Сергей проскурин. Сергей Проскурин: руководить оркестром - это как управлять государством

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Это произведение трудно понять детям, оно оставляет неизгладимое впечатление и полезно для общего развития, но его объем не каждому посилен, поэтому предлагаем краткое содержание поэмы «Божественная комедия» для читательского дневника.

СюжетДанте встречает Вергилия, древнего поэта, который предлагает отправиться в потусторонний мир. Они попадают в ад, состоящий из 9 кругов, спускающихся вниз. В каждом кругу мучаются души за определенный грех. На 9 кругу они увидели самого дьявола. Затем путешественники попали в Чистилище и прошли через 7 его кругов. Дальше они поднялись в небо и стали пересекать круги небесные - Луны, Меркурия, Венеры, Марса и т. д., встречая души праведников, пока не достигли высшей точки Вселенной, где находился Всевышний. Затем Данте вернулся на Землю.Вывод (моё мнение)Увидев, что ждет человека после смерти и как тяжки муки грешников, герой многое переосмыслил. Всевышний всё видит и наблюдает за ними, Он - Всезнающий, и только Он знает, что в жизни благо, а что - зло. Следуя за его приказами и остерегаясь его запретов, мы достигнем счастья в обоих мирах.

8 КЛАСС

АЛИГЬЕРИ ДАНТЕ

БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ

Ад

Главный герой поэмы, сам поэт Данте, попадает в лес, где он встречает леопарда, льва и волчицу (аллегории человеческих пороков). Беатриче посылает ему поводырем римского поэта Вергилия.

Песни вторая - третья

На воротах герой видит надпись:

«Через меня идут в город тяжелейших мук,

Сквозь меня идут до мучений и заков,

Сквозь меня идут между поколений отпетых.

Суд правый вел творца моих строений:

Свели меня Мощи, что все родит,

Наивысшая Мудрость и Першолюбов.

Лишь после меня мир стал врата сводит.

Ничто не вечно, я же на все века.

Оставь надежду всяк сюда входящий».

Поэты вошли и увидели ридаючі души тех, кто жил только для себя. Харон, перевозчик душ умерших, не хотел брать Данте, но Вергилий договорился.

Песни четвертая - шестая

В первом круге Ада (Лимб) они увидели некрещеных младенцев и добродетельных нехристиан (Гомер, Гораций, Овидий).

Во втором круге Минос хвостом указывает размер мук нарушителям брачной верности (Клеопатра, Елена, Семирамида). Тут слышит Данте историю любви Франчески к Паоло, которые поцеловались только в саду во время чтения книг о любви. Данте сочувствует души Франчески.

Вход до третьего круга охраняет трехглавый пес Цербер. Здесь караются души чревоугодников.

Обжорством відзначивсь я так,

Что Чвакало дразнили все знакомые, -

А здесь я мокнующую под дождем, бедолага.

Песни седьмая - девятая

В четвертом круге вход в скряг и прожигателей загородил Плутон.

В шестом круге были еретики, насильники, лжецы и безбожники.

Песни десятая - двенадцатая

Вход до седьмого круга перегородили три кентавры, которые не давали душам выйти из реки, наполненной кипящей крови.

Песни тринадцатая - шестнадцатая

Седьмой круг разделялось на три пояса: тираны, самоубийцы, разбойники.

Песни семнадцатая - тридцатая

Описывается восьмое круг, куда помог поэтам пробраться хвостатый Герион. В десяти рвах здесь держали соблазнителей, льстецов, святокупців, прорицателей, взяточников, лицемеров, воров, лукавых советчиков, зачинщиков раздора и фальшивників металлов, людей, денег и слов.

Их били плетьми, держали в «кали», кусали их змеи, наказывали тяжелым мечом.

Песни тридцать первый - тридцать четвертая

В колодце, что соединяла восьмое круг с последним, девятым кругом Ада, страдали гиганты. В первом поясе девятого круга были предатели родных (Каин), во втором поясе изменники родины (Антенора), в третьем - предатели друзей (Толомея), а в четвертом - предатели благодетелей (Джудекка). Эти души были в трех пастях Люцифера (Иуда, Брут и Кассий).

Таким образом путешественники оказались в центре Вселенной и поднялись к Южной шара.

Чистилище

Песни первая - девятая

Чистилище было среди океана, на вершине которого был Земной Рай.

Описывается передчистилище, куда попадают души непримиримых с церковью (король Сицилии Манфред), нерадивых и погибших не своей смертью. Перед первым кругом Чистилища Данте видит сон: орел в небе хочет забрать его душу. Затем появляется за ним Люция и показывает вход в Чистилище.

Песни десятый - двадцать седьмая

Описывается семь кругов Чистилища.

Первый круг - напыщенные (Ниоба смеялась с Латоны, что в той только двое детей. За это семь дочерей и семь сыновей Ниобы было убито).

Второй круг - завистливые, которым подавали примеры великодушия.

Третий круг - гневливые (Марко) очищаются на примере кротости.

Четвертый круг - ленивые.

Пятый круг - скупые. Поэты услышали толчки горы, когда какую-то душу забирают на небо.

Шестой круг - обжерливі получают примеры сдержанности, а в седьмом круге - любострасні получают примеры чистоты (Дева Мария).

Перед входом к земному Раю, Вергилий прощается и советует принять корону и митру на лоб как знаки власти».

Песни двадцать восьмой - тридцать третья

Описывается Земной Рай. Данте проходит Божественный лес, две реки: Лета уносит упоминания о грехах, а Євноя дарит воспоминания о добрых делах. Перед ним прошли Библейские образы. Появилась Беатриче, заметив, что «он поддался суете земной». Она поручила ему передать увиденное людям, ибо путь их отдаляется от Бога.

Рай

Песни первая - девятая

Данте вошел в Рай и попал сначала на Місяцеве небо, где были духи, что сломали обет (черники, которых насильно выдали замуж).

Третье небо - Венерин - духи любвеобильных.

Песни десятая - двадцатая

Сонцеве небо назначено духам ученых (Фома Аквинский, Альберт Великий).

Все, что умираю или мертвым не становится, - Лишь отблеск мысли, что появление на свет Господь в своей любви ей дает.

Марсово небо светило крестом из духов военных.

Шестое небо - Юпітерове - небесный орел говорит о необходимости веры для спасения.

Песнь двадцать первая - тридцать третья

Седьмое небо - Сатурнове - духи созерцателей решают проблему предназначение судьбы наперед, упадка монастырей.

Восьмое небо - Звездное - подарило Данте картину триумфа Христа. Апостолам Петру и Иакову поэт давал ответы на запитанії н о веру и надежду, апостолу Иоанну - о любви. Вся любовь попы направлена к Богу.

На девятом, Кристаллическом, небе наблюдал автор небесную красоту и земную уродство, гармонию небесной иерархии.

Беатриче продолжает разговор об упадке церкви, лживых проповедников.

Десятое, пылающее небо - свет Божьей благодати в виде розы с лепестками блаженных душ.

Беатриче возвращается «на третью скамью в высшим круге».

Данте в экстазе воВНОсит молитвы.

Завершается поэма уславленням всепобеждающей небесной любви.

ПРОСКУРИН , Сергей Георгиевич (род. 26.I.1957) – трубач-виртуоз, дирижер, профессор, заведующий кафедрой инструментального исполнительства Курского государственного университета (КГУ) и Венской консерватории имени Бетховена, главный дирижер и художественный руководитель Русского камерного оркестра КГУ (2013).
Первоначальное профессиональное образование получил в музыкальном училище г. Губкин (Белгородская область) по классу трубы. Затем продолжил образование как трубач и дирижер в консерваториях: г. Саратова, по классу трубы профессора А.Д. Селянина, Санкт-Петербурга, класс оперно-симфонического дирижирования профессора Р.И. Мартынова. Стажировался в классе оперно-симфонического дирижирования профессора Бухарестской консерватории Д.С. Гоя.
В 1988 г. - лауреат первого международного конкурса брасс – квинтетов, в г. Саратове.
На международном джазовом фестивале-конкурсе «Кишинев-90» завоевал первую премию как дирижер и художественный руководитель оркестра Молдавской государственной консерватории имени Музическу, стал обладателем гран-при как солист-трубач.
С 1988 г. - является членом всемирной организации Интернациональной гильдии трубачей.
В 30 лет он создал и возглавил первую в Молдавской ССР кафедру эстрадно-джазовой музыки в Кишиневском государственном институте искусств им. Г. Музическу. Воспитал плеяду талантливых трубачей, лауреатов республиканских и международных конкурсов – Владимира Каверду (лауреат республиканского конкурса, 1987), Юрия Тараненко (лауреат первого всероссийского конкурса брасс-квинтетов, Саратов, 1988), Петра Стрельчука, Олега Грицева (дипломанты международного конкурса в Таллине, 1988), Сергея Караймана.
В 1984 г. организовал первый в республике брасс-квинтет Молдовы, ставший лауреатом первого международного конкурса брасс-квинтетов в г. Саратове. Параллельно создал оркестр в Государственном русском драматическом театре им. А.П. Чехова, где занимал должность дирижера и художественного руководителя.
Более 20 лет Проскурин работает в Европе. Преподавал, заведовал кафедрой духовых инструментов в государственной консерватории Щвеции в г. Фалюн. Организовал брасс-квинтет, гастролирующий по городам Скандинавии и Европы, работал первым трубачом в камерном оркестре Далярна, возглавлял класс трубы и ансамбля в Королевской Академии музыки Копенгагена (1995-1997).
В 1990 гг. проводит серию мастер-классов в рамках престижных семинаров ITG (Интернациональной гильдии трубачей), совмещая их с концертными выступлениями: Лондон (1995,1996), Гетеборг (1996), Осло (1997), Нью-Йорк (1997), Чикаго (1998).
Среди учеников Проскурина - лауреаты международных конкурсов, ставшие солистами ведущих оркестров Европы: Йоран Кристенсен – солист Королевского оркестра в Стокгольме, Лаш Карлин – солист Берлинской оперы, Николай Вильтофт – солист Парижской оперы, Карл Хюсум – солист государственного симфонического оркестра радио и телевидения Дании, Лаш Хансен – солист Королевского оркестра Дании, Константин Стрельчук – дирижер Президентского оркестра Молдовы, Петр Стрельчук – солист Молдавской государственной филармонии.
С 2001 г. - работает в Курске, на должности художественного руководителя и главного дирижера симфонического оркестра Курской областной филармонии. Параллельно создает свой коллектив – Русский камерный оркестр, который, получил статус университетского оркестра.
С 2004 г. - преподает в Курском государственном университете, совмещая работу с должностью профессора в консерватории им. Людвига ван Бетховена в Вене (Австрия). Среди его учеников наиболее известны: Павел Пазон (международный конкурс юных композиторов «Хрустальный камертон», Москва), Юрий Пастухов (дипломант XVII международного фестиваля классической музыки, Эль-Джем, Тунис), Андрей Гончаров, Валерий Яковлев (лауреаты I премии международного фестиваля студентов, КГУ, 2004). некоторые из них стали и педагогами: Ю. Пастухов - преподаватель кафедры инструментального исполнительства КГУ, А. Гончаров – преподаватель Курского музыкального колледжа им. Г.В. Свиридова, В. Яковлев – заместитель директора того же колледжа.
Проскурин - автор более 200 научных, научно-методических и творческих работ, в числе которых две монографии: «Проблемы исполнительства на трубе музыки эпохи барокко: инструментарий, репертуар, традиции», «Труба золотого века».
На базе КГУ организовал несколько успешно действующих творческих коллективов: Русский камерный оркестр, брасс-квинтет КГУ, струнный студенческий ансамбль. Брасс-квинтет КГУ является дипломантом международного фестиваля творческой молодежи и студентов (Алушта, 2004, 2006), лауреат международного конкурса «Санкт-Петербург в зеркале мировой музыкальной культуры» (Санкт-Петербург, 2006), лауреат международного конкурса «Mozart-wunderkind» (Мюртцешлаг, Австрия, 2007), обладатель гран-при международного конкурса «Wiener-klassik» (Вена, Австрия, 2007). Струнный ансамбль, организованный в 2009 г. и состоящий из студентов факультета искусств, ежегодно занимает призовые места на областном конкурсе «Студенческая весна Соловьиного края», является обладателем гран-при.
В 2011 г. по инициативе Проскурина и при активном его участии в КГУ была открыта кафедра – инструментального исполнительства.
Благодаря Проскурину в КГУ стали проходить лекции и мастер-классы, уникальные концерты мировых музыкантов и дирижеров: Думитру Гоя (Румыния), Джонатана Брэтта (Великобритания), Матса Оберга (Швеция), Мак Ко Лака (Тайвань), Алекса Шрамека (США), Владимира Каверды (Ирландия), Уинстона Фогеля (США-Израиль), Франца Шотски (Германия), Сергея Кальянова (Франция), Дмитрия Лооса (Испания) и др. известных российских и зарубежных исполнителей.
Творческие коллективы, созданные Проскуриным, ведут активную концертную деятельность. Выступают на престижных концертных площадках: г. Москвы, Европы и Америки.
Проскурин записал 16 компакт-дисков как солист и дирижер. По итогам конкурса – отбора компакт-дисков классической музыки, дирекция Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки отметила диск Русского камерного оркестра КГУ, как лучшую запись 2010 г.
Концертные программы коллективов, которым руководит Проскурин, отличаются широким репертуаром. Они содержат не только известные сочинения, но и малоизвестную музыку старинных и современных композиторов.
Он явился инициатором и организатором мировых и российских музыкальных премьер в Курске. На сцене КГУ впервые прозвучали сочинения современных американских (Гриффис, Нельсен, дирижер Алекс Шрамек) и канадских композиторов (Стив Шенет), старинного шведского композитора Йохана Романа (сюита, скрипичный концерт в оркестровке Проскурина) и композитора нашего времени Йорана Агдура (сюиты, музыка, написанная специально для РКО «Йоран Агдур в Курске») и др. Был организаторм эксклюзивного концерта, где впервые прозвучала музыка, созданная в 1822 г. князем И. Барятинским . Проскурин в столичном архиве нашел партитуру его Увертюры, отредактировал, переинструментовал ее и представил слушателям. Премьера получила широкий общественный резонанс.
В Курске Проскурин много занимается общественной деятельностью. Постоянно оказывает поддержку общеобразовательным и музыкальным школам города, организует благотворительные концерты в детских домах и интернатах, больницах и домах престарелых.
Он автор пяти крупных ежегодных культурно-творческих проектов: «Музыкальные сезоны в Марьино», проходит в дворцово-парковом ансамбле " Марьино ", музыкальный фестиваль «Русский камерный оркестр – детям», международный фестиваль классической музыки «Мариинские Ассамблеи», «Мост дружбы» совместно: Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского и КГУ, «Дети – будущее России» совместно с Международным благотворительным фондом Владимира Спивакова. Много гастролирует, участвует в фестивалях и конкурсах в качестве члена жюри по всему миру.
В 1980 гг. член жюри международных и республиканских конкурсов камерной и современной музыки в Кишиневе (Молдова).
В 1990 гг. член жюри международного конкурса «Живая музыка» (Стокгольм, Швеция).
В 2000 гг. – член жури международного конкурса для незрячих музыкантов-исполнителей (Курск, Россия, 2005) и международных конкурсов «Моцарт-вундеркинд» (Мюртцешлаг, Австрия, 2007), «Вена классическая» (Вена, Австрия, 2007).
Награды: международная премия епископа Лютеранской церкви Швеции, музыкальный инструмент - труба фирмы «Бах-Страдивариус», международная премия «Приз культуры Далярна» (Швеция, 1994), медаль губернатора Красного моря Baka El-Rashidy, «Человек года» (Курск 2003), премия «Курская антоновка», титул «Менеджер года-2004» с вручением медали, почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (16.11. 2009 приказ № 859), памятный знак «За труды и Отечество» (2012) почетный знак «За особые заслуги перед городом Курском» (2012).
20.05.2013 указом Президента РФ N 497 Проскурину присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Сквозь белоснежные тюлевые шторы солнечные лучи веселыми зайчиками плясали по замысловатым узорам набранного из разных пород дерева паркету, соперничая с теми, что резвились на шелковых сине-голубых обоях по стенам большой залы с двумя каминами. Через ту же белую паутинку штор выплескивались за окна звуки скрипок, флейт, виолончелей, собираясь воедино под ультрамариновым высоким небом в шедевры Баха и Моцарта, Генделя и Равеля.

“Стоп! Стоп! Куда вы так спешите? -суровый голос нарушил круговорот звуков и солнечных зайчиков. - А вы - громче! С третьего такта!»

Равновесие восстановилось, все завертелось, как будто не было этого внезапного перерыва. Музыка растекалась по тенистым аллеям усадебного парка, обгоняя неторопливо прогуливающихся дам - в соломенных шляпках, с вуалями и веерами и кавалеров во фраках и цилиндрах. Как будто не было последних 150 лет: в поместье Марьино князей Барятинских летним субботним утром началась двадцать шестая ассамблея. Сейчас этот бал так и называется - «Мариинские ассамблеи».

Накануне поздно вечером нас, гостей из Москвы, встречал в аэропорту Курска тот самый обладатель сурового голоса - в клетчатой рубашке с коротким рукавом и летних брюках. Он ни за что не хотел отдавать нам наши чемоданы, все нес сам, и в его голосе не было и следа суровости:

Нет, нет, нет! Не дам! Позвольте мне самому, вы - гости, а я вас встречаю, - говорил известный всему музыкальному миру маэстро, трубач-виртуоз, дирижер, профессор Сергей Георгиевич Проскурин. Ослушаться не было никакой возможности, пришлось покориться. На следующее утро вместе с музыкантами курского Русского камерного оркестра и гостями мы погрузились в машины и отправились в Марьино. Казалось бы, завезли в глухомань, в провинцию. Что тут может быть интересного? Но в полутора часах езды от Курска находится старинная усадьба, а точнее - один из шедевров русской архитектуры XIX века.

Как царь ассамблеи придумал

«…Балы введены в Россию Петром Великим, по возвращении его из-за границы, в 1717 году. Французский двор и высшее Парижское общество тогда, как и теперь, были законодателями моды, вкуса, любезности и светского общения, - все это было заманчивою новостью для Русского Монарха. Великий Преобразователь сразу понял, какое благородное влияние окажет на полуобразованное русское общество и на смягчение грубости тогдашних нравов уничтожение затворничества женщины» - можно прочесть в главе V «Балы и театры» сборника советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни (Санкт-Петербург, 1889). Результат не заставил себя долго ждать. В 1719 году был издан указ о неслыханных до того времени собраниях обоего пола, названных ассамблеями, где, в числе прочего, значилось:

«В ассамблеи могут приходить: чиновные особы в котором часу угодно, ходить, танцевать, сидеть или играть. Так же и все дворяне, известнейшие купцы, корабельные мастера и канцелярские служители с женами и детьми. Преступивший правила подвергается наказанию осушить кубок большого орла».

Заключенные в высоких теремах будущие невесты, которые лишь по праздникам только и осмеливались подходить к окнам посмотреть на уличные гуляния, втайне радовались предстоящей свободе. Воспитанные же по старине их маменьки с большой неохотой повиновались Государевой воле, жаловались на развращенное время, когда молодым девушкам вдруг стало позволено не только говорить, не краснея, с молодыми мужчинами, но даже и прыгать с ними в танце.

Ассамблеи же были устроены следующим образом. В одной комнате-зале танцевали, в другой были шахматы и шашки, в третьей - трубки с деревянными спичками и рассыпной табак, бутылки с ценными винами. Дам угощали чаем и кофе, миндальным молоком и вареньем. Музыка на ассамблеях была большей частью духовая: трубы, фаготы, гобои, литавры. Изумительная музыка в исполнении приглашенных виртуозов покоряла всех, говорили, что «тот праздник не праздник, где не играли Голштинские музыканты».

Музыкальный князь

Почти три века спустя в бывшем княжеском дворце прошла первая Мариинская ассамблея, а в июне этого года мы были участниками 26-ой. В той или иной мере часть программы посвящена князю И. И. Барятинскому, который возвел поместье и парковый ансамбль как символ достоинства и величия княжеского рода; по счастливому стечению обстоятельств оно практически в неизменном виде сохранилось до наших дней.

Концертная музыкальная жизнь в начале XIX века все же не была общедоступной. Ее ограниченность восполнялась домашним музицированием, что стало неотъемлемой принадлежностью жизни образованной части русского общества как в столицах, так и в провинции. Да и было ли это разделение на провинции и столицы? Значительная часть общества лишь летом проводила время в загородных домах. Музыка развивалась и процветала в литературно-художественных кружках и салонах Москвы, Санкт-Петербурга, в домах графов Шереметьевых, Виельгорских, княгини Волконской и многих других известных фамилий. Особое место в этой череде занимали и дворянские усадьбы, которые были вполне самодостаточными культурными центрами, где звучала не только камерная музыка, но и опера, и крупные симфонические жанры.

В XIX веке стараниями князя Ивана Ивановича Барятинского его усадьба пре­вратилась в один из бриллиантов на карте культурных сокровищ России. За свою жизнь (1767–1825) князь сумел с размахом воспользоваться преимуществами своего происхождения и положения, найти применение своим незаурядным музыкальным и художественным способностям.

С отроческих лет Иван Иванович Барятинский находился на военной службе: в 13 лет он был зачислен поручиком в Екатерининский гусарский полк и определен адъютантом к генерал-фельдмаршалу князю Потемкину. Позже служил в Семеновском полку, был волонтером польской армии и отличился при штурме и взятии Праги войсками Суворова, работал в Русской дипломатической миссии в Лондоне, затем - в Мюнхене. После смерти обоих родителей Иван Иванович в 1812 году удаляется от дел, возвращается в Россию и поселяется в унаследованном поместье Ивановское Рыльского уезда Курской губернии. Это в полутора километрах от Марьина, здесь в 1811–1820 гг. на берегу реки Избицы строится княжеская резиденция.

С этих пор в имении процветает полнокровная и насыщенная жизнь. Князь успешно занимался сельским хозяйством, применяя последние достижения европейской агрономической науки, но интересы его были весьма обширны. До нас дошли превосходные художественные коллекции, значительное собрание книг, музыкальный архив. Сохранились и сочинения самого князя: увертюра для большого симфонического оркестра, соната в четыре руки и контрдансы. Без сомнения, все эти произведения звучали на ассамблеях в Марьине, в том числе и танцевальная музыка. По сохранившимся об этом сведениям можно судить о музыкальных пристрастиях во дворце.

Князь жил очень открыто: к нему беспрестанно съезжались гости, во дворце устраивались шумные балы и театральные представления. В Марьине был постоянный театр, где ставились пьесы на русском и французском языках. Причем в постановках на родном языке участвовали крестьяне, а на французском - члены семьи, гувернеры, помещики, жившие по соседству. Оркестр же состоял из 40-50 музыкантов, в основном крепостных. И не только из своих. Барятинские слыли покровителями искусств. Одного талантливого крепостного скрипача князь Иван Иванович выкупил за десять тысяч рублей - астрономическую по тем временам сумму. К музыкальному образованию одаренных крестьянских детей Иван Иванович подходил очень обстоятельно: их отсылали для обучения в Санкт-Петербург.

Куда ты едешь!

Два века спустя Сергей Проскурин пришел в Российскую государственную библиотеку, чтобы лично изучить архив князя Барятинского.

Я нашел три сочинения, принадлежащие его перу. Это настоящие жемчужины музыкального архива! Я листал ноты с восторгом и волнением первооткрывателя. Разбирал оркестровые партии, читал записи музыкантов на полях нот, всматривался в почерк князя. Кстати, когда мы проводили первую нашу Ассамблею в 2005 году, Русский камерный оркестр впервые исполнил найденную Увертюру ре минор для симфонического оркестра. Что поражает меня больше всего? Высочайшая музыкальная образованность князя. По нашим меркам - это уровень консерватории, не ниже!

Соответствовать высокой планке исполнительского мастерства, заданной князем Барятинским, сегодня, в XXI веке, стремятся музыканты оркестра Сергея Проскурина.

Русские музыканты играют очень эмоционально. Европейские оркестры играют более точно, виртуозно. Я думаю, что наш оркестр отличается от других провинциальных оркестров, тем, что мы играем по-европейски технично, но с русской энергией, - говорит дирижер.

Почти четверть века Сергей Проскурин проработал в лучших оркестрах Европы и Америки. Он родился в 1957 году в Старом Осколе, окончил Саратовскую государственную консерваторию имени Собинова, проходил стажировку в Московской консерватории, а также в разных городах мира, среди которых Нью-Йорк и Лондон, работал со многими оркестрами мира, записал более двадцати компакт-дисков. Композитор, дирижер, основатель и руководитель Русского камерного оркестра в Курске, профессор Курского государственного университета, основатель и заведующий кафедрой инструментального исполнительства, профессор в консерваториях Вены, Копенгагена и Стокгольма. Блестящая карьера, о которой можно только мечтать! А в начале 2000-х годов он удивил своих европейских коллег - уехал в Россию, в провинцию и с нуля создал собственный - Русский камерный - оркестр.

После двухчасовой репетиции маэстро прогуливается с гостями по огромному парку и делится воспоминаниями. Конечно же, нам очень интересно узнать, как это он взял и вернулся в русскую глушь?

Знаете, как-то получилось так, что я все время жил в столицах: то в Дании, то в Австрии, то в Молдавии, но мне всегда хотелось жить в России. Может, это и покажется немножечко странным. Когда я вернулся в Россию, мой друг - музыкант из Швеции Гюнар Гранц - написал мне: «Ты уже столько лет здесь прожил, ты не знаешь, куда ты едешь! Россия - другая страна. Ты через год приедешь обратно - и работы не будет. Давай мы составим документ, что ты поехал в Россию на стажировку, чтобы ты мог через профсоюз вернуться домой».
Сергей Георгиевич говорит очень просто, как будто сложилось все именно так, как и должно было.

Но у меня была мечта - выразить накопившееся в душе за долгое время: прочитанные книги, может, какие-то сны детские, ранние мои впечатления от музыки… Мне хотелось создать такой оркестр, чтобы я от начала до конца мог за него нести ответственность - свой коллектив, ну, как своя семья.

В этих словах на прогулке после репетиции в прекрасном сосновом бору слышится главное - своя семья. Отношение к каждому в оркестре как к родному.

Возвращение домой

Моя мечта сбылась, - с радостью в голосе говорит Сергей Георгиевич, - я полностью отвечаю за этот оркестр. Это необыкновенно сложно, потому что провинция - это не Москва, где и Консерватория, и столько учебных заведений, и столько музыкантов можно привлечь. Приходится заниматься чуть ли не с каждым в отдельности, и парами, и группами. Конечно, есть и опытные музыканты. Но я испытываю необыкновенную радость, что в провинции есть такой оркестр. Мне кажется, это очень важно - что моя мечта оказалась нужной кому-то.
Слова эти западают в душу сразу. Прогуливаемся все вместе, не спеша. В конце нашей нестройной колонны идет, что-то рассказывая собеседнику, владыка Иоанн, митрополит Белгородский, - тоже гость. Бесподобный аромат живого леса пьянит, под ногами прелые листья, иван-чай, хвоя, таинственный запах болотных цветов, и звуки - листьев, ветра, воды. Сам маэстро в обычной белой футболке и льняных брюках, уже слегка утративших утреннюю наглаженность, выглядит близким и родным. Да так оно и есть.

Почему же Вы вернулись? - с репортерской настойчивостью задаю банальный вопрос.

Россия мой дом, и лучше, чем Россия, места для меня нигде нет. Я уверен, что наши люди - это носители действительно самостоятельно сформировавшейся цивилизации. Мы не Европа и не Азия. Когда мы сможем осознать, кто мы такие на самом деле, все начнет налаживаться, - Сергей Георгиевич говорит так убедительно, что веришь и радуешься такому совпадению во взглядах.
Сегодня Курский камерный оркестр известен во всем мире. С ним выступают солисты «Ковент-Гарден», Берлинской и Стокгольмской королевской оперы. С восторгом маэстро вспоминает, как оркестр в мае этого года выступал в Москве, в зале храма Христа Спасителя, когда отмечалось тезоименитство Патриарха Кирилла:

Выступать в пристуствии Святейшего - большая ответственность, но и неменьшая радость и для меня лично, и для музыкантов, которые приехали в самое сердце нашей страны из далекого города.

Воспитанники Проскурина играют сейчас на лучших сценах мира. Сергей Георгиевич принимает это как должное, набирает в свой коллектив новых талантливых музыкантов из провинции. Всей своей работой он доказал, что и в российской глубинке можно создать оркестр, гастроли которого расписаны на год вперед. Но самая любимая публика ждет его здесь - на «Мариинских ассамблеях».

Чудо рождается

Как же ваши друзья, коллеги-музыканты приняли вашу мечту?

Меня не понимали. Ведь многие мои студенты работают и в Парижской опере, и в Лондоне, и в Королевской опере Стокгольма играют, на радио и телевидении Дании -более чем в десяти ведущих оркестрах мира. А теперь, знаете, как все обернулось? Сейчас европейские музыканты - певцы, солисты - мечтают приехать сюда, сыграть с нашим оркестром!

А простые люди могут попасть на ассамблеи?

Конечно, просто надо накануне известить, что приедут. Если на два дня, с ночевкой, то заранее договориться с санаторием в Марьине, это наши друзья, они предоставляют места.

В течение двух дней директор санатория выступает главным массовиком-затейником, проводя конкурсы, чаепития и лотереи. В безукоризненном костюме, с бабочкой, в перчатках Сергей Леонтьев не то что играет роль, но и на самом деле является радушным хозяином.

В самом Курске оркестр Проскурина тоже дает концерты, часть из них совершенно бесплатные.

Мы в городе даем более 20 бесплатных благотворительных концертов в год. Все могут прийти! Очень жаль, что иногда залы не могут вместить всех желающих и по 200, 300, 400 человек вынуждены стоять в фойе. Я вижу совершенно новых людей на концертах, - делится Сергей Георгиевич. - Я надеюсь, что мы смогли сформировать, воспитать часть публики, которая не знала раньше о том, что есть камерная музыка, есть классическая музыка, и что ее нужно слушать вживую. Многие из тех, кто бывает на наших концертах, говорят: «Мы просто клад какой-то открыли для себя!» Видимо, это и есть ответ на вопрос, зачем я вернулся.

Вот и вечер, сейчас начнется концерт. Круглый зал дворца, стены возносятся вверх, к небу, под крышу из узорчатого стекла, и время словно вернулось на 200 лет назад. Музыканты преобразились: мужчины в костюмах, дамы - в бальных платьях. Но само чудо рождается в тот момент, когда дирижерская палочка взмывает вверх, замирает, как бы предчувствуя, что через мгновение в этот зал, в этот дом, спрятанный в глухом уголке огромной страны, ворвется - как ветер, как те самые утренние лучи солнца, - настоящая, хотя и незримая, красота.

Сергей Георгиевич Проскурин

главный дирижер и художественный руководитель Русского камерного оркестра, солист-трубач, педагог, ученый, профессор Курского государственного университета и консерватории им. Людвига ван Бетховена в Вене (Австрия). Получил музыкальное образование в консерваториях Саратова (по классу трубы) и Санкт-Петербурга (по классу оперно-симфонического дирижирования). Стажировался в Лондоне и Нью-Йорке, затем в Бухаресте. Наряду с концертной деятельностью солиста-трубача и дирижера занимался педагогической работой. Преподавал в консерваториях Саратова, Кишинева, Фалюна (Швеция), в Королевской Академии музыки Копенгагена (Дания). Гастролировал по городам России, в бывших республиках Советского Союза, в Японии, Тайване, США, Гонконге, Швеции, Дании, Норвегии, Германии, Испании, Франции, Австрии и многих других странах. Записал 20 компакт-дисков как солист и дирижер. Имеет более 200 научных и творческих публикаций. Сергей Проскурин является автором крупных международных культурно-творческих проектов: «Марьинские музыкальные сезоны», которые ежегодно проходят в дворцово-парковом ансамбле «Марьино», ежегодного музыкального фестиваля «Русский камерный оркестр - детям», международного фестиваля классической музыки «Мариинские ассамблеи» и других.

Текст и фото Юлии Маковейчук

Русский камерный оркестр сыграл с пятью выдающимися солистами современности.

В программе – «сливки» классики, произведения, любимые и узнаваемые в любой точке мира. Состав оркестра тоже международный – Россия, Франция, Бельгия, Корея. «Сыграться» помог универсальный язык музыки.

«Мы давно практикуем концерты с приглашёнными солистами. И каждое такое выступление уникально. Этот раз не исключение. Настоящее счастье – выступать с такими мастерами своего дела, поэтому мы долго и тщательно готовились»,

– рассказывает художественный руководитель Русского камерного оркестра Сергей Проскурин.

Репетиции не прошли даром, это отметили и приехавшие гости.

«Оркестр просто великолепен! Это потрясающе, что в небольшом российском городе есть коллектив такого уровня!»

Кстати, сами солисты заслуживают того, чтобы поговорить о них отдельно. Итак, знакомимся.

Настоящая дива вечера, заворожившая своим голосом весь зал, – это солистка Большого театра Оксана Лесничая. Уроженка Тольятти, окончившая Московскую консерваторию, успевшая поработать и в столичном Камерном музыкальном театре, и в Центре оперного пения имени Галины Вишневской, и в Хоровой капелле Юрлова.

Несмотря на молодой возраст, у Оксаны уже богатый творческий опыт. В разное время она исполняла партии Клеопатры в опере Генделя «Юлий Цезарь», Параси в «Сорочинской ярмарке» Мусоргского, Ксении в «Борисе Годунове», фаустовской Маргариты.

Она же была Эвридикой, Людмилой и даже Царицей ночи. И ещё не один десяток легендарных женских оперных образов оказался по силам этой очаровательной девушке. Несмотря на гиперзанятость, Оксана постоянно гастролирует, причём не только за границей.

«Я очень общительный человек, всегда открыта для новых проектов и контактов!Часто выступаю в родном Тольятти, в городах Поволжья. И, конечно, я не могла не поддаться обаянию маэстро Проскурина, поэтому я здесь, в Курске»,

– признаётся певица.

«Я родился в Узбекистане и мне пришлось много-много работать, чтобы найти своё место в оперном мире. Но каждый этап дал мне бесценный опыт. Московская государственная консерватория, Центр Вишневской, огромное количество конкурсов, и не всегда были победы.

Но я счастлив, что у меня именно такая судьба. Сегодня я бьюсь над ролью Долохова в «Войне и мире» Прокофьева, а завтра мне рукоплещет целый зал на фестивале русской культуры в Болгарии. Сегодня я в Курске, чему безумно рад, зритель в провинции просто необыкновенный, а завтра… Кто знает, что будет завтра?»

В репертуаре Юрия и Мизгирь из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка», и Томский из «Пиковой дамы» Чайковского, и Онегин, и Риголетто, и ещё много-много интереснейших образов. Безусловно, приезд певца такого уровня, как Зальцман, в Курск – настоящее культурное событие для нашего города.

Не менее интересным для курян будет выступление Родиона Замуруева, лауреата международных конкурсов, чьё безукоризненное владение скрипкой в разные годы покоряло слушателей в России, Испании, Чили, Китае, Турции, Швейцарии и многих других странах.

«Я концертирую с семи лет. Выступаю и с сольными программами, и в составе самых разных ансамблей. Быть на одной сцене с вашим оркестром очень комфортно. Музыканты замечательно подготовлены и очень пластичны, чувствуют солиста, что мне нужно, что я хочу сказать. Я являюсь руководителем коллектива под названием Mobilis, так вот моих курских коллег можно назвать так же. Они очень мобильны»,

– признаётся музыкант.

Экзотической мелодией вечера стали выступления французской скрипачки Клои Макрон и её коллеги из Кореи Чжун Чун Ман. Запад и Восток, два полюса, две стихии познакомили курян не только с разными музыкальными школами, а с двумя вселенными.

И всё же откуда бы ни приехали музыканты, внимательный зритель, пришедший на концерт, услышал – их сердца бьются в едином ритме классики.



Рассказать друзьям