Составьте сценарный план по рассказу судьба человека. Сочинение с планом по рассказу Шолохова «Судьба человека

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Судьба человека» подробный план рассказа Шолохова составить Вы можете используя поганые варианты:

«Судьба человека» план

1. Трагическая судьба человека, опаленного войной

I. Случайная встреча у реки.

«Глаза, словно присыпанные пеплом»

II. Жизнь, изломанная войной.

1. Крушение мирной жизни, надежд.

2. Тяжелое расставание с родными.

3. Родной город не оккупирован врагами, но бомбежка дома и гибель жены и дочерей.

4. Герой воюет не на переднем крае, но два ранения и плен.

5. Тяготы и унижения фашистского плена.

6. Радость от ожидания встречи с сыном и крушение последней надежды на счастье.

7. Невозможность вернуться в родной Воронеж. «Мертвые, потухшие глаза»

8. Встреча с мальчиком, чье детство отобрано войной.

III. «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!» - попытка вернуться к жизни во имя счастья нового сына.

«Судьба человека» Шолохов план

I. Случайный собеседник у реки - один из тех, кому довелось пережить все тяготы войны. Неизбывное горе, навечно застывшее в глазах.

1. Уход на войну в первые дни.

2. Письма без жалоб. («Если ты мужчина, взвали себе на плечи…»)

3. «Как я могу не проскочить, если там ребята без снарядов сидят?»

4. Презрение к врагу - портянки в придачу к сапогам.

5. Помощь товарищей в колонне.

6. Врач, помогающий раненым в плену.

7. Первый убитый своими руками, чтобы не стал возможным предателем.

8. Разговор с комендантом концлагеря, вызвавшем уважение врага.

9. «Делить поровну!»

10. Известие о гибели семьи, смерть последнего сына - и желание помочь обездоленному войной мальчонке, взять его в сыновья.

ІІІ. «…Этот русский человек. выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

«Судьба человека» план

1.Встреча на переправе.
2.Новые знакомые.
3.Исповедь Соколова.
а)Воспоминания о мирной жизни:
б) Война. прощание с семьй.
в) На передовой. г. Плен. д. Существование в концлагере.
е)Диалог с начальником лагеря.
ж) Побег.
з) Возвращение к мирной жизни.
и) одиночество к.Встреча с Ванюшкой.
4. Прощание с случайными знакомыми

Анализ произведения

Главным героем рассказа является шофер Андрей Соколов. Это обыкновенный рядовой солдат Советской армии, переживший страшную трагедию во время Великой Отечественной войны, по­теряв самых близких людей.

В произведении изображена суровая правда жизни со всеми ее трудностями и горестями, тяжелая борьба за идеалы челове­чества.

Соколов – трагическая фигура. Он – представитель народа, яркий носитель именно тех черт, которые свойственны характе­ру всего народа, его самобытной индивидуальности.

Главной из этих черт можно назвать любовь и привязанность к родной стране. Он постоянно вспоминает о Родине, проявляет милосердие и величие души. Он пошел на войну для того, чтобы защищать родные места.

Еще одним важным качеством героя является его скромность, проявляющаяся уже в явном нежелании, с которым он начинает рассказывать о своей трагической жизни.

Кроме того, уместно говорить о героизме Андрея Соколова, вспомнив о его поведении в плену.

Таким образом, все перечисленные факты указывают на жиз­ненную силу героев, их народный

характер. В данном произведе­нии автор продолжает и развивает в русской литературе тради­ции Пушкина, Гоголя, Толстого, Лескова и других писателей, раскрывающих характер простого русского человека, являюще­гося средоточием силы и жизненной стойкости народа.

2. Его рассказ о своей жизни:

а) семейная жизнь, уход на фронт;

в) убийство предателя;

г) концлагерь, угощение коменданта;

д) побег из плена;

е) известие о гибели семьи;

ж) смерть сына;

з) переезд в Урюпинск, усыновление мальчика-сироты;

и) дорога в Кашарский район.

Глоссарий:

  • план рассказа судьба человека
  • план судьба человека
  • шолохов судьба человека анализ
  • судьба человека план
  • судьба человека план рассказа

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. С произведением Михаила Александровича “Судьба человека” я познакомилась в 9 классе на уроке литературе. Мне это произведение показалось очень интересным, можно даже сказать, что оно...
  2. Пересказ. Боец, звали которого Андрей Соколов, принял рассказ­чика за такого же шофера, каким и сам являлся, и захотел излить перед незнакомцем душу. Рассказчик познакомил­ся с...
  3. Как вы понимаете слово “судьба”? Прихо­дилось ли вам задумываться о судьбе какого-то человека, о судьбе целого народа, о собственной судьбе? Словари толкуют судьбу в разных...

План

1. История написания произведения
2. Сюжет произведения
а) Несчастья и невзгоды
б) Рухнувшие надежды
в) Светлая полоса
3. Малыш Ванюшка
а) Надежды на будущее
б) Скупая мужская слеза

«Судьба человека» — проницательный и безумно трогательный рассказ, авторства Михаила Шолохова. Сюжет данного произведения был описан по собственным воспоминаниям. Автор в 1946 будучи на охоте встретил мужчину, что рассказал ему эту историю. Шолохов решил написать об этом рассказ.

Автор рассказывает нам не только лишь историю одного конкретного человека, он также показывает нам, что принесла народу Вторая Мировая Война, что пришлось людям пережить. Вера в силу русского духа сопровождает все произведение.

Неизвестный человек откровенно исповедуется автору, незнакомцу. Он поделился, высказал все то, что так долго таил в душе. Андрею Соколову пришлось очень нелегко. Его призывают на фронт, забирают в плен, где мучают чуть ли не до смерти и обращаются как с собаками. Где охранник бил каждого второго только из-за скуки. Однажды его чуть не убили из-за предательства «товарища», который донес немцам крик души Андрея: «Им по четыре кубометра для выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит!»

После плена его отправили к немцу майору-инженеру. Когда тот был пьяный, Соколов оглушил его, и поехал к своим. Его определили в госпиталь, подлечили и отправили повидать семью. Но вот еще одно горе, Соколов получил письмо с известием о том, что еще в 1942 к нему в дом прилетела бомба. И ладно, если бы не тот факт, что жена с дочерьми на тот момент были в доме. Бедный Андрей смотрел на яму, где когда-то стояла его хата, где осталась счастливая семейная жизнь. И вот, осталась только яма, и надежда на сына, ведь он еще жив и ушел на фронт. Надежда поселилась в сердце Соколова, и погасла с известием о смерти сына. Последний огонек, оставшаяся капелька счастья исчезла на похоронах.

Что же ему теперь делать? Все, чем он дорожил потеряно, исчезло безвозвратно. Все что у него осталось — воспоминания, счастливые и горькие, и бесконечный путь. Доля свела его с таким же одиноким и несчастным маленьким мальчиком, который из-за тягот войны остался сиротой. И они оба обрели свое счастье: Соколов обрел новую семью, а Ванюшка — отца. В их жизни началась новая — светлая полоса.

Это трогательное произведение вызывает у читателя чувство жалости и сочувствия. Эпизод с Ванюшкой точно его радует и умиляет. Как малец вцепился в отца и не хотел отпускать, как счастливо, но в то же время со слезами на глазах, он кричал, от того что нашел отца. Как посапывал у отца под мышкой: «Проснусь, а он у меня под мышкой приютится, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь!»

Автор надеется что Соколов сможет вырастить такого же сильного, крепкого, мужественного сына: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина»

Характеристика главных героев

Андрей Соколов – сильный духом, мужественный человек. Невозможно даже представить какие муки он сумел вынести. Сам он не понимает за какие заслуги жизнь его так наградила: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так казнила?». Возможно, ему даже стало легче, когда он поделился своей историей.
Соколову было предназначено пережить очень много: войну, голод, плен, смерть родных. Но Андрей смог выдержать абсолютно все: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».
Даже немцы проявили уважение твердости его характера, и даже оставили ему жизнь. А хлеб с салом – награду за гордость, он разделил со всеми своими товарищами.
Когда Соколову случилось увидеть маленького Ванюшку, безумно похожего на него: бездомную, бедную сиротку, он, конечно же, приютил малыша: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети.» Ведь это повествует о том, что из его сердца ни чуть не пропали человечность и любовь.
На внешности этого человека автор особо не заострял внимания: «Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным басом: «Здорово, браток!»».

Андрей Соколов - тот самый из многих солдат, что честно боролись за Родину, не жалея себя, свою жизнь. Это – пример мужественного и сильного, русского солдата.

Ванюшка – маленький, одинокий, бездомный, бедный мальчик, возрастом где-то пять – шесть лет. По словам мальчика, его мама умерла под бомбой в поезде, а папа е вернулся с фронта. Бедняжка носил порванную, грязную одежду и кушал что найдёт. Он очень обрадовался встрече с Соколовым: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдёшь!. У отца долго не получалось снять мальчика с шеи, он больше не хотел терять отца.

Две сиротки встретились, и теперь они вдвоём – одна семья. И они смогут все выстоять вместе.

Мини-сочинение

«Судьба человека» Михаила Шолохова – трогательное, проницательное произведение, повествующее о тяжкой доле военного шофёра Андрея Соколова. Образ Соколова – пример мужества, выдержки, упорства, настойчивости и силы воли. Андрей тяжело, с болью в сердце вспоминал пережитые несчастья и утраты. Некоторые моменты он просто не мог перенести, но продолжал воспроизводить все это в памяти. Все события из рассказа Соколова происходили во времена Второй Мировой Войны. И сколько же несчастий сразу выпало на его судьбу. Война кардинально изменила его мир. Счастливый в браке, отец троих замечательных детей мигом превратился в сироту, вдовца, пленника. Как он с горечью вспоминал расставание с женой и детьми, как оттолкнул Ирину, как корит себя за это. Может в этом и была задача автора: показать, что пережить можно все.

Бедный шофёр переживает несчастья одно за другим. Сколько раз он смотрел смерти прямо в глаза и отворачивался. Сначала плен. Соколов работал еле держась на ногах, ему пришлось убить человека – предателя. Он вспоминал то, как по вине «товарища» его снова чуть не лишили жизни. Как он всем доказал на что способен русский солдат. Как получал еду наравне с собакой, как смог сбежать, прихватив с собой немца. Как получил известие о смерти жены с дочерьми, как смотрел на яму, на месте которой когда-то стоял его дом. Как узнал что сын ещё жив, и как хоронил его. Как в его сердце вселялась надежда, и гасла, снова и снова…

Сколько страданий перенес этот мужественный сильный человек, и ничто не смогло его сломить. Он все же обрел свое счастье, взял приемного сына, и зажил с ним по-новому. Соколов, конечно, не смог вернуть былые времена, жену, детей. Но он осчастливил маленького Ванюшку, став его отцом, а сам получил душевное спокойствие. Этот человек мужественно преодолел все преграды. Что, как не это закаляет силу духа. Именно поэтому Андрей Соколов — мужественный, стойкий и сильный человек, какие бы препятствия не встретились на его пути.

    • Книги, написанные после войны, дополняли ту правду, которая была сказана и в годы войны, но новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили развитие две ведущие концепции: концепция исторической правды и концепция человека. Принципиально важную роль в становлении новой волны сыграл рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956). Значительность рассказа определяется уже через само жанровое определение: «рассказ-трагедия», «рассказ-эпопея», […]
    • Военная жизнь в сороковые годы прошлого века изменила судьбы многих людей. Некоторым из них так и не удалось дождаться с фронта родных и близких; некоторые не отчаивались и находили себе людей, их заменяющих; а некоторые продолжали жить дальше. Как важно сохранить человеческое лицо после всех тяжких испытаний и стать не человеко-убийцей, а человеко-спасителем! Таким и был главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов. До начала войны Соколов был неплохим человеком. Трудился, был примерным […]
    • Творчество Михаила Шолохова кровно связано с судьбой нашего народа. Сам Шолохов оценивал свой рассказ “Судьба человека” как шаг на пути к созданию книги о войне. Андрей Соколов - типичный представитель народа по жизненному поведению и характеру. Он проходит вместе со своей страной гражданскую войну, разруху, индустриализацию и новую войну. Андрей Соколов “тысяча девятисотого года рождения”. В своем рассказе Шолохов делает акцент на корни массового героизма, уходящие в национальные традиции. Соколов имеет […]
    • ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» Шолохова – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий. В нем, не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. Возможно, Шолохову было предначертано судьбой стать […]
    • Образы женщин-казачек стали художественным открытием Шолохова в русской литературе. В «Тихом Доне» женские образы представлены широко и ярко. Это Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко, Ильинична. У всех у них вековечная бабья доля: страдать, ждать мужчин с войны. Сколько молодых, сильных, работящих и здоровых казаков забрала Первая мировая война! Шолохов пишет: «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших […]
    • Роман-эпопея «Тихий Дон» Михаила Шолохова является одним из самых выдающихся произведений русской и мировой литературы первой половины ХХ века. Не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы […]
    • История России за 10 лет или творчество Шолохова через кристалл романа "Тихий Дон" Описывая жизнь казаков в романе «Тихий Дон», М. А. Шолохов оказался ещё и талантливым историком. Годы великих событий в России, с 1912 года мая месяца по март 1922 года, писатель воссоздал подробно, правдиво и очень художественно. История в этот период создавалась, изменялась и была детализирована через судьбы не только Григория Мелехова, но и множества других лиц. Они приходились ему близкими родными и дальними родственниками, […]
    • История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление. В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, […]
    • Эпиграф: "В гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан) Роман-эпопея "Тихий дон" был написан одним из величайших писателей ХХ столетия - Михаилом Шолоховым. Работа над произведением шла почти 15 лет. Получившийся в итоге шедевр был удостоен Нобелевской премии. Выдающейся работа писателя считается потому, что Шолохов сам был участником военных действий, потому гражданская война для него, прежде всего трагедия поколения и всей страны. В романе мир всех жителей Российской Империи расколот надвое […]
    • Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон». В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой […]
    • "Тихий Дон", посвященному судьбам русского казачества в один из самых трагических периодов русской истории; У Шолохова стремление не только дать объективную картину исторических событий, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных крупных личностей, но от общего духа народных масс, "сущности характера русского народа"; широкий охват действительности. Кроме того, это произведение об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на […]
    • Изображению жизни донского казачества в самое бурное историческое время 10-20-х годов XX века посвящён роман М. Шолохова «Тихий Дон». Главными жизненными ценностями этого сословия всегда были семья, нравственность, земля. Но политические перемены, происходящие в то время в России, пытаются сломать жизненные устои казаков, когда брат убивает брата, когда нарушаются многие нравственные заповеди. С первых страниц произведения читатель знакомится с укладом жизни казаков, семейными традициями. В центре романа – […]
    • Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель 1918 года. Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. […]
    • 1. Сочинение-рассуждение План 1. Об авторе 2. Особенности рассказа "О любви" а) Как раскрывается тема любви в этом произведении? 3. Отношения между персонажами а) О чем говорят поступки героев? 4. Правильное ли решение принял Алехин? 5. Итог А. П. Чехов всегда поднимал в своих произведениях тему чувств обычного человека, не обладающего огромным состоянием или высоким положением в обществе. Тем самым он добивался правильного результата - практически все, что он написал, пропитано атмосферой обычного […]
    • План 1. Введение 2. «Контрреволюция одна...» (нелегкая судьба повести Булгакова) 3. «Это еще не значит быть человеком» (преобразование Шарикова в «нового» пролетария) 4. В чем опасность шариковщины? В критике часто называют социальные явления или типы по произведениям, изобразившим их. Так появилась «маниловщина», «обломовщина», «беликовщина» и «шариковщина». Последнее взято из произведения М. Булгакова «Собачье сердце», которое послужило источником афоризмов и цитат и остается одним из самых известных […]
    • Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все наши уроки, на которых мы рассуждали о проблеме «отцов и детей». Проблема эта многоплановая. 1. Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети - это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и […]
    • Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
    • Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ. Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме - барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о […]
    • Сочинение-рассуждение План: 1. Вступление 2. Основная часть а) тема любви в произведении б) вопрос о человеческом счастье в) проблема поведения людей в тяжелых жизненных ситуациях 3. Заключение Рассказ Александра Куприна «Куст сирени» был написан в 1984 году, и относится к раннему творчеству автора. Но в нем раскрывается мастерство писателя, его умение тонко передавать психологическое состояние героев. Небольшое по объему произведение несет в себе глубокое содержание, поднимает немало важных и […]
    • В жизни люди часто говорят не то, что думают. В теории литературы этот неявный, потаённый смысл, который не совпадает с прямым значением фразы, называется «подтекстом». В прозаических произведениях передать этот смысловой эффект довольно легко с помощью всезнающего автора-рассказчика. Например, в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (гл.2, VI) бойкая мамаша Марья Алексеевна Розальская обращается к своей дочери Вере: «Друг мой, Верочка, что ты такой букой сидишь? Ты теперь с Дмитрием Сергеевичем (домашним […]
  • Великая Отечественная война даже спустя много десятилетий остается величайшим ударом для всего мира. Какая же это трагедия для сражающегося советского народа, потерявшего больше всего людей в этом кровавом поединке! Жизни многих (и военных, и штатских) оказались сломаны. Рассказ Шолохова «Судьба человека» правдиво живописует эти страдания, не отдельного человека, а всего народа, вставшего на защиту своей Родины.

    Рассказ «Судьба человека» основан на реальных событиях: М.А. Шолохов встретил мужчину, рассказавшего ему свою трагическую биографию. Эта история была практически готовым сюжетом, но не сразу превратилась в литературное произведение. Писатель вынашивал свою идею 10 лет, но изложил ее на бумаге всего за несколько дней. И посвятил Е. Левицкой, которая помогла ему напечатать главный роман его жизни «Тихий Дон».

    Рассказ вышел в газете «Правда» накануне нового, 1957 года. А вскоре был прочитан на Всесоюзном радио, услышан всей страной. Слушатели и читатели были потрясены силой и правдивостью этого произведения, оно завоевало заслуженную популярность. В литературном отношении эта книга открыла для писателей новый способ раскрывать тему войны – через судьбу маленького человека.

    Суть рассказа

    Автор случайно встречается с главным героем Андреем Соколовым и его сыном Ванюшкой. В ходе вынужденной задержки на переправе мужчины разговорились, и случайный знакомый поведал писателю свою историю. Вот, о чем он рассказал ему.

    До войны Андрей жил как все: жена, дети, хозяйство, работа. Но тут грянул гром, и герой ушел на фронт, где служил водителем. В один роковой день машина Соколова попала под обстрел, его контузило. Так он попал в плен.

    Группу пленных привели в церковь на ночевку, в эту ночь произошло много происшествий: расстрел верующего, который не смог осквернить церковь (не выпускали даже «до ветру»), а с ним и несколько случайно попавших под автоматную очередь людей, помощь врача Соколову и другим раненым. Также главному герою пришлось задушить другого пленного, так как тот оказался предателем и собирался выдать комиссара. Еще во время очередного перегона в концлагерь Андрей пытался бежать, но был пойман собаками, которые лишили его последней одежды и всего искусали, что «кожа с мясом полетели клочьями».

    Потом концлагерь: нечеловеческая работа, почти голодное существование, побои, унижения – вот что пришлось пережить Соколову. «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит!» — неосмотрительно произнес Андрей. И за такое предстал перед лагерфюрером Мюллером. Главного героя хотели пристрелить, но он переборол страх, храбро выпил три стопки шнапса за свою погибель, за что заслужил уважение, буханку хлеба и кусок сала.

    Ближе к концу военных действий Соколова назначили шофером. И, наконец, появилась возможность для побега, да еще вместе с инженером, которого герой возил. Не успела утихнуть радость от спасения, подоспело горе: он узнал о гибели семьи (в дом попал снаряд), а ведь все это время жил лишь надеждой на встречу. В живых остался один сын. Анатолий тоже защищал Родину, с Соколовым одновременно подошли они к Берлину с разных сторон. Но прямо в день победы убили последнюю надежду. Остался Андрей совсем один.

    Тематика

    Главная тема рассказа – человек на войне. Эти трагические события – индикатор личностных качеств: в экстремальных ситуациях раскрываются те черты характера, которые обычно скрыты, понятно, кто есть кто на самом деле. Андрей Соколов до войны ничем не отличался особенно, был как все. Но в бою, пережив плен, постоянную опасность для жизни, он показал себя. Раскрылись его поистине героические качества: патриотизм, смелость, стойкость, воля. С другой стороны, такой же пленный, как Соколов, вероятно, также ничем не отличающийся в обычной мирной жизни, собирался предать своего комиссара, чтобы выслужиться перед врагом. Так, в произведении находит свое отражение и тема нравственного выбора.

    Также М.А. Шолохов касается темы силы воли. Война отняла у главного героя не только здоровье и силы, но и всю семью. У него нет дома, как же продолжать жить, что делать дальше, как найти смысл? Этот вопрос интересовал сотни тысяч людей, переживших похожие потери. И для Соколова новым смыслом стала забота о мальчике Ванюшке, который также остался без дома и семьи. И ради него, ради будущего своей страны нужно жить дальше. Вот и раскрытие темы поиска смысла жизни – его настоящий человек находит в любви и надежде на будущее.

    Проблематика

    1. Проблема выбора занимает важное место в рассказе. Каждый человек стоит перед выбором каждый день. Но не всем приходится выбирать под страхом смерти, зная, что от этого решения зависит твоя судьба. Так, Андрею приходилось решать: предать или остаться верным присяге, согнуться под ударами врага или бороться. Соколов смог остаться достойным человеком и гражданином, потому что определял свои приоритеты, руководствуясь честью и моралью, а не инстинктом самосохранения, страхом или подлостью.
    2. Во всей судьбе героя, в его жизненных испытаниях, отражается проблема беззащитности простого человека перед лицом войны. От него мало что зависит, на него наваливаются обстоятельства, из которых он пытается выйти хотя бы живым. И если себя Андрей смог спасти, то свою семью — нет. И он чувствует себя виноватым за это, хотя это и не так.
    3. Проблема трусости реализуется в произведении посредством второстепенных героев. Образ предателя, который ради сиюминутной выгоды готов пожертвовать жизнью однополчанина, становится противовесом образу отважного и сильного духом Соколова. И такие люди были на войне, говорит автор, но их было меньше, только поэтому мы одержали победу.
    4. Трагедия войны. Многочисленные потери понесли не только солдатские части, но и мирные жители, которые никак не могли защитить себя.
    5. Характеристика главных героев

      1. Андрей Соколов – обычный человек, один из многих, которым пришлось оставить мирное существование ради того, чтобы отстоять Родину. Простой и счастливый быт он меняет на опасности войны, даже не представляя, как можно остаться в стороне. В экстремальных обстоятельствах он сохраняет душевное благородство, проявляет силу воли и стойкость. Под ударами судьбы он сумел не сломаться. И найти новый смысл жизни, что выдает в нем доброту и отзывчивость, ведь он приютил сироту.
      2. Ванюшка – одинокий мальчик, которому приходится ночевать, где придется. Мать его убили при эвакуации, отца на фронте. Оборванным, пыльным, в арбузном соке – таким он предстал перед Соколовым. И Андрей не мог оставить ребенка, представился его отцом, дав шанс на дальнейшую нормальную жизнь и себе, и ему.

      В чем смыл произведения?

      Одна из главных идей рассказа – необходимость учесть уроки войны. На примере Андрея Соколова показано не то, что может сделать война с человеком, а что может сотворить со всем человечеством. Замученные концлагерем пленные, осиротевшие дети, разрушенные семьи, выжженные поля – это не должно повторяться никогда, поэтому и не должно забываться.

      Не менее важна идея того, что в любой, даже самой страшной ситуации, надо оставаться человеком, не уподобляться животному, которое от страха действует только на основании инстинктов. Выжить – главное для любого, но если это дается ценой предательства себя, своих товарищей, Родины, то спасшийся солдат — уже не человек, он не достоин этого звания. Соколов не предал своих идеалов, не сломался, хотя прошел через то, что современному читателю даже представить сложно.

      Жанр

      Рассказ – короткий литературный жанр, раскрывающий одну сюжетную линию и несколько образов героев. «Судьба человека» относится именно к нему.

      Однако если присмотреться к композиции произведения, то можно уточнить общее определение, ведь это – рассказ в рассказе. Вначале повествует автор, который волею судьбы встретился и разговорился со своим персонажем. Андрей Соколов сам описывает свою трудную жизнь, повествование от первого лица позволяет читателям лучше проникнуться чувствами героя и понять его. Авторские ремарки вводятся, чтобы характеризовать героя со стороны («глаза, словно присыпанные пеплом», «ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах… только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы») и показать, как глубоко страдает этот сильный человек.

      Какие ценности пропагандирует Шолохов?

      Главная ценность для автора (и для читателей) – мир. Мир между государствами, мир в обществе, мир в душе человека. Война разрушила счастливое течение жизни Андрея Соколова, как и множества людей. Эхо войны до сих пор не утихает, поэтому уроки ее нельзя забывать (хотя часто в последнее время это событие переоценивается в политических целях, далеких от идеалов гуманизма).

      Также писатель не забывает о вечных ценностях личности: благородстве, смелости, воле, желании прийти на помощь. Время рыцарей, дворянского достоинства давно прошло, однако истинное благородство не зависит от происхождения, оно в душе, выражается в ее способности к милосердию и сопереживанию, даже если окружающий мир рушится. Этот рассказ – отличный урок мужества и нравственности для современных читателей.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Конспект урока в 9р1 классе 21.04.2016г.

    Учитель: Попова О.В.

    Тема: Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека»

    Место занятия в учебном процессе:

    Данная тема изучается в комплексе с произведениями, посвященными Великой Отечественной войне. Это первый урок по произведениям, посвященным Великой Отечественной войне. Домашним заданием к уроку было прочитать рассказ «Судьба человека».

    Цель занятия: Образовательная: помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова – психолога в раскрытии характера Андрея Соколова, который сумел преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой; проанализировать яркие отдельные эпизоды из жизни главного героя

    Развивающая: Развить устную и письменную речь, обогатить их словарную лексику новыми славами; научить углубленно понимать и сопереживать событиям рассказа; развить мышление и память, расширить кругозор

    Воспитательная: Через содержания рассказа выстроить шкалу общечеловеческих ценностей, таких как: счастье, долг, достоинство и гордость; привить детям почет и уважение ветеранам, отстоявшим свободу родной страны

    Тип урока: анализ художественного произведения

    Метод: Частично – поисковый, мозговой штурм

    Форма: Групповая

    Объем и содержание изучаемого материала:

    Объем текста небольшой, рассказ, возможен подробный анализ на уроке.

    Используемые методы обучения:

    Слово учителя;

    Беседа с учениками;

    Словесное рисование;

    Использование презентации, музыки, фрагмента из худ.фильма.

    Ожидаемые результаты: ученики должны справиться с анализом текста рассказа, и 1)написать сочинение на тему «В чём сила русского характера», на примере рассказа М. Шолохова «Судьба человека» 2)определить авторскую позицию по 5 проблемам и подобрать аргументы из прочитанных произведений.

    Ход урока:

    Посеешь привычку - пожнёшь характер,

    Посеешь характер - пожнёшь судьбу.

    Михаил Шолохов.

    Мы можем использовать как эпиграф к нашему уроку.

    В эпиграфе встречается слово “характер”, как вы понимаете слово “характер”?

    Словарная работа:

    Характер - совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка ) .

    - Какие положительные черты характера мы можем назвать?

    (Записываем слова: стойкость, великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить, патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность .)

    Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали?

    Анализируем текст, поступки Андрея Соколова, тем, выявляя черты его характера.

    3. Анализ текста

    (Пересказ эпизода с условным названием «Мирная жизнь» - от слов: “Поначалу жизнь моя была обыкновенная...” до слов: “Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты”.)

    Андрей Соколов, помыкавшись по белу свету, осел в Воронеже, нашёл девушку “по душе”. (“Хорошая попалась мне девка! Смирная, весёлая, угодливая и умница, не мне чета... И не было для меня красивей и желанней её, не было на свете и не будет!” – так рассказывает о своей жене Соколов). Зажили Андрей и Ирина счастливо, радуя друг друга. Их любовь подарила им детей, которые, в свою очередь, радовали своих родителей. А “старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в газете писали”. Скопили они деньжонок и поставили себе домишко, недалеко от авиазавода. «Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты – стало быть всё в порядке».

    В чём же видит Андрей Соколов счастье?

    Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: “Чего ещё больше надо?” В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.

    Подчёркиваем те черты характера Андрея, которые помогли ему в мирной жизни.

    Хочется закончить рассказ словами: “И жить ему без бед до старости”.

    - Что же так изменяет установившийся порядок в семье?

    В мир, построенный бережно и любовно, врывается война.

    Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.

    - Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни?

    Он прошёл через многие испытания, и то, что казалось обыкновенным, стало очень дорогим. Прочитаем эпизод прощания героя с семьёй перед отправкой на фронт.

    (Комментированное чтение эпизода с условным названием «Сцена прощания» - от слов: “Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери - Настенька и Олюшка” до слов: “Такой она и в памяти мне на всю жизнь осталась: руки, прижатые к груди, белые губы и широкие раскрытые глаза, полные слёз”.)

    - Каким чувством наполнены воспоминания Андрея об этом прощании?

    Да, его воспоминания полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене. “Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи...” А оттолкнул за то, что вела себя не как другие женщины, за слова её: “Родненький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше... на этом... свете...” Возможно, что-то предчувствовала...

    Какие сравнения мы встречаем в этом отрывке?

    “моя прижалась ко мне, как лист к ветке”,

    “сама вся вперёд клонится, будто хочет шагнуть против сильного ветра”.

    Это стремление уберечь мужа, защитить его от малейшей опасности, помочь в трудную минуту, подарить ему нежность и ласку.

    Да, сильный ветер обрушился на страну. И ушла мирная жизнь...

    И, может, не жену оттолкнул Андрей от себя, а её пророческие слова, не желая в них верить, надеясь на скорое возвращение.

    - Как сложилась военная судьба Андрея Соколова? Недолго пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лозовеньками. Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли его, а взяли в плен. И здесь проявил характер Соколов. “Видишь, какое дело, браток, ещё с первого дня задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка”.

    Исторический комментарий

    К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

    Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

    Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около 4 миллионов.

    Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели.

    “Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь не людские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...”

    Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить ему трудности плена? В каких эпизодах они проявились наиболее ярко?

    Да это эпизод с условным названием «Вызов к Мюллеру»

    Почему комендант Мюллер “великодушно” подарил Андрею Соколову жизнь?

    Кто такой Мюллер?

    Мюллер - очень безжалостный человек, “правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить”. Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает.

    Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности.

    Таким людям прямо в глаза правду говорить страшно.

    Но Андрей Соколов не побоялся сказать лично Мюллеру то, что говорил в бараке.

    Несмотря на то, что полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим достоинством. Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова “настоящим русским солдатом”.

    Дороги ли нам его слова?

    Да, очень. Это признал враг , тот, кто всегда с пренебрежением относится к другим, видит лучшее только в себе.

    С героической стороны раскрывается характер Андрея Соколова.

    Мы подчёркиваем в характере героя

    стойкость, самоотверженность, храбрость .

    дописываем в наш список положительных черт характера и щедрость.

    (Придя в барак, герой рассказа поделился “дарами Мюллера” со всеми.)

    Остался ли в плену Андрей Соколов?

    Ему пришлось возить “на опель-адмирале” немца-инженера в чине генерала армии, но при первой же возможности Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве “языка”.

    Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни?

    Герой рассказа стал думать об оставленной в Воронеже семье, о счастье в родном доме - о важных человеческих ценностях.

    И что же впереди?

    (Звучит запись песни «Враги сожгли родную хату». На фоне песни показываются ) с изображением разрушенного Воронежа, других городов.)

    Найдите в тексте строки, соответствующие настрою песни.

    (Ученики читают: “В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома...” “Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс... Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!”)

    Жестоко обошлась судьба с солдатом.

    Дом - очаг, хранитель семейного счастья, уют, защита от “ветров” судьбы.

    Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.

    Лишь на миг “блеснула ему радость, как солнышко из-за тучи: нашёлся Анатолий”. Уже совсем близко была победа.

    И опять возникла надежда на возрождение семьи, появились “стариковские мечтания” о будущем сына, внучатах.

    Человек должен жить будущим.

    Но и этому не суждено было сбыться. Анатолий погиб. Вновь горе обрушилось на человека, вновь, как говорят, судьба отвернулась от него.

    Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

    Человек может ожесточиться,

    не сможет спокойно смотреть на детей, которые напоминали бы ему своих.

    В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.

    Произошло ли это с Андреем Соколовым?

    Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить.

    Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя.

    Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.

    Кто кого нашёл?

    Андрей Соколов обратил внимание на “оборвыша”.

    И описания Шолохова стали ярче, красочнее .

    Какие сравнения : “глазёнки - как звёздочки ночью после дождя!”

    Прямая оценка : “И до того полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нём...”

    “Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил:

    «Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!»”

    Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы

    подарить счастье и

    Любовь другому человеку.

    Жизнь продолжается.

    Жизнь продолжается и в самом герое.

    В этом проявляется сильный характер человека.

    К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?

    Нет, не к каждому. Малыш не отвернулся, не убежал от Соколова, признал в нём отца.

    Ванюша почувствовал человеческое участие этого человека, его доброту, любовь, тепло, понял, что у него появился защитник.

    (Подчёркиваем отмеченные черты характера Андрея Соколова .)

    От кого мы узнаём историю главного героя?

    Андрей Соколов рассказывает о своей горестной судьбе “случайному” прохожему.

    Но в нём он видит родственную душу, человека, который всё поймёт, не спросит лишнего.

    “Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька”.

    Шолохов использует композицию “рассказ в рассказе”, показывает, что автор-повествователь не просто слушатель, он переживает судьбу Андрея Соколова, становится соучастником происходящего.

    4. Подведение итогов

    В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»?

    Словарная работа

    Судьба - 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;

    2. Доля, участь;

    3. История существования кого-нибудь, или чего-нибудь;

    4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

    В каком значении слово «Судьба» употреблено в рассказе?

    В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять.

    В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа.

    (Называем те черты характера, которые мы записали и отметили у Андрея Соколова.)

    Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

    Как показал Шолохов, что бескорыстие, стойкость, выносливость присуще многим русским людям? У кого мы замечаем эти же черты характера?

    Верно, уставшие, еле идущие русские военнопленные поддерживали Андрея Соколова, чтобы тот не упал, и его не убили.

    Также запомнился врач, который под сильным дождём, в темноте, проходил и искал раненых среди пленных и бескорыстно помогал им, не думая о своей жизни.

    “Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потёмках своё великое дело делал!”

    1. Покорность обстоятельствам, трусость, подлость, лицемерие повлияли на судьбу этого человека.

    2. Он принял смерть от рук тех, чьи жизни хотел отдать врагу во имя своего спасения.

    3. Рядовой поступок врача оказывается подвигом на фоне предательства.

    Вернёмся к эпиграфу урока и к смыслу названия рассказа;

    Почему Шолохов не назвал его «Судьба Андрея Соколова»?

    Действительно, писатель тем самым подчёркивает обобщённое значение повествования.

    Домашнее задание

    1) Написать сочинение на тему

    «В чем сила русского характера» на примере рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

    Урок закончу словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова:

    “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.




    Рассказать друзьям