Самый большой орган в европе. Орган - музыкальный инструмент

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Исторический Бордуолк Холл в Атлантик-Сити является самым важным конференц-центром города. Все большие мероприятия в Атлантик-Сити проводятся именно там. Зал Бордуолк Холл провел многочисленные спортивные мероприятия (бокс, баскетбол, футбол, борьба, фигурное катание, и т.д.), музыкальные концерты (Битлз, Роллинг Стоунз, Мадонна и Lady Gaga лишь некоторые из знаменитостей), политические съезды и даже театрализованное шоу Мисс Америка. Этот развлекательный комплекс занимает 7 акров земли с собственной электростанцией, радиостанцией, кухнями и телефонной сетью. На момент открытия в 1929 году сооружение было невероятным подвигом разработчиков. Еще одной выдающейся особенностью Бордуолк Холла является самый большой орган в мире, о котором и пойдет речь в этой статье.

В те времена органы являлись стандартным оборудованием для любого развлекательного комплекса, применяясь в основном для музыкального сопровождения кинофильмов (технология озвучки фильмов к тому времени еще не была разработана). В те времена средний театр мог разместить 2,000 — 3,000 человек, но вместимость Зала Бордуолк составляла колоссальных 42,000 зрителей. Замкнутое пространство зала по площади достигало 5.5 миллионов кубических футов и заполнить этот огромный объем музыкой представляло большую техническую проблему.


Задача строительства органа была поручена компании Midmer-Losh Inc. из Нью-Йорка. Они создали гигантский инструмент, который побил все возможные рекорды. Зал Холла до сих пор является гордым владельцем самого большого органа в мире и одного из самых уникальных музыкальных инструментов на Земле. Сделанный 33 000 труб, этот гигантский инструмент с легкостью справляется с огромной площадью холла и звучит громче самого громкого поезда. Чтобы произвести такой оглушительный звук, орган использует электрический привод на 600 лошадиных сил, способный выдувать 36,400 кубических футов воздуха в минуту. Главный пульт органа является также самым большим в мире пультом управления. На строительство органа потребовалось три года — все работы проходили непосредственно внутри здания. Самая высокая труба достигает 20 метров в высоту.





Еще один большой старинный орган находится в забытом во времени Королевском театре Бруклина . Он был создан Робертом Мортонов и назван в его честь.



К сожалению, орган редко функционировал после Большого Атлантического урагана 1944 года, хотя это все еще продолжал играть для некоторых шоу, как Театрализованное представление Мисс Америка, политические съезды и спортивные соревнования. Долгие годы бездействия испортили орган настолько, что всего 15-20% инструмента остались в рабочем состоянии. Затем он был еще сильнее поврежден, когда небрежные рабочие сломали несколько труб во время ремонта 2000-2001 годов. В настоящее время орган Бордуолк Холла подвергается капитальному восстановлению. Реставрационные работы, как ожидают, займут еще 8 лет.

«Король инструментов» — именно так называют за огромные размеры, потрясающий диапазон звучания и уникальное богатство тембров духовой орган. Музыкальный инструмент с многовековой историей, переживший периоды огромной популярности и забвения, он служил как для религиозных служб, так и светских развлечений. Уникален орган и тем, что относится он к классу духовых инструментов, но при этом оснащен клавишами. Особенностью этого величественного инструмента является и то, что для игры на нем исполнитель должен виртуозно владеть не только руками, но и ногами.

Немного истории

Орган — музыкальный инструмент с богатой и древней историей. По мнению специалистов, прародителями этого великана можно считать сиринкс - простейшую тростниковую флейту Пана, древний восточный органчик из тростника шэн и вавилонскую волынку. Объединяет все эти непохожие друг на друга инструменты то, что для извлечения из них звука необходим более мощный, чем могут создать человеческие легкие, поток воздуха. Уже в древности был найден механизм, способный заменить дыхание человека - меха, подобные тем, что использовались для раздувания огня в кузнечном горне.

Древняя история

Уже во II веке до н. э. греческий умелец из Александрии Ctesibius (Ктесебий) изобрел и собрал гидравлический орган - гидравлос. В него воздух нагнетался водяным прессом, а не мехами. Благодаря таким изменениям, воздушный поток поступал значительно равномерней, и звук органа стал более красивым и ровным.

В первые века распространения христианства воздушные меха пришли на смену водяному насосу. Благодаря такой замене появилась возможность увеличить как количество, так и размер труб в органе.

Дальнейшая история органа, музыкального инструмента, довольно громкого и мало регулируемого, развивалась в таких европейских странах, как Испания, Италия, Франция и Германия.

Средние века

В середине V века н. э. органы строились во многих испанских церквях, но из-за очень громкого звучания использовались только в дни больших праздников. В 666 году папа Виталиан ввел этот инструмент в католическое богослужение. В VII-VIII веках орган претерпел несколько изменений и усовершенствований. Именно в это время в Византии создавались самые известные органы, однако и в Европе развивалось искусство их строительства.

В IX веке центром их производства стала Италия, откуда они выписывались даже во Францию. В дальнейшем и в Германии появились искусные мастера. К XI веку в большинстве европейских стран строились такие музыкальные гиганты. Однако стоит отметить, что современный инструмент значительно отличается от того, как выглядит орган средневековый. Созданные в средние века инструменты были значительно грубее более поздних. Так, размеры клавишей варьировались от 5 до 7 см, а расстояние между ними могло достигать 1,5 см. Для игры на подобном органе исполнитель использовал не пальцы, а кулаки, с силой ударяя ими по клавишам.

В XIV веке орган становится популярным и широко распространенным инструментом. Этому способствовало и усовершенствование этого инструмента: клавиши органа пришли на смену большим и неудобным пластинам, появилась басовая клавиатура для ног, оснащенная педалью, заметно разнообразней стали регистры, а диапазон - шире.

Эпоха Возрождения

В XV веке было увеличено количество трубок и уменьшены размеры клавиш. В этот же период стали популярны и широко распространены маленький переносной (органетто) и небольшой стационарный (позитив) орган.

Музыкальный инструмент к XVI веку становится все более сложным: клавиатура становится пятимануальной, причем диапазон каждого из мануалов мог доходить до пяти октав. Появились регистровые переключатели, позволившие значительно увеличить тембровые возможности. Каждая из клавиш могла соединяться с десятками, а иногда и с сотнями труб, издававшими звуки, одинаковые по высоте, но различающиеся по окраске.

Барокко

Многие исследователи называют XVII-XVIII века золотым периодом органного исполнительства и органостроения. Построенные в это время инструменты не только прекрасно звучали и могли имитировать звучание какого-либо одного инструмента, но и целых оркестровых групп и даже хоров. Кроме того, отличались они и прозрачностью и ясностью тембрового звучания, наиболее подходящего для исполнения полифонических произведений. Следует отметить, что большинство великих органных композиторов, таких, как Фрескобальди, Букстехуде, Свелинк, Пахельбель, Бах, писали свои произведения именно для «барочного органа».

«Романтический» период

Романтизм XIX века, по мнению многих исследователей, с его стремлением придать этому музыкальному инструменту богатое и мощное звучание, присущее симфоническому оркестру, оказали как на строительство органов, так и на органную музыку сомнительное, и даже отрицательное влияние. Мастера, и в первую очередь француз Аристид Кавайе-Коль, стремились создать инструменты способные стать оркестром для одного исполнителя. Появились инструменты, в которых звук органа стал необычайно мощным и масштабным, появились новые тембры, а также были сделаны различные конструктивные усовершенствования.

Новое время

XX век, особенно в своем начале, характеризуется стремлением к гигантизму, что отразилось и на органах и их масштабах. Однако подобные веяния быстро прошли, и среди исполнителей и специалистов по строительству органов возникло движение, пропагандировавшее возвращение к удобным и простым инструментам барочного типа, обладающих подлинным органным звучанием.

Внешний вид

То, что мы видим из зала, - внешняя сторона, и называется она фасадом органа. Глядя на него, сложно определиться с тем, что же это такое: чудесный механизм, уникальный музыкальный инструмент или произведение искусства? Описание органа, музыкального инструмента действительно внушительных размеров, может составить несколько томов. Постараемся в несколько строк сделать общие зарисовки. Прежде всего, фасад органа уникален и неповторим в каждом из залов или храмов. Общим является только то, что состоит он из труб, собранных в несколько групп. В каждой из таких групп трубы выстроены по высоте. За строгим или богато украшенным фасадом органа скрывается сложнейшая конструкция, благодаря которой исполнитель может подражать птичьим голосам или шуму морского прибоя, сымитировать высокое звучание флейты или целой оркестровой группы.

Как устроен?

Давайте рассмотрим устройство органа. Музыкальный инструмент очень сложный и может состоять из трех и более небольших органов, которыми исполнитель может управлять одновременно. Каждый из них обладает своим набором труб - регистров и мануала (клавиатуры). Управление этим сложнейшим механизмом осуществляется с исполнительского пульта, или как его еще называют - кафедры. Именно здесь расположены одна над другой клавиатуры (мануалы), на которых исполнитель играет руками, а внизу - огромные педали - клавиши для ног, позволяющие извлекать самые низкие басовые звуки. В органе может быть много тысяч труб, выстроенных в ряд, и находящихся во внутренних камерах, закрытые от глаз зрителя декоративным фасадом (проспектом).

Каждый из малых органов, входящих в «большой», имеет свое назначение и название. Наиболее распространены следующие:

  • главный - Haupwerk;
  • верхний - Oberwerk;
  • «рюкпозитив» - Rückpositiv.

Haupwerk - «главный орган» содержит основные регистры и является самым большим. Несколько меньше и с более мягким звучанием Rückpositiv, кроме того, он содержит и некоторые солирующие регистры. «Оберверк» - «верхний» вносит в ансамбль ряд звукоподражательных и солирующих тембров. Трубы «рюкпозитива» и «оберверка» могут устанавливаться в полузакрытые камеры-жалюзи, открывающиеся и закрывающиеся посредством особого швеллера. Благодаря чему могут создаваться такие эффекты, как постепенное усиление или ослабление звука.

Как вы помните, орган — музыкальный инструмент клавишный и духовой одновременно. Он состоит из множества труб, каждая из которых может издавать звук одного тембра, высота и силы.

Группа труб, издающая звуки одного тембра, объединяются в регистры, которые могут быть включены с пульта. Таким образом, исполнитель может выбрать нужный регистр или их комбинацию.

В современные органы воздух нагнетается посредством электрического мотора. Из мехов, через воздухопроводы, сделанные из дерева, воздух направляется в винлады - особую систему деревянных ящиков, в верхних крышках которых проделаны специальные отверстия. Именно в них укреплены органные трубы своими «ножками», в которые и поступает под давлением воздух из винлад.

Король инструментов — так часто именуют орган, внешний вид которого вызывает ощущение восторга, а звучание завораживает и воодушевляет. Большой, тяжеловесный струнно-клавишный инструмент, обладающий широчайшим регистром звучания, по праву считается чем-то вроде «легенды во плоти». Кто же изобрел орган и чем уникален этот тяжеловес?

Кто изобрел необычный инструмент?

История легендарного инструмента, научиться играть на котором способен далеко не каждый профессиональный музыкант, насчитывает сотни веков.

Название «organum» упоминается еще в античных писаниях великого Аристотеля и Платона. Но точно ответить, кто изобрел сие чудо, не представляется возможным. По одной из версий его родоначальником является вавилонская волынка, формирующая звук за счет направления струй воздуха в сторону краев трубки. По другой – флейта пана или китайское шэне, функционирующие по такому же принципу. Играть на соединенных между собой дудочках было не очень удобно, поскольку у исполнителя порой в легких не хватало воздуха. Идея качать воздух во время игры мехами стала настоящим спасением.

Близкий брат органа, его водяной аналог, был изобретен греческим умельцем Ктезибием еще в 200-х годах до н.э. Он называется гидравлос. Позднее гидравлическая конструкция была заменена мехами, что дало возможность значительно улучшить качество звучания.

Музыкальные инструменты более привычных для нас размеров и внешнего вида стали появляться в IV веке. В этот период благодаря стараниям Папы Виталиана органы стали задействовать в роли сопровождения католических богослужений. Начиная с первой половины V века струнно-клавишный инструмент стал неизменным церемониальным атрибутом не только византийской, но и всей западно-европейской императорской власти.

Широкое распространение в странах Европы легендарный «клавишник» получил к середине XIV века. Инструмент того времени был далек от совершенства: он имел меньшее количество труб и более широкие клавиши. К примеру, в ручной клавиатуре при ширине самих клавиш порядка 50-70 мм расстояние между ними составляло 15-20 мм. Для извлечения звуков исполнителю приходилось по огромным и тяжелым клавишам не «пробегать» пальчиками, а в буквальном смысле стучать локтями или кулаками.

Наибольшего размаха органостроение приобрело в XVI-XVII веках. В славно известную эпоху барокко мастера научились создавать инструменты, которые своим мощным звучанием смело могли конкурировать с целым симфоническим оркестром. Звуковые возможности инструментов позволяли имитировать звон колокольчиков, рокот камнепада и даже заливистое пение птиц.

Апофеозом органостроения по праву считается 1908 год, когда на всемирной выставке была представлена модель, включающая 6 мануалов. Самый крупный в мире действующий орган весит чуть более 287 тонн. Сейчас он украшает торговый центр «Macy’s Lord & Taylor» в Филадельфии.

То, что ценитель органной музыки наблюдает из зала – фасад инструмента. За ним скрывается просторное помещение, порой включающее по несколько этажей, уставленное механическими элементами и тысячами трубок. Чтобы понять принцип действия сего чуда, стоит рассмотреть хотя бы его краткое описание.

Орган является одним из самых громких музыкальных инструментов. Такой эффект достигается за счет регистров, включающего несколько рядов органных труб. Эти регистры по окраске звучания и целому ряду других объединяющих признаков делятся на несколько групп: микстуры, аликвотны, гамбы, флейты, принципалы. Регистровые трубы звучат в соответствии с нотной записью. Их можно включать как по отдельности, так и одновременно. Для этого задействуются расположенные на боковых панелях клавиатуры рукоятки.

Пультом управления исполнителя, работающего за инструментом, являются мануалы, педальная клавиатура и сами регистры. Число мануалов в зависимости от модификации «клавишника» может варьироваться от 1 до 7. Они располагаются террасой: один непосредственно над другим.

Педальная клавиатура может включать от 5 до 32 клавиш, посредством которых запускаются в действие регистры, формирующие низкие звуки. В зависимости от аппликатуры музыкального инструмента исполнитель нажимает на педальные клавиши носком или каблуком.

Наличие нескольких клавиатур, а также всевозможных тумблеров и рычагов довольно усложняет процесс игры. Поэтому зачастую вместе с исполнителем за инструментом сидит и его помощник. Для удобства чтения нот и достижения синхронности исполнения партия для ног традиционно располагается на отдельном нотном стане непосредственно под партией для рук.

В современных моделях функцию нагнетания воздуха в меха выполняют электромоторы. В средние века эту работу выполняли специально обученные кальканты, услуги которых приходилось оплачивать отдельно.

Несмотря на широкое распространение органов сегодня практически нереально встретить две одинаковых модели, поскольку все они собираются по индивидуальным проектам. Размеры установок могут варьироваться от 1,5 м до 15 м. Ширина крупных моделей достигает 10 м, а глубина – 4 м. Вес таких сооружений измеряется в тоннах.

Рекордсмены разных номинаций

Самого древнего представителя легендарного инструмента, сроки «жизни» которого датируются 1370-1400 годами, можно встретить в Стокгольмском музее. Он привезен из церковного прихода шведского острова Готланд.

Лидер в номинации «самый громкий орган» украшает Зал Согласия в Атлантик-Сити. Рекордсмен включает 7 мануалов и довольно обширный тембровый набор, формируемый за счет 445-и регистров. Звучанием сего гиганта насладиться не получится, поскольку его звук может спровоцировать у слушателей разрыв барабанных перепонок. Весит этот музыкальный инструмент свыше 250 тонн.

Инструмент, украшающий церковь Святой Анны, которая расположена в столице Польши, примечателен тем, что включает самые длинные в мире трубы. Их высота достигает порядка 18 метров, а издаваемый звук, способен в буквальном смысле оглушить. Частотный диапазон инструмента располагается в пределах, охватывающих даже область ультразвука.

Самый большой орган в мире December 13th, 2015

Очередное пополнение нашей .

В большом спортивно-концертном зале Boardwalk Hall, что находится в американском городе Атлантик-Сити, расположен самый большой в мире орган. Уникальный музыкальный инструмент состоит из 33 000 труб и 1200 клавиш. Воздух в трубы нагоняют вентиляторы, которые вращают электромоторы мощностью в 600 л. с. Сейчас орган находится далеко не в лучшем состоянии. В 1944 году он был поврежден во время урагана, а в 2001 году рабочие по халатности уничтожили часть основных труб. Орган пытаются отреставрировать, однако, для этого потребуется несколько лет.

Давайте узнаем о нем подробнее …

Фото 2.

Исторический Бордуолк Холл в Атлантик-Сити является самым важным конференц-центром города. Все большие мероприятия в Атлантик-Сити проводятся именно там. Зал Бордуолк Холл провел многочисленные спортивные мероприятия (бокс, баскетбол, футбол, борьба, фигурное катание, и т.д.), музыкальные концерты (Битлз, Роллинг Стоунз, Мадонна и Lady Gaga лишь некоторые из знаменитостей), политические съезды и даже театрализованное шоу Мисс Америка. Этот развлекательный комплекс занимает 7 акров земли с собственной электростанцией, радиостанцией, кухнями и телефонной сетью. На момент открытия в 1929 году сооружение было невероятным подвигом разработчиков. Еще одной выдающейся особенностью Бордуолк Холла является самый большой орган в мире, о котором и пойдет речь в этой статье.

Фото 3.

Фото 4.

В те времена органы являлись стандартным оборудованием для любого развлекательного комплекса, применяясь в основном для музыкального сопровождения кинофильмов (технология озвучки фильмов к тому времени еще не была разработана). В те времена средний театр мог разместить 2,000 - 3,000 человек, но вместимость Зала Бордуолк составляла колоссальных 42,000 зрителей. Замкнутое пространство зала по площади достигало 5.5 миллионов кубических футов и заполнить этот огромный объем музыкой представляло большую техническую проблему.

Фото 5.

Задача строительства органа была поручена компании Midmer-Losh Inc. из Нью-Йорка. Они создали гигантский инструмент, который побил все возможные рекорды. Зал Холла до сих пор является гордым владельцем самого большого органа в мире и одного из самых уникальных музыкальных инструментов на Земле. Сделанный 33 000 труб, этот гигантский инструмент с легкостью справляется с огромной площадью холла и звучит громче самого громкого поезда. Чтобы произвести такой оглушительный звук, орган использует электрический привод на 600 лошадиных сил, способный выдувать 36,400 кубических футов воздуха в минуту. Главный пульт органа является также самым большим в мире пультом управления. На строительство органа потребовалось три года - все работы проходили непосредственно внутри здания. Самая высокая труба достигает 20 метров в высоту.

Фото 6.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.


Мало того, что в Германии есть очень древние органы, у нас есть, наверное, самый древний (и недавно отреставрированный) из ныне действующих органов в мире. Наверное – потому, что родился этот церковный «Мафусаил» из вестфальского города Зёст-Остённен, в 1425–1430 годах, а орган швейцарской церкви Tous-les-Saints, находящейся на территории замка Валери, или Де-Валер (Сьон, кантон Вале) был создан в 1390 году. Но теперь специалисты спорят по поводу самых старых уцелевших деталей органа (понятно, что на протяжении столетий сложный инструмент неоднократно «латали», ремонтировали, заменяли износившиеся детали новыми). И получается, что оптически (то есть по внешним деталям) старше «швейцарец», а акустически (то есть по внутренним деталям) старше «немец».

Этот спор не мешает Германии оставаться страной органов (недаром большинство деталей инструментов носят немецкие имена). Судите сами. В евангелической церкви деревни Ризим (Восточная Фризия, земля Нижняя Саксония) стоит готический орган, датированный 1457 годом. Уникальные органы находятся также в Любеке (Шлезвиг-Гольштейн) – в церкви Св. Якоби (1467), Кидрихе (земля Гессен) – в церкви Св. Валентина и Дионисия (1500), Люнебурге (Нижняя Саксония) – Св. Йоанниса (1553), Нордене (Восточная Фризия, Нижняя Саксония) – Св. Лудгери (1567).

Справедливости ради скажем, что похожие старцы обитают и в других странах Европы. Так, в Нидерландах есть орган 1482 года в церкви Martinikerk города Гронингена, орган 1511 года – в церкви Sint Laurenskerk города Алкмара, 1534 года – в церкви Grote Kerk города Бреда, 1565 года – в Hooglandse Kerk города Лей­дена. Во Франции старейший орган (1501 года) находится, пожалуй, в Eglise du Gros Bourg, что в Лорри-эн-Гатинэ (Lorris-­en-­Gâtinais). В Дании самый старый орган (1554) красуется в Домском соборе города Роскилле (Roskilde), в Австрии – в Придворной церкви Инсбрука (1558 г.), в Португалии – в кафедральном соборе Эвора (1562).

Ну а вообще-то орган – такая древняя придумка человечества, что точную дату «рождения» первого органа назвать очень сложно. «Органом» (от латинского organum и греческого organon – орудие, инструмент) в древности называли, пожалуй, любой музыкальный инструмент. Остатки старейшего органоподобного инструмента были найдены при раскопках Аквинкума (вблизи Будапешта), учёные датируют их 228 годом н. э.

Считается, что орган, точнее гидравлос, изобрёл греческий инженер Ктесибий, живший в Александрии Египетской в 296–228 гг. до н. э. По названию вы наверняка догадались, что это был водный орган, hydraulis, hydraulikon (от древнегреческого hydor – «вода» и aulos – «труба»). Сложное сооружение, где необходимое давление воздуха, поступавшего в бронзовые трубы, поддерживалось столбом воды. Греки и римляне использовали гидравлос с его сильным и пронзительным звуком на ипподромах, в цирках, во время языческих мистерий.

В первые века христианства водяной насос был заменён воздушными мехами. Такие инструменты появились в IV в. в Византии, откуда они и попали в Западную Европу, стали изготовляться в Германии, Чехии, Италии. Ввёл орган в Католическую церковь в 666 году папа Виталиан.



Рассказать друзьям