Путь к состраданию достоевский мальчики. 

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Тема урока. Путь к состраданию (по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» - «Мальчики»).
Форма урока. Урок-диалог.

Цели : - сформировать первое представление о художественном мире Ф.М.Достоевского, где человек показан в напряженные, критические моменты жизни;

Актуализировать для учащихся нравственные проблемы произведения(сострадание другому человеку, милосердие, деятельная любовь к ближнему);

Сформировать навык характеристики героя;

Познакомиться с характерными героями творчества Достоевского, определить основные мотивы и темы творчества писателя.

Методические приемы: работа с эпиграфом, аналитическая беседа, сопоставительный анализ образов, работа с иллюстрациями, словарная работа, составление «Листа итогов» о мире души героев писателя.

Словарная работа: образ-символ, характер героя, художественная деталь, проблематика; самолюбие, самолюбование, самодовольство, самоосуждение, великодушие, милосердие.

Оборудование: учебник-хрестоматия, схема характеристики литературного героя, презентация к уроку (мультимедиапроектор): портрет, иллюстрации.

Ход урока


  1. Организационный момент.
- Завершая знакомство с творчеством Ф.М. Достоевского в 7 классе, мы вспомним все исследования отрывка из романа «Братья Карамазовы» - «Мальчики» и определим основные мотивы творчества писателя.

Объявление темы урока
2. Работа с эпиграфом 1.

Обратимся к эпиграфу к уроку.

Я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человеческой…
Ф.М.Достоевский
Запись в тетради 1880–1881 гг.

В чем же заключается особенность произведений Ф.М.Достоевского? Какова их проблематика?

(Писателя интересует мир души человека, значит, произведения посвящены решению нравственных вопросов: проблема добра и зла, любви и уважения, прощения).

Работа с эпиграфом 2.

Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…
Ф.М.Достоевский

Прикоснувшись к творчеству Достоевского в этом году, мы открыли одну из важнейших тем его произведений. Какую же?

(Тема детства, роли детей в жизни человека).

Уточним, какая сторона детской жизни интересовала писателя. Обратимся к эпиграфу 3.

ребенок что цветок , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи , и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка.
Ф.М. Достоевский
«Дневник писателя», 1873г.

О чем же писал Достоевский?

(О детском страдании. Мы слышим боль и отчаяние автора в строчках, посвященных теме детского страдания.)
3. – Да, действительно, дети – герои многих произведений Ф.М.Достоевского.

А вспомните, кого мы считаем настоящим, истинным, героем художественного произведения?

(Того, кто претерпевает изменения в душе, развивается)

Кто из героев изучаемого отрывка совершает такой путь познания, развития? (Все дети: Илюша, Коля Красоткин, Снегирев)

Каким вы представляете себе этот путь? Какой яркий образ возникает в вашем воображении, когда мы говорим об этом жизненном пути героев?

(Путь до Илюшиного камня.)

Какую роль сыграл этот камень в жизни каждого героя?

(Камень – символ преграды , встающей на жизненном пути и заставляющей человека задуматься о своей жизни, это символ страданий , слез, символ той ТВЕРДОЙ, т.е. НЕПРЕЛОЖНОЙ ИСТИНЫ, которая открывается далеко не каждому в жизни)

Обращаемся к доске(изображение камня и дороги)
4. – Один из мальчиков – Илюша Снегирев – оказывается на этом пути познания. К чему этот путь его привел?

– Опираясь на наиболее важные, на ваш взгляд, элементы плана характеристики литературного героя, определим особенности образа Илюши в изучаемом отрывке.

Во-первых, обратимся к предлагаемым для анализа эпизодам, изображенным на иллюстрациях. Какие эпизоды нам представлены?

(Иллюстрация 1 – Илюша и Алеша Карамазов, иллюстрация 2 – У постели Илюши).

Сопоставим образ Илюши в начале отрывка и в последних сценах. (Заполнение таблицы:

Какое же открытие совершает для себя Илюша? Как изменился герой в течение жизненного пути?

(Открытие товарищества, сочувствия и сопереживания;

открытие радости, светлых чувств и переживаний,

осознание прощения, счастья прощения и любви)

Какие еще детали портрета Илюши заставили вас задуматься о том жизненном пути, который совершает герой?

(Такие детали портрета мальчика…

… как глаза : темные, большие на светлом вытянутом лице, пропитанные злобой, - отражение несовершенства окружающего мира, символ неправедной, жестокой жизни взрослых людей

… как интерьер , с которым словно срастается герой и его отец, да и вся семья Снегиревых – вспомним эпиграф к уроку: ребенок сравнивается Достоевским с цветком, однако вынужден жить в нищете, мы словно слышим горький плач писателя о детях

… как поведение героя: его слезы в ответ на защиту Карамазова – символ непонимания, удивления, беззащитности, его жажда мщения и осознанное понимание необходимости прощения , его беззаветная любовь к отцу и уверенность в нерушимости семьи)

Таким образом, камень для Илюши – это некий значимый образ. Постараемся понять, к чему ведет эта тропинка до Илюшиного камня и какую роль сыграли эти образы в жизни Илюши.

Познание истины, которая «пришибла» мальчика,

Познание веры в человека, в добро, милосердие, любовь
5. Характеристика образа Коли Красоткина.

А другой мальчик – Коля Красоткин – меняется ли? (Да.) И какое значение имеет образ камня, появившегося на жизненном пути героя?

Постараемся сопоставить эпизоды, в которых появляется Коля Красоткин: до встречи с Алешей Карамазовым и у Илюшиного камня. Каков герой? (Составление таблицы)

Итак, к чему приходит герой в конце произведения, какие важные открытия совершает он в своей душе?

(Это оказался настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей)
6. – Какую роль в жизни мальчиков сыграл взрослый человек – Алеша Карамазов?

(Этот герой – своего рода связующее «звено», он «соединяет» всех мальчиков вместе + цитата!

Алеша – это олицетворение мира, добра, милосердия(защитил Илюшу от летящих камней),

Алеша – это и человек, сохранивший в себе немного «детскости», он ребенок в душе. По мысли Достоевского, ребенок – ангел, лучик из рая, словно предвещающий будущее. Надо уметь сохранить в своей душе ребенка!)

Нужно ли участие старших в делах детей?
7. Подведение итогов.

Каков же путь к состраданию, по мысли Ф.М.Достоевского?

(Это путь через страдания, испытания, боль, утраты…)

И к чему еще ведет этот путь?

(К добру, миру, милосердию и праведности, справедливости и счастью)
- Почему так важна для писателя тема детского страдания? Обратимся к эпиграфу к уроку.

и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…

ребенок что цветок , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи…

(Дети переживают «взрослое» горе и открывают тайну радости любви друг к другу.)
8. Домашнее задание.

Составить «литературный этюд» или «литературную зарисовку» по теме «Мир души героев Достоевского».


Часто обстоятельства жизни персонажа, узнаваемые в ходе повествования значительно позднее и внешне безотносительно к тем сценам, о которых раньше шла речь, дают важнейший материал для психологического анализа. Ретроспективное объяснение ожесточенности Грушеньки, ее «надрыва», всего ее инфернального поведения возникает лишь в третьей части романа (глава «Луковка»), где она рассказывает Алеше о своем обидчике, о пятилетних муках поруганной любви и ревности. Письмо, полученное месяц назад, до крайности обострило прежние воспоминания, возбудив тревоги и надежды. Весь месяц, как видно теперь, находилась она в смятенном состоянии духа, тогда же посетила и Катерину Ивановну («Обе вместе»). Только сейчас до конца понятным становится, какого душевного напряжения стоило Грушеньке решиться поведать свою историю Катерине Ивановне, которую она, по рассказам Дмитрия, представляла, очевидно, тоже глубоко страдающей женщиной. Но почувствовав, несмотря на внешнее радушие соперницы, ее покровительственный тон, особенно нестерпимый в пересказе душевной исповеди Грушеньки, она ответила Катерине Ивановне жестоким оскорблением. После главы «Луковка», возвращаясь памятью к этой ранней сцене, читатель, без всяких авторских напоминаний, имеет возможность значительно полнее и глубже понять психологию героини. Прием ретроспективной характеристики психологии персонажей, создаваемой без авторских разъяснений, одними композиционными средствами, характерен для романной структуры Достоевского. В главе «Бесенок» («Братья Карамазовы») Лиза Хохлакова признается Алеше, что иногда с садистским восторгом думает о распятом,четырехлетнем мальчике: «Хорошо. Я иногда думаю, что это я сама распяла. Он висит и стонет, а я сяду против него и буду ананасный компот есть». И далее. «Он Иван пришел, а я ему вдруг рассказала про мальчика и про компот, все рассказала, все, и сказала, что «это хорошо». Он вдруг засмеялся и сказал, что это в самом деле хорошо. Затем встал и ушел» Новый, неожиданный и важный штрих вносит это признание в характеристику Ивана Карамазова, который еще недавно в беседе с Алешей выступал гневным обличителем тех, кто заставляет страдать безвинных детей, отказывался от мировой гармонии во имя неотмщенной слезинки несчастного ребенка. Если бы такое признание сделано было в состоянии спокойном и трезвом, оно бы начисто перечеркивало всю исповедь Ивана как неискреннюю. В действительности же этого не происходит именно потому, что, как вскоре разъясняется самим развитием событий, Иван находится на грани безумия, связанного прежде всего со все большим и большим осознанием своей причастности к убийству отца. Ненависть и презрение к себе как вероятному убийце, несмотря на ожесточенное внутреннее сопротивление этой мысли, постепенно овладевают душой Ивана. Не этими ли чувствами, не этой ли пытливой направленностью внимания на самые жестокие и страшные свойства своей личности вызвана внезапная реплика Ивана? Если предположить, что слова Лизы Алеше: «Послушайте, теперь вашего брата судят за то, что он отца убил, и все любят, что он отца убил», были сказаны ею и Ивану, а это вполне вероятно, так как они непосредственно связаны с отношением к распятию, то реакция Ивана становится еще понятнее. Ведь Иван первый, кто, не будучи физическим убийцей, «полюбил» мысль об убийстве отца и внушил ее Смердякову- Но понять состояние духа Ивана в разговоре с Лизой можно лишь в свете всех последующих его нравственных мучений. С другой же стороны, причины особенной раздраженности Лизы, се самомучительства в упомянутом разговоре, объясняются отчасти стыдом за письмо, посланное Ивану и встреченное им с обидной холодностью (о своем отношении к письму Иван говорит Алеше позднее, и это объяснение проливает свет на прежнее настроение Лизы). Впоследствии выясняется даже, что само название главы «Бесенок» подсказано отношением Ивана. Взяв новое письмо Лизы из рук Алеши, «Иван тотчас же узнал руку. А, это от того бесенка! - рассмеялся он злобно». Но еще позже, в главе «Это он говорил», Иван свяжет свое ожесточение с ночными посещениями «черта», с муками собственной совести и попросит у Алеши прощения за оскорбление Лизы: «Мне нравится Лиза. Я сказал тебе про нее что-то скверное. Я солгал, мне она нравится». Это признание косвенно подтверждает представление о том душевном состоянии, в котором произнес Иван свои чудовищные слова о распятом ребенке. Лишь на следствии по делу Мити Карамазова выясняется, что весь последний месяц чувствовал он себя подлецом, укравшим деньги Катерины Ивановны, и тогда становится понятным его ожесточение и отчаяние. В таком именно состоянии он буянил в трактире, оскорбляя штабс-капитана Снегирева, избил отца и т. д. Читателю, уже давно и как будто вполне знакомому с трагедией Илюши Снегирева, в четвертой части «Карамазовых» неожиданно открывается психологическое обстоятельство первостепенной важности (история с Жучкой), которое повлияло на все поведение мальчика. Правда, здесь, в отличие от других случаев, связь событий определяется прямыми словами Коли Красоткина: «Поймите, что он таким образом уже предварительно приготовлен был к страшному раздражению». Но часто сопоставлять последующие сведения с предыдущими, извлекая из них новое знание психологии героев, должен сам читатель. Писателем заведомо предусмотрена его большая творческая активность в этом отношении.

В этой статье представлено краткое содержание " Мальчиков" Достоевского. Это не отдельное произведение, а часть романа " Братья Карамазовы" . В десятой главе идет речь о Коле Красоткине и Илюше - сыне Снегирёва, человека, которого когда-то прилюдно унизил Дмитрий Карамазов. Конечно, присутствует здесь и один из главных героев - Алексей.

Для чего нужно краткое содержание?

Во время школьных каникул учителя советуют детям заводить читательские дневники. Краткое содержание " Мальчиков" Достоевского внести в такую тетрадь следует, пожалуй, в первую очередь. Ведь не секрет, что проза этого писателя довольно сложна. В его книгах большое количество персонажей и пространных рассуждений. Основную информацию о прочитанном, а также собственное мнение о героях и событиях произведения желательно фиксировать на бумаге. И это следует делать не для учителя, а для себя.

" Мальчики" Достоевского, краткое содержание которого войдет в читательский дневник, школьник вспомнит спустя годы, уже будучи взрослым, когда откроет один из знаменитейших романов русской литературы .

Почему мы десятую главу рассматриваем как отдельное произведение? Здесь рассказано о героях, которые встречаются и в романе, при этом события, отражённые в этой части, связаны с основными лишь косвенно. История о Коле Красоткине и его дружбе с мальчиком Илюшей очень трогательная. Она будет интересна даже тем, кто не читал роман и не ознакомлен с его кратким содержанием. " Мальчики" Достоевского нередко издаются в составе сборника произведений для детей. Писатель часто в своих книгах показывал тяжелые детские судьбы. Вспомним " Униженные и оскорблённые" , " Неточку Незванова " .

В сжатом изложении романа " Братья Карамазовы" Ф. М. Достоевского краткое содержание " Мальчиков" составляет всего лишь два-три предложения, в то время как десятая глава книги может рассматриваться как полноценная повесть. Здесь есть и проблематика, и система образов, и трагическая развязка. Изложению краткого содержания " Мальчиков" Ф. Достоевского можно уделить совсем немного времени, рассказав лишь об основных событиях. Но лучше сделать более подробное описание героев и событий.

План

Излагая краткое содержание " Мальчиков" Достоевского, желательно придерживаться определенного плана. Начинать пересказ, конечно, следует с характеристики главного героя. А именно Коли Красоткина. А затем уже рассказать о взаимоотношениях гимназиста с другими детьми, а также с Алёшей Карамазовым. Краткое содержание " Мальчиков" Достоевского по главам будет иметь следующий план:

  • Коля Красоткин.
  • Детвора.
  • Школьники.
  • Жучка.
  • У Илюшиной постельки.
  • Раннее развитие.

Итак, приступим к пересказу краткого содержания рассказа " Мальчики" Достоевского.

Коля Красоткин

Чиновник Красоткин умер много лет назад. Его жене было тогда всего 18 лет. Всю энергию и любовь она направила на маленького сына, которому не исполнилось еще и года, когда женщина овдовела. Звали мать Коли Красоткина Анной Фёдоровной . Вдова мальчика страстно любила, но за свою недолгую жизнь он причинил ей больше страдания, нежели радости. Каждый день она с ума сходила от страха, что вдруг он упадет , расшибет коленку или с ним не дай бог случится еще какое-нибудь несчастье. Когда же он повзрослел и поступил в гимназию, она принялась изучать вместе с ним все науки, для того чтобы помогать, подсказывать сыну.

Коля Красоткин имел все шансы приобрести репутацию маменького сынка. Но этого не произошло. Оказалось, был он не робкого десятка. Умел завоевать уважение сверстников, с учителями вел себя достойно, любил пошалить, но никогда не переходил допустимых пределов. Анна Фёдоровна переживала, ей часто казалось, что сын ее любит недостаточно. Она упрекала его в холодности, бесчувственности. Но вдова Красоткина ошибалась. Коля ее очень сильно любил, но не терпел того, что на языке гимназистов было принято называть " телячьими нежностями" .

Случай на железной дороге

Коля был очень самолюбив. И немало страдал от этого. А еще больше несчастья его самолюбие причиняло матери. Однажды летом произошел случай, который едва не свел ее с ума. Коля поспорил с местными мальчишками, что сможет пролежать на рельсах под несущимся поездом. Они были старше его и уж слишком задирали нос. А это было нестерпимо. Коля выиграл спор. Но в то время как он лежал на рельсах под мчащимся поездом, всего на две минуты потерял сознание. Мальчишки испугались, затем приняли в свою компанию и уже не считали маленьким.

Это происшествие дошло и до гимназии. Мог бы разразиться скандал, который, возможно, привел бы к исключению Коли Красоткина . Но вмешался учитель по фамилии Дарданелов . У этого человека имелся личный интерес. Много лет Дарданелов был влюблён в Анну Федоровну , и возможно, это чувство было взаимным. Но вдова считала замужество предательством по отношению к любимому сыну. Вечером разразилась настоящая драма в доме Красоткиных . Мать рыдала, умоляла сына больше не повторять подобных поступков. Закончилось все тем, что и Коля сам, как маленький, расплакался и пообещал матери, впредь никогда ее не расстраивать.

Детвора

Вскоре после события, которое так огорчило мать Коли, но вызвало уважение его сверстников, мальчик принес домой дворняжку. Собаку назвал Перезвоном и мечтал, видимо, вырастить из неё умного пса, потому как часами занимался ее дрессировкой. В главе " Детвора" , по сути, не происходит каких-либо событий. Рассказано лишь о том, как однажды Коля был вынужден присматривать за соседскими детьми.

Мать Насти и Кости повезла служанку в больницу, а Агафья, которая присматривала за сыном Красоткиной , отправилась на рынок. Гимназист не мог оставить " пузырей" , как он ласково называл малышей, до тех пор, пока кто-нибудь из них не вернется . Но у него были какие-то, на его взгляд, очень важные дела. Поэтому, не дождавшись Агафьи, Коля отправился на улицу, взяв с детей обещание в том, что без него они не будут ни шалить, ни плакать.

Школьники

Что за срочные дела были у Коли Красоткина ? Выйдя на улицу, он пошёл навстречу мальчику по фамилии Смуров. Это был отрок из зажиточной семьи. Отец его запрещал общаться с Колей, потому как у того была репутация отчаянного парня. Стоит сказать, что направились мальчики вовсе не сторону железной дороги, а к дому Снегирёва . Того самого жалкого человека, которого в округе принимали за шута и с которым так жестоко однажды обошелся Дмитрий Карамазов. Но обо всём этом читатель знает лишь в том случае, если ему знакомо содержание всего романа Достоевского. Впрочем, и в десятой главе эта неприятная история также упоминается.

Мальчики в этот день должны были навестить Илюшу Снегирёва , который долго и тяжело болел. Это желание возникло у них не спонтанно. Заходить к Илюше попросил их Алексей Карамазов - человек , с точки зрения Коли , довольно странный. К тому времени уже по округе распространилась весть об аресте его старшего брата. В семье Алексея разворачивалась настоящая драма. При этом он находил время для помощи совершенно посторонним ему людям. Это удивляло и поражало Красоткина . Мальчик давно мечтал познакомиться с Карамазовым.

Жучка

Быть изгоем - это, видимо, участь каждого члена семьи Снегиревых . Старшего никто не воспринимал всерьёз в округе. У младшего - Илюши - тоже были проблемы со сверстниками. Красоткин познакомился с этим мальчиком еще тогда, когда тот ходил в подготовительные классы. Он обратил внимание на то, что Илюшу обижают старшие, но он всячески пытается этому противиться. Независимость мальчика понравилась Коле, вскоре он взял его под свою опеку. Но однажды произошел случай, который рассорил их.

Лакей Карамазовых научил Снегирева-младшего жестокому трюку. А именно: вставить в хлебный мякиш булавку, а потом скормить этот хлеб голодной собаке. Жертвою Илюши стала дворняжка Жучка, которая вскоре после такого завтрака пропала бесследно. Коля решил наказать своего младшего друга за жестокость и перестал с ним общаться. А вскоре Илюша заболел.

У Илюшиной постельки

Жилье Снегирёва было чрезвычайно жалким. В углу сидела полубезумная мать, отец, который не так давно бросил пить, время от времени выбегал в сени, не в силах сдержать рыдания. Снегирев очень любил сына и, казалось, окончательно лишится рассудка, когда тот умрёт.

Коля присел у кровати Илюши, а затем, спустя несколько минут, позвал Перезвона. Собаку он выдал за пропавшую Жучку и уверил мальчика, что та не появлялась так долго, потому как подвергалась его уроком дрессировки.

Раннее развитие

После посещения Илюши Коля вышел на улицу, где долго беседовал с Алексеем Карамазовым. Эти события оказали огромное влияние на Красоткина . Всего за несколько дней он стал взрослее, милосерднее, мудрее. Последние дни жизни Илюша проводил в доме Снегиревых . Однажды больного мальчика осмотрел столичный доктор, прибывший сюда по просьбе Катерины Ивановны - несостоявшейся невесты Дмитрия Карамазова. Врач вынес Илюше приговор: жить ему осталось несколько недель. Услышав это, Красоткин выскочил в сени и горько расплакался.

Сначала герои рассказа производят неприятное впечатление. Шестеро мальчиков беспощадно лупят камнями одного затравленного мальчишку. При этом они не могут убедительно объяснить Алеше Карамазо­ву, в чем вина этого отщепенца. Вероятно, они и сами толком не знают ее. Но детская склонность дразнить друг друга, упрямство и драчливость побуждают их настойчиво и безжалостно преследовать отбившегося от стаи.

Предположение Алеши Карамазова о самом непро­стительном в среде мальчишек грехе — ябедничестве, доносительстве — ребята не подтверждают. Никаких убедительных мотивов ненавидеть товарища нет, но они с жестокостью дразнят мальчика и обзывают «мочал­кой», осыпая его градом камней.

Двойственное впечатление производит в начале рассказа и Илюша. Этот маленький, худенький, болез­ненного вида мальчик со сверкающими ненавистью глазами остервенело набрасывается на превосходяще­го численностью противника. Вызывает уважение его смелость и настойчивость, но отталкивает безудерж­ная злоба, беспричинное, казалось бы, желание навре­дить. Да, ребята дразнят его, упрекают в непонятных грехах, но ведь мальчик не пытается оправдаться, до­казать свою невиновность.

Столь же непонятной выглядит откровенная нена­висть Илюши к Алеше Карамазову. Он яростно броса­ет в него камни, а потом, видя его спокойствие и терпе­ние, набрасывается и жестоко, до кости, прокусывает юноше палец. Кто же он — жертва клеветы и одино­кий борец за справедливость или маленький маньяк, будущий жестокий убийца?

В дальнейшем мы узнаем, что мальчики дразнят

Илюшу незаслуженно, а за унижение, которому под­верг отца мальчика брат Алеши Карамазова. Мальчик защищает честь своего отца, не жалея при этом себя, несмотря на свое слабое здоровье. Перед лицом смерти ребята объединяются, и мы видим, что это благород­ные, великодушные дети. Самый яростный противник Илюши Смуров безропотно навещает больного, чувст­вуя к нему безмерное уважение. А главный обидчик, Коля Красоткин, которого мальчик пырнул ножом, лю­бит Илюшу больше всех на свете. За внешней брава­дой детей на самом деле скрываются чувствительные сердца, души, полные милосердия и любви.

Сочинение

Главы «Мальчики» являются частью одного из самых великих романов Ф. М. Достоевского — «Братья Карамазовы». Они повествуют о судьбах и характерах двух подростков — Коли Красоткина и Илюши Снегирева. Связывает двух этих персонажей один из главных героев романа — Алеша Карамазов.

Итак, мы знаем, что Коля и Илюша дружили. Можно сказать, что Красоткин спас Илюшу — от издевательств одноклассников. С того момента Илья полюбил Колю всей душой — он видел в нем старшего друга, товарища, своего спасителя: «предался мне рабски, исполняет малейшие мои повеления, слушает меня как бога, лезет мне подражать».

Да и Красоткин был привязан к Илюше. Но этому мальчику нравилось влиять на людей, управлять ими по своему усмотрению — Коле хотелось чувствовать себя господином других людей. Именно поэтому он стал «играть» на чувствах Снегирева, то приближая его к себе, то — отталкивая.

В отчаянии от такого отношения своего друга Илья совершил страшный поступок — по наущению мерзавца Смердякова он накормил голодную собаку хлебом, в котором была спрятана игла: «проглотила и завизжала, завертелась и пустилась бежать, бежит и все визжит». Это, а также то, что Коля не захотел общаться с ним, очень сильно повлияло на Илюшу. Мальчик очень сильно — смертельно — заболел.

Конечно, позже Коля раскаялся в своем поступке. Он пришел к постели умирающего друга и чуть не расплакался, увидев худенького бледного Илюшу. Красоткин нашел Жучку, дал себе обещание проводить с больным мальчиком много времени.

Из беседы героя с Алешей Карамазовым мы узнаем, что Коля называет себя социалистом. Он не верит в Бога, по сути, мало образован, однако обладает огромным самомнением. Алеша говорит об этом герое, что «он хороший, но извращенный». Что это значит?

Коля обладает хорошими задатками — он умен, добр, у него есть сила воли и целеустремленность. Но существует что-то в натуре героя («извращенность»), что делает его поистине страшным человеком: «Мне только грустно, что прелестная натура как ваша, еще и не начавшая жить, уже извращена всем этим грубым вздором».

Таким образом, в главах «Мальчики» Достоевский поднимает и проблему влияния на молодые умы различных общественных направлений, зачастую неправильных, тлетворных, губительных. Именно таковым писатель считает социализм.

Мне очень жаль Илюшу и собаку, которую он чуть не убил, послушавшись совета подлого Смердякова. Действительно, мнение взрослых людей играет огромную роль в жизни подростков. Как важно, чтобы советы старших были мудрыми и правильными, ведь от них во многом зависит судьба детей, судьба всего общества в целом. Главы «Мальчики», как мне кажется, как раз об этом.

Другие сочинения по этому произведению

«Достоевский не хочет всеобщего счастья в будущем, не хочет, чтобы это будущее оправдывало настоящее» (В. Розанов). Так это или нет? (по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы») Верно ли утверждение: «Достоевский не хочет всеобщего счастья в будущем, не хочет, чтобы это будущее оправдывало настоящее"(Лев Шестов)? Идейное значение Легенды о Великом Инквизиторе (роман Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы") Как эпиграф к роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» раскрывает идейный смысл романа? Моя любимая книга — «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского. "Легенда о великом инквизиторе" Ф.М.Достоевского «Сила влияния нравственного выше всяких сил...» Три брата в «Братьях Карамазовых» символизируют Россию Катарсис. Очищение через покаяние в романе Ф.Достоевского "Братья Карамазовы" Исповедь Ивана в романе «Братья Карамазовы» Братья Карамазовы Персонажи романа Достоевского «Братья Карамазовы» Многоплановость романа «Братья Карамазовы» Значение эпиграфа романа «Братья Карамазовы» Сюжет романа Достоевского «Братья Карамазовы» Герой романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Рассказать друзьям