Пантелеймон александрович кулиш биография.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Создатель «кулишовки» - одной из ранних версий украинского алфавита. В XIX веке - один из крупнейших деятелей украинского просвещения, по популярности одно время соперничал со своим давним другом Т. Шевченко, однако более умеренные позиции Кулиша по политическим вопросам и в особенности его негативное отношение к казацкому движению, выраженное в его исторических трудах, привели к утрате его популярности среди украинофилов. При советской власти Кулиш практически не упоминался в школьном курсе украинской литературы.


Родился в городке Воронеж бывшего Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинский район Сумской области). Был ребёнком от второго брака состоятельного крестьянина Александра Андреевича и дочери казачьего сотника Ивана Гладкого - Катерины. На хуторе под Воронежем с детства слышал от матери разные сказки, легенды, народные песни. Была у него и «духовная мать» - соседка по хуторам Ульяна Терентьевна Мужиловская, которая настояла на его обучении в Новгород-Северской гимназии.

О своих первых сознательных годы жизни и обучения Кулиш позднее расскажет в повестях «История Ульяны Терентьевны» (1852), «Феклуша» (1856) и «Яков Яковлевич» (1852). Однако первым его литературным произведением был рассказ «Цыган», созданный на основе услышанной от матери народной сказки.

С конца 1830-х гг. Кулиш - вольный слушатель в Киевском университете. Однако ему так и не удалось стать студентом университета, и посещение лекций прекратилось в 1841 году. У Кулиша не было документального свидетельства о дворянском происхождении, хотя его отец и принадлежал к казацко-старшинскому роду. Следовательно, Кулиш не имел права на обучение в университете. В то время Кулиш написал «малороссийские рассказы» на русском языке: «О том, от чего в местечке Воронеже высох Пешевцов став» и «О том, что случилось с козаком Бурдюгом на Зелёной неделе», а также повесть на основе народных сказаний «Огненный змей».

Благодаря протекции инспектора школ М. Юзефовича получил должность преподавателя в Луцком дворянском училище. В то время он пишет на русском языке исторический роман «Михайло Чарнышенко…», стихотворную историческую хронику «Україна» и рассказ-идиллию «Орися». Позднее Кулиш работает в Киеве, в Ровно, а когда журнал «Современник» начинает публиковать в 1845 г. первые части его известного романа «Чорна рада», ректор Петербургского университета П. Плетнёв (вместе с редактором «Современника») приглашает его в столицу на должность старшего учителя гимназии и лектора русского языка для иностранных слушателей университета.

Через два года Петербургская Академия наук по рекомендации направляет П. Кулиша в командировку в Западную Европу для изучения славянских языков, истории, культуры и искусства. Он едет вместе со своей 18-летней женой Александрой Михайловной Белозерской, на которой женился 22 января 1847 г. Боярином на свадьбе был друг Пантелеймона - Тарас Шевченко .

Однако уже в Варшаве Кулиша как члена Кирилло-Мефодиевского братства арестовали и возвратили в Петербург, где в течение трёх месяцев он подвергался допросам в III отделении. Доказать его принадлежность к тайной антиправительственной организации не удалось. Тем не менее, приговор гласил: «…хотя и не принадлежал к указанному обществу, однако находился в дружеских связях со всеми его участниками и … поместил даже в опубликованные им произведения много двусмысленных мест, которые могли вселять в малороссов мысли о праве их на отдельное существование от Империи, - поместить в Алексеевский равелин на четыре месяца и затем отправить на службу в Вологду…»

После «чистосердечного раскаяния», хлопот сановных друзей жены и её личных ходатайств наказание было смягчено: его поместили на 2 месяца в арестантском отделении военного госпиталя, а оттуда отправили в ссылку в Тулу. Несмотря на бедственное положение, за три года и три месяца в Туле Кулиш написал «Историю Бориса Годунова и Дмитрия Самозванца», исторический роман «Северяки», который позднее опубликован под названием «Алексей Однорог», автобиографический роман в стихах «Евгений Онегин нашего времени», роман «Петр Иванович Березин и его семейство, или Люди, решившиеся во что бы то ни стало быть счастливыми», изучает европейские языки, увлекается романами В. Скотта, Ч. Диккенса, поэзией Дж. Байрона и Р. Шатобриана, идеями Ж.-Ж. Руссо.

После долгих хлопот перед III отделением Кулиш получил должность в канцелярии губернатора, а позднее начал редактировать неофициальный раздел «Тульских губернских ведомостей».

Накануне 25-летия царствования Николая І, вероятно, благодаря ходатайствам супруги, П. Плетнёва и сенатора А. В. Кочубея, Кулиш возвращается в Петербург, где продолжает писать. Не имея права на публикацию своих произведений, он помещает под псевдонимом «Николай М.» в некрасовском «Современнике» повести на русском языке и двухтомные «Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя».

Знакомство на Полтавщине (где Кулиш хотел приобрести собственный хутор) с матерью автора «Тараса Бульбы» и «Мёртвых душ» побудило его начать подготовку шеститомного собрания сочинений и писем Гоголя. В то же время Кулиш подготовил двухтомник фольклорно-исторических и этнографических материалов «Записки о Южной Руси», опубликованный в Петербурге в 1856-1857 гг. Сборник был написан «кулишовкою» - разработанным Кулишом украинским фонетическим алфавитом, который позднее пригодился и для издания «Кобзаря» в 1860 г., и для журнала «Основа».

Творчески богатым и успешным был для П. Кулиша 1857 год. Издан роман «Черная рада» («Чёрный совет»), украинский букварь «кулишовкой» и книга для чтения - «Граматка», «Народні оповідання» («Народные рассказы») Марко Вовчок, которые он отредактировал и опубликовал, открывается собственная типография. Он приезжает вместе с женой в Москву, гостит у своего друга С. Т. Аксакова, затем отвозит жену на хутор Мотроновку (ныне Черниговская область), чтобы затем оттуда в марте 1858 г. вместе отправиться в путешествие по Европе. Путешествие приводит к разочарованию европейской цивилизацией - напротив, идеалом Кулиша становится патриархальная жизнь на хуторе. В Петербурге Кулиш начинает издавать альманах «Хата», поскольку разрешение на издание журнала получено не было.

Тем временем брат его жены В. Белозерский ходатайствует об издании первого украинского журнала «Основа». П. Кулиш вместе с супругой, которая начинает публиковать рассказы под псевдонимом Г. Барвинок, сразу же увлекается подготовкой материалов для этого литературного и общественно-политического издания. Кулиш приступает к написанию «Історичних оповідань» («Исторические рассказы») - научно-популярных очерков по истории Украины - «Хмельнищина» и «Выговщина». Эти очерки опубликованы в 1861 г. в «Основе». На страницах журнала появляются и его первые лирические стихи и поэмы, написанные уже после второй поездки по Европе совместно с Н. Костомаровым.

Одновременно Кулиш составляет свой первый поэтический сборник «Досвітки. Думи і поеми», который издаётся в Петербурге в 1862 г., накануне издания печально известного Валуевского циркуляра, который запретил публиковать произведения на украинском языке. Несмотря на указ, известность Кулиша к тому времени уже дошла до Галиции, где львовские журналы «Вечерниці» и «Мета» публикуют его прозу, поэзию, статьи… «Кулиш был главным двигателем украинофильського движения в Галиции в 1860-х и почти до половины 1870-х годов», - писал Иван Франко , особо отмечая его сотрудничество в народническом журнале «Правда».

Четыре года пребывания в Варшаве, материальный достаток (в этом городе Кулиш занимал должность директора по духовным делам и члена комиссии по переводу польского законодательства) дали писателю возможность приобрести немалый опыт и знания (работа в государственном учреждении, изучение архивов, дружба с польськой интеллигенцией и галицкими украинцами, в частности, во Львове, куда он часто приезжает).

Человек эмоциональный и деятельный, склонный к безоглядному отстаиванию выношенной идеи, П. Кулиш терпеливо и целенаправленно собирает материалы для обоснования концепции о негативном влиянии казачьих и крестьянских восстаний на развитие украинской государственности и культуры (идеи Кулиша оказали большое влияние на Н. И. Ульянова, который неоднократно ссылается на его труды). Работая в Варшаве в 1864-1868 гг., с 1871 г. в Вене, а с 1873 - в Петербурге на должности редактора «Журнала Министерства путей сообщения», он подготовил 3-томное исследование «История воссоединения Руси», в котором стремился документально подтвердить идею исторического вреда народно-освободительных движений XVII века и восславить культуртрегерскую миссию польской шляхты, ополяченного украинского дворянства и Российской империи в истории Украины.

Публикация этого труда оттолкнула от Кулиша почти всех его прежних друзей из числа украинофилов. Позднее Кулиш сам разочаровался в своих москвофильских позициях. Поводом стало то, что в 1876 г. был опубликован эмский указ, согласно которому запрещалось публиковать любые тексты на «малорусском наречии», за исключением художественных произведений и исторических документов, запрещалась постановка на этом языке театральных спектаклей, проведение публичных чтений, преподавание любых дисциплин. Он поселился на хуторе Мотроновка. Здесь он ведёт хозяйство и пишет, в частности, составляет из своих русскоязычных статей и украиноязычных художественных произведений сборник «Хуторская философия и удалённая от света поэзия», который после публикации в 1879 был запрещён цензурой и изъят из продажи на основании того самого «эмского указа».

В конце жизни Кулиш проявляет интерес к мусульманской культуре, к этике ислама (поэма «Магомет і Хадиза» (1883), драма в стихах «Байда, князь Вишневецький» (1884)).

Кулиш много переводит, особенно Шекспира, Гёте, Байрона, готовит к изданию в Женеве третий сборник стихотворений «Дзвін», завершает историографический труд в 3-х томах «Отпадение Малороссии от Польши», переписывается с многими корреспондентами, выступает на тему конфликтов между славянскими народами (особенно в связи с шовинистическими действиями польской шляхти в Восточной Галиции по отношению к украинскому населению). Умер Кулиш 14 февраля 1897 г. на своём хуторе Мотроновка.

Отличный знаток малорусского языка и талантливый малорусский поэт, публицист и историк.

Род. в 1819 г. в Черниговской губернии, в семье старого казацкого рода; учился в киевском университете, но не кончил курса, был учителем в Луцке, Киеве, Ровно, начал писать в альманахе М. А. Максимовича "Киевлянин" (1840), близко сошелся с польским писателем Грабовским и малорусскими учеными и поэтами.

В 1845 г. напечатал первые главы крупного произведения: "Черная Рада". Плетнев вызвал К. в Петербург, где готовил ему ученую карьеру; но К. вошел в Кирилло-мефодиевское братство и вместе с Костомаровым и Шевченком был арестован и посажен на 2 месяца в крепость, затем на 3 года водворен в Туле. В 1850 г. К. возвратился в Петербург, поступил на службу и написал ряд статей без подписи; в 1856 г. получил полную амнистию и стал подписывать свои произведения.

Оставив службу, он поселился в Малороссии.

В 1856 г. издал "Записки о южной Руси" - ценный сборник исторических песен и преданий, в 1857 г. - "Черную Раду", в 1860 г. - малорусский альманах "Хату" и собрание своих "Повестей"; в 1861-1862 г. принимал деятельное участие в украинофильском журнале "Основа". Кроме того, он издал сочинения Котляревского и Квитки, "Кобзарь" Шевченка и "Сочинения и письма" Гоголя.

В 1862 г. К. издал сборник своих стихотворений на малорусском языке: "Досвитки". Составил (1857) для народа "Граматку" (малорусский букварь, 2 изд. 1861) и ввел в употребление свое правописание (кулишевка), отличительная особенность которого состоит в устранении ы. Ныне это правописание запрещено.

В 60-х и 70-х гг. К. писал стихи и повести на малорусском языке, преимущественно в галицких изданиях; перевел на малорусский язык Пятокнижие, Псалтирь и Евангелие.

С начала 70-х годов К. обратился к историческ. занятиям - и с этого времени в нем обнаружилась резкая перемена взглядов и убеждений, выразившаяся в порицании казачества и в особенности Запорожья; в симпатии ко всякого рода власти и начальству, начиная от старопольской шляхты, в прославлении Екатерины II преимущественно за уничтожение Запорожья.

Позднейшие исторические труды его бедны фактическим содержанием, многословны и риторичны.

Из позднейших литературных произведений К. выдается перевод Шекспира на малорусский язык, изд. во Львове в 1882 г. Полный перечень сочинений К. см. в "Покажчике" Комарова (1883) и в "Очерках истории украинской литературы", Петрова (стр. 267). В последнем труде раскрыты псевдонимы К. (Казюка, Панько, Ратай и др.). О К. написано множество статей (большинство их перечислено у Комарова и Петрова).

Весьма обширная биография К. напечатана проф. Огоновским в "Зоре" 1893 г. (в "Истории литературы русской"). Подробная оценка соч. К. дана в "Очерках" Петрова и в "Истории русской этнографии" А. Н. Пыпина.

Ценные дополнения и поправки см. в академической рецензии проф. Дашкевича (присуждение Уваровской премии).

Н. С-в. {Брокгауз} Кулиш, Пантелеймон Александрович (дополнение к статье) - поэт, публицист и историк; умер в 1897 г. {Брокгауз} Кулиш, Пантелеймон Александрович (псевдонимы: Вешняк Т., Корока П., Никола М., Роман П. и др.) - известный украинский писатель, критик-публицист, историк и общественно-культурный деятель.

Род. в семье мелкопоместного хуторянина.

Учился в новгород-северской гимназии, был вольнослушателем Киевского университета.

С 1847 К. - учитель петербургской гимназии, преподаватель университета и кандидат на кафедру славистики.

К этому периоду относится начало его лит-ой и культурно-общественной деятельности: он устанавливает связи с представителями польской дворянской общественности (Грабовский и др.) и с Кирилло-мефодиевским братством (см. "Украинская литератуpa"). Участь членов последнего К. однако не разделил, т. к. вместо политической борьбы им был выдвинут лозунг лояльного культурничества.

Кулишу запретили только печататься, и произведения, уже изданные, были конфискованы.

Он был административно выслан в Тулу; там находился на государственной службе; в ссылке пробыл недолго.

После упорных и верноподданнических ходатайств ему разрешили вернуться в столицу.

Убедившись в невозможности сделать служебную карьеру и вести легальную литературную работу, Кулиш приобрел хутор, где поселился и занялся сельским хозяйством.

В этот период он сходится близко с Аксаковым и с московскими славянофилами.

Вступление на престол Александра II дало К. возможность выступать в печати под своей фамилией.

После этого он развивает большую деятельность, публикует ряд своих крупных произведений, среди них роман "Чорна рада" и др. В 1861 начал выходить украинский журнал "Основа", в котором К. принимает активное участие.

На страницах этого журнала появляются известные работы К.: "Обзор украинской словесности", "Чого стоить Шевченко, яко поет походній" и др., положившие начало украинской критике.

В этих критических работах К. устанавливает зависимость писателя от этнографических условий и читателей, которые его окружают. индиферентное, а подчас и недоброжелательное отношение помещиков украинофилов к деятельности К. заставляет его скоро прекратить ее. Просуществовав 2 года, закрывается и журн. "Основа". Поднявшаяся в начале 60-х гг., волна русского шовинизма, направленная против движения угнетенных царской Россией национальностей, в особенности против поляков, увлекает К. Он сотрудничает в реакционном журн. "Вестник Юго-западной и Западной России". После подавления польского восстания К. поступает в Варшаве на службу, связанную с активным проведением руссификаторской политики и уничтожением остатков польской автономии.

Эта деятельность К., а также отрицательная оценка им наиболее революционных произведений Шевченко окончательно оттолкнула от него радикальную мелкобуржуазную украинскую интеллигенцию.

К. связывается теснее с более близкой ему западно-украинской (галицийской) буржуазно-националистической интеллигенцией и сотрудничает с ней. Все его попытки издавать журнал и продолжать издательскую деятельность окончились неудачей.

Продолжая работать в западно-украинских изданиях, он пишет свою известную "Историю воссоединения Руси" из эпохи XVI и XVII вв. на Украине, а также ряд других исторических работ, в которых резко критикует романтические традиции и взгляды казакофильской украинской историографии (в частности Костомарова).

Будучи идеологом буржуазии, К. однако в указанных исследованиях впервые в украинской историографии обращает внимание на роль экономических факторов и классовой борьбы в истории, расценивая их конечно с буржуазной точки зрения.

С 1881 К. живет в Западной Украине (Галиции), где на базе сотрудничества польских помещиков с западно-украинской буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенцией пытается широко развернуть культурную деятельность.

Последние годы жизни Кулиш проводит на своем хуторе, где занимается лит-ой работой, в частности художественными переводами на украинский язык иностранных классиков.

Творчество К. можно разделить на два периода: романтический и реалистический.

Первый период охватывает все ранние произведения К. (40-е гг.): фантастическо-народные ("О том, отчего в местечке Воронеже высох Пешевцев став", "Цыган", "Огненный змей" и др.) и историко-бытовые рассказы ("Орися") и роман "Михайло Чернышенко". Народно-фантастические рассказы, не отличаясь особой художественностью, представляют собой лит-ую обработку народных легенд с их обычной примитивной моралью.

Роман "Михайло Чернышенко" носит яркие следы подражания модному в то время Вальтер Скотту (см.) и не отличается ни идейностью, ни богатством исторического содержания.

Зато роман "Чорна рада", претерпевший несколько редакций, является уже в полном смысле социальным романом, изображающим эпоху борьбы на Украине в связи с выборами гетмана Ивана Брюховецкого.

В этом произведении, богатом и ярком по своему историческому содержанию, писатель проводит свой взгляд на социальную борьбу на Украине в прошлом, на казацкую революцию 1684. Националистическая романтика К. полна глубокого классового содержания.

Писатель сам в своей автобиографии - "Жизнь Кулиша", напечатанной в западно-украинском журн. "Правда", подчеркивает свою социальную и психологическую близость с казацкой украинской старшиной-шляхтой, в противоположность Т. Шевченку, которого К. относит к казацкой голытьбе.

Героев из среды старшины-шляхты К. идеализирует, представителей же "черни" всячески поносит или изображает их слепым орудием в руках других.

К романтическим произведениям К. нужно отнести его эпопею "Україна", составленную из народных дум, вкрапленных в стилизованный под эти думы собственный текст К., а также и некоторые исторические поэмы, как напр. "Великі проводі" (из сб. стихотворений "Досвидки", 1862), где К. выводит идеализированного героя-рыцаря казака Голку, колеблющегося между своей казацкой братией, к которой у него отрицательное и даже презрительное отношение, и польским панством, к которому он тянется.

Другой роман К. - "Алексей Однорог" - из смутного времени начала XVII в., написанный в большой степени с целью реабилитации и поэтому выдержанный сплошь и рядом в официальном духе, художественного значения не имеет. К 50-м гг. относятся первые реалистические произведения К. автобиографические - "История Ульяны Терентьевны" , "Яков Яковлевич" и "Феклуша" , повести "Майор" и "Другой человек". В первом из них К. предвосхищает "Семейную хронику" С. Аксакова (см.), хотя в художественном отношении оно значительно ниже. В "Майоре" и "Другом человеке" К. идеализирует старые национальные традиции и простой народ, восстает против земельной аристократии, бичует разложившиеся элементы дворянства и его интеллигенции и выдвигает как идеал хуторянство.

Особенно сильно проявилось отрицательное отношение К. к только что названной части дворянства в его сочинениях, печатавшихся в юмористическом журн. "Искра" ("Пан Мурло", "На почтовой дороге в Малороссии", "Семейные беседы исправника" и др.). Работая над историческими проблемами, К. отражает их и в своих беллетристических произведениях.

Взгляды К. на гайдамакское движение нашли свое отражение в рассказах "Січеві гості" и "Мартин Гак" , причем К. относится к нему как к разбойничьему движению, а отнюдь не как к революционному.

В романе "Липовые пущи" К. пытался изобразить социальные отношения старой украинской гетманщины, причем самую гетманщину писатель оценивает как "дерево, подгнившее в корне и не приносящее никаких плодов". Почти все беллетристические произведения К., за исключением действительно замечательной и выдающейся "Чорной рады", не принесли писателю особой популярности.

При всех своих положительных художественных данных К. остался автором по преимуществу посредственных произведений.

В области поэтического творчества К. тоже не удалось достичь той идейной глубины, художественной завершенности, какие были у Шевченко, хотя Кулиш и поставил своею целью продолжить деятельность гениального поэта. Стихи К. в двух сборниках, - "Хуторна поезія" и "Дзвін" , - отражавшие различные этапы его общественно-культурной деятельности, не отличаются оригинальностью.

Будучи направлены в ряде случаев против Тараса Шевченко, они все же перепевают его. Переоценивая исторические ценности в некоторых произведениях, К. воздает хвалу "единому царю" (Петру I), "единой царице" (Екатерине II) и вообще всему русскому царизму, который помог расправиться с анархической казацко-запорожской и гайдамацкой чернью.

Наконец К. принадлежит ряд поэм на исторические темы, в частности украинско-турецкие ("Магомет і Хадиза", "Маруся Богуславка"), и др. ("Григорий Сковорода". "Куліш у пеклі" и т. д.), в которых выявляется концепция К. - туркофильство, сменившее славянофильство и русофильство, разочаровавшие его. Турок К. воспевает как народ добрососедский, культурный и высоко моральный.

Однако все эти сочинения, как и напечатанные позже отрывки из уничтоженных пожаром поэм ("Хуторні недогарки"), не представляют ничего художественно выдающегося.

В такой же степени не были особенно примечательны и драматические произведения К. ("Коліі", "Хуторянка", "Дранована трилогія", "Байда", "Сагайдачний", "Наливай", а также "Хмель Хмельницькій"), которые так и не увидели сцены. Зато многочисленные переводы К. из иностранных классиков были и остались выдающимся явлением в украинской литературе.

К. первый ощутил потребность в них. К. один из первых отрешился от той национально-провинциальной в культурном отношении ограниченности, которой так страдала украинская буржуазная культура.

Им переведен на украинский яз. ряд произведений Шекспира, Байрона, Гете, Шиллера и Гейне. В истории украинской литературы К. оставил свой след также введением нового украинского алфавита. "Кулішівка" в основном употребляется и теперь; она заменила так наз. "ярыжку" - своеобразное приспособление к украинскому языку русской азбуки; принятая украинской письменностью, "кулішівка" обеспечила имени писателя широкую популярность.

Творчество К. отражает в общем буржуазно-помещичью идеологию.

Неустойчивость и невыкристаллизованность взглядов его, а также колебания в ориентациях объясняются тем, что К. был в общем разночинцем по происхождению и положению, а кроме того еще и тем, что украинские буржуазно-помещичьи элементы не представляли в то время классово консолидировавшейся и сформировавшейся политической силы. Принимая во внимание разнообразную деятельность К. и классовую заостренность его произведений, нетрудно представить, какую роль сыграл К. в процессе формирования мысли украинской буржуазии.

Не даром буржуазная литератуpa считает своим отправным пунктом творчество и деятельность К., а современные украинские фашисты, ревизуя украинское культурное наследие, в К. находят лучшие свои традиции и его имя пишут на знамени фашистской националистической культуры.

Библиография: І. Сочин. и письма П. А. Кулиша, тт. I, II, 1908; III, IV, 1909; V, 1910, изд. А. М. Кулиш, под ред. И. Кананина, Киев (это изд. после т. V прекратилось);

Твори Пантелеймона Куліша, тт. I, 1908; II, III, IV, 1909; V, VI, 1910, изд. т-ва "Просвіта". Львов. II. "Пантелеймон Куліш", Сб. Всеукр. академии наук, Кіів, 1927; Коряк В., Нарис історії української літератури, т. II, ДВУ, 1929, стр. 163-196; Кирилюк Евг., Пантеліймон Куліш, ДВУ, 1929; Петров В., Пантеліймон Куліш у пятьдесятi роки, Всеукр. акад. наук, Киев, 1929. III. Кирилюк Евг., Библіографія праць П. О. Куліша та писань про нього, Всеукраінская академия наук, Киев, 1929. В. Василенко. {Лит. энц.}

Озвучте свое мнение!

Пантелеймон Кулиш – автор украинского алфавита, запрещенный в СССР

Пантелеймон Кулиш (родился 7 августа 1819 года в местечке Воронеж Глуховского уезда – умер 2 февраля 1897 года на хуторе Мотроновка, что на Черниговщине) по праву считается одним из самых ярких деятелей украинского национально-культурного возрождения (XIX в.).

Ярчайший талант XIX века, чье фото будет изображено на готовящейся в обращение купюре в 1000 гривен , но чье имя, как "украинского помещичьего националиста", сначала клеймилось, затем было запрещено в СССР, но так же по сей день вызывает отторжение у национал патриотов независимой Украины. Слишком многообразен и многогранен был Пантелеймон Кулиш, который:

  • вместе с в XIX веке считался родоначальниками классической украинской поэзии и даже в чем-то конкурировали между собой. Более молодой на 5 лет Кулиш уступил великому Кобзарю достойно, став его первым скрупулезным и добро отзывчивым критиком, затем сам называл себя "преемником Кобзаря" (в сборнике «Перед рассветом», продолжая стилистику раннего (романтического) творчества Т. Шевченко). В своей поэзии использовал множество творческих псевдонимов, среди них наиболее известные: Панько Казюка, Панько Олелькович, Павло Ратай, Хуторянин и др.;
  • оказался одним из первых украинских диссидентов, пострадавших от самодержавия за активное участие в знаменитом Кирилло-Мефодиевском братстве (1845-1847 гг), ставшем первой украинской политической организацией, ставившей задачу национального и социального освобождения Украины. П. Кулиш был арестован, но после "чистосердечного раскаяния" отправлен в 3-летнюю ссылку в Тулу, в отличие от Шевченко, направленного солдатом в Оренбург, или Костомарова – в Саратов;
  • стал автором украинского алфавита – "кулешовки" – одной из первых версий украинской грамматики, легшей в основу современного украинского языка и названной в честь автора. В ней была впервые применена украинская буква "i вместо старого ятя (літо, сіно, осінь), а также вместо российских "о" и "е" в словах стіль, жінка, пічь. "Его книга для чтения – "Граматка" (1857) стала своеобразным "Украинским Букварем" для многих украинцев в XIX веке вплоть до 1893 г., когда на Галичине стала применяться более современная "Желеховка" ;
  • был первым переводчиком на украинский язык произведений Байрона, Шекспира, Гете, редактировал и подготовил к публикации 6 томов собрания сочинений , ряд произведений , сам написал ряд крупных исторических романов "Чорна Рада" ("Чёрная Рада", которую Иван Франко назвал "лучшей исторической повестью нашей литературы"), "Историю Бориса Годунова и Дмитрия Самозванца", научно-популярных очерков по истории Украины – "Хмельнищина" и "Выговщина", историографический труд в 3-х томах "Отпадение Малороссии от Польши", переводит совместно с и текста "Библии" на украинский язык.
  • За что его не любят украинские националисты? Кулиш, как и многие выдающиеся люди, был полон противоречий. Из пылкого революционера он превратился в монархиста, из сторонника украинской независимости в консерватора и защитника прав дома Романовых на так называемую Малороссию. Эволюция взглядов Кулиша во многом обусловлена этапами его жизненного пути. Его пылкая, эмоциональная натура постоянно требовала новых, часто категорических, решений, заставляя Пантелеймона Александровича часто бросаться в крайности.

    Сделанные с разницей в несколько лет взаимоисключающие выводы автора сбивают с толку его биографов и ценителей творчества, особенно когда после царского Эмского указа 1876 большинство произведений Кулиша, написанных на украинском языке, было запрещено в царской России.

    Многие убежденные украинофилы впоследствии избегали упоминания имени Кулиша, считая великого деятеля национального Возрождения, чуть ли не предателем (за его критическое отношение к казацкому движению и не только). В то же время, советская власть также не жаловала бывшего кирилло-мефодиевца, несмотря на его революционность. В учебниках литературы времен УССР имя П. Кулиша не упоминалось, а сам он был подвергнут идеологическому табу, как "украинский буржуазно-помещичий националист".

    Так, великий поэт, писатель, историк, этнограф, переводчик, редактор, литературный критик, издатель стал "чужим среди своих" и в царской России, и СССР, и в независимой Украине.

    Главные заслуги Кулиша перед Украиной.

    Родился Пантелеймон Александрович в семье помещика в Глуховском уезде Полтавской губернии. С молодых лет начал учительствовать, работая в Киеве, Луцке, Ровно и даже в Санкт-Петербурге. Тогда же Кулиш всерьез увлекся литературой. Дебютировал он в альманахе "Киевлянин", где были опубликованы его "Малороссийские рассказы" на русском языке, а в журнале "Ластiвка" (1841 г.) их опубликовали и на украинском.

    В 1843 году вышла русскоязычная повесть "Михайло Чернышенко, или Малороссия восемьдесят лет назад", в котором автор осуждал украинскую молодежь, оторвавшуюся от родины. Тогда же Кулиш публикует поэму "Украина" (на украинском языке), в ней он пытается на основе народных сказаний и дум воссоздать историю своей Родины. Не чужд был Пантелеймон Александрович и идиллистического жанра в своем творчестве, например в поэме "Орися" он в лучших гоголевских традициях живописал романтические картины из модного тогда малороссийского быта. Работая археографом под началом М. Максимовича, молодой литератор познакомился, а позже и сошелся близко с киевскими интеллектуалами Н. Костомаровым, М. Гулаком, В. Билозерским.

    Кирилло-Мефодиевец. В 1845 году Кулиш вступил в Кирилло-Мефодиевское братство, которое вынашивало планы будущего устройства справедливого общества. Вместе с друзьями и соратниками Пантелеймон Кулиш осуждал деспотический, строй Российской империи и особенно крепостничество, исповедовал идеалы свободы, гражданских прав, братства всех славянских народов и будущей федерации, основанной на демократических принципах. Не будем забывать, что тогда во всей Европе среди образованного класса резко возрос интерес к простому народу. В Российской же империи эта тенденция проявлялась в славянофильстве. Что интересно, кирилло-мефодиевцы хотели создать единую федерацию всех славянских народов с центром в г. Киеве, и Украина должна была в нее войти как абсолютно равноправный участник. Как и Костомаров, Кулиш придерживался либерально-христианских (правда, немного с мистическим оттенком) взглядов, однако имел более украинофильский уклон. Кроме того, в это время писатель всерьез увлекся философскими трудами Спинозы и Гегеля, а также уделял много внимания изучению творчества западноевропейских, польских и русских поетов-романтиков. Все эти увлечения, а также глубокая религиозность Пантелеймона Александровича не прошли бесследно и с годами все отчетливее стали проявляться в его литературном творчестве, в котором, кроме прочего, чувствуется глубокое влияние киевской духовно-философской школы, особенно идей Григория Сковороды.

    После раскрытия полицией деятельности этого политического кружка, его члены подверглись репрессиям. Кулиш отделался довольно легким наказанием: он был сослан в Вятку, а позднее в Тулу (Шевченко, например, был отдан в солдаты на 10 лет). Сначала в тексте приговора говорилось о четырех месяцах заключения (в Петропавловской крепости). Благодаря ходатайству друзей наказание заменили поселением (под надзором полиции) сначала в Вятке, а потом в Туле и запретом печататься. Из ссылки Кулиш вернулся довольно скоро, после покаянного письма на имя императора Николая I украинцу было позволено вернуться, и в 1850 году он уже появляется в российской столице. В 1857 году Кулиш закончил свой исторический роман "Черная рада, хроника 1663 года", над которым работал больше 10 лет. В Санкт-Петербурге деятельный Кулиш устраивает украинскую типографию, где печатал произведения Т. Г. Шевченко, И. П. Котляревского, Г. Квитки, Марко Вовчка. Он сотрудничает с журналом "Основа", выпускает альманах "Хата", переводит на украинский язык сочинения У. Шекспира, Дж. Г. Байрона, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Г. Гейне, А. Мицкевича, А. С. Пушкина и др.

    Автор первой украинской грамматики. Пантелеймон Александрович, кроме всего прочего, является еще и разработчиком современной украинской орфографии: созданный им букварь "Граматка" переиздавался в России дважды – в 1857 и 1861 годах.

    В конце 50-х годов в Петербурге собралось много бывших членов Кирилло-Мефодиевского братства, в частности Н. Костомаров, В. Белозерский и Т. Шевченко. Все они истомились жаждой общественной деятельности и, вдохновленные либерализацией первых лет правления императора Александра ІІ, активно включились в работу. В частности, тогда в России много говорилось о необходимости реформирования системы народного образования, и даже на правительственном уровне был поднят вопрос о возможности открытия украинских школ. Именно для потребностей украинских начальных школ Пантелеймон Кулиш в 1857 году подготовил и издал свою знаменитую "Грамматику" более известную как "Кулешовка". Система Кулиша представляла собой украинское фонетическое правописание, в котором не было церковнославянских букв ѣ и ы, зато появилась буква ґ. Новый алфавит был впервые применен в "Записках Южной Руси" (1856 г.) и "Грамматике" (1857 г.), а потом активно использовался в издаваемом в российской столице украинском журнале "Основа" (1861-1862 гг.). В 1876 г. "кулешовку" запретили в Российской империи, однако с 1890-х годов ее стали использовать в украинских школах Галичины.

    Переводчик "Библии". Свою авторскую систему украинского правописания, так называемую "кулешовку", Пантелеймон Александрович использовал также и при переводе "Библии". Однако здесь Кулиш столкнулся с некоторыми трудностями: язык, на котором разговаривали исключительно крестьяне, оставался преимущественно бытовым, и писатель вынужден был буквально выдумывать несуществующие слова или брать их из польского языка (например, Господь – Пан, уповает – дуфає и т. д.). Этот перевод вызвал возмущение украинофилов и представителей духовенства, как православного, так и униатского. Кроме того, с подготовкой перевода случились проблемы чисто мистического свойства. В 1860 г. первый рукописный перевод Священного письма полностью сгорел при пожаре, который случился на даче у Кулиша. Второй вариант перевода, выполненный совместно с Иваном Пулюем и Иваном Нечуй-Левицким, увидел в России свет только в 1904 году, через много лет после смерти Пантелеймона Александровича. Во Львове украинское издание вышло намного раньше – в 1881 г. Позднее "Библию" в переводе Кулиша переиздавали в Вене (1912), в Берлине (1921, 1930) в Нью-Йорке и Лондоне (1947). Удивительно, но в независимой Украине первое издание данного перевода вышло только в 2000 году.

    Биография Пантелеймона Кулиша.

    7 августа (26 июля) 1819 года в местечке Воронеж Глуховского уезда на Черниговщине (теперь Шосткинского района Сумской области) родился Пантелеймон Александрович Кулиш.

    Учился в Новгород-Северской гимназии, где всерьез увлекся украинским фольклором. Однако гимназию не закончил, начав заниматься частным репетиторством.

    1837-1839 – П. Кулиш посещает лекции в Киевском университете на правах вольного слушателя.

    В 1840-1841 гг. M. Максимович печатает этнографические очерки П. Кулиша "Малорусские рассказы", а Е. Гребинка в альманахе "Ласточка" - его рассказ "Цыган. Отрывок сказки ".

    1842 - работает учителем в Луцке.

    1843-1845 – учительствует в Киеве. Там же начинает работать в археографической комиссии М. Максимовича. Много ездит по Правобережной Украине, собирая народный фольклор и изучая исторические документы. Пишет и издает повесть "Михаил Чарнышенко, или Малороссия восемьдесят лет назад" и эпопею "Украина".

    1845 – 1847 – Кулиш является членом подпольного Кирилло-Мефодиевского братства.

    1845 – Кулиш переезжает в Петербург, преподает в университете русский язык иностранным студентам.

    В 1846 году получил командировку в Польшу для изучения языков, быта, истории и культуры западных славян.

    1847 – арестован в Варшаве по делу Кирилло-Мефодиевского братства.

    1856-1857 – Кулиш издает "Записки о Южной Руси" в двух томах".

    1857 – свет увидела знаменитая "Грамматика", впоследствии названная в честь своего автора "кулешовкой".

    1859 – выходит из печати первый исторический роман на украинском языке "Черная рада". Кулиш открывает собственное издательство, где начинает печатать произведения украинских писателей. Именно в этой типографии впервые увидел свет сборник "Народные рассказы" Марко Вовчок.

    1860 – Кулиш вместе с Н. Костомаровым, Т. Шевченко и В. Белозерским создают в Санкт-Петербурге общество "Громада".

    1861-1862 – общество начинает издавать журнал "Основа", где Кулиш напечатал несколько своих литературных и исторических произведений, в частности один раздел "Истории Украины от древнейших времен", "Хмельнищина" и "Выговщына".

    1862 – выходит в свет поэтический сборник "Рассветы. Думы и поэмы".

    1864 – как государственный чиновник Кулиш по назначению переезжает в Варшаву.

    1874-1877 – выходит трехтомная "История воссоединения Руси" с дополнительным томом "Материалов", а также "Рисованная Гетманщина" (1876 г.) и "Казаки по отношения к государству и обществу" (1877г.).

    1881 - возмущенный Эмским указом 1876 г., запрещающим в Российской империи печатать произведения на украинском языке, Пантелеймон Александрович переезжает во Львов, где издает второй сборник стихов "Хуторна поэзия".

    Последние годы жизни знаменитый писатель провел затворником на своем хуторе Мотроновка, что на Черниговщине. Там родились сборник стихов "Колокол", поэма "Маруся Богуславка" и многие другие произведения, а также были сделаны многочисленные переводы на украинский язык из Библии, В. Шекспира, Дж. Байрона, И. В. Гете, Ф. Шиллера, Г. Гейне.

    2 (14 по новому стилю) февраля 1897 года – на 78 году жизни великий украинский писатель скончался.

    Интересные факты из жизни Пантелеймона Кулиша.

  • Отец Пантелеймона Кулиша происходил из казацкой старшины, принадлежал к дворянству, но потерял право на него, поскольку лично занимался сельским хозяйством на собственном хуторе. Начальное образование П. Кулиш получил дома от старшей сестры Леси. Его мать была неграмотной, но от нее будущий литератор узнал огромное количество украинских народных песен, сказок и поговорок.
  • Пантелеймон Кулиш женился в Санкт-Петербурге на Александре Белозерской, сестре своего киевского товарища Василия Белозерского. Позже она стала известной украинской писательницей, которая публиковалась под псевдонимом Ганна Барвинок.
  • Начиная с 70-х годов XIX века Кулиш пишет преимущественно на русском языке, и тон его произведений при этом кардинально меняется. В 1874-77 годах выходит его трехтомник "История воссоединения Руси", в котором прославляется союз Украины с Россией. Последние сборники стихов бывшего революционера-украинофила "Хуторная поэзия" (1882 г.) и "Колокол" (1893г.) были проникнуты верноподданническим духом монархизма и православного консерватизма. Также он резко отрицательно начинает оценивать роль казачества в истории Украины. Историк теперь решительно выступает против романтической идеализации казачества и в особенности гайдаматчины. Делает ряд заявлений, которые сейчас были бы восприняты как украинофобские. Например, он назвал всех кобзарей "п’яними і темними", а их творчество – "п’яницькою бреходурнопеєю про людожерів-козаків". Даже собственная "Грамматика" со временем стала раздражать Кулиша, вернее ее возможное применение. Так, 16 октября 1866 года он писал в письме Якову Головацкому из Варшавы: "Вам відомо, що правопис, прозваний у нас в Галичині "кулішівкою", винайдений мною в той час, коли всі в Росії були зайняті поширенням грамотності в простому народі. З метою полегшити науку грамоти для людей, яким ніколи довго вчитися, я придумав спрощений правопис. Але з нього тепер роблять політичне знамено. Полякам приємно, що не всі росіяни пишуть однаково по-російськи; вони останнім часом особливо прийнялися хвалити мою вигадку: вони засновують на ній свої нісенітні плани і тому готові лестити навіть такому своєму супротивнику, як я … Тепер бере мене охота написати нову заяву в тому роді з приводу звеличування ними "кулішівки". Бачачи це знамено у ворожих руках, я перший на нього вдарю і зречуся свого правопису в ім"я російської єдності.".
  • В 2008 году изображение П. Кулиша предлагалось Нацбанком Украины для предполагаемой в перспективе купюры в 1000 гривен.

    Историческая память о Пантелеймоне Кулише.

    В честь украинского писателя названы улицы в городах: Львов, Трускавец, Дрогобыч, Тернополь, Ривне, Коломыя, Николаев (Львовской обл.).

    В столице Австрии городе Вене размещена мемориальная доска на доме, где П. Кулиш проживал.

    Пантелеймон Кулиш в социальных сетях.

    В Facebook есть страница биографии украинского деятеля искусства.

    В Youtube по запросу "Пантелеймон Куліш" – 561 ответ.

    Документальный фильм.

    Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию о Пантелеймоне Кулише?

    Для анализа популярности запроса "Пантелеймон Куліш" используется сервис поисковой системы Яндекс wordstat.yandex, исходя из которого можно сделать вывод, что по состоянию на 29 января 2016 г. количество запросов за месяц составило 1742, что видно на скрине.

    За период с конца 2014 г. наибольшее количество запросов "Пантелеймон Куліш" зарегистрировано в апреле 2015 г. – 27 646 запросов за месяц.

    , Борзнянский уезд , Черниговская губерния

    Род деятельности прозаик , поэт , фольклорист , этнограф , переводчик , литературный критик , историк , издатель , редактор

    Пантеле́ймон Алекса́ндрович Кули́ш (рус. дореф. Пантелеймо́нъ Алекса́ндровичъ Кулѣшъ , укр. Пантелеймо́н Олекса́ндрович Кулі́ш ; 26 июля (7 августа) , село Воронеж , Глуховский уезд , Черниговская губерния , Российская империя - 2 (14) февраля , хутор Мотроновка , Борзнянский уезд , Черниговская губерния , Российская империя) - один из лидеров украинофильства , поэт , прозаик, фольклорист и этнограф , переводчик , критик , редактор , историк , издатель. Автор концепции «хуторской философии» .

    Биография

    Ранние годы

    Портрет Кулиша работы Шевченко

    Ссылка

    После «чистосердечного раскаяния», хлопот сановных друзей жены и её личных ходатайств наказание было смягчено: его поместили на 2 месяца в арестантском отделении военного госпиталя, а оттуда отправили в ссылку в Тулу . Несмотря на бедственное положение, за три года и три месяца в Туле Кулиш написал историческое произведение для юношества «Повесть о Борисе Годунове и Димитрии Самозванце», исторический роман «Северяки», который позднее опубликован под названием «Алексей Однорог», автобиографический роман в стихах «Евгений Онегин нашего времени», роман «Петр Иванович Березин и его семейство, или Люди, решившиеся во что бы то ни стало быть счастливыми», изучает европейские языки, увлекается романами В. Скотта , Ч. Диккенса , поэзией Дж. Байрона и Р. Шатобриана , идеями Ж.-Ж. Руссо .

    После долгих хлопот перед III отделением Кулиш получил должность в канцелярии губернатора, а позднее начал редактировать неофициальный раздел «Тульских губернских ведомостей».

    Петербургский период

    Одновременно Кулиш составляет свой первый поэтический сборник «Досвітки. Думи і поеми», который издаётся в Петербурге в 1862 г., накануне издания Валуевского циркуляра , который запретил публиковать произведения на украинском языке не художественного содержания. Несмотря на указ, известность Кулиша к тому времени уже дошла до Галиции, где львовские журналы «Вечерниці» и «Мета» публикуют его прозу, поэзию, статьи… «Кулиш был главным двигателем украинофильського движения в Галиции в 1860-х и почти до половины 1870-х годов», - писал Иван Франко , особо отмечая его сотрудничество в народническом журнале «Правда».

    Второй заграничный вояж

    Творчество

    Роман «Чёрная Рада»

    Пантелеймон Кулиш, «Чёрная Рада»

    Исторический роман «Чёрная Рада, хроника 1663 года» впервые был опубликован в журнале

    Значение в Краткой биографической энциклопедии

    КУЛИШ ПАНТЕЛЕЙМОН АЛЕКСАНДРОВИЧ

    Кулиш, Пантелеймон Александрович - талантливый малорусский поэт, публицист и историк (1819 - 1897). Родился в Черниговской губернии, в семье старого казацкого рода; учился в Киевском университете, но не кончил курса; был учителем. Начал писать в альманахе М.А. Максимовича "Киевлянин" (1840). Близко сошелся с польским писателем Грабовским и малорусскими учеными и поэтами. В 1845 г. напечатал первые главы крупного произведения: "Черная Рада". Плетнев вызвал Кулиша в Петербург, где готовил ему ученую карьеру; но Кулиш вступил в Кирилло-Мефодиевское братство; вместе с Костомаровым и Шевченко был арестован и посажен на 2 месяца в крепость, затем на 3 года водворен в Туле. Возвратясь в Петербург, написал ряд статей без подписи; в 1856 г. получил возможность подписывать свои произведения. Поселясь в Малороссии, он издал "Записки о южной Руси" (1856), - ценный сборник исторических песен и преданий, "Черную Раду" (1857), малорусский альманах "Хату" и собрание "Повестей" (1860). В 1861 - 1862 годах принимал деятельное участие в украинофильском журнале "Основа". Издал сочинения Котляревского и Квитки, "Кобзарь" Шевченко, "Сочинения и письма" Гоголя. В 1862 г. вышел сборник его стихотворений на малорусском языке "Досвитки". Составил для народа "Граматку" (малорусский букварь; 2-е издание, 1861) и ввел в употребление правописание (кулишевка), отличительная особенность которого состоит в устранении "ы". До недавнего времени это правописание было запрещено. В 60-х и 70-х годах Кулиш писал стихи и повести на малорусском языке, преимущественно в галицийских изданиях; перевел на малорусский язык Пятикнижие, Псалтырь и Евангелие. С начала 70-х годов Кулиш обратился к историческим занятиям - и с этого времени в нем происходит резкая перемена взглядов и убеждений, выразившаяся в порицании казачества и в особенности Запорожья, в симпатии к власти и начальству, начиная с старопольской шляхты, в прославлении Екатерины II за уничтожение Запорожья. Позднейшие исторические труды его бедны фактическим содержанием, многословны и риторичны. В 1882 г. вышел во Львове его перевод Шекспира на малорусский язык. Полный перечень сочинений Кулиша см. в "Покажчике" Комарова (1883) и в "Очерках истории украинской литературы", Петрова (стр. 267). В последнем труде раскрыты псевдонимы Кулиша (Казюка, Панько, Ратай и др.). О Кулише написано множество статей (большинство их перечислено у Комарова и Петрова). Весьма обширная биография Кулиша напечатана профессором Огоновским в "Зоре" 1893 г. (в "Истории литературы русской"). Подробная оценка сочинений Кулиша дана в "Очерках" Петрова и в "Истории русской этнографии" А.Н. Пыпина. Ценные дополнения и поправки см. в академической рецензии профессора Дашкевича (присуждение Уваровской премии). Н. С-в.

    Краткая биографическая энциклопедия. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КУЛИШ ПАНТЕЛЕЙМОН АЛЕКСАНДРОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • КУЛИШ ПАНТЕЛЕЙМОН АЛЕКСАНДРОВИЧ
      Пантелеймон Александрович (псевдоним - Панько Казюка, Данило Юс и др.) Мыкола Гурович — современный украинский писатель и драматург. Р. в бедняцкой крестьянской семье, учился в сельской школе, затем …
    • АЛЕКСАНДРОВИЧ в Литературной энциклопедии:
      Андрей — белорусский поэт. Р. в г. Минске, на Переспе, в семье сапожника. Условия жизни были очень тяжелые, …
    • ПАНТЕЛЕЙМОН в Большом энциклопедическом словаре:
    • ПАНТЕЛЕЙМОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      или Пантолеон — св., великомученик, родился в Никомидии, учился врачебному искусству у знаменитого в то время врача Евфросина. Приняв крещение …
    • ПАНТЕЛЕЙМОН
      ПАНТЕЛЕЙМ́ОН (Пантолеон), христ. святой, великомученик, врач 3 в. Казнён при рим. имп. …
    • КУЛИШ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      КУЛ́ИШ Савва Як. (1936-2001), кинорежиссёр, нар. арт. Рос. Федерации (1995). В кино с 1959, сначала как оператор. Пост. ф.: "Последние …
    • КУЛИШ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      КУЛ́ИШ Пант. Ал-др. (1819-97), укр. писатель, историк, этнограф. В 1846-47 чл. Кирилло-Мефодиевского общества. Эволюционировал от романтизма к т.н. этногр. …
    • КУЛИШ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      КУЛ́ИШ Микола (Николай) Гуриевич (1892- 1937), укр. драматург. Пьесы "97" (пост. 1924), "Коммуна в степи" (пост. 1925), "Прощай, село!" (1933), …
    • КУЛИШ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      КУЛ́ИШ Евг. Ал. (р. 1931), геолог, ч.-к. РАН (1979). Осн. тр. по геологии, петрологии и металлогении …
    • ПАНТЕЛЕЙМОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      или Пантолеон? св., великомученик, родился в Никомидии, учился врачебному искусству у знаменитого в то время врача Евфросина. Приняв крещение …
    • ПАНТЕЛЕЙМОН в словаре Синонимов русского языка.
    • ПАНТЕЛЕЙМОН в Полном орфографическом словаре русского языка:
      Пантелеймон, (Пантелеймонович, …
    • КУЛИШ в Словаре Даля.
    • ПАНТЕЛЕЙМОН
      или Пантолеон (3 в.), христианский великомученик, врач. Казнен при императоре Максимилиане. Память 27 июля (9 …
    • КУЛИШ в Современном толковом словаре, БСЭ:
      Евгений Алексеевич (р. 1931), российский геолог, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1979). Основные труды по геологии, петрологии и …
    • РИДИГЕР МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ридигер Михаил Александрович (1902 - 1962), протоиерей. Отец Патриарха Москоского и всея Руси …
    • РЕЙН НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Рейн Николай Александрович (1892 - 1937), мученик. Память 8 октября, в Соборе …
    • ПОРФИРЬЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Порфирьев Алексей Александрович (1856 - 1918), протоиерей, священномученик. Память 24 октября и в …
    • НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Николай II Александрович Романов …
    • ГОЛУБЦОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голубцов Николай Александрович (1900 - 1963), протоиерей. Детство Родился 12 октября 1900 года …
    • ГЛАГОЛЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
      Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Глаголев Алексей Александрович (1901 - 1972), священник. Родился 2 июня 1901 года в …
    • СМОЛЕНСКИЙ ПАНТЕЛЕЙМОН ОСИПОВИЧ
      Смоленский (Пантелеймон Осипович) - гигиенист (родился в 1854 г.), медицинское образование получил в Императорской медико-хирургической академии. В 1888 г. получил …
    • СЕРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Сергий Александрович - великий князь, четвертый сын императора Александра II , родился 29 апреля 1857 года, с 3 июня 1884 …
    • МСТИСЛАВ-ПАНТЕЛЕЙМОН СВЯТОСЛАВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Мстислав-Пантелеймон Святославич - князь Черниговский, сын великого князя Киевского Святослава Всеволодовича. В 1182 году был князем в Козельске, по …
    • МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (КНЯЗЬ МИКУЛИНСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
      Михаил Александрович - князь микулинский (1333 - 1399), с 1368 г. великий князь Тверской, сын великого князя Тверского Александра Михайловича …
    • КУЛИШ АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВНА в Краткой биографической энциклопедии:
      Кулиш, Александра Михайловна, урожденная Белозерская (жена П.А. Кулиша) - писательница. Малорусские ее повести появлялись под псевдонимом Ганны Барвинок. Несколько …
    • КОТЛЯРЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Котляревский, Александр Александрович - известный славист, археолог и этнограф (родился в 1837 году, умер 29 сентября 1881 года). Из полтавской …
    • ИЗЯСЛАВ МСТИСЛАВИЧ (ПАНТЕЛЕЙМОН) в Краткой биографической энциклопедии:
      Изяслав (Пантелеймон) Мстиславич - великий князь киевский (сын Мстислава Владимировича, внук Мономаха), впервые упоминается в летописи под 1127 …
    • ЖУЗЕ ПАНТЕЛЕЙМОН КРЕСТОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Жузе Пантелеймон Крестович - писатель (родился в 1871 г.), сиро-араб по происхождению; образование получил отчасти в России, в московской и …
    • ВИХЛЯЕВ ПАНТЕЛЕЙМОН АЛЕКСЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Вихляев Пантелеймон Алексеевич - статистик-агроном. Родился в 1869 г.; по окончании курса в петровской академии служил земским агрономом в Козлове …
    • ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (КНЯЗЬ ПРОНСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
      Василий Александрович - князь Пронский, сын Пронского же князя А. Михайловича. Летописи отмечают только год его смерти - 1351 (Карамзин …
    • БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ (ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ТВЕРСКОЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
      Борис Александрович - великий князь тверской, младший из двух сыновей Александра Ивановича, великого князя тверского. Родился в Твери, около 1339 …
    • ЧУГАЕВ ЛЕВ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      Лев Александрович , советский химик. По окончании Московского университета (1895) заведовал химическим …
    • СКОЧИНСКИЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      Александр Александрович , советский учёный в области горного дела, академик АН СССР …
    • РОМАНОВ ПАНТЕЛЕЙМОН СЕРГЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      Пантелеймон Сергеевич , русский советский писатель. Из дворян. Писал лирико-психологические …
    • ПОНОМАРЕНКО ПАНТЕЛЕЙМОН КОНДРАТЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      Пантелеймон Кондратьевич [р. 27.7(9.8).1902, хутор Шелковский, ныне Белореченский район Краснодарского края], советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1925. …
    • ПАВЛОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      Михаил Александрович , советский металлург, академик АН СССР (1932; …
    • МОШКИН ПАНТЕЛЕЙМОН АФАНАСЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      Пантелеймон Афанасьевич , советский химик-технолог, член-корреспондент АН СССР (1953). Окончил в 1918 Московское высшее техническое …
    • МИХЕЛЬСОН ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      Владимир Александрович , советский физик и метеоролог. Окончил Московский университет (1883). Ученик А. …
    • МИХЕЕВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      Михаил Александрович , советский учёный в области теплотехники, академик …
    • ЛЕПЕШИНСКИЙ ПАНТЕЛЕЙМОН НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      Пантелеймон Николаевич , деятель российского революционного движения, доктор исторических наук, …
    • КИСТЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      Владимир Александрович , советский физико-химик, академик АН СССР (1929; член-корреспондент 1925). Окончил в 1889 Петербургский университет. …


    Рассказать друзьям