Оперный театр «Ла Скала», Милан: описание, репертуар, отзывы. Артисты и великие люди, выступавшие в стенах театра

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Оперный театр Ла Скала (La Scala)

Знаменитый на весь мир оперный театр Ла Скала находится недалеко от , где располагается величественный .

Театр был построен в 1778 году, когда на его сцене была поставлена опера Сальери «Признанная Европа». С тех пор театр Ла Скала пользуется непревзойденной популярностью среди всех ценителей оперного искусства.

История возникновения театра Ла Скала

Архитектором оперного театра Ла Скала был Джузеппе Пьермарини. По его проекту всего за два года, в период с 1776-1778 года, было построено здание театра в неоклассическом стиле, которое считалось одним из самых элегантных и красивейших в мире.

Название театра происходит от наименования церкви, которая располагалась на этом месте ранее. Церковь Санта-Мария делла Скала была основана здесь в 1381 году в честь Баетриче делла Скала, представительницы знатного рода Вероны.

Открытие театра

Открытие театра Ла Скала состоялось 3 августа 1778 году. Первой постановкой на новой сцене была опера Антонио Сальери «Признанная Европа». Театр Ла Скала сразу же стал центром светской жизни миланской аристократии.

Особенная акустика

Исключительной характеристикой театра являлась его уникальная акустика, созданная талантом архитектора, а также наличие специального портала для подачи карет. Оперный зал имел форму подковы длиной 100 метров и шириной 38 метров. Ложи располагались в виде 5 ярусов. Таким образом, оперный зал обладал значительной вместительностью. Также в интерьере театра присутствовали буфеты и игорные комнаты.

Реставрация

В период Второй мировой войны театр Ла Скала практически полностью был разрушен, но уже к 1946 году инженеру Л. Секки его удалось восстановить в изначальном виде.

С тех пор театр не раз реставрировали. Последние реставрационные работы проводились архитектором М. Ботта в период с 2001-2004 года, когда, в частности, было уменьшено количество зрительских мест и переработана конструкция сцены.

Репертуар театра Ла Скала

С конца 18 — начала 19 веков на сцене театра Ла Скала ставили оперы итальянских композиторов, таких как П. Гульельми, П. Анфосси, Л. Керубини, С. Майра, Дж. Паизиелло.

При этом с начала 19 века значительную долю репертуара составляли оперы Джоаккино Антонио Россини. Дебют композитора в театре Ла Скала начался с оперы «Пробный камень», далее были поставлены «Аврелиан в Пальмире», «Турок в Италии», «Сорока-воровка».

Также с 1830-х годов репертуар театра был дополнен операми Доницетти, Беллини, Верди, Пуччини. Именно на сцене Ла Скала впервые увидели свет многие оперы этих блестящих композиторов, в том числе «Норма» и «Пират» Беллини, «Отелло» и «Фальстаф» Верди, «Лукреция Борджа Доницетти, «Турандот» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини.

В современное время на сцене театра Ла Скала можно увидеть классические постановки Верди, Пучини, Вагнера, Беллини, Гуно, Россини, Чайковского, Доницетти, Мусоргского.

Оперный сезон в Ла Скала начинается традиционно 7 декабря и заканчивается в июне. В осенний период на сцене театра можно послушать симфонические концерты в исполнении филармонического оркестра.

Артисты, выступившие на сцене театра Ла Скала

Такой звездный оперный театр, как Ла Скала, хранит историю выступлений самых блестящих оперных певиц и певцов всех времен. Так, на его сцене выступали знаменитые Дж. Паста, сестры Гризи, М. Малибран, Анна Болейн, Фаворитка, Лукреция Борджиа, Линда ди Шамуни и многие другие.

В 20 веке в театре Ла Скала наслаждались пением знаменитых Зинки Милановой, Марии Каллас (Maria Callas), Ренаты Тебальди, Марио Дель Монако, Тамары Синявской, Елены Образцовой, Энрико Карузо (Enrico Caruso), Лучиано Паворотти (Luciano Pavorotti), Пласидо Доминго (Placido Domingo), Хосе Каррерас (Jose’ Carrerra), Фёдора Шаляпина.

Архитектура театра Ла Скала

Здание театра Ла Скала построено в неоклассическом стиле и его фасад выглядит довольно сдержанно. Зато внутреннее убранство театра поражает своей роскошью и великолепием.

Здесь есть всё, что должно быть в театре: огромные зеркала, в которых отражается богато декорированное убранство интерьера, позолоченные украшения на стенах и искусная лепнина, покрытые бархатом сиденья.

Шикарная обстановка театра погружает зрителя в атмосферу аристократического блеска лучших оперных традиций Италии. Насладиться идеальным исполнением знаменитых опер первыми артистами современности на сцене Ла Скала приезжают мировые звезды и настоящие ценители искусства.

Легенды театра Ла Скала

Согласно преданию, при устройстве площадки для строительства театра Ла Скала на месте церкви была обнаружена плита из мрамора, на которой изображен известный мим времен Древнего Рима — Пилад. Строители восприняли это событие как знак, свидетельствующий о выборе подходящего места для возведения театра.

Стоимость билета в театр Ла Скала

Если вы не претендуете на места в партере в день открытия сезона, то вполне можно купить билет на интересующий вас спектакль за приемлемую стоимость и насладиться великолепным действием на сцене.

Стоимость билета в театр Ла Скала варьируется от 20 евро и может достигать 200 Евро и выше, в зависимости от выбранного места и сезона.

Самыми дорогими традиционно являются места в ложе, на галерее, в партере, передние ряды в ложах. Также значительную денежную сумму придется потратить, если вы планируете посетить театр в день открытия сезона.

Билеты можно купить в кассе театра или на официальном сайте театра Ла Скала на сайте .

Дресс-код

Не забывайте о дресс-коде: в театр Ла Скала принято приходить в наряде классического стиля.

Музей

Перед началом спектакля вы можете также посетить музей театра, где повествуется об истории возникновения Ла Скала и представлены подлинные коллекции костюмов знаменитых исполнителей балета и оперы.

Как добраться до театра Ла Скала

Театр Ла Скала располагается по адресу: Виа Филодрамматичи, 2 (Via Filodrammatici, 2), станция метро Dante Cordusio.

Экскурсии по Милану

Если вам хочется чего-то более интересного, чем традиционный обход города по карте, то попробуйте новый формат осмотра достопримечательностей. В современное время всё большей популярностью пользуются необычные экскурсии от местных жителей! Ведь кто лучше местного жителя знает историю и самые интересные места Милана?

Посмотреть все экскурсии и выбрать самую интригующую можно на сайте .

Ла-Скала - знаменитый оперный театр в Милане, один из лучших оперных театров мира. Здание театра построено в 1776-1778 годах на месте церкви "Санта Мария делла Скала", откуда и появилось название Ла Скала

У театра Ла-Скала легендарная история. При раскопке места для строительства была извлечена мраморная глыба, на которой был запечатлен Пилад - знаменитый мим Древнего Рима. Это посчитали добрым знаком. проект Ла-Скала был составлен архитектором Дж. Пьермарини, в свое время это было одно из красивейших зданий в мире. Здание построено в строгом неоклассическом стиле и отличается идеальной акустикой. Художественная отделка зрительного зала сочеталась с удобным расположением мест в нем и соответствовало всем строжайшим требованиям оптики. Здание театра равнялось 100 метрам в длину и 38 - в ширину. В середине фасада возвышался портал для въезда карет с дамами и их кавалерами. Зал имел форму подковы. В нем было пять ярусов лож и галерея. Лож было всего 194 (еще и королевская ложа). В каждой ложе помещалось от 8 до 10 человек. Все ложи были связаны между собой коридором. За ним следовал второй ряд лож, в котором располагались столы для карточной игры и торговли напитками. Сцена театра была довольно невелика. В партере первоначально не было кресел - их заменяли складные и передвижные стулья. Освещение было довольно скудным. В ложах зажигали свечи, а те, кто сидел в партере, не рисковали снимать своих шляп и прочих головных уборов, так как на них капал расплавленный воск. Отопления в театре не было. Но зал театра был чудесным - выполнен в белых, серебряных и золотых тонах. В этом чудесном зале происходило все - от балов до азартных игр и корриды. Ла-Скала обошелся Милану в 1 миллион тогдашних лир. Расходы распределили между собой 90 аристократов города. Здание театра не раз реставрировалось. Во время Второй мировой войны оно было разрушено и восстановлено в первоначальном виде инженером Л. Секки. Театр "Ла Скала" вновь открыли в 1946 году.


"Скала" (как говорят итальянцы) открылась в августе 1778 года двумя операми, в том числе и специально написанной к этому случаю оперой А. Сальери "Признанная Европа". За ними последовали два балета. Миланцы быстро полюбили свой театр. И простой люд, и аристократы толпились у дверей театра, желая в него попасть. Но, конечно же, далеко не все стремились в театр, чтобы слушать оперу. Значительная часть публики проводила время в коридорах, выпивая и закусывая

До конца XVIII века на сцене театра ставились также драматические спектакли. В них выступали популярные в то время труппы театра марионеток и драматические, но оперные сезоны, имевшие названия "карнавальные", "осенние", "весенние", "летние", сразу стали регулярными. В период "карнавального сезона" ставились оперы-сериа и балеты, в остальное время главным образом оперы-буффа. В конце XVIII - начале XIX столетий в репертуаре театра появились оперы итальянских композиторов П. Анфосси, П. Гульельми, Д. Чимарозы, Л. Керудини, Дж. Паизиелло, С. Майра. В 1812 году на сцене театра состоялась премьера оперы Дж. Россини "Пробный камень". Она положила начало так называемому россиниевскому периоду. Театр "Ла Скала" первым поставил его оперы "Аурельяно в Пальмире" (1813), "Турок в Италии" (1814), "Сорока-воровка" (1817) и др. Одновременно театр ставил широко известные оперы Россини. На его сцене впервые были поставлены оперы Дж. Мейербера "Маргарита Анжуйская" (1820), "Изгнанник из Гренады" (1822), а также наиболее значительные произведения С. Меркаданте.


Начиная с 30-х годов XIX века история "Ла Скала" связана с творчеством крупнейших композиторов Италии - Г. Доницетти, В. Беллини, Дж. Верди, Дж. Пуччини, произведения которых здесь были поставлены впервые: "Пират" (1827) и "Норма" (1831) Беллини, "Лукреция Борджа" (1833), "Оберто" (1839), "Навуходоносор" (1842), "Отелло" (1887) и "Фальстаф" (1893) Верди, "Мадам Баттерфляй" (1904) и "Турандот" Пуччини. Верди, например, не слишком поначалу жаловал этот театр. В одном из своих писем он говорил графине Маффеи: "Сколько раз я слышал, как в Милане говорят: "Скала" лучший театр на свете. В Неаполе: "Сан-Карло" лучший театр на свете. В прошлом и в Венеции говорили, что "Фениче" лучший театр на свете… А уж в Париже опера самая лучшая в двух, а то и в трех мирах…" Великий композитор предпочел бы такой театр, "который не так хорош". Тем не менее в 1839 году Верди успешно дебютировал в "Скала". Но он был недоволен тем, как поставили его "Жанну д"Арк", считал постановку "позором", разорвал с театром контракт, хлопнул дверью и ушел. Но все же этот театр - заветная цель музыкантов всего мира. Всегда. Во все времена. Место певца или дирижера в "Ла Скала" - это всемогущая визитная карточка. С ней он будет всегда и везде принят. В этот театр также целенаправленно стремится и публика. Богатые туристы из Европы, Америки и Японии всегда требуют от турагентств возможности провести вечер в этом знаменитом театре


В начале XIX века в "Скала" рождаются "звезды", специально для него композиторы пишут оперы. Вокруг театра создаются музыкальные журналы, а также открываются кафе для любителей пения. Балерины и певцы становятся любимцами города. Иноземцы начинают проявлять к театру интерес. Так, знаменитый англичанин Байрон и не менее знаменитый француз Стендаль каждый вечер, будучи в Милане, проводят в "Ла Скала" и информируют о новых спектаклях знатоков своих стран. Наступает время сопрано. Капризные и красивые дамы-певицы вытесняют со сцены кастратов. Вновь в театр возвращается Верди. Теперь он уже влюблен в него. Маэстро руководит постановками своих опер.

В 1887 году впервые за дирижерский пульт "Ла Скала" встал двадцатилетний гений - Артуро Тосканини. На пальце у него красовался золотой перстень, подаренный в Бразилии за исполнение "Аиды". В этот день он вынужден был заменить освистанного публикой дирижера театра. Его буквально привезли из отеля прямо на сцену. Его дирижерский дебют в "Скала" прошел с триумфом.

Тосканини страстно любил Вагнера, но в Милан и в театр приехал с тем, чтобы познакомиться с Верди. Тосканини был маленького роста и нетерпимого характера. Его всюду обожали и ненавидели, но всюду приглашали. Он всегда проводил бесконечное количество репетиций, совершенно не замечая чужой усталости. В 1898 году Тосканини стал главным дирижером театра "Скала". Целый месяц он репетировал Вагнера - в Милане это воспринималось как вызов национальной опере. Но он доказал этим спектаклем, что "Скала" может все, что "Скала" - великолепный театр. Тосканини наводит в театре железную дисциплину: и на сцене, и в зале. От дам, например, потребовал оставлять свои шляпы в гардеробе, дабы не заслонять другим сцены. Он отменил и показ балетов перед оперным спектаклем. Он потребовал, чтобы занавес в театре не поднимался вверх, а открывался в стороны (как в Байрейте, у Вагнера). Ибо если он поднимается вверх, то публика видит сначала ноги исполнителей, а потом головы, что Тосканини категорически не нравилось. Именно благодаря этому железному человеку "Скала" превращается в лучший в мире музыкальный театр. Тосканини руководил им очень долго - не частое и завидное долголетие! Но в начале 30-х годов нового века дирижер не может больше оставаться в Италии из-за столкновений с национал-социалистами. Тосканини отказывается исполнять перед спектаклем их гимн. Он попросту прятался за кулисами. В 1931 году он уезжает в Америку. А через 12 лет (в 1943 году) он узнает, что "Скала" разрушена бомбами.

Но труппа продолжала давать спектакли на разных площадках. Война для Италии закончилась 25 апреля 1945 года. В этот день на сцене театра шел моцартовский солнечный "Дон Жуан". Тосканини всегда следил за судьбой "Ла Скала". Он жертвует 1 миллион лир на восстановление театра. Мэр города Милана дает ему телеграмму, в которой говорит: "Вы должны дирижировать на открытии "Скала", сейчас мы ее восстанавливаем". В апреле 1946 года Тосканини возвращается в Милан в восстановленный театр. Его первый концерт остался для всех незабываемым.

Во второй половине XIX и в XX веке основу репертуара театра составляют произведения итальянских композиторов - Бойто, Понкьелли, Каталани, Джордано, Чилеа, Альфано, Пиццетти, Казеллы и др. Все чаще на сцене театра "Ла Скала" ставятся произведения мировой классики и оперы современных композиторов. Среди них: "Парсифаль" и "Золото Рейна" Вагнера, "Пиковая дама" Чайковского, "Пеллеас и Мелизандра" Дебюсси, "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева и "Катерина Измайлова" Шостаковича и многие другие. В "Ла Скала" выступали выдающиеся итальянские и иностранные исполнители. В XX веке это - Э. Карузо, Титта Руффо, де Лука, Т. Скипа, Б. Джильи, Г. Бензанцони, М. Канилья, М. Дель Монако, М. Каллас, Р. Тебальди, Б. Христов, Ф. Корелли, Ф. Шаляпин, Л. Собинов.

Новая эра Ла-Скала связана с именами Тебальди и Каллас - главными примадоннами и главными соперницами в "Скала". Каллас многие актеры ненавидят, зато режиссеры ее обожают. Великий режиссер Дзеффирелли оставался ее другом до самой смерти певицы. Висконти дал ей возможность заслужить титул "божественной" своей постановкой "Травиаты". Это был 1955 год. Каллас была великолепна и потрясающа. Для всего мира эта певица стала олицетворением "Скала". В этом театре Каллас никогда не пропускала ни одного спектакля, тогда как в Римской опере, например, могла не явиться на спектакль, сославшись на "дурное настроение". Ее постоянный партнер - Ди Стефано, также прекрасный певец, как и его соперник Дель Монако. Соперничество же Каллас и Тебальди дошло до того, что в городе появляются клубы приверженцев той или другой певицы. Сторонников этих клубов часто приходилось разнимать полиции. Этой борьбы Тебальди не выдержала и уехала в Америку. В "Скала" она больше не вернулась. В 1957 году, 18 февраля, "Скала" прощалась с 90-летним старцем - великим Тосканини.


В театре по-прежнему идут оперы, представляющие мировую классику, и выступают лучшие артисты разных стран. Первой советской певицей, выступившей в "Ла Скала", была Т. Милашкина. В спектаклях театра также участвовали В. Норейка, И. Архипова, М. Решетин, В. Атлантов, Е. Образцова, М. Гулегина и другие. Вообще интерес к оперным певцам довольно значителен. Л. Паваротти, давший в 1984 году концерт во Дворце спорта в Болонье, доказал, что у оперного артиста может быть ничуть не меньше болельщиков, чем у знаменитых футболистов.


Театр периодически выезжает на гастроли в Австрию, Германию, Великобританию, Бельгию, Канаду. Осенью 1964 года состоялись обменные гастроли "Ла Скала" в Москве и Большого театра в Милане . В 1974 году "Ла Скала" вновь гастролировал в России, в Москве. Один из ярких периодов в жизни театра был связан с именем Паоло Грасси, ставшего в 1974 году директором театра. Именно он показал театр всему миру, организовав масштабные гастроли. Именно он привлек в театр талантливых артистов и музыкантов. В 1982 году при "Скала" был создан Филармонический оркестр. Его первый руководитель - Клаудио Аббадо, музыкант мирового масштаба. Концерты оркестра – истинное удовольствие для слушателей. C 1986 года театр возглавляет выдающийся дирижер Риккардо Мути. В театре гастролировали крупнейшие дирижёры Караян, Заваллиш, Клюитенс, Бём.


7 декабря 2001 года театр Ла Скала в последний раз открыл сезон оперой Верди "Отелло". Театр закрылся на реконструкцию, которая займёт три года (последняя реконструкция была после войны). На окраине Милана, в районе Бикокка, в суперсовременном здании театра дельи Арчимбольди 19 января 2002 года состоялась следующая за "Отелло" премьера: "Травиата". В первые месяцы 2002 года началось строительство новой сцены и работы по обновлению зрительного зала, рабочих кабинетов, складских помещений. Координатор проекта - швейцарский архитектор Марио Ботта. Он должен построить новую сценическую структуру, вне исторического здания восемнадцатого века. Следующее открытие сезона состоится в старом здании 7 декабря 2004 года оперой Антонио Сальери "Признанная Европа".


Стендаль писал в своем дневнике:

25 сентября 1816 года. Спешу в этот первый в мире театр (Скала): там все еще идет Testa di bronzo (Бронзовая голова), и я могу полностью насладиться представлением. …Театр этот дышит величием и роскошью: здесь каждую минуту видишь не менее ста рядовых певцов или статистов, одетых так, как во Франции одевают актеров на первых ролях. Для одного из последних балетов сшито было сто восемьдесят пять костюмов из бархата и атласа. Затраты огромные. Театр Скала - это салон, где бывает весь город. Люди из общества встречаются лишь там: открытых приемов в частных домах не бывает. «Увидимся в Скала», - говорят друг другу, назначая свидание по любому поводу…
26 сентября 1816 года Выхожу из Скала. Ей-богу, восторг мой нисколько не уменьшается. Я считаю Скала первым в мире театром, ибо его музыка доставляет больше всего удовольствия. В зале нет ни одной лампы: он освещён лишь отраженным от декораций светом. Даже вообразить невозможно что-либо более величественное, более роскошное, более впечатляющее, чем все его архитектурные формы. Сегодня вечером одиннадцать раз меняли декорации…

Любой турист, еще до того, как его нога ступит на итальянскую землю, планирует, какие достопримечательности он хотел бы посетить. Естественно, каждый человек имеет свои вкусы и предпочтения, однако некоторые памятные места просто невозможно обойти стороной. Одной из визитных карточек Италии в общем, и Милана в частности, является Мекка оперного искусства – театр Ла Скала.

История Teatro La Scala полна загадок и невероятных поворотов. Даже само название театра не так просто, как кажется на первый взгляд. Итальянский термин «scala» в переводе означает “лестница”, однако вовсе не такой прозаичный предмет вдохновлял его создателей.

Здание театра было возведено на месте старинной миланской церкви имени Санта-Марии делла Скала. Датированная второй половиной 14 века, эта церковь имела свою покровительницу – Беатриче-Регину из знатного рода делла Скала.

В феврале 1776 года, трагическая случайность привела к пожару, поглотившему Королевский Герцогский Театр. Идея создания нового театра была благосклонно воспринята императрицей Марией-Терезой Австрийской. Она хотела, чтобы Милан сохранил за собой славу столицы итальянской оперы.

Разработкой архитектурного проекта занимался Джузеппе Пьермарини , и в середине 1776 года был дан старт грандиозного строительства. Все работы, начиная с расчистки территории и заканчивая наведением финального лоска, заняли 2 года. Исключительной заслугой уважаемого архитектора и его команды стали элегантный неоклассический стиль здания, оборудованный специальным порталом для подачи конных экипажей. А потрясающая акустика зала стала легендой на века.

Театр оперы

Оперный зал был исполнен в форме громадной подковы (100 х 38 м), снабженный классической ярусной моделью расположения лож (5 ярусов и почти две сотни лож). Учитывая, что каждая ложа могла принять до 10 посетителей, общая вместимость театра получалась внушительной.

Внешняя строгость здания театра подчеркивала богатство и красоту внутреннего убранства. Отделка, выполненная в светлых и тепло-золотистых тонах, поражала своим изяществом.


Между тем, внутренние помещения постройки предусматривали ряд развлечений для нарядной публики, как то – игорные комнаты и буфеты.

Самые знатные семьи Италии, проникшиеся любовью к театру, вложили внушительную сумму – около миллиона лир для создания Ла Скалы.

И для большего удовольствия завсегдатаев в стенах театра происходили не только камерные постановки, но и такие экстравагантные мероприятия, как коррида и большие картежные посиделки. По сути, театр становится центром светской и культурной жизни страны.

Путь к славе самого знаменитого театра оперы, Ла Скала начала 3 августа 1778 года. Событие было пышно оформлено и ознаменовалось премьерой оперы «Узнанная Европа». А.Сальери специально создал свое произведение к этому важному для европейского театрального мира дню. Вслед за оперой была организована постановка нескольких балетных представлений. Неизменно полный зал показал, что публика благоволит к новому театру, не зависимо от сословий и рангов.

Сам термин «театр оперы» подразумевал наличие постоянной труппы, оперных вокалистов, собственного оркестра, дирижера и, конечно же, режиссера.

Поскольку в Teatro La Scala во главе угла стояла опера, то его активная деятельность была разделена на несколько сезонов – весна, лето, осень и сезон карнавала. Первые три сезона содержали серьезные произведения, в то время, как карнавальный сезон перемежал легкие сюжеты с театральными постановками и балетом.

В начале 19 века значительную часть репертуара делла Скала составляли произведения великого мастера бельканто – Россини . Именно он ввел моду на многогранную вокальную технику и оперу-сериа (серьезную оперу). Дебютом Джоаккино Антонио Россини на сцене Ла Скала стало опера Пробный камень. В последующие 13 лет в стенах театра прозвучали – Аурельяно в Пальмире, Дева озера, Турок в Италии, Золушка, Севильский цирюльник, Отелло.

Начиная с 1822 года, репертуар театра пополнился произведениями Беллини и Доницетти. В центре постановок находились знаменитые оперные дивы – М.Малибран, Дж.Паста, обе сестры Гризи. Творческий союз композиторов и талант исполнительниц обрекали каждую новую постановку на успех. Вплоть до 1850 года в стенах делла Скала блистали, подобно алмазам, опера-сериа и опера-буффа – Анна Болейн, Лукреция Борджиа, Фаворитка, Линда ди Шамуни, Дочь полка за авторством Доницетти. А также лучшие произведения Беллини – Капулети и Монтекки, Сомнамбула, Беатриче ди Тенда, Пуритане.

В свое время блеск итальянской оперы и пышные светские мероприятия, проходившие в Della Scala, вскружили голову английскому поэту Байрону, французскому писателю Стендалю и произвели неизгладимое впечатление на русского композитора Михаила Ивановича Глинку. Знакомство последнего с композиторами Беллини и Доницетти сильно повлияло на музыкальные взгляды Глинки, помогло ему превратиться в полноценного мастера нотного стана. В последствие Глинка напишет свои лучшие произведения в итальянском стиле.

С приходом в Ла Скала виртуозного итальянского композитора Джузеппе Верди , итальянская опера становится главным искусством страны и даже Европы. Помимо чисто эстетического удовольствия, итальянцы получали эмоциональный посыл к единению нации, призыв освободиться от власти Австро-Венгерской империи. Верди умело маскировал революционные порывы в исторических сюжетах своих произведений, однако звание «маэстро революции» прочно закрепилось за ним. Его перу принадлежат – Жанна Д’Арк, Оберто, граф ди Сан Бонифачо, Набукко, Фальстаф. Творчество Верди имело оглушительный успех и преобразило сущность театра. Отринув легкость и веселье, зритель внимал пламенным речам истинного патриота своей страны.

Появление молодого Артуро Тосканини в Ла Скала – это одновременно невероятное стечение обстоятельств и судьба. Прежний дирижер театрального оркестра не отвечал запросам высокородной публики и был с позором изгнан. Тогда за пульт пригласили Тосканини, который не смотря на свои 20 лет, прославился исполнением оперы Аида. Экспрессивный и харизматичный, Тосканини играючи завоевал любовь пресыщенных театралов.

Артуро Тосканини становится дирижером и художественным директором театра оперы, что предопределило большие перемены в жизни делла Скала. Кипучая деятельность маэстро затронула все, начиная от подъема занавеса — не горизонтально вверх, а раздвижение по вертикали, до обязательного правила сдавать головные уборы в гардероб, чтобы гарантировать хороший обзор зрителям, сидящим в задних рядах партера.

Взяв за основу творческое наследие Джузеппе Верди, Тосканини постоянно работал над обновлением театрального репертуара. Именно ему принадлежала идея обратиться к опере, созданной Робертом Вагнером. Помимо этого, репертуар оркестра значительно расширился за счет симфонических произведений. И только столкновение с новой итальянской властью, придерживающейся национал-социалистических взглядов, вынуждает Тосканини оставить Ла Скала и переехать в США.

Тучи политических интриг все больше сгущались над Европой, не обошли стороной они и Италию. В 1943 году в ходе Второй мировой войны знаменитый оперный театр Ла Скала был разрушен. Однако труппа продолжает репетировать в непростых военных условиях и давать представления на подмостках других заведений. Неугомонный Тосканини даже за границей не перестает волноваться о своем детище.

В 1945 году, после освобождения Италии, Тоскани связывается с городскими властями Милана и пересылает им миллион лир на реконструкцию театра.

Подобно птице Феникс, в 1946 году, Ла Скала восстает из пепла войны, чтобы вернуть итальянцам любовь к опере, жажду к жизни. Естественно, Артуро Тосканини вновь стал повелителем оркестра и строгим гением театра. Послевоенный упадок сказался на актерском составе труппы, в последующие годы делла Скала превращается в кузницу театральных талантов.

В 1948 году в качестве дирижера в стенах оперного театра дебютирует Гвидо Кантелли . Живая манера управления оркестром, страсть и несомненный талант были по достоинству оценены Тосканини. В свои неполные 20 Кантелли организовывает цикл оперных представлений по творчеству Вагнера и Верди, дает ряд совместных концертов с другими уважаемыми маэстро – Гербертом фон Караяном, Дмитрием Митроуполосом и Бруно Вальтером.

Помимо драмы, написанной композиторами, на сцене Ла Скала начинают кипеть нешуточные страсти – самые великие оперные дивы 20 века Мария Каллас и Рената Тибальди сражаются за звание примы. Непростой характер Каллас делает ее мало популярной среди участников труппы, однако потрясающая артистичность певицы нравится режиссерам. В 1955 году, Мария Каллас исполняет ведущую партию в опере Дж.Верди Травиата. Интерпретация произведения режиссером Висконти помогла Каллас превратиться в богиню оперы, стать лицом Ла Скала.

На заре 1957 года умер Артуро Тосканини, человек, сделавший столь много для делла Скала. До 1965 года, место дирижера занимали различные музыкальные деятели, однако надолго никто не прижился. Клаудио Абаддо, дирижировавший впервые в миланском оперном театре показал интересную подачу материала и большой потенциал. Ему принадлежат следующие успешные постановки — Севильский цирюльник, Итальянка в Алжире, Золушка, Макбет, Симон Бокканегра и другие произведения. В 1972 году Абаддо становится главным дирижером Ла Скала. В это же время в опере дают множество симфонических концертов, ставят балет с привлечением итальянских и зарубежных звезд.

Артисты, выступавшие в Ла Скала

Во второй половине 20 века колыбель оперы стремится стать ближе к публике. В стенах della Scala выступали звезды мировой оперы – , Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, а также российские голоса – Федор Шаляпин, Тамара Милашкина, Леонид Собинов, балерина Светлана Захарова, артист балета – Рудольф Нуриев, . Параллельно с этим, театральная труппа регулярно гастролирует по странам Европы, побывала в США и Канаде.

Современный облик Ла Скала

В послевоенные годы, Teatro della Scala пережил несколько реконструкций. Последняя из них была начата в 2001 г. архитектором Марио Ботта (Mario Botta) и продлилась вплоть до 2004. В частности была переработана главная сцена театра, которая отныне может вмещать до трех действий одновременно. Помимо строительных работ и реставрации внутренних интерьеров, в театре было сокращенно общее количество мест для зрителей. Современные требования пожарной безопасности оставили на откуп зрителям 2030 мест. Подкова зала вытянулась вдоль королевской ложи, партера и пяти ярусов лож. Истинные ценители оперы предпочитают устраиваться в галереях, где, по их мнению, наблюдается самая лучшая акустика.

Сегодня, как и несколько столетий назад, оперный театр Ла Скала начинает свой сезон 7 декабря, в праздник святого Амвросия, покровителя города Милана. Всю зиму, до июня месяца, театр является храмом оперы. Осенью же начинается пора симфонических концертов, которые дает филармонический оркестр, основанный в 1982 году. Помимо этого, в театре существует собственный хор и балетная труппа.

Репертуар


Современный репертуар театра рассчитан на самый разнообразный вкус, здесь можно пойти на постановку классиков – Верди, Вагнера, Пучини, Беллини, Россини, Гуно, Чайковского, Мусорского, Доницетти. Однако новые веяния также не чужды режиссерам театра, модные новинки и альтернативное прочтение известных произведений регулярно присутствует в репертуаре Ла Скала.

Стоимость и заказ билетов

Стоимость билетов в Ла Скала колеблется от 29 до нескольких сотен евро. Места с хорошим обзором будут стоить больших денег. Наиболее ценны места в партере, на галерее, фронтальные ряды в ложах. В день открытия сезона происходит наиболее яркое и ожидаемое действо, взглянуть на которое можно только выложив внушительную сумму. Бронирование и заказ билетов осуществляется при помощи онлайн системы театра или же непосредственно в Милане. Однако опера Ла Скала ценится превыше всяческих земных богатств, о билетах стоит позаботиться заранее.

Найти отель рядом с театром Ла Скала

Адрес театра

Адрес театра Ла Скала – Виа Филодрамматичи, 2 (Via Filodrammatici, 2).

Ближайшая станция метро – Dante Cordusio.

Официальный сайт театра Ла Скала на английском www.teatroallascala.org

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Одной из самых главных достопримечательностей Милана является знаменитый на весь мир театр Ла Скала. С виду он практически не отличается от большинства зданий в городе — монументальные стены «высотой в три окна», колонны, карнизы. Во времена возведения перед строением не было никакой площади, и внешняя нарядность не особо требовалась. Это сейчас Piazza della Scala стала украшением. В центре, утопающий в зелени деревьев, обрамленный клумбами с пестрыми цветами, стоит памятник Леонардо да Винчи знаменитого скульптора Пьетро Маньи. На уютных аллеях расположились аккуратные скамейки, отдых в этом месте доставляет немалое эстетическое удовольствие.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

Дресс-код

Все это шикарное великолепие отражает добротный консерватизм, традиционный для Ла Скала. С давних времен публика посещала театр не только ради представления. Новые наряды, прически, меха и бриллианты демонстрировались перед спектаклем именитыми и не очень дамами, которыми в свою очередь хвастались благородные кавалеры. Тут проводились деловые встречи, велись светские беседы.

Ложи соединены между собой коридором, где всегда продавались закуски и различные напитки. Многие представители элиты проводили время именно здесь, а не в зрительном зале. В наши дни все также практикуется дресс-код. В джинсах и без галстука сюда просто не пускают, а женщины должны быть в платьях.

Музей

Хотя прикоснуться к легенде, к бренду Ла Скала, можно в музее. История создается личностями. Таких в этом театре предостаточно. Страсти, кипевшие за этими кулисами более двухсот лет, продолжающие кипеть и в наши дни, порождают массу преданий, иногда даже неправдоподобных, но всегда поражающих воображение. Экспонаты, собранные тут повествуют о событиях, связанных с величайшими триумфами и рядовыми выступлениями самых одаренных артистов.

Из музея есть выход в зал, где любопытные экскурсанты могут увидеть прославленную сцену. За небольшим столиком в театральном кафе, ощущается атмосфера, в которой тысячи раз обсуждались идеи для очередных шедевральных творений.

Как добраться


Театр находится по адресу: Via Filodrammatici, 2. Если вы прогуливаетесь по площади перед собором Дуомо, то вам нужно лишь пройти через Galleria Vittorio Emanuele II (Галерея Витторио Эмануеле II). Так вы сможете выйти прямо к оперному театру.

Если едете на метро, то можете выйти на любой станции: Duomo, Montenapoleone или Cordusio. Каждая из них находится на одинаковом расстоянии от нужного вам места.

Планируете добраться на трамвае? Тогда вам нужен транспорт, следующий по маршруту №1 или 2. Выходите на остановке Manzoni Scala или S.Margherita Scala.

Время работы


Дневные концерты начинаются в 14:00, 14:30, 15:00 и 16:00, вечер ние — в 18:00, 19:00 и 20:00. Музей театра работает ежедневно с 9 утра до 17:30. Есть перерыв на один час с 12:30. Выходные дни: 7.12, 24-26 декабря, 31.12, 1 января, Пасха, 01.05 и 15 августа. Стоимость билета в музей для взрослого 7 евро. Дети до 12 лет проходят бесплатно.

Стоимость билетов в Ла Скала


Цены на билеты значительно варьируются. Самая низкая стоимость билета на оперу 11 евро, самая высокая 2000. Стоимость билетов на балет начинается от 5 евро и верхний порог составляет 250 евро. Самый дешёвый билет на концерт стартует от 5 евро, самый дорогой обойдётся в 40 евро. Билеты на симфонический оркестр варьируются от 6,5 до 85 евро.

Купить билеты можно на официальном сайте театра — teatroallascala.org. Если интересует конкретная дата, то рекомендуем позаботиться о покупке заранее, и внимательно следить за стартом продаж. Обратите внимание, за бронирование онлайн удерживается комиссия. Дело в том, что перекупщики знают своё дело и неплохо зарабатывают на туристах. Если вы не успели приобрести заветный билет, приходите в день концерта к театру за несколько часов. Конечно, желающих перекупить билет там будет много, поэтому не зевайте.

Увидите человека с собакой, бегите к нему, возможно, сейчас он уже не работает, но пару лет назад о нём писали все «бородатые» путешественники не только из России, но и из других стран. Именно у него можно приобрести то, что вам нужно по цене, которая включает вполне сносную комиссию.

Театр Ла Скала на карте

Ла Скала видео

Ла Скала фото

Великие музыканты и дирижеры, знаменитые оперные голоса и лучшие балетные танцовщики, неподражаемые постановки на самой большой сцене Европы - все это великолепный и уникальный театр «Ла Скала». Он стал символом Ее Величества Классической Музыки.

История старейшего миланского театра

Сегодня театр «Ла Скала» расположен в старинном центре Милана на небольшой площади, посредине которой возвышается памятник Леонарду да Винчи. История его уходит в далекое прошлое…

В XIV веке на этом месте находилась небольшая церковь святой Марии, которой покровительствовала благородная дама из богатого рода де Скала.

В 1776 году Королевский Герцогский Театр в Милане гибнет в сильнейшем пожаре. Италия тогда входила в состав Австро-Венгрии, и императрица Мария-Тереза принимает решение построить новый театр. Определена территория - на месте полуразрушенной церквушки Ла Скала.

Милан ждал, затаив дыхание, ведь 90 городских аристократов выделили на здание невероятные деньги - миллион лир. Всего за 2 года архитектор Джузеппе Пьермарини разработал проект и построил роскошное здание.

Внутреннее убранство театра

В конструкции театра архитектор впервые применил оптические законы, поэтому из любой точки огромного зала зритель прекрасно видит и слышит то, что происходит на сцене.

Все ложи, а их было 194 плюс королевская, располагались пятью ярусами, все это окаймляла галерея, где можно было приобрести напитки или сыграть в карточные игры. Каждая ложа вмещала 8-10 человек, причем стояло только 2 кресла.

Зато в партере кресел не было, а перед спектаклем расставляли стулья. Ведь в зале, кроме балетных и оперных постановок, ежегодно проходил карнавал, и даже коррида.

Освещался зал свечами, воск капал на головы зрителям. Отопления не было, и дамы кутались в меха. Зато интерьер потрясал роскошными переливами золотых, серебряных и белых оттенков.

Кареты подавали прямо в театр, где был устроен въезд для экипажей.

Оперный театр «Ла Скала» не мог похвастать огромной сценой, зато акустические возможности оказались непревзойденными - любой звук музыкального инструмента или певца был слышен отчетливо по всему залу, хотя оркестровой ямы не было, и музыканты располагались на сцене.

Театр быстро стал модным местом. Кто-то стремился услышать музыкальные новинки, кто-то - развлечься, поиграть в карты, познакомиться с дамами и пообщаться с приятелями.

Даже приехавший в Италию писатель Стендаль не устоял, он пишет в своем дневнике о театре «Ла Скала» отзывы. О нем он рассказывает друзьям в письмах, восторженно отмечая роскошные костюмы, многократную смену декораций за время одного спектакля, изумительные голоса.

Рождение легенды

Театр «Ла Скала» открыл двери в августе 1778 года. Для этого события А. Сальери специально написал оперу «Признанная Европа». В день открытия также прозвучала еще одна опера, были поставлены два балета.

Для полноценной работы театра требовалось наличие труппы. История «Ла Скала» в Милане делится на периоды в зависимости от того, какой композитор или дирижер возглавлял его, какие музыкальные предпочтения вносили они в миланское общество.

Театр пережил эпоху Джоаккино Россини, Джузеппе Верди, Артуро Тосканини. С 2015 года «Ла Скала» возглавляет Рикардо Шайи, итальянский дирижер.

Именно «Ла Скала» стал местом, где получили свою первую славу итальянские композиторыАнфосси, Паизиелло, Чимарозо, Гульельми, Меркаданте, Керубини, Майра. Имена Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Пуччини прогремели на весь мир из зала миланского театра. Их оперы впервые были показаны требовательной итальянской публике именно в «Ла Скала».

Произведения Дж. Верди стали популярны в Европе после постановки на сцене миланского театра.

Выступление в миланском театре стало знаком мирового признания для певца, музыканта, танцовщика или дирижера.

Второе рождение «Ла Скала»

Во время Второй мировой войны здание сильно пострадало при бомбежках. Требовался капитальный ремонт. Уехавший в Америку дирижер «Ла Скала» Антонио Тосканини присылает средства на восстановление здания. В апреле 1946 года отремонтированный театр открывает свои двери, Тосканини вновь стоит за дирижерским пультом.

Реставрация театра

Но время шло, помещения ветшали, оборудование перестало отвечать современным требованиям. В 2001 году здание закрывается на реконструкцию. Но спектакли не прекратились, они были перенесены на сцену театра Арчимбольди.

С 2002 по 2004 продолжались работы. Что было сделано:

  • сцена увеличена в 3 раза, теперь 800 артистов спокойно размещаются на ней;
  • установлено современное компьютерное оборудование для оркестра и декораций;
  • расширены складские помещения, кабинеты, гримуборные;
  • к театру пристроены дополнительные здания.

Костюмы и декорации создаются в специально отведенных для этого мастерских Ansaldo, там же хранятся знаменитые костюмы и реквизит прошедших спектаклей.

Работами занимался швейцарский архитектор Марио Ботта, он сумел обновить театр, оставив неизменным его пышный классический стиль.

Теперь зрительный зал - это старинная роскошь в сочетании с современным комфортом. Необыкновенная акустика зала бережно сохранена, исполнителей слышно даже без усиливающих устройств.

Зал и акустика

Как можно сделать зрительного зала «Ла Скала» описание двумя словами? Роскошь и удобство.

Бархатные кресла для 2015 человек теперь снабжены электронными устройствами, на табло у которых идут титры на 3 языках. Стены покрыты позолотой, украшены лепниной. Огромные зеркала усиливают свет.

Ожидая представления, можно прогуляться в фойе, где установлены скульптуры прославленных композиторов.

Звезды в "Ла Скала"

Театр в Милане - это место признания певца. Выступать на подмостках «Ла Скала» - большая честь. Т. Руффо, Т. Скипа, Г. Бензанцони, де Лука, М. Канилья, Б. Джильи, М. Дель Монако, Ф. Корелли, Э. Карузо, П. Доминго и многие другие пели здесь.

Из русских певцов покорили итальянскую публику Федор Шаляпин и Леонид Собинов.

Детища «Ла Скала»

При театре в середине XX века создается Филармонический оркестр. Он дает отдельные представления на сцене «Ла «Скала».

В 1955 году открывается «Пиккола Скала» - филиал знаменитейшего миланского театра, где в небольшом зале на полтысячи мест можно увидеть и услышать музыку старинных композиторов, исполняемую камерным оркестром. Здесь же ставят произведения новых авторов.

Что в репертуаре театра

Сейчас в театре «Ла Скала» каждый почитатель музыки найдет для себя подходящее произведение. В репертуаре театра - самые известные классические произведения итальянских, французских, немецких и русских композиторов: Чайковского, Мусоргского, Беллини, Дебюсси, Моцарта, Вагнера, Мусорского, Верди, Россини, Пуччини, Гуно и других.

Театральный сезон

В XVIII-XIX веках афиша «Ла Скала» зависела от сезона. Весной, летом и осенью в театре шли серьезные оперные произведения, были даже драматические и кукольные постановки. Во время карнавала театр радовал балетом и легкими веселыми операми.

Сейчас сезон начинается 7 декабря, а завершается в ноябре. Обычно в афише чередуются оперы и балеты, регулярно выступает симфонический оркестр, даются детские представления.

В наши дни «Ла Скала» - это не только традиционные классические сочинения, но и оригинальные авторские постановки хорошо известных опер и балетов, а также смелые и неоднозначные новаторские пьесы.

Как заказать билеты и их стоимость

Казалось бы, билеты в знаменитейший оперный театр мира не могут стоять дешево. Однако самый дешевый билет на оперу стоит 11 евро, на балет - 5, на выступления симфонического оркестра - 6,5. Такой билет может себе позволить любой турист, который увидит представление с галерки.

Конечно, таких билетов много не бывает, поэтому о них надо позаботиться заранее, заказав на сайте театра или в театральной службе бронирования. Еще один вариант - обратиться в авторизованную точку продаж или в театральные кассы, расположенные по всему городу.

Впрочем, можно приобрести билет в «Ла Скала» в Милане и за пару часов до представления, перекупщики ждут на театральной площади. Но в этом случае надо быть готовым, что будут предложены весьма дорогие билеты:

  • в оперу - до 2000 евро;
  • на балет - до 250 евро;
  • на концерт - до 90 евро.

Факты из истории "Ла Скала"

Театр «Ла Скала» стал первым в Европе, где провели электричество. В центральной люстре было 365 лампочек.

В 1964 году впервые «Ла Скала» выступил в Москве на сцене Большого театра, тогда как труппа Большого гастролировала в Милане.

В 2008 году титула «звезда» впервые удостоили российскую балерину Светлану Захарову.

Дирижер Артуро Тосканини изменил правила посещения театра. Он запретил дамам сидеть в огромных модных шляпках, поскольку они закрывали обзор другим зрителям. Тосканини изменил программу: перед оперным спектаклем перестали показывать балетные постановки. Он также ввел правило, чтобы занавес не поднимали вверх, открывая сцену, а раздвигали - только в этом случае артисты видны целиком.

Нюансы посещения

В театр «Ла Скала» не придешь в джинсах или свитере. Мужчин пускают только в костюме с галстуком, желателен смокинг. Женщины проходят в длинных вечерних платьях. Меха и бриллианты приветствуются!

Потеряв билет, можно не расстраиваться - за час до спектакля в кассе оформят новый, если сохранен чек.

Свой билет в театр нельзя никому отдать - он именной.

В театр можно приводить детей, начиная с 5 лет. Но если ребенок будет мешать остальным зрителям, досматривать постановку придется в фойе, где установлены экраны, на которые транслируется спектакль.

Театральный музей

Даже не побывав на представлении театра «Ла Скала» в Милане, можно посетить это знаменитое здание, зайдя в театральный музей, который расположен на 2-м этаже.

В 10 залах представлена 200-летняя театральная история :

  • истории знаменитых композиторов, чьи произведения звучали в этих стенах;
  • инструменты великих музыкантов, в том числе дирижерская палочка Антонио Тосканини, рояль Ференца Листа;
  • роскошные костюмы;
  • документы и афиши;
  • стол композитора Дж. Верди и его посмертная маска.

Билет стоит около 5 евро. Из музея через фойе проходят в ложу, откуда виден весь легендарный зрительный зал.

Как доехать в театр «Ла Скала»

Адрес театра «Ла Скала» в Милане - улица Filodrammatici, дом 2.

Добраться туда можно:

  • на трамвае №1 и 2 до остановки Manzoni Scala;
  • автобусом №61;
  • на метро, используя красную или желтую ветку, выходить на станции Duomo.

Ну а еще проще взять такси, чтобы прибыть вовремя и сполна насладиться изысканным вечером.



Рассказать друзьям