«Способы проведения анализа и оценки детских работ на непосредственно образовательной деятельности по рисованию. Просмотр занятий по изобразительной деятельности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Необходимо побуждать детей радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. В ПРЕДЛАГАЕМОМ МАТЕРИАЛЕ, Я СДЕЛАЛА ПОДБОРКУ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ АНАЛИЗЕ ДЕТСКИХ РАБОТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ детских работ входит в методику проведения занятия, как один из важнейших компонентов.

Анализ детских работ идет в первую очередь с позиции тех задач, которые были поставлены на занятии. При этом сохраняются требования целостного эстетического восприятия образа с последующим анализом успешности применения изобразительно-выразительных средств.

Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение.

Организация обсуждения анализа может быть различной.

Положительное эмоциональное состояние ребенка на занятии – обязательное условие для развития его творчества.

Похвала всегда радует, отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание следует очень осторожно: если всё время хвалить ребенка, у него могут сформироваться самоуверенность и зазнайство, и, наоборот, если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал, вылепил или наклеил, у него появляется неуверенность, может закрепиться прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.

Очень важно правильно организовать коллективный просмотр работ в конце занятия: приучать детей быть внимательными к творчеству товарищей, справедливо и доброжелательно оценивать их работы, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Дети испытывают удовлетворение от того, что их работа понравилась, что товарищи выразили своё одобрение, отметили её. Но положительную оценку педагог даёт по заслугам, т.е. за действительно хорошее качество, выразительность, красоту.

Конечно, при этом не следует забывать о возможностях возраста.

Воспитание у детей стремления выполнить работу лучше, сделать её красивее, чтобы доставить радость другим – задача педагога.

Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Крайне важно при этом, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к продукту деятельности, но и выявляли его достоинства и слабые стороны, помогли вскрывать причины неудач и успехов.

Даже самые маленькие дети понимают, почему «колобок» скатился с нарисованной дорожки и заблудился в лесу - дорожка получилась кривая. При таком анализе никто из детей не обижен, более того, они не только понимают, что у них не получилось, но охотно повторяют изображение, исправляя ошибки.

В результате анализа дети должны понять, как правильно лепить (рисовать) и какие они ошибки допустили.

Критические замечания, которые касаются техники, воспитатель делает доброжелательно, в рекомендательной форме.

При анализе детских работ следует использовать любую возможность для стимулирования и развития чувства сопереживания детей, удачи и неудачи друг друга. Необходимо побуждать детей радоваться не только выразительному рисунку, но и успехам его автора, вызывать стремление утешить при огорчении и оказать по возможности действенную помощь. Процесс доброжелательного внимания к работам друг друга должен быть не формальным. Поэтому к просмотру и анализу детских работ следует возвращаться после занятия.

Приемы, цель

Игровая ситуация

Рисование

  1. Петя-петушок, золотой гребешок
  2. Ку-ка-ре-ку
  3. Посмотри, какие лесенки нарисовали для тебя дети
  4. Ой, как мне нравятся такие высокие и ровные лесенки
  5. Заберусь я высоко-высоко по лесенке
  6. Высоко сижу, далеко гляжу, не идет ли Лиса, Лиса-Патрикеевна
  7. Спасибо Вам, дети

Оборудование: игрушка-Петушок

младшая группа

  1. Вот и все дети нарисовали травку
  2. Зайчик, какую травку ты хочешь попробовать? Почему? (она зеленая, сочная, густая)
  3. В какой травке зайчик захочет спрятаться? (густой и высокой)
  4. А на какой травке можно полежать и понаблюдать за птицами?

Оборудование: игрушка зайчик

младшая группа

Приемы, цель

Обыгрывание готового изобретения с использованием музыки

Лепка

  1. Ой, какие проказливые котята
  2. Этот котенок с выгнутой спиной вылепил Андрей
  3. Сидящий котёнок у Оли
  4. Котёнка, лежащего с поджатыми лапками вылепил Азат
  5. Этот котёнок с круглой головой, с прищипнутыми ушками и хвостом сделал Сережа
  6. Я включу музыку, а вы поиграйте с ними. Пусть котята порадуются

Средняя группа

Сюжетно-ролевая ситуация

2. Работы выставлены на подносе

  1. Как вы думаете, ребята, почему у Сережиного медвежонка лапа отпала?
  2. Найдите работы, где все детали скреплены хорошо
  3. Почему эти медвежата такие крепенькие? (Дети должны сами сделать вывод и, таким образом, закрепить полученные умения и знания. Можно использовать игровую ситуацию. Приезжает «скорая помощь» и увозит Сережиного медвежонка в больницу к Айболиту пришить лапу за столиком в «больнице» сидит один из детей в медицинской шапке и в очках. Он полечит медвежонка на глазах у всех детей).
  4. Все медвежата здоровы
  5. Можно выставить работы в раздевалку для родителей

Приемы, цель

Обыгрывание готового изображения с внесением легких игрушек

Аппликация

  1. Ребята, как вы думаете, в каком автобусе захочет поехать медведь?

Почему?

  1. В каком автобусе ехать опасно?

В каких автобусах покатаем медвежат?

  1. Давайте рассмотрим их: ровные, колеса стоят на дороге, есть двери, окна одинаковые по величине и приклеены ровно.
  2. Берите медвежат и покатайте их

Оборудование: игрушки – медведь, медвежата

младшая, средняя группа

  1. Петрушка не хочет садиться в эту лодку. Почему? (кривой парус)
  2. Ремонтируй лодку и приглашай Петрушку в свою лодку.
  3. А что случилось с этим парусом? (наклонился, сейчас опрокинет лодку, тоже нужен ремонт)
  4. Петрушка, почему ты не хочешь садиться в эту лодку? Молчит
  5. Ребята, почему? Как вы думаете? (нос у прямоугольника срезан мало, лодка воду разрезать не будет, и будет стоять на месте)
  6. Петрушка, выбирай себе лодки
  7. Возьму себе прочные и быстрые лодки.

Оборудование: игрушка – Петрушка

Средняя, старшая группа

3 . Грибы для белочки можно оставить на полянке

  1. А вот и белочка
  2. Спрячу в дупло самые здоровые, на крепкой ножке, с круглой шляпкой
  3. А этим грибам нужно подрасти
  4. Этот грибок похож на мухомора не буду прятать его в дупло – он не съедобный.

А у этих грибов почему-то не выросли шляпки

  1. Эти грибы нанижу на ветки и засушу
  2. А эти грибы возьму
  3. Дети, почему эти грибы не хочет брать белочка?

Оборудование: белочка

старшая, подготовительная группа

Приемы, цель

Обыгрывание готового изображения

  1. В твоем парке только березки растут?
  2. Давайте посмотрим на птиц
  3. Чем заняты воробьи

Найдите самого озорного

  1. Найдите, который обижен и сидит нахохлившись.
  2. Почему этот не может взлететь?

старшая, подготовительная группа

2. Клоуну дети рисовали цирковых собачек.

  1. Что умеет делать твоя собачка?
  2. Мне нужны умные и ловкие собачки

Вы таких нарисовали?

  1. Теперь подарите мне самых быстрых
  2. А эти собачки смешные, они тоже мне нужны на арене цирка

Оборудование: клоун

подготовительная группа

Обыгрывание незаконченного

1. Увидев нарисованную девочку в длинной шубке, спрашивает её

  1. Ты не замерзла без шапки? Тем самым неназойливо подсказывает малоинициативному ребенку и дает возможность развития замысла и выполнение более выразительного рисунка
  2. Если девочка пойдет в лес, она не замерзнет без рукавичек?

старшая, подготовительная группа

2. Разглядывая цыпленка, которого лепит ребенок, воспитатель жестом изображает, как сыплются зернышки, приговаривая при этом: «Цып-цып-цып» и удивляется, почему цыпленок не клюёт. Наконец, вместе с ребенком догадывается: трудно клевать-клюв тупой. Вместе думают, что же надо сделать.

Только успели исправить ошибку, как цыпленок начал весело клевать, даже нечайно клюнул воспитателя в палец.

Детей смешит эта ситуация и конечно, никто из детей не забудет применить правильный прием лепки.

средняя, старшая группа

Приемы, цель

Прием с ролевым поведением детей и взрослых

1. Дети подготовительной группы нарисовали украшенные узором силуэты блузок, юбок, платьев, а потом организовали их «продажу» в магазине «Одежда».

  1. Чтобы купить понравившееся платье (блузку и т.д.), надо не просто «заплатить деньги» , а так рассказать об узоре, чтобы всем сразу стало понятно, почему он красив. «Продавец» же должен по описанию догадаться, какое платье хочет купить покупатель.

подготовительная группа

2. Дети – художники рисуют афиши по сказке или разным сказкам

Самые красивые и выразительные можно использовать для оформления игр – драматизаций, кукольного театра.

3. Художникам – мастерам предлагается рассказать о своей посуде.

Можно оценивать работу соседа.

  1. Давайте с вами решим, у кого работа выполнена, как у настоящих мастеров,
  2. У какого мастера вы бы хотели поучиться?

Сюжетно-ролевая ситуация по типу режиссерских игр

Дети вместе с Буратино путешествуют по нарисованному городу

(Буратино заблудился в городе, где живут дети, и ничего не успел увидеть. Дети ему помогают: рисуют интересные и любимые места в городе).

  1. Ребята, как много я узнал о вашем городе. Мне очень понравились ваши рисунки: они красочные, аккуратно выполнены, изображение расположено по всему месту.
  2. На этой полянке в парке мы можем отдохнуть, поиграть в игры, поводить хороводы.

Оборудование: Буратино

старшая, подготовительная группа

Приемы, цель

Оценка своей работы

  1. Расскажи о своей кошке
  2. Что умеет делать?
  3. Шерстка у неё какая?
  4. Как ты её нарисовал? (тычком) Расскажи
  5. Шерстка получилась густая и пушистая. Я её рисовал, как вы учили: краски набирал мало и рисовал не всем ворсом, кончиком

средняя группа

2. Сравни рисунок с натурой.

  1. Сколько листочков справа?
  2. Как сделан набросок карандашом? (тонкой линией)
  3. Соблюдены ли пропорции?
  4. Похоже ли изображение на натуру?
  5. Все ли детали нарисованы?
  6. Все у тебя получилось?
  7. Почему рисунок получился грязным? (набросок сделан не тонкой линией)

подготовительная группа

  1. Расскажи о своем настроении, когда ты рисовал по замыслу
  2. Что можно сказать, посмотрев на эту работу?

подготовительная группа

  1. Какие краски вы использовали, рисуя зиму, осень, весну, лето?

подготовительная группа

Приемы, цель

Оценка работы соседа

Расскажи о работе соседа

  1. Почему она тебе не нравится?
  2. А что можешь сказать ты о работе своего соседа?
  3. Нужно рассказывать о композиции, о подборе красок, об аккуратности выполнения работы

старшая, подготовительная группа

Рассматривание пейзажей с использованием музыки и художественного слова

1. Подумайте, какой из этих пейзажей вы подарите маме

  1. Почему этот, пейзаж понравился тебе больше всего.

2. Давайте прогуляемся по дорожкам, которые приведут нас в разные времена года.

3. Найдите картинку, которая подходит к этому стихотворению, музыке.

старшая, подготовительная группа

Отсроченный анализ

  1. Дети, много интересных рисунков получилось у нас
  2. Как жаль, что мы не успеваем все хорошо рассмотреть. Может быть, мы не будем убирать их со стенда? Полюбуемся еще, когда время будет.

Младшая, средняя, старшая, подготовительная группа

2. На следующий день можно пригласить малышей, если рисовали картинки для них.

Может быть, к следующему занятию (по развитию речи) предложить придумать сказки (рассказы), загадки по рисункам

3. Какие-то из них можно использовать в качестве декорации для настольного кукольного театра

4. Инсценирование сказки «Колобок» может идти на уроке нарисованного детьми леса с применением поделок – персонажей сказки, выполненных на занятиях по лепке.


Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) – это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка . С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.

Детали детского рисунка зависят от возраста

Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги - обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи. Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника. У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет . К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками – палочками. На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к выше перечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно). К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка.

Анализ детского рисунка по… собственным ощущениям

Домашняя иерархия

Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе. Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка. Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то. К примеру, 6-летний Алеша не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». Алиса (4 года) не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде. Имеют место и обратные ситуации, когда ребенок изображает на рисунке реально не существующих членов семьи. Саша (5 лет) немало удивил свою маму, когда нарисовал рядом с собой играющего малыша и сообщил, что у него наконец-то появился братик! Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше – развлечений в компании других таких же малышей. Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате. Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами . Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении. Размер изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких. Он «занимает много места в их жизни». Отсутствие на рисунке самого маленького художника – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях. Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности в таких связях.

Оценка «манеры письма»

Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являются самоисправления. Особенно такие, которые не ведут к улучшению качества изображения. Встречаются рисунки из отдельных мелких штрихов - малыш как бы опасается провести решительную линию. Иногда весь рисунок или какая-то из его частей штрихуется. В таких случаях можно также предположить повышенную тревожность юного художника. Стоит обратить внимание на преувеличенно большие глаза на портрете, особенно-если в них густо заштрихованы зрачки. Возможно, малыш испытывает чувство страха. Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма у автора рисунка указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным, тягу к внешним эффектам. Чаще это встречается у девочек. Очень слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированность рисунка встречается у детей астеничных, склонных к быстрому утомлению, эмоционально чувствительных, психологически неустойчивых. А дети, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняют нажим: одни линии едва заметны, другие проведены с заметным усилием.Импульсивные малыши часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных, бесконтрольных. Здесь обращают на себя внимание сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе. Встречаются рисунки, где все фигуры изображены очень мелко. Обычно вся композиция ориентирована к какому-либо краю листа. Это значит, что малыш ощущает себя слабым и не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных очень строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям. Если малыш изображает себя в открытой позе (руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, чаще округлая), это говорит о его общительности и жизнерадостности. И напротив, «закрытая» поза (руки прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая, угловатая) скорее указывает на человека замкнутого, склонного сдерживать свои чувства и мысли. Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессивных тенденций поведения: большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущуюся враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения . Взрослым следует разобраться, что является для их ребенка источником повышенной эмоциональной опасности, и зачем ему понадобилась такая демонстрация своей силы. Особое место занимают рисунки с нарушением принятых норм изображения . В частности, изображение половых органов. Для маленьких детей (до 4-х лет) это, скорее, частое явление. Здесь отражается тенденция к естественности жизни во всех ее проявлениях. У старших дошкольников такой рисунок говорит о демонстративности, желании привлечь внимание провокативным способом, служит выражением агрессии.

Палитра – зеркало души?

Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что выбор цвета отражает психологические качества человека и состояние его здоровья. Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение :

  • темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
  • зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
  • красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
  • желтый положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
  • фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
  • коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;
  • черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
  • серый – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

От теории к практике

Итак, малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут, и картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Попробуем прочитать его? Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. А как общаться без лица? – Сложно! Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Возможно, он устал. А может быть, болен? И цвет выбрал коричневый. Да, так и есть – температура! Почему все девчонки рисуют принцесс? Именно так они себя ощущают или …очень хотят этого. Всего лишь оказаться в центре внимания, быть самой-самой… Да и какой с принцессы спрос? А вот мальчик, вооруженный до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его.

Примеры анализа конкретных рисунков:

Детский рисунок 1

Автор этого «семейного портрета» - Алеша (6 лет).

Возрастной критерий В поведении ребенка присутствуют черты, присущие более раннему возрасту, эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью. Все персонажи рисунка изображены одним способом. Одежда, с присущими ей деталями, отсутствует. В качестве символического признака пола выступает прическа. Характерное отсутствие шеи у изображенных людей в данном случае свидетельствует о трудности контроля разума над телесными побуждениями, то есть в поведении Алеши наблюдается высокая подвижность, временами - расторможенность, импульсивность. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, легкий, жизнерадостный, упорядоченный, скорее доброжелательный. Особенности изображения семьи Семья на рисунке отражена в полном составе. В центре композиции – папа как важный субъект в домашней иерархии. Можно с достаточной уверенностью предполагать, что мама физически и эмоционально ближе к Алеше. Обращают на себя внимание образовавшиеся пары: мама – сын (младший в семье), папа – дочь. Сестра Лена находится дальше всех от автора рисунка. Вероятно, не все ладится в их отношениях. Показательно, что из всех членов семьи только папа «крепко стоит на земле». Остальные – парят, немножко «витают в облаках». В целом можно говорить о достаточно теплых и близких отношениях между членами семьи. Об этом свидетельствует незначительное расстояние между ними, выбор общего цвета и изображение в той же гамме дома с дымком из трубы, символизирующим «тепло семейного очага». «Манера письма» Все линии рисунка сделаны уверенными, решительными движениями. Вероятно, именно такой стиль поведения является наиболее характерным для Алеши. Но сильный нажим и акцентированная штриховка тела мальчика говорят о внутреннем беспокойстве, тревожности, может быть, физическом (буквально телесном ) недомогании. Прическа выдает натуру активную, временами, возможно, агрессивную. Интересная деталь - своеобразные антенны (со слов Алеши), которые на рисунке «вырастают» из ушей мальчика. Они символизируют потребность в получении информации, чтобы компенсировать трудности в общении (у ребенка на изображении нет лица). Позы всех персонажей открытые, фигуры округлые, что предполагает людей жизнерадостных, общительных. В случае с Алешей это кажущееся противоречие может означать: «Хочу общаться, играть, но меня не всегда понимают». Палитра Цветовое решение рисунка весьма символично. Маленький художник остановил свой выбор на сигнальном красном цвете для всех членов семьи, особенно подчеркнуто - для самого себя. Это указывает на направленность вовне, общительность, повышенную активность автора рисунка. Дополнительный зеленый подчеркивает стремление к независимости и желание настоять на своем как привычный способ поведения. Важной деталью рисунка является четко прорисованная поверхность земли. Если Алеша потратил немало времени на ее изображение, наверно это является чем-то важным для него. В данном случае можно рассматривать землю как потребность в опоре, большей устойчивости и стабильности. Целью анализа рисунка всегда является более глубокое понимание ребенка, взгляд на семью его глазами и определение путей к позитивным изменениям. В данном случае хотелось бы порекомендовать родителям Алеши, чтобы они уделяли больше внимания глубокому, доверительному общению с сыном, чаще разговаривали с ним просто так, интересовались его мнением по разным вопросам. Им также следует подумать, в чем состоит трудность контакта между сыном и дочерью. А активный отдых, игры на воздухе могут существенно снизить эмоциональное и физическое напряжение.

Детский рисунок 2.

Его автор – Максим (4 года 10 месяцев)

Возрастной критерий Такой рисунок скорее характерен для шестилетних детей. Можно сказать, что мальчик интеллектуально развивается с опережением своего возраста. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, динамичный, однако неспокойный. Особенности изображения семьи. Семья изображена в полном составе. Обращает на себя внимание половая идентификация юного автора с папой (см. одежду). Однако эмоционально ребенок все еще ближе к маме, что характерно для дошкольника. Интересно, что мальчику будто не хватает места на рисунке, он нетвердо стоит на ногах. Его положение неустойчиво и изменчиво. Палитра Ребенок выбрал для себя фиолетовый цвет, что в сочетании с его неуверенным положением в семье (об этом было сказано выше) указывает на возможную психоэмоциональную нестабильность, частые перепады настроения. Для мамы маленький художник выбрал энергичный несколько хаотичный, желтый цвет. Папа – коричневый. В его образе внимание концентрируется на физическом теле. Такими ребенок видит своих родителей. «Манера письма» Фигуры крупные, угловатые – скорее всего, в общении ребенка присутствует некоторая прямолинейность и склонность к конфликтам (острые углы). Заметная штриховка и четко прорисованные зрачки дают основание предполагать наличие скрытой тревоги.

Детский рисунок 3

Петя, 6 лет.

Рисунок яркий, насыщенный, энергичный, хорошо организованный. Вполне соответствует возрасту художника. В структуре семьи выделяются «взрослая» и «детская» группы. Младший брат и сестра стремятся эмоционально и физически быть ближе к Пете. Вероятно в семье психологически близкие, равные отношения. Мама – самый яркий, эмоциональный образ. Ребенок выделяет образ мамы с помощью цвета и рисует его в первую очередь. Петя изображает себя взрослым. Руки несколько укорочены по сравнению с другими изображениями. Обычно это встречается в рисунках детей, которые считают себя недостаточно умелыми, критично относятся к своим практическим навыкам, возможностям. Солнце и цветы очень часто встречаются в рисунках детей. Стоит обратить внимание, если их появление неоправданно ситуацией. Например, солнце появляется в рисунке комнаты. Тогда мы говорим о потребности более теплых отношений в семье. В рисунке Пети эти символы вероятнее всего говорят о позитивном отношении к своей семье.

Детский рисунок 4

Полина, 7 лет.

Часто дети рисуют произвольно, без специального задания, просьбы: «Я рисую девочку такую, как я». В таком случае мы наблюдаем несколько идеализированное представление ребенка о себе. Обратим внимание на рисунок Полины. Он расположен в верхней части листа, достаточно крупный и яркий. Можно говорить о позитивной самооценке ребенка, активности, эмоциональности. Вероятно, девочка отличается высоким самоконтролем, развитым интеллектом, общительностью. Но ей не хватает устойчивости (обратите внимание на акцентировано прорисованную линию земли и маленькие ножки ребенка). С психологической точки зрения речь идет о неуверенности в себе. Обычно так бывает в семье, где воспитывается один ребенок: ему уделяют, как это не парадоксально звучит, слишком много внимания, контролируют и направляют каждый шаг. Таким образом, ребенок лишен возможности как-то проявить самостоятельность. Постепенно привыкая к этой ситуации, ребенок боится сделать неверный шаг и ждет «ценных указаний». Может быть, Полине иногда стоит сделать свои собственные ошибки и учиться на них?

Детский рисунок 5

Александра, 4 года.

Рисунок динамичный, яркий, несколько хаотичный. Эмоциональным центром семьи, несомненно, является мама: вокруг нее сосредоточены тепло (солнце), ребенок, собака. Ее платье украшено рисунком. Обратите внимание, что себя Саша рисует как равную со взрослыми и только ножки до земли не дотягиваются. Характер у девочки, вероятно, боевой, импульсивный, мальчишеский. Линии рисунка размашистые, с сильным нажимом предполагают невысокий уровень самоконтроля. Для таких детей полезны игры с несложными правилами, предполагающие наличие нескольких игроков. Активные занятия спортом также научат лучше понимать себя и соотносить свои желания с интересами команды.

Детский рисунок 6

Петя, 4 года 6 месяцев

Совершенно необычный рисунок для ребенка 4,5 лет. Головоноги превратились сразу в зрелые рисунки. Особенно это касается изображений взрослых. Несомненно, это рисунок очень наблюдательного, развитого и вместе с тем тревожного ребенка. Обильная штриховка, плотность, зажатость изображения, подчеркнуто прорисованные глаза указывают на наличие тревожности. Наиболее яркой, значимой фигурой является папа. Обратите внимание на то, как различается штриховка одежды у членов семьи. У папы – в строго определенном направлении, костюм официальный. Вероятно и в жизни папа очень организованный, деловой человек. Фигуры на рисунке изображены очень плотно. Это может указывать на столь же тесные отношения и в реальности. Но нашему главному герою, похоже, необходимо для активной жизни большее физическое и психологическое пространство. На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков – не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущейся простотой и изящностью метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей. Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту. Пусть поможет разобраться!

Транскрипт

1 АНАЛИЗ ДЕТСКОГО РИСУНКА

2 "Тайный язык" детского рисунка Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе. Ольга Новикова психолог

3 «Эволюция» юного живописца Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка. С определенного возраста (в 3,5 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать».

4 Детали зависят от возраста Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги - обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи. Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника. У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря,анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет.

5 Анализ по собственным ощущениям Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу? Чтобы точнее определить это, можно попробовать описать рисунок, используя понятия: «светлый» «темный», «яркий» «тусклый», «гармоничный» «негармоничный», «спокойный» «неспокойный», «упорядоченный» «беспорядочный», «веселый» «грустный», «агрессивный» «доброжелательный», «богатый» «бедный», «тяжелый» «легкий». Это поможет воспринять состояние ребенка. Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к актуальному состоянию ребенка. Например, некоторые негативные определения. Негармоничный, - неспокойный по цвету, нагруженности частей рисунка, динамике персонажей. Беспорядочный хаотичный по расположению на листе. Грустный на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.

6 Домашняя иерархия Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе. Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник

7 Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка. Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то. К примеру, 6-летний Алеша не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». Алиса (4 года) не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде. Имеют место и обратные ситуации, когда ребенок изображает на рисунке реально не существующих членов семьи.

8 Саша (5 лет) немало удивил свою маму, когда нарисовал рядом с собой играющего малыша и сообщил, что у него наконец-то появился братик! Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше развлечений в компании других таких же малышей.

9 Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены какимто общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате. Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами. Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении. Размер изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких. Он «занимает много места в их жизни». Отсутствие на рисунке самого маленького художника частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между

10 Оценка «манеры письма» Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являютсясамоиспра вления.. Многочис ленные украшения, Очень слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированност фигуры изображены очень мелко. малыш изображ ает себя в открытой позе,символы агрессивных тенденций

11 Палитра зеркало души?. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение: темно-синий концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ; зеленый уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности; красный сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость; желтый положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм; фиолетовый фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

12 коричневый чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции; черный подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях; серый «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

13 Примеры анализа конкретных рисунков: Детский рисунок 1 Автор этого «семейного портрета» - Алеша (6 лет). Возрастной критерий В поведении ребенка присутствуют черты, присущие более раннему возрасту, эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью. Все персонажи рисунка изображены одним способом. Одежда, с присущими ей деталями, отсутствует. В качестве символического признака пола выступает прическа. Характерное отсутствие шеи у изображенных людей в данном случае свидетельствует о трудности контроля разума над телесными побуждениями, то есть в поведении Алеши наблюдается высокая подвижность, временами - расторможенность, импульсивность.

14 Детский рисунок 2. Его автор Максим (4 года 10 месяцев) Такой рисунок скорее характерен для шестилетних детей. Можно сказать, что мальчик интеллектуально развивается с опережением своего возраста.эмоциональная характеристика Рисунок яркий, динамичный, однако неспокойный.особенности изображения семьи. Семья изображена в полном составе. Обращает на себя внимание половая идентификация юного автора с папой (см. одежду). Однако эмоционально ребенок все еще ближе к маме, что характерно для дошкольника.

15 Детский рисунок 4 Петя, 4 года 6 месяцев Совершенно необычный рисунок для ребенка 4,5 лет. Головоноги превратились сразу в зрелые рисунки. Особенно это касается изображений взрослых. Несомненно, это рисунок очень наблюдательного, развитого и вместе с тем тревожного ребенка. Обильная штриховка, плотность, зажатость изображения, подчеркнуто прорисованные глаза указывают на наличие тревожности. Наиболее яркой, значимой фигурой является папа.

16 . На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущейся простотой и изящностью метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей. Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту. Пусть поможет разобраться!

«Что говорят психологи о детских рисунках» Рисунок это зеркало человеческой души, своеобразное выражение личности на бумаге, в нем отражается многое из того, о чем люди даже не подозревают. Когда ребенок

Рисование одно из любимых детских занятий. Даже полуторагодовалый малыш, схватив в кулачок карандаш или шариковую ручку с маминого стола, норовит украсить своей живописью любое подвернувшееся под руку

О чём может рассказать детский рисунок. С помощью детского рисунка можно лучше понять ребёнка, окунуться в его внутренний мир и узнать о его восприятии окружающего мира. По рисункам ребёнка можно определить

Рисунок как показатель развития личности ребѐнка Мышление ребѐнка в рисунке Обычно мы ищем отражение формирующихся представлений и понятий ребенка в его словах. Но, оказывается, есть еще один показатель,

Неделя психологии в детском саду С 10 марта по 13 марта в нашем детском саду проходила Неделя психологии интересное и увлекательное мероприятие для детей, родителей и всех сотрудников детского сада! Цель

ЗАЧЕМ ОБУЧАТЬ РЕБЕНКА РИСОВАНИЮ: РАЗМЫШЛЕНИЯ ВСЛУХ Рисование является одним из самых любимых детских занятий в любом возрасте. Да что говорить, ведь порой это занятие увлекает даже взрослых! Но при этом

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ О.Б.Гилева, Э.Г.Кугелева СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ Положительный эмоциональный фон основа для правильного

Мотивация как один из факторов успешного обучения в школе. Мотивационно готовым к обучению является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой "внутренней позиции школьника", прежде

НАУЧИТЕ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ Путь к настоящему рисунку лежит не через усвоение стандартных приемов изображения, а через обследование изображаемого объекта. Не спешите учить ребенка рисовать голубое небо, желтое

РАЗВИТИЕ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Таран И.А. Проблема формирования и развития образа человека детей дошкольного возраста в отечественной психологии была поставлена, исходя из

ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ. Разработан американскими психологами Р. ТЭММЛ, М. ДОРКИ и В. АМЕН Тест тревожности позволяет исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения

Дизайн вид деятельности по разработке, проектированию предметнопространственной среды, а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических

Николаева Галина Павловна Музыкальный руководитель, МАДОУ «Детский сад 180 комбинированного вида» Советского района города Казани e-mail: Romkina [email protected] Музыкальный дневник. Мониторинг одаренных

Семейная Социограмма (Эйдемиллер Э.Г.) Инструкция: «На листе перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов своей семьи в форме кружков и подпишите их именами». Члены семьи выполняют это

МАДОУ «Детский сад 53» г.энгельс, Саратовская обл. IIмладшая группа 1 «Смешарики». Воспитатели: Синькелёва Светлана Валентиновна РамазановаЛариса Ряшидовна Семья РЫЖКОВЫХ «Наша дружная семья ДОУ, папа,

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад комбинированного вида 33 «Мечта» г.о Тольятти Консультация для родителей: «Как бороться с агрессивностью у детей» Подоготовили студентки-практикантки

РАЗДЕЛ 1 «Я И МОИ РОДНЫЕ» ЗАНЯТИЕ 1 «Самый дорогой на свете человек» Цели: развивать способность к эмоциональному сопереживанию; учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей;

Ближайшее окружение ребенка, как определяющий фактор психологического здоровья. Презентацию подготовила педагог-психолог МБДОУ «ЦРР д./с 196» Козленкова Н.М. Современное общество становится все более информированным,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 80 «Светлячок» Консультация для родителей «Влияние мультфильмов на формирование и развитие психики детей

Рабочая тетрадь Цветок здоровья учени 1 класса МБОУ «Госконзаводская средняя общеобразовательная школа» (фамилия и имя учащегося) Дорогой друг! Мы приглашаем тебя совершить путешествие в страну Здоровья.

Содержание образования и развитие детей дошкольного возраста СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Максимова Ирина Владимировна старший преподаватель Подчасова Инна Ивановна студентка

Консультация «Семья- главный фактор в становлении гендерной идентичности личности» 1 Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка» Цель. Актуализация и уточнение знаний родителей о

Педагог-психолог МАДОУ Детский сад 6 «Солнышко» г. Дюртюли Кужина Э.Р. Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Арт-терапия как метод развития личности ребенка» Арт терапия (лат. ars искусство, греч. therapeia

1 МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 1. «Семейная фотография» ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ 1: Применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений.

Картотека дидактических игр к технологии развития выразительного образа посредством малых фольклорных жанров в рисовании детей старшего дошкольного возраста Составила: Сабитова В.Т. Дидактическая игра

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Убогова Людмила Анатольевна воспитатель ГБОУ СОШ 2 с. Обшаровка СП ДС «Журавушка» с. Обшаровка, Самарская область ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ

Поступление в школу: насколько готов ребенок к школьной жизни? Готовность ребенка к обучению в школе означает сформированность необходимых психологических и психофизиологических предпосылок учебной деятельности,

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОБ ОЛИМПИЙСКОМ ДВИЖЕНИИ И ИНТЕРЕСЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Т.В. Соловьева, Н.Л. Петренкина, М.Г. Шапковская, ГБДОУ детский сад 67 Калининского района, г. Санкт-Петербург

Долотенкова Екатерина Николаевна, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад 101», г. Нижний Новгород, Россия ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ В статье

«Рисунок человека» Этот тест один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее

Консультация для родителей. Подготовила старший воспитатель МКДОУ 50 «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» Период дошкольного детства это тот период, в процессе которого педагоги и родители

Консультация на тему: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье основа воспитания положительных черт характера ребенка» Взаимоотношение в семье детей и родителей, на мой взгляд, очень важный момент

К детскому саду готов! Russisch Детям необходимы задания, развивающие их способности, им нужны примеры для подражания и общество, в котором они себя комфортно чувствуют. Немецкий нейробиолог, профессор,

Простой житейский опыт показывает нам, что многие мужчины вполне способны обеспечить полноценный уход и заботу о ребенке самостоятельно. Сделать это может не обязательно кровный отец, но и другой значимый

Муниципальное учреждение Психолого Социальный Центр «Надежда» Консультация для воспитателей «Ранняя диагностика неблагополучия залог успеха в работе с семьей» составила социальный педагог Н. А. Прохорова

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 3» городского округа закрытое административно территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан «Учимся рисовать»

Причина детских страхов Причина детских страхов та же, что и взрослых страхов, - это реакция на опасность. Страх проявление инстинкта самосохранения. Генетически в нас заложен механизм спасения при угрозе

Как уберечь ребенка от насилия: Памятка для детей, родителей и педагогов Что нужно знать родителю о сексуальном насилии над детьми: 1. Дети редко лгут о том, что над ними совершается сексуальное насилие,

Священник Андрей Лоргус психолог Ольга Красникова Москва Издательский дом «Никея» 2016 ВЕЧНАЯ ЗАГАДКА ТВОРЕНИЯ Все мы люди Вечная загадка творения единая человеческая природа мужчины и женщины. Они такие

УДК 658.512.2 ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КОМПЛЕКТА ПОСОБИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4-ГО КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК» Иванова Е.В., Жунусова А.Ж., Казбекова А. (СКГУ им.м.козыбаева) В

Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2015/2016 учебный год Номинация: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование Педагогический проект «Использование нетрадиционных техник в

Васинская Наталья Викторовна учитель Кузнецова Наталья Алексеевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ 8» г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СТРУКТУРЕ

Цели: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РИСОВАНИЯ: МОЯ ЛЮБИМАЯ МАМА познакомить с понятием, видами портрета; с творчеством художников портретистов; формировать графические умения и навыки по рисованию; воспитывать

УДК 376 Изучение детско-родительских отношений в семье, воспитывающих ребенка с нарушением интеллекта Гумерова Татьяна Владимировна Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема Магистрант

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского округа - Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Милосердие» Разработчик: специалист по социальной работе г. Тищенко Белоярский, М.В. 2015г. Каждый

Малыш 2,5-3 лет: - Мама, купи мне машинку! Мама ласково в ответ: -Мы купим эту машинку в другой раз, а пока у нас не хватает денег! В ответ малыш закатывает истерику Или другая ситуация, уже дома Малыш

Перспективный план клуба «Улыбка» по воспитанию толерантности. Средняя группа Месяц Тема Задачи Работа с родителями октябрь ООД «Тайна моего имени» ЧХЛ «Почемучка и рыжий зайчонок» Способствовать гармонизации

Гендерное воспитание детей Гендер это социальный пол, зависящий от социальной организованности общества. Формируется в 6 7 лет Родителю следует знать, что делать, чтобы девочка захотела быть девочкой,

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» Возраст: 4 7 лет Срок реализации: 3 года Елизарова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДО», г. Онега

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 74 «Филиппок» Консультация Формирование у ребенка положительной самооценки. Сургут,2015 г. Формирование у ребенка положительной

Консультация для родителей «Откуда берутся страхи?» Подготовили воспитатели: Медведева Л.А. Галактионова Л.А. Откуда берутся страхи? Многие из нас до сих пор помнят, как будучи детьми, боялись выходить

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 5» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Тропинка к своему Я» -3 класс Автор-составитель: Соловьева Е. Б., педагог-психолог Нижневартовск,

Памятка для родителей при общении с мальчиками и девочками Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать,

Консультация для родителей «Если вы будете внимательны» подготовила Мамонова Л.А., воспитатель I категории МБДОУ детский сад 9 г. Нового Оскола Белгородской области Консультация для родителей «Если вы

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК ФАКТОР ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА» В вашей семье появился новый человек. Важен каждый день и каждый час для его развития. Шаг за шагом

«Выразительные возможности цвета.» (Практикум семинар для воспитателей) Цель - развитие изобразительных умений и навыков младших дошкольников возраста через обогащение знаний детей о цвете. Воспитатель:

Детский сад «Филиппок» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ Что такое агрессия? Агрессия это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо. Как агрессивность

Обнимайтесь с любимыми! Объятиями мы демонстрируем свое участие, любовь, нежность. Вспомните, кого вы сегодня обняли? Поделились ли нежностью с кем-то близким? Возможно, мы не придаем прикосновениям особенного

Конспект занятия по рисованию в старшей группе Тема: «Бабочка» Подготовила воспитатель: Еличева Г.В. Задачи: Образовательные: продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Учить создавать

Итоговая контрольная работа по изобразительному искусству для 2 класса Ф.И. учащегося ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Рассмотри художественные материалы. Определи, в какой художественной 1 деятельности их можно использовать.

Консультация для родителей Возрастные особенности детей 4-5 лет. Возрастные особенности детей пятого года жизни. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят

Эмоции в жизни человека "Давайте не забывать, что маленькие эмоции - это большие капитаны нашей жизни, и мы подчиняемся им, часто даже не осознавая этого". Винсент Ван Гог 80% проблем со здоровьем включают

Песочная терапия Данный вариант игротерапии был создан в 1939 г. Margaret Lowenfeld, она назвала его «техника создания мира». Barnes (1991) отмечает, что игра в песок позволяет психологу найти доступ во

В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг из очаровательного карапуза превращается в самостоятельного и независимого человека. Как правило, эти изменения происходят примерно в три года. Психологи

Краткая презентация программы по ИЗО кружку «Цветные карандаши» Детское творчество - это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных

Рисование – одно из самых любимых детских занятий. Посредством рисунка ребенок, где бы он ни находился и в какое бы время он ни жил, выражает свое восприятие окружающих людей и предметов и отношение к ним. Малыш невольно показывает то, что не может высказать. Для ребенка рисование является не искусством, а аналогом речи. В процессе этой деятельности ребенок становится свободным от запретов и ограничений, от норм и правил. Поэтому психология детского рисунка часто помогает практикующим психологам разобраться в состоянии ребенка.

Конечно, при личной консультации для полноты картины психолог попросит принести несколько рисунков ребенка, а во время обследования предложит малышу нарисовать картинку на определенную тему и будет внимательно следить за его деятельностью и записывать все, что он скажет. Анализ детского рисунка поможет родителям обратить внимание на эмоциональное состояние малыша. Вообще-то анализировать творчество ребенка до 5 лет углубленно вряд ли уместно: велика вероятность ошибочных выводов, однако если в рисунках повторяются одни и те же сходные черты, или, наоборот, один рисунок существенно отличается от большинства, на это стоит обратить внимание.э

Анализ детского рисунка: интерпретация

Этот рисунок, сделанный девочкой-левшой, производит двойственное впечатление. С одной стороны, он притягивает взгляд за счет яркости и насыщенности (как сюжетной, так и цветовой), но с другой – создается ощущение некоторой напряженности, которая проявляется в совокупности деталей.

Прежде всего, рисунок необычен для 4-летнего ребенка. Изображение оригинально и по сюжету, и по теме, и не характерно для детей этого возраста образ тигро-льва, выражение эмоций в виде слез, птички в углу листа, надпись «ам-ам»), что говорит о богатой фантазии. Это свойственно детям-левшам, так как у них хорошо развито правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческие способности. При этом рисунок выполнен размашисто, что является признаком гиперактивности, но, учитывая возраст девочки, стоит скорее иметь в виду импульсивность как черту характера. Создается впечатление, что она выполняла работу с сильным нажимом, а это признак эмоциональной напряженности. На это указывает и размер рисунка – тигр еле помещается на листе.

Преобладание красно-оранжевого цвета, с одной стороны, может быть обусловлено стремлением передать естественный цвет животного, но с другой, учитывая, что полосы сделаны зеленым цветом, а не коричневым, можно предположить эмоциональное состояние тревоги в момент рисования. Ресницы – признак демонстративности, желания выделиться. Отсутствие рта у животного может свидетельствовать и о трудностях в общении, и о проблемах у ребенка речевого плана (логопедических, в развитии артикуляционного аппарата). Зачернение в области хвоста – признак физического неблагополучия в этом сегменте тела (например, болевые ощущения от уколов). Можно заметить «множественную линию» (обведение лап, травы фломастером другого цвета), что характерно для тревоги в данный момент.

Психология детского рисунка: вывод

Исходя из всех вышеописанных признаков и характеристик, выделенных в рисунке, можно сделать некоторые предположения о характере девочки. Ребенок явно очень активен, импульсивен, эмоционален, восприимчив к новой информации, обладает достаточно сильной, выносливой нервной системой, которая еще не до конца окрепла. Отсюда могут возникать и повышенная двигательная активность, и эмоциональные всплески, и логопедические трудности («каша во рту», много говорит, но ничего не понятно). По развитию ребенок опережает возрастные нормы, возможно, имеет определенные способности творческого плана. У девочки есть потребность быть замеченной, она любит выделяться, привлекать внимание, а учитывая ее импульсивность и возраст, может делать это весьма разнообразными способами, вплоть до истерик. Есть предположение, что у девочки, при общем благополучном эмоциональном состоянии, на момент создания рисунка было ощущение тревоги (возможно, страха). Это может быть связано с ситуацией болезни, обидой или ситуативными неблагополучными отношениями в семье или детском коллективе.

Диагностика изодеятельности детей

Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности.

Для выявления степени овладения учащимся навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей.

Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.

Выделенные критерии объединены в две группы:

    первая применяется при анализе продуктов деятельности;

    вторая – при анализе процесса деятельности.

1.Содержание изображения (полнота изображения образа)

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребёнком изображения.

2.Передача формы:

    форма передана точно;

    искажения значительные, форма не удалась.

3.Строение предмета:

    части расположены, верно;

    есть незначительные искажения;

    части предмета расположены неверно.

4.Передача пропорции предмета в изображении:

    пропорции предмета соблюдаются;

    есть незначительные искажения;

    пропорции предмета переданы неверно.

5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а)расположение изображений на листе;

    по всему листу;

    на полосе листа;

    не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

    соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

    есть незначительные искажения;

    пропорциональность разных предметов передана неверно.

6.Передача движения:

    движение передано достаточно чётко;

    движение передано неопределённо, неумело;

    изображение статичное.

7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):

а) цветовое решение изображения:

    передан реальный цвет предметов;

    есть отступления от реальной окраски;

    цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

    многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;

    преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;

    безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ процесса изобразительной деятельности.

1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):

а) характер линии:

    слитная;

    линия прерывистая;

    дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

    средний;

    сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);

    слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

    мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;

    крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;

    беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г) регуляция силы нажима:

    ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;

    ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;

    ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2.Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

    адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;

    эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);

    безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребёнком созданного им изображения:

    адекватна;

    неадекватна (завышенная, заниженная);

    отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:

    к предложенному заданию;

    к процессу деятельности;

    к продукту собственной деятельности.

3.Уровень самостоятельности:

    выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;

    требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;

    необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4.Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нём показателям носит не количественный, а качественный характер и даётся в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, - 45, низшее – 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему. Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части. Так, если в группе диагностировалось 20 человек, то в каждой подгруппе может в среднем получиться 6 – 7 детей, но могут быть и резкие различия. Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных балов).

Следующее диагностическое обследование, проведённое после целенаправленных занятий с детьми, должно изменить количество детей в каждой подгруппе за счёт увеличения школьников в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне, что будет свидетельствовать об эффективности работы воспитателя.

Для текущей диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определить уровень овладения детьми навыками рисования, лепки, аппликации (опуская те критерии, которые не характерны для некоторых видов деятельности, как, например, цвет для лепки). Для определения уровня развития творчества к этим показателям следует присоединить диагностику с дорисовыванием кругов.

Можно составить сводную таблицу, в которой будут представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю. Возьмём за основу данные показателей анализа продукта деятельности (их восемь). С целью выявления результатов опытно – экспериментальной работы и уровня развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста в конце учебного года можно провести следующее диагностическое обследование.

Всем детям предлагается задание на дорисовывание шести кругов: детям выдаётся стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда (по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их.

Выполнение этого задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» - количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и составляется количество баллов, полученных ребёнком. Так, если в образы оформляются все шесть кругов, по выставляется оценка 6, если 5, то оценка 5 и т.д. Все баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы.

Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по трехбалльной системе. Оценка «3» – высокий уровень – ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко или мордочки зверюшек). Оценка «2» – средний уровень – ставится детям, которые наделяют образным значением все или почти все круги, но допускают практически буквальное повторение (например, мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик и т.п.). Оценка «1» – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

Оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для класса (общее число баллов, полученное классом, делиться на количество детей в нем).

Анализ продуктов изобразительной деятельности.

Ф.И.

ребёнка

форма

строение

пропорции

Композиция

передача

движения

цвет

Общее

кол-во

баллов

Итого

баллов по критериям

возможное высшее число

Ранговый ряд, построенный на основе полученной детьми суммы баллов

(от высшего числа к низшему).

п/п

Фамилия, имя ребёнка

Общее число баллов

Наивысшее число баллов

Итого

баллов по критериям

возможное высшее число



Рассказать друзьям