Погост какой век. Погост как административно-территориальная единица в Древней Руси

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Здравствуйте, уважаемые подписчики, читатели, очень приятно, что вы здесь, и вам интересен проект «На Грани»! Сегодня хотел поговорить на интересную тему. Может, кто не знает, что такое «погост», откуда произошло это слово, и что это слово значило в Древней Руси?

Сразу хочу заметить, что есть несколько трактовок у этого слова, я постараюсь рассказать о его происхождении, и вам сразу станет все понятно. Я всегда интересовался историей родной страны, а тут недавно услышал в песне одной популярной рок-группы слово «погост», и решил написать небольшую статью на эту тему. Кстати, что за группа и песня была угадаете? Пишите свои версии в комменты)

Немного истории

Благодаря летописным рукописям, в частности «Повесть временных лет», мы знаем о том, что система погостов была установлена при правлении княгини Ольги. И, я думаю, будет логично начать статью с прихода к правлению этой Великой Княгини. Ольга (890-969г.) – великая княгиня киевская, жена сына Рюрика князя Игоря.

В 945 году был жестоко казнен Великий Князь Игорь. Игорь грубо нарушил обычай, и второй раз за год пришел за данью к древлянам в Искоростень, в результате чего подданные жестоко убили Князя. Ольга, жестоко наказала древлян за убийство своего мужа. Я думаю, все знают эту историю. Она на самом деле трижды мстила им, но последний раз был самым жестоким. С племени древлян, убивших ее мужа, была собрана небольшая дань, по три голубя и воробья с каждого двора, к лапкам голубей были привязаны тлеющие прутья с фитильком, и когда птицы вернулись в селение, в свои голубятни, под крыши деревянных теремов, на сеновалы, весь город полыхнул за считанные минуты. Дома тогда были деревянные. И городок был сожжен полностью, вместе с его жителями.

У Игоря был наследник – сын Святослав, но так как он был еще мал, власть над страной перешла к вдове Князя, Ольге. Княгиня Ольга на своей родной земле проводила мирную политику хозяйственного устроения русских земель, также и с внешними государствами, прежде всего с Византией, набеги на Византию прекратились в этот период. Пока мужчины воевали, великая русская женщина занялась решением хозяйственного устройства Русских земель.

Южные земли были уже вполне благоустроены, а вот Северо-Запад Древней Руси представлял еще собой земли не очень плотно заселенные славянами, соседствующими с племенами другого происхождения. И Княгиня объехала тогда весь Северо-запад Древней Руси. А как тогда объезжали? По рекам. На стругах кораблях, либо в зимнее время на санях. Вот эти сани Княгини Ольги очень долго хранились в Пскове, как память о ее заботе, о благоустройстве жизни Русского народа. Это были очень трудные поездки, требующие физической выносливости и мужества. Сохранилось предание о том, что однажды, во время переправы, лодки перекинулись, и Княгиня тонула, ее спас дружинник, пожертвовавший своей жизнью. И Княгиня поставила в память о нем поклонный крест…

Погост – изначально это слово имело не то значение, к которому мы привыкли

При Ольге, начатое Князьями Рюриком и Олегом, продолжилось. После смерти Князя Игоря, для его жены Ольги сын Святослав стал самым дорогим человеком на земле. Часто думая о трагической гибели мужа, она искала способ уберечь его от опасности связанной с полюдьем, то есть обычаем, когда Князь лично ездит, даже в самые дальние уголки своих владений, для сбора дани и свершения судеб.

Она осуществила первую в истории административную реформу – поделила владения на волости. Центрами их сделала погосты. Погост это в древней Руси — крупные торговые села, стоявшие по речным берегам. Для погостов выбиралось самое удобно расположенное и защищённое место в волости. К нему было добраться изо всех ближайших поселений, поэтому такие места изначально выбирались славянами для всеобщих сборов и религиозных поклонений. Этимологию слова погост как, как ее трактует С.Б. Веселовский – место, где обычно останавливались погостить приезжие торговцы.

Когда приняли христианство, языческих идолов на погостах сносили, и возводились церкви и храмы. Погосты – это центры княжеского правления. Земли были разбросаны, сообщение очень трудное и в определенное время Князь, Княгиня или их представители, приезжали для решения вопросов управления, для княжеского суда, а с годами на этих погостах стали хоронить умерших.

В дальнейшем смысл слова «погост» преобразовался в церковно — приходской центр, с прилегающим к нему кладбищем. И поэтому, в современном сознании, слово «погост» ассоциируется с кладбищем. Но, это были именно центры княжеского правления. Везде где бывала Княгиня, она вела проповедь, ставила поклонные кресты, призывала народ к , но никогда не применяла силу, только убеждала. Как женщина действовала очень мягко.

Там она посадила чиновников – тиунов, к которым мог обратиться любой пострадавший, требуя справедливого суда для своего обидчика. Правда устанавливалась благодаря свидетелям, но если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих провидцев. Если вину доказали, то обвиняемый оплачивал виру — штраф. Смерть полагалась лишь за убийство. Тиуны же собирали с селений дань, в случае неповиновения вызывали на помощь ополчение. Ольга жестко контролировала порядок, появляясь внезапно в самых отдаленных уголках своих владений, и горе было вороватому или ленивому тиуну.

Объезжая эти земли Княгиня устанавливала уроки для смердов. Поясню, что урок — определенный, фиксированный размер налога с определенного места.

Появление смердов

Также она определяла и ограничивала места ловли птиц, зверей, ловли рыб. Это были очень важные источник питания в древние времена. Устройство Ольгой княжеских сел положило начало формированию на Руси частновладельческой княжеской вотчины, что привело к появлению такого слоя населения как смерд. А вы знали, что смерд по Русской правде — это простолюдин, член сельской общины, землевладелец, имеющий свою землю, но зависимый от князя.


Другими словами крестьянин.

Они имели земельные наделы и могли передавать их по наследству сыновьям – вот это и есть вотчина. Если наследников не было, то земля переходила князю. Холопом же называли самое бесправное население Древней Руси, они были практически рабами. Князь, разгневавшись на крестьянина, мог забрать у него землю и имущество, и тот, вместе со своей семьей переходил в ранг холопов.

На этом все. Я думаю, все понятно, если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях, с удовольствием постараюсь на них ответить. Подписывайтесь на и приглашайте друзей! Благодарю за внимание.

Текст — агент Q.

Вконтакте

Словарь Ушакова

Погост

пого ст , погоста, муж.

1. Сельское кладбище. Снести на погост (похоронить).

2. Сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком и омом причта, расположенная отдельно, в стороне от поселения (устар. ).

3. На севере - название деревни, поселка, населенного саами (лопарями).

4. Постоялый двор вдали от селений, на дороге (обл. ). (первонач. место торга, куда съезжались купцы, называвшиеся в др.-рус. языке гостями.)

Фразеологический словарь русского языка

Погост

И на погосте бывают гости - говорится о похоронах; о покойнике, принесенном на кладбище

На погосте жить, всех не оплачешь - видя много горя, бед, уже не можешь все принимать близко к сердцу (говорится при невозможности помочь в беде или когда хотят оправдать чье-либо равнодушие)

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Погост

, а , л.

1. В Древней Руси община, селение.

2. Место, где стоит сельская приходская церковь, при которой есть кладбище.

* Я ушел и наткнулся как раз на тяжелую сцену. Везли на погост чей то вохрой окрашенный гроб ... // Некрасов. Стихотворения // / *

Мир Лема - словарь и путеводитель

Погост

кладбище:

* "Что я говорю - жизни; они устроили что-то среднее между паноптикумом и погостом". - Звездные дневники Ийона Тихого. Путешествие двадцатое *

Уральская Историческая Энциклопедия

Погост

1)сел. пос.

2) единица адм. деления - окр.; совокупность сел. пос., тяготевших к единому ц. П. появились в Верхнем Прикамье во втор. пол. XV в. На нач. этапе колонизации строились рус. нас. как опорные военные пункты и базы для освоения соляных источников. Являлись крупными сел. пос. (имели от 20 до 80 дворов), ц. окр., общинного самоуправления, религиозной жизни, ремесла и торговли. Во второй пол. XVIII в. П. постепенно превращались в с. или находились на положении дер. с приходским храмом и общим для округи кладбищем. С конца XVIII в. понятие "П." исчезло из делопроизводства (П. официально стали называться селами). Слово "П." приобрело в быту др. значение - сел. кладбище или церковь в стороне от с. с прилегающим участком и кладбищем.

Лит.: Чагин Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVI - первой половине XIX в. Пермь, 1995.

Манькова И.Л.

Энциклопедический словарь

Погост

первоначально центр сельской общины на северо-западе Др. Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.

Словарь Ожегова

ПОГО СТ, а, м. Кладбище, обычно сельское (в старину церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем). Снесли на п. когон. (похоронили). Мёртвых с погоста не носят (посл. о том, что невозможно возвратить или поправить).

Стихотворение Татьяны Осень о Чернобыле начинается так: «На забытом погосте давно почернели кресты…». В понимании современных людей погост - это сельское кладбище. Старое слово, которое редко употребляется. Да и вспоминают о нем лишь литераторы. Так ли было раньше?

Немного истории

У славян были заведены ежегодные объезды своих земель князьями с дружиной. По пути следования князь останавливался в обговоренных заранее селениях или укрепленных местах, куда свозили дань. Здесь ставили крепкие дворы для возможности отбить нападение и оставляли управителя, часто называемого «скотником», регулирующего сбор товаров и решавшего административные вопросы в отсутствие господина. Путешествовать по стране летом можно было по рекам, а зимой - на санях. Поэтому удобные для остановок места назывались погосты. Это в древней Руси и само их название определяет. На гостьбу, то есть торговлю, съезжались купцы. С приездом князя оживлялась общественная жизнь: вершился суд, набирались дружинники.

Реформа княгини Ольги

С 946 года изменяется порядок выплаты дани, называемый полюдье. Княгиня Ольга устанавливает налоговую систему, упорядочив сроки и количество натурального налога, называемого уроком. С этого момента "погосты" и "уроки" - это термины, обозначающие территориально-административные единицы Руси и уставы. Урок —фиксированный размер налога с определенного места. На погостах назначаются дружинники-тиуны, сборщики дани. Тиун считает количество очагов или черных сох и передает в Киев. Так устанавливается количество налога «с дыма» или «с сохи». Дань собирают старосты общин. Вместо скота денежным эквивалентом становится гривна - металлическая отливка из серебра или золота, служащая мерой веса и платежа. На Руси не чеканили монету, но использовали имевшую хождение иностранную валюту, часто динарии, переплавляя их в слитки. Название «гривна» происходит от старославянского «грива», то есть шея. Из гривен могло состоять ожерелье.

Погост - это центр княжеского правления

На погосте в отсутствие княгини суд вершил тиун по показаниям свидетелей. За неимением оных тиун обращался к языческим жрецам. Виновный платил виру, то есть штраф. За убийство полагалась смертная казнь.

Тиун в случае отказа выплачивать дань вызывал ополчение. Сама Ольга могла внезапно появиться на погосте и проконтролировать тиуна.

Ольга определила охотничьи угодья и княжеские села. Это повлекло за собой появление смердов - зависимых от князя простолюдинов со своей землей (вотчиной), которую передавали по наследству. При отсутствии наследников земля отходила князю. Правда, князь имел право отобрать землю у смерда, наказав его за провинность. Тогда тот становился холопом вместе со своей семьей. Это практически рабство.

Как менялось значение слова

Первоначально это слово означало гостевой дом или место, где останавливается князь с дружиной. Со временем термин «погосты» означает деление территории на податные округа с центром, где был пункт приема дани и жил тиун, ответственный за сбор дани дружинник. С X века это уже торговые селения с базарами, которые привлекают купцов и мастеровой люд. Центр сбора налогов становится оживленным местом общественной жизни. Постепенно на Руси распространялось христианство, и в местах сбора дани, как наиболее посещаемых, стали строить церкви. Они привлекали дополнительные денежные потоки, занимаясь крещением, отпеванием и венчанием. Кладбище устраивалось на освященной земле, вблизи церкви. Название у погоста было двойное - по селению и по церкви.

В Псковской, Новгородской губерниях погост - это несколько сел, от десяти до ста по описям тех лет. В центральных российских губерниях, где велико было число частных владений, общественная жизнь вращалась вокруг села, где стояла усадьба помещика. Церковь и кладбище располагались поодаль.

С XVIII в. это название стоящей отдельно от села церкви с кладбищем, жилищем причта или домиком священника. К XIX-XX векам это просто сельское кладбище.

Как употребляется сейчас

Сейчас термин «погост» даже не напоминает о месте, где останавливается высокопоставленная особа или ответственный чиновник. Пожалуй, однокоренное слово «гостиница» больше скажет об этом. Осталась лишь ассоциация с кладбищем, особенно сельским. Именно так его употребляют поэты.

У Михаила Щербакова:

  • От любви, тоски, долгов и погоста - на желанный дорогой полуостров!

У Ивана Бунина:

  • Вот знакомый погост у цветной Средиземной волны…

Почему погост - христианское кладбище

На Руси не всегда хоронили на участках земли, расположенных возле храма. Или капища, если углубляться совсем уж в старину. Для знатных людей возводили курган. Помните - «князь Игорь и Ольга на холме сидят»? Этот холм - курган, где погребен Олег. Обычно вместе с господином хоронили и лошадей, и ценности. Еще известны поля погребений. Они были за пределами городища.

Захоронения у погостов в дохристианское время имело языческих идолов. В период распространения христианства их сносили, а на том месте строили храмы. Землю освящали и хоронили на ней христиан. Остальные кладбища оставались неосвященными, приходя постепенно в упадок. Позже слово приобретает смысл церковно-приходского центра. Поэтому погост - это кладбище с церковью.

Владимир Даль, объясняя значение слова " погост" , привел следующий пример: " мертвых к погосту не носят" . Будучи автором словаря великорусского, а главное, живого языка, он включил в свое многотомный труд выражения и крылатые фразы, услышанные им от простых людей. Современный человек во фразе, приведенной выше, обнаружит некое смысловое несоответствие. В действительности же всё верно. Что такое погост? Это слово, образованное от существительного " гость" . Следовательно, погост — это место, где можно гостить. Живым, но не мертвым .

История

Что такое погост? Это установленного княгиней Ольгой. Киевская Русь была разделена на участки. Жители каждого из них платили дань. Это мероприятие было далеко не безопасным. Достаточно вспомнить судьбу мужа той же Ольги. Но князья, несмотря ни на что, продолжали регулярно объезжать Русь и собирать налоги. Что такое то самое место, где они останавливались вместе со своей дружиной во время сбора дани. Правда, тогда оно называлось несколько иначе. А именно "погостьем".

О том, что такое погост, точнее, что это слово означало в Киевской Руси, мы выяснили. Но почему сегодня его воспринимают чаще как синоним к слову "кладбище"?

Село, церковь, кладбище

Что такое погост? Сперва под этим словом понимали остановку князей. Затем административно-территориальную единицу. Еще позже — населенный пункт, который являлся центром более мелких поселений. На время забудем о том, что такое погост для современного человека, и поставим себя на место жителя одной из деревни Древней Руси.

После принятия христианства в каждом селе была церковь. Не сразу, конечно, но со временем небольшие храмы открылись повсюду. Кладбища той эпохи имели мало общего с современными. Захоронения производились только на территории церкви. Таким образом, центром каждого населенного пункта являлась церковь, а ее неотъемлемой частью было кладбище. Возможно, это и есть ответ на вопрос о том, что такое погост.

Определений у этого слова несколько, но в качестве обозначения населенного пункта оно не используется уже более двух веков. По крайней мере, в разговорной речи.

Архаизм

Слово "погост" в значении "кладбище" человек может употребить в повседневной жизни, дабы украсить свою речь архаичным, нетипичным для современного языка существительным. В некоторых ситуациях это, возможно, будет звучать нелепо. Но если он скажет "На погосте я бывать не люблю, потому как там мрачно и грустно", выражая свою нелюбовь к посещению кладбища, его, по крайней мере, поймут. А вот заявление "Я проживаю на небольшом погосте" может вызвать недоумение, и даже испугать собеседника. Если он, конечно, не историк и не филолог.

Семантическая трансформация

Как так случилось, что слово, ранее обозначающие населенный пункт, то есть ассоциирующееся с жизнью, со временем приобрело кладбищенское значение? Существительные и глаголы нередко меняют смысловую основу, но не столь кардинально. Исследователи полагают, что такая семантическая трансформация произошла в результате языковых табу.

Жители Древней Руси к слову относились весьма трепетно. Так, они полагали, что существительных, обозначающих неприятные, нежелательные явления, нужно избегать. Для обитателей небольшого села, расположенного вблизи лесного массива, встреча с медведем не была большой редкостью. Но от того она не становилась более приятной. Люди предпочитали не употреблять всуе название грозного животного, дабы не накликать беду. Они предпочитали выражаться иносказательно: "Как бы косолапого не встретить в лесу".

Что уж говорить о словах, имеющих прямое отношение к смерти? "Кладбище" постепенно стали заменять "погостом". Когда человек умирал, говорили "ушёл" или "преставился". В своей любви к иносказаниям люди и не заметили, как отдельные слова утратили свое былое значение. В 18-м веке под погостом уже понимали только одно — сельское кладбище.

Но, например, в Оренбургской губернии устаревшее значение существовало еще и в XIX столетии. Здесь под погостом понимали расположенный на окраине села.

В словаре Ушакова

Еще один автор великого русского языка утверждал, что погост - или деревня, расположенная на севере. У Ушакова, так же как и у Даля, сказано, что под этим словом следует понимать не только кладбище, но и всю территорию, на которой расположена церковь. Погост в качестве места вечного упокоения настолько прижился в русской речи, что появились устойчивые выражения. Например, "снести на погост", что значит "похоронить".

Многие слова, сегодня являющиеся частью литературного языка, впервые возникли в устном народном творчестве. А иногда авторы незатейливых песен и частушек придавали уже существующим словам иное значение. Такие слова, как погост, лепота, молвить, поелику, перст, включать в активный словарный запас не стоит. Но знать их значение нужно. В завершение стоит привести в качестве примера строку из песни, написанной всего несколько десятилетий назад. В ней присутствует слово, значение и происхождение которого рассмотрены в этой статье. "Краток путь от весны до погоста", что значит "жизнь человека коротка".

Что такое Погост? Значение и толкование слова pogost, определение термина

1) Погост - - первоначально центр сельской общины на Северо-Западе Древней Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. П. называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.

2) Погост - - первоначально центр сельской общины на северо-западе Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее - сельское кладбище.

3) Погост - - центр административно - податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVII в. название отдельно стоящей церкви с кладбищем; сельское кладбище.

4) Погост - - в Киевской Руси специальный пункт сбора дани.

5) Погост - распространенный в русских источниках термин, имевший на протяжении X-XVIII вв. различное значение. Первоначально погостами, видимо, называли сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась "гостьба" (торговля). Погостами постепенно стали называться и административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и центральное селение этого округа. Во главе погостов поставлены были особые должностные лица, отвечавшие за регулярное поступление дани. С распространением на Руси христианства в погостах строили церкви, близ которых находились кладбища, и название погосты получали обычно двойное - по селению и по церкви. Величина их была различна. В XI-XIV вв. погосты состояли из нескольких десятков и даже сотен деревень. Особенно характерны такие погосты доя новгородских владений. В центральных уездах в документах XV-XVI вв. погостами в большинстве случаев называли небольшие поселения с церковью и кладбищем, основными центрами общинной жизни здесь стали частновладельческие села. Как административно-территориальные подразделения, по которым раскладывались некоторые повинности, погосты дольше всего сохранялись в уездах, где было много черных и дворцовых земель. На Севере разделение на погосты официально прекратилось лишь в 1775. В XIX - н. XX вв. слово "погост" употреблялось в значении сельского прихода, участка пути и особенно часто кладбища. В последнем значении слово это распространено в устном народном творчестве и художественной литературе. С. Ш.

6) Погост - - первоначально центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Со второй половины X в. место сбора дани, позднее - центр административно-податного округа. С XVIII в. название отдельно стоящей церкви с кладбищем, позднее сельское кладбище.

7) Погост - - 1) место сбора дани в Древней Руси; были введены княгиней Ольгой в сер. X в. 2) административно-хозяйственная единица в средневековой Руси; 3) сельское кладбище; расположенная вдали от села церковь с кладбищем.

Погост

Первоначально центр сельской общины на Северо-Западе Древней Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. П. называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.

Первоначально центр сельской общины на северо-западе Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее - сельское кладбище.

Центр административно - податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVII в. название отдельно стоящей церкви с кладбищем; сельское кладбище.

В Киевской Руси специальный пункт сбора дани.

распространенный в русских источниках термин, имевший на протяжении X-XVIII вв. различное значение. Первоначально погостами, видимо, называли сельские общины периферии Древнерусского государства, а также центры этих общин, где велась "гостьба" (торговля). Погостами постепенно стали называться и административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и центральное селение этого округа. Во главе погостов поставлены были особые должностные лица, отвечавшие за регулярное поступление дани. С распространением на Руси христианства в погостах строили церкви, близ которых находились кладбища, и название погосты получали обычно двойное - по селению и по церкви. Величина их была различна. В XI-XIV вв. погосты состояли из нескольких десятков и даже сотен деревень. Особенно характерны такие погосты доя новгородских владений. В центральных уездах в документах XV-XVI вв. погостами в большинстве случаев называли небольшие поселения с церковью и кладбищем, основными центрами общинной жизни здесь стали частновладельческие села. Как административно-территориальные подразделения, по которым раскладывались некоторые повинности, погосты дольше всего сохранялись в уездах, где было много черных и дворцовых земель. На Севере разделение на погосты официально прекратилось лишь в 1775. В XIX - н. XX вв. слово "погост" употреблялось в значении сельского прихода, участка пути и особенно часто кладбища. В последнем значении слово это распространено в устном народном творчестве и художественной литературе. С. Ш.

Первоначально центр сельской общины на северо-западе Древней Руси. Со второй половины X в. место сбора дани, позднее - центр административно-податного округа. С XVIII в. название отдельно стоящей церкви с кладбищем, позднее сельское кладбище.

1) место сбора дани в Древней Руси; были введены княгиней Ольгой в сер. X в. 2) административно-хозяйственная единица в средневековой Руси; 3) сельское кладбище; расположенная вдали от села церковь с кладбищем.



Рассказать друзьям