Органная музыка. Орган — музыкальный инструмент — история, фото, видео

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Самый крупногабаритный вид музыкальных инструментов.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Орган – король музыкальных инструментов

    ✪ Музыкальные инструменты (орган). Иоганн Себастьян Бах | Музыка 2 класс #25 | Инфоурок

    ✪ "Орган??? Музыкальный инструмент!!!", Баранова Т.А. МБДОУ №44

    ✪ Орган - Карточки для детей - Музыкальные Инструменты - Карточки Домана

    ✪ Клавесин – музыкальный инструмент прошлого, настоящего или будущего?

    Субтитры

Терминология

В самом деле, даже в неодушевленных предметах имеется такого рода способность (δύναμις), например, в [музыкальных] орудиях (ἐν τοῖς ὀργάνοις); про одну лиру говорят, что она способна [звучать], а про другую - что нет, если она неблагозвучна (μὴ εὔφωνος).

Тот род людей, который занимается инструментами, тратит на это весь свой труд, как, например, кифаред , или тот, кто демонстрирует своё ремесло на органе и других музыкальных инструментах (organo ceterisque musicae instrumentis).

Основы музыки, I.34

В русском языке слово «орга́н» по умолчанию обозначает духовой орган , но также используется по отношению к другим разновидностям, в том числе электронным аналоговым и цифровым, имитирующих звук органа. Органы различают:

  • по устройству - духовой, язычковый, электронный , аналоговый, цифровой;
  • по функциональной принадлежности - концертный, церковный, театральный , ярмарочный, салонный, учебный и др.;
  • по диспозиции - барочный, французский классический, романтический, симфонический, необарочный, современный;
  • по количеству мануалов - одномануальный, двух–, трёх– и т.д.

Слово «орган» также обычно уточняется ссылкой на органостроителя (например, «Орган Кавайе-Коля ») или торговую марку («Орган Хаммонда »). Некоторые разновидности органа имеют самостоятельные термины: античный гидравлос , портатив , позитив , регаль , фисгармония , шарманка и др.

История

Орган - один из древнейших музыкальных инструментов. Его история насчитывает несколько тысяч лет. Гуго Риман считал, что родоначальником органа является древняя вавилонская волынка (XIX век до н. э.): «Мех надувался через трубку, а с противоположного конца находился корпус с дудками, имеющими, без сомнения, язычки и по несколько отверстий» . Зародыш органа можно видеть также во флейте Пана , китайском шэне и других аналогичных инструментах. Считается, что орган (водяной орган, гидравлос) изобрёл грек Ктесибий , живший в Александрии Египетской в 296-228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона . Органы больших размеров появились в IV веке , более или менее усовершенствованные органы - в VII и VIII веках . Папе Виталиану традиция приписывает введение органа в католическое богослужение . В VIII веке Византия славилась своими органами. Византийский император Константин V Копроним в 757 году подарил орган франкскому королю Пипину Короткому . Позже византийская императрица Ирина подарила его сыну - Карлу Великому орган, который звучал на коронации Карла. Орган считался в то время церемониальным атрибутом византийской, а затем и западноевропейской императорской власти .

Искусство строить органы развилось и в Италии , откуда в IX веке они выписывались во Францию . Позднее это искусство развилось в Германии . Повсеместное распространение в западной Европе орган получил начиная с XIV века . Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число труб.

Древнейшим образцом средневекового органа с относительно целостной механикой (трубы не сохранились) считается орган из Норрланды (церковный приход на острове Готланд в Швеции). Этот инструмент обычно датируется 1370-1400 гг., хотя у некоторых исследователей столь ранняя датировка вызывает сомнения . В настоящее время норрландский орган хранится в Национальном историческом музее в Стокгольме.

В XIX веке благодаря, прежде всего, деятельности французского органного мастера Аристида Кавайе-Колля , который задался целью конструировать органы именно таким образом, чтобы они своим мощным и богатым звучанием могли соперничать со звучанием целого симфонического оркестра, стали возникать инструменты ранее небывалого масштаба и мощности звучания, которые иногда называют симфоническими органами .

Устройство

Пульт

Пульт органа («шпильтиш» от нем. Spieltisch или органная кафедра ) - пульт со всеми необходимыми для органиста средствами, набор которых в каждом органе индивидуален, но у большинства есть общие: игровые - мануалы и педальная клавиатура (или просто «педаль» ) и тембровые - включатели регистров . Могут присутствовать также динамические - швеллеры , различные ножные рычаги или кнопки для включения копул и переключения комбинаций из банка памяти регистровых комбинаций и устройство для включения органа. За пультом, на скамье, органист сидит во время исполнения.

  • Копула - механизм, с помощью которого включенные регистры одного мануала могут звучать при игре на другом мануале или педали. В органах всегда есть копулы мануалов к педали и копулы к главному мануалу, также почти всегда есть копулы более слабых по звучанию мануалов к более сильным. Копула включается/выключается специальным ножным переключателем с фиксатором или кнопкой.
  • Швеллер - устройство, с помощью которого можно регулировать громкость данного мануала, открывая или закрывая створки жалюзи в ящике, в котором расположены трубы этого мануала.
  • Банк памяти регистровых комбинаций - устройство в виде кнопок, доступное только в органах с электрической регистровой трактурой, позволяющая запоминать регистровые комбинации, упрощая тем самым переключение регистров (смену общего тембра) во время исполнения.
  • Готовые регистровые комбинации - устройство в органах с пневматической регистровой трактурой, позволяющее включать готовый набор регистров (обычно p, mp, mf, f )
  • (от итал. Tutti - все) - кнопка включения всех регистров и копул органа.

Мануалы

Первые нотные памятники с органной педалью датированы серединой XV в. - это табулатура немецкого музыканта Адама из Илеборга (англ.) русск. (Adam Ileborgh, ок. 1448) и Буксхаймская органная книга (ок. 1470). Арнольт Шлик в «Spiegel der Orgelmacher» (1511) уже подробно пишет о педали и прилагает свои пьесы, где она весьма виртуозно применяется. Среди них особенно выделяется уникальная обработка антифона Ascendo ad Patrem meum для 10 голосов, из которых 4 поручено педали. Для исполнения этой пьесы требовалась, вероятно, какая-то специальная обувь, позволявшая нажимать одной ногой одновременно две клавиши, отстоящие на расстояние терции . В Италии ноты с использованием органной педали появляются намного позже - в токкатах Аннибале Падовано (1604) .

Регистры

Каждый ряд труб духового органа одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром . Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых регистровых рукояток (или электронных выключателей), расположенных на пульте органа над клавиатурами или по бокам от пюпитра, включает или выключает соответствующий ряд органных труб. Если регистры выключены, при нажатии клавиши орган звучать не будет.

Каждая рукоятка соответствует регистру и имеет своё название с указанием высоты тона самой большой трубы этого регистра - футовость , традиционно обозначенную в футах в переводе на регистр Principal. Например, трубы регистра Gedackt - закрытые, и звучат октавой ниже, поэтому такая труба тона «до» субконтроктавы обозначается как 32", при фактической длине в 16". Язычковые регистры, высота звука которых зависит от массы самого язычка, а не от высоты раструба, также обозначаются в футах, по длине аналогичной по высоте звучания трубы регистра Principal .

Регистры по ряду объединяющих признаков группируются в семейства - принципалы , флейты, гамбы, аликвоты, микстуры и др. К основным относятся все 32-, 16-, 8-, 4-, 2-, 1-футовые регистры, к вспомогательным (или обертоновым) - аликвоты и микстуры. Каждая труба основного регистра воспроизводит только один звук неизменной высоты, силы и тембра. Аликвоты воспроизводят порядковый обертон к основному звуку, микстуры дают аккорд, который состоит из нескольких (обычно от 2 до дюжины, иногда до полусотни) обертонов к данному звуку.

Все регистры по устройству труб делятся на две группы:

  • Лабиальные - регистры с открытыми или закрытыми трубами без язычков. К этой группе принадлежат: флейты (широкомензурные регистры), принципалы и узкомензурные (нем. Streicher - «штрайхеры» или струнные), а также регистры призвуков - аликвоты и микстуры, в которых каждая нота имеет один или несколько (более слабых) обертоновых призвуков.
  • Язычковые - регистры, в трубах которых имеется язычок, при воздействии подаваемого воздуха на который возникает характерный звук, схожий по тембру, в зависимости от названия и особенности конструкции регистра, с некоторыми духовыми оркестровыми музыкальными инструментами: гобой , кларнет , фагот , труба , тромбон и др. Язычковые регистры могут располагаться не только вертикально, но и горизонтально - такие регистры составляют группу, которая от фр. chamade называется «шама́да».

Соединение различных видов регистров:

  • итал. Organo pleno - лабиальные и язычковые регистры вместе с микстурой;
  • фр. Grand jeu - лабиальные и язычковые без микстур;
  • фр. Plein jeu - лабиальные с микстурой.

Название регистра и величину труб композитор может обозначить в нотах над тем местом, где данный регистр должен быть применён. Выбор регистров для исполнения музыкального произведения называется регистровкой , а включенные регистры - регистровой комбинацией .

Так как регистры в разных органах разных стран и эпох не одинаковы, то в органной партии они обычно не обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину труб, а остальное предоставляется на усмотрение исполнителя. Бо́льшая часть нотного органного репертуара не имеет никаких авторских обозначений, касающихся регистровки произведения, так у композиторов и органистов предыдущих эпох существовали свои традиции и искусство сочетания различных тембров органа передавалась устно из поколения в поколение.

Трубы

Трубы регистров звучат по-разному:

  • 8-футовые трубы звучат в соответствии с нотной записью;
  • 4- и 2-футовые звучат на одну и две октавы выше соответственно;
  • 16- и 32-футовые звучат на одну и две октавы ниже соответственно;
  • 64-футовые лабиальные трубы, встречающиеся в наиболее крупных органах мира, звучат на три октавы ниже записи, следовательно, те, что приводятся в действие клавишами педали и мануала ниже контроктавы, издают уже инфразвук ;
  • закрытые сверху лабиальные трубы звучат октавой ниже открытых.

Для настройки малых открытых лабиальных металлических труб органа используется штимгорн . С помощью этого молоткообразного инструмента завальцовывается или развальцовывается открытый конец трубы. Более крупные открытые трубы настраивают путём вырезания вертикального лоскута металла вблизи или непосредственно из открытого края трубы, который отгибается под тем или иным углом. Открытые деревянные трубы обычно имеют настроечное приспособление из дерева или металла, регулировка которой, позволяет настраивать трубу. Закрытые деревянные или металлические трубы настраиваются при помощи регулировки затычки или колпачка на верхнем конце трубы.

Фасадные трубы органа могут играть и декоративную роль. Если трубы не звучат, то их называют «декоративными» или «слепыми» (англ. dummy pipes ).

Трактура

Органная трактура - это система передаточных устройств, функционально соединяющая элементы управления на пульте органа с воздухозапорными устройствами органа. Игровая трактура передаёт движение клавиш мануалов и педали на клапаны конкретной трубы или группы труб в микстуре. Регистровая трактура обеспечивает включение или выключение целого регистра или группы регистров в ответ на нажатие тумблера или движение регистровой рукоятки.

Посредством регистровой трактуры также действует память органа - комбинации регистров, заранее скомпонованные и заложенные в устройство органа - готовые, фиксированные комбинации. Они могут называться как по сочетанию регистров - Pleno, Plein Jeu, Gran Jeu, Tutti, так и по силе звучания - Piano, Mezzopiano, Mezzoforte, Forte. Помимо готовых комбинаций, есть свободные комбинации, которые позволяют органисту выбирать, запоминать и изменять в памяти органа набор регистров по своему усмотрению. Функция памяти имеется не во всех органах. В органах с механической регистровой трактурой она отсутствует.

Механическая

Механическая трактура - эталонная, аутентичная и наиболее часто встречающаяся на данный момент, позволяющая исполнять наиболее широкий спектр произведений всех эпох; механическая трактура не даёт феномена «запаздывания» звука и позволяет досконально ощущать положение и поведение воздушного клапана, что даёт возможность наилучшего контроля инструмента органистом и достижения высокой техники исполнения . Клавиша мануала или педали при использовании механической трактуры соединена с воздушным клапаном системой лёгких деревянных или полимерных тяг (абстрактов), валиков и рычагов; изредка в больших старых органах применялась канатно-блоковая передача. Так как движение всех перечисленных элементов осуществляется только усилием органиста, существуют ограничения в размере и характере расположения звучащих элементов органа. В органах-гигантах (более 100 регистров) механическая трактура либо не используется, либо дополняется машиной Баркера (пневматическим усилителем, помогающим нажимать на клавиши; таковы французские органы начала XX века, например, Большого зала Московской консерватории и церкви Сен-Сюльпис в Париже). Механическая игровая обычно сочетается с механической регистровой трактурой и виндладой системы шлейфладе.

Пневматическая

Пневматическая трактура - наиболее распространённая в романтических органах - с конца XIX века до 20-х годов XX века; нажатие клавиши открывает клапан в управляющем воздуховоде, подача воздуха в который открывает пневматический клапан конкретной трубы (при использовании виндлад шлейфладе, встречается исключительно редко) либо целого ряда труб одного тона (виндлады кегельладе, характерные для пневматической трактуры). Позволяет строить огромные по набору регистров инструменты, так как не имеет силовых ограничений механической трактуры, однако имеет феномен «запаздывания» звука. Это делает зачастую невозможным исполнение технически сложных произведений, особенно во «влажной» церковной акустике, учитывая то, что время задержки звучания регистра зависит не только от удалённости от пульта органа, но и от его размера труб, наличия в трактуре реле, ускоряющих срабатывание механики за счёт освежения импульса, конструктивных особенностей трубы и используемого типа виндлады (практически всегда это - кегельладе, иногда - мембраненладе: работает на выброс воздуха, исключительно быстрое срабатывание). Кроме того, пневматическая трактура разобщает клавиатуру с воздушными клапанами, лишая органиста ощущения «обратной связи» и ухудшая контроль над инструментом. Пневматическая трактура органа хороша для исполнения сольных произведений периода романтизма , сложна для игры в ансамбле , и далеко не всегда подходит для музыки барокко и современности.

Электрическая

Электрическая трактура - широко используемая в XX веке трактура, с прямой передачей сигнала от клавиши к электромеханическому реле открытия-закрытия клапана посредством импульса постоянного тока в электрической цепи. В настоящее время всё чаще вытесняется механической. Это единственная трактура, не ставящая никаких ограничений по количеству и расположению регистров, а также размещению пульта органа на сцене в зале. Позволяет располагать группы регистров в разных концах зала, управлять органом с неограниченного количества дополнительных пультов, исполнять музыку для двух и трех органов на одном органе, а также ставить пульт в удобное место в оркестре , с которого будет хорошо видно дирижёра . Позволяет соединять несколько органов в общую систему, а также даёт уникальную возможность записи исполнения с последующим воспроизведением без участия органиста. Недостаток электрической трактуры, как и пневматической, - разрыв «обратной связи» пальцев органиста и воздушных клапанов. Кроме того, электрическая трактура может давать задержку звука за счёт времени срабатывания электрических реле клапанов, а также коммутатора-распределителя (в современных органах это устройство электронное и задержки не даёт; в инструментах первой половины и середины 20 века оно нередко было электромеханическим). Электромеханические реле при срабатывании часто дают дополнительные «металлические» звуки - щелчки и стук, которые, в отличие от аналогичных «деревянных» призвуков механической трактуры, совсем не украшают звучание произведения. В некоторых случаях электрический клапан получают самые большие трубы в остальном полностью механического органа (например, в новом инструменте фирмы «Hermann Eule» в Белгороде), что обусловлено необходимостью при большом расходе воздуха трубой сохранять площадь механического вентиля, и как следствие игровые усилия, в басу в приемлемых рамках. Шум может издавать и регистровая электрическая трактура при смене регистровых комбинаций. Пример акустически превосходного органа с механической игровой трактурой и при этом достаточно шумной регистровой трактурой - швейцарский орган фирмы «Kuhn» в Католическом соборе в Москве .

Другие

Крупнейшие органы мира

Крупнейший орган Европы - Большой орган кафедрального собора Св. Стефана в Пассау (Германия), построенный немецкой фирмой «Stenmayer & Co». Имеет 5 мануалов, 229 регистров, 17 774 трубы. Считается четвёртым по величине действующим органом в мире .

До недавнего времени крупнейшим в мире органом с полностью механической игровой трактурой (без применения электронного и пневматического управления) был орган собора св. Троицы в Лиепае (4 мануала, 131 регистр, более 7 тысяч труб), однако, в 1979 году в большом концертном зале центра исполнительских искусств Сиднейского оперного театра был установлен орган, имеющий 5 мануалов, 125 регистров и около 10 тысяч труб. Ныне он считается крупнейшим (с механической трактурой).

Главный орган Кафедрального собора в Калининграде (4 мануала, 90 регистров, около 6,5 тысяч труб ) является самым большим органом в России.

Экспериментальные органы

Органы оригинальной конструкции и настройки разрабатывались начиная со второй половины XVI века , как, например, архиорган итальянского теоретика музыки и композитора Н. Вичентино . Однако широкого распространения такие органы не получили. Ныне они выставляются как исторические артефакты в музеях музыкальных инструментов наряду с другими экспериментальными инструментами прошлого.

Орган - музыкальный инструмент, который называют «королём музыки». Грандиозность его звучания выражается в эмоциональном воздействии на слушателя, не имеющем равных. Кроме того, самый большой в мире музыкальный инструмент - орган, и у него самая совершенная система управления. Его высота и длина приравниваются к размеру стены от фундамента до крыши в большом здании - храме или концертном зале.

Выразительный ресурс органа позволяет создавать для него музыку широчайшего объёма содержания: от размышлений о Боге и космосе до тонких интимных отражений человеческой души.

Орган - музыкальный инструмент с уникальной по своей продолжительности историей. Его возраст - около 28 веков. В рамках одной статьи невозможно проследить великий путь этого инструмента в искусстве. Мы ограничились коротким очерком генезиса органа с древнейших времён до тех столетий, когда он приобрёл вид и свойства, известные по сей день.

Историческим предшественником органа является дошедший до нас инструмент флейта Пана (по имени сотворившего её, как упомянуто в мифе). Появление флейты Пана датировано 7 веком до н.э., но реальный возраст, вероятно, гораздо больше.

Так называется музыкальный инструмент, состоящий из вертикально поставленных рядом тростниковых трубочек разной длины. Боковыми поверхностями они прилегают друг к другу, а поперёк объединены пояском из крепкой материи или деревянной планкой. Исполнитель вдувает воздух сверху через отверстия трубочек, и они звучат - каждая на своей высоте. Настоящий умелец игры может использовать сразу две или даже три трубочки для извлечения одновременного звучания и получить двухголосный интервал или, при особом мастерстве, трёхголосный аккорд.

Флейта Пана олицетворяет собой извечное стремление человека к изобретательству, особенно в искусстве, и желание совершенствовать выразительные возможности музыки. До того, как этот инструмент появился на исторической сцене, в распоряжении древнейших музыкантов были более примитивные продольные флейты - простейшие дудочки с отверстиями для пальцев. Их технические возможности были невелики. На продольной флейте невозможно одновременное извлечение двух и более звуков.

В пользу более совершенного звучания флейты Пана говорит также следующий факт. Способ вдувания воздуха в неё - бесконтактный, воздушная струя подаётся губами с некоторого расстояния, что создаёт особый тембровый эффект мистического звучания. Все предшественники органа были духовыми, т.е. использовали управляемую живую силу дыхания для создания Впоследствии эти особенности - многоголосие и призрачно-фантастический «дышащий» тембр - были унаследованы в звуковой палитре органа. Именно они лежат в основе уникальной способности органного звука - вводить слушателя в транс.

От появления флейты Пана до изобретения следующего предшественника органа прошло пять столетий. За это время знатоки духового звукоизвлечения нашли способ, позволяющий бесконечно увеличить ограниченное время человеческого выдоха.

В новом инструменте подача воздуха осуществлялась с помощью кожаных мехов - наподобие тех, которыми пользовался кузнец для нагнетания воздуха.

Появилась также возможность автоматически поддерживать двухголосие и трёхголосие. Один или два голоса - нижние - без перерыва тянули звуки, высота которых не менялась. Эти звуки, называемые «бурдонами» или «фобурдонами», извлекались без участия голоса, непосредственно из мехов через открытые в них отверстия и были чем-то вроде фона. Позднее они получат название «органного пункта».

Первый голос, благодаря уже известному способу закрывания дырочек на отдельной «флейтообразной» вставке в мехи, получил возможность играть достаточно разнообразные и даже виртуозные мелодии. Во вставку исполнитель вдувал воздух губами. В отличие от бурдонов, мелодия извлекалась контактным способом. Поэтому в ней отсутствовал налёт мистики - его взяли на себя бурдонные подголоски.

Этот инструмент приобрёл большую популярность, особенно в народном творчестве, а также среди странствующих музыкантов, и стал называться волынкой. Благодаря её изобретению будущий органный звук приобрёл практически неограниченную протяжность. Пока исполнитель накачивает воздух мехами, звук не прерывается.

Таким образом, проявились три из четырёх будущих звуковых свойств «короля инструментов»: многоголосие, мистическая уникальность тембра и абсолютная протяжность.

Начиная со 2 века до н.э. появляются конструкции, которые всё более приближаются к образу органа. Для нагнетания воздуха греческий изобретатель Ктесебий создаёт гидравлический привод Это позволяет увеличить мощность звука и снабдить нарождающийся колосс-инструмент довольно длинными звучащими трубами. На слух гидравлический орган становится громким и резким. С такими свойствами звука он широко используется в массовых представлениях (ипподромные скачки, цирковые шоу, мистерии) у греков и римлян. С появлением раннего христианства вновь вернулась идея нагнетания воздуха мехами: звук от этого механизма был более живым и «человечным».

Фактически, на этом этапе можно считать сформированными основные особенности органного звука: многоголосная фактура, властно притягивающий внимание тембр, беспрецедентная протяжность и особая мощность, пригодная для привлечения большой массы людей.

Следующие 7 столетий были для органа определяющими в том смысле, что его возможностями заинтересовалась, а затем прочно «присвоила» их и развивала христианская церковь. Органу было суждено стать инструментом массовой проповеди, каким он остаётся вплоть до наших дней. С этой целью его преобразования двигались по двум руслам.

Первое. Физические размеры и акустические способности инструмента достигли невероятных величин. В соответствии с ростом и развитием храмовой архитектуры бурно прогрессировал аспект архитектурно-музыкальный. Орган стали встраивать в стену храма, и его громоподобное звучание подчиняло и потрясало воображение прихожан.

Количество органных труб, которые теперь делали из дерева и металла, достигло нескольких тысяч. Тембры органа обрели широчайший эмоциональный диапазон - от подобия Гласа Божия до тихих откровений религиозной индивидуальности.

Возможности звучания, ранее приобретённые на историческом пути, понадобились в церковном обиходе. Многоголосие органа позволяло усложняющейся музыке отражать многогранные переплетения духовной практики. Протяжность и нагнетаемость тона возвеличили аспект живого дыхания, приблизивший саму природу органного звука к переживаниям уделов человеческой жизни.

С этого этапа орган - музыкальный инструмент огромной убеждающей силы.

Второе направление в развитии инструмента шло по пути усиления его виртуозных возможностей.

Для управления тысячным арсеналом труб нужен был принципиально новый механизм, дающий возможность исполнителю справиться с этим несметным богатством. История сама подсказала нужное решение: появились Идею клавиатурной координации всего массива звучания великолепно адаптировали к устройству «короля музыки». Отныне орган - инструмент клавишно-духовой.

Управление гигантом сосредоточилось за специальным пультом, объединившем в себе колоссальные возможности клавирной техники и гениальные изобретения органных мастеров. Перед органистом теперь располагались в ступенчатом порядке - одна над другой - от двух до семи клавиатур. Внизу, у самого пола под ногами стояла большая педальная клавиатура для извлечения низких тонов. На ней играли ногами. Таким образом, техника органиста требовала большого мастерства. Посадочным местом исполнителя была длинная скамья, поставленная сверху над педальной клавиатурой.

Объединением труб управлял регистровый механизм. Около клавиатур находились специальные кнопки или рукоятки, каждая из которых приводила в действие одновременно десятки, сотни и даже тысячи труб. Чтобы органист не отвлекался на переключение регистров, у него появился помощник - обычно ученик, который должен был разбираться в основах игры на органе.

Орган начинает победное шествие в мировой художественной культуре. К 17 веку он достиг расцвета и небывалых высот в музыке. После увековечения органного искусства в творчестве Иоганна Себастьяна Баха величие этого инструмента остаётся непревзойдённым до наших дней. Сегодня орган - музыкальный инструмент новейшей истории.

Король музыкальных инструментов

Многие наши соотечественники считают, что король музыкальных инструментов – орган – является важной частью западноевропейской музыкальной культуры. Действительно, в ней орган играет значительную роль. Но и для русской культуры этот инструмент не чужой. На русскую землю и в Западную Европу орган попал из Византии. А изобретение его связывают с именем Ктесибия, механика из Александрии, который жил в III веке до нашей эры.

Это был замечательный ученый, который сконструировал водяные часы, весьма оригинально показывавшие время. В этих часах струйка воды стекала в резервуар и поднимала поплавок, на котором стояла фигурка мальчика. Палочка в руке статуэтки указывала на «циферблат» — деления, нанесенные на цилиндр. Удобное устройство клепсидры – водяных часов – воспроизводилось и модифицировалось мастерами разных стран на протяжении многих веков. Ктесибий создал разные гидравлические механизмы, развлекательные автоматы. Он любил музыку, однако не только слушал ее, но наблюдал за музыкантами, игравшими на так называемой флейте Пана .

Вспомним эту легенду, пришедшую из Древней Греции. Пан , бог лесов и пастбищ, покровитель охотников и пастухов, полюбил прекрасную нимфу Сиринкс . А она испугалась фавна, у которого были козлиные копыта, рога и длинная борода. Спасаясь от Пана, Сиринкс обратилась к речному божеству с просьбой спасти ее, и тот превратил нимфу в тростник. Пан сделал из этого тростника свирель, которую назвал сиринкс (одна из разновидностей флейты Пана). С тех пор многоствольный инструмент, высота звука которого зависит от длины трубок, а диапазон от их количества, называется флейтой Пана. Трубочки делают из камыша, тростника, бамбука, скрепляют их тростниковыми пластинами и жгутом из молодой коры вишневого дерева или прочной ниткой.

Музыкантов, игравших на флейтах Пана, не раз наблюдал Ктесибий. Он пожалел флейтиста, с трудом управлявшегося со слишком большим инструментом. Изобретатель присоединил к большущей флейте обычный поршневой насос , вроде того, каким современный школьник накачивает камеру своего велосипеда. Поскольку насос работает неравномерно, толчками, звуки получались прерывистыми и резкими. Тогда Ктесибий присоединил к инструменту второй насос : пока один насос заправлялся воздухом, второй подавал его трубам. Напор воздуха стал более ровным, но некоторая пульсация сохранялась.

Великий инженер Ктесибий сделал следующий шаг: пристроил к инструменту резервуар с водой. Это приспособление напоминало большое перевернутое ведро, помещенное в ванне с водой. Вода наполовину наполняла резервуар, воздух из насосов подавался в верхнюю часть резервуара, а оттуда к трубам. Уровень воды в резервуаре опускался при сильном напоре воздуха, подававшегося насосами, а когда напор ослабевал, вода поднималась. Так был создан водяной орган — гидравлос . Давление столба воды обеспечивало равномерный напор воздуха, поступавшего в трубы, которые звучали под его воздействием. Два человека качали насосы, а музыкант играл.

Гидравлос — составное слово. Первый слог понятен всем: гидро — водяной. Авлос — это музыкальный инструмент, который создали в Древней Греции. Он напоминал современный гобой. Но греки называли гидравлос и другим словом — «инструмент», т. е.«орган » .

Позже был построен орган, в котором воздух в трубы подавался с помощью мехов. Вместо водяного резервуара тоже установили большой мех, который сам не качал воздух, но служил для выравнивания давления. Специальные работники — кальканты — накачивали мехами воздух в трубы.

Развитие органного производства

Количество труб в органах постепенно увеличивалось, для них требовалось всё больше воздуха. А значит, увеличивалось число мехов и их размеры. Конечно, и калькантов становилось больше — в обслуживании больших органов принимали участие семьдесят-восемьдесят человек. Понятно, что такие огромные инструменты были большой редкостью.

Сотни органных труб располагаются вертикально, горизонтально, а некоторые даже подвешиваются накрюках . У современных органов число труб достигает нескольких тысяч. Большие трубы бывают более 10 метров длины, а самые маленькие — 10 миллиметров. Понятно, что для такого сооружения требуется просторное помещение. В храмах над входом строили большой балкон, где и устанавливали орган. Присутствующие в храме видят фасад органа с частью труб, остальные прячутся за фасадом, располагаясь ярусами вверх и вниз, расходясь вправо и влево, занимая всю глубину отведенного им обширного помещения.

Перед фасадом находится кафедра (скамья) органиста и система управления этим грандиозным инструментом.

Первая система управления была создана всё тем же Ктесибием. Он поставил у концов труб заслонки, и когда выдвигал и задвигал нужные, звучала определенная труба. Когда число труб увеличилось, музыканту пришлось бегать от одной трубы к другой, двигая заслонки. Органист был озабочен уже не столько выразительностью исполнения, сколько стремлением успеть открыть нужный клапан. Такое положение дел надолго задержало строительство больших органов, которое, в конце концов, было приостановлено. Тогда придумали клавиатуру, а трубы снабдили клапанами. От клавиш к трубам шли рычаги и тяги. Музыкантам стало гораздо легче!

На этом изобретения органных мастеров не закончились. Получив клавиатуру, создатели органов стали увеличивать количество труб, а значит, увеличилось число рычагов и тяг. Чтобы управлять ими, строителям пришлось делать клавиши огромными, почти полуметровыми. Такие клавиши нажимать пальцами невозможно. Музыканты колотили по ним кулаками, нажимали локтями, а это уже, строго говоря, не музыка.

Изобретатели прошлых веков проявили немалую смекалку, сделав рычаги и тяги легкими, что позволило довести клавиатуру до нормальных размеров. А затем усовершенствовали систему управления, создав пневматический способ манипулирования клавишами. Происходит это следующим образом: музыкант нажимает клавишу, открывает тем самым тонкий трубопровод, по которому воздух идет к клапану и в свою очередь открывает его, тогда труба звучит.

Еще одну функцию выполняет система управления: включает и выключает регистры. Одна и та же клавиша заставляет звучать не одну трубу, а несколько, но этого добились не сразу. Создатели этих музыкальных инструментов много веков назад решили помещать трубы каждого регистра (например, деревянного и медного) в длинный деревянный ящик, максимально герметичный. Воздух подавался в ящик, а клапаны, закрывающие концы труб, тоже находились тут же. Музыкант нажимает клавишу, и звучат сразу два регистра — деревянный и медный. Если нужно, чтобы звук давал один регистр, музыкант нажимает специальный рычаг, перекрывая воздух в том регистре, который должен молчать.

Со временем число регистров увеличилось. Например, в Калининградском культурном центре «Кафедральный собор» Большой орган имеет 90 регистров, а Малый хоровой орган 32 регистра. В целом органный комплекс обладает 122 регистрами. Для управления ими потребовалось несколько клавиатур (по четыре – у инструментов Кафедрального собора). Располагаются они террасообразно. Эти клавиатуры называются мануалами . Появилась и клавиатура для игры ногами — носком и каблуком, имеющая 32 клавиши. Переключать на ней регистры музыканту обычно помогает ассистент.

В средние века кроме больших органов, которые были редкостью, использовались маленькие —портативы и регали . Портатив — от латинского слова «порто» — означает «я ношу».

Русская история органа

Продолжим историю появления органа в Древней Руси. В результате победы Олега установились крепкие экономические связи, своего рода свободная экономическая зона возле константинопольского монастыря святого Маманта; были налажены политические и культурные контакты. Которые продолжила княгиня Ольга, в 955 году посетившая Константинополь. Считается, что именно тогда она приняла крещение. В те же годы у императора Константина VII Багрянородн ого княгиня Ольга и её большая свита впервые услышали и увидели органы, музыка которых сопровождала торжественный прием. А за 200 лет до этого события король Пипин Короткий в 757 году установил дипломатические отношения с византийским императором Константином V. Для закрепления этих связей монархи обменялись дорогими подарками, и королю Пипину доставили первый в Западной Европе орган.

Во времена жизни внука княгини Ольги, князя Владимира, в Киеве появились первые органы, привезенные из Византии. Однако, в отличие от Западной Европы, где органы стояли и стоят в храмах, а органная музыка имеет большое значение для религиозных обрядов, в Киевской Руси орган был светским музыкальным инструментом. Более того, он проник не только в придворную, но и в народную культуру. Свидетельством этого служат фрески Киевского Софийского собора , возведенного при Ярославе Мудром. На сохранившейся фреске «Скоморохи» изображен музыкант, играющий на органе-позитиве, т. е. на маленьком стационарном органе. Слева от музыканта изображены два его помощника, накачивающие воздух в меха органа.

В Житии одного из основателей Киево-Печерского монастыря Феодосия рассказывается о пире у великого киевского князя Святополка Ярославича. Игумен Феодосий упрекает князя за «органные гласы поющее», за веселье. Летописи сообщают, что в дальнейшем князь воздерживался от музыки в присутствии игумена. По-видимому, на княжеских пирах, впрочем, как и при дворе византийских императоров, «поющие гласы органов» были вполне обычным явлением. Распространенность органов в Древнерусском государстве подтверждает и появившееся выражение «бить органы», которое встречается у Даниила Заточника (тогдашние органы имели столь большие клавиши, что по ним именно били).

При Иване III , прозванном Великим, Московская Русь предстала перед изумленной Европой могучим, богатым государством. Начался процесс взаимодействия Западной Европы и государства Московского. Главное событие в области культуры — прибытие в Москву Аристотеля Фьораванти , который создавшего один из самых прекрасных русских соборов, Успенский собор Московского Кремля , ставший символом государства Российского. А в 1472 году вместе с Софьей Палеолог, супругой Ивана III, в Москву прибыла не только легендарная библиотека, но и итальянский органист Джованни Сальватори . В Италии в это время царила эпоха Возрождения, появилось немало светской музыки, в том числе и для органа. Именно с произведениями итальянских композиторов знакомил московитов прибывший органист. Незабываемая музыка, исполнявшаяся Джованни Сальватори, часто звучала для Ивана III и его близких и постепенно становилась частью придворной русской культуры.

Поскольку в Италии органы были установлены в церквях, то играли на них, как правило, монахи. Джованни Сальватори тоже был монахом. В Москве он сменил веру, принял православие и принял русское имя Иван Фрязин, вскоре женился на русской девушке и навсегда остался в России.

Интерес царского двора к органному искусству сохранялся и в следующем столетии. Этот интерес рос, выходил за стены дворцов, проникал в народное искусство. С коморохи , странствовавшие по Руси, выступавшие на ярмарках, свадьбах, разного рода гуляниях, играли на органах-портативах . («Портатив» — от латинского слова «порто», что означает «я ношу»). Этот орган был переносным. Скоморохи несли его за две ручки, ставили в нужном месте, и органист начинал играть. Были органы, которые мог перенести и один человек. Среди большого собрания народных картинок, репродукции которых опубликованы Д. А. Ровинским, встречается изображение сцен с участием скоморохов. Особенно интересна картинка под названием «Плясун и скоморох». Текст к этой картинке гласит: «…Спасибаста, что меня увеселяешь на волынке паче органов играешь…». По этой присказке видно, что органы-портативы сопровождали пляски скоморохов наряду с волынками.

До нас дошли русские миниатюры XVI века с изображением органов. Первая из известных миниатюр принадлежит московским мастерам и входит в знаменитый «Лицевой Свод» , насчитывающий около 16000 миниатюр работы придворных художников Ивана IV. Например, «Парис и Елена в Спарте». В правом углу миниатюры мы видим беседующих Париса и Елену, остальное пространство на первом плане занимает их свита. В первом ряду — музыканты. Среди них исполнители на струнных инструментах – смычковых и щипковых, а также барабанщик. В самом центре миниатюры помещен орган–позитив и калькант, накачивающий мехи. На некоторых других миниатюрах «Лицевого Свода» имеется изображение органа без органиста, одной клавиатуры (кальканта) без органиста. Всё это подкрепляет мысль о широком распространении органов. Стоглавый собор (1551) в своем постановлении посчитал необходимым выразить порицание тому, что «в мирских свадьбах играют глумотворцы и органики, и смехотворцы, и гусельники».

Царский двор также переживал увлечение органом, поэтому изгнать инструмент из России не удалось. Из-за границы продолжали приглашать мастеров-настройщиков, которые также умели играть на тех органах, которые стояли во дворцах. Так, в 1578 году в Москву прибыл голландский органист и органостроитель Готлиб Эйльгоф , которого в соответствии с традицией именовали Немчин — Данило Немчин. Он ремонтировал имевшиеся инструменты и строил новые, причем не только для царя. Созданные им органы звучали в домах московской знати, способствуя распространению интереса к органному искусству в русском обществе.

Увлечение органной музыкой повышало уровень музыкальной культуры слушателей. Царская семья была уже не удовлетворена инструментами, созданными в московской мастерской, и приобрела приобретены инструменты в Англии. Об этом свидетельствует письмо английского посланника Джерома Горсея о покупке в 1586 году для царицы Ирины Федоровны, сестры Бориса Годунова, нескольких клавикордов и органа, построенного в Англии.

И во времена царя Бориса Годунова живописцы отметили присутствие органа в русской культуре. Так, в «Годуновской псалтири» (1594) костромского Ипатьевского монастыря имеется миниатюра, с подробностями изображающая орган. Художник сумел изобразить все его главные элементы. Он нарисовал воздухонагнетательный механизм (два меха и раздувающий их калькант), изобразил трубы, не забыл про клавиатуру. Орган изображен в момент звучания: качальщик (справа) раздувает мехи, а органист, который сидит слева, играет на клавиатуре. Рисунок сделан в своеобразной манере того времени: художник расположил все части органа отдельно одну от другой, словно демонстрируя устройство инструмента. Клавиатура с сидящим за ней органистом не соединена с корпусом инструмента. Органные трубы выглядывают из–за деревянной обшивки как цветы из вазы. Мехи, которыми управляет калькант, поставляют воздух не вовнутрь органа, в сторону от него.

К тому же столетию относятся две миниатюры из Новгородского списка «Книги глаголемой Козмы Индикоплова» . Сюжеты миниатюр одинаковы: «Царь Давид составляет псалтирь». На переднем плане миниатюр художник поместил по два органа. Около каждого находятся качальщик мехов и органист. Скамейки, на которых сидят органисты, выглядят так же, как и на миниатюре «Годуновской псалтири»: на всех рисунках органисты держат ноги на одинаковых подставках. Это доказывает, что существовала определенная унификация инструментов, которые создавались на Руси.

Обе новгородские миниатюры подтверждают распространенное в России XVI столетия значение слова «органы»: текст, размещенный художником в центре миниатюры, имеет строку: «и органы и сопелми пояху по нему». Изображение конкретного музыкального инструмента – органа – иллюстрируют этот текст, не оставляя сомнения в том, как понимали русские люди слово «органы» в ту эпоху.

Сравнение четырех русских миниатюр XVI столетия, содержащих изображения органов, убеждает в том, что прототипами этих инструментов являлись бытовавшие в России органы–позитивы, т. е. органы без ножной клавиатуры. Их легко было переносить, но для нагнетания воздуха они требовали присутствия специальных качальщиков мехов. Органы применялись в помещении и на открытом воздухе. Так, на миниатюре «Лицевого Свода» орган в сочетании с другими инструментами играет на площади при стечении народа. Русские художники, создатели миниатюр, имели перед собой образцы разных типов органов–позитивов: более усовершенствованных – в Москве, более старинных – в Новгороде.

Исполнителями произведений на органах, которых все больше становилось в России, были не только иностранцы. Обучались игре на органе и русские музыканты, что усиливало популярность инструмента.

В 1613 году избрали на царство Михаила Романова. Тогда же для развлечения царского двора учредили Потешные хоромы, где были установлены органы, фасады которых были украшены искусной резьбой с позолотой. Документы той эпохи сообщают, что вГрановитой палате во время свадьбы царя Михаила Федоровича играли на органах.

Во время правления царя Михаила Романова и затем при Алексее Михайловиче придворными органистами были русские музыканты Томила Михайлов, Борис Овсонов, Мелентий Степанов, Андрей Андреев. Кроме них в Потешных хоромах в Москве работали иностранцы: поляки Ежи Проскуровский и Федор Завальский, органостроители из Голландии братья Йохан и Мельхерт Лун.

При царе Алексее Михайловиче с 1654 по 1685 год служил при дворе Симон Гутовский , музыкант и прекрасный мастер-создатель музыкальных инструментов. Он был польского происхождения, родом из Смоленска. Именно этот талантливый, разносторонний человек в 1677 году изобрел станок, при помощи которого печатали нотные оттиски. В Москве Гутовский построил несколько органов. В 1662 по велению царя он и четверо его подмастерьев отправились в Персию, чтобы передать один из своих инструментов в дар персидскому шаху.

Отметим, что по традиции дары выражают достижение страны. Значит, русский царь рассматривал орган не как инородный инструмент, а как инструмент русский, созданием которого он гордился. Одним из значительных событий в культурной жизни Москвы явилось основание в 1672 году придворного театра, который был оснащен органом Гутовского, что указывает на роль данного инструмента в театральной культуре России.

Правда, при царе Алексее Михайловиче в период никоновских церковных реформ произошло самое трагичное событие в истории органа на Руси. Около двух тысяч инструментов собрали, погрузили на подводы и в Замоскворечье сожгли. При этом царские инструменты не тронули.

Царь-реформатор и органная музыка

Петр I , который с детских лет бывал в Немецкой слободе, живо интересовался западноевропейской культурой. В 1691 году он поручил знаменитому гамбургскому органостроителю Арпу Шнитгеру построить в Москве орган с шестнадцатью регистрами, украшенный сверху фигурами из орехового дерева.

Обратим внимание: для молодого Петра орган не был экзотическим инструментом. Он слышал его и в царских покоях, и в театре, и в лютеранской церкви Немецкой слободы. И заказ его означал желание получить еще один инструмент, который привлекал бы внимание москвичей своим нарядным обликом и звучанием.

Арп Шнитгер выполнил заказ, а в 1697 году направил в Москву еще один, на этот раз восьмирегистровый инструмент для некоего господина Эрнхорна. Вряд ли этот господин был выдающимся музыкантом. Орган, скорее всего, звучал на приемах, которые устраивал Эрнхорн. Исполнение органных произведений повышало статус владельца дорогого инструмента. И это тоже можно толковать как косвенное признание важности органа для русских партнеров Эрнхорна.

Заказом изготовления органа Шнитгеру интерес Петра к «королю инструментов» не закончился. Во время поездки по Германии, в городе Гёрлице, он был потрясен органом мастера Каспарини в местной церкви (этот мастер создал несколько инструментов для Кенигсберга). Царь познакомился с органистом церкви Кристианом Людвигом Боксбергом и выяснил, что замечательный музыкант является и органостроителем. Тогда русский государь поручил Боксбергу спроектировать грандиозный орган для Москвы. К 1715 году мастер подготовил проект для органа-гиганта на 92 регистра. Поразительно, что царь предполагал установить этот орган-гигант в Успенском соборе Московского Кремля, но не осмелился нарушить каноны православного богослужения.

Вообще в годы правления царя–реформатора органы строились по всей стране, прежде всего, в лютеранских и католических храмах. При этом существовало много небольших органов, находившихся в частных домах. В ту эпоху достоянием русской культуры стала не только светская органная музыка, но и музыка, звучавшая в костелах и кирхах, куда приходили не только католики или лютеране, но и представители иных конфессий.

Пётр I, будучи человеком одаренным в музыкальном отношении (прекрасно пел, играл на нескольких музыкальных инструментах) первым из российских правителей оценил и использовал возможности музыки в идеологических целях. Император придавал большое значение прославлению русского оружия. В торжествах всегда принимали участие огромные коллективы – хоры, оркестры. И обязательно звучал орган, чей мощный звук подчинял себе пространство. Многочисленные слушатели внимали звукам величественной музыки, преисполнялись чувством гордости, укреплялись в своей преданной любви к Отчизне.

Орган, который всегда был в России светским музыкальным инструментом, в значительной мере способствовал тому, что в эпоху петровских реформ светская музыкальная культура одержала полную победу над музыкой церковной . Более того, сама церковная музыка в XVIII столетии всё более становилась музыкой придворной, славящей государственную власть.

Талантливые иноземцы в России

Священный Синод уже не протестовал против строительства католических и лютеранских церквей, а в них устанавливали органы. В Санкт–Петербурге орган звучал в католической церкви святой Екатерины и в протестантской церкви святых Петра и Павла. Для этой лютеранской церкви в 1737 году орган построил Иоганн Генрих Иоахим из Митавы. С 1764 года здесь еженедельнопроводились концерты симфонической музыки, а также исполнялись оратории. Такие концерты начались с выступления датского органиста Иоганна Готфрида Вильгельма Пальшау. Екатерина II и весь царский двор были покорены его исполнением сложных органных произведений. Эти концерты в церкви св. Петра и Павла, несомненно, стали частью русской культуры, ибо формировали, пусть и не у широких масс, но у образованной публики музыкальные интересы.

В конце 1770-х годов императрица Екатерина II поручила английскому мастеру Сэмюэлю строительство органа в Санкт-Петербурге, предположительно для князя Потемкина. Вряд ли она заказала бы орган для человека, не знавшего или не любившего органной музыки. Подобный подарок говорит о том, что орган представлялся ценностью, которой императрица награждала фаворитов.

Известный органостроитель Генрих Андреас Контиус из Галле (Германия), создан несколько органов в прибалтийских городах, а также в Петербурге и в Нарве. Учитывая, что прибалтийские земли входили в состав Российской империи и там проживало немало русских людей, можно считать, что работа этого органостроителя служила повышению интереса к данному инструменту в России.

Самым знаменитым строителем органов в России конца 18 века был Франц Киршник . Аббат Георг Йозеф Фоглер, давший в апреле и мае 1788 года в Петербурге два концерта, после посещения органной мастерской Киршника был под таким сильным впечатлением от его инструментов, что пригласил в 1790 году его помощника мастера Раквица сначала в Варшаву, а затем в Роттердам. Тот факт, что органостроитель высокого класса работал в России, хотя мог выбрать для своей деятельности любую европейскую страну, говорит о том, что его инструменты пользовались большим спросом, его работа хорошо оплачивалась. И это показатель сложившейся культурной традиции в русском обществе.

В культурной жизни Москвы заметный след оставила тридцатилетняя деятельность немецкого композитора, органиста Иоганна Вильгельма Гесслера (1747-1822). Игре на органе Геслер обучался у ученика Иоганна Себастьяна Баха, Иоганна Кристиана Кителя. Поэтому в своем творчестве он придерживался традиции великого органиста Лейпцигской кирхи святого Фомы. В России Гесслер появился в 1792 году, когда был назначен императорским придворным капельмейстером в Петербурге. В 1794 году, переехав в Москву, снискал славу лучшего фортепианного педагога, а благодаря многочисленным концертам, посвященным органному творчеству И.С.Баха, оказал огромное влияние на русских музыкантов и любителей музыки. Правда, стоит отметить, что в Москве уже были знакомы с именем и произведениями великого немецкого полифониста благодаря Якобу фон Штелену, выпускнику Лейпцигского университета и будущему российскому академику. Фон Штелен, отличавшийся глубокой образованностью, и известный как почитатель творчества И. С. Баха, стал автором первых статей о русской музыке, тем самым соединил в своих исследованиях музыку, как Западной Европы, так и Восточной.

Орган и русская аристократия

В конце XVIIIначале XIX века в среде русской аристократии, распространился интерес к музицированию на органе в домашних условиях. Князь Владимир Федорович Одоевский (1804-1869), один из самых замечательных наших соотечественников, друг М.Г.Глинки и автор первых в России оригинальных сочинений для органа, в конце 1840-х годов пригласил мастера Георга Мельцеля для строительства органа, вошедшего в историю русской музыки как «Себастьянон» (по имени Иоганна Себастьяна Баха). Речь шла о домашнем органе, в разработке которого принимал участие сам князь Одоевский.

В. Ф. Одоевский поставил перед собой цель сформировать у русской музыкальной общественности интерес к органу и к исключительной личности И.С.Баха. Программы его домашних концертов были в первую очередь посвящены творчеству великого композитора. Именно от Одоевского исходил призыв к русской общественности собрать денежные средства на восстановление баховского органа в Новой церкви (ныне Баховская церковь) в Арнштадте (Германия). Именно русские поклонники творчества Баха озаботились восстановлением органа в далеком немецком городе. Заметим, что в Западной Европе в этот период благодаря Феликсу Мендельсону-Бартольди возрождался интерес к творчеству И. С. Баха, но только В. Ф. Одоевскому пришла в голову мысль о сохранении и баховского органа.

На органе В. Ф. Одоевского часто импровизировал для московской и петербургской публики М.И.Глинка. Известно, что Глинка был наделен выдающимся импровизаторским талантом. Высоко оценил органные импровизации Глинки Ф. Лист. Во время своих гастролей в Москве 4 мая 1843 году Лист выступил с органным концертом в протестантской церкви святых Петра и Павла, включив в программу фугу Георга Фридриха Генделя. Все концерты Листа в России прошли с триумфальным успехом, а исполнение им органных произведений добавило популярности этому инструменту.

На гастроли в Россию Ф. Лист, признанный величайшим музыкантом мира, прибыл из Кенигсберга. Зимой 1842 года он дал несколько концертов в городе на Прегеле. Публика принимала его с огромным энтузиазмом, а немалые сборы от этих концертов великий пианист и композитор щедро отдавал на всевозможные благотворительные цели.

Всеобщее воодушевление, вызванное концертами Ф. Листа, подвигло руководство Кенигсбергского университета на небывалое действие: Альбертина удостоила композитора звания почетного доктора, что впервые было сделано по отношению к музыканту.

Из Кенигсберга Ф. Лист в карете отправился в Россию. Маршрут пролегал через Ригу, Митаву. В апреле Ф. Лист добрался до Петербурга, где все его концерты посещала императрица. А в следующем году он выступал не только в Петербурге, но и в Москве. Здесь Лист, как уже упоминалось, познакомился с Михаилом Ивановичем Глинкой, и не только с восторгом отзывался об органных импровизациях нашего соотечественника, но стал почитателем музыки великого русского композитора и в дальнейшем исполнял ее в своих концертах.

Музыкальная культура России того времени смело может быть названа эпохой М. И. Глинки. Многие пьесы Глинки перекладывались для органа, любовь к его музыке увеличивала популярность инструмента. До сих пор сохранились партитурные рукописные копии «Полонеза» из «Ивана Сусанина» и «Вальса-фантазии» с пометкой В.Ф. Одоевского: «Дано г. Герье для делаемой им обработки для органа». Органные переложения сочинений М. И. Глинки часто звучали в концертах, собиравших многочисленную публику. Например, в объявлении о концерте певицы Д.М. Леоновой в Москве 26 марта 1856 года указывалось, что будет исполнена в первый раз «Молитва» М. Глинки с аккомпанементом органа.

Успехи органных концертов способствовали тому, что в XIX столетии в России продолжали интенсивно строить органы. К 1856 году в стране имелось 2280 церковных органов. А петербургская аристократия и московская знать считали необходимым иметь органы в своих домах. В Петербурге в качестве фортепианного и органного мастера работал Карл Вирт, создавший несколько органов для домашнего музицирования. Помимо этого, он построил инструмент, который предназначался для церкви святой Екатерины, и в 1875 году был продан в Финляндию. Тогда Финляндия входила в состав Российской империи, российская интеллигенция любила отдыхать в Финляндии, а значит, и посещать концерты.

В Москву, Кронштадт и Петербург поставляли свои органы английские и немецкие фирмы. Австрийская органостроительная мастерская братьев Ригер создала несколько органов в провинциальных российских городах — в Нижнем Новгороде – в 1896 году, в Туле – 1901 год, в Самаре – в 1905 году, в Пензе – 1906 год. Это означало распространение органной музыки, органного искусства в российской глубинке. В провинции органы стояли не в католических или протестантских церквах, а в залах дворянского собрания, что означало традицию рассматривать орган как светский музыкальный инструмент.

Один из самых знаменитых органов Эберхарда Фридриха Валькера с 1840 находился в протестантском соборе святых Петра и Павла в Петербурге. Он был возведен по образцу построенного семью годами раньше большого органа в церкви святого Павла во Франкфурте–на–Майне. Этот орган любил слушать Петр Ильич Чайковский.

Новый подъем в русской органной культуре

начался в связи с основанием органных классов в Петербургской (1862) и Московской (1885) консерваториях. Первым преподавателем органа в Петербург пригласили выпускника Лейпцигской консерватории, уроженца города Любека Генриха Штиля (1829 – 1886). Его преподавательская деятельность в России продлилась с 1862 по 1869 год. В последние годы жизни он был органистом церкви св. Олафа в Ревеле (Таллин), также на территории Российской империи.

Штиль и его преемник в Петербургской консерватории Людвиг Гомилиус (1845 – 1908) в своей педагогической практике ориентировались на немецкую органную школу. Занятия органного класса Петербургской консерватории в первые годы проходили в соборе святых Петра и Павла. Обучение учеников, пожелавших кроме основной специальности заниматься на органе, оплачивал лично Антон Григорьевич Рубинштейн , выдающийся композитор, пианист, дирижер, сыгравший исключительную роль в развитии музыкального образования России. Среди первых студентов–органистов были Петр Ильич Чайковский и Герман Лярош, будущий крупнейший музыкальный теоретик.

В Петербургской консерватории орган появился лишь в 1897 году. Он был установлен в Малом зале знаменитой фирмой «Эберхард Фридрих Валькер»,

В 1901 году великолепный концертный орган получила Московская консерватория. Его построила для Большого зала известная французская фирма «Аристрид Кавайе–Коль». В течение года этот орган был выставочным экспонатом в Русском павильоне Всемирной выставки в Париже (1900 год). Французы построили орган специально для зала консерватории, в отличие от немецких и французских органов, которые создавались для соборов. Новый инструмент был универсальным: на нем, не перенастраивая, можно было исполнять как немецкую, так и французскую музыку. Недаром его представили в Париже как образец достижений России, ведь во Франции такие органы не использовались. Установкой этого инструмента занимался великий французский композитор и органист Шарль Видор, который был преисполнен энтузиазма дать Москве орган, подобного которому в Европе ещё не было.

В дополнение к этому инструменту имелись еще два органа Ладегаста, которые в 1885 году нашли свое место в Малом зале консерватории. Больший из них пожертвовал купец и меценат Василий Хлудов. Инструмент звучал в консерватории до 1959 года, пока его не заменили новым. Профессора и студенты регулярно участвовали в концертах в Москве и Петербурге, а выпускники обеих консерваторий концертировали в Одессе, Саратове, Харькове, Казани и Астрахани, где были установлены органы.

Замечательный русский композитор С. Танеев не только своими сочинениями, но и научно-исследовательской деятельностью формировал интерес к полифонии вообще и русской полифонии в частности. Его влияние испытали Б. Сабанеев и Ж. Гандшин, которые и после Октябрьской революции продолжили пропаганду полифонии, а, следовательно, и органа.

Органная культура в Советском государстве

Сейчас кажется удивительным, что в 1918 году, в сложный и тяжелый период для нашей страны, выходил журнал «Мелос», в котором Б. Асафьев, видный композитор и теоретик музыки в статье «Пути в будущее» писал: «Произошел, по-видимому, какой-то сдвиг в сознании музыкантов и публики, заставивший всех ощутить в творчестве Баха веяние жизни, теплоту и свежесть дыхания. За машиной разглядели живого человека с его радостями и скорбями, стремлениями и достижениями».

Можно сказать, что именно в эти годы было заложено отношение к музыке Баха, а значит, к органной культуре Советского государства.

Б. Сабанеев в 1921 году выступил со статьей «Об огосударствлении органного дела в РСФСР». Она состояла из двух частей: «О переписи всех существующих органов» и «Некоторые соображения по поводу организации государственного строительства органов». По мнению автора, первоочередной задачей была регистрация всех существующих органов, а в дальнейшем — наблюдение за ними, организация их содержания и ремонта. Это вполне разумные идеи, но энтузиазм автора был чересчур велик, он говорил о выполнении органом функций симфонического оркестра, что вряд ли стоило обсуждать всерьез. Кроме того, рассуждения об организации строительства органов силами местных мастеров были слишком наивными.

Б. Сабанеев был столь увлечен органами, что лозунги тех лет о мировой революции превратились у него в планетарные идеи переписи всех существующих органов, которую должны осуществить органисты Земного шара для максимально полного изучения истории и теории органного строительства. Несмотря на гиперболичность проекта Сабанеева, в основе его лежит верная и практически полезная идея, реализовать которую в пределах Ленинграда смог впоследствии профессор И. Браудо.

Ж. Гандшин приложил немало усилий, пропагандируя орган. Преемником Гандшина в Петроградской консерватории в 1920 году стал К. Ванадзинь. Это был уже типичный советский концертант и педагог, воспитатель крупнейшего советского органиста И. Браудо.

В конце 20-х годов ХХ века Ванадзинь стал руководителем органного класса Рижской консерватории. Его работа в Риге оказала сильное влияние на музыкальную жизнь Латвии.

Среди этих органистов особое место занимал И. Браудо. Он создал Ленинградскую органную школу, получившую мировое признание. Большое внимание он придавал развитию органного музыкального творчества. Созданные ленинградским композитором Xристофором Кушнаревым в 20-х годах органные пьесы — пассакалия и фуга, соната — сразу же привлекли его внимание. Браудо исполнял эти произведения сам и включал их в учебный репертуар студентов. Он кропотливо работал с композитором М. Юдиным. Он писал, что в России «имеются несомненные ростки новой полифонической органной литературы, произведения, написанные за последние годы Кушнаревым и Юдиным, — самое интересное в новейшей мировой органной литературе… Наша задача — бережно хранить и выращивать эти знаменательные и редчайшие ростки новой ветви музыкальной культуры» .

С именем замечательного педагога Александра Фёдоровича Гедике связан расцвет органного искусства в Московской консерватории, где он вел органный класс с 1923 по 1957 год. А с 1957 по 1989 год руководителем класса был профессор Леонид Исаакович Ройзман , автор исследований по истории органа. Он воспитал целую плеяду выдающихся органистов, среди них Наталья Гуреева-Ведерникова, ныне профессор Московской консерватории, педагог.

Древним предком органа является флейта Пана (сиринкс), которая существовала еще со вре­мен неолита (VI-V век до н. э.). Она представляла собой многоствольную флейту, состоящую из набора открытых с одной стороны трубок разной длины, от чего зависела высота звука. По принципу флейты Пана был создан гидравлас - водяной орган, в котором подача воздуха в трубы осуществлялась при помощи воды. Он широко использовался в музыкальной практике Рима в середине I века до н. э. Органная музыка сопровождала представления в цирках и театрах.

Гидравлический орган просуществовал примерно до VIII-IX веков н. э. Задолго до его исчезновения начались поиски технического решения, которое обеспечивало бы ровную подачу воздуха в звучащие трубы: наряду с мехами, накачивающими воздух, инструмент получил также меха, регулирующие его давление. Орган с такой системой мехов получил название пневматического.

После раскола Римского государства на Западную и Восточ­ную империи орган практически вышел из употребления и в эпоху раннего Средневековья начал свое существование в Западной Европе буквально с чистого листа. Теперь языческий инструмент, обслуживавшей цирковые представления, празднества, пышные церемонии римского и византийского дворов, стал обязательным атрибутом богослужения.

В эпоху Средневековья сложное устройство сменил орган-портатив - маленький инструмент с простыми мехами, одним рядом труб, монотонной звучностью и единственной клавиатурой. Такие инструменты изготавливались мона­хами для церквей и монастырей. Только с X-XI веков стали появлять­ся органные мастера, способные строить крупные органы. Эти новые инструменты с увеличенным числом труб и усложненной конструкцией отличались неуклюжестью: клавиши по размеру были настолько велики, что их приводили в действие ударом кулака или нажимом локтя. Многочисленные меха при работе издавали сильный шум. Они действовали неравномерно, поэтому звук был неровный и нечистый. На таких органах можно было играть только несложные мелодии.

Именно такие органы сопровождали средневековое бого­служение. Сначала органист импровизировал, задавая тон священнику, а затем в ходе литургии орган звучал попеременно с песно­пениями, но никогда не сопровождал хор - этому мешало его примитивное устройство.

После разделения христианской церкви на западную и восточ­ную (1054) орган прочно обосновался в странах Западной Европы, где господствовало католичество. К концу XIV века он имел две-­три клавиатуры, ширина клавиш значительно уменьшилась. Это существенно облегчило игру на органе. Кроме того, за каждой клавиатурой были закреплены ряды труб определенных тембров, что дало возможность регистровых сопоставлений. Помимо клавиатур для рук (мануалов) появилась ножная (педальная) клавиатура. Усовершенствованное устройство воздуходувных мехов обеспечивало большую стабильность потока воздуха и чистоту звучания. Примером такого инструмента был знаменитый Гальберштадтский орган (1361), имевший огромное количество труб. Поток воздуха обеспечивался двадцатью мехами, которые приводи­лись в движение десятью работни­ками, так называемыми калькантами.

В эпоху Возрождения началось формирование национальных органных школ, складывавшееся на основе деятельности выдающихся органис­тов своего времени. Но настоящий подъем органной культуры пришел­ся на период с конца XVI века до середины XVIII. Это время называют «золотым веком органной музыки». Ведущими деятелями органной культу­ры на рубеже XVI-XVII веков были три композитора: нидерландец Ян Питерсон Свежинки, итальянец Джироламо Фрескобальди и немец Самуил Шейдт.

Алексей Надёжин: «Орга́н - самый большой и сложный музыкальный инструмент. Фактически, орган это целый духовой оркестр, а каждый из его регистров - отдельный музыкальный инструмент со своим звучанием.

В Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки установлен самый большой орган в России. Мне посчастливилось увидеть его с той стороны, с которой его очень мало, кто видел.
Этот орган изготовлен в 2004 году в Германии консорциумом фирм Glatter Gotz и Klais, считающимися флагманами органостроения. Орган разрабатывался специально для Московского Международного Дома Музыки. У органа 84 регистра (в обычном органе количество регистров редко превышает 60) и более шести тысяч труб. Каждый регистр - отдельный музыкальный инструмент со своим звучанием.
Высота органа - 15 метров, вес - 30 тонн, стоимость - два с половиной миллиона евро.


О том, как устроен орган, мне рассказал доцент кафедры акустики МГУ Павел Николаевич Кравчун, являющийся главным смотрителем органов Московского международного Дома музыки и принимавший участие в разработке этого инструмента.


У органа пять клавиатур - четыре ручные и одна ножная. Удивительно, но ножная клавиатура вполне полноценна и некоторые простые произведения можно исполнять одними ногами. На каждом мануале (ручной клавиатуре) по 61 клавише. Справа и слева - ручки включения регистров.


Хоть орган и выглядит совершенно традиционным и аналоговым, на самом деле он частично управляется компьютером, который прежде всего запоминает пресеты - наборы регистров. Переключаются они кнопками на торцах мануалов.


Пресеты сохраняются на обычной 1.44″ дискете. Конечно, в компьютерной технике дисководы уже почти не используются, но тут он исправно работает.


Для меня было открытием узнать, что каждый органист является импровизатором, ведь в нотах или совсем не указывается набор регистров или указываются общие пожелания. Во всех органах общий только базовый набор регистров, а их количество и тональность могут сильно отличаться. Только лучшие исполнители могут быстро адаптироваться к огромному набору регистров органа Светлановского зала и использовать его возможности в полной мере.
Помимо ручек, у органа есть рычаги, переключаемые ногами и педали. Рычаги включают и отключают различные функции, управляемые компьютером. Например, объединение клавиатур и эффект нарастания, управляемый вращающейся педалью-роликом, по мере вращения которого подключаются дополнительные регистры и звук становится насыщенней и мощнее.
Для улучшения звучания органа (а заодно и других инструментов) в зале смонтирована электронная система Constellation, включающая множество микрофонов и миниколонок-мониторов на сцене, опускающихся с потолка на тросах с помощью моторов и множества микрофонов и колонок в зале. Это не система звукоусиления, при её включении звук в зале не становится громче, он становится равномернее (зрители на боковых и дальних местах начинают слышать музыку так же хорошо, как зрители в партере), кроме того может добавляться реверберация, улучшающая восприятие музыки.


Воздух, с помощью которого звучит орган, подаётся тремя мощными, но очень тихими вентиляторами.


Для равномерной его подачи используются… обычные кирпичи. Они прижимают меха. Когда вентиляторы включены, меха раздуваются, а вес кирпичей обеспечивает необходимое давление воздуха.


Воздух подаётся в орган по деревянным трубам. Удивительно, но большинство заслонок, заставляющих трубы звучать, управляются чисто механически - тягами, длина некоторых из которых превышает десять метров. Когда к клавиатуре подключено много регистров, органисту бывает очень нелегко продавить клавиши. Конечно же, в органе есть система электрического усиления, при включении которой клавиши нажимаются легко, но высококлассные органисты старой школы всегда играют без усиления - ведь только так можно менять интонации, изменяя скорость и силу нажатия клавиш. Без усиления орган - чисто аналоговый инструмент, с усилением - цифровой: каждая труба может только звучать или молчать.
Так выглядят тяги, идущие от клавиатур к трубам. Они деревянные, так как дерево наименее подвержено температурному расширению.


Внутрь органа можно зайти и даже пролезть по маленькой «пожарной» лестнице по его этажам. Внутри очень мало места, поэтому по фотографиям сложно ощутить масштабы конструкции, но всё же я попробую показать вам, то что увидел.


Трубы отличаются по высоте, толщине и форме.


Некоторые трубы деревянные, некоторые металлические из оловянно-свинцового сплава.


Перед каждым большим концертом орган настраивается заново. Процесс настройки занимает несколько часов. Для настройки концы самых маленьких труб немного развальцовываются или завальцовываются специальным инструментом, у труб побольше есть регулировочный стержень.


У больших труб есть вырезанный лепесток, который может немного откручиваться и закручиваться для настройки тона.


Самые большие трубы издают инфразвук от 8 Гц, самые маленькие - ультразвук.


Уникальной особенностью органа ММДМ является наличие горизонтальных труб, обращённых в зал.


Предыдущий кадр я сделал с маленького балкончика, на который можно выйти изнутри органа. Он служит для настройки горизонтальных труб. Вид зрительного зала с этого балкончика.


Небольшое количество труб имеет только электропривод.


А ещё у органа есть два звукоизобразительных регистра или «спецэффекта». Это «колокольчики» - звон семи колокольчиков подряд и «птички» - чириканье птичек, происходящее благодаря воздуху и дистиллированной воде. Павел Николаевич демонстрирует, как работают «колокольчики».


Удивительный и очень сложный инструмент! Система Constellation отправляется в режим парковки, а я на этом заканчиваю рассказ о самом большом музыкальном инструменте нашей страны.





Рассказать друзьям