Основные направления в работе с ансамблем. Использование синтезатора в работе со смешенным ансамблем в дши в

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Прокопенко Елена Валерьевна
Должность: педагог, концертмейстер
Учебное заведение: Березовское муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств пос. Монетный"
Населённый пункт: поселок Монетный Свердловской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Некоторые особенности работы над фортепианным ансамблем в младших и средних классах ДШИ
Дата публикации: 16.01.2017
Раздел: дополнительное образование

Березовское муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» п. Монетного

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Некоторые особенности работы над фортепианным

ансамблем в младших и средних классах ДШИ»
Исполнитель: Прокопенко Е.В. преподаватель
2013 г.

Пояснительная записка
Коллективное инструментальное исполнительство – это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного исполнения с первых дней обучения – залог интереса к этому виду искусства – музыке. Каждый ученик становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе, повышению коммуникабельности учащихся. Цель данной работы - раскрыть некоторые особенности и принципы работы над фортепианным ансамблем в младших и средних классах ДШИ. Особенность данной разработки в том, что она построена целиком на моем опыте работы педагогом отделения «Музыкальное искусство» в детской школе искусств. Свои наблюдения я дополняю практическими примерами работы (фрагментами уроков) с учащимися, проходящими обучение в ДШИ п. Монетного в 2010-2013 уч. г. Данная разработка будет полезна начинающим преподавателям в классе «Фортепиано», работающими в детских школах искусств. 3

Работа с фортепианным ансамблем учащихся младших классов.
Подготовка к игре в полноценном фортепианном ансамбле начинается буквально с первых уроков обучения игре на фортепиано. Учащемуся предлагается играть простую попевку, строящуюся на одном звуке, при этом педагог подыгрывает несложный аккомпанемент, основанный на элементарных аккордовых функциях (Т-Д-T), (Т-S-Д-Т). Этот прием в работе способен значительно обогатить слух ребенка в гармоническом плане, и поддерживает его интерес к занятиям, это особенно важно на начальном этапе, когда исполнительские возможности учащегося пока еще очень малы. Такое тесное сотрудничество способствует наибольшему взаимопониманию педагога и ученика. Однако, как показывает практика, далеко не все дети способны, точнее сказать, готовы к такому сотрудничеству. Слыша параллельно звучащую партию в исполнении педагога, ученик может забыть о своих «обязанностях» за инструментом; некоторые дети даже просят педагога «пока не играть, так как это им мешает». В таких случаях педагогу следует проявлять терпение и такт, постепенно готовя ученика к совместному исполнительству. На мой взгляд, это можно сделать следующим образом. - для начала предупредить ученика о своем намерении играть с ним вместе, уточнить у него готовность к этому; - изначально педагогу следует исполнять только фрагменты аккомпанемента, например, линию баса, придерживаясь нюанса «пиано», постепенно добавляя оставшиеся элементы фактуры; - специально познакомить ученика с партией сопровождения, выявлял в ней сходства и отличия с партией ученика. Подобная практика позволяет подготовить сознание и слух ученика к тому, что в некоторых произведениях должны одновременно звучать мелодия, которую он играет и аккомпанемент, в исполнении педагога. В дальнейшем, когда ученик освоит ноты басового ключа, он может попробовать свои силы в игре «вторых» партий, в то время, как педагог будет играть первую. Современные пособия для начинающих пианистов включают в себя разнообразный материал для игры в четыре руки. Для практических занятий можно рекомендовать следующие сборники: Геталова О., Визная И. «В музыку-с радостью»; Королькова И. «Крохе-музыканту», Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». Таким образом, как уже было отмечено, игра с педагогом закладывает в учащегося базовые основы и навыки игры в ансамбле, помает получить представление о том, как должен звучать полноценный фортепианный ансамбль и готовит юного исполнителя к следующему этапу обучения – совместной игре с другим учеником. 4
При формировании фортепианного дуэта педагог, прежде всего, должен учесть индивидуальные особенности учащихся, чтобы подобрать соответствующий музыкальный материал. Часто бывает так, что учащиеся I класса не могут играть друг с другом, в силу психологических и технических моментов. В таких случаях в партнеры к первокласснику можно рекомендовать второклассника, который уже имеет достаточный исполнительский опыт и поручить ему исполнение «второй» партии в ансамбле. Практика показывает, что объединение в дуэт таких исполнителей, с небольшой разницей в возрасте, чрезвычайно полезно для обоих партнеров: первоклассник начинает осознанно развивать свои игровые возможности, чтобы не «отстать» от своего старшего товарища, а второклассник в таком дуэте повышает свою самооценку и ощущает себя «опытным наставником» для младшего партнера. Он даже берет на себя некоторые организационные моменты в исполнении, например – показ вступления и т.п. Опираясь на личный опыт, могу сказать, что в таком дуэте участники заинтересованы друг в друге, поэтому результативность их работы – выше. На данном этапе продолжает формироваться навык слушания партнера, а также восприятие всей музыкальной ткани в целом. От теории перейдем к практике. Объединение учащихся Чечеткиной П. и Шабалиной В. в дуэт состоялось раньше, когда одна из участниц была ученицей I класса, а другая – посещала детский сад. Можно сказать, объединение было вынужденной мерой, так как сверстников в их классах по фортепиано не было. Разница в возрасте им не помешала формированию дуэта, наоборот, повысила интерес друг к другу, как к будущим партнерам в ансамбле. Учащиеся психологически были готовы к совместной работе, им хотелось играть вместе! До это времени у учащихся уже был достаточный опыт игры в ансамбле с педагогом. Поэтому им уже были известны основные организационные моменты, такие как: посадка на уровне «своей» половины клавиатуры, «особое» положение локтей, позволяющее не мешать партнеру. Но –раньше за этим в основном следил педагог, а теперь они должны себя самостоятельно контролировать. Первым, совместно сыгранным, произведением данного дуэта была французская народная песня в переложении В. Игнатьева «Большой олень». Работа строилась следующим образом. Пьеса была выбрана по обоюдному согласию будущих исполнителей, то есть эмоциональный отклик был сформирован еще до совместной игры, что немаловажно на начальном и последующих этапах обучения. Первый показ произведения педагогом 5
(совмещенное исполнение обоих партий) также вызвал только самые положительные эмоции. Состоялась беседа о произведении, о специфике его исполнения, были определены характер музыки, значение и функции каждой партии. Учащимся было объяснено, что это - песня, так как имеется прилагаемый текст, есть запев и припев. Шутливый характер мелодии возложен на первую партию, исполняемую преимущественно приемом staccato. Первая партия является солирующей, нотный материал второй партии в запеве напоминает сопровождение к танцу (к польке), в припеве становится более мелодичным. Басовые темы, проходящие в обеих руках по очереди, должны быть обязательно проинтонированы исполнителем. На протяжении всего произведения берется педаль для придания законченности, концертности звучания. Учащиеся самостоятельно разбирали текст партий в ходе домашней работы. Проверка результатов проводилась в классе, на индивидуальных занятиях, целью которых было грамотное исполнение нотного текста, аппликатуры, штриховых обозначений, агогики. При этом педагог при каждом удобном случае подыгрывал партию будущего партнера, подготавливая тем самым ученика к слышанию всей партитуры произведения. После этого началась работа над совместным исполнением. На первой же репетиции возникла проблема совместного начала и окончания. Поэтому одновременному вступлению пришлось учиться с помощью ауфтакта. Надо отметить, что «ответственность» за это с удовольствием приняла на себя ученица II класса. Ее младшая «коллега» быстро уяснила для себя, что ни в коем случае нельзя начинать и заканчивать играть, не дождавшись при этом своего партнера. Развитие первоначальных ансамблевых навыков проходило следующим образом: - солирование в данном примере целиком получено первой партии, т.к. в ее исполнении звучит мелодическая линия. Но «солисту» следует помнить, что любое форсирование звука – недопустимо, особенно при нюансе «форте», стоящем в припеве произведения; - аккомпанирование полностью возложено на вторую партию. Сложность в данном примере состоит в том, что фактура второй партии гораздо плотней, чем у первой, поэтому велика вероятность нарочито громкого ее исполнения. Здесь важно воспитывать у ученицы умение отойти на «второй» план, не взирая на достаточную сложность своей партии, владеть ею настолько непринужденно и легко, чтобы у нее была возможность слышать прежде всего материал первой партии, исполняя при этом свою. Работа над концертным исполнением включает в себя: умение контролировать учащимися решения всех художественных и технических 6
задач. Добиться этого позволяет досконально проработанный и проученный текст каждой партии с учетом всех особенностей. Например, учащаяся, работающая во второй партии, отрабатывала легкость и непринужденность своей игры, пропевая голосом мелодию со словами, т.е. учила произведение, как песню под собственный аккомпанемент. Исполнительница первой партии непрестанно отрабатывала точность исполнения всех штрихов (стаккато, нон легато) и выразительность собственной игры. Непрерывности исполнения можно добиться, вырабатывая умение исполнять произведение с разных мест (индивидуально и в ансамбле). Очень важна также и исполнительская практика. Задача: играть как можно чаще и больше – перед любой аудиторией, участвовать, по возможности, во всех мероприятиях, проводимых ДШИ. Таким образом, после первого года совместной игры в ансамбле учащиеся должны владеть развитыми навыками ансамблевого мышления: - умение вместе вступать и заканчивать произведение; - умение играть вместе; - обладать ритмическим и темповым единством; - понимать функции своей партии. Отмечу, что первый опыт совместной игры моих учениц оказался очень удачным. Теперь они буквально не представляют свою учебу в школе без игры в ансамбле друг с другом. За полтора года они успели подготовить и успешно выступили с такими произведениями, как: чешская народная песня «Мой конек», «Марш» Л.в. Бетховена. В настоящее время идет работа над «Хором охотников» (из оперы «Вольный стрелок» К.М. Вебера). Исполнительское мастерство, чувство партнерства развивается и крепнет, сформировался стойкий интерес к совместному исполнительству.
Работа с фортепианным ансамблем учащихся средних классов.
На данном этапе немаловажную роль играет личная заинтересованность учащихся, возможность реализовать приобретенные ими навыки и умения на публичных выступлениях. Поэтому на первом занятии обсуждаются перспективы выступлений дуэта. Далее идет подбор репертуара, всестороннее изучение выбранной музыки, которое включает в себя знакомство с биографией композитора, поиск и прослушивание фонограмм исполняемого произведения, других сочинений этого автора, близких по стилистике. Учащиеся IV класса Веньгина П. и Хусаинова А., на протяжении двух лет, играющие вместе, в свое время овладели всеми необходимыми первоначальными навыками, необходимыми для формирования крепкого, полноценного фортепианного ансамбля, что подтверждают их успешные 7
выступления на конкурсах различных уровней. В то же время, ученицы понимают – как много нужно работать, каждому в отдельности и совместно, для достижения качественных результатов. При этом каждое новое исполняемое произведение – еще одна ступень к вершинам мастерства игры в ансамбле. Именно таким образом строилась работа над «Музыкальным моментом» (f-moll) Ф. Шуберта (переложение для исполнения в 4 руки, тональность g-moll). После прослушивания фонограммы учащиеся признались в том, что им нравится это произведение и они хотели бы исполнять его. Это важно, так как положительный эмоциональный отклик на музыку будет являться хорошим стимулом в работе, особенно на начальном этапе, когда идет изучение нотного текста, штрихов, агогики, динамики. Немаловажно и то, что исполнительская планка в данном случае поднимается, так как ученицы будут исполнять шедевр популярной классической музыки. Однако этот же факт может привести и к негативному эффекту. Трудности, с которыми ученицы могут столкнуться в работе над таким серьезным материалом, требования к его исполнению, могут охладить желание его играть. В данной ситуации выручало регулярное прослушивание фонограмм, особенно в различных интерпретациях, убеждая учащихся в необходимости работать и стремиться к поставленной цели. Перед началом работы над каждой партией в отдельности, был проведен подробный разбор произведения, а именно: характер исполняемой музыки – легкий, воздушный, танцевальный и, вместе с тем, лиричный. Музыкальное содержание – яркая, запоминающаяся мелодия в сопровождении легко и остро звучащего аккомпанемента. Первая партия является, безусловно, солирующей на протяжении всего произведения, так как исполняет мелодическую линию (правая рука) в сопровождении подголосков (левая рука). Сложность исполнения заключается в часто изменяющейся манере игры - с легкой и отрывистой на глубокую и протяжную, кроме того, должно быть проинтонированное, но не вязкое по звуку исполнение шестнадцатых длительностей. При этом важно еще и точное следование за динамикой, в соответствии с характером исполняемой музыки. Все вышеперечисленное требует от исполнителя большого терпения, огромной работоспособности, а также внимания, так как любое его ослабление ведет к ошибкам в трактовке произведения, что совершенно недопустимо. Вторая партия является аккомпанирующей, но ее исполнение не менее ответственно. Прежде всего, следует овладеть приемом staccato, сохраняющимся на протяжении всего произведения. Необходимо найти нужную окраску звучания, руководствуясь характером исполняемой музыки. Невзирая на однообразие фактуры, материал второй партии следует исполнять также выразительно, как и первой. 8
Педаль следует брать по принципу полупедали. При нюансе «пианиссимо» возможно нажатие и левой педали. В функции исполнителя второй партии входит пристальное слежение за постановкой темпа прежде всего в своей партии, так как любые его изменения могут сказаться пагубно на звучании всего произведения в целом. С учетом вышеперечисленных особенностей произведения и строилась работа над его совместным исполнением. Требования были следующие. Учащийся должен: - иметь возможность играть вместе: от начала и до конца. Во время индивидуальных занятий педагог, по мере возможности, подыгрывает другую партию, готовя слух ученика к совместному исполнению; - уметь быстро реагировать на любые изменения в игре партнера. Умение вести себя в любых ситуациях также формируется на индивидуальных занятиях, когда в роли партнера по ансамблю выступает педагог. Во время совместного исполнения с учеником, педагог намеренно прекращает исполнение своей партии, добиваясь того, чтобы ученик продолжал играть, не взирая ни на что. Таким образом, ученики со временем начинают правильно реагировать на ошибки со стороны партнера и овладевают умением подхватить свою партию в любой момент; - уметь слышать и выстраивать фактуру, уметь согласовывать свою партию с партией партнера (ритмически, фактурно, динамически, по темпу), а также уметь целостно воспринимать исполняемое произведение. Рекомендации педагога могут не всегда выполняться из-за неумения на данный момент справиться с поставленной задачей, ее ошибочного понимания или просто нежелания ее выполнять. Помочь педагогу могут видеозаписи совместного исполнения. Этот метод достаточно эффективен, он позволяет учащимся увидеть и услышать себя со стороны, осознать свои ошибки, а также найти пути их совместного устранения осознанно, а главное - охотно. Таким образом, на данном этапе обучения игры в ансамбле учащимся необходимо: 1. Постоянно совершенствовать ранее приобретенные навыки ансамблевой игры, таких как: - умение слушать мелодическую линию, играть ее выразительно; - умение грамотно и чутко аккомпанировать партнеру; - умение совместно работать над динамикой, ритмом, темпом, фразировкой. 2. Уметь анализировать музыкальное произведение, его содержание, стилевые особенности. 9
3. Иметь ясное представление о звуковом балансе, т.е. распределении звука между партиями. 4. Развивать навыки тонного прочтения авторского текста. 5. Развивать музыкальное мышление. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Целью работы детской школы искусств является общее и эстетическое развитие учащихся, воспитание любви к музыке, подготовку к активной музыкальной деятельности в самых ее различных формах. Обучаясь игре на фортепиано, учащиеся, наряду с целым комплексом сольных пианистических навыков, овладевают приемами и способами работы над разными видами совместного исполнительства: фортепианные дуэты, аккомпанементы, концерты. Игра в ансамбле играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Приобретенные за годы учебы навыки и умения совместной игры совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся; формируют их музыкально-эстетический вкус на высокохудожественных произведениях; воспитывают чувство партнерства; обогащают кругозор; учат воспринимать музыку осознанно. Ансамблевая игра является неотъемлемой частью учебного процесса в ДШИ, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки. 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978. 2. Вопросы музыкальной педагогики – сборник статей под ред. В.Натансона. М.: Музыка, 1971. 3. Коган Г. Работа пианиста. М., 1979. 4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982. 5. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988. 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Французская народная песня «Большой олень» (переложение В. Игнатьева». 2. Ф. Шуберт «Музыкальный момент» (фа-минор). 12

Воспитание детей на народных музыкальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Ансамбль является одним из предметов, входящих в цикл дисциплин в ДШИ и ДМШ, цель которого – повышение качества подготовки учащихся и расширение возможностей использования их в развитии музыкальной культуры общества. Возраст учащихся ДШИ и ДМШ наиболее благоприятен для освоения нового материала, учитывая способность к обучению и приобретению навыков детей младшего и среднего школьного возраста. При условии охвата всего комплекса специальных дисциплин, музыкальное развитие учеников выходит на более профессиональный уровень и формирует необходимый для исполнительской деятельности комплекс знаний, умений и навыков с самой первой ступени обучения.

Введение в учебный план дисциплины «Ансамбль» позволяет обеспечить сбалансированность профессионально-исполнительского развития учащихся. Работа в данном направлении, помимо чисто музыкального развития ученика, способствует его личностному развитию: воспитывается чувство ответственности перед коллективом, дисциплинированность, пунктуальность, а также умение понимать эмоциональные состояния других людей и откликаться на них. Кроме того, в процессе коллективного творчества ребенок приобретает навыки общения в социуме в рамках культуры и искусства, что оказывает влияние на формирование его мировоззрения и вырабатывает приоритеты в общении со сверстниками.

Дисциплина представляет собой процесс совместной исполнительской деятельности, состоящий из множества технологических компонентов в индивидуально-групповой форме обучения. Индивидуальная форма обучения предполагает индивидуальный подход к ученику – участнику ансамбля и индивидуальное изучение партий, а групповая форма состоит в руководстве музыкальным взаимодействием участников ансамбля. В результате прохождения курса ученики должны иметь слуховое представление о типах ансамблей, знать закономерности исполнения, уметь соразмерять собственные возможности с возможностями других участников ансамбля, а также с музыкальными и эмоционально-образными задачами.

Существующий принцип подбора участников ансамбля по соответствию уровня музыкальной подготовки и владения инструментом с учетом межличностных отношений участников ансамбля в принципе верен, но, в условиях ДШИ и ДМШ не всегда выполним. Кроме того, включая в состав ансамбля менее подготовленных в исполнительском плане учеников, возможно значительно повысить их мотивацию к занятиям, самооценку, а также уровень музыкального развития. Коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих силах (испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя- солиста). В данном случае необходимо подобрать партию, с которой менее подготовленный ученик сможет справиться (при необходимости можно сделать авторские аранжировки).

Формирование межличностных отношений также целесообразно использовать в воспитательных целях и в целях социальной адаптации детей. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Однако создание такого коллектива достаточно трудная задача. Педагог, контролируя и направляя общение учеников, разъясняя принципы и задачи позитивных отношений в коллективе вне зависимости от личных приоритетов и их влияние на качество работы коллектива в целом, кроме своих прямых задач музыкального обучения выполняет задачи личностного воспитания. Таким образом, в развитии учащихся на занятиях по предмету «Ансамбль» можно выделить два основных направления: 1 – профессионально-исполнительское развитие; 2 – личностное развитие.

К профессионально-исполнителькому развитию относится воспитание музыкальных способностей, такие как: чувство ритма, гармонический, мелодический, полифонический слух, чувство партнѐра (совместное создание и умение слышать партию единой музыкальной палитры), чтение с листа, умение держать свою партию правильной нюансировкой, штрихами, фразировкой, формы и характера.

Ритм, ощущение метроритма - тот фундамент, на котором основывается искусство ансамблевой игры. Как правило, у участников детских ансамблей по-разному развито чувство ритма и менее «ритмичные» участники ансамбля тянуться к более сильным в ритмическом отношении, что способствует более быстрому развитию чувства ритма и более успешному формированию учеников. Коллективное музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха, в значительно большей степени, чем сольное исполнительство. Разделение музыки на партии создает трудности понимания учеником музыкального произведения в целом. Развитие мелодического слуха даѐт возможность исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения. В вопросе развития гармонического слуха ансамблевая форма игры также оказывается целесообразной и необходимой, так как воспроизведение ансамблем многоголосия, аккордовой вертикали позволяет ученику с первых же уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки, что создает наиболее благоприятные условия для развития гармонического слуха. Прослушивание отдельных голосов в своей партии и партии партнера, поиски динамических, тембровых звуковых решений способствуют активизации музыкально-слуховых представлений учащихся. Коллективное музицирование позволяет успешно развивать полифонический слух так как в ансамблевых произведениях часто встречаются элементы и подголосочного, и контрастного, и имитационного видов полифонии. Таким образом, ансамблевая игра с первых уроков развивает умение слышать полифонию.

Чувство партнѐра - необходимое условие успешного ансамблевого исполнительства, умение слышать свою партию в звучании всего коллектива, умение слушать партнера по ансамблю, в то же время исполнять свою партию свободно, корректировать звук, характер исполнения в соответствии с общими задачами и конкретными условиями конкретного исполнения, стремясь к созданию единым коллективом единого произведения. Впоследствии, приобретенные умения переносятся и на сольное исполнительство, значительно повышая качество игры за счет переноса приемов ансамблевой игры на работу с концертмейстером. Чтение нот с листа на уроках ансамбля проходит эффективнее и вызывает больший интерес у детей. Необходимость подчинения общему пульсу помогает скорее усваивать правила чтения нот с листа, увеличивает ответственность за правильность текста, способствует приобретению умения, ошибаясь, оставаться в ансамбле, не мешая партнерам.

Чтение нот с листа в ансамбле наглядно показывает недопустимость поправок, остановок, пренебрежения к паузам, нюансам. Приобретается умение пропускать неудавшийся текст и своевременного, точного прихода к тактовой черте, «не выскакивать» в паузах, читать обозначения нюансов сразу, вместе с нотами, быстро ориентироваться в музыкальном материале. Игра в ансамбле требует особого внимания к точному выполнению штрихов. Каждое отклонение от общих штрихов нарушает целостность ансамбля и мешает партнерам, а главное, наносит ущерб выразительности исполнения. Синхронность является первым техническим требованием игры.

Важность точного соблюдения каждым участником ансамбля динамических требований должна быть осознана учениками с первых уроков. К тому же нельзя допускать и формальной идентичности исполнения динамических указаний. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, ее эмоциональное содержание и показать конструктивные особенности формы произведения. Особо важное значение приобретает динамика в сфере фразировки. Как правило, приобретенные приемы точного исполнения штрихов и динамических оттенков в ансамбле учащийся начинает применять в своих сольных произведениях, что способствует повышению качества исполнения в целом.

К личностному развитию относится воспитание личностных качеств: чувства ответственности, чувства коллектива, коммуникативные умения. Ансамблевые занятия стимулируют интерес ученика к инструменту, к урокам по специальности и прививают любовь к коллективному творчеству; развивают чувство ответственности перед партнером, коллективом за результат общей работы, качество публичного выступления. Понимание исполняемого произведения, положительные эмоции, вызываемые им, создают атмосферу коллективного творчества, необходимого для эффективных занятий и повышения качественного уровня исполнительской деятельности коллектива.

Коллективное музицирование является одной из форм общения, способствующей решению многих психологических проблем: застенчивость, неусидчивость, эгоизм, неуверенность, безответственность и т. д. Кроме того игра в ансамбле объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах; у детей появляются ответственность за посещение репетиций, своевременное выучивание и правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность; вырабатывает коммуникативные умения, умение ценить работу партнера, понимание необходимости уважительного отношения к членам коллектива, взаимовыручки, взаимопонимания, без которых невозможно достижение поставленной цели, что, в конечном итоге способствует социальной адаптации личности ребенка в условиях положительного опыта дружеского и творческого общения со сверстниками, младшими и старшими товарищами и педагогами.

Таким образом, коллективные формы музицирования в ДШИ и ДМШ способствуют установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений; способны значительно повысить заинтересованность учащихся и имеют большое значение в плане общего музыкального развития, а также играют значительную роль в подготовке учащегося к дальнейшей профессиональной деятельности и личностного развития.

Задача музыкальных школ состоит не только в подготовке учащихся к поступлению в профессиональные музыкальные заведения, но и в воспитании активных пропагандистов музыкально-эстетических знаний – участников художественной самодеятельности, в увеличении армии любителей музыки, грамотных слушателей наших концертных аудиторий, умением слушать и понимать музыку. Работа с учащимися в ансамбле не только полностью отвечает целям и задачам учебно-образовательного процесса в ДШИ и ДМШ, но и значительно повышает его эффективность. Следовательно, занятия в ансамбле можно назвать одной из эффективных форм музыкального воспитания и развития учащихся.

Список литературы

1. Драгайцева О.В. Ансамблевое музицирование как фактор развивающего обучения. – М., 2005

2. Дронова О.Г. Роль ансамбля в учебно-воспитательной работе с учащимися sib- artforum.ru›2012_teacher_public/2012_ARTICLE/…

3. Краснова Н.В. Методическая разработка по теме «Ансамблевое музицирование» nsportal.ru›…2013/04/17/ansamblevoe-muzitsirovanie

4. Лаптев И.Г. Детский оркестр в начальной школе: кн. Для учителя. -М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

Коллективное исполнительство как дуэт или трио баянистов (аккордеонистов) весьма привлекателен тем, что приносит радость совместной работы. Совместным музицированием занимались на любом уровне владения инструментом и при каждом удобном случае. Многие композиторы писали в этом жанре для домашнего музицирования и концертных выступлений. Бела Барток, венгерский композитор, педагог, фольклорист считал, что к ансамблевому музицированию детей нужно приобщать как можно раньше, с первых шагов в музыке .

Не всегда ансамблю как учебной дисциплине уделяется должное внимание. Зачастую часы, предусмотренные для музицирования, педагоги используют для индивидуальных занятий. Однако в настоящее время невозможно представить музыкальную жизнь без выступлений ансамблей баянистов. Об этом говорят выступления дуэтов, трио, ансамблей большего состава на концертных площадках, фестивалях и конкурсах. Дуэты и трио баянистов (аккордеонистов) давно сложившаяся ансамблевая форма, имеющая традиции с XIX века, со своей историей, “эволюционным развитием”, богатым репертуаром - оригинальными произведениями, транскрипциями, переложениями. Но это профессиональные коллективы. А для школьных ансамблей существуют проблемы. Например, проблема репертуара. Нехватка соответствующей литературы для ансамблей баянистов (аккордеонистов) ДМШ тормозит процесс обучения и возможность показать себя на концертной эстраде. Многие педагоги сами делают переложения, аранжировки понравившихся пьес.

Важно начинать работу над ансамблем с самых первых уроков занятий на инструменте. Чем раньше ученик начинает играть в ансамбле, тем более грамотный, техничный, музыкант из него вырастет.

Многие педагоги по специальному инструменту практикуют ансамбли внутри класса. Это могут быть как однородные, так и смешанные ансамбли. Начинать лучше работу в ансамбле с учениками одного класса. На практике мы убедились, что ансамблевую работу можно разделить на три этапа.

Итак, I этап . Навыки ансамблевого музицирования ребенок приобретает уже на первых уроках. Пусть это будут пьесы, состоящие из одного или нескольких звуков, ритмически организованных. Педагог в это время исполняет мелодию и сопровождение. В процессе данной работы ученик развивает слух для исполнения пьес с аккомпанементом (с левой рукой), концентрируется внимание на ритмической точности, верном распределении меха, осваивает элементарную динамику, первоначальные игровые навыки. Развиваются ритм, слух, и самое главное- чувство ансамбля, чувство ответственности за общее дело.Такое исполнение вызовет у учащегося интерес к новому для него звучанию музыки, интересному и красочному. Ведь в отличие от ученика-пианиста, имеющего возможность включать в работу обе руки, ученики-баянисты и аккордеонисты осваивают исполнение сначала правой, а затем левой рукой. На своих уроках мы используем пьесы “Наша песенка простая” А. Александрова, “Русский народный танец”, “Колыбельная” из оперы “Сказка о царе Салтане” Н. Римского-Корсакова из сборника Г. Бойцовой “Юный аккордеонист”, из учебно-методического пособия В. С. Брызгалина “Я играю на баяне” Детская песенка “Солнышко”, “Дударик”, “Козлик”…, а также из хрестоматии для 1-3 классов ДМШ “Класс ансамбля баянов, (аккордеонов)” В. Шрамко. В течение первого месяца занятий на инструменте (все зависит от способностей ученика) ученик играет простые мелодии в сопровождении педагога. На данном этапе работы ученикам важно прочувствовать специфику гомофонно-гармонической и попробовать себя в исполнении пьес с элементами полифонии. Пьесы следует выбирать разнообразные по темпу, характеру и т. д.

По опыту знаю, что играть в ансамбле нравится ученикам. Поэтому вышеуказанные пьесы можно проигрывать индивидуально с каждым учеником, а можно объединять учащихся в дуэты, трио (по усмотрению педагога, исходя из возможностей инструментов, их наличия). Для дуэта (трио) важно подобрать учащихся, равных по музыкальной подготовке и владению инструментом. Кроме того, нужно учитывать межличностные отношения участников. На данном этапе учащиеся должны уяснить основные правила игры в ансамбле. Прежде всего, самые трудные места – это начало и окончание произведения, или его части.

Начальные и заключительные аккорды или звуки должны быть исполнены синхронно и чисто, независимо от того, что и как звучало между ними. Синхронность – результат основного качества ансамбля: единого понимания и чувства ритма и темпа. Синхронность – это и техническое требование игры. Нужно одновременно взять и снять звук, выдержать вместе паузу, перейти к следующему звуку.

Первый аккорд содержит в себе две функции – совместное начало и определение последующего темпа. На помощь придет дыхание. Вдох - самый естественный и понятный сигнал о начале игры для любого музыканты. Как певцы перед исполнением берут дыхание, так и музыканты - исполнители, но у каждого инструмента своя специфика. Духовики показывают вдох началом звука, скрипачи – движением смычка, пианисты – “вздохом” кисти руки и прикосновением к клавише, для баянистов и аккордеонистов – наряду с движением кисти ведение меха. Все выше сказанное суммировано в начальном дирижера – ауфтакте.

Немаловажный момент – взятие нужного темпа. Здесь все зависит от скорости вдоха. Резкий вдох говорит исполнителю о быстром темпе, спокойный – сигнал о медленном. Поэтому важно, чтобы участники дуэта не только слышали друг друга, но и видели, нужен зрительный контакт.

На первом этапе участники ансамбля учатся слушать мелодию и второй голос, аккомпанемент. Произведения должны быть с яркой запоминающейся несложной мелодией, второй голос – с четким ритмом. Искусство слушать и слышать своих партнеров – очень трудное дело. Ведь большая часть внимания направлена на чтение нот. Еще одна немаловажная деталь – умение прочитать ритмический рисунок. Если ученик читает ритм, не выходя за рамки размера, то он готов играть в ансамбле, т. к. потеря сильной доли приводит к развалу и остановке. При готовности коллектива возможны первые выступления, например на родительском собрании или концерте класса.

На II этапе развиваем полученные на I этапе знания, умения и навыки. А также постигаем глубины ансамблевого музицирования. В процессе данной работы ученик развивает слух для исполнения пьес с аккомпанементом (с левой рукой), концентрируется внимание на ритмической точности, верном распределении меха, осваивает элементарную динамику, первоначальные игровые навыки. Развиваются ритм, слух, единство ансамблевых штрихов, вдумчивое исполнение и, самое главное,- чувство ансамбля, чувство ответственности за общее дело.

Репертуар составляют наряду с классическими произведениями пьесы с эффектами (глиссандо, стук по раскрытому меху, по клавишам, хлопками и т.п.), эстрадные миниатюры. Такой репертуар пробуждает интерес, настраивает на новую работу, выступления. В работе мы использовали следующие сборники:

- “Мелодии, которые всегда с тобой”, где подобраны пьесы для дуэта баянов (аккордеонов) в сопровождении фортепиано. Работа над ними очень нравится ребятам, они с легко их разучивают и с удовольствием исполняют на школьных концертах. Это новая форма музицирования, содержащая определенные трудности. Например, в пьесе Г. Миллера “Лунная серенада” из к./ф. “Серенада Солнечной долины” нужно было следить за партией своего партнера, слушать фортепианное сопровождение. Это требует приспособленности, навыка. Много усилий прилагалось для достижения синхронности при взятии и снятии звука, соотношения динамики в партиях баянов и фортепиано, слышать паузы, ощущать ритмический пульс, развитие мелодии.

С. Лихачев Пьесы для аккордеонов (четыре выпуска).

III этап . Этому этапу соответствуют старшие классы (6-7), когда по учебному плану не предусмотрены часы музицирования. На наш взгляд это упущение, ведь учащиеся уже обладают необходимым комплексом знаний, умений и навыков, как в сольном исполнительстве, так и в ансамблевом, им под силу более сложные, эффектные пьесы. В этом случае дуэт (или трио) способен решать более сложные художественные задачи.

Для более красочного звучания дуэта или трио баянов (аккордеонов) допускается расширение состава путем привлечения дополнительных инструментов. Это могут быть ударные, фортепиано, синтезатор, контрабас и балалайка, гитара. Подобные расширения способны “раскрасить” произведение, сделать его ярким. Такой способ пригоден для концертных выступлений и сделает привлекательной любую, даже самую простую пьесу. Однако в классе лучше проводить занятия без дополнений, чтобы участники дуэт слышали все нюансы нотного текста .

Для выступлений нужно накапливать репертуар разножанровый. т. к. выступать приходится в разных аудиториях, перед людьми с разным менталитетом, то нужно иметь различный репертуар: от классического до эстрадного.

В заключение хотелось бы сказать, в настоящее время необходима концертная деятельность ансамблей для музыкального просветительства, популяризации народного исполнительства. Также важна работа с учащимися по воспитанию профессиональных качеств. Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей. Эти выступления способствуют приобретению уверенности, чувства сценической свободы, прививают вкус и любовь к публичным выступлениям. Все это говорит о необходимости на протяжении обучения в ДМШ заниматься ансамблевым музицированием.

Литература.

  1. Брызгалин В. С. Радостное музицирование. Антология ансамблевой музыки в четырех томах. – Челябинск, 2007.
  2. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002.
  3. Шрамко В. И. Класс ансамбля баянов (аккордеонов). – СПб. : “Композитор”, 2008.

МОУ ДОД «Детская школа искусств № 1» г. Балашова

«Работа над ансамблями, как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей с замедленным музыкальным восприятием».

Проблема музыкального развития детей со средними природными данными не является новой.

А. Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать. Поэтому, чем шире сеть музыкальных школ и чем распространеннее обучение музыке, тем лучше. Но я думаю, что в построении педагогического процесса в музыкальных школах мы недостаточно различаем понятия – общее музыкальное воспитание и обучение музыкантов. Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами - музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень немногих.»

Никто не встречал 6-ти летнего ребенка, который бы не пришел на первый урок музыки с сияющими глазами, с огромным ожиданием чуда, с безграничной любовью к незнакомому миру звуков и желанием извлечь их собственными руками. И только от нас, преподавателей, зависит, как мы сможем этим запасом детского восторга.

Золтан Кодай говорил: «Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни.»

В течение многих лет работы я постоянно стремлюсь вложить свою частицу в направление моих учеников на путь истинный, пробудить в них понимание того, насколько прекраснее и богаче становится жизнь, когда любишь музыку.

К каждому ребенку надо найти свой особый подход. Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле. Мы знаем, что ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. В наше время музыка широко проникает в сознание детей.

Радио, телевидение, кино, компьютер постоянно воздействуют на слуховое развитие детей. С самого раннего детства дети привыкают к музыке, естественно и легко ее воспринимают ее и стараются понять с таким же любопытством, как и другие явления окружающего мира.

В начале занятий ребенка необходимо заинтересовать, используя его естественную любознательность. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле учитель - ученик. Даже играя одну ноту, ребенок знакомится с названием клавиш, с диапазоном фортепиано, осваивает ритмические закономерности, элементарную динамику, а также первоначальные игровые движения. Попутно у детей развивается и звуковое воображение: начинающие легко имитируют звуки башенных часов, призывы кукушки, эффекты эха, крики животных.

Прежде всего надо показать ученику на фортепиано ми 1-ой октавы, до 1-ой октавы и научить естественным движением и собранной рукой равномерно извлекать этот звук 2-ым или 3-им пальцем.

Например: «Родина слышит» Д. Шостаковича, «Песня о Родине» И. Дунаевского и др. Можно привести много других интересных примеров, используя сборники: Н. Соколовой «Ребенок за роялем», В. Игнатьева «Я музыкантом стать хочу», Милич «Ребенок за роялем» и другие. Естественно, что данные примеры, как и все последующие, играются учеником без изучения нотной грамоты.

После того, как дети начнут играть по нотам, партия ученика постепенно усложняется.

Г. Нейгауз писал: «С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства.

То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно будет побуждать их как можно лучше выполнять свои музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом, работа, которая должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано.»

Одной из важных задач является подбор участников ансамбля, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Если дети уважают и ценят друг друга, то занятия проходят более результативно – ребята чаще встречаются, интенсивнее репетируют.

Благоприятный морально – психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.

Начинать занятия надо с доступных детям произведения, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Лучше выучить несколько несложных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем мусолить одну сложную, так и не добравшись до творческой ее интерпретации.

Надо посвящать часть урока чтению с листа несложных произведений. Часто старший ученик, пришедший на урок, аккомпанирует младшему, читая свою партию с листа. Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями.

Под синхронностью ансамбля понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса. Нужно вместе взять и снять звук, вместе выдержать паузы, вместе перейти к следующему звуку.

Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность. Ансамблист в таких случаях «уходит» от партнера, опережая его или отставая.

Малейшее нарушение синхронности при игре улавливается слушателем. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии искажается.

Игра в ансамбле помогает ребенку преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.

Динамика является одним из самых действенных выразительных средств. Она помогает раскрыть общий характер музыки, ее эмоциональное содержание, показать конструктивные особенности формы произведения.

Признавая существенную роль динамики в исполнении, не следует забывать и о других средствах выразительности.

Выбор того или иного штриха всецело зависит от музыкального содержания и его толкования учеником.

Работа над штрихами – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения.

Аккомпанемент - это одно из средств приобщения ученика к живому музицированию.

Важно культивировать все доступные виды активной музыкальной деятельности учеников. Пение, звуки скрипки, виолончели , флейты –все это обогатит его внутренний мир.

Очень полезно организовать ансамбль с певцом. Роберт Шуман в своих «Записках» советовал чаще аккомпанировать певцам для того, чтобы пианисты тоньше ощутили дыхание музыкальной фразы, столкнулись с особым типом звуковедения – длительной распевностью, протяженностью звука фразы, огромной ее гибкостью.

Учащиеся должны знать кроме своей партии и сольную партию. Когда играешь в ансамбле, надо слышать «дыхание» партнера, вовремя брать и снимать паузы, точно попадать во вступление и т. д. Очень помогает в работе когда просматриваешь и затем проигрываешь партию партнера. Это приносит пользу, особенно, если в это время пытаешься напеть свою партию. Можно на время поменяться местами, пытаясь с листа поиграть вторую партию. Это очень помогает при игре в ансамбле.

Надо развивать в детях умение сыграть ярче свою тему, если это необходимо, и уйти в «тень», когда играешь аккомпанемент .

Замечено, что игра в ансамбле дисциплинирует детей, они начинают больше общаться, находят общие интересы.

Ребята чаще собираются вместе, больше репетируют и, конечно, результат исполнения становится гораздо выше.

Занятия по аккомпанементу важны и для расширения динамического диапазона пианиста. Каждый аккомпанемент следует играть с разной силой звука, фразировкой, плотностью, выделением низких или высоких регистров фортепиано.

Одним из интереснейших разделов в работе с учеником является работа в камерном ансамбле, т. е. ансамбль с участием смычковых инструментов. Здесь объединяются инструменты с различными динамическими возможностями.

Особое значение приобретают три звучания:

1) Каждого инструмента в отдельности,

2) В ансамбле,

3) Всего ансамбля.

Выбор того или иного штриха зависит от музыкального содержания и его истолкования исполнителем. Работа над штрихами – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения. Штрихи в некотором тексте обозначаются с помощью лиг, точек, черточек, акцентов, словесных указаний. Лиги в партиях струнных инструментов, поставленных авторами из соображений удобства исполнения, можно назвать «смычковыми». Они носят сугубо технический характер. «Смычковая «лига не исключает возможности в перерыве звучания, паузы, а ее отсутствие - непрерывного звучания. Многие композиторы охотно ставили смычковые лиги в фортепианных ансамблевых партиях. Лиги могут определить строение музыкальной речи, ее «синтаксис», деление на фразы и показывать интонацию мотива. Такие лиги обычно называют «фразировочными» или смысловыми.

Хотелось бы отметить, что главное для всех форм работы в ансамбле, чтобы творческая инициатива всегда оставалась за учеником.

Да, хочу напомнить о выборе ансамбля. В наше время появилось много сборников, в которых можно разыскать множество ансамблей на любой вкус и любой сложности. Но не следует забывать и о старых, добрых, классических ансамблях, таких композиторов как Моцарт, Бетховен, Григ, Чайковский, Бородин, Мусоргский, Калинников, Серов, Ребиков и многих других не менее известных авторов. Необходимо дать инициативу выбора ансамбля самому ученику. Пусть он сам предложит свой вариант ансамбля, тогда ему будет гораздо интереснее работать над произведением и, возможно, в этом случае, исполнение станет более результативным.

В заключении хотелось бы напомнить еще раз, что задача педагога - развивать и активизировать творческое начало личности ребенка.

Список литературы:

2. Е. Смолина. Современный урок музыки. Академия развития, 2006 г.

3. Т. Юдовина-Гальперина, Музыка и вся жизнь С-Пеьербург, «Композитор», 2005 г.

4. . Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. Классика ХХI., 2003 г.

5. В. Крюкова. Музыкальная педагогика, «Феникс», 2002 г.

6. В. Милич. Воспитание ученика-пианиста. Киев, «Музычна Украина», 2002 г.

7. Г. Цыпин, Музыкант и его работа. М., Советский композитор, 1988 г.

8. Зеленин, «Работа в классе ансамбля».Минск, 1979 г.

с. 1
Малеева Татьяна Николаевна

Использование синтезатора в работе со смешенным ансамблем в ДШИ в процессе музыкально-творческого развития школьников.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Преподавателя ДШИ №7 Г.Ижевска

по специальностям: аккордеон, синтезатор

для занятий по классу ансамбля.

В настоящей методической работе рассматривается проблема музыкально-творческого развития школьников с помощью интерактивных технологий, а именно введение синтезатора в состав смешанного ансамбля. Особенности ансамблевого музицирования, проблема выбора репертуара, создание оригинальных аранжировок – рассмотрение всех этих интересующих педагогов-музыкантов вопросов содержится в методической работе Т.Н.Малеевой «Использование синтезатора в работе со смешенным ансамблем в ДШИ в процессе музыкально-творческого развития школьников».


Содержание.

  1. Введение:

    1. Цели, задачи, актуальность,

    2. Форма организации занятий (совместное музицирование), роль в программе ДШИ,

    3. Механизм реализации разработки, перспективы развития.

    4. Оборудование, инструментарий.

  1. Особенности ансамблевого музицирования:

    1. Ансамбль – как один из важнейших видов музыкально- творческого развития учащихся,

    2. Подбор участников ансамбля, разновидности смешанных ансамблей,

    3. Трудности ансамблевого музицирования (синхронность, единство штрихов, фразировка),

    4. Выбор репертуара,

    5. Создание аранжировок, звуковая режиссура,

    6. Концертная работа.

  1. Заключение: обобщения и выводы по основным положениям работы.

  2. Список литературы.

  3. Репертуарный список.

  4. Приложения (Нотное приложение, видеоматериалы)

Введение.
Бурное развитие новых информационных технологий в последние десятилетия XX века отразилось во всех сферах человеческой деятельности. Не избежала влияния технического прогресса и музыкальная культура. Современную жизнь сопровождает безбрежный поток самой разной музыки. Научить подрастающее поколение ориентироваться в этом разнообразии жанров и стилей, привить детям с самого раннего возраста хороший музыкальный вкус – вот что является главным направлением всей сегодняшней профессиональной музыкальной педагогики.

Одной из задач нового этапа развития стало преодоление разобщения двух компонентов культуры: классического наследия и современных технологий, путем их взаимообогащения и создания целостной культуры на новом этапе развития цивилизации. В связи с этим актуальным становится привлечение средств мультимедиа в процесс совершенствования профессиональной подготовки музыкантов. Введение интерактивных технологий в процесс музыкально-творческого развития школьников давно стало непременным условием развития педагогической практики.

Игра в ансамбле может стать одним из самых действенных способов музыкально-творческого развития школьников в процессе обучения в ДШИ. Приобщение к музыкальной культуре посредством знакомства с разнообразной музыкой, с творчеством композиторов разных стран и эпох, формирование основных музыкальных способностей в процессе коллективного исполнения – вот основная цель музыкального обучения в классе ансамбля.

Новизна предложенной разработки заключается во внедрении интерактивного принципа музыкального обучения в педагогическую практику музыкантов, посредством использования синтезатора в составе смешанного ансамбля. Такой дифференцированный подход к обучению позволяет наиболее широко ознакомить учащихся с основными компонентами музыкального языка и средствами музыкальной выразительности.

Включение симфонических и народных инструментов в состав смешенного ансамбля расширяет тембровую палитру, увеличивает динамический размах звучания, более активно развивает музыкальные способности учащихся, способствует формированию широкого круга интересов и воспитанию художественного вкуса в целом. Единая природа всех этих инструментов обуславливает общность задач обучения:


  1. Освоение исполнительской техники;

  2. Овладение навыкам игры в ансамбле;

  3. Изучение художественных возможностей наличного инструментария;

  4. Совершенствование в практической музыкально- творческой деятельности;

  5. Ознакомление с основными компонентами музыкального языка;

  6. Получение базовых теоретических знаний.
Основной организационной формой учебного процесса являются групповые занятия и самостоятельная домашняя подготовка, а способом проверки результатов – участие в концертных выступлениях, фестивалях и конкурсах.

В перспективе данный метод работы со смешенным ансамблем может стать одним из самых действенных способов развития музыкально-творческих способностей учащихся. Степень его практической реализации очень высока, так как наличие в каждой школе искусств одного или нескольких ярких, мобильных концертных коллективов отвечает современным требованиям, предъявляемым ко всем педагогическим коллективам города. В целях обмена опытом, а так же дальнейшего распространения в других образовательных учреждениях данного метода и была написана эта работа.

Особенности работы со смешанным ансамблем .

Многие выдающиеся педагоги, музыканты и философы отмечали ведущее значение творческого начала в музыкальном воспитании. Развитие музыкально-творческих навыков является необходимейшим этапом наряду с исполнением и слушанием музыки (Б.Асафьев). Вместе с тем в сложившейся практике массового музыкального образования внимание уделяется главным образом развитию музыкального восприятия, а детское творчество трактуется лишь как исполнительское.

В системе дополнительного образования это можно объяснить целым рядом причин. Во-первых, это отсутствие направленности на формирование способностей к музицированию, подчинение практики ученика задачам формирования частных исполнительских способностей. Во-вторых, освоение традиционных механических инструментов требует значительных затрат времени и сил на освоение технических задач, отодвигая таким образом творческую работу на второй план. И, наконец, третьей причиной можно назвать недостаточность и бессистемность педагогических разработок в данной области.

Слушание музыки, пение в ансамбле или хоре, игра в ансамбле – это не полный перечень различных видов музыкально-творческой деятельности. Трудно сказать, какой из них более важен, какой менее. Очевидно, важнее всего то, насколько квалифицированно и умело они применяются. Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться играть на любом инструменте.

Однообразная, монотонная деятельность приводит детей к быстро наступающему утомлению, и тому состоянию, которое определяется у детей словом «скучно». «Все жанры хороши, кроме скучного», - говорил некогда Вольтер. Если педагогу удается вызвать интерес учащихся – и не только вызвать, но и поддержать его в течение нужного времени, – необходимые предпосылки для успеха будут созданы.

Мы знаем, что ансамбль это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена и при любом уровне владения инструментом. В каждой школе искусств существует множество разнообразных ансамблей, начиная с дуэтов и заканчивая массовыми сводными коллективами. Но зачастую они формируются по классическим принципам (струнные ансамбли, духовые, народные, фортепианные и вокальные), что продиктовано академической программой. Такой подход уже давно устарел, необходимо искать новые методы работы с инструментальными коллективами, одним из которых может стать создание смешанных ансамблей. В состав подобных коллективов могут войти любые инструменты: клавишные, струнные, духовые, электроакустические. Здесь все будет зависеть от выдумки, творческой фантазии и изобретательности руководителя, естественно, ограниченной здравым смыслом и практической целесообразностью. В качестве примера можно привести несколько наиболее часто встречающихся составов смешанных ансамблей :

1) аккордеон, флейта, скрипки, синтезатор;

2) скрипки, флейты, синтезатор;

3) баян, домра, синтезатор;

4) фортепиано, флейта, синтезатор;

5) домра, флейта, синтезатор;

6) фортепиано, аккордеон, синтезатор и т.п.

Кроме инструментального состава, подбор участников ансамбля должен осуществляться и по уровню подготовленности учащихся. Участники ансамбля должны быть равны по своей музыкальной подготовке и владению инструментом, в этом случае занятия проходят более результативно и интенсивно. Необходимо учитывать и морально-психологический климат в коллективе, только благоприятные межличностные отношения участников ансамбля станут залогом успеха.

Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, метр, соблюдать ритм, агогику. Для более успешного усвоения этих задач возможно применение в смешанном ансамбле синтезатора. Его многотембровость, звуковые эффекты, автоаккомпанемент приближает звучание камерных ансамблей к оркестровым коллективам, а ритмические сбивки, заложенные в его памяти, оживляют звучание, придают ему блеск и импровизационную непосредственность.

Воспитание чувства ритма и тембрового слуха – самая трудная задача в процессе обучения. Играя в ансамбле с синтезатором струнные, духовые, клавишные инструменты получают возможность звучания с различными вариантами ансамблей, стилями, ритмами. Исполнение учениками произведений с автоаккомпанементом дает несравнимо большие навыки ансамблевой игры, нежели игра под аккомпанемент концертмейстера.

Одним из важнейших качеств ансамбля является синхронность , то есть совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. В области темпа и ритма индивидуальность исполнителей сказывается очень отчетливо. Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность, что тут же улавливается слушателем. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение и гармония искажаются. В решении этой проблемы важную роль может сыграть использование синтезатора. Задаваемый им единый темп, метр, ритм поможет лучше организовать совместное исполнение и послужит важным инструментом при создании аранжировки. В качестве примера можно привести пьесу Р.Бажилина «Бабочки» (Приложение №1).

Так же немаловажно при игре в игре ансамбле соблюдение штрихов. Работа над штрихом – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения. Лишь при общем звучании может быть определена художественная целесообразность и убедительность решения любого штрихового вопроса. В смешанном ансамбле, в состав которого входят клавишные, струнные и духовые инструменты, необходимость работы над штрихами становится важнейшим приоритетом. Единство звучания в каждой отдельной партии и в ансамбле в целом определяет строение музыкальной речи, ее «синтаксис». Использование сочетания различных технических приемов, характерных только для определенного вида инструментов, лишь украсит звучание ансамбля и придаст яркость общему художественному замыслу. Например, использование в партии аккордеона приема игры мехом в пьесе Р.Бажилина «Танец лягушат» (Приложение № 1).

Не маловажную роль в создании художественного образа играет построение единой фразировки. «Фразировочные» или «смысловые» лиги должны подчиняться общему творческому замыслу, живая фраза – это искусство агогики. Грамотное интонирование мотивов, выстраивание развития музыкальной мысли, подчинение развития каждой партии общему художественному замыслу – вот задачи которые должен ставить перед собой педагог-руководитель ансамбля. Примером можно назвать французский вальс «Anette» (Приложение № 1). Таким образом, работа над единым звучанием ансамбля помогает индивидуальному творческому развитию каждого участника. Однако все музыкально-исполнительские трудности, преодолеваемые педагогом-руководителем ансамбля на практике, являются лишь инструментами для выполнения более важных задач ставящихся в процессе обучения игре в ансамбле.

Одной из немаловажных составляющих процесса работы с ансамблем является подбор репертуара . Необычайное многообразие и постоянное обновление звукового материала не должны затруднять его выбор. В репертуар школьного ансамбля можно включить музыку самых разных жанров: классическую, народную, эстрадную. Каждый педагог должен опираться на свой художественный вкус и здравый смысл, ведь не все произведения будут звучать в переложении для детского смешанного ансамбля одинаково хорошо. Особенно это касается классических произведений, ведь их аранжировка требует бережного отношения и должна опираться на академические каноны, как например, в пьесе Ж.Оффенбаха «Баркарола» и в Хоре из оперы «Набукко» Дж. Верди (Приложение № 2). Важность обращения к классическому репертуару обусловлена, прежде всего, его художественной ценностью. Обращение к классике обогащает музыкальный и эстетический кругозор ученика.

Введение в состав смешанного ансамбля клавишного синтезатора позволяет в значительной мере расширить репертуарный список, включив в него целый пласт музыкального материала, ранее не использованного в процессе академического обучения. Это так называемая популярная эстрадная музыка. Своими корнями этот музыкальный стиль уходит далеко в глубь веков. По большому счету родоначальницей всей современной популярной музыки можно считать музыку народную, так как оба эти жанра работали в одном направлении – были призваны заполнять досуг, развлекать или служить каким–либо другим прикладным целям. Наиболее яркие популярные мелодии – современные или прошлых лет могут войти в репертуар современного детского инструментального коллектива.

В XX веке композиторами было создано огромное количество музыкальных произведений эстрадного направления. Это: эстрадные песни, танцевальная музыка, музыка кино. Знакомство с этими жанрами просто необходимо для расширения творческого кругозора учащихся, ведь на индивидуальных занятиях они осваивают только классический музыкальный репертуар. Исполнение произведений эстрадного направления призвано обогатить концертную программу инструментального коллектива, так как на любом концерте гораздо интересней услышать знакомую музыку, чем полифонические произведения или сонатины. Так, например, в репертуаре ансамбля «Карнавал» нашей школы эстрадные произведения занимают большую часть: Французский вальс «Annete», музыка к к/ф «Le jouet» В.Косма, музыка к к/ф «Долгая дорога в дюнах» Р.Паулса, «Французский визит У.Ютила, Бразильская самба «Amapola» и др. (Приложение № 2)

В заключение следует сказать, что начинать занятия в классе ансамбля следует с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем нудно повторять одну сложную, так и не добравшись до ее творческой интерпретации.

Задачи педагога-руководителя ансамбля далеко выходят за рамки воспроизведения готового нотного текста. Помимо чисто исполнительских функций они включают в себя еще и функции инструментовщика (выбор тембра инструментов), аранжировщика (уточнение фактуры, выбор стиля автоаккомпанемента, мест ритмических отыгрышей), звукорежиссера (установка правильного баланса голосов, подбор звуковых эффектов) и редактора (корректировка и уточнение нотной записи музыки). С использованием синтезатора открывается широкий простор для творчества. Высокое качество звучания при относительно несложной технике игры, возможность лучше понять логику музыкальной мысли, яснее почувствовать художественный образ – все это делает синтезатор особенно привлекательным в работе со смешанным ансамблем. Встроенные в память синтезатора многочисленные виды автоаккомпанемента позволяют облагородить звучание легких жанров, а эскизность изложения нотного текста служит отличным стимулом для творческих поисков. Здесь перед педагогом-руководителем встает проблема создания оригинальных аранжировок.

Остановимся подробнее на этой наиболее сложной и наименее изученной проблеме. Аранжировкой называется переложение музыкального произведения для иного по сравнению с оригиналом состава исполнителей. Таким образом, это синтез оригинала (нотный текст или звуковой текст, если аранжировка делается по слуху) и звукового потенциала инструментального ансамбля. В художественной практике это осуществляется одновременно, и этот процесс составляет единое целое (вспомним слова П.И.Чайковского о том, что музыкальная мысль изобретается одновременно с инструментовкой). Однако для лучшего уяснения этого процесса следует прибегнуть к его абстрактному разделению на работу над проектом будущей аранжировки, и работу по отбору звуковых средств. В первом случае мы определяем, что следует взять в проект из имеющегося звукового материала (не обедняя и не искажая оригинал), а во втором решаем, что из имеющихся звуковых средств, способно ответить задачам построения аранжировки.

Работа над проектом аранжировки начинается с анализа оригинала и определения путей развития новой структуры. Художественно-образное содержание музыкального произведения можно условно разделить на три основных уровня: жанровый, драматургический и интонационный. Жанровые особенности оригинала и общая направленность аранжировки обуславливают выбор стиля, жанра будущего произведения (академическая, народная, эстрадная, поп–, рок–, танцевальная или джазовая музыка). Точное попадание в жанр определяет успех аранжировки.

На драматургическом уровне проект аранжировки должен быть цельным (опираться на главную мысль, определенную логику музыкального развития), содержать «яркие» события, быть рельефным, контрастным, чтоб удержать внимание слушателя, и в то же время органичным, исключающим появления разрывов музыкальной мысли, резких, неоправданных поворотов, разрушающих логику развития. И главная задача здесь – выстроить увлекательный «музыкальный сюжет». Во многом это зависит от индивидуального видения художественной задачи, вкусовых пристрастий и фантазии аранжировщика. При работе над третьим уровнем аранжировки важно увидеть целостный образ художественного решения, где для каждого элемента будущей структуры (тембр, фактура, гармония) существует своя «ниша выразительности», что и определяет направление отбора конкретных звуковых средств.

Помимо опыта практической деятельности аранжировщику нужны и специфические музыкальные знания по гармонии, особенностям построения фактуры, инструментовке, музыкальной форме. Объем и характер этих знаний определяется уровнем образования и наличием практического опыта их применения. Следует однако отметить, что в искусстве аранжировки дело далеко не ограничивается технологией применения усвоенных знаний, в ее осмысливании всегда присутствует художественная доминанта, которую задает оригинальный текст, музыкальная ситуация и собственная индивидуальность аранжировщика.

Рассматривая исполнительскую аранжировку со стороны отбора звукового материала , мы сталкиваемся с анализом тембрового ряда. Здесь ориентиром может служить традиционное применение музыкальных тембров, классическое представление о музыкальном образе каждого инструмента и его ассоциативный ряд. Окраска музыкального звучания в ряде случаев становится ключевым моментом эстетики индивидуальных стилей, направлений. Например, в пьесе Ю.Пешкова «Аргентинское танго» в аранжировке использованы традиционные инструменты, исполняющие танго: аккордеон, скрипка, фортепиано (Приложение № 2).

Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что не существует правильных или неправильных способов написания аранжировки. Каждый проект носит сугубо индивидуальный характер. Однако большинство музыкантов видят изъяны только в чужой работе. Один человек легко может допустить ошибку, и чтобы помочь избежать этого попробуем перечислить наиболее распространенные недостатки, встречающиеся в аранжировках и дать несколько советов, опираясь на обобщенный опыт известных аранжировщиков.

Прежде чем приступать к разговору о технической стороне выполнения аранжировки необходимо выделить несколько основных понятий, которые часто встречаются при работе над ней. Это мелодия , гармония , ритм . Именно они формируют фактуру (совокупность всех выразительных средств) в аранжировке. Основу любой композиции составляет ритм , поэтому первым делом уделите внимание ритм-секции (автоаккомпанементу). Здесь основным недостатком аранжировки могут стать чересчур длинные, не интересные вступления, вставки и проигрыши, не подходящие по жанру или стилю. Многие проекты были испорчены ведущим рифом (однообразным ритмическим рисунком аккомпанемента), исполненным во всех частях произведения, а так же скучной, утомительной последовательностью аккордов повторенной многократно (мелодиях песенного склада). Именно ритм играет очень важную роль во всех элементах фактуры. Например в пьесе Г.Манчини из к/ф «Розовая пантера» – это важнейший художественно-выразительный элемент (Приложение № 2).

Основу любой музыкальной композиции составляет мелодия . При создании аранжировки главная установка – не мешать ей! Практически все в аранжировке должно быть подчинено мелодий. К ней можно добавить подголоски или обыгрывания в сопровождающих голосах, но не следует забивать ими мелодию, лучше проводить подголоски во время длинных нот. Мелодия застыла, а вы дополнили, продолжили или ответили ей. Причем лучше писать подголосок или выше или ниже самой мелодии, желательно другим инструментом, тембром, четко проводя границы – это мелодия, а вот это подголосок, как в мелодии Р.Паулса из к/ф «Долгая дорога в дюнах» (Приложение № 2).

Одной из грубейших ошибок может стать одновременное исполнение ведущей мелодии несколькими инструментами, занимающими одну и ту же часть аудиоспектра и играющими с одинаковой динамикой. Отдельные инструменты становятся плохо узнаваемыми, не выделяются звучанием из других, что приводит к закрытому, «мутному» звуку. Качество любой инструментовки состоит в том, чтобы легко слышать любой инструмент, а не в подавлении плотной стеной звука. Для этого необходимо поместить инструменты в разные части аудиоспектра с минимальным перекрытием по частотам, чтобы тембр каждого инструмента был хорошо различим. Не пытайтесь максимально загрузить мелодическим материалом каждую партию, не стоит заполнять все образовавшиеся паузы. Гораздо эффектней будет звучать переход мелодии от одного инструмента к другому (Ж.Оффенбах «Баркарола» Приложение № 2). Если вы пишете длинную композицию, то не забывайте, что мелодия может переходить из регистра в регистр, а еще можно включать ее отдельные фрагменты в соло – это уже работа с материалом, почти искусство!

Можно расцвечивать мелодию и с помощью гармонии , но для этого надо знать, как это сделать. Если вы пытаетесь помочь мелодии, меняя аккорды каждую секунду, то вы переусердствовали. Особенное внимание следует уделить гармонической педали. При ее написании не следует использовать параллельные трезвучия, соблюдайте плавность голосоведения, и тогда вы получите целую мелодическую линию. Лучше всего гармоническая педаль проводится у скрипок, в нее можно включить неаккордовые звуки, задержания (sus4), предъемы, опевания, вспомогательные звуки. А еще гармонию можно украсить, используя различные септаккорды и нонаккорды.

Говоря об аранжировке, особенно с использованием синтезатора, следует сказать и о таком явлении как звукорежиссура . Интерактивный принцип музыкального творчества качественно изменил облик современной музыки. Из технически необыкновенно трудоемкой деятельности немногих посвященных, имевших доступ к редкой, дорогостоящей аппаратуре, данный жанр превратился в достояние любого музыканта – будь то профессионал или любитель. Электроакустические условия распространения музыки поставили ряд новых специфических проблем. Необходимо знать возможности современной электроакустической аппаратуры и научиться грамотно их использовать (динамический баланс, панорама, частотная коррекция и т.д.). Благодаря легкости манипулирования со звуковым материалом любой музыкант получает возможность творить с первых шагов приобщения к процессу создания звука.

При всех достижениях современной отечественной педагогики значение освоения музыкальным искусством электроакустического звукового материала и новых методов работы с ним осознанно ею далеко не в полной мере. Так относительно недавно, с опозданием не несколько десятилетий, в музыкальных вузах нашей страны начали готовить профессиональных музыкальных звуковых режиссеров. Хотя вопрос о специфичности электроакустических музыкальных жанров, и необходимости специальной подготовки в этом направлении ставился, начиная с 30-х годов XX века рядом самых авторитетных музыкантов, в том числе – С.Прокофьевым, А.Хачатуряном, Д.Шостаковичем. Думается, что данная, вызванная насущными требованиями жизни проблематика, нуждается в научно-педагогической и методической разработке. И следует признать отсутствие серьезного интереса музыкальной педагогики к выше перечисленным вопросам.

Музыкальное творчество детей не должно существовать в отрыве от практики исполнительства. Поэтому важную роль в работе со смешанным ансамблем играет концертная деятельность . Учащиеся, которые постоянно выступают в концертах, принимают участие в различных конкурсах и фестивалях, в конечном итоге становятся более профессиональными музыкантами. Исполнение на сцене подготовленной в классе ансамбля программы вызывает у них массу положительных эмоций. Публичные выступления постепенно превращаются во внутреннюю потребность личности и стимулируют ее музыкальное совершенствование. Ансамблевые выступления воспитывают у школьников чувство ответственности за исполняемые в коллективе индивидуальные партии, заставляют их добросовестней относиться к подготовке и к концертному выступлению в целом.

Отдельно следует сказать о выборе концертного репертуара. В него следует включать яркие, запоминающиеся произведения, которые можно оформить в законченные концертные номера, интересные, необычные, с «изюминкой». Они удерживают внимание слушателей, не позволяют им покинуть зрительный зал во время концерта. Создайте сценический образ коллектива, начиная от внешнего вида и заканчивая культурой поведения на сцене. Артистизм и высокохудожественное, выразительное исполнение придаст выступлению особый блеск и творческую индивидуальность. Необходимо всячески поощрять концертные выступления учеников, их участие в различных формах коллективной музыкальной деятельности. Каждый из видов творческой практики связывает обучение игре на инструменте с жизнью, становясь самым действенным стимулом музыкально-творческого самовыражения детей.

Подводя итог всему выше сказанному, следует сказать, что игра в ансамбле становится одной из важнейших составляющих процесса музыкально-творческого развития школьника. Она поддерживает их интерес к обучению, развивает артистизм и эмоциональную свободу, эстетический вкус и творческий подход к музыкальной деятельности.

Выводы.
Игра в ансамбле в детской школе искусств, призвана расширить музыкальные способности учеников, сформировать круг их интересов, развить художественный вкус. Знакомство учащихся с новыми компонентами современной музыкальной культуры, создание наиболее благоприятных условий обучения творческому музицированию, вот основные задачи музыкально-творческого развития школьников. В данной методической работе представлено несколько новых методических приемов их решения, с помощью интерактивных технологий.

Введение интерактивных технологий в методику музыкального обучения становится необходимым компонентом развития современной педагогики. И здесь одним из наиболее эффективных методов развития музыкальных способностей является использование синтезатора в процессе овладения основными навыками ансамблевой игры. Данная методика позволяет преодолевать технические трудности в процессе обучения, создавать оригинальные аранжировки, подбирать разнообразный репертуар, что в свою очередь является важнейшим компонентом творческого развития личности.

Актуальность и новизна предложенной разработки заключается в творческом подходе к обучению игре в ансамбле. Использование всех возможных инструментальных ресурсов школы для создания оригинальных ансамблевых коллективов значительно расширяет творческий потенциал школ искусств, и позволяет вести активную концертную деятельность. Обширная творческая практика призвана связать обучение ученика игре на инструменте с жизнью и стать действенным стимулом музыкально-творческого самовыражения детей.

Методические рекомендации, сформулированные автором данной работы, помогут не только руководителям смешанных ансамблей, но и любому педагогу в процессе музыкального обучения детей. Перспективы применения данного метода развития музыкальных способностей очевидны. Будущее за новыми технологиями, и овладеть новыми интерактивными приемами работы обязан каждый уважающий себя педагог. Продуманное, сбалансированное применение в учебном процессе всех выше названных методов и приемов, их верная содержательная направленность являются необходимыми условиями гармоничного музыкально-творческого развития учащихся.

Список литературы:


  1. Асафьев Б.В. Избранные труды о музыкальном просвещении и образовании. – М.-Л.: Музыка, 1965. – 152с.

  2. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство / статьи и очерки /. – Л.: Музыка, Лен. отделение, 1974. – 336с. с нот. ил.

  3. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Исследование. Изд.2-е, доп., - Л.: Советский композитор, 1979. – 352с.

  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. – 94с.

  5. Гаранян Г. Аранжировка для эстрадных инструментальных ансамблей и ВИА. – М.: Музыка, 1986. – 146с.

  6. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М.: Просвещение, 1986. – 87с.

  7. Красильников И.М. Синтезатор и компьютер в музыкальном образований / проблемы педагогики электронного музыкального творчества. – М.: Искусство в школе, 2002. – 92с.

  8. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 1976. – 256с., нот. ил.

  9. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. – М.: Музыка, 1988. – 254с.

  10. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 383с., черт., нот. ил.
11.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

12.Халабузарь П., Попов В., Добровольская И. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие. – М.: Музыка, 1989. – 175с.

13.Электронные музыкальные инструменты. Программа для ДМШ (музыкальных отделений ДШИ). – М., МетодИздат.,2001. – 63с.

Репертуарный список ансамбля «Карнавал»:
2 класс

1) В.Власов «Калиновая свирель»;

2) Я.Кепитис «Песенка»;

3) Э.Сигмейстер «Старый духовой оркестр»;

4) Э.Сигмейстер «Кукушка танцует»;

5) В.Власов «Вальс»,


3 класс

1) В.Власов «Дюймовочка»;

2) «Берлинская полька» немецкий народный танец;

3) «Тарантелла» итальянский народный танец.

4) Р.Бажилин «Танец лягушат»,

5) Р.Бажилин «Бабочки».


4 класс

1) Ю.Забутов «Старый Парижский клоун»;

2) «Вернись к Керри» ирландская народная песня.

3) В.Власов «Детская сюита»:

2) Дюймовочка,

3) Стойкий оловянный солдатик,

4) Теремок,

5) Красная шапочка.
5 класс

1) Французский вальс «Anette»,

2) В.Власов «Немое кино»,

3) В.Власов «Добрый день»,

4) Г.Манчини муз. к к/ф « Розовая пантера»,

5) Дж.Верди Хор из оперы «Набукко»


6 класс

1) «Американский патруль» фантазия на темы песен гражд. войны,

2) В.Новиков «Пастух» 1 часть из сюиты на чехословацкий сюжет,

3) Ж.Оффенбах «Баркарола»,

4) «Alpen – Dixie» попурри на темы тирольских песен,

5) В.Косма музыка из к/ф «Игрушка».

7 класс

1) «Amapola» бразильская самба,

2) Ю.Пешков «Аргентинское танго»,

3) Р.Паулс музыка из к/ф «Долгая дорога в дюнах»,

4) 5) «Maxima Bella Samba»,

5) У.Ютила « Французский визит».
с. 1



Рассказать друзьям