Педразвитие.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Управление образования

Красногвардейского района

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Воспитатель МБДОУ

детский сад «Колобок»

села Засосна

Красногвардейского района

1. Информация об опыте……………………………………………………..3

2. Технология опыта………………………………………………………….4

3. Библиографический список………………………………………………11

4. Приложение к опыту……………………………………………………...16

Тема: «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок »

Информация об опыте

Русская народная культура является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомство с традициями русского народа, художественно – эстетического воспитания, способность видеть красоту и гармонию. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Необходимо донести до сознания детей то, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь к сказкам.

Система работы, представленная в опыте включает разнообразные формы занятий с детьми: беседы, викторины, экскурсии.

Актуальность опыта

Мир сказки полон живых предметов, необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и душой. Многообразный образ сказочных героев даст детям простор воображению.

Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образе героев, закрепляются в реальной жизни детей и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Актуальность заключается в необходимости формирования и развития детей с дошкольного возраста общественно-значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Следует отметить, что регулярное рассказывание сказок, бесед, игр в сказку, драмматизация - способствуют закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Результат воспитания детей сказкой предполагает: усвоение ребенком норм нравственно – духовного воспитания, открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе, создание 3

оптимистической детской картины мира, потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость, знакомство с формами

традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах, приобщение к опыту православной культуры, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.

Ведущая педагогическая идея

Использование русских народных сказок в работе с детьми дошкольного возраста способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры. Ведущая педагогическая идея заключается в создании системы занятий по театрализации русских народных сказок и творческой самореализации, в игровой и театрализованной деятельности, с целью воспитания нравственной личности ребенка, приобщение детей к истокам русской народной культуры через комплексное взаимодействие сотрудничество и сотворчество детей и взрослых. Русские народные сказки, с которыми ребенок впервые встречается, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка .

Основная моя работа будет направлена на формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Степень новизны опыта

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Степень новизны заключается в разработке цикла занятий с использованием русских народных сказок для детей младшего дошкольного возраста. В опыте представлены перспективные планы, тематические занятия, систематизированные народные игры по видам с учетом возраста детей, анкеты и опросники для детей, педагогов, родителей.

Технология опыта

Русские народные сказки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка, который понятен детям. Сказка не дает прямых наставлений, но в ее содержании всегда заложен урок, который дети легко воспринимают. Поэтому нашей главной задачей является создание системы детской деятельности по приобщению детей к русским народным сказкам с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей к истокам русской народной культуры через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых. Методика работы ориентированна на то, чтобы дать детям базовые представления о музыке, изобразительном искусстве и приобщение детей к народной культуре. Информация, которую получают дети, не должна ограничиваться

фрагментальным знакомством с отдельными произведениями искусства. Интеграция художественного содержания как путь формирования художественно-творческих способностей детей представляет им возможность ярче проявить себя в том, или ином виде художественной деятельности.

Длительность опыта.

Опыт по данному направлению разрабатывался мной в практику работы детского сада в течении года. Имеющийся материал рассчитан для детей младшего дошкольного возраста и включает в себя интегрированный курс обучения и воспитания. Усвоение материала, формирование навыков и умений у детей с проблемами в развитии занимает длительный период, поэтому вся работа построена на постепенном, поэтапном введении ребенка в мир народной культуры. Диагностический этап предполагал выявление проблемы, сбор диагностических показателей и выявление уровня развития творческих способностей дошкольников в соответствии с основными положениями ФГОС. Формирующий этап – проведение работы по становлению и развитию творческих способностей посредством сказок, а также работы с родителями по разъяснению необходимости проведения намеченной работы. Аналитическая диагностика на заключительном этапе доказала эффективность выбранной методики для решения обозначенной педагогической проблемы.

Диапазон опыта.

В опыте представлены: перспективные планы для детей младшего дошкольного возраста, систематизация народных игр, анкеты и опросники для детей, педагогов, родителей. Представленный опыт работы является целостной системой создания и реализации условий для развития творческих способностей посредством русских народных сказок.

Теоретическая база опыта.

Духовность – интегрированное свойство личности. Оно проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-эстетических позиций, способности к переживанию. В основе человеческой культуры лежит духовное начало и присвоение ребенком совокупности культурных ценностей, определяет меру его общего развития.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине. Преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Духовно-нравственное воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной среды.

Центральной идеей воспитания любви к отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Именно он ввел

термин «народная педагогика», сочетая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.

Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих детей. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание, побуждающее прийти на помощь человеку, либо животному, попавшему в беду.

Мир сказки полон живых предметов, необычных явлений. Животные говорят и действуют, как люди, неживые предметы обладают психикой и душой. Многообразный образ сказочных героев даст детям простор воображению. Работа со сказкой проходит несколько этапов от восприятия произведения до игр – драматизаций. Наибольшую ценность представляют игры – импровизации по мотивам сказки, где дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят слова роли и диалоги, эмоционально сочувствуют и содействуют своим героям .

Известный русский ученый, писатель, правовед, философ дал в 1942 году свое определение сказки: «Сказка – это эпическое, чаще всего прозаическое произведение с установкой на вымысел, произведение с фантастическим сюжетом, условно-фантастической образностью, устойчивой сюжетно-композиционной структурой и ориентированной на слушателя формой повествования».

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Основополагающее значение для осмысления роли русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании и развитии детей имеют исследования ученых, таких как, и др..

Великий русский педагог был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая что простота и непосредственность народного творчества соответствует таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействия на ребенка. 6

Он теоретически обосновал и подтвердил практикой, что сказка «неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине .

Теоретической базой опыта является Примерная основная программа дошкольного образования «От рождения до школы», журналы «Дошкольное воспитание», «Детский сад будущего»; «Ты детям сказку расскажи» ; «Играют взрослые и дети» .; Рик Т. «Сказки и пьесы для семьи и детского сада» ;

Рыжова увлечений; Шорохова в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников; Безруких как источник развития творчества детей и т. д.

Характеристика условий: Оформлена зона «Мир сказок», составлены картотеки дидактических и театрализованных игр, изготовлены костюмы и декорации, подобрана художественная литература .

Технология описания опыта .

Основной целью работы является:

Создание педагогических условий в группе для приобщения младших дошкольников к истокам русской народной культуры посредствам русских народных сказок.

Задачи данной работы:

1. Формирование первоначальных представлений у детей о культуре, красоте, благородстве и жизни русского народа.

2. Развивать устойчивый интерес к русской народной культуре через сказки.

3. Развивать практические навыки эффективного использования народного творчества;

4. Формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус, художественно-творческие способности в процессе деятельности.

Для успешной реализации поставленной цели мной выделены следующие условия:

1. Центр «Театр», где размещены различные виды театров.

2. Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.

3. Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира.

4. Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.

5. Русская изба.

Включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и ситуаций, максимально способствует созданию личностно-значимой для ребенка мотивации обучения, усвоение материала и развитию творчества у детей.

Работая в направлении чудесного мира языка, дети не только знакомятся с разными видами устного народного творчества: перевертышами, считалками, скороговорками, потешками, сказками, пословицами, но сами их придумывают, сочиняют. Развитию творческого мышления способствовали такие задания как: подбор сказок к пословицам, например: «В согласии жить никто не одолеет» («Зимовье зверей»), «Труд кормит, а лень портит» («Колосок»), «Как аукнется, так и откликнется» («Лиса и журавль»), «Что посеешь, то и пожнешь» («Лисичка со скалочкой»).

Вариативность во всем: выборе тем занятий, организации обстановки, средств, методов работы с детьми.

Внимательное, тактичное отношение к каждому ребенку, уважение к процессу и результатам его творчества, создание доброжелательной атмосферы на занятиях. Региональный подход к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и других видов художественной деятельности, который означает необходимость отдавать предпочтение ближайшему окружению (природе, искусству, местным традициям, характерному для региона народному искусству).

Именно сказка вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возрасту различны. Если самого маленького сказка утешает и занимает, то старшего дошкольника и младшего школьника сказка по-настоящему воспитывает.

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение.

Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Самыми доступными средствами для духовно – нравственного развития ребенка, конечно же, является сказка.

Наиболее эффективным в процессе нравственного воспитания в дошкольном возрасте считается словесный метод. К нему относят:

1. Чтение воспитателем литературных произведений.

2. Чтение воспитателем и детьми стихотворений.

3. Проведение диалогов с детьми.

4. Ответов детей на вопросы воспитателя и наоборот.

5. Дидактические, сюжетно-ролевые и малоподвижные игры. 8

6. Игра в загадки.

7. Составление рассказов детьми по иллюстрациям и схемам.

8. Разбор жизненных ситуаций.

9. Проведение тематических вечеров и викторин.

На начальном этапе свою работу построила с того, что выявила степень сформированности у дошкольников нравственных чувств, знания детей о произведениях устного народного творчества, русских народных сказках. Для этого был проведен первичный мониторинг, который обозначил проблему и противоречие.

После изучения и отбора необходимого содержания программно-методической базы, был составлен перспективный план работы для детей дошкольного возраста, определены формы и методы работы.

Так же в форме анкетирования проведена диагностика родителей. Результаты показали низкий уровень знаний и умений у детей, а родители не подготовлены к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Поэтому привлечение семьи к духовно-нравственному воспитанию детей требует от меня особого такта, внимания и чуткости не только к каждому ребенку, но и к родителю.

Чтобы выяснить, насколько понятно и интересно данное направление детям, мной было принято решение провести несколько пробных занятий по разным разделам программы. Таким образом, были проведены в разных группах ряд занятий: «Собери любимую сказку», «Из какой сказки предмет», «Веселая карусель» и др.

В результате проведенных занятий было отмечено, что дети эмоционально реагируют на речевой, игровой материал, внимательно слушают истории о предметах народного быта, а в свободное время повторяют считалки, потешки, прибаутки. Это говорит о том, что русская народная культура доступна, понятна и интересна для детского восприятия.

Если мы хотим говорить о воспитании как о процессе развития личности ребенка, то необходимо начать с: обеспечения ребенка самым необходимым материалом, который близок его культуре и наилучшим образом отражен в его языковом сознании.

Так как материала по данному направлению в детском саду было недостаточно, следующим этапом в работе стало пополнение развивающей среды необходимым материалом по разделам: 9

1. устное народное творчество;

2. народный быт;

3. народная игра;

4. народное искусство.

Для этого были приобретена соответствующая литература, разработаны серии конспектов занятий, праздников, перспективные планы, подобран материал устного народного творчества. В книжный уголок подобрали русские народные сказки с красочными иллюстрациями в соответствии с Программой, потешками, загадками. Были оформлены альбомы «Иллюстрации к русским народным сказкам», папки-передвижки. В группе отведено место для театральной деятельности. Есть кукольный, настольный, пальчиковый театры, по сюжетам русских народных сказок: "Курочка Ряба", "Теремок", "Волк и семеро козлят", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса", "Маша и медведь". Так же в группе есть дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры. Родители поддержали инициативу в создании развивающего пространства. Родители принимали участие в изготовлении костюмов к русским народным сказкам, декораций, несложных предметов народного быта. А в летние месяцы оформляли дизайн на территории детского сада по мотивам русских народных сказок, используя опыт ремесел русских мастеров.

В группе была создана развивающая предметно - пространственная среда соответствующая возрасту детей группы, которая пробуждает в душе ребёнка лучшие чувства. Окружающие предметы, национальные, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. Так, например, в детском саду есть русская изба, по средствам которой, дети знакомятся с древне-русским бытом.

На речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек; дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля. На занятиях по изобразительной деятельности знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей.

Во время чтения русских народных сказок я демонстрировала детям иллюстрации и картины к ним. Вела беседы о смысле сказок, о характерах и поступках персонажей с целью формирования нравственных качеств. При рассказывании сказок выясняла, как дети понимают некоторые выражения, встречающиеся в сказках (например, «лубяная избушка»). Ребята с большой радостью слушают в записи музыкальные инсценировки по знакомым сказкам.

Специфика приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре по средствам сказок в доступных для этого возраста формах, видах, методах.

Взаимопонимание" href="/text/category/vzaimoponimanie/" rel="bookmark">взаимопонимания .

Таким образом, изобразительная, игровая, театрализованная другие виды детской деятельности, в основе которых лежит народная культура, формирует у них не только эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающему, но и закладывает основы будущего успешного обучения ребенка в школе, формирует компоненты различных способностей. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то 11

это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.

Работу с родителями начала с анкетирования «Приобщение детей к русской народной культуре через сказки», и дальнейшее взаимодействие осуществлялось на его основе. Составила консультации по данной теме. Дети совместно с родителями приняли участие в выставке рисунков «Сказочный горой». Участие родителей в жизни детского сада помогло им ближе увидеть мир с позиции ребенка, установить с ним доверительные отношения и проявлять искреннею заинтересованность в его действиях.

В дальнейшей своей работе буду активно использовать все виды и формы организации приобщения к русской народной культуре. Чтение сказок стало доброй семейной традицией, создало теплую, задушевную атмосферу. Использование методических рекомендаций к организации занятий во время занятий, необходимо:

Внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

Если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;

При знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

Спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;

В заключении различными способами вызывать у детей радость.

Я разыгрывала с детьми этюды с использованием ряженья, где каждое движение характеризовала: зайка маленький, трусливый; лисичка хитрая, игривая и т. д. Также проговаривали отдельные реплики героев, звукоподражании животных. Когда пересказывала сказки, побуждала детей к интонационной выразительности диалогов между персонажами. После каждого прочтения новой сказки с детьми заполняли альбом «Любимые сказки» детскими работами (рисунки, аппликации). Я приклеивала в альбом маленькую картинку из сказки, а дети дополняли свободное пространство листа своими рисунками, смайликами (понравилась или не понравилась сказка, герои). Таким образом, дети передавали свое отношение к вновь прочитанным и уже известным сказкам.

Посредством событий в сказке детьми усваиваются духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность) ;

Развивается образный строй речи, обогащается словарный запас, формируются навыки связной речи,

Развивается способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;

Воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

Воспитывается трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;

Развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту. 12

Для формирования образов сказочных героев были организованны разные виды художественной деятельности (коллективная работа «Лисичка-сестричка и волк», лепка сказочных героев, рисование «Кот »). Для раскрытия творческих способностей и дальнейшего обыгрывания сюжета, дети приняли участие в нетрадиционной техники аппликации («Мой любимый герой»). Детям было предложено придумать концовку сказок («Кот и Лиса», «Заюшкина избушка»).

В процессе такой целенаправленной работы, через различные формы приобщения к истокам русской народной культуры, у детей формируются эмоционально-окрашенные чувства причастности к наследию прошлого, приобретается совокупность культурных ценностей, что способствует развитию духовности – интегрированного свойства личности, которое проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций.

Сравнительный анализ результативности работы по формированию у дошкольников первоначальных представлений о культуре, красоте, благородстве и жизни русского народа, показал очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, а также любовь и заботу о старшем поколении. Дети знают определённые сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества;

Научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, выражать свои мысли и чувства.

В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.

Для оценки результатов провела педагогическое обследование на основе диагностики.

Сказка является одним из самых доступных средств для духовно - нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка. 13

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок почти всегда отождествляет себя с положительным героем, а значит, сказка прививает добро, формирует навыки эмпатии у ребёнка.

Кроме того, регулярное рассказывание сказок, бесед, игр в сказку, драмматизация - способствуют закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Результат воспитания детей сказкой это: усвоение ребенком норм нравственно-духовного воспитания, открытость его к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира, потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах, приобщение к опыту православной культуры, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.

Библиографический список

1. Аникин народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор.- М.,-1992.-166 с.

2. азвиваем творческие способности // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 2. – С. 2-5.

3. Бударина детей с русским народным творчеством/.- Санкт-Петербург: «Детство-Пресс».,- 2004.- 201с.

4. Виноградов фольклор и быт.(программа наблюдений.).-Иркутск,- 1980.- 56 с.

5. овременный подход к развитию творческой личности // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 3. – С. 21-24.

6. , Маханева детей к истокам русской народной культуре/ , .- СПб: «Детство-Пресс»,2004.- 304 с.

7. , Куликова педагогика: Учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 6-е изд., испр. – М.: Академия, 2010. – 416 с.

8. Комарова эстетического воспитания/.- М.: издательский дом «Карапуз», 2006.- 231с.

9. , Маркеева детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание,- СПб: «Детство - Пресс»,2003.-400 с.

10. ети сочиняют и ставят сказки // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 10. – С. 98-101.

11. Народные игры и традиции в России. Изд.2-е, доп. – М., 1994.- 242 с.

12. Николаева детского творчества: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2010. – 232 с.

13. , Короткова, Иры и забавы для детей/ , .-М.: Творческий центр «Сфера»,2001.- 156 с.

14. , Некрылова ребенка в русских традициях/ , .- М.:Айрис пресс, 2003.-203с.

15. Усова народное творчество в детском саду/.-М.: Просвещение,1971.- 334 с.

Приложение к опыту

1. Приложение. Перспективное планирование по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуры посредствам сказки

2. Приложение. Народные подвижные игры

3. Приложение. Развлечение для детей «Бабушка-Загадушка»

4. Приложение. Организованная образовательная деятельность «В гостях у сказки»

5. Приложение . Проблемные ситуации и дидактические игры

6. Приложение . Консультации для родителей «Семейные традиции»

7. Приложение. Анкеты для родителей

8. Приложение . Задания для дошкольников

9. Приложение . Тематические занятия

В последнее время наша страна столкнулась с новыми вызовами современного мира. Внешние факторы разрушения идеологии России, её духовности, морали и нравственности, формируют новую, чуждую россиянам идеологию. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности через разрушение истории и культуры народа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ Воспитатель МБДОУ №31 «Заря» Иванова Светлана П етровна

«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.

Декоративно- п рикладное искусство Народные праздники Фольклор Знакомство с окружающими предметами Направления работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

«Надо поставить дело так, чтобы при одной работе выполнялось двойное или тройное дело, чтобы всякая работа приносила более чем один результат. Здесь общее правило состоит в том, чтобы всегда и везде брать вместе то, что связано одно с другим». » Я. А. Каменский.

организация совместной работы с родителями создание п редметно- развивающей среды и нтеграция со всеми образовательными областями комплексное использование разных п едагогических методов Условия работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Воспитатель МБДОУ №31 «Заря» Иванова Светлана П етровна

Предварительный просмотр:

«Приобщение детей к истокам русской
народной культуры»

Воспитатель МБДОУ детский сад №31 «Заря»

Иванова Светлана Петровна

Пятигорск 2016 г.

«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.

В последнее время наша страна столкнулась с новыми вызовами современного мира. Внешние факторы разрушения идеологии России, её духовности, морали и нравственности, формируют новую, чуждую россиянам идеологию.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности через разрушение истории и культуры народа. Сегодня, когда материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажаются общечеловеческие ценности о добре и зле, о правде и лжи, о семье и красоте. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются анти супружеские, анти родительские, анти семейные установки.

У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни – его история и культура. Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям современного процесса обновления общества.

Дошкольный возраст – начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу - вот ведущая педагогическая идея.

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений: праздники, традиции, фольклор, художественные промыслы, декоративно – прикладное искусство.

Для работы с детьми в нашей группе по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» нами были выбраны следующие направления:

1. Знакомство с окружающими предметами . В группе организована и действует полочка Красоты; на неё воспитатель выставляет предметы народного декоративно – прикладного искусства в соответствие с запланированной тематикой, знакомит с традиционными предметами быта и ремесленными инструментами.

2. Ф ольклор . В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

В русском фольклоре сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, что позволяет использовать фольклорные формы в течение всего дня общения с детьми.

3. Народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. В своей практике нами используются традиционные праздничные обряды или их элементы. Детям объясняется историческое значение этих праздников в укладе жизни предков.

4. Народное декоративно-прикладное искусство. С разными видами рукоделия и ремесла. В этой деятельности дети приобретают трудовые навыки и навыки работы с художественным материалом. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию его детьми, уважения к труду и таланту мастеров.

Ещё Ян Амос Коменский писал, что надо «поставить дело так, чтобы при одной работе выполнялось двойное или тройное дело, чтобы всякая работа приносила более чем один результат. Здесь общее правило состоит в том, чтобы всегда и везде брать вместе то, что связано одно с другим». Патриотическое воспитание дошкольников и, прежде всего, пробуждение у них любви к родному краю, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы.

Например, многократное использование и повторение произведений устного народного творчества воспитателем в режимных моментах позволяют заучивать непроизвольно некоторые произведения народного творчества, начиная с раннего и младшего возраста детей. (Загадки, потешки, народные песенки, скороговорки, заклички, считалки, пословицы, поговорки, сказки).

Опыт использования малых фольклорных форм в младшем возрасте достаточно обширен. Это культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, укладывание детей спать. А как использовать и применять фольклор в старшем дошкольном возрасте? Нужно отметить, что уже достаточно развитое чувство юмора и самоконтроль в поведении, позволяют учить детей использовать в особых конфликтных или щекотливых ситуациях. Например, ребёнок бегает по участку на прогулке, мешает другим детям играть, не реагирует на замечания детей и педагога, падает. Начинает плакать больше от обиды. Воспитатель предлагает обыграть ситуацию.

Чигарики-чигарок,

Повалился комарок.

Со дуба на пенье,

На сыро коренье.

Прилетели мухи,

Мухи-горюхи,

Подхватили комарочка,

Доносили до дубочка.

Посадили на дубок

Под зелёненький листок:

Сиди…Отсиживайся!

Как правило все участники мини-инсценировки начинают смеяться. Забывая об обидах, а виновник ситуации, понимает без поучений, что так поступать не нужно.

Есть различные виды дразнилок – смешные и обидные стишки на каждое имя, на любой порок – жадность, трусость, нытьё, хвастовство. А эти дразнилки порицают негативные качества:

Жадина-говядина, дырявый барабан! Кто на нем играет? Вовка - таракан!

Интересно использовать дразнилки в старшем возрасте, в качестве метода коррекции поведения.

Федул, что губы надул?

Кафтан прожег.

Починить можно.

Иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Сбил, сколотил – вот колесо.

Сел да поехал – ах, хорошо!

Оглянулся назад –

Одни спицы лежат.

С помощью дразнилок ребёнок дает выход отрицательным эмоциям. Часто дразнилки сопровождаются гримасами и звукоподражанием. Дразнилка всегда произносится нараспев, всегда громко, во-первых, чтобы все слышали, а во-вторых, в словесный поединок лучше вступать с безопасного расстояния, а то ведь и сдачу получить можно. С помощью дразнилок дети учатся не только различать плохое и хорошее, выражать свое негативное отношение к какому-то явлению, но и развивают умение подбирать слова, рифму. Дразнилка – это тренировка в остроумии, в умении вести словесный поединок, развитие речи и чувства юмора.

Таким образом, фольклор учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.

Антон Семёнович Макаренко делится опытом: «работа по патриотическому воспитанию дошкольников связано с их физическим воспитанием. Будущие граждане страны должны расти сильными, ловкими и здоровыми».

Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Народная игра– уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о нравственных ценностях. Народная подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка-выполняет различные функции: развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую. Это знакомые программные классические русские народные игры: «Гуси-гуси», «Обыкновенные жмурки», «У медведя во бору», «Гори, гори ясно» и др.

На занятиях, в самостоятельной деятельности, на прогулке мы используем разнообразные игры, в том числе и народов Северного Кавказа.

Например, армянская игра, «Перетягивание палки»

Цель игры: развитие силы, выдержки, укрепление мышц туловища.

Два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями. В руки они берут палку (можно веревку, ремешок, или просто держаться за руки). При этом одна рука находится в середине палки, другая с краю. По сигналу игроки начинают тянуть друг друга, стараясь поднять соперника па ноги.

Правила игры: выигрывает тот игрок, которому удается поднять противника на ноги. Выигравший имеет право продолжить игру со следующим игроком.

Или, кабардинская народная игра «Пастух»

Из числа играющих выбираются пастух и волк, остальные - овцы. Чертится круг - луг, внутри которого собираются пастух и овцы, по внешней стороне ходит волк. Овцы стоят позади пастуха, обхватив друг друга за пояс. Волк обращается к пастуху: «Я – волк! Твоих овец унесу!» Пастух отвечает: «Я пастух смелый, овец не отдам!» Услышав, не отдам, волк старается дотянуться до овец. Пастух, расставив руки в стороны, защищает овец от волка, не позволяя ему дотронуться до них. Волк, в случае удачи уводит добычу с собой. Игра начинается сначала, но меняются роли.

Н.К.Крупская. «Такую задачу (патриотическое воспитание) можно решить, только умело сочетая наблюдение непосредственного окружения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Искусство шире откроет ребенку окно в мир, поможет сделать необходимые обобщения, будет способствовать пробуждению чувств».

Использование народной культуры в художественно-эстетической области развития детей дошкольного возраста достаточно широко используется и освещено в программах образования, соответствующих требованиям ФГОС. Произведения народного прикладного искусства играют важную роль в развитии творчества детей дошкольного возраста, способствуя развитию фантазии, воображения, образного мышления.

Использование образов народного искусства в организованной деятельности и в повседневной жизни, способствуют воспитанию детей духовно богатых, умеющих любить и ценить то, что признано народом. Ознакомление с народной игрушкой, песенкой, музыкальной игрой или хороводом оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.

Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Такая обширная работа невозможна без участия родителей. Передача опыта и традиций народа, прежде всего, осуществляется через семью. В ходе реализации задач по ознакомлению детей с народным культурным наследием мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Использование творческий поиск, расширяет кругозор детей, развивает речь детей, развивает исследовательские навыки детей. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом деятельности. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни.

Таким образом, опытная работа, проведённая нами, показала, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре возможна, необходима и доступна при выполнении следующих условий:

  1. комплексное использование разных педагогических методов: наглядного, практического, словесного, в их взаимодействии в условиях реализации деятельного подхода;
  2. тесное взаимодействие с эмоционально – нравственным, эстетическим, физическим развитием ребёнка;
  3. создание предметной среды, способствующей введению ребёнка в мир народной культуры, быта и традиций;
  4. организация совместной работы с родителями на позициях партнёрства и сотрудничества.

Литература

  1. Данилина Г. Н «Дошкольнику – об истории и культуре России» /пособие для реализации государственной программы « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 –2005 годы/
  2. Зацепина М. Б, Антонова Т.В. « Народные праздники в детском саду» /М., 2005/
  3. Карачунская Т. Н. « Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ»/ М., 2005/
  4. Князева О.Л.,. Маханёва М. Д Программа. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры./ Санкт - Петербург 1999/
  5. Коломейченко Л.В. Программа социального развития детей дошкольного возраста / Пермь, 2003/
  6. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. /М.,2014/
  7. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред, Комаровой Т. С., М., Педагогическое общество России 2012/

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки. К нам постепенно возвращается национальная память: жизнь, радость, страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины. Мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору.

Малые фольклорные жанры – это кладезь богатства нашего языка. И как важно научить детей постигать культуру своего народа, посеять в детских душах вечное. Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души детей, началом их личности. Она помогает детям понять, что они – часть великого русского народа. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

В русском фольклоре сочетаются слова и напевность. В нём видна забота, нежность, надежда в благополучие будущего, метко оцениваются жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Малые фольклорные жанры являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв. В наше время возникает потребность в приобщении детей к истокам народного творчества через малые фольклорные жанры. Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком. Для осуществления поставленной цели можно использовать программу «Приобщение детей к истокам народной культуры» Князевой О. Л., Маханёвой М. Д.

Советую использовать такие формы и методы, как: анализ литературы, комплексный метод диагностики, эксперимент, анкеты для родителей. Дидактические игры, подвижные игры, игры-драматизации, сказки, загадки, потешки, развивают устную речь ребёнка, влияют на его духовное развитие, фантазию, учат определённым нравственным нормам, способствуют умению логично рассуждать и делать выводы.

Приобщая детей к истокам народной культуры необходимо знакомить детей с народными праздниками и обычаями. Можно проводить посиделки, досуги, на которых дети будут петь песни, частушки, загадывать загадки, водить хороводы и т.д. Именно здесь вести наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Причём, эти наблюдения должны быть связаны с различными сторонами общественной жизни человека. Такая совместная деятельность создаст общее эмоциональное состояние у ребят, даже самые застенчивые станут инициативными.

Непременным условием результативности в воспитании и развитии дошкольников через малые фольклорные жанры является использование бесед о старине, чтение художественной народной литературы с обсуждением, экскурсий в музей.

Для создания атмосферы заинтересованности и включённости детей можно создать уголок в группе в виде « избы», где поместить предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских народных сказках: коромысло, кувшины, самовар и т. д.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? Это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо передавать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных чувств.

Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности. Нашим детям есть чем гордиться, они никогда не будут “Иванами – не помнящими родства”.

Рукопись представляет собой образовательную (порциальную) программу приобщения дошкольников к истокам русской национальной культуры. Народная культура, по мнению авторов, является не только источником приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям, но и их познавательного, нравственного, эстетического развития. В программе предлагаются апробированные методические и организационные приемы педагогической работы, перспективные и календарные планы занятий с детьми всех возрастных групп.

Часть I. История появления программы, формы и методы ее реализации

Часть II. Перспективные и календарные планы работы по программе

Во 2-й младшей группе

В средней группе

В старшей группе

В подготовительной к школе группе

Часть III. Приложения.

1. «Чти всегда следы прошлого»

2. "Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше" (места проживания, строительство жилища)

3. "В гостях хорошо, а дома лучше" (быт и основные занятия русских людей)

4. "Какова пряха - такова на ней и рубаха" (история мужской и женской одежды)

5. "Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги - тачать пирожник" (история мужской и женской обуви)

6. "Не по Сеньке шапка" (история головных уборов)

7. "Не до шутки, когда пусто в желудке" (история русской кухни)

8. Русский самовар и чаепитие на Руси

9. Календарь (история времяисчисления)

10. Земледельческий календарь

11. Без примет ходу нет (народные приметы)

12. Русские народные праздники (Пасха,Рождество, Масленица)

13. Русские народные промыслы

Керамические художественные изделия («Дымка», «Гжель», «Скопинская керамика»)

Художественные изделия из дерева (русская резьба, Хохлома)

Лаки (Федоскино, Палех, Мстера, Холуй)

Художественные изделия из металла (финифть, скань, жостово)

Костяное кружево

14. Русская народная игрушка (история игрушки,матрешка, кукла)

15. Русский колокольчик

16. Русская тройка

17. Русская песня (колыбельная, частушки)

18. Словарь народных слов

Предисловие

Не секрет, что в настоящее время ни один специалист в области дошкольной психологии и педагогики не может дать точное определение, что такое "образовательная программа". Проблема заключается в том, что одним и тем же термином обозначаются как комплексные программы, которые включают содержание образования по всем основным направлениям развития детей, так и программы обучения по отдельным направлениям (например, по обучению элементам компьютерной грамотности, иностранному языку и пр.). Последние все чаще называют "порциальными" программами. Однако введение такой дифференциации не снимает целого ряда проблем: как и надо ли объединять несколько порциальных программ, как и можно ли ту или иную порциальную программу подключать к комплексной и т.д. На подобные вопросы пока нет готовых ответов, и их решение остается за каждым конкретным педагогическим коллективом, т.к. только он знает контингент своих воспитанников, профессиональные возможности специалистов, финансовые резервы, региональную специфику, которые в значительной степени влияют на приоритеты в общей стратегии развития дошкольного образования. Однако интерес и стремление дошкольных учреждений к внедрению порциальных программ с каждым годом растет. Это, видимо, объясняется тем, что их реализация достаточно легко осуществляется в форме дополнительных услуг; предлагаемые направления развития детей привлекательны для родителей и выделяют дошкольное учреждение из ряда других, положительно влияют на его рейтинг при проведении аттестации. Кроме того, их можно использовать не только в условиях дошкольного учреждения, но и в клубной, студийной работе с детьми дошкольного возраста. Поэтому, несмотря на все сложности и проблемы, необходимо задаться вопросом: чем же в настоящее время должно определяться направление и содержание развития детей, положенное в основу порциальных программ?

Сравнительный анализ еще недавно обязательной для всех дошкольных учреждений комплексной "Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста" (1989 г.) с зарубежными аналогами в части их содержания, направленного на познавательное развитие детей показывает, что отечественная программа нуждается в пересмотре, в основном, с точки зрения изменения количества занятий, формы их проведения, конкретных методик, принципов комплектования материала. Что же касается ее разделов, относящихся к физическому развитию детей, художественно-эстетической, музыкальной и театрализованной деятельности, то значительное число педагогов уже многие годы привносит и в содержание, и в методы, предложенные в программе, свои творческие находки и дополнения. На данную тему много методической литературы и журнальных публикаций. Дети, как правило, с удовольствием занимаются этими видами деятельности. Во многих детских садах ведется соответствующая кружковая работа или организуются дополнительные услуги, устраиваются спортивные соревнования и праздники, конкурсы и выставки детских работ и т.д. Важно, что усилия педагогов по этим направлениям развития детей дают хороший, видимый результат.

Кроме того, в последние годы появилось несколько новых комплексных программ (например, "Радуга", "Развитие", "Золотой ключик" и др.), которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях. В них основные направления развития детей получили обновленное содержательно-методическое обеспечение.

Таким образом, можно констатировать, что в последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены в плане обновления содержания.

Тем очевиднее стал вакуум, образовавшийся в результате того, что из "Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста" как бы сам собой выпал раздел "Нравственное воспитание". Этот раздел, безусловно, носил на себе явный отпечаток идеологизированной направленности ("Дружба народов СССР", "Образ Ленина", "Праздник 7 ноября" и т.п.). Однако, ни в новых комплексных программах, ни в одной из порциальных проблема нравственно-патриотического воспитания детей практически совсем не затрагивается.

Нами предпринята попытка восполнить этот пробел. Ее результатом стала порциальная программа, теоретическую основу которой составили положения "Концепции дошкольного воспитания" (1989 г.) о необходимости приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям, идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека (И.Ильин, Д.Лихачев и др.). Причем, в отсутствие каких бы то ни было общегосударственных идеологических установок мы решили дать специальную аргументацию положения о том, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. Для этого необходимо специально остановиться на раскрытии таких понятий как "национализм", "интернационализм" и "патриотизм". Сложность в разведении этих понятий заключается в том, что понятие "национализм" для многих из нас ассоциируется прежде всего с понятием "национал-патриотизма" и, прежде всего, с германским фашизмом, основанном на противопоставлении одной, "избранной" расы (национальности) всем остальным. Пропитанный чувством собственного превосходства национал-патриотизм в нашем представлении всегда сопряжен с неприятием другой культуры, людей другой национальности и в историческом контексте прямо связан с агрессией и насилием. В новейшей истории, а, следовательно, и в нашей памяти понятие "интернационализм" противопоставлялось понятию национал-патриотизма. Более того, государственная идеология подменяла им понятие "патриотизма" или использовала как его синоним.

Понятие "интернационализм" также трактуется неоднозначно. Интернационализм может выступать как противопоставление национал-патриотизму и, например, проявляться в виде объединения людей по признаку одного вероисповедания ("Все люди - братья во Христе"). Это означает, что христианин является гражданином вселенной и может отвергать деление людей по странам, расам, национальностям.

Интернационализм может проявляться и в идее преодоления языковой разобщенности людей. Вспомним, например, еще недавно всерьез дискутировавшуюся возможность перехода на единый язык "эсперанто".

Однако распространенные в нашей стране идеи интернационализма в своей основе содержали большевистские представления о мировом переустройстве общества в соответствии с социал-революционным принципом: "Пролетарии всех стран, объединяйтесь". Для "сознательного" пролетария основная цель - это мировая революция, ради которой он может и должен предавать не только своих близких, но и родину. Фанатичная приверженность такой идеологии проявилась в форме большевистских капитулянтских лозунгов во время I Мировой войны и, особенно позднее, в первые годы советской власти, когда по идеологическим соображениям сосед предавал и обрекал на гибель соседа, брат - брата, сын - отца. Поэтому нам необходимо ясное понимание того, какой патриотизм мы утверждаем и стремимся воспитать в наших детях.

Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие "Родина" включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако, к ним не сводится, и они ее не заменяют. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни ведет к общению и взаимодействию, которое порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

В своей истории многие народы осуществляют духовно-творческие свершения, переживающие века: древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т.д. Каждый народ привносит свое, и каждое достижение народа является общим. Вот почему национальный гений и его творчество оказываются предметом особой патриотической гордости и любви: жизнь народного духа находит в его творчестве сосредоточение и воплощение. Гений творит от себя, но и за весь свой народ.

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру, как свои собственные. Однако, национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

Глубокий, духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и у ребенка пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний" (Д.Лихачев).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Исходя из вышесказанного, для своей программы "Приобщение детей к истокам народной культуры" нами были выбраны следующие приоритеты.

Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

И, последнее, ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством.

Таким образом, образовательная цель Программы - приобщение детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра.

Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основа его патриотических чувств и любви к Родине.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ, просеяв сквозь сито веков, оставил нам самое ценное.

Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая "Программа воспитания и обучения детей в детском саду", как руководство и основной документ для воспитателей, таких задач не включала. Правда, уже в младших группах ею предусматривалось приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, вкладышам, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.), малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками.

Кроме того, в "Программе" были заложены задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством хохломы, городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклорных произведений, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства, выразительности передачи игровых действий в сочетании со словом.

Однако не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. В чем же дело? Возможно, это происходило потому, что в "Программе" задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обще. Например, "...воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу", "...познакомить с некоторыми изделиями народно-прикладного искусства..." и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя почти не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможности реального приобщения детей к народной культуре.

Эти пробелы могли бы восполнить разнообразные выставки народно-прикладного искусства, музеи русского зодчества и краеведческие экспозиции, фольклорные праздники. Однако для воспитанников детского сада их посещение не всегда возможно, не говоря уже о том, что весь материал таких экспозиций, в основном, рассчитан на взрослое восприятие и требует большой грамотной переработки для малышей.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускают очень важные смысловые моменты или пересказывают русские народные сказки на современном языке. Воспитатели часто недооценивают и мало знают наизусть присказок, закличек, потешек, поговорок, народных игр и поэтому не могут применить их к месту. Музыкальные руководители, используя народные песенки как попевки-распевки, почти не включают их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.

А как донести до понимания детей-горожан особенности крестьянского труда? На практике такая задача, кстати, предусмотренная типовой программой, решалась формально, содержательно не связывалась с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками. И это вполне объяснимо, т.к. большинство педагогов сами плохо знают традиции и обычаи, историю народной культуры, не проникнуты чувством и пониманием ее древности и величия.

Поэтому для того, чтобы педагогический коллектив любого дошкольного образовательного учреждения имел возможность творчески развивать предлагаемый вариант программы, в ней, помимо организационных и методические приемов педагогической работы, перспективных планов и конспектов занятий, в виде приложения приводятся материалы из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников. Доступ к такой литературе в полном объеме, адаптация многих текстов, написанных профессионалами, весьма затруднительны для большинства педагогов, живущих в разные регионах России. Кроме того, знакомство с данными материалами (русскими праздниками и традициями, особенностями жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными промыслами и т.д.) будет целесообразно и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста.

В заключение приводится небольшой словарь наиболее употребляемых в народных сказках, пословицах, поговорках старославянских слов.

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре – основе самосохранения народа. Поэтому в нашем ДОУ разработана и внедряется парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Известно, что музыка имеет огромное значение в формировании внутреннего мира ребенка, помогает стать духовно богаче, развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте. А знание закономерностей приобщения детей к музыкальной культуре и умение организовывать процесс взаимодействия ребенка с музыкой есть важнейший показатель профессионального мастерства музыкального руководителя.

Ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни. Приобщение к истокам русской народной культуры начинается с колыбельной песни, в которой воплощены народная мудрость, традиции, обычаи. Но большинство из нас весьма поверхностно знакомо с культурой своего народа. Как жили русские люди? Как работали? Как отдыхали? Какие праздники отмечали? Какие пели песни? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Как уже было сказано, неотъемлемой частью творческого вклада множества поколений в культуру является народная педагогика, которая определяется как «совокупность педагогических сведений о воспитании ребенка, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т.п.» (Г.Н. Волков). Насыщенные яркой образностью и выразительностью, произведения народного творчества занимают одно из важных мест в обучении и воспитании детей. Они вызваны к жизни «педагогическими надобностями народа» и по силе воздействия на чувства и воображение ребенка занимают одно из первых мест среди других воспитательных средств. Неоценимы возможности народного творчества и в музыкальном воспитании детей.

Представляем вниманию читателей программу приобщения детей к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях .

Цель программы

Изучение русского музыкального фольклора с целью 1) развития музыкальных способностей; 2) формирования музыкальных знаний, умений и навыков по всем видам музыкальной деятельности в различных возрастных группах дошкольного учреждения; 3) формирования музыкальной культуры.

Формы ознакомления с народной культурой могут быть разнообразными: занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, праздники. Но в любом случае необходимо создать особую атмосферу самостоятельной деятельности детей или их совместной со взрослыми деятельности, среду, в которой ребенок чувствовал бы себя действительным участником событий.

Приоритеты деятельности

  • Широкое использование фольклора (песни, частушки, попевки, заклички, поговорки, приговорки, дразнилки, прибаутки, игры). В русском песенном фольклоре сочетаются слово и музыкальный ритм. В нем отразились черты русского характера, его нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, уважении к человеку трудящемуся, семье, дружбе. Фольклор является источником познавательного и нравственного развития детей.
  • Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и другими сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют наблюдения за особенностями времен года, погоды, за поведением птиц и насекомых, растениями.
  • Знакомство с русскими народными играми. В них заключается огромный потенциал для физического и социального развития ребенка.
  • Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

В музыкальном фольклоре неразрывно связаны музыка, пение, движение и игра на народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкальногофольклора: песня, хореография, игры, музыкальные инструменты.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

МЛАДШАЯ ГРУППА

Народная песня. Учить подпевать повторяющиеся интонации, выполнять несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки. Воспитывать интерес к народной песне, любовь к семье и родному дому.

Народная хореография. Учить простейшим элементам плясовой пластики, хороводным перестроениям по показу взрослых, реагировать на плясовую музыку, играть в хороводные игры с плясовыми элементами, часто с солистом, исполнять свободную пляску. Воспитывать дружелюбное отношение к партнеру.

Народные игры. Побуждать к импровизации. Развивать чувство ритма. Воспитывать умение сопереживать герою и друг другу.

Развивать интерес к музыкальным инструментам. Учить исполнять на них звукоподражания (журчание ручейка, пение птиц и т.д.). Обучать технике звукоизвлечения. Поддерживать стремление самостоятельно играть на инструменте. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения, исполненные на детских музыкальных инструментах.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Интерес к народной музыке, умение эмоционально на нее откликаться.
  • Обогащенный музыкальный опыт детей.
  • Задатки культурного слушания народных песен.
  • Умение петь песни, попевки, заклички, играть в народные игры, выполнять плясовые движения.
  • Умение играть на детских музыкальных инструментах.
  • Знание музыкальных жанров (песня, танец, марш), умение при помощи воспитателя высказываться о содержании и характере народных песен, потешек и т.п. выступать перед родителями и сотрудниками детского сада, принимать участие в народных праздниках («Осенины», «Масленица», «Закликание весны»).

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Народная песня. Увеличить объем песенного репертуара, добавить хороводные песни, игровую песню. Активизировать переход от разговорной к певческой интонации. Учить интонировать в пределах терции, кварты. Предлагать ситуации, в которых необходимо действовать самостоятельно. Усложнять режиссуру песни (несколько солистов). Ввести понятие «обрядовая песня». Настраивать на сопереживание характеру и содержанию народной песни.

Народная хореография. Вводить новые элементы народного танца. Уделять внимание пластике рук. В хороводах учить менять направление в кругу, разрывать его по окончании мелодии или при смене музыки, идти за ведущим «змейкой», перестраиваться в пары из круга и наоборот. Поощрять проявление большей самостоятельности в свободной пляске, желание вводить танцевальные или хороводные элементы при инсценировке песен, выразительно передавать в движении характер музыки или песни.

Народные игры. Учить использовать считалки для выбора ведущего. Закреплять умение быстро реагировать на команды, распределяться на пары, подгруппы. Обращать внимание на то, чтобы во время свободных игр дети использовали народные песни и считалки. Воспитывать интерес к освоению новых игр, самостоятельность при передаче игрового образа.

Народные музыкальные инструменты. Продолжать знакомить с музыкальными инструментами и с их звучанием в ансамбле. Продолжать обучать игре на отдельных инструментах; так, на свистульке меняется высота звука в зависимости от силы, с которой в нее дуют. Учить играть в ансамбле со старшими детьми. Воспитывать стремление эмоционально исполнять несложные произведения на музыкальных инструментах.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Углубление интереса к народной музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
  • Начало развитию звуковысотного, ритмического и тембрового слуха.
  • Развитие задатков культурного слушания музыкальных произведений.
  • Пение русские народных песен, частушек, попевоки закличеки дразнилок,прибауток, русские народные игры, умение выполнять движения, соответствующие характеру музыкального сопровождения.
  • Умениеопределять и называть музыкальные жанры (песня, танец, марш) и некоторые их виды, знакомые музыкальные произведения, различить музыкальные инструменты (дудочка, колокольчик, бубен, ложки и т.п.); совершенствование в игре на детских музыкальных инструментах;умение при помощи воспитателя и самостоятельно высказываться о содержании песен и пьес, хороводов и игр и их характере, включать музыкальные игры в различные виды немузыкальной деятельности, выступать на праздниках перед родителями и сотрудниками детского сада, принимать участие в массовых праздниках («Осенины на Руси», «Масленица», «Закликание весны», «Завивание венков»), показывая свои номера самодеятельности, принимать участие в районных конкурсах, создавать выразительные образы.

СТАРШАЯ ГРУППА

Народная песня. Значительно расширить объем песенного репертуара, добавить песни шутливо-комического характера. Инсценировать и импровизировать песенный материал. Ввести в каждое занятие разминку – упражнения для дыхания, звукообразования и т.д. Ввести частушки, учить понимать их, показывать характер героя, петь, плясать, подыгрывать на музыкальных инструментах. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при исполнении и прослушивании песен разного характера.

Народная хореография. Обучать простому хороводному шагу, сочетанию движений рук и ног, хороводу «по солнцу», «против солнца», «капустке» (улитка), «стенке на стенку», выворачиванию круга, движениям в двух кругах в разные стороны. Поощрять приплясывание во время исполнения веселых песен, предлагать солирование. Воспитывать желание выражать свое отношение к содержанию и характеру музыки выразительными движениями.

Народные игры. Вызывать желания участвовать в играх с театральными действиями и более развернутыми диалогами. Обращать внимание на манеру поведения героев. Учить отображать характер персонажей. Воспитывать желание исполнять не только положительные, но и отрицательные роли (Водяной, Баба-Яга), сопереживание персонажам игры, эмоциональную отзывчивость, а также самостоятельность при выборе атрибутов для передачи игрового образа.

Народные музыкальные инструменты. Учить узнавать и правильно называть инструменты при прослушивании записи концертов фольклорных ансамблей, оркестров народных инструментов, играть в оркестре. Слушать игру на музыкальных инструментах, но уже в оркестре, сочетать игру на инструментах с песней, игрой, пляской. Воспитывать культуру восприятия, побуждать слушать музыку, исполняемую на народных инструментах.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Закрепление интереса к народной музыке, желания ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
  • Совершенствование звуковысотного, ритмического и тембрового слуха.
  • Закрепление желания и умения петь русские народные песни, частушки, попевки, заклички, приговорки, дразнилки,прибаутки, играть в русские народные игры, выполнять движения, соответствующие характеру музыкального сопровождения, различать сольное и хоровое пение.
  • Закрепление умения рассказывать о содержании музыкальных произведений, композиторах, определять и самостоятельно назвать музыкальные жанры (песня, танец, марш) и их виды, различать музыкальные инструменты (дудочка, колокольчик, бубен, ложки, балалайки, баян, аккордеон, гармошка, барабан, и т.п.) в их сольном и оркестровом звучании, различать их по тембру, по внешнему виду, характеру звучания, играть на детских музыкальных инструментах в оркестре,называть знакомые музыкальные произведения, самостоятельно высказываться об их содержании и характере, обыгрывать хороводы, песни, частушки, колядки, и т.п., включать музыку и музыкальные игры в различные виды немузыкальной деятельности, выступать на праздниках перед родителями и сотрудниками детского сада, принимать участие в массовых праздниках («Оснняя ярмарка», «Осенины на Руси», «Колядки», «Масленица», «Закликание весны», «Завивание венков», «9 Мая»), показывая свои номера самодеятельности, принимать участие в районных конкурсах («Весенняя капель» «Веснушки – конопушки»), участвовать в празднике народной игры, подготовке и проведении концертной программы для ветеранов войны.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Народная песня. Дать понятие о таких жанрах русской народной песни, как

Лиричесие («Ходила младёшенька по борочку». «Уж, как я ль свою коровушку люблю». «А я по лугу, а я по лугу». «Со вьюном хожу»),

шутливо-комические («Во кузнице». «Пошел козел по лесу»), строевые («Солдатушки, браво ребятушки». Закреплять умение петь частушки.

Предоставлять возможность самостоятельно инсценировать песни. Воспитывать целостное музыкально-эстетическое восприятие народных песен и их содержания.

Народная хореография. Вводить элементы народного танца: пляска в три ноги, с подскоком, овладение простейшими дробями в сочетании с частушкой. Разучивать новые элементы хоровода: «плетень», «ниточка с иголочкой». Поощрять использование плясовых или хороводных элементов в при исполнении песен, игр, игре на музыкальных инструментах и т.д., желание использовать танцы и хороводы в самостоятельной деятельности.

Народные игры. Активизировать для участия в играх с развернутым театральным действом («Воробей», «Селезень утку догонял»). Усложнять правила и связывать их выполнение с происхождением некоторых обрядовых игр. Помочь понять необходимость действий и их порядок в игре («Косим сено», «А мы просо сеяли»), объясняя их связь с древними обрядами. Помочь выражать характерные черты какого-либо персонажа. Воспитывать чуткость, понимание, сопереживание к персонажам игры и сверстникам.

Народные музыкальные инструменты. Дать представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (коса, пила, рубель и т.д.). Закреплять умение различать инструменты в оркестре.

Дать знания о составе оркестра народных инструментов. Предоставить возможность импровизировать на знакомых инструментах. В процессе создания оркестра учитывать отношение детей к определенным инструментам. Включать инструменты в игры, пляски, предоставлять возможность самостоятельно выбирать инструменты. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, исполняемую оркестром детских музыкальных инструментов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Устойчивый интерес к народной музыке, желание ее слушать, эмоционально на нее откликаться.
  • Развитие дикции, дыхания, звукообразования, чистоты интонирования, ритмического и тембрового слуха.
  • Устойчивый навык культурного слушания музыкальных произведений.
  • Совершенствование ранее приобретенных умений сопровождения, различать вокальную и инструментальную музыку, сольное и хоровое пение.
  • Закрепление умениярассказывать о содержании музыкальных произведений, композиторах (не только русских, но и зарубежных), определять и самостоятельно называть музыкальные жанры (песня, танец, марш, опера, балет) и их виды;различать музыкальные инструменты (дудочка, колокольчик, бубен, ложки, балалайка, баян, аккордеон, гармошка, тамбурин, барабан, трещотка, треугольник и т.п.) в их сольном и оркестровом звучании по тембру, внешнему виду, характеру звучания; играть на детских музыкальных инструментах сольно и в оркестре, запоминать и называть знакомые музыкальные произведения, самостоятельно высказываться об их содержании, творчески обыгрывать хороводы, русские народные песни, частушки, колядки и т.п., анализировать и сравнивать музыкальные произведения разного характера; включать музыку и музыкальные игры в различные виды немузыкальной деятельности; выступать на праздникахпоказывая, принимать участие в районных конкурсах, создавать выразительные образы, участвовать в постановке русских народных сказок (театрализованная деятельность), в празднике народной игры, подготовке и проведении концертной программы для ветеранов.

Итак, широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни, танцы и т.п. мы приучаем наших воспитанников к мысли о добре, дружбе, трудолюбии, любви к природе, к родной стране, которые всегда были важны для наших предков и почитаемы ими.

1. Бударина Т.А., Куприна Л.С., Корепанова О.Н., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2010.

2. Катышева И.Б., Комбарова Г.Н, Николаева С.Р. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту. План-программа. Конспекты занятий, Сценарии праздников. Метод. пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб, 2009.

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Метод пособие. СПб, 2004.

4. Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон». М., 2008.



Рассказать друзьям