Программа занятий по хореографии в дополнительном образовании. Программа «Хореография

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Искусство хореографии – явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку.

Хореография, являясь одним из синтетических видов творчества, включает в себя основы различных видов искусств: музыкального и театрального, декоративно - прикладного и художественного творчества, классического, народного, современного танцев и пластики. Занятие хореографией способствует не только развитию внешних данных ребенка, но и формированию его внутреннего мира.

Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогают развить те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций. Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличии от других искусств, оказывает существенное влияние на физическое развитие ребенка.

Программа “хореография в начальной школе” - программа начального обучения, посвящена развитию и коррекции физических качеств детей, развитию их творческих способностей средствами хореографического искусства.

Главное отличие и новизна программы состоит в компенсаторных возможностей детей в период их раннего развития, детей, принятых в танцевальный коллектив без специального отбора. Актуальность программы заключается в том, чтобы в процессе творческой практики ребенок мог открывать в себе самом общечеловеческую способность эстетического отношения к миру, жизни.

Педагогическая идея: с помощью хореографического искусства (классического, народного, современного танца) способствовать развитию эстетической культуры учащихся в начальных классах, общеобразовательной школы.

Цель программы.

  1. Развитие и коррекция физических качеств детей средствами хореографии как важное условие духовного становления ребенка.
  2. Исходя из цели программы; определяются её задачи:

Специальные:

  1. Определение оптимальной программы обучения танцевальным дисциплинам (классическому, народному танцу).
  2. Выявление необходимости коррекции физических качеств детей и их развитие.
  3. Формирование художественного вкуса, интереса к танцевальному искусству, приобщение его к истории и традициям;

Общепедагогические:

  1. Раскрытие потенциала личности средствами танцевальной деятельности.
  2. Формирование культуры общения, терпимости и уважительного отношения к другим детям.
  3. Духовно нравственное воспитание детей.

Программа является: модифицированной, долговременной, ибо рассчитана на четыре года обучения; комплексной, так как направлена не только постижение искусства танца, овладение его выразительными средствами, но и на воспитание ребенка, его художественного вкуса, индивидуальности, коррекцию недостатков психофизического развития.

Условия реализации.

Данная программа предназначена для занятий детей младшего и среднего школьного возраста (1 – 6) класс, принятых в хореографический коллектив без специального отбора, предусматривает:

1 группа – подготовительная (6–7 лет)

2 группа – (7–8 лет)

3 группа – (8–9 лет)

4 группа – (9–10 лет)

5 группа – (11–12 лет)

В группах занимаются по 12–15 человек, по 4 часа в неделю.

Оснащение.

Для работы необходимо: - светлый (проветриваемый) просторный зал, оснащенный зеркалами, хореографическим станком, техническими средствами: (музыкальный центр, телевизор, двд проигрыватель); раздевалки: для мальчиков и для девочек,

Гимнастические предметы: скакалки, обручи, мячи среднего размера,

Пошив сценических костюмов к постановочным номерам, концертная обувь,

Репетиционная форма (лично): гимнастические купальники, трико, лосины, балетные тапочки, чешки, танцевальные туфли; для мальчиков можно шоры и футболки,

Коврики учащиеся приносят лично.

Методы и формы работы:

Эвристический;

Исследовательский;

Поощрения;

Интеграции;

Игровой

Одним из главных методов программы “Хореография в начальной школе”, является метод интеграции, позволяющий собрать в единое целое различные виды искусств, выбрать большую информативную емкость учебного материала. Не смотря на большой объём информации, программа отличается компактностью и сжатостью учебного материала, внедрением в неё более совершенных методов и приёмов. Метод интеграции позволил соединить элементы различных предметов, что способствовало рождению качественно новых знаний, взаимообогащающая предметы, способствуя эффективной реализации дидактической цели.

В программе использованы приоритетные формы занятий: интегрированные, интегрированные с элементами импровизации, индивидуальные. В репетиционно-постановочные занятия педагоги включают количество разделов программы самостоятельно, интегрируя их в зависимости от сложности постановки танца или его тематики.

Задача бесед – дать учащимся общее представление об основных этапах развития танцевального искусства в России и других странах, сформировать понятие о его видах и жанрах.

Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием для всех детей. Правильно используя игры можно многого добиться в воспитании детей. Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации – в одних он лидирует, в других подчиняется, в-третьих, осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. В игре происходит рефлексирование, самореализация, обучающийся принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало, - Раздел “Игровые технологии” включен во все гола обучения.

Целостный процесс обучения в хореографическом кружке делится на четыре этапа:

  1. Начальный этап.
  2. Этап углубленного разучивания.
  3. Э тап закрепления.
  4. Этап совершенствования.

Апробация методов и форм программы “Огоньки” проходила с 01.09.2005 по 29.05.2009 в МОУ СОШ№1 города Новый Уренгой. Занятия по программе оказали положительное влияние на развитие познавательных интересов, на социальную активность обучающихся, на раскрытие потенциальных способностей, на формирование художественного вкуса. Это отразилось на результативность, которую можно проследить в городских и школьных мероприятиях, концертах, а так же обучающие танцевального кружка значительно укрепили свое здоровье, что подтверждает показатель посещения занятий.

Уже на втором году обучения учащиеся кружка принимали участие в городском хореографическом конкурсе “Радуга” г. Новый Уренгой и заняли второе место.

Характеристика возрастных особенностей

Психомоторные (двигательные) возможности ребенка зависят от возрастных особенностей развития ряда психических функций: мышечно-двигательных ощущений и восприятий, сенсомоторных процессов, памяти, мышления и внимания.

Дошкольный период является весьма значимым для развития ребенка, возрастной рубеж 5-7 лет один из самых ценных этапов в жизни детей. Чрезвычайная подвижность, подражательная активность, сенситивность дошкольника этого возраста говорят о колоссальных потенциальных возможностях его развития. В то же время дошкольники отличаются быстрой сменой настроения, утомляемостью. Они плохо владеют своим телом, у них не развита координация.

Поступление ребенка в танцевальный кружок – это важное событие в его жизни. Он оказывается в другой, по сравнению с детским садом, сфере общения. Новым для него являются и взаимоотношения с педагогом и со сверстниками: отношения строятся на основе знаний общим делом – танцевальным искусством. Значительное место в программе отводится и играм и подготовке концертных номеров.

У младших школьников возрастает скорость движений, но точность еще не высока, много “лишних” не сознательных движений. Дети плохо различают и запоминают внешние сходные физические упражнения, движения; плохо их дифференцируют по основным параметрам управления. Не достаточно развиты в младшем школьном возрасте мышление, распределение и переключение внимания, что затрудняет обучение и усвоение двигательных навыков. Без учета особенностей данного возраста трудно избежать отрицательных результатов. Если в этот период не работать над точностью, ловкостью и координацией движений, то в процессе интенсивного роста ребенка возникает диспропорция в управлении двигательным аппаратом.

Неуклюжесть детей может быть причиной застенчивости, робости, неуверенности в себе в старшем возрасте, что, в свою очередь, мешает социальной адаптации ребенка.

В младшем школьном возрасте важна профилактика нарушения осанки, так как этот возраст наиболее подвержен отрицательному влиянию средовых факторов в силу не завершенности окостенения позвоночника, недостаточной сформированности мышечного корсета и адаптации к длительному сидению за партой. Формирование правильной осанки весьма важно для укрепления общего здоровья детей, так как заболевания сердечно – сосудистой и дыхательной систем среди школьников взаимосвязаны с нарушением их осанки.

Методическое обеспечение программы

Для реализации данной программы главным в определении стратегии и технологии обучения и воспитания детей является профилактика и коррекция негрубых психофизических недостатков у детей младшего школьного возраста. В основу положен принцип единства диагностики и коррекции, предполагающий построение коррекционной работы в соответствии с результатами диагностики. В данный хореографический коллектив принимаются дети без специального отбора, поэтому необходимость коррекционной работы немаловажна для успешного дальнейшего изучения классического, народного, эстрадного танца. Коррекционная направленность на начальном этапе позволит в дальнейшем двигаться ускоренными темпами.

Процесс обучения детей в хореографическом кружке основывается на следующих принципах: активности, единства теории и практики, наглядности, доступности, систематичности занятий и индивидуального подхода.

Данная программа сочетает в себе тренировочные упражнения на полу, у станка, на середине зала, упражнения на растяжку, танцевальные движения классического и народного – сценического танца, что способствует развитию танцевальности учащихся. Некоторые простейшие теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над постановками.

У каждой группы подготовительной, первого, второго, и третьего года обучения свой темп и программа занятий, которая предполагает определенный минимум знаний, умений навыков и сведений о хореографии в соответствии с возрастом. Работа в коллективе состоится таким образом, чтобы не нарушать целостности педагогического процесса, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы коллектива.

На занятиях хореографией особое внимание уделяется развитию ритма, темпа, основных двигательных качеств, музыкально ритмическим упражнениям, которые строятся на прыжках, хлопках, притопах, шагах и беге в различных рисунках. Это ориентирует детей в пространстве и времени, развивает музыкальность.

Освоение элементов классического танца построено по степени усложнения; простые упражнения подготавливают к более сложным движениям и физической нагрузке; укрепляют мышцы ног, спины, способствуют развитию координации движений. Для данного коллектива освоение основ классического танца – это способ развития ловкости и выворотности ног, координации движений юного танцора.

В материале народного танца дается представление о диапазоне национальных плясок: от спокойных до темпераментных, от танцев, где имеет значение характер и актерское мастерство, до танцев, где важна техника ног и виртуозность исполнения движений. Народные танцы могут быть приближены к детской тематике или наполнены сюжетами сказок, детских игр. Особенно большое значение имеет воспроизводство по записи подлинного национального танца, доступного детям. При выборе народного танца учитывается степень его трудности для детей. Именно поэтому в программу вошли русские, белорусские, украинские и эстонские танцы.

Танцевальная импровизация под музыку в данной программе не является основным методом работы. Но необходима для гармоничного развития. Задания даются в качестве отдыха на занятиях. В них включены темы, связанные с явлением природы, поведением животных, сказочные сюжеты, игры, а также темы, близкие детскому воображению Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры развивают творческую фантазию и творческую активность у детей.

Большое значение имеют познавательные беседы и походы на концерты и спектакли, просмотр видео и двд. Дети учатся вести себя на сцене, за кулисами. На примерах выдающихся хореографов, танцоров они познают значение творчества, приобретают опыт в обсуждении просмотренного материала, дают им эмоциональную оценку. Беседы лучше проводить в перерыве между занятиями.

Значительную роль в художественном воспитании детей играет сценическая практика. Она вводится на втором году обучения. На основе пройденного материала, программы подготавливаются концертные номера. Правильный подбор концертных номеров с учетом возможности детей, внутреннего мира ребенка содействует творческому росту ребенка в процессе реализации его потребностей, способностей и умений в танцевальной деятельности. Участие детей в концертах и мероприятиях МБОУ СОШ№1, а также выступления на других площадках г Нового Уренгоя поддерживают интерес к занятиям.

Совместный труд в подготовке концертных программ, репетиции, концерты, вся деятельность кружка – это радость творчества. И только через совместную деятельность педагогов и детей осуществляется приобщение к прекрасному. Подготовка к совместному выступлению имеет большое значение в решении воспитательных и образовательных задач. Общие репетиции сближают детей, между членами коллективов ансамбля устанавливаются дружеские, товарищеские отношения, каждый участник несет ответственность за каждого члена своего коллектива.

Особое внимание уделяется репертуару, его соответствию возрасту детей. Хореографические постановки должны нести в себе сюжет детской интерпретации, ни в коем случае не копировать постановки взрослых танцевальных коллективов.

Знания и умения и навыки к концу четырех лет обучения:

  • знать о правилах личной гигиены;
  • уметь ориентироваться в зале при исполнении танцевальных движений, музыкально подвижных игр;
  • уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;
  • чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения;
  • уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4;
  • отмечать в движении сильную долю такта;
  • уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
  • отмечать в движении музыкальные фразы, акценты, несложный ритмический рисунок;
  • выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;
  • иметь навык актерской выразительности;
  • распознать характер танцевальной музыки;
  • иметь понятие о трех основных понятиях (жанрах) музыки: Марш – песня – танец;
  • иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско;
  • исполнять движения в характере музыки – четко, сильно, медленно, плавно;
  • знать темповые обозначения, слышать темп применительно к движениям;
  • уметь отсчитывать такты, определять на слух музыкальные размеры;
  • различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и т.д;
  • уметь анализировать музыку разученных танцев;
  • слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов в упражнении.
  • знать позиции ног и рук классического танца, народно сценического;
  • усвоить правила постановки корпуса;
  • уметь исполнять основные упражнения на середине зала;
  • знать танцевальные термины: выворотность, координация, названия упражнений;
  • знать и уметь исполнять танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник и т.д;
  • иметь навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
  • знать правила исполнения упражнений народного тренажа и их названия;
  • знать положения стопы, колена, бедра – открытое, закрытое;
  • знать понятия: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно.
  • раскрытие творческих способностей;
  • развитие организованности и самостоятельности;
  • иметь представление о классическом и народном танцах.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВЫ ХОРЕОГРАФИИ

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа “Основы хореографии” имеет художественную направленность. Программа предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести детей 6–9 лет в мир хореографии, с помощью игровых технологий познакомить с некоторыми хореографическими жанрами, видами и стилями. Программа поможет обучающимся творчески самовыразиться и проявить себя посредством пластики, ритмики и импровизации.

Любая хореография связана с определенной тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные упражнения, которые дают значительную спортивно-физическую нагрузку. Особенностью хореографии, современной в частности, является гармоническое развитие всего организма. Вырабатываются навыки в сознательном управлении мышцами тела, устраняются зажимы, развивается музыкальный слух, что дает возможность подчинять свое тело определенному музыкальному ритму. Систематические занятия развивают пластику тела, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека собранность, элегантность, что является важным для ребенка. Хореография учит логическому, целесообразно организованному и грациозному движению, умению выражать чувства и эмоции с помощью тела.

Занятия танцами позволяют детям научиться красиво двигаться, дать волю фантазии, возможность самореализоваться, научиться раскрепощаться. Атмосфера на занятиях непринужденная, не навязчивая, педагог лишь сопровождает детей, незаметно подсказывая и корректируя ошибки и недоработки, что дает возможность ребенку максимально проявить себя, свои способности.

Хореография оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека, занятия помогают воспитывать характер человека. Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия хореографией развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.

У детей формируется умение передавать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластике. Дети впервые могут одеть сценический костюм, подготовленный специально к танцевальному номеру. С непосредственным участием родителей дети выступят на своих первых концертах и конкурсах. Все это, несомненно содействует усилению воспитательного эффекта, проводимого в комплексе семьи и образовательного учреждения.

Сотрудничество, мобильность, динамизм, конструктивность, ответственность – это именно те личностные качества, которые формируются у детей в результате систематических занятий хореографией.

Срок реализации программы – 2 года

Возраст детей от 6 – 9 лет

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа .

В образовательном процессе главная роль отводится эстетическому воспитанию.

Программа направлена:

    на приобщение детей 6–9 лет к основам хореографического искусства

    выявление одаренных детей с целью развития их творческих способностей;

    формирование гармонично и всесторонне развитой личности в процессе овладения искусством танца,

    развитие художественной одаренности в области танцевально-исполнительского мастерства;

    развитие и совершенствование специальных музыкальных способностей.

Новизна программы состоит в том, что в отличие от типовых данная программа направлена не только на разучивание хореографических композиций, но и на интеграцию танцевального и театрального искусства, для чего в программу включены занятия по вырабатыванию пластики тела, основам обучения дыханию в хореографии, знакомству с основами актёрского мастерства, развитию способности к импровизации и сочинению танцевальных движений, комбинаций, используемых в танце.

Актуальность данной образовательной программы обусловлена тем, что в настоящее время интерес к искусству хореографии неуклонно возрастает. Появляются новые современные танцевальные стили, которые очень привлекают подростков. Данная программа направлена не только на разучивание хореографических композиций, но и на интеграцию танцевального и театрального искусства, для чего в программу включены занятия по вырабатыванию пластики тела, основам обучения дыханию в хореографии, знакомству с основами актёрского мастерства, развитию способности к импровизации и сочинению танцевальных движений, комбинаций, используемых в танце.

Занятие хореографией не только учит понимать и создавать прекрасное, но и развивает образное мышление, фантазию, творческое воображение. Хореографическая деятельность в то же время способствует физическому развитию и здоровью детей; воспитывает красоту движений, пластичность тела, правильность осанки, жестов, культуру поведения. В настоящее время велик социальный заказ на образовательные услуги в области хореографии со стороны родителей и детей.

Педагогическая целесообразность образовательной программы направлена на создание условий для развития обучающихся основам хореографии, формирование культуры творческой личности, на приобщение детей к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации. Содержание программы расширяет представления обучающихся о танцевальных стилях и направлениях, формирует чувство гармонии, способствует укреплению физического здоровья.

Ц ель программы гармоничное развитие детей посредством танцевального искусства, через приобретение базовых знаний, творческих качеств, навыков исполнительства.

Задачи:

Обучающие:

    обучить основам партерной гимнастики;

    поэтапное овладение основам классического экзерсиса у палки и на середине зала;

    обучить простейшим элементам классического и народного танца;

    обучить элементам музыкальной грамоты;

    познакомить детей с историей возникновения и развития танца.

Развивающие:

    способствовать снятию мышечного и психологического торможения посредством танцевального движения;

    формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка;

    формировать интерес к танцевальному искусству;

    развить музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;

    развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;

    развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить;

    развивать художественный вкус.

Воспитательные:

    воспитать культуру поведения и общения;

    воспитать умение ребенка работать в коллективе;

    заложить основы становления эстетически развитой личности;

    воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности.

Отличительной особенностью образовательной программы современной хореографии является её направленность на формирование у обучающихся широкого спектра умений и навыков в области танцевального искусства. В основе формирования исполнительских способностей лежат два главных вида деятельности обучающихся: изучение теории и творческая практика Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью, ведущим, структурообразующим элементом который является классическая хореографическая подготовка. Другими значимыми элементами являются пластика тела и чувство ритма.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 6–9 лет. Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка. Допускается возможность перевода обучающихся из одной группы в другую в процессе обучения и по мере усвоения программного материала, так же усложнение или упрощение материала с индивидуальным подходом к каждому обучающемуся, так же возможны смещение некоторых тем на другие этапы обучения.

Сроки реализации образовательной программы – 2 года.

Этапы образовательной программы

    1-й год обучения (6-7 лет) – Подготовительная ступень

предполагает освоение азов ритмики, изучение простейших элементов партерной гимнастики, изучение танцевальных элементов, применяя игровые технологии, исполнение простых танцевальных композиций и танцев.

    2-й год обучения (8-9 лет) – Начальная ступень

закрепление азов ритмики и партерной гимнастики, классический экзерсис у станка (постановка корпуса, изучение позиций рук и ног, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного и тазобедренного суставов), постановочная деятельность на основе изученных танцевальных движений.

Формы занятий:

    традиционное занятие;

    комбинированное занятие;

    практическое занятие;

    игра, праздник, конкурс, фестиваль;

    творческая встреча;

    репетиция;

    концерт, открытый урок.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии:

    фронтальная;

  • групповая;

    индивидуально–групповая;

    ансамблевая.

Хореографическая деятельность включает выполнение следующих заданий:

    музыкально- ритмические упражнения на освоение, закрепление музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения;

    пляски: парные, народно-тематические;

    игры: сюжетные, несюжетные с пением, музыкально-дидактические;

    хороводы;

    построения, перестроения;

    упражнения с предметами: шарами, лентами, цветами, мячами и пр.;

    задания на танцевальное и игровое творчество.

Структура занятия состоит из трех частей:

I часть включает задания на умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие, комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной работе. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия.

II часть включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых движений. По длительности – 2/3 общего времени занятия.

III часть включает музыкальные игры, творческие задания, комплекс упражнений на расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности – 2–3 минуты.

Занятия проводятся в игровой форме. Элементы классического экзерсиса вводятся постепенно. При закреплении в обучении элементам экзерсиса целесообразно вводить дидактические музыкально-танцевальные игры.

Для обозначения движений экзерсиса желательно пользоваться общепринятой терминологией на французском языке.

Режим занятий :

Подготовительная и начальная ступени обучения являются базовыми, позволяют заложить основы танца. В этих группах занимаются до 12 человек включительно. Занятия проводятся два раза в неделю по два учебных часа. Возможно проведение занятий в режиме 4 раза в неделю по 1 учебному часу. Длительность одного учебного часа детей для детей 6–9 лет составляет 40 мин.

Приемы и методы организации образовательного процесса:

    словесный (устное изложение, беседа и т. д.);

    наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ педагогом);

    практический (упражнения).

Приемы:

  • показ видеоматериалов;

    показ педагогом;

    наблюдение.

Дидактический материал, используемый в процессе организации занятий:

Фотографии, литература по хореографии, ритмике, пластике, танцу, видео – аудиозаписи, правила поведения на сцене, словари терминов.

Механизм выявления результатов освоения программы

Оценка результативности освоения программы (деятельности) обучающихся основана на методе сравнительного анализа, при котором результаты обучения одних обучающихся сравниваются с прежними результатами того же воспитанника (индивидуальная соотносительная норма), с поставленными учебными целями и критериями (предметная соотносительная норма).

Наряду с основными методами оценки результативности обучения применяется разработанная учреждении система контроля успеваемости и аттестации обучающихся. Данная система предполагает текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации.

Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляется педагогом, ведущим предмет.

Входная, промежуточная и итоговая аттестации определяют, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения.

Методами промежуточной и итоговой аттестации являются:

метод педагогического наблюдения;

выполнения контрольных упражнений;

открытые занятия;

концертные выступления обучающихся.

Прогнозируемые результаты

Должны знать

Должны уметь

Общие ожидаемые результаты первого года обучения

Техникубезопасности и поведение во время занятий и после;

Общие понятия о хореографии, значение музыки в танце;

Особенности русских народных танцев: пляска, перепляс, хоровод;

Музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4;

Темп (быстро, медленно, умеренно);

Контрастную музыку: быстрая- медленная, весёлая- грустная, громкая- тихая;

Понятия «точек» зала.

Перестроение из одних рисунков в другие, логику поворотов влево и вправо;

Соотнесение пространственных построений с музыкой. Такт и затакт;

Отличать удар от притопа;

Ходить на полупальцах, выполнять галоп, бег с поднятыми коленями вверх (по кругу и по диагонали), ходить на пятках лицом в круг и спиной в круг;

Танцевальные шаги в образах, например: птички, бабочки, медведя, волка, лисы и т.д;

Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения(упражнения на плавность движений, махи, пружинность), упражнения на гибкость;

Движения под музыку в свободных играх;

Пригласить девочку на танец и проводить её на место;

Исполнять небольшие хореографические этюды.

Общие ожидаемые результаты второго года обучения

- основные правила движения у станка;

Позиции и положения ног и рук;

Demi plie, grand plie,Releve, Por de bra.

Выполнять основы классического экзерсиса у станка;

Исполнять танцевальный с включением различных движений рук, корпуса, хлопки;

Бег: простой, мелкий, притопы, перескоки с ноги на ногу;

Выполнять элементы народно-сценического танца;

Исполнять небольшие хореографические этюды в репетиционных и концертных вариантах.

Этапы

Год обучения

Количество часов в неделю

Количество часов

Количество обучающихся в группе

Возраст обуч-ся

Практика

Подготовительный этап

Начальный этап

Учебный план

Тематический план

1 год обучения

Разделы

Количество часов

теория

практика

всего

Азбука музыкального движения

Партерная гимнастика

Основные танцевальные движения

Итого

Теоретическое содержание (35 часов)

Основные правила движений при партерной гимнастике. Закономерности координации движения рук, головы, корпуса. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного и тазобедренного суставов. Позиции и положения ног и рук. Дополнительно изучается: уровень подъема ног, подготовительное движение руки (припорасьон), закрывание руки в подготовительное положение на два заключительных аккорда. Развивать интерес и любовь к музыке, потребность в её слушание, движение под музыку в свободных играх.

Обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями, включая классические и народные произведения.

Практическая работа (101 часов)

- самостоятельно находить свободное место в зале,

Перестраиваться в круг, становится в пары друг за другом,

Строиться в колонну и шеренгу,

Танцевальные шаги: ходьба- бодрая, спокойная, на полупальцах, на каблуках, топающим шагом вперёд и назад(спиной),с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме.т. д.;

Развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (весёлое -грустное, шаловливое, спокойное, радостное, беспокойное и т. д.).

Партерная гимнастика

Сгибание и разгибание ног, положение лёжа на животе и спине;

Наклоны корпусом вправо, влево и вперёд, ноги вертикально разведены

не менее чем на 90 градусов;

Упражнение для подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц, голени и стопы;

Упражнения для гибкости позвоночника;

Упражнения для тазобедренных суставов, эластичности мышц, бедра;

Упражнения для подвижности коленных суставов;

Упражнения, связанное с сокращением и вытягиванием стоп ноги;

Упражнения, развивающие подвижность локтевого сустава, повышающий эластичность мышц плеча и предплечья;

- «велосипед», «лодочка», «бабочка», «лягушка», «мостик», «свеча», «гора», «корзиночка», «качели», боковые приседания;

Adagio (медленное поднимание ноги);

Grand battement (большие сильные броски ногой);

Port de Bras (наклоны вперёд, в сторону, назад).

Основные танцевальные движения

Танцевальные шаги с носка;

Простой шаг вперёд и переменный шаг;

Притоп-удар всей стопой, шаг с притопом в сторону, тройной притоп,

Выведение ноги на каблук и носок и свободной первой позиции, привидение исходной позиции;

- «ковырялочка»;

Хлопушки(одинарные)- в ладоши и по бедру;

Бег с поднятыми коленями вверх (лошадка);

Бег с сильным захлёстом ног назад;

Ход на полупальцах;

Бег с поднятыми коленями вверх (по кругу и по диагонали), ходить на пятках лицом в круг и спиной в круг.

Прыжки

На 2-х ногах, высокие и низкие, разные по длительности и в сочетании между собой, высокие с акцентом наверх с сильно натянутыми носками на 2-х и на 1-ой ноге. Перескоки с ноги на ногу: ноги откидываются назад или поднимаются вперёд; шаг с подскоком: акцент наверх (на месте, с продвижением и в повороте вокруг себя); шаг с проскоком: опорная нога не вытягивается, прыжок не высокий, стелющийся (на месте с продвижением вперёд). Боковой шаг – галоп: проучивается в линии, заканчивается приставным шагом, затем по кругу.

Воспитательный аспект

Воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых пропускать старших впереди себя. Правила поведения в при посещения культурно-массовых мероприятий города. Правила гигиены во время занятий.

Прогнозируемый результат

Правильно выполнять движени

Тематический план

2 год обучения

Разделы

Количество часов

теория

практика

всего

Азбука музыкального движения

Партерная гимнастика

Основы классического экзерсиса

Элементы народно-сценического танца

Хореографические этюды

Итого

Теоретическое содержание (45 часов)

Обобщение полученных знаний и навыков. Повторение в более ускоренном темпе упражнений указанных в программе 1 года обучения. Критерий исполнительской деятельности(наличие логичности движения, грамотности, музыкальности, актерской выразительности).Специфика танцевального шага и бега. Начало тренировки суставно – мышечного аппарата ребёнка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного и тазобедренного суставов. Позиции и положения рук и ног.

Практическая работа (91 час)

Азбука музыкального движения (ритмика)

Включается весь пройденный материал 1-года обучения:

Чередование сильной и слабой долей такта;

Танцевальная музыка, марши (спортивные, военные);

Развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;

Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, в несколько кругов, в шеренги, в колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций (змейка, воротца, спираль);

Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения(упражнения на плавность движений, махи, пружинность), упражнения на гибкость;

Партерная гимнастика (ритмика)

Упражнения способствующие растягиванию ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок;

Укреплять все группы мышц, приучать к ощущению вытянутости ноги, в том числе пальцев ног и всей стопы;

Упражнения позволяющие улучшить выворотность ног;

Упражнения способствующие выработке выворотности и подвижности голени в коленном суставе;

Растягивать и укреплять мышцы спины, и особенно, поясницы;

Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса,способствующие так же исправлению осанки.

Основы классического танца

Правильная постановка корпуса. Позиции рук –подготовительная,1, 2, 3 (разучивается на середине, при не полной выворотности ног) позиции ног 6, 1,2, 3,5поз. (лицом к станку) ;

Releve- на полупальцах по I, II, V поз лицом к станку; -Port de Bra наклоны вперёд, в сторону, назад лицом к станку;

Demiplie по I, II, V позициям лицом к станку.

Элементы народно – сценического танца:

Позиции рук 1,2,3;

Позиции ног 1,2,3;

- «Ковырялочка»;

- «Моталочка»;

- «Гармошка»;

- «Простой шаг, шаг на полупальцах»;

- «Дробь - мелкая непрерывная, переменная»;

- «Молоточки – удар полупальцами в пол»;

- «Хлопушки - одинарные в ладоши, по бедру, по колену»;

- «Присядки- ползунок, мяч, присядка на каблук».

Хореографические этюды

Знакомство с музыкальным сопровождением будущего хореографического этюда, беседа о характере и образе музыки.

Воспитательный аспект

Воспитывать культуру поведения, организованность.

Прогнозируемый результат

Правильно выполнять движения.

Прыжки

- tempsleve по I , II , V поз.(лицом к станку);

Прыжки по VI поз. (мелкие и высокие);

Прыжки по VI поз. с поджатыми ногами к груди и под себя.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной

программы

Основные разделы

Методы и приемы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

Азбука музыкального движения

Объяснение, наглядный, практический

Фортепьяно, баян, фонограммы

Контрольное занятие

Элементы народно – сценического танца

Фортепьяно, баян, магнитофон, фонограмма.

Контрольное занятие,

Основы классического танца

Объяснение, наглядный, практический, творческий, репродуктивный

Фортепьяно, баян, магнитофон, фонограмма

Контрольное занятие,

Хореографические этюды

Практический, творческий

Фортепьяно, баян, магнитофон, костюмы.

Контрольное занятие,

Литература

Для педагога:

    Базарова Н.П. Классический танец Ленинград «Искусство» 1984 г.;

    Ваганова А.Я. Основы классического танца Ленинград «Искусство» 1980 г.;

    Денисова Ф. Народные танцы Издательство ВЦСПС 1954 г.;

    Захаров В.М. Радуга Русского танца «Советская Россия» 1986 г.;

    Народно-сценический танец Москва 1985 г.;

    Устинова ТА. Избранные русские народные танцы - Москва, «Искусство» 1996 г.;

    Истратова О.Н. Психологические тесты для старшеклассников - Ростов н/д: Феникс, 2007.-249.с.- (Психологический практикум);

    Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический Проект; Трикста, 2004- 176с.;

    Педагогическая техника в работе учителя.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2001- 176с.;

    Питюков В.Ю.. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд..испр. и доп. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;

    Плигин А.А. Личностно- ориентированное образование: история и практика. Монография.- М.: КСП+», 2003, 432с.;

    Психодиагностика детей. Сост. А.С. Галанов.- М.: ТЦ Сфера, 2002- 128с.;

    Ольшанская Н.А..Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей.- Волгоград: Учитель, 2005- 74с.

    Монина Г.Б., Лютова - Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители).- СПб.: Издательство «Речь», 2005.- 224с.: ил.;

    Вербицкая А.В. Основы сценического движения. М., 1973 г.;

    Мур А., перевод и редакция Пина Ю.С. Пересмотренная техника европейских танцев. М., 1999 г.;

    Пин Ю.С. (перевод и редакция). Пересмотренная техника латиноамериканских танцев. М., С.-П., 1992 г.;

    Пин Ю.С. (перевод и редакция). Перспективные направления и формы обучения танцам. М., С.-П., 1995 г.;

    Углов Ф.Г. Береги честь и здоровье смолоду. М., 1991 г.;

    Сборник нормативных документов ФТС (I-II части), М., 2001 г.;

    Базарова Н., Мей В., Азбука классического танца. Л.-М., 1994г.;

    Базарова Н., Классический танец. Л., 2005 г.;

    Ваганова А. Основы классического танца Л.-М., 2003 г.;

    Ямал Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа в трех томах. Издательство ТГУ Салехард 2004г.;

    Творчество народов Тюменской области Альбом из собрания Тюменского областного краеведческого музея имени И.Я. Словцова Москва 1999г.;

Для обучающихся:

    Богаткова Л. Танцы и игры пионеров «Детгиз» 1961 г.;

    Школа народного танца Москва 1994 г.;

    Я познаю мир: Дет. Энцикл.; Музыка\авт. А.С. Кленов. Под общ. Ред. О.Г. Хинн.- М.; Издательство АСТ-ЛТД, 1998г.;

    Пасютинская В., Волшебный мир танца, М., «Просвещение» 1985 г.;

    Жданов Л., Вступление в балет, М., «Планета», 1986 г.;

    Жариков Е. , Крушельницкий Для тебя и о тебе. – М. : Просвещение, 1991. – 223 с.;

    Ненецкие сказки и эпические песни «сюдбабц», «ярабц» Сост. Н.М. Янгасова Томск Изд-во Том. университета 2001г.;

    Северная энциклопедия Европейские издания. Северные просторы 2004г.

Для родителей:

    Розанова О.И. Хореографический коллектив в клубе Ленинград 1981г.;

    Характерный танец Москва 1988 г.;

    Сонтаг Л. Прически и красота. М.: «Эксмо» 1994г.;

    Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. /М.В. Душин, В.Н. Куров.- Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 192 с., кл.- (Серия: “Вместе учимся, играем”);

    Канасова Н.Ю., Бойцова А.Т., Кошкина В. С., Курцева Е.Г. Права детей на дополнительное образование и социально- педагогическую поддержку: Учебно-методическое пособие.- СПб.: КАРО, 2005г.;

    Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – НМЦ, Пенза. – 1994. – 344 с.;

    Марковская И.М.. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.- СПб.: Речь, 2005.- 150с.;

    Монина Г.Б., Лютова- Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители).- СПб.: Издательство «Речь», 2005 - 224с.;

    Перельман Я.И. - Занимательные задачи и опыт. М., 1972, с испр. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. -2-е изд., перераб. и доп. – М.; 2003г.

Информационная карта

УМК дополнительной образовательной программы «Основы хореография»

Детское объединение : «Кукарача» (хореография)

педагог, реализующий программу (образование, квалификация) - Захарова Е.М.

вид программы : модифицированная

направленность : художественная

образовательная область : искусство

цель программы : гармоничное развитие детей посредством танцевального искусства, через приобретение базовых знаний, творческих качеств, навыков исполнительства.

формы реализации программы : групповая

возраст детей : 6-9 лет

срок реализации программы : 2года (3 этапа)

количество часов в неделю : 2 раза в неделю по 2 академических часа

Первый год обучения – 4 часа в неделю.

Второй год обучения – 4 часа в неделю.

ожидаемые результаты : Обучающиеся безошибочно исполняют классический экзерсис у станка и на середине зала. Владеют элементами хореографических этюдов в танцах. Активно участвуют в концертной деятельности.

Лицензия : Серия А № 323615 от 30.07. 2009

Внешняя рецензия __________________________________ от ___________

(ФИО, должность) (дата)

Учебные пособия- материалы, обеспечивающие реализацию

программы содержания

Дидактические материалы, соответствующие содержанию программы, целям обучения, уровню подготовленности обучающихся (представлены в виде раздаточного материала и наглядных пособий)

    Ритмика (схемы-таблицы упражнений, музыкальные диски – видео и аудио);

    Партерный экзерсис (схемы-таблицы упражнений, музыкальные диски – видео и аудио);

    Элементы русского танца (схемы-таблицы упражнений, музыкальное сопровождение);

    Музыкально-пространственные упражнения (музыкальные записи);

    Основы классического экзерсиса (иллюстрации из журналов, схемы-таблицы);

    Хореографические этюды (схемы-таблицы);

    Элементы народно-сценического танца (схемы – таблицы движений);

    Постановочная и репетиционная работа (схемы-таблицы упражнений, музыкальные диски – видео и аудио)

Методические материалы по темам, занятиям, включающие планы занятий, состав и перечень заданий, ситуаций, контрольные задания, нормативы и т.д.

    Ритмика (Богаткова Л. «Танцы и игры» - методическое пособие);

    Партерный экзерсис (Ваганова А.Я. «Основы классического танца» - методическое пособие);

    Элементы русского танца (Денисова Ф. «Народные танцы» - методическое пособие);

    Музыкально-пространственные упражнения («Народно-сценический танец» - методическое руководство);

    Основы классического экзерсиса (Базарова Н.П. «Классический танец» - методическое руководство);

    Хореографические этюды (Базарова Н.П. «Классический танец» - методическое руководство);

    Элементы народно-сценического танца (Захаров В.М. «Радуга русского танца» - методическое руководство);

    Постановочная и репетиционная работа (Устинова Т.А. «Избранные русские народные танцы» - методическое руководство)

Перечень основных понятий с толкованием или переводом, используемых в программе:

Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.

Педагог дополнительного образования – специально содействующий развитию дополнительного образования детей в конкретном учреждении, владеющий педагогикой дополнительного образования, реализующий программы дополнительного образования детей.

Педагогическая деятельность - вид социально значимой деятельности, специально направленный на организацию условий для возникновения и становления деятельности ребенка по развитию своего человеческого образа.

Развитие личности – процесс формирования личности, накопления в ней качественных изменений, приводящих к переходу от одного состояния к другому, более совершенному.

Творчество – оригинальное, высокоэффективное решение задач педагогического процесса.

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детской культуры (искусств) «Радуга»

Согласовано: Утверждаю:

заместитель директора по УВР директор ДДК

М.А.Кукунчикова _______И.А.Сумина

«___»______2016г. «___»_______2016г

Принята

на педагогическом совете

протокол №

от

Дополнительная образовательная программа

«Релеве»

на 3 года обучения

для детей 5 – 11 лет

Составитель:

педагог дополнительного

образования

А.А. Дубровская

г. Выкса

2016 год

Введение

Танцевальное искусство существует с древнейших времен. Танец – это способ выразить свое настроение и чувства при помощи ритмичных шагов и движений тела. Во многих странах танец - важная и неотъемлемая часть культуры; танцами сопровождаются различные общественные и религиозные события. Основными направлениями танца в современном мире выделяют: танцы народов мира, балет, спортивные бальные танцы и современная хореография.

Каждый из этих видов имеет свою историю развития. Например, русский народный танец на всех этапах своего развития отражал общенациональные черты, социальный и бытовой уклад народа, его настроение, обряды и обычаи. Современный танец или танец стиля модерн зародился в конце XIX века, когда многие считали, что классический балет налагает слишком много ограничений на пластику танцующего и эмоциональную наполненность танца.

Целью современного танца является в первую очередь выражение чувств и настроений, а поэтому этот танец довольно свободный и универсальный. А так как мысли и чувства людей различны, то танцоры постоянно ищут и изобретают новые движения, что зачастую ведет к смешению и преобразованию стилей, но главное, к чему призваны хореографы сегодня, чувствовать время. Мы перешли в новый век, нас окружают новые люди, подрастает молодое поколение, совершенно незнакомое с традиционным русским народным творчеством. Прививая уважение к богатому хореографическому наследию легендарных мастеров прошлого, современным хореографам, работающим в области не только современного, но и русского народного танца, надо стараться строить хореографию, в характере нашего времени, для тех людей, которые нас окружают в повседневной жизни и, прежде всего, для подрастающего поколения. Нужно помочь им сформировать свое художественное мировоззрение, исходя из современных режиссерско-пластических и музыкальных приемов, которые, безусловно, должны основываться на особом отношении к Отечеству. Молодежи необходимо прививать любовь к Родине, родной природе, рассказывать средствами хореографии о прекрасном и таланте мировых умельцев.

Пояснительная записка

Танец – вещь полезная и приятная. Танцуя, дети развивают свое тело. Танец может прибавить уверенности в себе и даже сделать человека счастливее. Учиться танцевать очень увлекательное занятие. Это прекрасный способ провести время с друзьями.

В наше время дети подвержены огромному риску со стороны внешнего мира. Школьные уроки, компьютеры, телевизоры – сидячий образ жизни приводит к различным болезням, искривлению позвоночника. Танцы представляют собой тренировку организма в целом:

Служат защитой от сердечных заболеваний, увеличивают жизненную емкость легких, что в свою очередь влияет на продолжительность жизни;

Укрепляют костную систему;

Дают хорошую возможность регулировать вес тела;

Улучшает физическую и интеллектуальную работоспособность;

Помогает справиться со стрессами.

Дети, подверженные стрессу иногда не могут сосредоточиться. Из-за этого им тяжело приобрести новые знания. Но так как танцевать - это очень весело, то танцевальные движения исподволь учат их концентрировать внимание. Постепенно они начинают выполнять все более сложные движения и последовательности, что, в свою очередь, развивает память.

Занятия танцами – это способ помочь отстающим детям, а также замкнутым, необщительным и эмоционально неуравновешенным. Кроме этого танцы помогают избавиться от постоянных простудных заболеваний и сохраняют человеку работоспособность и жизнерадостность.

Особенно благоприятно действуют на детей собственные успехи, которые укрепляют их веру в свои силы и возможности. Для достижения ситуации успеха, как наиболее эффективного стимула формирования мотивации на занятиях используются различные формы обучения (танцевальный ринг, игра – путешествие, импровизированный концерт и др.), методы и приёмы подачи учебного материала, которые помогают детям с интересом заниматься и выполнять танцевальные движения.

Направленность программы «Релеве» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению – досуговой, общеразвивающей, учебно-познавательной и общекультурной.

Особенность программы состоит в том, что большая часть урока, на первом году обучения, опирается на партерный экзерсис, позволяющий укрепить детский организм в целом. На занятиях используются разнообразные игры, творческие коллективные задания «Импровизация». Все эти приёмы помогают детям с интересом заниматься и развивают творческие и коммуникативные навыки, артистичность, умение делать выбор, самостоятельность. Изучение основ русского народного танца помогает молодому поколению привить любовь к родине и способствует сохранению русских традиций.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Укрепление психического и физического здоровья. Получение общего эстетического, морального и физического развития.

Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).

Цель программы:

    Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и раскрытия творческих способностей формирующейся личности юного гражданина, его способностей к самовыражению.

Задачи:

    Обучать теоретическим и практическим знаниям, умениям и навыкам на основе овладения и освоения программного материала.

    Развивать ловкость, выносливость и физическую силу; музыкальность, пластичность и чувство ритма; способность детей переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений.

    Воспитывать интерес к искусству танца; чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению; трудолюбие, самостоятельность и уверенность в себе.

Программа танцевальной студии «Конфетти» рассчитана на 3 года обучения для детей в возрасте от 6 до 11 лет.

Занятия с детьми первого года обучения рассчитаны на 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа).

Занятия с детьми второго года обучения рассчитаны на 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа).

Занятия с детьми третьего года обучения рассчитаны на 216 часа (3 раза в неделю по 2 часа).

Учебно-тематический план 1,2,3 годов обучения характеризуется усложнением выполняемых хореографических элементов, упражнений, а также увеличением физической и информативной нагрузки обучающихся.

Занятия в группе проводятся в групповой и индивидуальной форме, так как каждый ребенок имеет индивидуальную форму развития и возрастные особенности.

В студию принимаются все желающие - физически здоровые дети, независимо от общего уровня физической подготовки. На занятиях поощряется инициатива и самостоятельность обучающихся.

На занятиях с детьми систематически проводятся ознакомление с правилами личной гигиены, техникой безопасности и правилами дорожного движения. Обязательным условием обучения является знакомство детей с историей танца.

За время обучения в танцевальной студии дети должны научиться: красиво двигаться под музыку, получить необходимую физическую подготовку.

Один раз в три месяца проводится контрольное занятие в форме зачета с оценкой по практическому материалу.

В конце каждого года обучения проводится итоговое занятие в форме концерта, творческого отчета.

По окончании обучения детям, непрерывно и успешно прошедшим курс данной программы, вручается диплом.

Формой подведения итогов реализации программы танцевальной студии, за определенный промежуток времени является участие детей в концертной деятельности, фестивалях и конкурсах в ДДК и на уровне города.

Программа может быть реализована при условии наличия просторного, проветриваемого класса. Прикрепляемая вдоль стены палка (станок) должна соответствовать росту, находиться на уровне талии или чуть выше. Опоры устанавливают напротив зеркал. На занятиях зеркало помогает проверить правильность выполнения упражнений, стройности, осанки, красоту позы. Техническим средством обучения является магнитофон и ноутбук.

Первый год обучения

Задачи:

    Обучать основам партерного экзерсиса: повысить гибкость суставов, улучшить пластичность мышц связок, нарастить силу мышц; правилам поведения на выступлениях

    Развивать выворотность ног, танцевальный шаг, правильную осанку, постановку корпуса, четкую координацию движений.

    Воспитывать чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому общению.

По окончанию первого года обучения дети должны знать : правила по технике безопасности, технику выполнения упражнений, простейшие элементы партерной гимнастики, навыки выворотного положения ног, устойчивости, координации движений, правила постановки корпуса, основные виды рисунка танца, правила поведения на занятиях и на концерте.

Должны уметь: выполнять основы партерного экзерсиса, свободно двигаться по музыку, творчески мыслить и фантазировать в соответствии с музыкальным материалом, правильно пройти в такт музыки, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носочка, чувствовать характер музыки, выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами, строить отношения со сверстниками.

Учебно-тематический план первого года обучения

п / п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Партерная гимнастика

3

40

43

3

Танцевальная азбука

2

10

12

4

Игровые этюды

1

22

23

5

Основные движения

2

24

26

6

1

21

22

7

Выступления

1

7

8

8

Контрольные занятия

6

6

Итоговое занятие

1

1

2

Итого:

12

132

144

1. Вводное занятие

Теория: знакомство, заполнение сведений о воспитанниках, содержание и форма занятий. Знакомство детей с правилами по технике безопасности, правилами дорожного движения. Знакомство с программой обучения первого года обучения, уставом Дома детской культуры и правилами поведения.

Практика: игра «Зайцы весело плясали»

2. «Партерная гимнастика»

Теория: рассказ «Подготовка к занятиям», «Разминка», «Расслабление»

Практика:

УПРАЖНЕНИЯ

    упражнение на развитие шага;

    наклоны корпуса к ногам;

    упражнение на полу (шпагат).

    «Танцевальная азбука»

Теория: рассказ «Ритмика и её роль в формировании музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки, развития чувства ритма», беседа о важности умения ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определении ее характера, согласования музыки с движением , основные положения рук и ног.

Практика:

    Позиция ног – I , II , III , IV , V , VI .

    Позиции рук – I , II , III .

    Упражнения:

- Определение и передача в движении:

    1-характера музыки (спокойный, торжественный);

    2-темпа (умеренный);

    3-сильных и слабых долей.

- Упражнения на развитие ориентации в пространстве.

    танцевальный шаг (выворотное положение ноги, с носка на пятку);

    построения и перестроения.

    «Игровые этюды»

Теория: знакомство детей с понятием «Импровизация», беседа «Игра как вид танца».

    «Зайки на полянке».

    «Коты и мышки».

    «Пушинки-снежинки».

    «Птицы».

    «Ниточка и иголочка».

    «Цапли и лягушки».

    «Конкобежцы».

    «Осенние листочки».

    «Весенний хоровод».

    «Веселая кадриль».

    «Шашки».

    Основные движения

Теория: Беседа «Истоки возникновения рисунка танца».

Практика: отработка движений под счёт; отработка движений под музыку; соединение движений в связки под счёт; соединение движений в связки под музыку. Основные движения и шаги:

танцевальный шаг;

 приставной шаг;

шаг на полупальцах;

простейшие движения рук;

соединение простейших движений рук и ног.

    Постановочно-репетиционная работа

Теория: знакомство детей с видами рисунка танца – стандартные, линейные, круговые, комбинированные.

Практика:

синхронность в исполнении;

построение танцевальной композиции в законченную форму - танец.

    Выступления

Теория: беседа «Правила поведения на концерте»

Практика:

    концерты в ДДК

    Контрольные занятия

Элементы партерной гимнастики,

Основные положения рук и ног,

Знание и качество выполнения движений

    зачет с оценкой за органичность и артистизм при показе танца.

Итоговое занятие

Второй год обучения

Задачи:

    Обучать основам классического танца, простейшим элементам народного танца, различным стилям современного танца.

    Развивать гибкость, свободное владение корпусом, движениями головы и особенно рук, пластичность и выразительность, фантазию, актерское мастерство.

    Воспитывать дружелюбное отношение к сверстникам и уважительное отношение к старшим, чувство собственного достоинства.

По окончанию второго года обучения дети должны знать : названия элементов классического и народного танца, элементы партерной гимнастики, наиболее распространенные стили современного танца, правила поведения в обществе.

Должны уметь: выполнять элементы классического танца, творчески мыслить и фантазировать в соответствии с музыкальным материалом, правильно подбирать движения к определенной музыке, проявлять артистичность.

Учебно-тематический план второго года обучения

п / п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Партерная гимнастика

1

35

36

3

Классический танец

4

44

48

4

Народный танец

2

25

27

5

Игровые этюды

1

18

19

6

Основные движения

2

25

27

7

Постановочно-репетиционная работа

3

34

37

8

Выступления

12

12

9

Контрольные занятия

6

6

Итоговое занятие

1

1

2

Итого:

15

201

216

1. Вводное занятие

Теория: Повторение правил по технике безопасности, правил дорожного движения. Знакомство с программой обучения второго года обучения.

Практика: игра «делай как я».

2. «Партерная гимнастика»

Теория: беседа «Основные виды упражнений партерной гимнастики».

Практика:

УПРАЖНЕНИЯ в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров:

    упражнение на развитие гибкости плечевого и поясничного суставов;

    упражнение на подвижность голеностопного сустава;

    упражнение на развитие шага;

    упражнение на развитие гибкости;

    упражнение на укрепление позвоночника;

    упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса;

    упражнение на развитие выворотности ног;

    растяжка ног (вперед, в сторону);

    наклоны корпуса к ногам;

    упражнение на полу (шпагат);

    «корзинка»;

    «лодочка»;

    мостик и полумостик;

    «кольцо».

    «Классический танец»

Теория: Просмотр видеофильма о классическом экзерсисе. Терминология, основные понятия и правила движений у станка. Положения рук и ног. Понятие о поворотах ан деор и ан дедан.

Практика: Вращения (тур, тур-пике). Прыжки (ассамбле, шажман де пье, эшаппе). Экзерсис у станка

    Позиция ног – I , II , III , IV , V , VI .

    Позиции рук – I , II , III .

    Плие. Исполняется по I , II , V позиции.

    Батман тандю. Исполняется по V позиции.

    Батман тандю жете. Исполняется по V позиции.

    Ронд де жамб пар терр. Исполняется по I позиции.

    Гранд батман жете. Исполняется по V позиции.

    Релеве. Исполняется по I , II позиции.

    «Народный танец»

Теория: Рассказ «Связь классического и народного танца».

Практика: Изучение элементов русского народного танца. Позиция рук - 1, 2, 3. Шаги танцевальные, с носка: простой шаг вперед; переменный шаг вперед. Гармошка. Припадания. Молоточки. Ковырялочки и моталочки. Вращения.

5. «Игровые этюды»

Теория: беседа «Применение рисунка в современной хореографии».

Практика: игры, проходящие на базе дома детской культуры на тему:

    «Весенний хоровод».

    «Веселая кадриль».

    «Шашки».

    «Озорные букашки».

    «Бабочки и клоун».

    «Полетели ласточки».

    «Едем в гости к бабушке».

    «Паровозик».

    «Волк и семеро козлят».

    «Большая стирка».

    Основные движения

Теория: Беседа «Наиболее распространенные стили современного танца ».

Практика: отработка движений под счёт и под музыку; соединение движений в связки под счёт и под музыку. Положения рук (показ учителя). Простейшая композиции. Работа рук, тела, головы, корпуса, в разных направлениях.

Основные движения и шаги:

 приставной шаг;

шаг на полупальцах;

    ходьба: бодрая, маршеобразная, спокойная, умение пройти под музыку;

    бег (легкий, стремительный, широкий);

    подскоки на месте и с продвижением вперед с вытянутой и сокращенной стопой;

    построения и перестроения.

движения рук, работа корпуса и головы.

соединение движений рук и ног.

разучивание более сложных танцевальных движений.

    Постановочно-репетиционная работа

Теория: Беседа «Как научиться ставить танцы». «Как создается танец».

Практика:

знакомство с музыкальным материалом постановки;

соединение движений в танцевальные комбинации;

синхронность в исполнении;

отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений;

выразительность и эмоциональность исполнения;

построение танцевальной композиции в законченную форму - эстрадный танец.

    Выступления

Теория: беседа «Правила поведения в обществе»

Практика:

    концерты в ДДК

    Контрольные занятия

    зачет с оценкой по технике выполнения всего изученного материала

Элементы народного танца,

Итоговое занятие

Теория: Подведение итогов работы за учебный год.

Практика: Показ детьми изученных за год танцевальных комбинаций. Поощрение за успехи и старание, награждение грамотами. Игры. Конкурсы. Чаепитие.

Третий год обучения

Задачи:

    Обучать детей истории и основным движениям народного танца.

    Развивать у детей актерское мастерство, умение переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих движений.

    Воспитывать музыкальный вкус и любовь к искусству танца; доброжелательность, вежливость, соблюдение правил культурного поведения и стремление к самосовершенствованию.

По окончанию третьего года обучения дети должны знать : историю русского народного танца, элементы классического и народного танца, партерной гимнастики.

Должны уметь: органично строить движения, проявлять актерское мастерство, уметь импровизировать на заданную тему, четко выполнять движения в поставленных композициях, работать в коллективе.

Учебно-тематический план третьего года обучения

п / п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

1

2

2

Партерная гимнастика

1

15

16

3

Классический танец

4

34

38

4

Народный танец

2

52

54

5

Игровые этюды

1

13

14

6

Основные движения

2

25

27

7

Постановочно-репетиционная работа

3

39

42

8

Выступления

15

15

9

Контрольные занятия

6

6

Итоговое занятие

1

1

2

Итого:

15

201

216

1. Вводное занятие

Теория: Повторение правил по технике безопасности, правил дорожного движения. Знакомство с программой обучения третьего года обучения.

Практика: игра «пойми меня».

2. «Партерная гимнастика»

Теория: беседа «Упражнения для развития тела».

Практика:

    Включается весь материал предыдущих лет.

    «Классический танец»

Теория: Терминология, основные понятия и правила движений на середине.

Практика: Вращения, прыжки, экзерсис у станка - повторяются все элементы, изученные в предыдущем году и включаются новые элементы

    Батман фондю. Исполняется по V позиции.

    Батман фраппе. Исполняется по V позиции.

    Ронд де жамб ан лер. Исполняется по V позиции.

    Адажио. Исполняется по V позиции.

    «Народный танец»

Теория: Рассказ «Виды хороводов». Просмотр видеоматериалов по народному танцу.

Практика: Повторение элементов русского народного танца. Припадания. Молоточки. Ковырялочки и моталочки. Вращения. Дроби. Дроби по кругу. Веревочки. Упражнения у станка

    Плие

    Характерные батман тандю

    Упражнения на выстукивания

    Вращательные движения

    Круговращения ног

    Большие батманы

5. «Игровые этюды»

Теория: беседа «Художественный образ в хореографии».

Практика: игры, проходящие на базе дома детской культуры на темы, изученные в предыдущие годы.

6. Основные движения

Теория: Беседа «Значение музыки в хореографическом произведении ».

Практика: отработка движений русского народного танца под счёт и под музыку; соединение движений в связки под счёт и под музыку.

Упражнения на середине. Положение рук, положение ног. Положение рук в групповых танцах в фигурах: звездочка, круг, карусель, цепочка. Поклоны - на месте, с движением вперед и назад.

Ходы: простой шаг с продвижением вперед и назад; переменный шаг с продвижением вперед и назад. Притоп - удар всей стопой. Дроби (дробная до­рожка). «Гармошка» - одновременные повороты обеих стоп из свободной позиции в 1-ю закрытую и обратно, с продвижением в сторону. Припадание - на месте, с продвижением в сторону, с поворотом. «Молоточки» - удар полупальцами в пол, от колена в прямом положении, с подскоком на другой ноге; на месте.

Ходы. Опускание на колени - на одно, на оба с одновременным поворотом

Элементы стилизованного танца. Особенности и манера исполнения. Положение рук - в соло и в паре. Ходы. Простой шаг. Легкий бег. Движения корпуса. Шаг с подско­ком; подскоки на двух ногах. Проскальзывание на обеих ногах. Небольшие подскоки с вынесением ноги вперед. Боковые шаги с вынесением свободной ноги вперед. Работа стоп в танце.

    Постановочно-репетиционная работа

Теория: Беседа «История русского народного танца».

Практика:

знакомство с музыкальным материалом постановки;

соединение движений в танцевальные комбинации;

синхронность в исполнении;

отработка четкости и чистоты рисунков, построений и перестроений;

выразительность и эмоциональность исполнения;

построение танцевальной композиции в законченную форму – русский народный танец.

    Выступления

Теория: беседа «Правила работы в коллективе», «Правила дорожного движения»

Практика:

    Концертные программы в ДДК

    Отчетный концерт

    Выездные концерты в учреждениях города

    Контрольные занятия

    зачет с оценкой по технике выполнения всего изученного материала

- элементы партерной гимнастики

- элементы классического экзерсиса,

- элементы народного танца,

    зачет с оценкой за правильность выполнения движений и актерское мастерство при показе танца.

Итоговое занятие

Теория: Подведение итогов работы за учебный год.

Практика: Творческий отчет в рамках концертной программы ДДК.

Показ детьми изученных за год танцевальных композиций. Поощрение за успехи и старание, награждение грамотами. Вручение дипломов об окончании программы обучения. Чаепитие.

Методическое обеспечение программы

Техническое оснащение

занятий

Формы подведения итогов

1

Вводное занятие

Беседа

Игра сюжетно-ролевая

Методы: словесный

Приемы: диалог, объяснение, сообщение новой информации

Книги, анкеты

2

Партерная гимнастика

Беседа, практическая работа

Схемы упражнений

Зеркальная стена, магнитофон

Практический зачет

3

Танцевальная азбука

Беседа, практическая работа

Методы: словесный, практический, метод контроля (практический, репродуктивный(воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию педагога)

Приемы: сообщение, объяснение, показ упражнений

Плакаты «Основные позиции ног и рук»,

Показ педагогом

Зеркальная стена, магнитофон

Практический зачет

4

Игровые этюды

Беседа, игры

Методы: словесный, практический, метод контроля (практический, репродуктивный(воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию педагога)

Приемы: сообщение, объяснение, наблюдение

Компьютерные средства, раздаточный материал

Зеркальная стена, магнитофон

Самостоятельная работа

5

Основные движения

Беседа, практическая работа

Методы: словесный, практический, метод контроля (практический, репродуктивный(воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию педагога)

Показ педагогом

Зеркальная стена, магнитофон

Практический зачет

6

Постановочно-репетиционная работа

Беседа, практическая работа

Методы: словесный, практический, метод контроля (практический, репродуктивный(воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию педагога)

Приемы: сообщение, объяснение, показ движений

Показ педагогом

Зеркальная стена, магнитофон

Практический зачет

7

Классический танец

Беседа, практическая работа

Методы: словесный, практический, метод контроля (практический, репродуктивный(воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию педагога)

Приемы: сообщение, объяснение, показ движений

Практический зачет

8

Народный танец

Беседа, практическая работа

Методы: словесный, практический, метод контроля (практический, репродуктивный(воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию педагога)

Приемы: сообщение, объяснение, показ движений

Показ педагогом, использование видеоматериала

Зеркальная стена, магнитофон, ноутбук

Практический зачет

9

Выступления

Беседа, концерты

Методы: словесный, практический, метод контроля (практический, репродуктивный(воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию педагога)

Магнитофон

Концерты, конкурсы, фестивали

10

Контрольные занятия

Методы: словесный, практический, метод контроля (практический, репродуктивный(воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию педагога)

Приемы: сообщение, объяснение

Магнитофон

Практический зачет, самостоятельная работа

Итоговое занятие

Занятие-игра

Магнитофон

Список литературы для учащихся:

    Барышникова Т. “Азбука хореографии”, М., 1999 г.

    Иванова О., Шарабарова И. «Занимайтесь ритмической гимнастикой», М. Советский спорт, 1988 г.

    Люси Смит «Танцы. Начальный курс», М. Астрель, 2001 г.

Список литературы для педагога:

    Бекина С. и др. “Музыка и движение”, М., Просвещение, 1984 г.

    Белая К. “Триста ответов на вопросы заведующей детским садом”, М., 2004 г.

    Бондаренко Л. “Методика хореографической работы в школе”, Киев,1998г

    Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия, - 2000, с.38.

    Костровицкая В. “Сто уроков классического танца”, С-Пб., 1999 г.

    Захаров В. «Поэтика русского танца», М., Издательский дом «Святогор», 2004.



Рассказать друзьям