Шолохов годы жизни и смерти. Михаил шолохов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Пиджак многие столетия был исключительно мужской частью гардероба, женщин носили жакетки для верховой езды или пальто. А как женская деталь облика, они появились уже в 20 столетии, когда на смену корсетам и пышным юбкам начали приходить свободные и открытые наряды, мужские элементы одежды. Женщины начали коротко стричь волосы, носить джинсы и брюки, пытаясь походить на мужчин. Сюда подошел пиджак, адаптированный для женских форм – приталенный силуэт, крупные пуговицы, украшения кружевом и стразами. Ткань стали применять разнообразную – летом брали легкие сатин, трикотаж, хлопок, зимой – бархат, твид, шерсть, кашемир.

История появления пиджака

Пиджак видоизменялся много раз, прежде чем дошел к нам в современном обличии. Это универсальная деталь в гардеробе, которая может выгодно подчеркнуть достоинства фигуры, грамотно скрыть недостатки и подходит под любой look. Его можно надеть на работу в офис и на вечеринку в клуб, нужно только правильно подобрать фасон, цвет, сочетания и аксессуары.

Коко Шанель предложила дополнение к своему знаменитому платью – пиджак черного цвета для женщин. Несмотря на то, что на дворе были 20-е гг. 20-го века, эта идея пришлась по душе многим модницам Лондона и Парижа, а чуть позже укороченная модель из твида стала ее очередным шедевром и легендой, дошедшей до наших дней.

Половина Европы мечтала приобрести его, благодаря этому Дом мод обрел былую популярность. Разновидность пиджака – смокинг был предложен женщинам в 20-х гг. Сен-Лораном, в его коллекциях за много лет было выпущено более 200 моделей.

Как подобрать цвет?

Кроме классического черного, можно подобрать для себя практически любой оттенок: синий, зеленый, коричневый, серый, красный, розовый и другие. Хоть и принято, что однотонные ткани – рабочие варианты, серые и белые отлично смотрятся на прогулке, а синие и коричневые можно выбрать на важную встречу или на праздничное мероприятие. Давайте рассмотрим каждый из популярных цветов тканей и подберем к каждому комплект.

  • Традиционный черный. Универсальный цвет, которые можно сочетать абсолютно с любым другим. Выгодно смотрится с белым, бежевым и светло-голубым, особенно, когда это брюки однотонные или блузка. Классическое сочетание черный+красный – тут главное не переборщить с деталями и элементами, само сочетание очень яркое и броское. Если выбираете черный пиджак и красную блузку или платье, то украшений должно быть минимальное количество, а туфли и сумка черные и гладкие.

С джинсами и брюками такой цвет также смотрится гармонично, в последнем случае ткань и орнамент на ней должны совпадать в обоих элементах одежды. Тогда это смотрится, как костюм и красиво выглядит.

  • Темно-синий цвет. Лучше выделить отдельно от голубого, они несут разное настроение и комплектуются по-разному. Длинная модель или безрукавка отлично сочетается с джинсами и шортами, короткий классический подходит и под юбку, и под платье, и под любой вид брюк. Лучше всего смотрится синий с бежевым, белым и голубым, лучше не надевать с коричневым или яркими цветами – акцент должен быть именно на пиджаке. Зато сюда отлично подойдут крупные бусы или широкие браслеты.
  • Голубой пиджак. Смотрится несерьезно, если он небесных или ярких оттенков, он вряд ли подойдет для деловой встречи, даже в летний период. На такой случай лучше выбрать приглушенные оттенки, пастельные тона, тогда можно выбрать белые брюки или юбку, темно-синий топ или блузку.

Голубой отлично сочетается с джинсами любой длины. Без рукавов пиджак дополняет шорты-бермуды и бриджи светлых тонов или темно-синего оттенка.

  • Красный пиджак. Нужно с осторожностью надевать, он сочетается с белым, розовым, бежевым, коричневым и черным. С джинсами даже такой яркий цвет смотрится отлично, нужно только подобрать фасон.
  • Совет.
    Приталенный красный пиджак можно надеть в прохладную погоду поверх черного, серого или белого платья или блузки.
  • Белый цвет. Можно выбрать на любое событие: на деловую или важную встречу, в кино или кафе, на свидание или прогулку с друзьями. Красиво смотрится сочетание белый+черный, или темно-синий, причем брюки могут быть как светлые, так и темные.

К белому пиджаку можно подобрать крупные бусы, яркие украшения, цветную обувь или сумочку. Это самый демократичный и универсальный цвет, сочетающийся с любым другим.

  • Бежевый цвет. Как и белый, сочетается с любым другим, отлично смотрится с яркими и пестрыми платьями, юбками, светлыми и темными брюками, а также с джинсами. Можно подобрать фасон на любое событие, модели без рукавов носятся, как кофты.
  • Желтые, зеленые, розовые пиджаки, а также цветные модели. Можно сочетать с белыми, бежевыми брюками, юбками, шортами и платьями. Либо подбирать одежду в той же цветовой гамме, можно чуть темнее или светлее.
  • Модели с крупным цветочным рисунком, клеткой или полосками. Использовать с осторожностью, так как они плохо сочетаются с другими оттенками. Брюки или юбка должны быть однотонные, а украшения минимальные.

Какой фасон выбрать?

Кроме цветового сочетания важен еще и фасон пиджака, его стиль и покрой, для каждой фигуры нужен свой тип, чтобы подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки. Приталенные варианты длиной до бедра выделяют линию талии, добавят объема в груди скроют излишнюю худобу в плечах. А двубортный подходит практически к любой фигуре, зрительно вытягивая ее.

  • Совет.
    Стоит избегать длинных моделей до колен при высоком росте, зато невысоким девушкам можно их смело надевать – в теплое время с босоножками на каблуках, а зимой – с сапогами или унтами.

Пиджак с 1 или двумя пуговицами носится поверх облегающей блузки или водолазки, в застегнутом или расстегнутом варианте. Их часто шьют из бархата и надевают с узкими брюками или юбкой. Минусом такого фасона является некоторая скованность в движениях и их с осторожностью нужно выбирать девушкам с лишним весом. Поясок контрастного цвета обозначит к области талии.

Есть еще один беспроигрышный вариант для любого типа фигуры – удлиненный пиджак с воротником стойкой, он вытягивает и удлиняет силуэт и отлично сочетается с любым видом одежды, кроме пышных юбок и широких брюк.

Пиджак-смокинг подойдет только худеньким женщинам, он облегает талию и слегка расширяется книзу, создавая дополнительный объем. Он бывает только черного цвета, с атласными карманами и отворотами, пуговицы черные, серебристые или золотистые.

Силуэт может быть прямой или приталенный, любой из этих вариантов лучше выбирать худеньким девушкам среднего роста. Слишком высокие будут смотреться еще выше, а полненькие получат лишние объемы, на невысоких будет смотреться комично.

Широкие и мешкообразные пиджаки подойдут худеньким и средним девушкам, если они будут носить их с узкими брюками или джинсами. Объем внизу и сверху будет смотреться нелепо, в то время как облегающие модели можно надевать вместе.

Девушкам с худыми плечами стоит обратить внимание на пиджаки с приподнятыми плечиками, тогда фигура становится шире, приобретая немного мужские очертания.

С чем можно носить пиджак?

Универсальность пиджаков состоит в их возможности ношения с любым видом одежды, нужно только правильно подобрать фасон и цвет. Его надевают на работу в офис, на деловую встречу или конференцию, на прогулку или на свидание, даже для выезда на природу можно найти подходящую модель. Какие самые популярные варианты:

Джинсы, джинсовые бриджи и шорты

Самый популярный и беспроигрышный комплект для пиджака. Короткие модели, приталенные или с поясом сочетаются с зауженными и прямыми штанами. К ним также подойдут удлиненные пиджаки, безрукавки и прямые модели, даже длиной до колена. Шорты должны быть ниже бортов, иначе силуэт будет короткий, а шорт не будет видно.

К джинсам подходит практически любая ткань, летом это ситец или костюмная, зимой – более плотная, то же самое касается и цвета. Это единственный вариант, подходящий под любой пиджак, главное, чтобы он был правильно подобран под фигуру.

Комбинация "Брюки + пиджак"

Здесь уже сложнее. Идеальный вариант – одинаковая ткань создает эффект костюма, останется только добавить блузку, топ или майку и образ готов. Принципы выбора модели пиджака такие же, как и для джинсов. Узкие модели брюк отлично сочетаются с любым фасоном верха, а вот широкие и расклешенные штаны – только с узкими пиджаками. Цвета можно комбинировать по-разному: темный верх со светлыми брюками, смотрится также гармонично, как и противоположный вариант. Главное, чтобы цветовая гамма была подобрана правильно и во всем образе было не более 3 основных цветов.

Пиджак в сочетании с платьем

Уместны только определенные фасоны. Длина до колен и ниже, приталенные или прямые облегающего силуэта. Причем сам он должен иметь длину до бедер или ниже, слишком короткие или длинные модели не подходят. Рюши и воланы под пиджак не уместны, так же как и юбки в складку, большинство вечерних моделей также не подходят.

Сюда лучше выбрать болеро или кардиган. У пиджаков слишком строгий и прямой силуэт, к длинному вечернему платью он не подойдет. А вот цвета можно сочетать любые, если они красиво смотрятся вместе, особых правил и ограничений нет.

Объединяя все правила сочетания и подбора комплекта к пиджаку, можно определить список советов по выбору модели и цвета. Он поможет узнать, на что надо обратить внимание при покупке пиджака и какая модель подойдет именно вам.

  • Худеньким девушкам среднего роста подойдет любая модель и любой силуэт, длинный прямой – выравнивает и удлиняет, короткий и приталенный – очерчивает линию талии;
  • Полненьким девушкам следует избегать узких и сильно открытых моделей пиджаков, они добавят лишнего объема;
  • Лучшим сочетанием можно считать пиджак + джинсы любой длины, в таком виде вы будете одинаково уместны и на прогулке, и на вечеринке;
  • Офисный пиджак для рабочей обстановки сильно отличается от повседневного, он имеет четкие линии, минимум деталей и сшит из однотонной костюмной ткани, твида или шерсти;
  • Узкий пиджак с узкими или широкими брюками, свободный – только с облегающими;
  • Самые популярные и универсальные цвета – черный, темно-синий, белый и кремовый, остальные нужно выбирать с осторожностью;
  • Пиджак – универсальная верхняя одежда, которая может подойти для любого случая;
  • Для зимы нужно выбрать кашемир, шерсть, костюмную ткань, летние модели – из льна, ситца, шелка, хлопка;

  • Скрыть лишние килограммы и сантиметры в талии можно прямым мужеподобным пиджаком, а добавить объема на бедрах и в груди поможет приталенный фасон;
  • Широкие плечи пиджака актуальны только в офисе или на деловой встрече – это мужской силуэт, выбранный женщинами в качестве рабочей одежды;
  • Рукава в 3/4 и пиджаки безрукавки можно надевать с перчатками из кружева, кожи или бархата;
  • Идеальные сочетания – белый+черный, белый+синий, белый+ красный, красный+черный;
  • Коричневые, зеленые и желтые пиджаки нужно сочетать очень осторожно, эти цвета капризные.

Аксессуары и украшения к пиджакам

В сочетании с пиджаком обувь может быть абсолютно любая, на дискотеку выбирайте босоножки или туфли на каблуке, за город – кеды, в офис – туфли-лодочки, на прогулку – балетки или сандалии. Все варианты возможны, если правильно подбирать стиль – приталенные пиджаки на 1-2 пуговицах не подойдут к кроссовкам и балеткам, сюда стоит выбрать каблуки, а прямой крой отлично смотрится с закатанными рукавами и кедами.

Сумки подбираются под обувь - туфли и балетки подразумевают классические модели с ручками или клатч, а вот кроссовки комплектуются сумками через плечо или рюкзаками. Аксессуары на шею и серьги нужно выбирать только с однотонными пиджаками, сюда подойдут подвески, крупные бусы, жемчуг.

А вот браслеты сюда не подойдут, только с рукавами ¾ или короче. Для приталенных моделей есть возможность надеть пояс, в зависимости от стиля и кроя – цепочка с камнями или кожаный ремешок.

В качестве заключения

Какую бы модель пиджака вы не выбрали, стоит понимать, что это мужская одежда, придающая образу строгость и наиболее актуальна в рабочей обстановке. Многие девушки покупают их и не находят повода, чтобы надеть. Огромным плюсом такой верхней одежды является его универсальность и возможность быстро и просто создать модный look с минимальными вложениями. Если пиджак вам подходит по типу фигуры и есть красивые джинсы, то стоит попробовать одеться в новом стиле.

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 г. в хуторе Кружилине станицы Вёшенской Донецкого округа Области Войска Донского (теперь Шолоховский район Ростовской области).

В 1910 году семья Шолоховых переезжает в хутор Каргин, где в 7-летнем возрасте Миша был принят в мужское приходское училище. С 1914 по 1918 г. учится в мужских гимназиях Москвы, Богучара и Вёшенской.

В 1920-1922 гг. работает служащим в станичном ревкоме, учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых в х. Латышеве, делопроизводителем в заготконторе Донпродкома в ст. Каргинской, налоговым инспектором в ст. Букановской.

В октябре 1922 г. уезжает в Москву. Работает грузчиком, каменщиком, счетоводом в жилуправлении на Красной Пресне. Он знакомится с представителями литературной среды, посещает занятия литобъединения «Молодая гвардия». К этому времени относятся первые писательские опыты молодого Шолохова. Осенью 1923 года «Юношеская правда» публикует два его фельетона - «Испытание» и «Три».

В декабре 1923 г. возвращается на Дон. 11 января 1924 г. венчается в Букановской церкви с Марией Петровной Громославской, дочерью бывшего станичного атамана.

Мария Петровна, окончив Усть-Медведицкое епархиальное училище, работала в ст. Букановской сначала учительницей в начальной школе, затем делопроизводителем в исполкоме, где в то время был инспектором Шолохов. Поженившись, они были неразлучны до конца своих дней. Вместе Шолоховы прожили 60 лет, вырастив и воспитав четверых детей.

14 декабря 1924 г. М.А. Шолохов публикует первое художественное произведение - рассказ «Родинка» в газете «Молодой ленинец». Вступает в члены Российской ассоциации пролетарских писателей.

На страницах центральных изданий появляются рассказы Шолохова «Пастух», «Шибалково семя», «Нахалёнок», «Смертный враг», «Алёшкино сердце», «Двухмужняя», «Коловерть», повесть «Путь-дороженька», а в 1926 году выходят сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».

В 1925 году Михаил Александрович приступает к созданию романа «Тихий Дон». В эти годы семья Шолоховых живёт в Каргинской, затем в Букановской, а с 1926 года - в Вёшенской. В 1928 году журнал «Октябрь» начинает печатать «Тихий Дон».

После публикации первого тома романа для писателя наступают трудные дни: успех у читателей - ошеломляющий, а вот в писательских кругах воцаряется недоброжелательная атмосфера. Зависть к молодому писателю, которого называют новым гением, рождает клевету, пошлые измышления. Позиция автора при описании Верхнедонского восстания подвергается резкой критике со стороны РАППа, предлагается выбросить из книги более 30 глав, сделать главного героя большевиком.

Шолохову всего 23 года, но он стойко и мужественно переносит нападки. Ему помогает уверенность в своих силах, в призвании. Чтобы пресечь злобную клевету, слухи о плагиате, он обращается к ответственному секретарю и члену редколлегии газеты «Правда» М. И. Ульяновой с настоятельной просьбой создать экспертную комиссию и передаёт ей рукописи «Тихого Дона». Весной 1929 года писатели А. Серафимович, Л. Авербах, В. Киршон, А. Фадеев, В. Ставский выступают в «Правде» в защиту молодого автора, опираясь на выводы комиссии. Слухи прекращаются. Но злопыхатели ещё не раз будут предпринимать попытки очернить Шолохова, который честно говорит о трагических событиях в жизни страны, не желает отходить от исторической правды.

Роман был закончен в 1940 году. В 30-е годы Шолохов начинает работу над романом «Поднятая целина».

В годы войны Михаил Александрович Шолохов - военный корреспондент Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда». Он публикует фронтовые очерки, рассказ «Наука ненависти», первые главы романа «Они сражались за Родину». Государственную премию, присуждённую за роман «Тихий Дон», Шолохов передаёт в фонд обороны СССР, а затем приобретает на свои собственные средства для фронта четыре новые ракетные установки.

За участие в Великой Отечественной войне имеет награды - орден Отечественной войны I степени, медали «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне».

После войны писатель заканчивает 2-ю книгу «Поднятой целины», работает над романом «Они сражались за Родину», пишет рассказ «Судьба человека».

Михаил Александрович Шолохов - лауреат Нобелевской, Государственной и Ленинской премий в области литературы, дважды Герой Социалистического Труда, действительный член Академии наук СССР, обладатель степени почетного доктора права Сент-Эндрюсского университета в Шотландии, доктора философии Лейпцигского университета в Германии, доктора филологии Ростовского государственного университета, депутат Верховного Совета всех созывов. Он награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, другими наградами. В станице Вёшенской ему при жизни установлен бронзовый бюст. И это далеко не полный перечень премий, наград, почетных званий и общественных обязанностей писателя.


Они познакомились еще подростками, но даже предположить не могли, что эта встреча станет началом их большой и счастливой семейной истории длиною в целую жизнь. Они прожили вместе целых 60 лет. И были на протяжении всего этого времени вместе – у печатной машинки или в лесу на охоте. Это о таких браках говорят, что они заключаются на небесах.

Рождение семьи



Их первая встреча в 1920 году была совсем неромантичной. Шел проливной дождь, а Маруся Громославская бежала с огорода, где она окапывала картошку. Промокшая, перепачканная черной грязью, она торопилась скорее попасть домой, когда на дороге повстречала невесть откуда взявшегося мальчишку.

Он был младше неё, и Маруся даже подумать не могла, что он станет ее первой любовью и счастьем всей ее жизни.

Она была родом из станицы Букановской Царицинской губернии, где и состоялась первая встреча Миши и Маруси. До 1917 года девушка училась в Усть-Медведицком епархиальном училище, но его расформировали в смутные годы «до особого распоряжения». Маруся вернулась в отчий дом, стала преподавать.



Миша Шолохов до начала гражданской войны учился в гимназии, да не в одной. Лучшей в Москве считалась Шелапутинская гимназия, он успел поучиться и в ней. А в 1920 15-летнего мальчишку, родившегося в станице Вёшенской Донского округа, отправили в Букановскую инспектором. После он там же трудился писарем и счетоводом.



Поначалу Юному Михаилу понравилась младшая сестра Маруси – Лидия. С ней он дружил, считал своей невестой. Но позже увлекся Марией. Впрочем, ходили упорные слухи среди старожилов о том, что отец семейства, атаман Громославский, настоял на том, чтобы первой вышла замуж старшая дочь, как принято у казаков. Он разговаривал с будущим писателем без посторонних. После разговора же объявил, что женит старшую дочь.

11 января 1924 года Михаил Шолохов и Мария Громославская венчались в Покровской церкви станицы Букановской. Зарегистрировались они и в Подтёлковском ЗАГСе в станице Кумылженская. Свадьбу сыграли скромную, а вот венчание уже провели по всем правилам.

Гениальная жена



Молодую жену свою будущий писатель полюбил искренне, она же отвечала ему не только полной взаимностью, но с приличествующим казачке уважением. Она всегда считала мужа главным в семье, это же отношение привила со временем и детям. Никогда и ни с кем не обсуждала поступки супруга, была его неизменным советчиком и помощником во всех делах.

Она переписывала первые рукописи мужа от руки, по сути, была его секретарем и редактором. Позже, когда супруги перебрались в Москву, писатель обзавелся печатной машинкой, чтобы Марусе было легче.



Он вообще не мог без неё обходиться. Если жена уходила куда-то по делам, он маялся и постоянно задавал домашним один и тот же вопрос: «Где моя Маруся?».

Настоящее семейное гнездо Шолоховы свили на родине писателя, в станице Вёшенской Ростовской области. В доме всегда было много народа. С ними жил и отец Маруси – Пётр Яковлевич. Он был под подозрением у Советской власти, за ним и членами всей семьи следили.



Писателю настоятельно рекомендовали порвать с семьёй тестя. Но Михаил Александрович ослушался, тесть прожил в их доме до самой смерти. Он же щедро делился с ним воспоминаниями о жизни в казачьей станице. Бытует мнение, что его рассказы во многом легли в основу «Тихого Дона».



Помогала писателю и супруга. Во многих женских образах гениального романа чувствуется женский взгляд на женские судьбы.

В семье Шолохова росли четверо детей: Светлана, Александр, Михаил и Мария. Отец никогда не заставлял детей учиться, даже дневник не проверял. Но вот за поведением следил строго.

Жизнь душа в душу



По воспоминаниям младшей дочери писателя, Марии Шолоховой, родители всегда жили душа в душу. Мария Петровна, несмотря на твердый характер, голос не повышала никогда и ни на кого. Она давала детям полную свободу, но следила за ними очень внимательно.

Михаил Александрович работал обычно по вечерам, когда в доме все уже затихали. Тогда ничто не мешало плавному течению мыслей, и строчки ровно ложились на бумагу. Супруга неизменно была с ним рядом. Она сопровождала его везде и всегда. Даже на охоту и рыбалку ходила вместе с мужем, и это доставляло ей невообразимое удовольствие.


Съёмочная группа фильма "Они сражались за Родину


Михаил Александрович всегда радовался, что они с Марусей мыслят и чувствуют одинаково. Потому и живется им вместе легко и хорошо. Он каждое утро выходил в сад, разбитый у дома в Вёшенской, и срезал розу для своей любимой Маруси.

Они прожили вместе 60 лет. 11 января 1984 года Михаил Александрович лежал в больнице, но о юбилее не забыл. Он вручил Марусе огромный букет роз и пошутил, что они за это время даже не развелись ни разу.

А 21 февраля 1984 его не стало. Мария Петровна прожила еще два года и ушла вслед за супругом. Когда её спрашивали о роли в жизни великого писателя, она отвечала, что они просто понимали друг друга.

Михаил Александрович и Мария Петровна Шолоховы прожили вместе целых 60 лет в любви и согласии. В отличие от них,

Михаил Шолохов (1905-1984) - русский писатель-прозаик, журналист, сценарист. Получил Нобелевскую премию 1965 года за вклад в мировую литературу (роман-эпопея о русском казачестве «Тихий Дон»). В 1941 году стал лауреатом Сталинской премии, в 1960 — Ленинской премии, в 1967 и 1980 годах — Героем социалистического труда.

Будущий выдающийся писатель появился на свет в 1905 году (хутор Кружилин, Вешенская станица) в зажиточной семье, отец - приказчик коммерческого магазина и управляющий паровой мельницей, мать — казачка родом, была прислугой в панском имении Ясеневка, её насильно выдали замуж за казачьего станичного атамана Кузнецова. После расставания с ним, Анастасия Черняк стала жить с Александром Шолоховым, их сын Михаил родился вне брака и звался Кузнецовым (по фамилии её бывшего мужа), пока они официально не развелись, и она не вышла замуж за Александра Шолохова в 1912 году.

После того как глава семейства получил новую работу в другой станице, семья переехала на новое местожительство. Маленький Миша обучался грамоте приглашенным на дом местным учителем, в 1914 году он стал обучаться в подготовительном классе Московский мужской гимназии. 1915-1918 год — обучение в гимназии г. Богучары (Воронежская губерния). В 1920 году после пришествия к власти большевиков, Шолоховы переехали в станицу Каргинскую, где его отец стал заведовать заготконторой, а сын вести делопроизводство в станичном ревкоме. Закончив ростовские налоговые курсы, Шолохов становится продовольственным инспектором в станице Букановской, там, в составе продотрядов, он участвовал в продразверстке, попадал в плен к Махно. В сентябре 1922 года Михаил Шолохов был взят под стражу, против него было возбуждено уголовное дело и даже вынесен приговор суда - расстрел, который так и не был приведен в исполнение. Благодаря вмешательству отца, который внес за него крупный денежный залог и выправил ему метрические документы, по которым он стал несовершеннолетним, его отпустили уже в марте 1923 года, присудив ему год исправительных работ в колонии для несовершеннолетних и отправку в Болшево (Подмосковье).

Поехав в столицу, Шолохов пытается стать рабфаковцем, что ему не удается, так как у него отсутствует трудовой стаж и направление комсомольской организации. Будущий писатель подрабатывал разнорабочим, посещал различные литературные кружки и учебные занятия, преподавателями на которых были известные в то время личности как Александр Асеев, Осип Брик, Виктор Шкловский. В 1923 году в газете «Юношеская правда» был опубликован фельетон «Испытание», авторства Шолохова, позже еще несколько произведений «Три», «Ревизор».

В том же году после приезда к родителям, жившим в станице Букановской, Шолохов решился сделать предложение Лидии Громославской. Но убежденный будущим тестем (бывшим станичным атаманом) «сделать из него человека», берет в жены не Лидию, а её старшую сестру — Марию, с которой у них в будущем родилось четверо детей (двое сыновей и двое дочерей).

В конце 1924 года газета «Молодой ленинец» опубликовала рассказ Шолохова «Родинка», вошедший в цикл донских рассказов («Пастух», «Жеребенок», «Семейный человек» и т.д.), позже объединенных в сборники «Донские рассказы» (1926 г), «Лазоревая степь» (1926 г), «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927 г). Эти произведения не принесли автору особой популярности, однако ознаменовали пришествие в советскую русскую литературу нового писателя, способного заметить и отразить в яркой литературной форме важные веяния жизни того времени.

В 1928 году, проживая со своей семьей в станице Вешенская, Шолохов начинает работу над своим самым грандиозным детищем — романом-эпопеей в четырех томах «Тихий Дон», в котором он отразил судьбу донского казачества во времена Первой мировой войны и дальнейшего гражданского кровопролития. Роман был опубликован в 1940 году, получил высокую оценку, как партийного руководства страны, так и самого товарища Сталина. Во времена Второй мировой войны роман переводился на многие западноевропейские языки и получил большую популярность не только в России, но и далеко за её пределами. В 1965 году Шолохов был выдвинут на Нобелевскую премию, и стал единственным советским писателем, получившим её с личного одобрения тогдашнего руководства Советского Союза. В период с 1932 года по 1959 год Шолоховым был написан еще один его знаменитый роман в двух томах о коллективизации «Поднятая целина», за которую он получил Ленинскую премию в 1960 году.

В военные годы Михаил Шолохов служил военным корреспондентом, в то сложное для страны время было написано немало рассказов и повестей, в которых описывалась судьба простых людей, попавших в жернова войны: рассказы «Судьба человека», «Наука ненависти», неоконченная повесть «Они сражались за Родину». В последствии эти произведения были экранизированы и стали настоящей классикой советского кино, которые производили на зрителей неизгладимое впечатление, поражая их своей трагичностью, человечностью и неизменным патриотизмом.

В послевоенное время Шолохов издает ряд публицистики «Слово о Родине», «Свет и Мрак», «Борьба продолжается» и т.д. В начале 60-х годов он постепенно отходит от литературной деятельности, возвращается из Москвы в станицу Вешенскую, ходит на охоту и рыбалку. Все полученные за свои литературные достижения премии он отдает на строительство школ в его родных местах. В последние годы жизни он тяжело болел и стоически переносил последствия двух инсультов, диабета, и, в конце концов, онкологического заболевания гортани — рака горла. Его земной путь окончился 21 февраля 1984 года, его останки были погребены в станице Вешенской, во дворе его дома.

Михаил Александрович Шолохов. Родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин Донецкого округа Области Войска Донского (ныне Шолоховский район Ростовской области) - умер 21 февраля 1984 года в станице Вёшенская, Ростовская область. Русский советский писатель, киносценарист. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 год - «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»), Сталинской премии (1941), Ленинской премии (1960). Академик АН СССР (1939). Дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980). Полковник (1943).

М. А. Шолохов родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вёшенской (ныне хутор Кружилинский Шолоховского района Ростовской области). При рождении получил фамилию - Кузнецов, которую сменил в 1912 году на фамилию Шолохов.

Отец - Александр Михайлович Шолохов (1865-1925) - выходец из Рязанской губернии, к казачеству не принадлежал, был «шибаем» (скупщиком скота), сеял хлеб на покупной казачьей земле, служил приказчиком в коммерческом предприятии хуторского масштаба, управляющим на паровой мельнице и т. д. Дед отца был купцом третьей гильдии, родом из города Зарайска, он переселился со своей большой семьёй на Верхнюю Донщину в середине 1870-х годов, приобрёл дом с подворьем и занялся скупкой зерна.

Мать - Анастасия Даниловна Черникова (Черняк) (1871-1942) - казачка по матери, дочь малороссийского крестьянина-переселенца на Дон, бывшего крепостного Черниговской губернии. Долгое время была в услужении в панском имении Ясеневка. Сирота была насильно выдана замуж помещицей Поповой, у которой служила, за сына станичного атамана Кузнецова. Но впоследствии она покинула своего супруга и ушла к Александру Шолохову. Их сын Михаил появился на свет незаконнорожденным и был записан на фамилию официального мужа матери - Кузнецов. Только после смерти официального мужа, в 1912 году, родители мальчика смогли обвенчаться, и Михаил получил фамилию Шолохов.

В 1910 году семья покинула хутор Кружилин: Александр Михайлович поступил на службу к купцу в станицу Каргинскую. Отец пригласил местного учителя Тимофея Тимофеевича Мрыхина для обучения мальчика грамоте.

В 1914 году учился один год в Москве в подготовительном классе мужской гимназии.

С 1915 по 1918 год Михаил учился в гимназии г. Богучара Воронежской губернии. Окончил 4 класса гимназии (за одной партой сидел с Константином Ивановичем Каргиным - будущим писателем, написавшим весной 1930 повесть «Бахчевник»).

Перед приходом в город немецких войск, со слов Михаила, он бросил учёбу и уехал на хутор домой.

В 1920 году семья переехала в станицу Каргинскую (после прихода Советской власти), где Александр Михайлович получил должность заведующего заготконторой Донпродкома, а его сын Михаил стал делопроизводителем станичного ревкома.

В 1920-1921 годах жил с семьёй в станице Каргинской. После окончания ростовских налоговых курсов получил назначение на должность продовольственного инспектора в станицу Букановскую, затем вступил в продотряд, участвовал в продразвёрстке. В 1920 году продотряд во главе с 15-летним (17,5-летним) Шолоховым попал в плен к Махно. Тогда он думал, что его расстреляют, но его отпустили.

31 августа 1922 года, во время работы станичным налогоинспектором, М. А. Шолохов был арестован и находился в районном центре под следствием. Он был приговорён к расстрелу.

«Я вёл крутую линию, да и время было крутое; шибко я комиссарил, был судим ревтрибуналом за превышение власти... - рассказывал позже писатель. - Два дня ждал смерти... А потом пришли и выпустили...» . До 19 сентября 1922 года Шолохов находился под стражей.

Отец дал за него крупный денежный залог и взял на поруки до суда домой. На суд родители привезли новую метрику, и его освободили как несовершеннолетнего (по новой метрике возраст уменьшился на 2,5 года). Это было уже в марте 1923 года.

Судили тогда «тройки», приговоры выносили строгие. Поверить в то, что он был несовершеннолетним, было нетрудно, так как Михаил был маленького роста и выглядел мальчишкой. Расстрел был заменён другим наказанием - трибунал принял во внимание его несовершеннолетие. Ему дали один год исправительных работ в колонии для несовершеннолетних и отправили в Болшево (под Москвой).

В Москве Шолохов пытался продолжить образование, а также пробовал свои силы в писательском труде. Однако поступить на подготовительные курсы рабфака не удалось из-за отсутствия требуемых для поступления трудового стажа и направления комсомола. По одним данным работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. По другим - работал в домоуправлении рабочего жилищно-строительного кооператива «Берите пример!», председателем которого был Л. Г. Мирумов (Мирумян).

Занимался самообразованием, принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия», посещал учебные занятия, которые вели В. Б. Шкловский, О. М. Брик, Н. Н. Асеев. Вступил в ВЛКСМ. Активную помощь в устроении повседневной московской жизни М. А. Шолохова и в продвижении в свет первых литературных произведений с его автографом оказал кадровый сотрудник ЭКУ ГПУ, большевик с дореволюционным стажем - Леон Галустович Мирумов (Мирумян), с которым М. А. Шолохов познакомился в станице Вёшенская ещё до приезда в Москву.

В сентябре 1923 года за подписью «Мих. Шолох» в комсомольской газете «Юношеская правда» («Молодой ленинец») (сейчас - «Московский комсомолец») был напечатан фельетон - «Испытание» , через месяц появился второй фельетон - «Три» , а затем и третий - «Ревизор» .

В декабре 1923 года М. А. Шолохов вернулся в Каргинскую, а затем - в станицу Букановскую, где и посватался к Лидии Громославской - одной из дочерей бывшего станичного атамана Петра Яковлевича Громославского. Но бывший атаман сказал: «Бери Марию, и я сделаю из тебя человека». 11 января 1924 года М. А. Шолохов женился на старшей дочери - Марии Петровне Громославской (1901-1992), которая работала учительницей начальной школы (в 1918 году М. П. Громославская, училась в Усть-Медведицкой гимназии, директором которой в то время состоял Ф. Д. Крюков).

Первый рассказ «Звери» (впоследствии «Продкомиссар»), отправленный М. А. Шолоховым в альманах «Молодогвардеец», не был принят редакцией. 14 декабря 1924 года в газете «Молодой ленинец» вышел рассказ «Родинка» , открывший цикл донских рассказов: «Пастух», «Илюха», «Жеребёнок», «Лазоревая степь», «Семейный человек», «Смертный враг», «Двумужняя» и др. Они были опубликованы в комсомольской периодике, а затем составили три сборника, вышедшие один за другим: «Донские рассказы» , «Лазоревая степь» (оба - 1926) и «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927).

После возвращения в Каргинскую в семье родилась старшая дочь Светлана (1926, ст. Каргинская), затем сыновья Александр (1930-1990, Ростов-на-Дону), Михаил (1935, Москва), дочь Мария (1938, Вёшенская).

В 1958 году Нобелевской премии по литературе был удостоен . В официальных советских кругах присуждение премии Пастернаку было воспринято негативно и вылилось в травлю писателя, под угрозой лишения гражданства и высылки из СССР Пастернак вынужден был отказаться от Нобелевской премии.

В 1964 году французский писатель и философ Жан-Поль Сартр отказался от Нобелевской премии по литературе. В своём заявлении кроме личных причин отказа от премии он также указал, что Нобелевская премия стала «западной высшей культурной инстанцией» и выразил сожаление, что премия не была присуждена Шолохову и что «единственным советским произведением, получившим премию, была книга, изданная за границей и запрещенная в родной стране». Отказ от премии и заявление Сартра предопределили выбор Нобелевского комитета в следующем году.

В 1965 году Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

Шолохов - единственный советский писатель, получивший Нобелевскую премию с согласия руководства СССР. Михаил Шолохов не поклонился Густаву Адольфу VI, вручавшему премию. По одним источникам, это было сделано намеренно, со словами: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом - пожалуйста, а перед королём не буду и всё...».

Семья Михаила Шолохова:

Семья М. А. Шолохова (апрель 1941 г.). Слева направо: Мария Петровна с сыном Мишей, Александр, Светлана, Михаил Шолохов с Машей.

1923 г., декабрь. Выезд М. А. Шолохова из Москвы в станицу Каргинскую, к родителям, и вместе с ними - в Букановскую, где жила его невеста Лидия Громославская и будущая жена Мария Петровна Громославская (так как их отец Пётр Яковлевич Громославский настоял на женитьбе М. А. Шолохова на старшей дочери Марии).

1924 год, 11 января. Венчание М. А. и М. П. Шолоховых в Покровской церкви станицы Букановской. Регистрация брака в Подтёлковском ЗАГСе (станица Кумылженская).

1942 год, июнь. При бомбардировке станицы Вёшенской во дворе дома М. А. Шолохова погибла мать писателя.

Библиография Михаила Шолохова:

«Родинка» (рассказ)
«Донские рассказы»
«Тихий Дон»
«Поднятая целина»
«Они сражались за Родину»
«Судьба человека»
«Наука ненависти»
«Слово о Родине»

Проблема авторства текстов, опубликованных под именем Шолохова, поднималась ещё в 1920-е годы, когда был впервые издан «Тихий Дон». Основной причиной сомнений оппонентов в авторстве Шолохова (как тогда, так и в более позднее время) стал необычайно молодой возраст автора, создавшего, причём в весьма сжатые сроки, столь грандиозное произведение, и особенно обстоятельства его биографии: роман демонстрирует хорошее знакомство с жизнью донского казачества, знание многих местностей на Дону, событий Первой мировой и Гражданской войны, происходивших, когда Шолохов был ребёнком и подростком. На этот аргумент исследователи отвечают, что роман был написан Шолоховым не в 20 лет, а писался на протяжении почти пятнадцати лет.

Автор много времени проводил в архивах, часто общался с людьми, позже ставшими прототипами героев романа. По некоторым данным, прототипом Григория Мелехова был сослуживец отца Шолохова Харлампий Ермаков, один из тех, кто стоял во главе вёшенского восстания; он много времени проводил с будущим писателем, рассказывая о себе и о том, что повидал.

Другой аргумент оппонентов - низкий, по мнениям некоторых критиков, художественный уровень шолоховских «Донских рассказов», предшествовавших роману.

В 1929 году по указанию была сформирована комиссия под руководством М. И. Ульяновой, расследовавшая данный вопрос и подтвердившая авторство М. А. Шолохова на основе предоставленных им рукописей романа. В дальнейшем рукопись затерялась и была обнаружена только в 1999 году.

Основным аргументом сторонников единоличного авторства Шолохова до 1999 года считался черновой автограф значительной части текста «Тихого Дона» (более тысячи страниц), обнаруженный в 1987 году и хранящийся в Институте мировой литературы РАН. Сторонники авторства Шолохова всегда утверждали, что эта рукопись свидетельствует о тщательной авторской работе над романом, а неизвестная ранее история текста объясняет отмеченные их оппонентами ошибки и противоречия в романе.

Кроме того, в 1970-е годы норвежский славист и математик Гейр Хьетсо провёл компьютерный анализ бесспорных текстов Шолохова, с одной стороны, и «Тихого Дона», с другой, и пришёл к выводу об авторстве Шолохова. Весомым аргументом также было то, что действие романа происходит в родных для Шолохова местах, а многие герои книги имеют своими прототипами людей, которых Шолохов знал лично.

В 1999 году после многолетних поисков Институту мировой литературы им. А. М. Горького РАН удалось разыскать считавшиеся утерянными рукописи 1-й и 2-й книг «Тихого Дона». Проведённые три экспертизы: графологическая, текстологическая и идентификационная, удостоверили подлинность рукописи, её принадлежность своему времени и с научной обоснованностью решили проблему авторства «Тихого Дона», после чего сторонники авторства Шолохова сочли свою позицию безусловно доказанной.

В 2006 году было выпущено факсимильное издание рукописи, дающее возможность каждому убедиться в подлинном авторстве романа. Тем не менее ряд сторонников версии о плагиате на основании собственного анализа текстов остались при своём мнении. Оно сводится к тому что, Шолоховым, по всей видимости, была найдена рукопись неизвестного белого казака и переработана, так как оригинал не прошёл бы большевистскую цензуру и, возможно, рукопись была ещё «сырая». Таким образом, Шолоховым была создана своя рукопись, но на чужом материале.

Однако данная позиция, основанная на сегодняшний день только на предположениях, убедительно опровергается проведенными экспертизами: «переписанный» и авторский тексты принципиально различны (в авторском видна работа над рукописью, над художественными образами; «переписанный» текст или даже «переложенный» в значительной степени теряет какие-либо признаки авторской работы, в нём заметны, зачастую визуально, явный схематизм и непрерывность изложения, отсутствие авторских правок, а с другой стороны - смысловая и художественная неравномерность, разнокачественность отдельных частей текста). На основании экспертизы, таким образом, можно с достаточной уверенностью сказать, является ли текст оригинальным, художественно цельным и приобретшим самостоятельную ценность, или он стал компиляцией фрагментов и образов другого произведения.



Рассказать друзьям