (1994-1996). Создал живописный цикл «Распятие» (1988-1990) и др..

После проведенной реставрации самостоятельным экспонатом стали и украшения интерьеров, лепка так называемых "виноградных комнат", охотничий кабинет, Золотой зал, вестибюль с парадной лестницей и т.д.. В залах с богатыми украшениями шкафы и стенды размещены по осям комнат с большим отступом от стен и украшений. Сами книги, рукописи, газеты недостаточно выигрышные экспонаты (монотонные, плоские, часто черно-белые). Поэтому художник лишал залы монотонности, насыщая их старой мебелью, фото разных размеров, пустыми рамами от картин, личными вещами писателей (книжный шкаф Мицкевича), если они были в фондах музея. Художник Гайдамака дополнил эклектичные украшения дворца стенописи, мозаиками, даже архитектурными гобеленами. Своеобразной метафорой литераторской труда и музейной экспозиции Гайдамака сделал стол писателя. Они здесь разные - от ценных образцов ампира к дешевым, но мемориально ценных.

Одесский Литературный музей galmara wrote in February 19th, 2010

Одесский литературный музей основан в 1977 году и открыт летом 1984 года.

Этот музей, пожалуй, самый интересный и информативно-насыщенный из всех, виденных мной в Одессе и Киеве.

1.ул.Ланжероновская, справа здание музея

К сожалению, практически без своих фотографий музея, нас сразу предупредили, что нельзя фотографировать. Но хуже было узнать на выходе, что официально фотографировать разрешено. А почему не разрешили конкретно нам - осталось непонятно. Возможно, не разрешали и другим, но мне от этого не легче.
Но я все же сделала три шпиЁнских кадра в холле музея, когда смотрительницы музея немного отвлеклись на вновь прибывших посетителей. К сожалению, качество снимков плохое. И нашла в интернете снимки залов и экспозиций музея, которыми проиллюстрирую свой короткий рассказ.

Но сначала цитата:"Само явление - "литературный музей" нуждается в некотором объяснении. Это, и вправду, довольно нетрадиционный вид музея. Литературные музеи - явление социалистической культуры, порождение СССР.

В странах, где жизнь протекала, так сказать, естественным, "нормальным" путем, есть два вида музеев, связанных с литературой.
Это музеи - истории книги, созданные, как правило, на базе библиотеки, которую собирали сиятельные библиофилы на протяжении десятилетий, а также - мемориальные музеи, как правило дома или квартиры, где жили писатели. Такие музеи существуют во всем цивилизованном мире, их много и каждый хорош по-своему. Но, отчасти, они все похожи друг на друга.
Инкунабулы, папирусы, глиняные таблички - если это музей книги.
Прихожая, кабинет, спальня, перо, пишущая машинка, домашние тапочки - если это мемориальный музей.

А "литературные" музеи - это порождение Страны Советов, характеризующее импульсивное развитие этой самой страны - сначала уничтожение культурного наследия, потом собирание его останков и остатков для того, чтобы смешать их в одном здании, в одной экспозиции.
То есть это одновременно и музей истории книги, и, отчасти, мемориальный музей, где представлены личные вещи писателей, но в то же время музей истории литературы и культуры города."

Вот такой,собственно, и есть Литературный музей Одессы.:)

Музей находится в довольно старом здании и производит впечатление давно не ремонтированного. Высоченные потолки, большие комнаты анфиладой, узкие высокие окна, скрипучий паркет. И огромное количество страниц литературных и исторических документов, плакатов, фотографий, картин (их мало, не художественный музей все же).

Мне приходилось бывать в подобных музеях и обычно после прочтения трех-четырех страниц текста становится невыносимо скучно и появляется желание закончить знакомство с музеем. Но здесь получилось с точностью наоборот. Каждая прочитанная страница подталкивала к прочтению следующей и так, не пропуская практически ни одного документа, мы очень медленно двигались из одного зала в другой.

Я не засекла время, даже не знаю, сколько там пробыла. Но мне было так интересно чтение этих бумаг, что оставалась бы и дольше.

Смотрительницы музея очень внимательно наблюдали за нами и, несмотря на дневной свет, включали освещение стендов и залов. Все смотрительницы довольно пожилые женщины с интересными лицами и умными глазами. Не полусонные бабульки, как обычно бывает во многих музеях.

В целом атмосфера музея понравилась. Было такое впечатление, что со времени открытия музея в глубокие советские годы совершенно ничего не изменилось. Как будто время там остановилось. Но в этом как раз и есть своя особенная привлекательность этого музея. Вкупе с хорошо подобранными материалами, музей располагает к спокойному и неторопливому знакомству с ним, с полным ощущением погружения в советские годы. Мне казалось, что в любой момент может прийти на экскурсию группа пионеров, комсомольцев или передовиков производства....:)

Конечно, уже не смогу вспомнить все, что я там читала. Биографии известных и не очень литераторов, поэтов, причем, о большинстве можно было узнать некоторые малоизвестные факты их творчества, отрывки из произведений, воспоминания...Очень интересные фотографии, настоящие старые, так много рассказывающие уже одним фактом своего существования. Разные документы, показывающие в какие непростые времена жили и творили те, кто составляет теперь литературную славу России и Украины.
Не удержалась, выписала для себя несколько цитат.
"Одесса - город европейский, вот почему русских книг здесь и не водится." А.С.Пушкин.

"Славны бубны за горами, или путешествие мое кое-куда" (название книги) И.Долгорукий. 1810.

"Угодно - пусть меня читают, противен - пусть в огонь бросают, трубы похвальной не ищу" . из книги "Бытие сердца моего". И.Долгорукий

"Крепче крепите воздушную снасть, крепче крепите советскую власть." Общество авиации и воздухоплавания Украины.

Была бы возможность фотографировать, таких цитат было бы больше.

А это мои фотографии, извиняюсь за качество, руки тряслись от волнения - не каждый день приходится делать шпиЁнские фотки.:)))

Плакаты военного времени, сделанные вручную.

У музея есть очень хороший сайт с подробным рассказом об история музея и здания, в котором он находится



Рассказать друзьям