Учебник: Русская художественная культура. Художественная культура России «Серебряного века

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Живопись первой половины 19 века» - Имение Сафонково. Название картины. Свежий кавалер. Особенность образов крестьянок. Автопортрет. Итальянский период творчества. Определите автора. История создания картины «Последний день Помпеи». Портрет Н.В.Гоголя. Портрет лейб-гусарского полковника Е.В.Давыдова. Сватовство майора. Иванов Александр Андреевич.

«Русская драматургия 19 века» - Огромной популярностью пользовалась мелодрама. Русская прогрессивная драматургия. Театр Островского. Конфликт человека с окружающей средой. На первый план выдвигается водевиль. Под воздействием общественной борьбы водевиль изменялся. Обложка первого отдельного издания пьесы «Три сестры». Общая характеристика русской драмы XIX века.

«Театр XIX века» - Русский драматический театр. Театр XIX века. Актерское мастерство. Мелодрама русских авторов. Русский реалистический театр. Театр романтизма. Западноевропейский театр романтизма. Драматическое творчество. Основные принципы. Новая социально-психологическая драма. Мелодрама. Пирамида искусств театра. Вклад в развитие русского театра.

«Архитектура Москвы и Петербурга» - Кризис ампира. Кутузовский проспект. Петербургская биржа. Павловские казармы. Казанский кафедральный собор. Скульптура. Собор Святого Петра в Ватикане. Памятник Минину и Пожарскому. Смольный монастырь. Архитектура. Идеи. Карл Иванович Росси. Русский ампир. Градостроительный комплекс. Иван Петрович Мартос.

«Русский реализм» - Перов изобразил окраину городка в поздние сумерки. Художники-передвижники. Илья Ефимович Репин(1844-1930). Христос и Пилат. Картина В. В. Верещагина. Радуга. Косцы. Основные принципы реалистического театрального искусства. Композиторы "Могучей кучки". У крепостной стены. Пусть войдут. Художник выносит на суд зрителей гнетущее зрелище.

«Живопись 19 века» - Александр Андреевич Иванов. Русская художественная культура. Иван Константинович Айвазовский. Орест Адамович Кипренский. Живопись 19 века. Павел Андреевич Федотов. Выходец из обрусевшей немецкой семьи, сын резчика по дереву. Русские живописцы начала 19 века утвердили собственный принцип. Щедрин Сильвестр Феодосиевич.

Всего в теме 30 презентаций

Семнадцатый век - переломное время в истории России и ее культуры. В это столетие произошло слияние почти всех древнерусских земель. Важнейшим фактом в политической жизни государства явилось воссоединение русского и украинского народов. К концу столетия Россия выходит к Черному морю и начинает войну со шведами за выход к Балтийскому морю. Все решительнее осваиваются земли на востоке страны.

Это время острейших социальных конфликтов, показавших силу народа, его стремление дать отпор невыносимому гнету со стороны правящих классов. В XVII веке расширяются и углубляются политические и культурные связи России с близлежащими дальними странами. Эти связи заставляют людей обращать все более пристальное внимание на культурную жизнь Западной Европы, оказывающую существенное воздействие на искусство Poccии. Самым важным было то, что дала трещину господствующая религиозная идеология. Протест против светской и церковной власти породил различные идейные движения, в которых проявилось стремление избавиться от гнетущей опеки религии и обосновать приоритет разума, здравого смысла над ее догмами. Процесс этот прослеживается в религиозном искусстве, которое постепенно теряет свой непреклонный догматический характер и наполняется подчас откровенно светским содержанием. Распад средневековой художественной системы, решительное преодоление ее принципов открывает дорогу искусству нового времени в XVIII столетии. Важнейшим фактом художественной жизни России XVII века явилась централизация руководства искусством. Изменения в нем регламентировались властью. Для всех земель Москва стала непререкаемым авторитетом в области искусства. Вместе с тем это, конечно, не исключало развития местных художественных школ или деятельности провинциальных художников, еще свято придерживавшихся норм старого искусства.

Уже на рубеже XVI-XVII веков наряду с течением в иконописи, ориентировавшимся на монументальный стиль живописи XV-начала XVI столетия и получившим наименование «годуновских» писем, сформировалось иное направление. Оно представлено иконами «строгановского» письма, авторы которых ставили своей целью создание произведений (как правило, небольшого размера), предназначенных для домашних молелен. Иконы Прокопия Чирина, Истомы Савина, Никифора Савина, Емельяна Москвитина отличают тщательность отделки, употребление золота и серебра.

К середине XVII века миниатюрная техника письма строгановских мастеров перешла и на произведения крупные по своим размерам. Таковы иконы «Иоанн в пустыне» (20-30-е гг.) или «Благовещение с акафистом» (1659, авторы Яков Казанец, Таврило Кондратьев, Симон Ушаков).

В середине и второй половине XVII века трудились иконописцы, подготовившие русскую живопись к переходу на позиции реалистического искусства. К ним в первую очередь принадлежит Симон Ушаков. Правда, в творческой практике он менее последователен, чем в теоретических рассуждениях. Одна из любимых композиций художника - «Спас Нерукотворный». В этих иконах Ушаков стремился к объемной, тщательно моделированной форме, к созданию реальной пространственной среды. В то же время он не смог преодолеть условности старого иконного письма. И все же стремление к жизненному правдоподобию, которое демонстрировали в своем творчестве и Симон Ушаков и его товарищи - Богдан Салтанов, Яков Казанец, Кирилл Уланов, Никита Павловец, Иван Безмин и другие мастера, принесло свои плоды в дальнейшем. Новые тенденции в русской живописи XVII века с особенной отчетливостью проявились в «парсуне» (от слова «персона»), явившейся первой ступенью на пути развития реалистического портрета. Правда, и в иконописи и в росписях этой эпохи мы встречаемся с изображением реальных людей. Однако здесь эти изображения подчинены канонам иконного письма. Другое дело в парсуне. Главной задачей, которую ставит перед собой ее создатель, является, возможно, более точная передача характерных черт данного лица. И в этом художники порой достигают огромной выразительности, демонстрируя незаурядную остроту художнического видения. К лучшим парсунам принадлежат изображения царя Федора Иоанновича, князя Скопина-Шуйского, Ивана IV и др. Во второй половине XVII века в Москве трудилось немало иностранных живописцев, в том числе голландский художник Д. Вухтерс. Именно ему приписывается групповой портрет «Патриарх Никон, произносящий поучение клиру». Несомненно, произведения иностранных мастеров оказывали воздействие на русских живописцев, помогая им выйти на путь реалистического искусства. Не случайно во второй половине появляются портретные произведения самым непосредственным образом предвосхищающие искусство портрета XVIII столетия.

От XVII века до нашего времени дошло немало фресковых циклов. Авторами их являются художники московских, костромских, ярославских, вологодских, нижегородских артелей и мастера других художественных центров. Их творчество порой смыкается с иконописью, но в то же время сама форма стенописи требовала от них особых приемов и способов изображения. Примечательно, что именно в росписях, прежде всего, дают знать о себе новые веяния: занимательность рассказа, многочисленные бытовые подробности.

Характер монументальной живописи XVII века определяла деятельность художников, работавших в Москве. К интереснейшим памятникам здесь принадлежат росписи Архангельского собора (1652-1666).

Важнейшее впечатление, которое оставляют росписи XVII века, - впечатление динамики, внутренней энергии. Правда, в росписях Ростова еще сохранилось мастерство плавной, гибкой линии, свободно очерчивающей силуэт фигур. В церкви Спаса на Сенях представлены дьяконы в праздничных облачениях. Их позы спокойны, движения размеренны и торжественны. Но и здесь художник отдает дань времени: парчовые одежды украшены затейливым растительным и геометрическим орнаментом. Росписи храма Спаса на Сенях и церкви Воскресения (1670-егг.) - это искусство праздничное и торжественное. В противоположность названным росписям Ростова росписи ярославских церквей Ильи Пророка (1694-1695, артель художников под руководством Д. Плеханова) исполнены активного движения. Художники не обращают внимания на стройность силуэтов, на изысканность линий. Они всецело поглощены действием, которое развертывается в многочисленных сценах. «Герои» фресок бурно жестикулируют, и эта жестикуляция является одним из основных средств их характеристики. Чрезвычайно важную роль в создании впечатления праздничности играет колорит ярославских росписей. Краски в них яркие, звонкие. Это лишает даже эсхатологические сцены ощущения драматической напряженности, хотя художники и стараются в таких композициях, как «Страшный суд» Предтеченской церкви, натолкнуть зрителей на мысль о неизбежной расплате «на том свете» за грехи в этом мире. Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: учеб. пособие. - М.: Юрайт, 1998. - С. 25.

Таким образом, русская художественная культура XVII века основывалась на московской, местных художественных школах, подвергалась влиянию зарубежных художественных школ. При этом, она все более приобретала светский характер.

Реферат

ХІХ век - время расцвета русской художественной культуры

1. Художественная культура первой половины 19 века

Развитие художественной культуры в эту эпоху характеризовалась быстрой сменой идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим веком и одновременным сосуществованием разных художественных стилей. В художественном сознании первых десятилетий 19 века происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе стиля классицизма и определявшей мотивами действий героя, прежде всего гражданский долг и общественное служение. И как следствие, усиливалось внимание к человеку, а не долг становился важным побудительным мотивом поступков.

Наиболее глубокое влияние на русскую художественную культуру начала века оказал романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года. Сутью романтического стиля было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ героя, яркая индивидуальность и неповторимый облик которого не укладывались в рамки общепринятых стереотипов мышления и поведения. Личность находится в противоречии с окружающей ей реальностью – таково исходное положение романтизма.

Русский романтизм был неотделим от общеевропейского, но имел при этом ярко выраженную специфику, обусловленную всем ходом предшествующего исторического и духовного развития. Внимание к отечественной истории было характерно для всей художественной культуры в целом. К исторической проблематики обращались многие писатели, поэты, композиторы. Но русская художественная интеллигенция в соответствие со своей миссией глашатая свободы и либерализма не испытывала приверженности к абстракциям грез и иллюзий, к фантазиям, далеким от действительности. Окружающий мир воспринимался русскими художниками 19 века как главный предмет творчества. Это стимулировало развитие реалистической образованности, которая сочеталась с романтическими средствами художественной выразительности. Историки русской культуры справедливо полагают, что романтизм стал звеном в общем процессе развития художественной культуры от классицизма к реализму. Именно одновременное переплетение стилей в ней дало прекрасный художественный результат и способствовало появлению выдающихся произведений русского искусства.

1.1 Доминирующее положение в художественной литературе «золотого века»

Доминирующее положение в художественной культуре «золотого века» занимала литература. Она играла главную стабилизирующего и созидательную роль, поскольку была, пожалуй, единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребности своего времени. Классики русской литературы всегда тяготели к объемному, многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность. Классическая литература 19 века была больше, чем литературой. Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась по сути дела универсальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства.

1.2 Утверждение романтизма

Утверждение романтизма в русской литературе произошло в значительной мере в результате творческих исканий и художественных открытий Василия Жуковского (1783-1852). Подобно многим молодым дворянам начала века, Жуковский начинал сознавать отличие своих воззрений на мир традиционных норм просветительства. Однако среди сложившихся литературных форм он не находил таких изобразительно- выразительных средств, с помощью которых можно было бы добиться наиболее полного художественного выражения этого нового типа видения и чувствования мира. Отражая дисгармонию окружающего мира, его поэзия проникнута осознанием кратковременности человеческого бытия. В сочинениях господствует меланхолическое созерцание Божьего мира, с которым предстоит расстаться без особого сожаления и с надеждой на вечную жизнь. Красота земная и небесная, мгновение и вечность – вот те категории, которые постоянно использует поэт.

Жуковский творил в самых разных жанрах. Это были дружеские послания, романсы, элегия, басни, сказки. Но все же явное предпочтение он отдавал балладе. Баллада, сложившаяся в английской и немецкой литературе, представляла собой эпическое произведение, в котором сильны мотивы фантастики. Этот жанр был чрезвычайно любим романтиками, причем не только поэтами, но и музыкантами. В творчестве Жуковского сохранились основные черты жанра, но они были дополнены русскими национально- бытовыми образами (баллада «Людмила», «Светлана», «Кубок», «Перчатка»).

Жуковский известен не только как поэт- романтик, но и как замечательный переводчик. Многие его сочинения являются вольными переводами романтической европейской поэзии. Он познакомил отечественного читателя с лучшими авторами Англии, Франции, Германии. Благодаря его переводам на русском языке впервые были в напечатаны Гомер и Фирдоуси, Вергилий и Шиллер.

Творчество Жуковского запечатлело мир неординарной, внутренне своеобразной личности декабристской эпохи, признающей самоценность каждого человека вне зависимости от его социального положения.

1.3 Новый способ воспроизведения действительности (критический реализм)

На характер и содержание русской культуры первой половины 19 столетия существенное влияние оказал декабризм, который придал ей особые черты гражданственности и политического вольнолюбия. Это влияние освободительного движения послужило причиной для появления нового способа воспроизведения действительности, получившего впоследствии название критического реализма, одного из основных методов в русской литературе 19 века. Идеи борьбы и свободы личности нашли свое отражение в творчестве замечательных русских писателей: Пушкина., Гоголя, Лермонтова.

Основоположником русского критического реализма стал Александр Пушкин (1799- 1837). Именно с его творчеством связано начало «золотого века» в русской литературе, так как он по сути дела явился родоначальником новой литературы, отрази русскую деятельность в непревзойденных художественных образах. Благодаря Пушкину наша культура стала составной частью общеевропейской и заняла в ней подобающее место. Исключительное значение в этом имело создание Пушкиным русского литературного языка, что способствовало не только дальнейшему расцвету русской литературы, но и признанию ей во всем мире.

Пушкин создал замечательные произведения различных жанров как в стихах, так и в прозе: роман в стихах « Евгений Онегин», прозаическое произведение «Повести Белкина», историческую драму «Борис Годунов», историческую повесть « Капитанская дочка», трагедию «Моцарт и Сальери», гениальную поэму «Медный всадник», посвященную судьбе маленького человека в огромной империи, лирические стихи и т.д. Однако, особенно важной и значимой оказалась роль Пушкина в русской поэзии. Именно здесь он нашел новые художественные способы воплощения человеческих чувств и переживаний.

1.4 М.Ю. Лермонтов и его безграничный максимализм

Младшим современником и приемником Пушкина в русской литературе стал Михаил Лермонтов (1814-41), который уже в 16 лет заявил о своем могучем таланте.

В его ранних стихах выражался романтический апофеоз личности, формировался единый поэтический язык, экспрессивный и метафоричный, создавался образ лирического героя. Индивидуальному складу Лермонтова- поэта был близок классический тип романтизма. Поэтому его ранние произведения проникнуты мечтой о свободе, тоской по мятежному герою.

Однако со второй половины 30-х годов в творчестве Лермонтова заметно усиливается реалистические элементы. Новое мироощущение поэта породило новый тип героя его произведений. Поэтому для его сочинений был характерен безграничный максимализм, который оборачивался жаждой абсолютной гармонии и полного преобразования существующего миропорядка. Это выражается в его романе «Герой нашего времени».

1.5 Н.Гоголь. Переход от лирического романтизма к реализму

Друг и современник Пушкина Николай Гоголь (1809- 52) приобрел известность и славу после публикации цикла малороссийский повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», где удивительно романтично нарисовал картину народного быта. Соединив фантастику и мистический гротеск, сатиру и религиозные проблемы, суровый морализм и социальную утопию, автор поэтично передал мир народных верований в сочетании сказочных и христианских представлений.

В середине 30-х годов в творчестве Гоголя произошел поворот от лирического романтизма к реализму. В этом повороте нашло выражение убеждение писателя, что художник не может оставаться безучастным к добру и злу, он должен смириться к творческому воплощению своих взглядов, помогать преобразованию жизни посредством искусства. Поэтому по совету Пушкина Гоголь начинает писать роман- поэму «Мертвые души», основной темой которого стала современная писателю жизнь, являющая собой вопиющие противоречие между духовной мощью русского народа и его рабским социальным положением. В этом произведении Гоголь продемонстрировал свободное владение, разнообразными приемами компоновки сюжета, используя средства выразительности реализма и романтизма, обращаясь то к сатире, то к лирике, то к патетике. Это приемы помогли ему убедительно и достоверно показать нравственный облик современного ему общества с такой художественной психологической силой, что многие гоголевские персонажи приобрели нарицательное значение.

Реалистическое направление русской литературы первой половины 19 века стремилось разрешить непримиримые конфликт между потребностями духовной жизни страны и реакционным характером общественного устройства. Поэтому, начиная с Пушкина и Гоголя, русские писатели постоянно стремились воплотить в своих произведениях высокий социально- гуманистический нравственный идеал.

Художественная культура России «Серебряного века»

«Серебряный век» — это стык двух веков в истории России: XIX и XX . В это время появляются такие худо­жественные произведения, как «Воскресенье» и «Жи­вой труп» Л.Толстого , великим писателем становится А.П.Чехов , публикуются повести и рассказы В.Королен­ко, А.Серафимовича, Гарина-Михайловского, М.Горь­кого, Л.Андреева . Заявляют о себе ранней прозой И.Бу­нин , печатаются А.Куприн и В.Вересаев . В это время расцветает и театральное искусство. Имена К.Станиславского, Ф.Шаляпина, М.Ермолаевой приносят славу русскому искусству. А музыкальные произведения А.Скрябина и С.Рахманинова отличается таким новаторством и глубиной, что определяет на многие годы вперед. Новые течения возникают и в русском изобразитель­ном искусстве.

В художественной культуре России появляется боль­шое количество направлений, группировок, объедине­ний, ассоциаций, которые выдвигают собственные творческие программы. Восприятие мира становит­ся более свободным, личность художника все более рас­крепощается. Многие писатели и художники предпри­нимают попытку «сконструировать жизнь», представить ее такой, какой она «должна быть». Жесткие рамки кри­тического реализма ослабевают.

Все это было подготовлено революционной ситуа­цией в России и буржуазно-демократической револю­цией 1905 г. Многие русские писатели обратились к дра­матургии как жанру литературного творчества, способ­ного наиболее полно отразить социальные проблемы. Театр как искусство обретает большую популярность.

Ставятся пьесы А.Толстого, М.Горького, А.Ан­дреева , А.Чехова . «Чайка», «Дети Ванюшина», «Васса Железнова», «На дне» — можно продолжать список наиболее за­метных драматургических произведений.

В культуре «серебряного века» большое место зани­мают философско-этические проблемы. «Что лучше, истина или сострадание?» — так ставит вопрос М.Горь­кий в пьесе «На дне». Эта тема уже звучала в романах Ф.Достоевского , с особой силой она раскрыта в романе Л.Толстого «Воскресенье».

Критика социальной обстановки в России в этот период превращается в критику бытия в целом. «Кос­мическим пессимизмом» отличается творчество Л.Анд­реева . Нотки безверия, отчаяния звучат в его произве­дениях, смыкая с писателями русского модернизма.

В русской художественной культуре, в частности в литературе, возникает новое художественное направ­ление — модернизм . Он явился результатом поисков но­вого способа освоения мира. Часть русской интелли­генции верила, что можно иметь непосредственный, наивный взгляд на . Отказавшись от анализа общественных отношений и сложности че­ловеческой психики, эта часть искала утешения в «ти­хой поэзии повседневности». Другая часть считала, что искусство должно стремиться к накалу чувств и страс­тей, что художественный образ в искусстве должен стать символом, рождающим сложные ассоциации. Воз­ник символизм , как художественное течение в русской поэзии. Его черты проявились в творчестве таких сим­волистов начала XX века, как В.Брюсов, А.Блок, Вяч.Иванов, А.Белый. Их кредо: материальный мир — это только маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа . Образы маски, таинственной незнакомки, прекрасной дамы часто появляются в поэзии и прозе символис­тов. Окружающий мир в их произведениях рисуется как нечто иллюзорное, хаотичное, как низшая реаль­ность по отношению к миру идей.

В первом десятилетии XX века, наряду с символиз­мом, появляется и пролетарская поэзия — массовая, близ­кая к городским низам, рабочим. Эта поэзия наполнена революционными настроениями, авторами нередко явля­ются сами рабочие, стихи которых печатаются в жур­нале легального марксизма «Жизнь». Писатели и поэты этого направления группируются вокруг М.Горького .

После поражения революции 1905 года в русском художественном сознании усилились настроения пес­симизма . Это характерно для творческого пути Л.Анд­реева . Но постепенно намечался выход из декадентс­ких творческих установок. В творчестве И.Бунина, А.Куприна формировались новые формы романтизма. Поиски новых форм отражения внутреннего мира че­ловека воплотились в акмеизме и футуризме — новых постсимволических течениях.

Поэты — акмеисты: Н.Гумилев, А.Ахматова, Г.Ива­нов, М.Зенькович в своем творчестве противопостав­ляли мистическим устремлениям символизма стихию естественной природы и жизни, «цветущую силу» жиз­ни, конкретно-чувственное восприятие мира вещей и природы.

Футуристы: Д.Бурлюк, А.Крученых, В.Каменский, ранний В.Маяковский ориентировались на язык ули­цы, рекламу, лубок, городской фольклор и плакат. Они стремились разрушить грань между искусством и жизнью, считали себя провозвестниками будущего.

Тенденции символистов проявились и в живописи . В это время своего расцвета достигает творчество крупнейшего русского художника — Михаила Врубеля . Художник в поиске истины и красоты, в его картинах фантазия соединена с реаль­ностью, его красота — это мечта, не так просто найти в противоречивой окружающей действительности. Другим важнейшим живописцем был Валентин Серов — продолжатель лучших традиций передвижничества. Творчество художников М.В.Несте­рова, К.А.Коровина, АП.Ряпушкина, Н.К.Рериха, И.Ле­витана развивается на стыке веков в лучших традици­ях реалистического искусства. Скульптура этого периода также отличается богатством. Это творчество А.С.Голубкиной, С.Г.Коненкова, П.Трубецкого.

Следует подчеркнуть, что все эти процессы в худо­жественной культуре России происходили в русле со­циально-исторического контекста . Основные темы это­го времени: Россия и свобода, интеллигенция и рево­люция. «Левые» направления в искус­стве нашли свое воплощение в авангардизме. Авангар­дизмом именовались те художественные течения нача­ла XX века, которые стремились к коренному обновле­нию художественной практики, к разрыву с традиция­ми, в том числе и с реализмом. Авангардисты искали новые, необычные средства выражения и формы про­изведений, новые аспекты взаимоотношений художни­ка с жизнью. Другие направления в русской художе­ственной культуре проявляли повышенный интерес к историческому прошлому русской культуры, к художе­ственным традициям. Художники этого направления объединились вокруг журнала «Мир искусства».

Ряд художников в атмосфере послереволюцион­ных лет высказывают свое недоверие к жизни, сосредотачивают свое внимание на форме, реализуют новый эстетический идеал современного модернизма. Возни­кают и развиваются известные всему миру школы рус­ского авангарда, которые основаны на творчестве В.Е.Татлина, В.В.Кандинского, К.С.Малевича . В 1911 г. возникает сообщество художников, получивших назва­ние «Бубновый Валет». В него входили П.П.Кончаловский, И.И.Машков, М.Ф.Ларионов, М.Шагал . Их творчество носило бунтарский характер, отличалось фор­мальными исканиями, направленными против сложив­шихся норм художественного творчества.

В общем художественная культура «серебряного века» — явление противоречивое и многогранное . Время между дву­мя революциями (1905 — 1917) было сложным, духовный кризис охватил значительную часть творческой интел­лигенции, что нашло отражение в русском искусстве. Неприятие ценностей буржуазной , отрицание современных порядков и пред­чувствие перемен — характерная содержательная сторо­на русской культуры этого периода. Литература, живопись, театр и музыка «серебряного века» стали своеобразным прообразом искусства XX сто­летия, отразив противоречивый и сложный характер культуры.

Две страшнейшие в истории человечества миро­вых войны, политические перевороты и революции, уста­новление жестокого авторитарного режима в России определили дальнейшее развитие русской культуры XX столетия.

На рубеже XVII – XVIII вв. Россия вступила в новый этап общественной и государственной жизни. Реформы Петра I ускорили и закрепили этот исторический поворот, решительно проявившийся во всех сферах бытия. Перед Россией встали новые политические, экономические, духовные и эстетические задачи.

Особым своеобразием отличается русская культура переходного периода - первой четверти XVIII века, проникнутой пафосом военных побед и духом преобразований. Принципиально новое понимание ценности человеческой личности, ее активности, целеустремленной деятельности неотделимо от сурового, но полного великих деяний времени Петра I. Эпоха потребовала образованных, энергичных, предприимчивых и умелых людей. Заслуги перед государством и талант ставились выше родовитости. Все это нашло отражение в общественной и культурной жизни страны.

Утверждение светских начал в культуре, искусстве, использование европейского опыта стали государственной политикой. В петровское время впервые возникла идея создания Академии художеств . Стало широко практиковаться пенсионерство – посылка за границу для обучения и совершенствования в профессии.

Строительство новой столицы России Петербурга и других городов привело к развитию архитектуры , возведение многочисленных дворцов требовало совершенствования декоративной пластики и живописи, круглой скульптуры и рельефа. Больших успехов достигла гравюра, прикладное искусство. Начали издаваться газеты и журналы, родилась русская журналистика. Был создан первый профессиональный театр.

XVIII век славен великими людьми: Петр I и Екатерина II, Ломоносов и Державин, Фонвизин и Новиков, Никитин и Матвеев, Аргунов и Антропов, Зарудный и Растрелли, Баженов и Шубин, Березовский и Бортнянский, Левицкий и Боровиковский и многие другие – определили лицо культуры этого времени.



Русское искусство первой четверти XVIII в. характеризуется развитиемархитектуры, что было вызвано изменением облика русских городов. Новые типы сооружений (административные, общественные здания) требовали новых конструкций, материалов, развития строительной техники.

Черты нового времени появляются в архитектуре Москвы: жилые сооружения располагаются вдоль улиц, а не усадебным приемом. Строится Арсенал в Кремле. И.П.Зарудный (вторая половина XVII в. – 1727) возводит церковь Архангела Гавриила на территории усадьбы А.Меншикова (т.наз. Меншикова башня); в ней сочетаются церковные и светские элементы.

Строится новая столица – Петербург , который был заложен первоначально как порт и крепость. Создается генеральный план города, укрепляются берега Невы и малых рек, сооружаются каналы. Воздвигаются производственные, административные, жилые дома. Приглашаются многие иностранные архитекторы, русские мастера едут обучаться за границу.

Д. Трезини (около 1670 – 1734) сооружае Петропавловский собор , ворота в Петропавловской крепости; проектирует здание Двенадцати коллегий – главное административное здание страны. Формируется стиль русского барокко . Новые здания отличаются рациональностью планов и конструкций, умеренным пластическим декором фасадов.

Крупнейшие русские зодчие этого периода: М.Г. Земцов (1686 – 1743), возглавлявший контроль над жилым строительством в Петербурге (известная его постройка – Аничков дворец на Невском проспекте); И.К.Коробов (1700 – 1747), знаменитый работами в Адмиралтействе (золоченая "Адмиралтейская игла "); П.М. Еропкин (1698 – 1740), разработавший приемы планировки (например, планировка Адмиралтейского острова).

К середине XVIII века меняется общая направленность строительства. Определяющими становятся дворцовые и церковные сооружения, которые должны были привлекать своими размерами, богатством отделки. В пригородных районах создаются большие парки с геометрической планировкой и декоративными сооружениями, большими дворцовыми зданиями.

Крупнейший архитектор этого времени – Ф.Б. Растрелли (1700 – 1771). Его создания – Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец . Смольный монастырь. Здания дворцов отличаются пышность; строятся торжественные въезды в дворцы, колонны, пилястры. Вводится интенсивная расцветка зданий. Внутри – анфиладное размещение комнат и залов. В отделке используется деревянная, обычно позолоченная резьба, скульптуры, зеркала, живописные вставки.

Известные зодчие – С.И. Чевакинский (1713 – вторая половина 1770-х гг.; Никольский военно-морской собор), Д.В. Ухтомский (1719 – 1774; колокольня Троице-Сергиевой лавры и др. постройки в Москве).

Вторая половина XVIII в. в русском искусстве связана с распространением классицизма . В архитектуре это определило обращение к античности; античные ордера стали главным средством решения фасадов и интерьеров зданий. Основным требованием стало соблюдение гармоничности пропорций.

Именно в этот период в Петербурге строится здание Академии художеств (1764 – 1788), которое возводят А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот . В Москве создается кольцо бульваров, строятся здания Воспитательного дома.

Новые тенденции получают свое развитие в творчестве В.И. Баженова (1737 – 1799; проект Кремлевского дворца, строительство ансамбля в Царицыне, знаменитый Пашков дом в Москве ); М.Ф. Казакова (1738 – 1812; здание Сената в Кремле, Голицынская больница и др.), И.Е. Старова (1745 – 1808; Таврический дворец в Петербурге).

Во второй половине XVIII века в России работают и мастера, приехавшие из Европы. Это Дж.Кваренги (1744 – 1817), который воздвигает здания Академии наук, Государственный банк, торговые ряды; одна из лучших работ – Смольный институт. В пригородах Петербурга работает Ч.Камерон (1740-е – 1812). Им создана знаменитая Камеронова галерея в Царском Селе, интерьеры комнат Екатерины II в Екатерининском дворце.

Наряду с профессиональными архитекторами работают талантливые крепостные зодчие. Так, строится усадьба "Останкино " при участии крепостного мастера П.И. Аргунова . Активно создаются парки, в которых осуществляется синтез искусств, сочетание пейзажа со скульптурой и архитектурой. Это пейзажные парки – Царицыно, Останкино, Гатчина, Павловск и другие.

Скульптура в XVIII веке развивается в двух направлениях: станковая и монументальная. Уже в начале века применяется монументально-декоративная пластика. Под руководством Зарудного в Москве создается белокаменный резной декор церкви Архангела Михаила (Меншикова башня ). Особенной выразительностью отличается монументально-декоративная скульптура в ансамбле Петергофа (в дальнейшем она претерпела изменения). Создаются первые проекты монументальных памятников.

Б.К. Растрелли (1675 – 1744), приехавший в Россию по приглашению Петра I, нашел в ней вторую родину (отец архитектора Растрелли). Им создан бронзовый бюст Петра I, в котором передано не только портретное сходство, но и характер Петра I; бюст А. Меншикова, статуя Анны Иоановны с арапчонком. Самое его значительное произведение – конный памятник Петру I (Петр восседает на коне в облачении римского императора); отлитый в 1745 – 46 гг., он более полувека пролежал в сарае и был установлен только в 1800 г. по приказу Павла I.

Величественный памятник Петру I, названный Пушкиным "Медным всадником ", создает Э.М. Фальконе (1716 – 1791). Петр 1 показан как законодатель и преобразователь России. Он изображен на вздыбленном коне над дикой скалой – пьедесталом. Скульптор передал неудержимо-стремительное движение всадника, огромную и властную силу утверждающего жеста его правой руки. А.С. Пушкин писал:

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы?

Во второй половине XVIII века начинают работать Шубин, Гордеев, Козловский, Мартос, Прокофьев, Щедрин.

Ф.И. Шубин (1740 – 1805) – по происхождению холмогорский крестьянин, как и Ломоносов, сам определивший свою судьбу. Окончив с золотой медалью Академию художеств, пенсионером едет в Париж и Рим, где изучает античную скульптуру. Основной жанр произведений Шубина – портрет, поражающий глубиной содержания, правдой характера, профессиональным мастерством. Таковы бюст князя А.М. Голицина, портрет П.А. Румянцева-Задунайского и др. Особенно выразительны бюст М.В. Ломоносова , лишенный парадности, передающий его высокий ум и человечность; бюст Павла I, созданный по законам парадного портрета, но раскрывающий всю сложность и противоречивость его характера. Шубин поднял жанр скульптурного портрета на новую качественную ступень.

М.И. Козловский (1753 – 1802) работал, в основном, в историческом жанре в русле классицизма, использовал античные образы и традиции. Его композиции; "Бдение Александра Македонского", "Поликрат", "Геркулес на коне". Его знаменитая статуя в Петергофе ­ "Самсон, разрывающий пасть льва " (погибла в годы Великой Отечественной войны, воссоздана в 1947 г.). Обращался он и к русской истории: статуя "Яков Долгорукий, разрывающий царский указ", памятник Суворову (Петербург, Марсово поле): изображен в образе бога войны Марса, в античных доспехах и шлеме. В своих скульптурах Козловский стремился передать красоту и совершенство человека.

Живопись в течение XVIII века прошла свой путь развития. Уже в первой половине века появились новые жанры: историческая композиция, изображение баталий, портрет, натюрморт, миниатюра. Широкое распространение получает монументально – декоративная живопись. В станковой живописи художники начинают работать на холсте масляными красками. Самые крупные художники первой половины XVIII века – Никитин и Матвеев.

И.Н. Никитин (около 1685 – не ранее 1742) – один из первых петровских пенсионеров. овладел искусством европейских мастеров, но выработал свой стиль. В его портретах нет внешней эффектности западноевропейского парадного портрета. Никитин отразил дух преобразований, новое понимание личности человека и его места в обществе. Никитин неоднократно писал Петра I. Последняя из этих работ – "Петр I на смертном одре", одна из самых ярких. Наиболее значительное произведение русской живописи этого периода – "Портрет напольного гетмана " (1720-е гг.).

Никому из современников Никитина не удалось достичь такого глубокого проникновения в существо человеческой психологии и такого профессионального мастерства.

Другой "птенец гнезда Петрова" – А. Матвеев (1701 – 1739). Тоже учился за границей. В России возглавлял "Живописную команду Канцелярии от строений", которая занималась художественным убранством построек столицы. Росписи Матвеева не сохранились. Наибольшую ценность представляют портреты, правдивые и непосредственные. Среди них – "Автопортрет с женой", который отличается остротой характеристик, точностью рисунка, мягкостью живописной лепки.

В середине XVIII в. творит замечательный мастер И.Я. Вишняков (1699 – 1761); ученик Матвеева, он после его смерти возглавил "Живописную команду Канцелярии от строений". Формируется как монументалист (росписи в Петропавловском соборе, в Троицкой соборной церкви и др.) и как мастер портрета, в котором стремился передать весь сложный душевный мир человека. Вся жизнь персонажей Вишнякова ­ в лице, а лица открыты миру.

Впервые художник изобразил ничем не примечательных людей – семью Тишиных. Николай и Ксения Тишины показаны в венчальных уборах, в традиционных позах, но свободно и непринужденно. Они обладают внутренним достоинством, доброжелательностью и серьезностью.

Значительное достижение Вишнякова – портреты детей Фермор, особенно Сары Фермер. Это парадный портрет, но в нем – поэзия и очарование, музыкальность форм, светлые и нежные цветовые созвучия.

Во II половине XVIII века расцветает исторический жанр в живописи, т.к. именно он мог запечатлеть героические события прошлого и современности. Глубины и монументальности достиг М.В. Ломоносов в мозаике "Полтавская битва ", которая наметила новый путь русской монументальной живописи.

Крупный мастер исторической живописиА.П. Лосенко (1737 – 1773). Родился на Украине, рано попал в Петербург, где с 16 лет учился живописи. Окончил Академию художеств, где был впоследствии профессором, а позднее директором. Известен был своими рисунками и картинами: "Жертвоприношение Авраама", "Каин", "Авель" и др. Самые значительные картины – "Владимир и Рогнеда", "Прощание Гектора с Андромахой", проникнутые героическим пафосом.

Г.И. Угрюмов (1754 – 1814) создал серию картин из русской истории: "Торжественный выезд Александра Невского...", "Взятие Казани" и другие. Самая значительная – "Испытание силы Яна Усмаря", где создан образ русского героя-богатыря.

Во II половине XVIII в. особых успехов достигает портретная живопись. Художники Рокотов, Левицкий, Боровиковский и др. создали блестящую портретную галерею современников, воспели красоту и благородство человека.

Ф.С. Рокотов (1735/36 – 1808) писал камерные портреты. Он любил изображать человека без парадного окружения, непозирующим. Выражал в живописи стремление передового дворянства следовать высоким нравственным нормам. В портрете В.И. Майкова создан образ поэта, выявлены его характерные черты. Портрет отличает темпераментная живопись, колорит построен на противопоставлении красного и зеленого.

Представление о прекрасном воплощено в портрете В.Е. Новосильцевой. Таковы же портреты Н.Е. Струйской , Е.Н. Орловой, В.Н. Суровцевой, отличающиеся поэтичностью и артистизмом исполнения.


Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Николай Заболоцкий


Д.Г. Левицкий (1735 – 1822), родился в Киеве, там же встретился с Антроповым, что и определило его судьбу. Учился в Петербурге у Антропова, работал в Петербурге и Москве. Левицкий – мастер портрета. За портрет архитектора Кокоринова он был удостоен звания академика. Кокоринов изображен в кабинете, перед ним – план Академии художеств. Замечательно передана пластика жеста, дымчато-сиреневая тональность колорита. Левицким создана серия портретов "смольнянок" – воспитанниц Смольного института. Каждая изображена в определенной сюжетной ситуации, характерной позе. Портретам присуща декоративность, изысканная красота линейных контуров и силуэтов.

Замечателен портрет архитектора Львова , М. Львовой, урожденной Дьяковой. Значительное создание – портрет Екатерины II в духе оды Державина "Фелица". Левицкий изображал сложную духовную жизнь своих моделей, его портреты отличает замечательный рисунок и тонкий колорит.

В.Л. Боровиковский (1757 – 1825) родился в Миргороде, в юности писал иконы. Учится и работает в Петербурге, сближается с Левицким. В основном, пишет портреты, воспевая в своих моделях способность к возвышенным чувствам, сердечным переживаниям. Левицкий был близок к сентиментализму, к писателю и историку Карамзину.

В портрете М. Лопухиной он передал очарование молодости, она полна легкой грусти и мечтательности. Портрет полон мягкости и внутренней гармонии. Боровиковским созданы портреты Екатерины II на фоне царскосельского парка, А.Б.Куракина, Г.Р.Державипа, Д.П.Трощинского и других,

Во II половине XVIII в, становится самостоятельным жанром пейзажная живопись, в которой нашли отражение возвышенные идеалы классицизма.

С.Ф. Щедрин (1745 – 1804) – мастер паркового пейзажа. Он создал серии пейзажей Гатчины, Павловска, Петергофа, запечатлел красоту садов и парков, архитектурных ансамблей.

Ф.Я. Алексеев (1753/54 – 1824) изображал виды Москвы, Воронежа, Херсона. Он прославился строгими и стройными картинами с видами Петербурга: набережные Невы, грандиозные дворцы, площади ("Вид на Михайловский замок", "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" и другие) Художник изобразил панораму столицы в серебристо-сером свете северного неба.

Развивается в этот период бытовая живопись: И.Фирсов ("Юный живописец"), М.Шибанов ("Крестьянский обед", "Празднество свадебного сговора").

С XVIII в. начинается развитие новой русскойлитературы, в которой воплощаются идеи Просвещения, облеченные в художественные формы классицизма. В XVIII в. творят выдающиеся мастера слова: А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин.

Развитие классицизма в русской литературе имело свои особенности. Русские писатели, обращаясь к античным сюжетам, имели большой интерес к отечественной истории, к народному творчеству. Русский классицизм был более демократичен. Во многих произведениях была поставлена проблема крепостного права. Все это вело к накоплению реалистических элементов. Наиболее распространенными жанрами стали оды, послания, героические поэмы, трагедии, комедии и басни.

Связующим звеном между литературой XVII и XVIII вв. явился Феофан Прокопович (1681 – 1736), сподвижник Петра I. Он автор церковных проповедей, трактатов, трагикомедии "Владимир ". Под его влиянием формировался А.Д. Кантемир (1708 – 1744). В своих произведениях он обличает тех, кто презирает учение ("На хулящих учение"), кто похваляется знатностью ("На зависть и гордость дворян злонравных") и другие. Написал девять сатир, явившись зачинателем сатирического направления в русском классицизме.

Одним из выдающихся деятелей русской литературы и всей русской культуры XVIII века был М.В. Ломоносов (1711 – 1765). Обладая энциклопедическим умом, Ломоносов во многих областях знаний достиг выдающихся результатов: в физике, химии, астрономии, философии и т.д. Ломоносов – автор исторических трудов ("Краткой российской летописец с родословием " и др.), автор "Российской грамматики ". Большое значение для развития русской литературы имела реформа Ломоносова в области стихосложения. Это силлабо-тоническая система стихосложения, основы которой сформированы В.К. Тредиаковским (1703 – 1769) и Ломоносовым ("Письмо о правилах российского стихотворства").

Как поэт Ломоносов выступил в различных жанрах. Он писал оды, стихи естественно­научного содержания, трагедии, поэмы. Но основной его жанр – оды, которым он придал черты национального своеобразия. Ломоносов воспевал победы русского оружия ("Ода на взятие Хотина"), дела Петра I (поэма "Петр Великий"). Этапная его ода – "На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года ", где Ломоносов славит мир ("возлюбленную тишину"), воспевает родину, науку. В своих произведениях Ломоносов обращается и к сатире ("Гимн бороде", "К Пахомию").

М.В.Ломоносов явился и теоретиком литературы. Он разработал теорию о трех "штилях" – высоком, среднем и низком ("Предисловие о пользе книг церковных в российском языке").

М.В.Ломоносов, оказав большое влияние на развитие русской культуры, вошел в историю как родоначальник новой литературы (Белинский: "отец русской литературы").

Выдающимся писателем был А.П. Сумароков (1717 – 1777). В поэзии он соперничал с Ломоносовым (писал эклоги, мадригалы, элегии, басни и сатиры). Но особенно популярны были его 9 трагедий: "Хорев". "Дмитрий Самозванец" и другие, именно они утверждали за Сумароковым славу "северного Расина". Трагедии писал и Я.Б. Княжнин ("Вадим Новгородский").

В 60-е гг. появляется русская повествовательная проза: Ф.А. Эмин (1735 – 1770), романы "Приключения Фемистокла" и другие; М.Д. Чулков (1743 – 1792), автор плутовских новелл и волшебно-рыцарских повестей "Пересмешник, или Славенские сказки", романа "Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины" и другие

II половина XVIII в. – период появления журналистики. Значительную роль в этом процессе сыграла деятельность Н.И. Новикова (1744 – 1818), который выпускает сатирические журналы "Кошелек", "Трутень", "Живописец". Позже эту традицию продолжил И.А. Крылов (1769 – 1844) – журналы "Почта духов", "Зритель" и другие.

В XVIII веке наступает новая эра книгоиздательства, подъем книжного дела. Крупнейшим центром книгоиздательства становится Московский университет, созданный Ломоносовым. И в этом деле огромна роль Новикова. Он основал первое в России издательское товарищество – "Общество, старающееся о напечатании книг".

В последней трети XVIII в. новое развитие получает комедия. Д.И. Фонвизин (1744 – 1792) – автор комедий "Бригадир " и "Недоросль ", по словам Гоголя, это "первая истинно общественная комедия".

Ведущий поэт II половины XVIII века – Г.Р. Державин (1743 – 1816). Поэт воспел победы русского оружия ("Осень во время осады Очакова", "На взятие Измаила" и другие), создал образы Румянцева, Суворова, Ушакова, Кутузова. Известность поэту принесла ода "Фелица", где Державин рисует аллегорический образ мудрой царицы, тем самым давая "наказ" властьимущим. Державин обращался и к сатирическому направлению ("Вельможа"), описывал природу ("Бог", "Водопад"). Особое значение поэзия Г.Р.Державина имела для становления таланта А.С.Пушкина. С 70-х годов возрастает роль идей и принципов сентиментализма и предромантизма . Пути развития сентименталистской прозы определил Н.М. Карамзин (1766 – 1826), автор повестей "Бедная Лиза ", "Наталья, боярская дочь", "Марфа Посадница". Выдающимся писателем этого периода был А.Н. Радищев (1749 – 1802), автор "Путешествия из Петербурга в Москву".

Русская культура XVIII века явилась тем фундаментом, на котором было воздвигнуто здание великой русской культуры XIX века.



Рассказать друзьям