Рисование в ср гр в октябре. Перспективное планирование "рисование", средняя группа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МБДОУ детский сад 26

Воспитатель: Н.Н. Шишкина

городской округ Королёв

Московской области

2016 год

Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического воспитания, связанным с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. Ребенок в рисунке живет и чувствует, выражает свои желания и интересы. Сюжетное рисование на тему, предложенную воспитателем, является творческим отражением впечатлений действительности, вместе с тем оно суммирует знания, приобретенные в предметном рисовании.

Рисование по собственному замыслу детей дает выход потребности ребенка изобразить все, в том числе и то, что не вошло в занятия предметным и сюжетным рисованием.

В большей мере, чем предметное и сюжетное рисование, рисование по собственному замыслу развивает самостоятельность и инициативу детей, способствует проявлению их индивидуальности.

Рисунки по собственному замыслу ребенка показывают, что обучение детей изображению предметов помогает относительно полно и убедительно выразить в рисунках свои впечатления и мысли об окружающем. Чаще всего в практике детских садов используются карандаши и краски. Каждый из материалов имеет свои достоинства, особенности и возможности, и воспитателям следует обдумать, какой из них надо предложить при выполнении того или иного рисунка, какой материал поможет добиться наибольшей выразительности образа.

Дети на пятом году жизни любознательны, их интересы выходят за рамки семьи и детского сада, окружающий мир привлекает их. Работая с детьми, надо опираться на умения и знания, полученные ими в предшествующем году.

Если при рассматривании предметов с трехлетними детьми педагоги выделяли два-три признака — мяч круглый, красный, ленточки синие, длинные и короткие, то внимание детей четырех лет можно привлечь к большему количеству признаков. Это повышает интерес к рассматриванию, образ предмета становится ярче, полнее. Слова, которыми воспитатель описывает признаки предмета, запоминаются и постепенно входят в активный словарь детей.

Задачи обучения сюжетному рисованию в средней группе.

Формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (деревья зимой, дома на нашей улице, и т. д.).

Расширять тематику детских работ; поддерживать желание изображать знакомые предметы: посуду, овощи, фрукты, цветы, деревья, транспорт, животных. Явления природы: дождь, снег. Учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе.

Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.

Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.

Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.

Научить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.

Тематика занятий.
Сентябрь.

«Нарисуй картинку про лето».
Цель:
учить доступными средствами отражать полученные впечатления.
«По небу летят разноцветные шары».
Цель:
продолжать знакомить с приёмами изображения предметов овальной и круглой формы.

«На яблоне поспели яблоки».
Цель:
Учить рисовать дерево, передавая его характерные особенности. Передавать в рисунке образ фруктового дерева.

Рисование по представлению «Храбрый петушок»
Цель:
рисование петушка гуашью. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта.

«Вышла курочка гулять».
Цель:
Учить рисовать курочку, передавая форму тела (овал). Развивать образное восприятие, воображение.

Октябрь.

Рисование «Ёжик с яблоком»
Цель: учить рисовать ёжика передовая характерные особенности. Закрепить умение рисовать предметы круглой формы.

«Осень, листья с дерева летят»
Цель:
учить передавать картину осени. Продолжать учить рисовать дерево.
«Сказочное дерево».
Цель:
Учить создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в передаче правильного строения дерева.

Ноябрь.

Рисование по замыслу.
Цель:
учить, самостоятельно выбирать тему своего рисунка, доводить задуманное до конца, правильно держать карандаш, закрашивать небольшие части рисунка.
Рисование по мотивам литературного произведения «Мышь и воробей»
Цель:
создание простых графических сюжетов по мотивам сказок. Понимания обобщённого способа изображения разных животных (мышь и воробья).

«Рыбки плавают в аквариуме».
Цель:
учить изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники.

Декабрь.

«Маленькой ёлочке холодно зимой».
Цель:
Учить передавать в рисунке несложный сюжет.

«Наша нарядная ёлка».
Цель:
Рисование новогодней ёлки гуашью с передачей особенности её строения и размещения в пространстве.

Январь.

Рисование «Мы слепили снеговиков».
Цель:
закрепить умение изображать предметы круглой формы разной величины.
Рисование красками (по представлению)

«снеговик в шапочке и в шарфике»
Цель
: рисование нарядных снеговиков в шапочке и шарфике. Развитие глазомера, чувства цвета, форма и пропорции.

Рисование «мышка и мишка»
Цель:
самостоятельный отбор содержания рисунка, Решение творческой задачи: изображение контрастных по размеру образов (мышки и мишки) с передачей взаимоотношении между ними. Получение серого цвета для рисования мышки.

Февраль.

Рисование «сова на веточке сидит».
Цель:
создание простой композиции. Передача особенности внешнего вида конкретной птицы - сова - строение тела и окраски.

«Дома на нашей улице».
Цель:
Учить создавать изображение предметов, состоящих из прямоугольных, квадратных форм, ряды окон.

Март.

«Красивый букет для мамы».
Цель:
Учить рисовать красивые цветы.
Рисование «Красивая кукла для мамы».
Цель:
учить детей передавать образ игрушки изображать фигуру человека передовая её основные части. Развивать фантазию и воображение.

«Моё любимое солнышко».
Цель:
развивать образное представление, воображение.

Апрель.

«Сказочный домик - теремок».
Цель:
Учить передавать в рисунке образ сказки.
Рисование «по морям, по волнам»
Цель:
Учить создавать элементарный сюжет передовая характерные особенности моря и лодки.

«Самолёты летят сквозь облака».
Цель: учить изображать самолёты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш. Развивать образное восприятие, образные представления.

Рисование «цыплята на лугу»
Цель:
Рисование простых сюжетов, свободный выбор изобразительно-выразительных средств, для передачи настроения персонажа.

«Нарисуй картинку про весну».
Цель: Учить передавать в рисунке впечатления от весны.

Планирование в средней группе по Т.С. Комаровой с элементами И.А. Лыковой

Программные задачи занятий по рисованию в средней группе детского сада

(На основании реализуемой в ДОУ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2005 г.)

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т.д.).

Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.

Помогать при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять их внимание на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.

Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло – зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

Развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира.

Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображений.

Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.

Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.

Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).

Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Основная литература:

1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 96 с.

(25 занятий из 35 ≈ 70%)

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – 144 с.

(10 занятий из 35 ≈ 30%)

К концу года дети могут:

ü Изображать предметы, используя умение передавать их путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

ü Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

ü Украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

Изложено по: Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – с. 9.



Сентябрь

I неделя

Занятие №1

Тема занятия : « Картинки для наших шкафчиков » - рисование предметное по замыслу с элементами аппликации (педагогическая диагностика) .

Программное содержание : учить детей определять замысел в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Создать условия для самостоятельного творчества – рисовать предметную картинку обрамлять рамочкой из цветных полосок. Уточнить представление о внутреннем строении (планировке) детского сада и своей группы, о назначении отдельных помещений (раздевалка). Воспитывать интерес к детскому саду.

Предварительная работа : экскурсия по детскому саду. Беседа о планировке группы и назначении отдельных помещений (спальня, комната для игр, приёма пищи, гигиеническая, раздевалка и пр.). Беседа об одежде (виды, назначение, хранение, уход) и шкафчиках для хранения одежды. Чтение чистоговорки Г. Лагздынь (работа по звуковой культуре речи).

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 16-17.

Материалы к занятию: Бумажные квадраты разного цвета, но одинакового размера, бумажные полоски разного цвета для обрамления картинок детьми (ширина 1 см, длина равна стороне бумажного квадрата для картинки); дополнительные материалы для оформления картинок (рамки, паспарту, картонные формы с петельками и пр., возможно индивидуальные планшеты для общей коллекции детских работ, которые помещаются на шкафчиках или над ними. Три – четыре предметных картинки для показа детям (например: яблоко, бабочка, воздушный шар, машина); одна из картинок в двух вариантах – в рамочке и без неё. Четыре варианта рамочек (две из них одноцветные, одна разноцветная, ещё одна – двухцветная).

II неделя

Занятие №2

Тема занятия : « На яблоне поспели яблоки ».

Программное содержание : продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви, учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закреплять приёмы рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 29-30.

Материалы к занятию: цветные карандаши цветные восковые мелки, бумага размером ½ альбомного листа (на каждого ребенка).

III неделя

Занятие №3

Тема занятия : « Яблоко – спелое, красное, сладкое » - рисование красками (по представлению) и карандашами (с натуры).

Программное содержание : учить детей рисовать гуашевыми красками многоцветное яблоко. Показать возможность изображения половинки яблока (цветными карандашами или фломастерами). Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа. Воспитывать художественный вкус.

Предварительная работа : дидактические игры «Фрукты – овощи», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек». Обследование и описание разных фруктов. Чтение текста Л. Толстого «Старик сажал яблони»: Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долгом ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 42-43.

Материалы к занятию: краски гуашевые, кисти, палитры, банки с водой, салфетки, карандаши цветные, фломастеры, листы бумаги белого цвета (формата ¼ альбомного листа) (по 2 на каждого ребенка). Яблоко, нож, белая льняная салфетка и тарелка – для рисования половинки яблока с натуры.

IV неделя

Занятие №4

Тема занятия : « Красивые цветы ».

Программное содержание : развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать её и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие. Вызывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения.

Предварительная работа : наблюдения в цветнике детского сада; рассматривание цветов в букете, картинок с их изображением, художественных открыток.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 31 - 32.

Материалы к занятию: гуашь разных цветов (по 3-4 цвета на каждый стол), бумага формата А4 белого или любого светлого цвета, кисти, баночка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Октябрь

I неделя

Занятие №5

Тема занятия : « Золотая осень ».

Программное содержание : учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать её о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т.д.). Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков.

Предварительная работа : разучивание стихотворения об осени, листопаде. Целевая прогулка в лес, в сквер, на бульвар. Во время прогулок собирать и рассматривать листья от разных деревьев, обращать внимание детей на их яркую разнообразную расцветку. Выделять форму листьев, сравнивать их, спрашивать, на что они похожи, какую картинку из них можно сложить. Разучивание песни об осени. Рассматривание иллюстраций.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 35 - 36.

Материалы к занятию: альбомные листы, краски гуашь, кисти, баночки с водой, салфетка на каждого ребенка.

I I неделя

Занятие №6

Тема занятия : « Кисть рябинки, гроздь калинки… » - рисование модульное (ватными палочками или пальчиками).

Программное содержание : учить детей рисовать кисть рябины (калины) ватными палочками или пальчиками (по выбору), а листок – приёмом ритмичного примакивания ворса кисти. Закрепить представление о соплодиях (кисть, гроздь) и их строении. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.

Предварительная работа : наблюдение за деревьями (рябина, калина), рассматривание плодов. Беседа об осенних изменениях в природе. Дидактические игры «С какого дерева листок?», «Листья и плоды (семена)». Освоение нетрадиционных техник и художественных материалов (ватная палочка, незаостренный конец карандаша, возможно, с ластиком, пальчики, штампики). Экспериментирование с художественными материалами для получения однотипных отпечатков (модульное рисование).

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 46-47.

Материалы к занятию: краски гуашевые (красного, оранжевого, зелёного, жёлтого цвета), цветные карандаши, листы тонированной бумаги (голубого, синего, бирюзового, фиолетового цвета) для свободного выбора фона, ватные палочки, салфетки бумажные и матерчатые, баночки с водой, подставки или клеёнки для ватных палочек.

I II неделя

Занятие №7

Тема занятия : « Украшение фартука » - декоративное рисование.

Программное содержание : учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие.

Предварительная работа : рассматривание красивых изделий: платков, фартуков и т.п.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 38.

Материалы к занятию: несколько фартуков из гладкой ткани с отделкой. Краски гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, заранее вырезанные воспитателем из белой или цветной (однотонной) бумаги силуэты фартуков (на каждого ребенка).

I V неделя

Занятие №8

Тема занятия : « Мышь и воробей » - рисование красками по мотивам литературного произведения.

Программное содержание : учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Подвести к пониманию обобщенного способа изображения разных животных (мыши и воробья) на основе двух овалов разной величины (туловище и голова). Развивать способности к формообразованию. Воспитывать самостоятельность, уверенность в изобразительном творчестве.

Предварительная работа : чтение удмуртской народной сказки «Мышь и воробей», беседа по содержанию. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. Рассказ воспитателя о сборе урожая, осенних сельскохозяйственных работах. Рассматривание и проращивание зёрен. Работа над звуковой культурой речи – разучивание скороговорки о мышках. Чтение шуточных народных песенок о воробышках и мышках.

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 54-55.

Материалы к занятию: листы бумаги белого цвета и тонированные (голубые, жёлтые, светло – зелёные, светло – серые и т.д.), краски гуашевые, кисти разного размера, баночки с водой, подставки под кисти, салфетки бумажные и матерчатые. Два – три варианта композиции «Мышь и воробей» для показа детям.

Ноябрь

I неделя

Занятие №9

Тема занятия : « Украшение свитера » - декоративное рисование .

Программное содержание : закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги. Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

Предварительная работа : рассматривание одежды, украшенной декоративными узорами; роспись дымковских и филимоновских игрушек.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 44 - 45.

Материалы к занятию: вырезанные из плотной бумаги свитеры разных цветов; полоски бумаги по размеру манжет, горловины, резинки свитера; краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

I I неделя

Занятие №10

Тема занятия : « Маленький гномик ».

Программное содержание : учить детей передавать в рисунке образ маленького человечка – лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая головка, конусообразная рубашка, треугольный колпачок, прямые руки, соблюдая при этом в упрощенном виде соотношение по величине. Закреплять умение рисовать красками и кистью. Подводить к образной оценке готовых работ.

Примечание: На занятии может быть нарисован любой другой маленький сказочный человечек в длинной шубке, из-под которой не видно ног.

Предварительная работа : рассказывание и чтение сказок, рассматривание иллюстраций, игрушек.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 46 - 47.

Материалы к занятию: гномик (объёмный), изготовленный из бумаги. Бумага размером ½ альбомного листа, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

I II неделя

Занятие №11

Тема занятия : « Рыбки плавают в аквариуме ».

Программное содержание : учить детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество. Учить отмечать выразительные изображения.

Предварительная работа : наблюдение с детьми за рыбками в аквариуме (как они плавают в разные стороны, виляя хвостами, плавниками). Рассматривание водорослей. Лепка рыбок.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 47 - 48.

Материалы к занятию: игрушечные рыбки разной формы и величины. Альбомные листы или листы бумаги круглой или овальной формы (аквариум); краски акварель, разведенные до светлого оттенка (голубая, светло – зеленая и др.); цветные восковые мелки, большая кисть, баночка с водой, салфетка (на каждого ребенка).

I V неделя

Занятие №12

Тема занятия : « Зайка серенький стал беленьким » - рисование с элементами аппликации .

Программное содержание : учить видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю: приклеивать бумажный силуэт серого цвета и раскрашивать белой гуашевой краской. Создать условия для экспериментирования при сочетании изобразительных техник и самостоятельных творческих поисков. Развивать воображение и мышление. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в изодеятельности.

Предварительная работа : беседа о сезонных изменениях в природе, способах приспособляемости животных (изменение окраски наружных покровов тела). Сравнение изображений зайцев – в летней и зимней «шубках». Чтение литературных произведений о зайцах. Пояснение значений слов заяц – русак и заяц – беляк.

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 58-59.

Материалы к занятию: листы бумаги синего или голубого цвета, силуэты зайцев – нарисованные на бумаге серого цвета (для самостоятельного вырезывания хорошо подготовленными детьми) и вырезанные воспитателем из бумаги серого цвета (для детей, не очень уверенно владеющих ножницами); ножницы, клей, клеевые кисточки, клеенка, или клей – карандаш, гуашевая краска белого цвета, кисти, банки с водой, салфетки бумажные и матерчатые, подставки под кисти. У воспитателя – варианты изображений зайца для показа цветовой трансформации образа.

Декабрь

I неделя

Занятие №13

Тема занятия : « Перчатки и котятки » - декоративное рисование с элементами аппликации .

Программное содержание : вызвать интерес к изображению и оформлению «перчаток» (или «рукавичек») по своим ладошкам – правой и левой – разнообразными художественными средствами выразительности (аппликацией, фломастерами, цветными карандашами). Формировать точные графические умения – аккуратно и уверенно обводить кисть руки, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги. Показать зависимость декора от формы изделия. Учить самостоятельно создавать орнамент – по представлению или по замыслу. Развивать воображение. Координировать движения руки и глаза. Дать наглядное представление о симметрии парных предметов (одинаковый узор на обеих перчатках в каждой паре).

Предварительная работа : чтение стихотворений: «Без чего сосну не срубишь?» М. Пляцковского, «Правая и левая» О. Дриз, «Пятерня» С. Михалкова. Беседа о руках человека, обогащение словаря («умные руки», «золотые руки», «добрые руки»). Рассматривание зимней одежды с орнаментом – перчаток, рукавичек, варежек, шапочек, шарфиков. Чтение стихотворения Г. Лагздынь:

На руке моей перчатки.

Пальцы в ней играют в прятки.

В каждом малом уголочке

Пальчик, словно в теремочке!

Сколько будет уголков,

Столько будет теремков!

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 64-65.

Материалы к занятию: альбомные листы бумаги, фломастеры, простой и цветные карандаши, различные элементы декора из цветной бумаги, вырезанные воспитателем и подготовленные для аппликативного оформления «перчаток», или «рукавичек»; клеевые кисточки, клей, или клей – карандаш, клеенка, подставки для кисточек, салфетки бумажные и матерчатые.

I I неделя

Занятие №14

Тема занятия : « Снегурочка ».

Программное содержание: учить детей изображать Снегурочку в шубке (шубка книзу расширена, руки от плеч). Закреплять умение рисовать кистью и красками, накладывать одну краску на другую по высыхании, при украшении шубки чисто промывать кисть и осушать её, промокая о тряпочку или салфетку.

Предварительная работа : рассказывание сказок, рассматривание иллюстраций, художественных открыток с изображением Снегурочки.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 51 - 52.

Материалы к занятию: игрушка Снегурочка. Прямоугольные листы бумаги (1/2 альбомного листа) разных мягких тонов, краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка).

I II неделя

Занятие №15

Тема занятия : « Морозные узоры (зимнее окошко) » - декоративное рисование по мотивам кружевоплетения .

Программное содержание: учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Создать условия для экспериментирования с красками для получения разнообразных оттенков голубого цвета. Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия). Совершенствовать технику рисования концом кисти. Развивать чувство формы и композиции.

Предварительная работа : беседа о прославленном искусстве кружевоплетения на примере вологодских мастериц. Рассматривание кружевных изделий (салфеток, воротничков, платочков, занавесок, деталей костюма и пр.). Поиск аналогий между кружевами и другими композициями, например, природными объектами (морозные узоры на окне, паутина, узор на листьях растений, жилкование листьев, узор на крыльях бабочек и стрекоз, окраска лепестков цветковых растений). Экспериментирование с красками на палитре. Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Зимушка – зима»:

Вяжет матушка – зима?

Вешает повыше,

На край зеленой крыши?!

Ой, зима – чудесница,

Кружевам ровесница!

Строит матушка – зима?

Не проехать, ни пройти!

Белый город на пути!

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 66-67.

Материалы к занятию: листы бумаги в форме квадрата 20х20 см насыщенного голубого цвета одного размера и формата для всех детей, гуашевые краски белого и синего цвета, палитры для смешивания цветов (или квадраты плотной бумаги или картона), тонкие кисти, баночки с водой, салфетки бумажные или матерчатые; обложка для коллективного альбома «Морозные узоры» или элементы для оформления выставки в виде зимнего окошка с морозными узорами на стекле (например, рамка вокруг всех рисунков).

I V неделя

Занятие №16

Тема занятия : « Наша нарядная ёлка ».

Программное содержание: учить детей передавать в рисунке образ новогодней ёлки. Формировать умение рисовать ёлку с удлиняющимися книзу ветвями. Учить пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыхании. Подводить к эмоциональной оценке работ. Вызывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.

Предварительная работа : подготовка к празднику. Пение новогодних песен, украшение ёлки в группе, участие в праздничном утреннике.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 54. (. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 74-75. )

Материалы к занятию: листы белой (или любого мягкого тона) бумаги альбомного формата, гуашь разных цветов, кисти 2-х размеров, баночки с водой, салфетка (на каждого ребенка).

Январь

I I неделя

Занятие №17

Тема занятия : « Маленькой ёлочке холодно зимой ».

Программное содержание : учить детей передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное. Учить рисовать ёлочку с удлиненными книзу ветками. Закреплять умение рисовать красками. Развивать образное восприятие, образные представления; желание создать красивый рисунок, дать ему эмоциональную оценку.

Предварительная работа : пение песен о ёлке на музыкальных занятиях.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 55.

Материалы к занятию: листы бумаги альбомного формата светло – серого тона, краски гуашь белая, темно – зеленая, светло – зеленая и темно – коричневая; кисти 2-х размером, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек.

I II неделя

Занятие №18

Тема занятия : « Снеговики в шапочках и шарфиках » - рисование по представлению .

Программное содержание : учить детей рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Показать приёмы декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать уверенность, инициативность, интерес к экспериментированию.

Предварительная работа : экспериментирование со снегом и пластилином. Конструирование снеговиков и других поделок из снега на прогулке, оформление снежных скульптур гуашевыми красками по мотивам дымковской игрушки или по своему замыслу. Уточнение представления о строении снежных баб и снеговиков: туловище состоит из двух или трёх частей (самый большой шар – юбка внизу, средний по величине шар – кофта – посередине) и самый маленький шар – голова – вверху; еще есть руки – они могут быть как шарики у неваляшки или как столбики. Рассматривание комплектов зимней одежды (шапочки и шарфики), описание узоров или отдельных элементов оформления.

Отгадывание загадки Г. Лагздынь:

Под березками, в теньке,

Дед облезлый на пеньке!

Весь сосульками оброс,

В рукавичку прячет нос.

Кто же этот старичок?

Отгадай…

(Снеговичок.)

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 78-79.

Материалы к занятию: листы бумаги тёмно – голубого, синего, фиолетового, сиреневого, чёрного цвета для фона (на выбор детям); краски гуашевые, кисти, баночки с водой, салфетки бумажные и матерчатые; схематическое изображение снеговика для обучения планированию работы – графический рисунок или аппликация из геометрических форм.

I V неделя

Занятие №19

Тема занятия : « Нарисуй какую хочешь игрушку ».

Программное содержание : развивать умение детей задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. Закреплять навыки рисования цветными карандашами. Учить рассматривать рисунки, выбирать понравившиеся, объяснять, что нравится. Воспитывать самостоятельность. Развивать творческие способности, воображение, умение рассказывать о созданном изображении. Формировать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам.

Предварительная работа : игры с игрушками, уточнение их формы. Дидактические игры, направленные на усвоение формы, величины, строения предметов и объектов.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 60.

Материалы к занятию: ½ альбомного листа, цветные карандаши.

Февраль

I неделя

Занятие №20

Тема занятия : « Как розовые яблоки, на ветках снегири » - рисование сюжетное .

Программное содержание : учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы – строение тела и окраску. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления.

Предварительная работа : наблюдения за птицами на прогулке в парке. Беседа о зимующих птицах. Изготовление кормушек вместе с родителями. Подкормка птиц на кормушках. Рассматривание изображений птиц (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока и т.д.).

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 90-91.

Материалы к занятию: листы бумаги светло – голубого цвета размером с альбомный лист, гуашевые краски (для заснеженных веток – белая, для грудки снегирей – розовая, алая, малиновая или красная, для спинки – тёмно – голубая, синяя или фиолетовая, для носика и лапок - черная), кисти 2-х размеров, салфетки бумажные и матерчатые, баночки с водой, подставки под кисточки.

I I неделя

Занятие №21

Тема занятия : « Украшение платочка » - декоративное рисование по мотивам дымковских росписей .

Программное содержание : познакомить детей с росписью дымковской игрушки (барышни), учить выделять элементы узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки). Учить равномерно покрывать лист слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.

Предварительная работа : знакомство с дымковскими игрушками. Расширение представлений о богатстве и разнообразии игрушек, их украшении. Рассматривание красивых платочков, их украшений.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 61.

Материалы к занятию: дымковские барышни. Краски гуашь (на разные столы разных цветов), квадратные листы бумаги 18х18 см, кисти 2-х размеров, банки с водой, салфетки (на каждого ребенка).

I II неделя

Занятие №22

Тема занятия : « Развесистое дерево ».

Программное содержание : учить детей использовать разный нажим на карандаш (или уголь) для изображения дерева с толстыми и тонкими ветвями. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. Развивать образное восприятие, воображение, творчество.

Предварительная работа : наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 56 – 57.

Материалы к занятию: бумага размером ½ альбомного листа, уголь, белый мелок (или карандаши графитные 3М (на каждого ребенка).

I V неделя

Занятие №23

Тема занятия : « Укрась игрушки (уточка с утятами) » - декоративное рисование по мотивам дымковских игрушек .

Программное содержание : развивать эстетическое восприятие. Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить отмечать их характерные особенности, выделять элементы узора: круги, кольца, точки, полосы. Закреплять представление детей о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек. Закреплять приемы рисования кистью.

Предварительная работа : знакомство с дымковскими изделиями, их росписью. Лепка игрушек.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 66 - 67.

Материалы к занятию: силуэты уточки и утят, вырезанные из бумаги, краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек (на каждого ребенка).

Март

I неделя

Занятие №24

Тема занятия : « Расцвели красивые цветы ».

Программное содержание : учить детей рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и её концом. Развивать эстетические чувства (дети должны продуманно брать цвет краски), чувство ритма, представления о красоте.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с изображением красивых цветов.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 68.

Материалы к занятию: бумага для рисования желтого и зеленоватого тона размером ½ альбомного листа, краски гуашь разных цветов, кисти 2-х размеров, баночка с водой, салфетка, подставка для кисточки (на каждого ребенка).

I I неделя

Занятие №25

Тема занятия : « Девочка пляшет ».

Программное содержание : учить детей рисовать фигуру человека, передавая простейшие соотношения по величине: голова маленькая, туловище большое; девочка одета в платье. Учить изображать простые движения (например, поднятая рука, руки на поясе), закреплять приемы закрашивания красками (ровными слитными линиями в одном направлении), фломастерами, цветными мелками. Побуждать к образной оценке изображений.

Предварительная работа : участие детей в плясках на музыкальных занятиях, лепка девочки в движении.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 64.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображением танцующей девочки. Гуашь, белая бумага размером ½ альбомного листа, кисти 2-х размеров, фломастеры, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек (на каждого ребенка).

I II неделя

Занятие №26

Тема занятия : « Украсим платьице кукле » - декоративное рисование .

Программное содержание : учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги). Развивать творчество, эстетическое восприятие, воображение.

Предварительная работа : рассматривание предметов декоративного характера, создание декоративной аппликации.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 72 - 73.

Материалы к занятию: вырезанные из белой или цветной бумаги платья; краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, подставки под кисточки, салфетки (на каждого ребенка).

I V неделя

Занятие №27

Тема занятия : « Весёлые матрёшки (хоровод) » - декоративное рисование .

Программное содержание : познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы – семёновская, полхов – майданская). Учить рисовать матрёшку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Предварительная работа : знакомство с разными видами народного декоративно – прикладного искусства. Составление коллекции матрёшек. Игра в посещение музея матрёшек. Рассматривание, обследование и сравнение матрёшек. Дидактические игры с пяти – и семиместными матрёшками.

Ход занятия : см. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 106 - 107.

Материалы к занятию: Программное содержание : учить детей передавать в рисунке образ сказки. Развивать образные представления, воображение, самостоятельность и творчество в изображении и украшении сказочного домика. Совершенствовать приемы украшения.

Предварительная работа : чтение сказок, рассматривание иллюстраций, домов в ближайшем окружении; выделение необычной формы окон, особенных деталей: башенок, украшений и др.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 76 - 77.

Предварительная работа : чтение и рассказывание сказки «Волк и козлята», беседа по сказке. Рассматривание игрушек, иллюстраций. Лепка козлика.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 73 - 74.

Материалы к занятию: игрушечный козлёнок (или иллюстрация). Листы бумаги формата А4 зеленого тона, краски гуашь, кисти 2-х размеров, баночки с водой, подставки под кисточки, салфетки (на каждого ребенка). Предварительная работа : беседы о природе, жизни насекомых, птиц, животных; наблюдения на прогулках, чтение книг, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 49 - 50.

Материалы к занятию: ½ альбомного листа, цветные карандаши (на каждого ребенка).

I V неделя ».

Программное содержание : учить детей изображать самолёты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш. Развивать образное восприятие, образные представления. Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам.

Предварительная работа : чтение книг, рассматривание иллюстраций, беседы с детьми. Игры детей.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 84.

Предварительная работа : наблюдения на прогулках, чтение книг, стихотворений.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 85. (Дополнительный материал по ходу и содержанию занятия см . Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006. – с. 136-137. ) развивать эстетическое восприятие, образные представления, творчество. Продолжать формировать положительное эмоциональное отношение к занятиям изобразительной деятельностью, к созданным работам; доброжелательное отношение к работам сверстников. Закреплять приемы рисования разными материалами (фломастерами, жирной пастелью, красками, цветными восковыми мелками).

Предварительная работа : чтение сказок, рассматривание иллюстраций. Беседы с детьми о сказочных персонажах. Знакомство с декоративно – прикладным искусством.

Ход занятия : см. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – с. 87.

Оксана Макарычева
Перспективное планирование по ИЗО (средняя группа)

СЕНТЯБРЬ

Вид деятельности

Название НОД

Задачи НОД

1 Рисование предметное по замыслу с элементами аппликации Картинки для наших шкафчиков Определение замысла в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика) . Самостоятельное творчество – рисование предметных картинок и оформление рамочками.

2 Рисование сюжетное по замыслу

Посмотрим в окошко Рисование простых сюжетов по замыслу. Выявление уровня развития графических умений и композиционных способностей. Рассматривание вида из окна через видоискатель. Стр. 18

3 Аппликация предметная

Поезд мчится «тук-тук-тук» (железная дорога) Знакомство с ножницами и освоение техники резания по прямой – разрезание бумажного прямоугольника на узкие полоски (шпалы для железной дороги) . Стр. 22

4 Аппликация коллективная

Цветочная клумба Составление полихромного цветка из 2-3 бумажных форм, подбор красивого цветосочетания. Освоение приёма оформления цветка : надрезание «берега» (края) бахромой. Стр. 24

1 Рисование по представлению

Храбрый петушок Рисование петушка гуашевыми красками. Совершенствование техники владения кистью : свободно и уверенно вести кистью по ворсу, повторяя общие очертания силуэта. Стр. 34

2 Аппликация из цветной бумаги, осенних листьев и семечек арбуза

Золотые подсолнухи Создание композиций из разных материалов. Формирование аппликативных умений в приложении к творческой задаче. Развитие чувство ритма и композиции. Стр. 38

3 Рисование красками (по представлению) и карандашами (с натуры) Яблоко – спелое, красное, сладкое Рисование многоцветного (спелого) яблока гуашевыми красками и половинки яблока (среза) цветными карандашами или фломастерами. Стр. 42

4 Рисование модульное (ватными палочками или пальчиками) «Кисть рябинки, гроздь калинки…» Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник. Стр. 46

1 Аппликация-мозаика с элементами рисования «Тучи по небу бежали» Знакомство с техникой аппликативной мозаики : разрезание узких полосок бумаги синего, серого, голубого и белого цвета на кусочки и наклеивание в пределах нарисованного контура – дождевой тучи. Стр. 50

2 Аппликация сюжетная (на основе незавершённой композиции) Заюшкин огород (капуста и морковка) Аппликативное изображение овощей : разрезание прямоугольника по диагонали и закругление углов (две морковки) ; обрывная и накладная аппликация (капуста) . Стр. 56

3 Рисование декоративное с элементами аппликации

Перчатки и котятки

Изображение и оформление «перчаток» (или «рукавичек» ) по своим ладошкам – правой и левой. Формирование графических умений – обведение кисти руки с удерживанием карандаша на одном расстоянии без отрыва от бумаги. Создание орнамента (узора на перчатках) . Стр. 64

4 Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения Морозные узоры Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения. Экспериментирование с красками для получения разных оттенков голубого цвета. Свободное творческое применение разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия). Стр. 66

1 Аппликация декоративная с элементами рисования Полосатый коврик для кота Составление красивых ковриков из полосок и квадратиков, чередующихся по цвету. Освоение нового способа – резание бумаги по линиям сгиба. Стр. 62

2 Аппликация с элементами рисования

Праздничная ёлочка (поздравительная открытка) Аппликативное изображение ёлочки из треугольников, полученных из квадратов путём разрезания их пополам по диагонали. Украшение ёлочек декоративными элементами (сочетание аппликативной техники с рисованием ватными палочками) . Создание красивых новогодних открыток в подарок родителям. Стр. 72

3-4 Рисование с элементами аппликации

Наша ёлочка

Рисование новогодней ёлки гуашевыми красками с передачей особенностей её настроения и размещения в пространстве. Выбор конкретных приёмов работы в зависимости от общей формы художественного объекта (рисование ёлки на основе аппликативного треугольника для контроля длины веток). Стр. 74

1 Ёлочка пушистая, нарядная Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности , как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

2 Рисование красками (по представлению)

Снеговики в шапочках и шарфиках Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приёмов декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развитие глазомера, чувство цвета, формы и пропорции. Стр. 78

3 Снеговичок

Комкание бумаги (скатывание)

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.) . Развивать чувство композиции.

Рисование цветными карандашами по замыслу Кто-кто в рукавичке живёт (по мотивам сказки «Рукавичка» ) Рисование по содержанию литературного произведения. Освоение приёмов передачи сюжета : выделение главного – крупного изображение по центру на переднем плане . стр. 82

1 Аппликация предметная

Быстрокрылые самолёты Изображение самолётов из бумажных деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок) . Видоизменение деталей : срезание, загибание и отгибание углов, срезание прямоугольника пополам поперёк и по диагонали. Стр. 98

2 Цветочек для папы Оттиск печатками из картофеля Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции.

3 Рисование сюжетное (гуашевыми красками) «Как розовые яблоки, на ветках снегири» Рисование снегирей на заснеженных ветках. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы – строение тела и окраски. Стр. 90

4 Рисование декоративное с элементами аппликации Красивые салфетки Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы. Стр. 110

1 Мимоза для мамы Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции.

2 Солнышко

Рисование ладошками Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие

3 Аппликация с элементами рисования Сосульки на крыше Резание ножницами с регулированием длины разрезов. Освоение способа вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой. Стр. 116

4 Аппликация с элементами рисования Воробьи в лужах Вырезание кругаспособом последовательного закругления четырёх углов квадрата. Стр. 118

1 Аппликация из цветной и фактурной бумаги Ракеты и кометы Создание аппликационных картин на космическую тему. Стр. 126

2 Волшебные картинки (волшебный дождик) Рисование свечой Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик) . Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка.

3 Подарок для кошки Мурки Ватные палочки, готовое изображение кошки (из геометрических фигур : голова - круг, уши - маленькие треугольники, туловище - большой треугольник, лапы, хвост - овалы, краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА.

Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу.

4 Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница) Рисование пальчиками, карандашом Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

1 Черемуха

Рисование ватными палочками, пальчиками Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма.

2 Рисование «Радуга-дуга, не дай дождя» Самостоятельное и творческое отображение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами . Стр. 136

3 Котенок

Тычок полусухой жесткой кистью, трафарет котенка Закреплять навык печати кистью по трафарету

Акварель или гуашь, восковые мелки Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка.

Список используемой литературы :

1. «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова,

М. А. Васильева.

2. Изобразительная деятельность в детском саду. И. А. Лыкова. Издательский дом «Цветной мир» . Москва 2007.

3. Веселя школа живописи для детей от 4-х лет. Алекс Бернфельс Издательство «Ниола-пресс» .2010.

4. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Л. А. Парамоновой. Москва. ОЛМА Медиа Групп . 2011г.

Образовательная область: «Творчество»

Раздел: Рисование 1 – 36 часов

Лексическая тема

Тема, задачи занятия

Кол-во часов

Осеняя ярмарка. Сад и огород

Тема: Вкусные яблоки.

Задачи: Учить изображать предметы круглой формы, располагая их на всем листе и передавая основной цвет предмета. Развивать умение закрашивать яблоки, не заходя за контуры. Воспитывать аккуратность.

Лес наше богатство

Тема: Осень.

Задачи: Учить предавать в рисунке особенности осеннего леса. Закрепить умение правильно держать кисточку, рисовать гуашью. Развивать моторику рук.

Золотая осень

Тема: Золотая осень.

Задачи: Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Воспитывать самостоятельность, творчество.

Труд людей осенью

Тема: Большая и маленькая морковки.

Задачи: Учить рисовать предметы овальной формы, разной величины, подбирая цвет для изображения предмета. Закрепить умение закрашивать морковки, выполняя штриховку в одном направлении. Развивать внимание.

Тема: Колобок.

Задачи: Продолжать учить детей рисовать предметы круглой формы. Закрепить умение рисовать гуашью, правильно держать кисточку. Воспитывать аккуратность.

Домашние птицы и птенцы

Тема: Украшаем тарелку.

Задачи: Познакомить детей с элементами казахского орнамента «крылья птицы». Учить украшать тарелку элементами орнамента по образцу. Развивать глазомер.

Перелетные птицы и птенцы

Тема: Красивая птичка.

Задачи: Учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальное), частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании карандашами. Развивать образное восприятие, воображение.

Домашние животные и их детеныши

Тема: Мой кот.

Задачи: Учить рисовать животное на четырех ногах, правильно передавая горизонтальное положение туловища и строение. Закрепить умение рисовать акварелью, правильно держать кисточку. Развивать мелкую моторику рук.

Дикие животные и их детеныши

Тема: Украшаем фартук.

Задачи: Учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие, образные представления, творческие способности, воображение.

Моя семья

Тема: Рисуем дом.

Задачи: Учить детей рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон. Закрепить умение рисовать акварелью, правильно держать кисточку. Развивать аккуратность.

Когда живётся дружно, что может быть лучше

Тема: Разноцветные шары.

Задачи: Учить передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Бытовая техника

Тема: Какие предметы имеют форму квадрата.

Задачи: Продолжать учить рисовать животное на четырех ногах, правильно передавая горизонтальное положение туловища и характерные особенности строение.

Тема: Украшение скатерти.

Задачи: Учить украшать квадратный силуэт скатерти элементами казахского орнамента «крылья птицы», «волна». Закрепить умение рисовать акварелью, правильно держать кисточку. Развивать аккуратность в работе.

Зимушка хрустальная

Тема: Зимний пейзаж.

Задачи: Учить передавать в рисунке впечатления от зимней природы. Закрепить умение рисовать гуашью. Развивать творчество.

Как зимуют животные и птицы

Тема: Лисичка.

Задачи: Учить рисовать животное на четырех ногах, правильно передавая горизонтальное положение туловища и строение. Закрепить умение рисовать акварелью, правильно держать кисточку. Развивать мелкую моторику рук.

День Независимости

Тема: Украшаем торсык.

Задачи: Учить детей украшать силуэт посуды элементами казахского орнамента. Закрепить умение рисовать акварелью. Развивать цветовое восприятие.

Зимние забавы

Тема: Веселые снеговики.

Задачи: Учить детей передавать в рисунке образ снеговика. Закрепить умение рисовать круги различной величины. Развивать аккуратность.

Добро пожаловать, Новый год!

Тема: Наша нарядная елка (елка и ее украшение)

Задачи: Учить детей передавать в рисунке образ новогодней елки. Формировать умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями. Развивать чувство радости при восприятии созданных рисунков.

Человек. Части тела

Тема: Украшаем национальный головной убор.

Задачи: Учить детей украшать силуэт головного убора элементами казахского орнамента «волна», «след».

Закрепить умение рисовать концом кисточки волнистые линии. Развивать мелкую моторику рук.

Я и моё здоровье

Тема: Снежинки.

Задачи: Учить детей рисовать снежинки с помощью коротких прямых линий. Закрепить умение рисовать карандашами. Развивать глазомер.

Тема: Сани.

Задачи: Учить передавать образ санок с помощью длинных и коротких линий. Закрепить умение рисовать акварелью. Развивать мелкую моторику рук.

Витамины

Тема: Нарисую то, что захочу.

Задачи: Учить детей выбирать объект рисования. Закрепить умение рисовать круглые и овальные формы. Развивать воображение.

Мой любимый детский сад

Тема: Украсим сырмак.

Задачи: Продолжать учить детей украшать предметы быта элементами казахского орнамента геометрическими фигурами прямоугольниками. Закрепить умение правильно держать кисточку. Развивать аккуратность.

Мои игрушки

Тема: Мишка.

Задачи: Учить передавать в рисунке образ любимой игрушки, передавая характерные особенности: овальное туловище, круглая голова. Закрепить умение рисовать карандашами. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Все профессии важны – все профессии нужны

Тема: Камзол бабушки.

Задачи: Учить украшать силуэт одежды элементами казахского орнамента. Закрепить умение рисовать акварелью, правильно держать кисточку. Воспитывать аккуратность.

Рукотворный мир

Тема: Рыбки плавают в аквариуме.

Цель: Учить детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество.

Весна. Изменения в природе

Тема: Нарисуй картинку про весну.

Задачи: Учить детей передавать в рисунке впечатления от весны. Упражнять в рисовании красками (хорошо промывать кисть, осушать ее, набирать краску на кисть по мере надобности). Развивать умение удачно располагать изображение на листе.

Моя ласковая мамочка

Тема: Веточка мимозы.

Задачи: Учить использовать в передаче характерных особенностей предмета нетрадиционный способ рисования (ватными палочками). Закрепить умение работать аккуратно. Развивать творчество.

Весенние заботы животных и птиц

Тема: Животное, которое мне нравится.

Задачи: Учить рисовать домашнее животное, передавая характерные особенности. Закрепить умение рисовать гуашью. Развивать мелкую моторику рук.

Наурыз – пора обновления

Тема: Тюбетейка дедушки.

Задачи: Учить украшать силуэт тюбетейки элементами казахского орнамента «крылья птицы», «волна». Закреплять умение рисовать акварелью, правильно держать кисточку. Воспитывать любовь к традициям казахского народа.

Тема: Цветы.

Задачи: Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать ее и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие. Развивать эстетическое восприятие. Вызывать чувство удовольствия, радости от созданного изображения.

Ходи по улице с умом

Тема: Грузовик.

Задачи: Учить передавать в рисунке образ грузовой машины с помощью геометрических фигур. Закрепить умение рисовать цветными карандашами. Развивать умение штриховать в одном направлении.

Этот загадочный космос

Тема: Разноцветные треугольники (по замыслу)

Задачи: Учить детей передавать в рисунке космические объекты с помощью треугольников. Закрепить умение умеренно, нажимать на карандаш, неотрывно закрашивать рисунок, не выходя за контур. Развивать творческие способности.

Транспорт

Тема: Самолеты летят.

Задачи: Учить изображать самолеты, передавая характерные признаки. Закрепить приемы закрашивания карандашами. Развивать образное восприятие.

Сельскохозяйственные работы

Тема: Яблони расцвели.

Задачи: Продолжать учить рисовать дерево, передавая ствол, тонкие ветви. Закрепить умение рисовать цветы точками. Развивать аккуратность.

Мой город Павлодар

Тема: Дома на нашей улице.

Задачи: Учить передавать в рисунке впечатления от увиденного на улице. Закрепить умение рисовать дома разной величины. Развивать у детей эстетическое восприятие.

Итого

36 занятий

Перспективный план работы по изобразительной деятельности и развитию творческих способностей в средней группе


Описание материала: Предлагаю перспективный план работы по изобразительной деятельности. Данный материал будет полезен воспитателям средней группы и специалистам, ведущим кружок по изобразительной деятельности. План направлен на развитие творческих способностей.

сентябрь


«Осеннее дерево»
Задачи: Познакомить с приемами печати печатками. Развивать чувство композиции и ритма.
«Грибы в лукошке»
Задачи: Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками. Закрепить умение украшать предметы простым узором (полоска из точек), используя рисование пальчиком. Развивать чувство композиции.


Дидактическая игра « Что стало не так?»
Задачи: Развивать наблюдательность детей, учить выделять цветовые свойства, сравнивая одно предметное изображение с другими по представлению.

Дидактическая игра «Украсим платок»
Задачи: Формировать умение понимать законы композиции, подбирать разнообразные сочетания цветов, используя их в декоративной аппликации. Подводить детей к пониманию того, что красота узора зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.


Привлечь детей к оформлению спальни для куклы Маши (рисование ковров на стену; паласа на пол; красивых салфеток на стол). Развивать пространственное воображение. Предоставить разные варианты с правом выбора технике воплощений.

Работа с родителями
Провести анкетирование родителей на тему: «Что рисует ваш ребенок?»
Папка-передвижка « Роль рисования в жизни ребёнка»

октябрь

Непосредственно-образовательная деятельность
«Осенний лес» (коллективная работа)
Задачи: Познакомить с картиной И. Левитана «Золотая осень», с тем, как художник передает красоту осенней природы; закрепить умение рисовать деревья, передавать красоту осенней природы, колорит; развивать умение рисовать на одном листе бумаги, создавая коллективную работу.

«Подсолнухи»
Задачи: Упражнять в рисовании пальчиками. Формировать умение рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закреплять навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции.

Совместная деятельность воспитателя с детьми
Дидактическая игра «Найди такой же»
Задачи: Закреплять умение узнавать и правильно называть голубой цвет, различать четыре оттенка голубого цвета. Закреплять понятие «цвет», «оттенок». Формировать умение осуществлять последовательный выбор оттенков голубого цвета в порядке убывания светлоты.

Тематический досуг: «Сказочный лес»
Задачи: Вызвать у детей интерес к сказочному образу, развивать воображение. Доставить радость от встречи со знакомыми сказочными героями. Развивать умение использовать полученные навыки и умения.

Самостоятельная деятельность детей
Побуждать детей к созданию декораций к спектаклю по мотивам сказки «Капризка» авт. Т.Н.Караманенко и Ю. Г.Караманенко.

Работа с родителями
Консультация на тему: «Приобщение к нетрадииионной технике рисования»
(фитодизайн)

ноябрь

Непосредственно-образовательная деятельность
«Мои любимые рыбки»
Задачи: Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Развивать умение тонировать лист разными цветами акварели. Развивать цветовосприятие.

«Съедобное королевство»
(фитодизайн в технике аппликации)
Задачи: Развиваем целостное восприятие предмета. Формировать умение определять на ощупь разные виды крупы. Учить составлять композицию из разных видов круп.

Совместная деятельность воспитателя с детьми
Дидактическая игра «Волшебные краски»
Задачи: Закрепить знания детей о зеленом цвете. Развивать умение получать зеленый цвет, смешивая на палитре два основных цвета: синий и желтый цвета. Упражнять в дифференциации синего, желтого и зеленого цвета.

Дидактическая игра «Найди лишний квадрат»
Задачи: Упражнять в решении задач, основанных на умении устанавливать сходство и различия между зрительно воспринимаемыми цветными изображениями. Продолжать формировать умение исключать объект темного тона из множества светлых.

Самостоятельная деятельность детей
Поддерживать стремление детей заниматься фитодизайном. Для этого создать условия: заготовить зернышки и семечки от разных растений и деревьев.

Работа с родителями
Беседа на тему: «Искусство русской глиняной игрушки» (журнал «Дошкольное воспитание» №9, 1989 г. Стр.43)

декабрь

Непосредственно-образовательная деятельность
«Елочные игрушки»
Задачи: Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью, печатать пробкой.

«Два петушка сорятся» (рисование ладошкой)
Задачи: Совершенствовать умение делать отпечатки ладонями и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество.

Совместная деятельность воспитателя с детьми
Дидактическая игра «Составь узор»
Задачи: Формировать умение создавать орнаментальные узоры, используя холодные и теплые цвета. Упражнять в дифференциации теплых и холодных цветов при создании орнаментальных узоров из элементов четырех оттенков, выбирая нужные оттенки из нескольких предложенных.

Дидактическая игра «Мозаика»
Задачи: Добиваться красивого сочетания элементов по цвету в процессе игры с мозаикой. Способствовать развитию художественного вкуса детей.
Самостоятельная деятельность детей
По замыслу
Задачи: Создать условия для совершенствования умений и навыков в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в разных нетрадиционных техниках. Способствовать развитию воображения, творчества.

Работа с родителями
Беседа на тему: «Природа цвета и цвет природы»
(журнал «Дошкольное воспитание» №10, 2002 г. Стр.72)

январь

Непосредственно-образовательная деятельность
«Новогодняя елка»
Задачи: Расширять умение передавать в рисунке образ нарядной новогодней елки, равномерно распределять украшения по всему дереву; закрепить умение рисовать гирлянды овальных бус с чередованием по цвету и расположению; видеть красоту в сочетании темно-зеленого цвета ели с яркими и светлыми цветами.

«Снеговичок» (скатывание бумаги)
Задачи: Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование. Формировать умение дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка). Развивать чувство композиции.

Совместная деятельность воспитателя с детьми
Дидактическая игра «Оденем кукол»
Задачи: Формировать умение устанавливать соответствия между несколькими предметами, ориентируясь на признак предмета. Развивать умение использовать простейшие приемы установления тождества цвета однородных объектов.


Задачи: Продолжать учить определять закономерность, в которой расположены цветные элементы в ряду, достраивая его, используя все предложенные элементы.

Самостоятельная деятельность детей
«Рисование по настроению»
Задачи: Создать условия для развития оптико- пространственного восприятия, воображения. Способствовать развитию тонкой моторики рук, сенсомоторики. Закрепить знания о зимней палитре.

Работа с родителями
Консультация на тему: «Как занять ребенка» (журнал «Дошкольное воспитание» №2, 1992г. Стр. 68 и №5, 1992г. Стр.47)

февраль

Непосредственно-образовательная деятельность
«Портрет зимы»
Задачи: Закрепить умение рисовать восковыми мелками, украшать деталями, тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие.

«Кораблики в море» (знакомая форма - новый образ)
Задачи: Формировать умение рисовать кораблики, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение.

Совместная деятельность воспитателя с детьми
Дидактическая игра «Наведем порядок»
Задачи: Формировать умение определять закономерность расположения цветных элементов в ряду, достраивая его, используя предложенный набор, в котором присутствуют лишние элементы.

Развлечение «Путешествие по радуге»
Задачи: Познакомить детей с последовательным расположением цветов в спектре. Упражнять в выкладывании цветов радуги по памяти. Формировать умение определять недостающий цвет спектра.

Самостоятельная деятельность детей
Поощрять желание детей самостоятельно заниматься лепкой, применяя на практике ранее полученные знания и навыки.

Работа с родителями
Консультация на тему: «Использование различного материала в изодеятелъности»
«Рисование с детьми дошкольного возраста» под. ред.Т. Казаковой

март

Непосредственно-образовательная деятельность
«Весеннее солнышко» (рисование ладошками)
Задачи: Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Формировать умение смешивать разные краски кистью прямо на ладошке.

«Открытка для мамы»
Задачи: Совершенствовать умение печатать по трафарету и в рисовании пальчиками. Развивать чувство композиции, ритма.

Совместная деятельность воспитателя с детьми
Досуг «Гжельская сказка»
Задачи: Формировать потребность в прекрасном; воспитывать чувство гордости за талант своего народа; уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу (украшение костюма гжельской красавицы)

Дидактическая игра «Окраска воды»
Задачи: Закрепить умение узнавать и правильно называть три оттенка коричневого цвета. Обогащать речь словосочетаниями: «предмет коричневого цвета», темный (светлый) оттенок коричневого цвета. Формировать умение получать оттенки коричневого цвета, используя способ окраски воды.

Самостоятельная деятельность детей
Побуждать детей повторно возвращаться к своим работам и совершенствовать их, украшая узором, прорисовывая детали.

Работа с родителями
Индивидуальная беседа на тему: «Лепим и расписываем по-гжелъски»
(журнал «Дошкольное воспитание» №1, 1997 стр.22)

апрель

Непосредственно-образовательная деятельность
«Весна в звуках нежных, хрупких» (рисование по мокрому)
Задачи: Формировать умение видеть красоту природы, выделять главные отличительные ее особенности. Развивать умение рисовать по своему замыслу под музыку, отражая свои чувства в весенних тонах акварели. Совершенствовать навыки работы в акварельной технике.

«Красивые цветы»
Задачи: Продолжать учить рисовать цветы разными приемами: примакиванием в разных направлениях, рисованием круглых и овальных форм. Развивать наблюдательность и умение воспринимать красоту окружающего мира.

Совместная деятельность воспитателя с детьми
Дидактическая игра «Какой кружок не подходит»
Задачи: Упражнять в решении задач, основанных на умении устанавливать сходство и различия между зрительно воспринимаемыми цветными изображениями Продолжать формировать умение исключать объект светлого тона из множества темных.

Дидактическая игра «Кто больше увидит»
Задачи: Развивать умение оперировать представлениями о цвете в реальных действиях. Расширять знания о предметах, их частях, имеющих признак белого и черного цвета. Формировать умение замечать цвет, желание обнаружить как можно больше объектов заданного цвета.

Самостоятельная деятельность детей
Поддерживать стремление детей оформить декорации к сказке «Колобок». Создать для этого необходимые условия.

Работа с родителями
Беседа на тему: «О взаимосвязи игры и изобразительной деятельности» (журнал «Дошкольное воспитание» №6, 1997г. Стр.25)
Непосредственно-образовательная деятельность
«Одуванчики»
Задачи: Закрепить умение детей работать восковыми мелками и акварелью, печатать печатками. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции.

«Березки на поляне» (коллективная работа на ткани)
Задачи: Вызвать чувство радости от восприятия произведений живописи; воспитывать любовь к природе; создавать радостную, светлую коллективную работу на ткани. Развивать умение изображать березы разными приемами рисования кистью: ровный ствол - всем ворсом, тонкие веточки- концом кисти, листву- примакиванием.

Совместная деятельность воспитателя с детьми
Дидактическая игра «Кто быстрее»
Задачи: Совершенствовать знания о белом, черном и сером цвете. Развивать зрительное дифференцирование при восприятии ахроматических цветов и их оттенков в большом пространстве. Упражнять в определении цвета удаленных объектов.

Дидактическая игра «Найди и принеси»
Задачи: Закреплять знания о холодных и теплых тонах. Формировать умение группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначению образованной группы обобщающим словом: «теплые тона», «холодные тона».

Самостоятельная деятельность детей
Побуждать детей к созданию иллюстраций к сказке «Три медведя»

Работа с родителями
Консультация на тему: «Ознакомление дошкольников пейзажной живописью. как
часть эстетического и художественного
восприятия» (д/в №9, 1999 г. стр 69)

Литература

1. Т. Г. Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности»
2. М.В. Трофимова «Учеба, игра и изобразительная деятельность»
3. С.Коротких «Ознакомление дошкольников с пейзажной живописью, как часть эстетического и художественного воспитания» (Дошкольное воспитание №9/99, стр.69)
4. Л.Веселина, М.Федяшина «Учим рисовать штрихом» (Дошкольное воспитание №10/97, стр.71)
5. Т.О.Комарова «О взаимосвязи дидактических игр и изобразительной деятельности»
6. Т.Н.Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»
7. Н.Алексахин «Лепим и расписываем по гжельски»
8. О.Хренова «Городецкая роспись душу нам веселит»
9. Г.Григорьева «Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью»
10. Т.Комарова «Обучение способам изображения» (Дошкольное воспитание №3/91, стр.51)
11. М.Шклярова «Рисуйте в нетрадиционной технике» (Дошкольное воспитание №11/95, стр.14)
12. Л.Пантелеева «Декоративно-прикладное искусство России» (Дошкольное воспитание №7/89, стр.39)
13. Л.А.Ремезова «Играем с цветом»
14. А.А.Грибовская «Коллективное творчество дошкольников»
15. С.Ашикова «Природа цвета и цвет Природы» (Дошкольное воспитание №10/02, стр.72)
16. А.Листопад «Обучение восприятию цвета» (Дошкольное воспитание №5/91, стр.5)
17. Л.Фокина «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством» (Дошкольное воспитание №3/90 стр.26)
18. С.М.Вайнерман, А.С. Болынев и др. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству»
19. А.А.Грибовская «Народное искусство и детское творчество»
20. «Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники)» под ред.Р.Т.Казаковой.



Рассказать друзьям