Отцы и дети сообщение про павла петровича. Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Слайд 2

Цель урока

  • Познакомить с особенностями анализа лирического произведения
  • Познакомить с литературоведческими понятиями: тема, рифма, стопа, аллитерация, метонимия, гипербола.
  • Слайд 3

    План анализа лирического произведения

    1. Автор и дата.
    2. История создания.
    3. Тема.
    4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
    5. Средства поэтического языка
    6. Поэтическая Фонетика
    7. Стихотворный размер.
    8. Рифма, рифмовка.
    9. Мое отношение.
  • Слайд 4

    Виды рифмы

    • Мужская
    • Женская
    • Дактиллическая
  • Слайд 5

    Мужская рифма

    И море, и буря качали наш челн;
    Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
    Две беспредельности были во мне,
    И мной своевольно играли оне.

    Ф. И. Тютчев.

    Слайд 6

    Женская рифма

    Тихой ночью, поздним летом,
    Как на небе звезды рдеют,
    Как под сумрачным их светом
    Нивы дремлющие зреют.

    Ф. И. Тютчев.

    Слайд 7

    Дактилическая рифма

    Тучки небесные, вечные странники!
    Степью лазурною, цепью жемчужною
    Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
    С милого севера в сторону южную.

    М. Ю. Лермонтов. Тучи

    Слайд 8

    Тема - то, о чем идет речь в произведении

  • Слайд 9

    Тема любви (любовная лирика)

    Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства.

    А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье..."

    Слайд 10

    Тема природы (пейзажная лирика)

    Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы

    С. А. Есенин "Береза"

    Слайд 11

    Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика)

    Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта

    М.Ю. Лермонтов "Смерть Поэта"

    Слайд 12

    Тема поисков жизненного смысла (философская лирика)

    Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти

    Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать..."

    Слайд 13

    Тема свободы (вольнолюбивая лирика)

    Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности

    А. Н. Радищев ода "Вольность"

    Слайд 14

    Тема дружбы

    Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение

    А. С. Пушкин "К Чаадаеву"

    Слайд 15

    Тема одиночества

    Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимании другими людьми

    М. Ю. Лермонтов "Парус"

    Слайд 16

    Тема родины (патриотическая лирика)

    Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества

    А. А. Блок "Россия"

    Слайд 17

    Тема народа

    Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа

    Н. А. Некрасов "Железная дорога"

    Слайд 18

    Рифмовка и ее виды

    • Парная
    • Перекрестная
    • Кольцевая
  • Слайд 19

    Парная

    Парная - (иначе - смежная), когда рифмуются между собой две соседние строчки:

    Пружина чести - наш кумир,
    И вот на чем вертится мир

    Слайд 20

    Перекрестная

    Перекрестная - когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д.:

    Во глубине сибирских руд
    Храните гордое терпенье.
    Не пропадет ваш скорбный труд
    И дум высокое стремленье

    Слайд 21

    Кольцевая

    Кольцевая - (иначе - опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:

    Любовь и дружество до вас
    Дойдут сквозь мрачные затворы,
    Как в эти каторжные норы
    Доходит мой свободный глас.

    Слайд 22

    Поэтическая лексика

    • ЭПИТЕТ - художественное определение;
    • СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
    • ИРОНИЯ - скрытая насмешка;
    • ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
    • ЛИТОТА - художественное преуменьшение;
    • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
    • МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
  • Слайд 23

    Эпитет

    Но люблю я, весна золотая,
    Твой сплошной, чудно смешанный шум...

    (Н.А.Некрасов)

    Цветок засохший, безуханный,
    Забытый в книге вижу я;
    И вот уже мечтою странной
    Душа наполнилась моя:

    Где цвёл? Когда? Какой весною?
    И долго ль цвёл? И сорван кем,
    Чужой, знакомой ли рукою?
    И положен сюда зачем?

    (А.С.Пушкин)

    Слайд 24

    Сравнение

    Сравнением называется сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете.

    И шел, колыхаясь, как в море челнок,
    Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

    (Лермонтов)

    В сравнении обыкновенно менее известное поясняется через более известное, неодушевленное через одушевленное, отвлеченное через материальное.

    Примеры обыденных сравнений: сладкий, как сахар; горький, как полынь; холодный, как лед; легкий, как пух; твердый, как камень и т.п.

    И погнувшись изба,
    Как старушка, стоит.

    (Кольцов)

    Слайд 25

    Ирония

    Намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому, что желает сказать человек. Напр.: глуповатому говорят: умница! шаловливому ребенку: скромный мальчик! В басне Крылова лиса говорит ослу: "Отколе умная бредешь ты, голова?" В "Песне про купца Калашникова" Грозный такими словами изрекает смертный приговор:

    А ты сам ступай, детинушка,
    На высокое место лобное,
    Сложи свою буйную головушку.
    Я топор велю наточить-навострить,
    Палача велю одеть-нарядить,
    В большой колокол прикажу звонить,
    Чтобы знали все люди московские,
    Что ты не оставлен моей милостью...

    Слайд 26

    Гипербола

    Гипербола состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении предметов или действий, с целью сделать их более выразительными и через это усилить впечатление от них: безбрежное море; на поле битвы горы трупов. Державин следующими чертами изображает подвиги Суворова:

    Вихрь полуночный - летит богатырь!
    Тьма от чела его, с посвиста пыль!
    Молнии от взоров бегут впереди,
    Дубы грядою лежат позади.
    Ступит на горы - горы трещат;
    Ляжет на воды - бездны кипят;
    Граду коснется - град упадает,
    Башни рукою за облак кидает.

    Слайд 27

    Литота

    Литота - столь же чрезмерное уменьшение: это не стоит выеденного яйца; его от земли не видать (малорослого).

    Какие крохотные коровки!
    Есть, право, менее булавочной головки!

    Слайд 28

    Олицетворение

    Олицетворение, как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением.

    Идет седая чародейка,
    Косматым машет рукавом;
    И снег, и мразь, и иней сыплет,
    И воды претворяет в льды.
    От хладного ее дыханья
    Природы взор оцепенел...

    Слайд 29

    Метафора

    Метафора [греч. metaphora – перенос] – один из основных поэтических тропов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами.

    Использование метафоры подчеркивает это сходство или, наоборот, различие предметов или явлений, на которые хочет обратить наше внимание писатель.

    Пчела из кельи восковой
    Летит за данью полевой.

    Данилова В.А., учитель русского языка и литературы
    МБОУ «Заинская СОШ№2»
    Заинского муниципального района
    Республики Татарстан

    1. Дата написания. Реально биографический, фактический комментарий.

    2. Жанровое своеобразие:

    Лирический род литературы и его жанры.

    Особенности:

    1. ОДА - торжественное воспевание героических подвигов людей, величественные события в жизни общества, либо грандиозные явления природы.
    2. ЭЛЕГИЯ - проникнута настроением грусти. Повествование от первого лица, изображение радостей и горестей любви, бренность человеческого существования.
    3. ПОСЛАНИЕ - отношение поэта к политическим, нравственным, философским вопросам. Носит дружеский, сатирический характер. Обязательно имеет адресата.
    4. ЭПИГРАММА - тоже имеет адресата, но в эпиграмме зло высмеивается какое-либо лицо или общественное явление.
    5. МАДРИГАЛ - небольшое стихотворение любовно-комплиментарного характера, адресован конкретному лицу.
    6. ЭПИТАФИЯ - надгробная надпись.
    7. ЭПИТАЛАМА - свадебная песнь.

    3. Поэтика заглавия.

    Типы заглавий:

    1. Авторское или заглавие - аннотация.
    2. Читательское заглавие.
    3. Именной заголовок - «Анна Каренина»
    4. Заголовок -символ - «Дым» Тургенева.
    5. Заглавие с указанием на способ повествования - «Обыкновенная история» Гончарова.
    6. Заголовок - оксюморон (совмещение несовместимого) - «Горячий снег», «Мертвые души».
    7. Реминисценция - «Сильна как смерть» Мопассан, «Шум и ярость»
    8. Заглавие - антитеза (союзные и бессоюзные) - «Преступление и наказание», «Война и мир», «Барышня - крестьянка»
    9. Название, содержащее образное определение - «Бедная Лиза»
    10. Тематическое заглавие - «Отцы и дети»
    11. Проблемно заглавие - «Кому на Руси жить хорошо?»
    12. Временное заглавие - «Осень» Пушкина.
    13. Заглавие, обозначающее место - Пушкин «К морю»

    4. Ведущая тема:

    1. Любовь
    2. Одиночество.
    3. Поэт и поэзия и др.

    5. Основная идея.

    Необходимо найти в произведении в самой смысловой строке. К какому литературному направлению принадлежит автор: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (течения модернизма _ акмеизм, футуризм, символизм, иммажинизм), постмодернизм.

    6. Структура стихотворения.

    А) Основные изобразительные средства:

    1. Сравнение: - развернутые (Гоголь: «И хлынула ручьем молодая кровь подобно дорогому вину»);

    • общеупотребительные (Белый, как снег)
    • авторские (окказиональные) (Маяковский «И упал 12-й час как с плахи голова казненного»)

    2. Гипербола. Чаще всего используется в сатирической поэзии, цель которой - высмеивание пороков и глубже затронуть сознание читателя. Позволяет полнее понять образ.

    • количественное преувеличение («Щетки тридцати родов и для ногтей и для зубов» из «Евг. Онегина».
    • Преувеличение действия (Мцыри был рад грозе

    Рукою молнию ловил»)
    Гиперболизированные бывают характеры: Плюшкин, Коробочка
    психология: герои Достоевского)

    3. Литота - преуменьшение - (Мальчик-с-пальчик)

    4. Антитеза - служит для усиления художественного эффекта. Факты, основанные на контрасте, воспринимаются ярче:

    • словесная (Пушкин «Созданье ада и небес»);
    • образная (Честный Гринев, бесчестный Швабрин);
    • оксюморонная (И загорится влажно и светло)
    • композиционная («Деревня» Идиллия деревни).

    5. Метафора.

    Для понимания метафоры и ее роли в создании художественного эффекта необходимо проследить ряд ассоциаций:

    • общеупотребительная М. (Легкий человек, небесный свод);
    • индивидуально - стилистическая М. (автора). Суть ее раскрывается только в контексте.
    • Олицетворяющая М. Используя которую, автор выделяет неодушевленные предметы или явления природы свойствами живого существа - недремлющий берег
    • Овеществляющая (каменное слово)

    6. Синекдоха. Часть вместо целого. (Сидишь, пехота?; Предложение руки и сердца).

    • синэстетические (Розовый запах шалфея);
    • постоянные (фольклорные) - добрый молодец, земля-матушка.
    • авторские
    • оксюморонные - веселая грусть

    8. Перифраз помогает избежать стилистически стертых повторов (вместо имени) - Солнышко, доченька, Золотая курочка, Весна моих умчалась дней (Весна - молодость).

    9. Эмблема очень часто говорят: Олива - эмблема мира, перчатка - вызов ссоры.

    10. Повтор - необходим для того, чтобы подчеркнуть элементы несущие концептуальную нагрузку.

    • анафора (разновидность повтора - единоначатие) - Как мимолетное виденье/ Как гений чистой красоты.
    • эпифора - (повтор конечных слов);
    • аналепсис (стык) - горит, горит звезда моих полей;
    • анадиплосис (кольцо) - мутно небо, ночь мутна;

    11. Параллелизм
    Что ищет он в стране далекой,
    Что кинул он в краю природы.

    12. Градация
    Не час, не день, не год пройдет
    Не век, не год, не день

    13. Плеоназм Грусть - тоска, житье-бытье.

    14. Инверсия. С помощью инверсии автор может расставить акценты в тексте, придать ему дополнительно выразительность.
    Что ищет он в стране далекой - Что он ищет в далекой стране - т.е. порядок слов.

    15. Эллипсис - пропуск слов.

    16. Риторический вопрос, восклицание, риторическое обращение.
    Направлен на привлечение внимания читателей. Заставляет подумать и сделать выводы.

    Б) Основные особенности ритмики

    Силлабика, тоника, силлабо - тоника.

    Размер - ямб - (2,4,6,8,10)
    - хорей (1,3,5,7,9)
    - дактиль (1,4,7,10,13)
    - амфибрахий (2,5,8,11,14) замедленное повествование
    - анапест (3,6,9,12,15)

    Бу/ря мгло/ю не/бо кро/ет - хорей - 1,3,5,7 - четырехстопный

    Я пом/ню чуд/но/е/мгно/ве/нье - 2,4,8 - четырехстопный ямб с пиррихием в третьей строке. (т.е. выпадение слога)

    Швед/рус/ский/ко/лет/ру/бит/ре/жет 1,2,4,6,8, - 4хстопный ямб со спондеем (увеличивается ритмика, динамика) т.е. лишняя цифра.

    В) РИФМА.

    Мужская - ударение падает на последний слог последнего слова.
    Женская - предпоследний слог последнего слова.
    Дактирическая - третий слог с конца.
    Гибердактирическая - 4 слог с конца.

    Рифма бывает:
    Точная далекой - родной
    Неточная - далекий - родной

    Богатая - гребя - гремя (см. начало слова, даже если есть 1 согласный)
    Бедная - гребя - дитя

    Грамматическая (части речи).
    Неграмматическая

    Г) СПОСОБ РИФМОВКИ
    - парный;
    - перекрестный;
    - кольцевой
    н/р: одинокий
    голубой
    далекой перекрестная
    родной

    Д) Сопоставление и развитие словесных образов по сходству, по контрасту, по смежности, по ассоциации.

    Е) СТРОФИКА

    • двустишие;
    • терцина (Трехстишие);
    • катрен (4);
    • пятистишие;
    • секстина (6);
    • септина (7);
    • октава (8);
    • сонет (9);
    • онегинская строфа (14).

    Ж) ЗВУКОПИСЬ - (ассонанс (гласные), аллитерация (согласные), звукоподражание)

    7. Место произведения в творчестве поэта и личное отношение к стихотворению.

    Как часто вы слышите на уроке литературы слово «анализ»! Так часто, что оскомину набило: заниматься расчленением (анализ – это именно расчленение) художественного произведения кажется не просто нелогичным, но и ненужным. Ведь писатель и не думал о том, как и что он хотел сказать, какие художественные средства употребил и так дальше. А мы тогда зачем копаемся?!

    А вот зачем. Художественное произведение – это отражение действительности с одной стороны, а другой – «послание» автора своим читателям, его сокровенные мысли, облеченные в совершенную (иногда и несовершенную) форму. Есть произведения, в которых все ясно: прочитал, посмотрел – и можешь сказать, о чем это произведение. А есть такие, в которых «копаться» надо, чтобы понять до конца, что хотел сказать писатель и почему выбрал такую форму. И чем глубже вы погрузитесь в мысль писателя, тем богаче и культурно, и духовно станете сами.

    Анализ, таким образом, средство «общения» с автором.

    Надеюсь, я убедительно доказала вам, что анализ делать нужно? И этому надо учиться.

    Дело это непростое и небыстрое. Моя задача сегодня – дать вам общее представление об анализе лирического текста и привести пример.

    Первая проба

    Анализ художественного произведения – это череда вопросов «что?», «зачем?» и «как?» и ответы на них.

    То есть что хотел сказать писатель, что использовал, как это сказал и зачем употребил художественные средства. В итоге мы должны получить ответ как можно более полный и глубокий.

    Схематично анализ текста можно свести к следующему: проблема – форма и содержание произведения в единстве – ответ на проблему, или идея произведения.

    Анализ лирического текста должен быть оформлен как связный текст, но сегодня я так делать не буду, а покажу, где что искать.

    Возьмем шедевр А.С. Пушкина «И.И. Пущину», написанный в 1826 году.

    С чего начать?

    Вопрос, конечно, интересный, как говорил известный персонаж. Ответ: с проблемы. Надо ответить на вопрос: о чем стихотворение?

    «И.И. Пущину» — о дружбе. Значит, мы должны ответить на вопросы: «Что думает автор о дружбе? Каким должен быть друг?».

    А вот теперь, когда мы определили проблематику стихотворения, приступим к анализу. Сам анализ я буду сопровождать пояснениями.

    Жанр (этот компонент анализа нужен в том случае, если произведение имеет ярко выраженные жанровые признаки): это послание, поэтому стихотворение начинается прямым обращением к другу, повтор слов «мой друг» вместе с эпитетами «бесценный» и «первый» в значении «самый лучший», «любимый», «главный» подчеркивает тепло отношений между друзьями.

    Культурологический компонент (если он играет роль в понимании смыслов произведения): стихотворение написано в 1826 году, когда И.И. Пущин, лицейский друг поэта, был в заключении как участник восстания декабристов. В стихотворении встречается упоминание о заточении, лирический герой посылает в темницу другу свой дружеский привет.

    Композиция произведения (есть разные типы композиции, каждая из них играет свою роль; в стихах обычно это построфная композиция). Стихотворение состоит из двух строф, в первой идет речь о прошлом, на что указывают глаголы в прошедшем времени: «благословил», «огласил», а во второй – о настоящем и будущем (глаголы «молю, «озарит», «дарует»). Следовательно, лирический герой, вспоминая прошлое, обращается к будущему, даря другу поддержку в трудную минуту.

    Лингвостилистический анализ произведения (лингвостилистический анализ произведения – самая важная его часть. Литература – это искусство слова, и язык, речь – это главные инструменты писателя. Нужно учитывать и тот факт, что в художественном тексте слова, становясь в разные позиции, сочетаясь друг с другом, могут приобретать дополнительные, иногда несвойственные в нейтральном стиле смыслы. Это и есть суть творчества писателя. Зададимся вопросом: «А КАК говорит о дружбе автор?». При этом не обязательно сразу искать выразительные средства, просто смотрите на произведение и думайте, что использует автор).

    В первой строфе А.С. Пушкин использует мало глаголов, всего два, но есть прилагательные и причастия «первый», «бесценный», «уединенный», «занесенный», что создает впечатление остановившегося времени. Метафорический эпитет «печальный снег» рождает ощущение темноты, грусти, тоски, как и рифма «уединенный» и «занесенный», усиливающая чувство одиночества лирического героя. Поэт в то время находился в ссылке, круг его общения был ограничен до предела, пространство замкнулось и время остановилось. В конце строфы строчка «твой колокольчик огласил» через аллитерацию на «л» будто разрывает уединение, мы будто слышим звуки смеха, радости, веселья, ведь приехал друг, способный поддержать героя.

    Для второй строфы характерен более возвышенный тон и слова высокого стиля: «молю», «святое провиденье», «дарует», «утешенье». Поэт понимает, что его друг находится в серьезной опасности, ему грозит длительное заключение, и, может быть, они никогда больше не увидятся. Более того, употребление устаревшей формы повелительного наклонения «да… дарует» вместе с лексикой религиозно-духовного стиля («провиденье», «молю», «святое») приближает вторую строфу к молитве. Лирический герой и посылает другу свой привет в тюрьму, поддерживает в часы отчаяния, молится за него. Тесную связь друзей подчеркивает употребление местоимений (части речи, не имеющей самостоятельного значения) «голос мой» — «душе твоей», «то же утешенье». Так говорить могут только друзья, с полуслова понимая друг друга. Дружба, по Пушкину, чувство святое, способное помочь преодолеть все на кремнистом жизненном пути.

    Особого внимания заслуживает организация времени и пространства в стихотворении. (Еще один важный компонент анализа. Пространство и время вторичной реальности, что и представляет собой художественное произведение, по воле автора могут быть замкнутыми, как например, в детективных романах, и это усиливает напряжение поиска преступника, а могут быть открытыми, как в романе «Отцы и дети», где главный герой Базаров, путешествуя, многое понимает, меняется и так далее).

    В первой строфе стихотворения пространство замкнуто («уединенный», «печальным снегом занесенный»), время остановилось, человек ощущает полное одиночество и удаленность от всего мира. Колокольчик на тройке друга веселым звуком разрывает одиночество, «заводит часы» поэта. Во второй строфе слова «летят» к другу, разрывая заключение, от прошлого («лицейские дни») к будущему, запуская ход времени.

    Ощущение «разрыва» замкнутого круга возникает благодаря словам света. От полной темноты («занесенный печальным снегом») к лучу дружбы, озарившему темницу, до «ясных лицейских дней». Дружба, по мнению лирического героя, способна соединить друзей во времени и пространстве, дать жизни свет и тепло.

    В конце анализа текста вы должны прийти к ответу на вопрос, о котором рассуждает автор. Как вы помните, стихотворение о дружбе. Завершаем анализ текста:

    А.С. Пушкин (кстати, в стихах часто идеей может стать и чувство) в стихотворении «И.И. Пущину» утверждает, что дружба – это святое чувство, способное дать утешение в самых сложных испытаниях. Для человека дружба – одна из самых главных ценностей в жизни.

    Теперь просто для интереса сравните, совпало ли ваше представление о дружбе с пушкинским? Или вы обогатили представление об этом чувстве, поняв поэта до конца? Анализ помог вам в этом? Просто на заметку: сегодня дружба превращается в понятие «хорошо общаемся» (не могу понять, что это такое!) и клик по кнопке «добавить в друзья» в соцсетях. Это одно и то же? Очевидно, нет.

    Пусть у вас будут настоящие друзья! До встречи.

    Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


    Примерный план анализа стихотворения

    (Восприятие, истолкование, оценка поэтического текста.)

    Вступление. Может быть «введением» в художественный мир поэта , определять особенности творчества поэта, своеобразие лирического героя.

    Может быть «тематическим» : определять особенности звучания данной темы в лирике поэта, давать представление об эволюции данной темы в его творчестве.

    Может быть «биографическим» : рассказывать об истории создания стихотворения, о тех обстоятельствах жизни и творчества поэта, которые сыграли роль в создании стихотворения.

    Основная часть.

    Восприятие. Попытайтесь описать собственные ощущения, эмоции, возникающие при чтении стихотворения. Обратите внимание на общее настроение стихотворения, на его эмоциональный фон, на ряд ассоциаций, возникающих при чтении, на звуковую и цветовую «палитру» стихотворения.

    Истолкование. Ваша задача – выполнить анализ стихотворения, чтобы, опираясь на текст стихотворения, понять его суть, выявить авторскую концепцию.

    Примерный круг вопросов для анализа:

    1 .Поразмышляйте над смыслом названия стихотворения (Какие ассоциации вызывает название? Какое настроение создаёт? Какие ожидания вызывает у читателя? Как связано с содержанием стихотворения?).

    2 .Определите особенности жанра , если это необходимо. Как эти особенности проявляются в стихотворении?

    3. Определите тему стихотворения, если вы не обозначили её во вступлении..

    4. Охарактеризуйте композицию стихотворения (На какие части делится или можно условно разделить текст, как связаны части друг с другом, чем различаются).

    5. Определите ключевые образы каждой части, основные художественные средства их создания:

    - лексические (многозначные слова, синонимы, антонимы, стилистически окрашенная лексика, архаичная лексика, тропы и т.д.);

    - фонетические (звукопись: аллитерация и ассонанс);

    - словообразовательные (слова с суффиксами эмоциональной оценки, авторские неологизмы, приёмы семантизации морфем, морфемного повтора и т.д.);

    - морфологические (обилие глаголов придаёт тексту динамичность, обилие прилагательных – живописность; частиц, междометий – эмоциональность и т.д.);

    - синтаксические (структура и размер предложений, стилистические фигуры и т.д.);

    - особенности ритма, стихотворного размера, рифмы, способа рифмовки, строфики.

    6. Охарактеризуйте состояние лирического героя (Каково оно? Чем вызвано? Как меняется? Какими средствами автор передаёт это состояние?).

    7 .Сформулируйте идею стихотворения, определите своё отношение к ней.

    8. Сопоставьте свое эмоциональное восприятие стихотворения с теми выводами, к которым вы пришли в процессе анализа. Подумайте, какую роль играет исследование данного стихотворения в понимании авторской концепции?

    Заключение. Должно содержать оценку поэтического текста. (Какое место занимает это стихотворение в творчестве поэта, в русской поэзии? Каково общечеловеческое, философское звучание стихотворения? Почему данное стихотворение по праву считается шедевром? Что дало вам знакомство с лирикой поэта и с данным стихотворением?)

    Тематика лирических произведений

    Тема -

    то, о чем идет речь в художественном произведении; предмет изображения.

    Пример: творчество, быт и нравы москвичей 30-х годов, власти, судьбы, смерти - темы романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”.

    Мотив -

    мельчайший элемент художественного произведения;

    наиболее значимые и, как правило, повторяющиеся в данном произведении «опорные» художественные приемы и средства в их смысловой наполненности.

    Пример: уход человека от привычного ему образа жизни - мотив в творчестве А. Чехова; переодевания - в комедиях и фарсах; узнавание героем его благородного происхождения - в финалах романов, повестей, комедий).

    Лейтмотив -

    ведущий мотив, деталь, конкретный образ, многократно повторяемый, проходящий сквозь творчество писателя или отдельного произведения.

    Пример: грозы, сны, сумасшествие, страдание - лейтмотивы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Тема лирического произведения

    Характеристика

    Пример

    Тема любви

    (любовная лирика)

    Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства

    «Я помню чудное мгновенье...» (А. Пушкин)

    Тема природы
    (пейзажная лирика)

    Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства лирического героя, вызванные созерцанием природы

    «Береза» (С. Есенин)

    Тема назначения поэта и поэзии
    (гражданская лирика)

    Лирические произведения раскрывающие сущность поэтического творчества, роль поэзии, назначение поэта

    «Смерть Поэта» (М. Лермонтов)

    Тема поисков жизненного смысла

    (философская лирика)

    Лирические произведения о смысле человеческого существования, о проблемах бытия, о жизни и смерти

    «Нам не дано предугадать...» (А. Фет)

    Тема свободы
    (вольнолюбивая лирика)

    Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности

    «Вольность» (А. Радищев)

    Тема дружбы

    Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое к нему обращение

    «К Чаадаеву» (А. Пушкин)

    Тема одиночества

    Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим миром, непонимания другими людьми

    «Парус» (М. Лермонтов)

    Тема родины
    (патриотическая лирика)

    Лирические произведения о родине, ее судьбе, настоящем и прошлом, о защитниках отечества

    «Россия» (А. Блок)

    Тема народа

    Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа

    «Железная дорога» (Н. Некрасов)

    План анализа стихотворения

    2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

    3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

    4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения./ Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста/.

    1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

    2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует

    3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:

    А) Ритм стиха, стихотворный размер:

    Ямб U┴

    Хорей ┴U

    Анапест UU┴

    Амфибрахий U┴U

    Дактиль ┴UU

    Дольник

    Верлибр / свободный или белый стих/

    Акцентный стих.

    ┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-пиррихий, /т.е. пропуск ударения в двусложном размере/.

    Б) Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:

    О как на склоне наших дней 8 слогов

    Нежней мы любим и суеверней… 10 слогов, перебой ритма

    Сияй, сияй прощальный свет 8 слогов

    Любви последней, зари вечерней 10 слогов, перебой ритма

    В) Рифмы

    Смежная/парная/ААВВ

    Перекрёстная АВАВ

    Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

    Г) Анафоры /одинаковое начало строчек/- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.

    Д) Переносы. Значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент:

    Знали бы вы,

    Ближний и дальний,

    Как головы

    Собственной жаль мне-

    Бога в орде!

    Степь, каземат-

    Рай – это где

    Не говорят!

    Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

    И крутится в моём мозгу:

    Мазурка, море, смерть, Марина

    4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

    5) Какую лексику использует

    Бытовую, повседневную

    Литературную, книжную

    Публицистическую

    Архаизмы, устаревшие слова

    6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:

    Рассказ от лица персонажа

    Стихотворение

    Материалы к сочинению

    Тютчев Ф. И.

    «Неохотно и несмело…»

    Тютчев Ф.И. – мастер пейзажно-философской лирики. Картины природы у поэта показаны через лирические переживания, связаны с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире.

    Неохотно и несмело

    Солнце смотрит на поля -

    Чу! за тучей прогремело,

    Принахмурилась земля.

    Ветра теплого порывы -

    Дальний гром и дождь порой...

    Зеленеющие нивы

    Зеленее под грозой.

    Вот пробилась из-за тучи

    Синей молнии струя -

    Пламень белый и летучий

    Окаймил ее края.

    Чаще капли дождевые,

    Вихрем пыль летит с полей,

    И раскаты громовые

    Все сердитей и смелей...

    Солнце раз еще взглянуло

    Исподлобья на поля,

    И в сиянье потонула

    Вся смятенная земля.

    «Пересказ своими словами»

    Поэт рисует картину весенней природы. Солнце ещё освещает землю, но вот уже надвигается гроза. Блеснула молния. Начинает идти дождь, поднялся ветер. Чаще раздаётся гром. Солнце, осветив землю, скрывается за тучами.

    Настроение.

    Восторг от грозы. Поэт восхищается.

    Изобразительно-выразительные средства.

    Эпитеты : «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная».

    Олицетворения: «солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля…»

    Сравнение: «вихрем пыль летит с полей».

    Метафоры: «в сиянье потонула», «молнии струя»

    Эти слова помогают поэту передать все изменения в природе перед дождём, ярче нарисовать пейзаж.

    Образы солнца и земли, образы молнии, грома.

    Особенность – много глаголов, передающих действие, движение.

    Тема и основная мысль.

    Стихотворение о весеннем дожде. Поэт показывает, как природа меняется в момент начала дождя.

    Мои чувства.

    Понравилось, потому что дождь – это очищение для природы. Гроза всегда настораживает и привлекает. Ощущаю запах дождя.

    Словарь настроений

    Позитивное настроение

    негативное

    торжественное;

    восторженное;

    очарованное;

    радостное;

    радужное;

    веселое;

    светлое;

    восхищается;

    восторгается;

    восторженно- радостное;

    легкое;

    светлое;

    нежное;

    игривое;

    умиротворенное;

    теплое;

    спокойное.

    приподнятое

    печалится

    жалеет о …

    сожалеет о…

    поэту жаль …

    переживает за …

    негодует

    расстроен

    поэту больно от …,

    С болью в сердце пишет о…

    грустно, с грустью говорит о…

    сердито

    тоскует по …

    с волнением говорит о…

    испытывает чувство горечи

    6. Образ лирического героя.

    Примерный план анализа стихотворения для 5 класса.

    1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).

    2. Эмоциональное восприятие текста.

    3. Словесное рисование (пейзажная лирика).

    4. Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.

    5. Определение темы стихотворения, основной мысли.

    6. Образ лирического героя.

    7. Собственное отношение к прочитанному.

    8. Выразительное чтение стихотворения (ученик).

    Примерный план анализа стихотворения для 5 класса.

    1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).

    2. Эмоциональное восприятие текста.

    3. Словесное рисование (пейзажная лирика).

    4. Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.

    5. Определение темы стихотворения, основной мысли.

    6. Образ лирического героя.

    7. Собственное отношение к прочитанному.

    8. Выразительное чтение стихотворения (ученик).

    Примерный план анализа стихотворения для 5 класса.

    1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).

    2. Эмоциональное восприятие текста.

    3. Словесное рисование (пейзажная лирика).

    4. Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.

    5. Определение темы стихотворения, основной мысли.

    6. Образ лирического героя.

    7. Собственное отношение к прочитанному.

    8. Выразительное чтение стихотворения (ученик).

    Аллегория - литературный прием, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделенного жизненными реалиями.

    Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов.

    Басня – жанр дидактической литературы; короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным видом, придающий рассказу аллегорический смысл.

    Гипербола (от греч. - преувеличение) - художественный прием, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления.

    Жанр – тип художественного произведения.

    Лирика – один из родов художественной литературы, отображает внутреннюю жизнь, разнообразные человеческие переживания.

    Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Отнюдь не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.

    Метафора - один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений; нередко используется в обыденной речи. Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении.

    Мотив - устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.

    Мораль – отдельное, практическое нравственное наставление, нравоучение. (« Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна…И.А. Крылов)

    Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму . (Образ узника в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Узник»)

    Олицетворение – перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных.

    Пейзаж – (от греч. - создаю, творю) - 1) Искусство слова вообще, литературно-художественное произведение в стихах и прозе. 2) Стихотворные художественные произведения, в отличие от художественной прозы жанр искусства, в котором предметом изображения является природа.

    Поэзия – словесное художественное творчество.

    Проза – не стихотворная речь.

    Сравнение – вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. («В железных латах самовар // Шумит домашним генералом...» Н.А. Заболоцкий)

    Стих – 1. Особый тип художественной речи, отличный от прозы. 2. Стихотворная строка. Употребление слова «Стих» в смысле стихотворение неправильно. Однако во множественном числе слово «стихи» обозначает поэтическое творчество.

    Стихотворение – небольшое стихотворное произведение.

    Тропы (от греч. - поворот, оборот речи) - употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.

    Элегия (от греч. - жалобная песня) - лирическое стихотворение среднего объема, обычно наполненное печальным эмоциональным содержанием, лишенное отчетливой композиции, как правило, написанное от первого лица.

    Эпитет – образное определение, прибавляемое к предмету с целью подчеркнуть его характерное свойство.

    Речевые клише

    Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.

    В стихотворении…(название)…(фамилия поэта) описывается…

    В стихотворении царит…настроение. Стихотворение…пронизано…настроением.

    Настроение этого стихотворения…. Настроение меняется на протяжении стихотворения: от…к…. Настроение стихотворения подчеркивает…

    Стихотворение можно разделить на…части, так как…

    Композиционно стихотворение делится на…части.

    Короткие (длинные) строки подчеркивают…

    В стихотворении мы словно слышим звуки…. Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать….

    Поэт хочет запечатлеть словами….

    Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т.д.). С помощью… автор дает нам возможность увидеть (услышать)…. Используя…, поэт создает образ…

    Лирический герой этого стихотворения представляется мне….

    Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: …(например)

    Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): …

    Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.

    Стихотворение вызывает у меня чувство…





  • Рассказать друзьям