Вебер композитор краткая биография. Карл мария фон вебер

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Детство

Макс Вебер родился 21 апреля 1864 года в городе Эрфурт (Тюрингия). Он был старшим ребёнком из семи детей. Его отцом был Макс Вебер Старший, видный государственный служащий и член Национал-либеральной партии, а матерью - Элена (урождённая Фалленштейн), в роду которой были французские эмигранты гугеноты. В 1868 году родился его брат Альфред, который позднее также стал известным социологом и экономистом. В 1869 году семья Веберов переехала в Шарлоттенбург (пригород Берлина). В возрасте четырёх лет Макс Вебер переболел менингитом. В 13 лет он уже читал труды философов Артура Шопенгауэра, Бенедикта Спинозы, Иммануила Канта, а также литературных авторов, таких как Иоганн Вольфганг Гёте.

Образование

В 1882 году окончил гимназию в Шарлоттенбурге и поступил на юридический факультет Гейдельбергского университета. После года службы в армии он перевёлся в Берлинский университет. Одновременно с учёбой он работал младшим адвокатом. В 1886 году Вебер сдал экзамен на секретаря адвоката, что аналогично экзамену в ассоциации адвокатов в британских и американских правовых системах. В течении второй половины 1880-х годов Вебер продолжал изучать юриспруденцию и историю. Он получил степень доктора юридических наук в 1889 году, написав диссертацию по истории права «История торговых компаний в средние века». Его научным руководителем был Левин Гольдшмидт, авторитетный учёный в области торгового права. Два года спустя Вебер закончил свою хабилитацию «Значимость аграрной истории Рима для государства и частного права», работая с Августом Мейтценом. После этого он получил должность приват-доцента в университете Берлина, где читал лекции и консультировал правительство.

Работа

В период между защитой докторской диссертации и хабилитацией Вебер заинтересовался социальной политикой. В 1888 году он вступил в Союз социальной политики, новую профессиональную ассоциацию немецких экономистов, связанных с исторической школой, которые видели роль экономики прежде всего в поиске решений социальных проблем, и которые осуществляли широкомасштабные статистические исследования экономических проблем. В 1890 году ассоциация разработала исследовательскую программу для изучения «Польского вопроса», или Остфлюхта: приток польских фермерских рабочих в восточную Германию, в то время как местные рабочие уезжали в быстро развивающиеся индустриальные города. Вебер руководил этим исследованием и написал большую часть окончательного отчёта, вызвавшего значительное и споры, и положившего начало известности Вебера как социолога. С 1893 по 1899 годы Вебер был членом Пангерманского союза, организации, которая выступала против притока польских рабочих.

В 1893 году женился на своей троюродной сестре Марианне Шнитгер, будущем борце за права женщин.

В 1894-1896 годах - профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 года - в Гейдельбергском, с 1919 года - в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономики в Венском университете. В 1919 году - советник немецкой делегации на Версальских переговорах.

Основные теоретические работы Вебера: «Биржа и её значение», «История хозяйства», «Наука как призвание и профессия», «Политика как призвание и профессия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Протестантская этика и дух капитализма».

Последние годы

Научная деятельность

На формирование философских воззрений Макса Вебера оказали влияние в первую очередь разработанная Вильгельмом Дильтеем концепция «понимания» и принцип разделения наук на науки о природе (номотетические, направленные на изучение закономерностей) и науки о духе (идиографические, направленные на изучение уникальных явлений), разработанный баденской школой неокантианства (Риккерт и Виндельбанд).

Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, социология музыки, экономическая социология, теория капитализма.

Понимающая социология. Теория социального действия

Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания.

Все научные категории - только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» - это просто слова, поэтому им не следует приписывать онтологических характеристик. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие - атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия:

  1. осмысленный характер;
  2. ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Основные категории понимающей социологии - это поведение, действие и социальное действие. Поведение - наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.

Результат понимания по Веберу - гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

  1. целерациональное - когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант её достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.
  2. ценностно-рациональное - определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем её достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);
  3. традиционное - определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).
  4. аффективное - определяется эмоциями;

Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

Метод социологии

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме. Относительно принципа свободы от ценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в строгом смысле и проблему соотношений познания и ценности. В первом случае следует строго отличать установленные факты и их оценку с мировоззренческих позиций исследователя. Во втором - речь идёт о теоретической проблеме анализа связанности любого познания с ценностями познающего, т. е. проблеме взаимозависимости науки и культурного контекста. Вебер выдвигает понятие «познавательного интереса», который определяет выбор и способ изучения эмпирического объекта в каждом конкретном случае, и понятие «ценностной идеи», которая определяется специфическим способом видения мира в данном культурном контексте. В «науках о культуре» эта проблема приобретает особую значимость, т. к. в данном случае ценности выступают как необходимое условие возможности существования таких наук: мы, существующие в некоторой культуре, не можем изучать мир, не оценивая его и не наделяя его смыслом. В данном случае, таким образом, речь идёт не о субъективных пристрастиях того или иного учёного, но прежде всего о «духе времени» той или иной культуры: именно он играет ключевую роль в формировании «ценностных идей».

Данные теоретические постулаты позволяют Веберу интерпретировать социологию экономики в «культурологическом» ключе. Вебер выделяет две идеальнотипические организации экономического поведения: традиционную и целерациональную. Первая существует с древности, вторая развивается в Новое время. Преодоление традиционализма связано с развитием современной рациональной капиталистической экономики, которая предполагает наличие определённых типов социальных отношений и определённых форм социального порядка. Анализируя эти формы, Вебер приходит к двум выводам: идеальный тип капитализма описывается им как торжество рациональности во всех сферах хозяйственной жизни, причём подобное развитие не может быть объяснено исключительно экономическими причинами. В последнем случае Вебер полемизирует с марксизмом.

«Протестантская этика и дух капитализма»

В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер пытается объяснить генезы современного капитализма, связав эту проблему с социологией религии, в частности протестантизма. Он усматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистической экономики, основанной на идеале предпринимателя-рационалиста. В протестантизме в противоположность католичеству упор делается не на изучении догматики, но на моральной практике, выражающейся в мирском служении человека, в выполнении своего мирского долга. Это то, что Вебер назвал «мирским аскетизмом». Параллели между протестантским акцентом на мирском служении и идеалом капиталистической рациональности позволили Веберу связать Реформацию и возникновение капитализма: протестантизм стимулировал возникновение специфических для капитализма форм поведения в быту и хозяйственной жизни. Минимизация догматики и ритуала, рационализация жизни в протестантизме по Веберу стало частью процесса «расколдовывания мира», начатого древнееврейскими пророками и древнегреческими учёными и идущим к кульминации в современном капиталистическом мире. Этот процесс связан с освобождением человека от магических суеверий, автономизацию индивида, верой в научный прогресс и рациональное познание.

Вместе с тем, необходимо отметить крайнюю осторожность самого Вебера в этом вопросе, который подчёркивал, что «мы ни в коей степени не склонны защищать столь нелепый доктринерский тезис, будто „капиталистический дух“ (в том смысле, в котором мы временно употребляем это понятие) мог возникнуть только в результате влияния определенных сторон реформации, будто капитализм как хозяйственная система является продуктом реформации».

Социология власти

В социологии власти Вебер также следует своему методу. В соответствии с ним выделяется три типа легитимации власти (господства):

  1. рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний;
  2. традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией;
  3. харизматический, основанный на вере в сверхъестественную святость, героизм, гениальность. или какое-то иное достоинство властителя и его власти, не подлежащее точному определению или понятному объяснению.

В этом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной с первым типом власти. В своём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебисцитной вождистской демократии» и разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой - сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности и разграничения полномочий.

Труды Вебера оказали существеннейшее влияние на социологию XX века и продолжают быть актуальными сегодня.

В истории западноевропейской музыкальной культуры имя Вебера связано, прежде всего, с созданием романтической немецкой оперы. Премьера его «Волшебного стрелка», состоявшаяся в Берлине 18 июня 1821 года под руководством автора, стала событием исторического значения. Она положила конец длительному господству иноземной, в первую очередь итальянской, оперной музыки на сценах немецких театров.

Детство Вебера прошло в атмосфере кочующего провинциального театра. Его мать была певицей, а отец скрипачом и руководителем небольшой театральной труппы. Приобретенное еще в детстве прекрасное знание сцены впоследствии очень пригодилось Веберу, как оперному композитору. Хотя постоянные разъезды мешали систематическому обучению музыке, уже в 11 лет он стал выдающимся виртуозом-пианистом своего времени.

С 18-летнего возраста начинается самостоятельная деятельность Вебера в качестве оперного дирижера. Более 10 лет он переезжает с места на место, не имея постоянного пристанища и испытывая огромные материальные трудности. Только в 1817 году он, наконец, поселился в Дрездене, взяв на себя руководство немецким музыкальным театром. Дрезденский период стал вершиной его творческой деятельности, когда появились лучшие оперы композитора: «Волшебный стрелок», «Эврианта», «Оберон». Одновременно с «Волшебным стрелком» были созданы две знаменитые программные пьесы Вебера - фортепианное «Приглашение к танцу» и «Концертштюк» для фортепиано с оркестром. Оба произведения демонстрируют характерный для композитора блестящий концертный стиль.

В поисках путей к созданию народно-национальной оперы Вебер обратился к новейшей немецкой литературе. Со многими немецкими писателями-романтиками композитор общался лично .

Опера «Волшебный стрелок»

«Волшебный стрелок» - самое популярное сочинение Вебера. Его берлинская премьера сопровождалась сенсационным успехом. Вскоре после нее опера обошла театры всего мира. Причин такого блистательного успеха несколько:

1 -я, самая главная, это опора на традиции исконной немецкой культуры. Картины немецкого народного быта с его обычаями, излюбленные мотивы немецких сказок, образ леса (столь же распространенный в немецком фольклоре, как и образ раздольной степи в русском народном творчестве, или образ моря в английском). Музыка оперы наполнена мелодиями в духе крестьянских немецких песен и танцев, звуками охотничьего рога (самый яркий пример - темпераментный хор охотников из 3 д., получивший мировую известность). Всё это задевало самые сокровенные струны немецкой души, всё ассоциировалось с национальными идеалами.

«Для немцев…тут на каждом шагу свое, родное, и на сцене, и в музыке, столь же знакомое с детства, как нам, например, напев «Лучинушки» или «Камаринского»…» - писал А.Н. Серов.

2 . Опера появилась в обстановке патриотического подъема, вызванного освобождением от наполеоновского деспотизма.

3 . Важнейшей особенностью «Волшебного стрелка» является то, что Вебер совершенно по-новому подошел к обрисовке народной жизни. В отличие от опер XVIII века, персонажи из народа показаны не в комедийном, подчеркнуто бытовом плане, а глубоко поэтически. Повседневные сцены народного быта (крестьянского праздника, охотничьего состязания) выписаны с удивительной любовью, искренностью. Не случайно лучшие хоровые номера - хор охотников, хор подружек невесты - стали народными. Одни радикально изменили традиционный круг интонаций оперных арий и хоров.

Сюжет для своей оперы композитор нашел в новелле немецкого писателя Августа Апеля из «Книги о привидениях». Эту новеллу Вебер прочитал еще в 1810 году, но не сразу взялся за сочинение музыки. Либретто сочинил дрезденский актер и писатель И. Кинд, пользуясь указаниями композитора. Действие разворачивается в чешской деревне в XVII веке.

По жанру «Волшебный стрелок» - народно-сказочная опера с чертами зингшпиля . Ее драматургия строится на переплетении трех линий, каждая из которых связана со своим кругом музыкально-выразительных средств:

  • фантастическая;
  • народно-жанровая, характеризующая образы охотничьего быта и лесной природы;
  • лирико-психологическая, раскрывающая образы главных героев - Макса и Агаты.

Фантастическая линия оперы - самая новаторская. Она оказала огромнейшее влияние на всю музыку XIX века, в частности, на фантастику Мендельсона, Берлиоза, Вагнера. Ее кульминация - в финале II действия (в «Волчьем ущелье»).

Сцена в Волчьем ущелье имеет сквозное (свободное) строение, она состоит из ряда самостоятельных по материалу эпизодов.

В 1-м, вступительном, царит таинственная, зловещая атмосфера, звучит хор невидимых духов. Его жуткий, «инфернальный» (адский) характер создается предельно лаконичными выразительными средствами: это чередование двух звуков - « fis» и «a» в однообразном ритме, гармонизованных t и VII в тональности fis-moll.

2-й раздел - возбужденный диалог Каспара и Самьеля. Самьель - лицо не поющее, он только говорит, причем исключительно в своем царстве - Волчьем ущелье, хотя на протяжении оперы довольно часто появляется на сцене (проходит, исчезает). Его всегда сопровождает короткий и очень яркий лейтмотив - зловещее красочное пятно (аккорд и несколько отрывистых угасающих звуков в глухом звучании низких тембров. Это кларнеты в низком регистре, фаготы и литавры);

3-й эпизод (allegro) посвящен характеристике Каспара, с беспокойным нетерпением ожидающего Макса;

Музыка 4-го раздела характеризует появление Макса, его страх и душевную борьбу;

5-й, заключительный раздел - эпизод отливки пуль - кульминация всего финала. Она решена почти исключительно оркестровыми средствами. Каждая живописная сценическая деталь (появление жутких призраков, гроза, «дикая охота», пламя, исторгающееся из земли) получает свою оригинальную музыкальную характеристику с помощью тембровых и гармонических красок. Господствуют причудливые диссонансы, особенно уменьшенные септаккорды, тритоновые сочетания, хроматизмы, необычные тональные сопоставления. Тональный план строится по уменьшенному септаккорду: Fis - a - C - Es.

Вебер открывает новые изобразительные возможности инструментов, особенно духовых: staccato валторн, выдержанные низкие звуки кларнетов, непривычные тембровые сочетания. Новаторские открытия веберовской Волчьей долины оказали огромнейшее влияние на всю музыку XIX века, в частности, на фантастику Мендельсона, Берлиоза, Вагнера.

Образам мрачной фантастики противопоставлены жизнерадостные народные сцены. Их музыка - несколько наивная, простодушная, искренняя - пронизана фольклорными элементами, характерными мелодическими оборотами бытовой песенности, а также ярмарочной музыки Тюрингии.

Народно-жанровая линия воплощена в массовых сценах 1-го и 3-го актов оперы. Это картина крестьянского праздника в хоровой интродукции, сцена состязания охотников. Марш звучит так, словно его исполняют сельские музыканты. Подчеркнутой незатейливостью отличается деревенский вальс.

Основной образ оперы - Макс, первый типично романтический герой в музыке. Он наделен чертами психологической раздвоенности: влиянию Каспара, за которым стоят адские силы, противостоит чистота любящей Агаты. Полное раскрытие образа Макса, как и Агаты, дано в сцене и арии I акта. Это большая ария-монолог, где раскрывается глубокий душевный конфликт.

Замечательная увертюра «Волшебного стрелка» написана в сонатной форме с медленным вступлением. Она построена на музыкальных темах оперы (это зловещий лейтмотив Самьеля во вступлении, тема «адских сил» (главная и связующая партии сонатного Allеgro), темы Макса и Агаты (побочная партия). Сталкивая темы «адских сил» с темами Макса и Агаты, композитор логически приводит развитие к торжественно ликующей теме Агаты, которая звучит как гимн счастью и любви.

С Э.Т.А. Гофманом, Виландом, Тиком, Брентано, Арнимом, Жан Полем, В. Мюллером.

Музыкальные номера чередуются с разговорными диалогами. Самьель - лицо не поющее. В духе зингшпиля трактован второстепенный образ жизнерадостной, резвой Анхен.

Эми́ль Максимилиа́н Ве́бер (Макс Ве́бер нем. Max Weber ;(21 апреля 1864- 14 июня 1920)— немецкий социолог, историк иэкономист. Старший брат Альфреда Вебера.

В1892-1894 годах приват-доцент, азатем экстраординарный профессор вБерлине, в1894-1896 годах— профессор национальной экономии воФрейбургском, с1896— вГейдельбергском, с1919— вМюнхенском университете. Один изоснователей «Немецкого социологического общества» (1909). С1918 года профессор национальной экономии вВене. В1919году— советник немецкой делегации наВерсальских переговорах.

Вебер внёс существенный вклад втакие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие ипытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т.е. смысл, который вкладывает вданное действие сам его субъект. Поэтому всоциологии находят своё отражение все многообразие идей имировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т.е. все многообразие человеческой культуры.

Вотличие отсвоих современников Вебер нестремился строить социологию пообразцу естественных наук, относя её кгуманитарным наукамили, вего терминах, кнаукам окультуре, которые как пометодологии, так ипопредмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии— это поведение, действие исоциальное действие. Поведение— наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает сним субъективный смысл. Осоциальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится сдействиями других людей иориентируется наних. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», наоснове которых формируются социальные отношения иинституты. Результат понимания поВеберу— гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Вебер выделяет четыре типа социального действия:

    целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;

    ценностнорациональное — определяется осознанной верой вценность определённого действия независимо отего успеха;

    аффективное — определяется эмоциями;

    традиционное — определяется традицией или привычкой

Социальное отношение поВеберу является системой социальных действий, ксоциальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен ит.д.Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. Всоответствии свидами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный илегальный.

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением обидеальном типе, атакже постулатом свободы отценностных суждений. Идеальный тип поВеберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки кнекоторой заранее заданной схеме.

Относительно принципа свободы отценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы отценностных суждений встрогом смысле ипроблему соотношений познания иценности. Впервом случае следует строго отличать установленные факты иих оценку смировоззренческих позиций исследователя. Вовтором— речь идёт отеоретической проблеме анализа связанности любого познания сценностями познающего, т.е. проблеме взаимозависимости науки икультурного контекста.

Вебер выдвигает понятие «познавательного интереса», который определяет выбор испособ изучения эмпирического объекта вкаждом конкретном случае, ипонятие «ценностной идеи», которая определяется специфическим способом видения мира вданном культурном контексте. В«науках окультуре» эта проблема приобретает особую значимость, т.к. вданном случае ценности выступают как необходимое условие возможности существования таких наук: мы, существую внекоторой культуре, неможем изучатьмир, неоценивая его иненаделяя его смыслом. Вданном случае, таким образом, речь идёт неосубъективных пристрастиях того или иного учёного, нопрежде всего о«духе времени» той или иной культуры: именно ониграет ключевую роль вформировании «ценностных идей».

Данные теоретические постулаты позволяют Веберу интерпретировать социологию экономики в«культурологическом» ключе. Вебер выделяет две идеальнотипические организации экономического поведения: традиционную ицелерациональную. Первая существует сдревности, вторая развивается вНовое время. Преодоление традиционализма связано сразвитием современной рациональной капиталистической экономики, которая предполагает наличие определённых типов социальных отношений иопределённых форм социального порядка.

Анализируя эти формы, Вебер приходит кдвум выводам: идеальный тип капитализма описываетсяим как торжество рациональности вовсех сферах хозяйственной жизни, причём подобное развитие неможет быть объяснено исключительно экономическими причинами. Впоследнем случае Вебер полемизирует смарксизмом. Всвоей работе «Протестантская этика идух капитализма» Вебер пытается объяснить генезы современного капитализма, связав эту проблему ссоциологией религии, вчастности протестантизма. Онусматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий идухом капиталистической экономики, основанной наидеале предпринимателя-рационалиста. Впротестантизме впротивоположность католичеству упор делается ненаизучении догматики, нонаморальной практике, выражающейся вмирском служении человека, ввыполнении своего мирского долга. Этото, что Вебер назвал «мирским аскетизмом». Параллели между протестантским акцентом намирском служении иидеалом капиталистической рациональности позволили Веберу связать Реформацию ивозникновение капитализма: протестантизм стимулировал возникновение специфических для капитализма форм поведения вбыту ихозяйственной жизни. Минимализация догматики иритуала, рационализация жизни впротестантизме поВеберу стало частью процесса «расколдовывания мира», начатого древнееврейскими пророками идревнегреческими учёными иидущим ккульминации всовременном капиталистическом мире. Этот процесс связан сосвобождением человека отмагических суеверий, автономизацию индивида, верой внаучный прогресс ирациональное познание.

Всоциологии власти Вебер также следует своему методу. Всоответствии сним выделяется три типа легитимации власти (господства): 1) рациональный, основанный навере взаконность существующих порядков изаконное право властвующих наотдачу приказаний; 2) традиционный, основанный навере всвятость традиций иправо властвоватьтех, кто получил власть всоответствии сэтой традицией; 3) харизматический, основанный наверу всверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство властителя иего власти. Вэтом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной спервым типом власти. Всвоём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебесцитной вождистской демократии» иразнообразные формы «демократии без вождя», цель которой сведение кминимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности иразделения властей.

по данным Википедии -свободной Энциклопедии

Карл Мария Фридрих Август фон Вебер (родился 18 или 19 ноября 1786, Эйтин — умер 5 июня 1826, Лондон), барон, немецкий композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель, основоположник немецкой романтической оперы.

Вебер родился в семье музыканта и театрального антрепренёра, вечно погружённого в различные проекты. Детство и юность прошли в странствиях по городам Германии вместе с небольшой театральной труппой отца, в силу чего нельзя сказать, чтобы он в молодости прошёл систематическую и строгую музыкальную школу. Чуть ли не первым учителем игры на фортепиано, у которого Вебер занимался более-менее продолжительное время, был Гешкель, затем по теории — Михаил Гайдн, брались уроки и у Г. Фоглера.

1798 — появились первые произведения Вебера — маленькие фуги. Затем Вебер был учеником органиста Кальхера в Мюнхене. Более основательно теорию композиции Вебер впоследствии прошёл с аббатом Фоглером, имея товарищами по занятиям Мейербера и Готфрида Вебера. Первым сценическим опытом Вебера была опера «Die Macht der Liebe und des Weins». Хотя он в ранней молодости и писал много, но первый успех выпал на его оперу «Das Waldmädchen» (1800). Опера 14-летнего композитора была дана на многих сценах Европы и даже в Петербурге. Впоследствии Вебер переработал эту оперу, которая, под названием «Сильвана», долго держалась на многих оперных германских сценах.

Написав оперу «Peter Schmoll und seine Nachbarn» (1802), симфонии, фортепианные сонаты, кантату «Der erste Ton», оперу «Абу Гассан» (1811), он дирижировал оркестром в разных городах и концертировал.

1804 — работал как дирижёр оперных театров (Бреславль, Бад Карлсруэ, Штутгарт, Мангейм, Дармштадт, Франкфурт, Мюнхен, Берлин).

1805 — написал оперу «Рюбецаль» по сказке И. Музеуса.

1810 — опера «Сильвана».

1811 — опера «Абу-Гассан».

1813 — возглавил оперный театр в Праге.

1814 — становится популярным после сочинения воинственных песен на стихи Теодора Кернера: «Lützows wilde Jagd», «Schwertlied» и кантаты «Kampf und Sieg» («Битва и победа») (1815) на текст Вольбрука по случаю битвы при Ватерлоо. Написанные затем в Дрездене юбилейная увертюра, мессы в es и g, кантаты имели гораздо меньший успех.

1817 — возглавил и до конца жизни руководил немецким музыкальным театром в Дрездене.

1819 — ещё в 1810 году Вебер обратил внимание на сюжет «Фрейшютца» («Вольный стрелок»); но только в этом году он начал писать оперу на этот сюжет, обработанный Иоганном Фридрихом Киндом. «Фрейшютц», поставленный в 1821 г. в Берлине под управлением автора, вызвал положительный фурор, и слава Вебера достигла своего апогея. «Наш стрелок попал прямо в цель» — писал Вебер либреттисту Кинду. Бетховен, удивлённый произведением Вебера, говорил, что он не ожидал этого от столь мягкого человека и что Веберу следует писать одну оперу за другой.

До «Фрейшютца» в том же году была поставлена «Прециоза» Вольфа, с музыкой Вебера.

1822 — по предложению Венской оперы композитор написал «Эврианту» (в 18 месяцев). Но успех оперы был уже не столь блестящий, как «Фрейшютца». Последним произведением Вебера была опера «Оберон», после постановки которой в Лондоне в 1826 г. он вскоре умер.

Вебер по справедливости считается чисто германским композитором, глубоко понимавшим склад национальной музыки и доведший немецкую мелодию до высокого художественного совершенства. Он в течение всей своей деятельности остался верен национальному направлению, и в его операх лежит тот фундамент, на котором Вагнер построил «Тангейзера» и «Лоэнгрина». В особенности в «Эврианте» охватывает слушателя именно та музыкальная атмосфера, которую он ощущает в произведениях Вагнера среднего периода. Вебер является блестящим представителем романтического оперного направления, которое в двадцатых годах XIX столетия было в такой силе и которое в позднейшее время нашло последователя в Вагнере.

Даровитость Вебера бьёт ключом в его трёх последних операх: «Волшебном стрелке», «Эврианте» и «Обероне». Она чрезвычайно разнообразна. Драматические моменты, любовные, тонкие черты музыкального выражения, фантастический элемент — все было доступно широкому дарованию композитора. Самые различные образы очерчены этим музыкальным поэтом с большой чуткостью, редким выражением, с большой мелодичностью. Патриот в душе, он не только разрабатывал народные мелодии, но и создавал свои в чисто народном духе. Изредка его вокальная мелодия в скором темпе страдает некоторой инструментальностью: она как будто написана не для голоса, а для инструмента, которому технические трудности более доступны. Как симфонист, Вебер владел оркестровой палитрой в совершенстве. Его оркестровая живопись полна воображения и отличается своеобразным колоритом. Вебер — по преимуществу композитор оперный; симфонические произведения, писанные им для концертной эстрады, далеко уступают его оперным увертюрам. В области песни и инструментальной камерной музыки, а именно фортепианных сочинений, этот композитор оставил замечательные образцы.

Карл Мария фон Вебер вошел в историю музыки как основатель романтической немецкой оперы. В таком качестве память о нем увековечена даже в космосе: в честь персонажей его опер названы астероиды Эврианта, Реция, Прециоза, Фатме и Зубаида. Оперный жанр действительно занимает центральное место в его творчестве, которое, впрочем, не исчерпывается операми. Вебер был не только композитором – он выступал как дирижер и пианист, проявил себя как литератор.

Вебер происходил из семейства отнюдь не самого уважаемого (не случайно Леопольд Моцарт был недоволен женитьбой сына на представительнице этого рода) – и отец будущего композитора был вполне «достойным» представителем своей семьи: одаренный, но склонный к авантюрам, он успел побывать и художником, и спекулянтом, и солдатом, и чиновником, и музыкантом в странствующей труппе. Карл был шестым из его выживших детей, и отец, видя способности своих отпрысков, вознамерился сделать из них артистов. Карл с детства отличался слабым здоровьем, но это не мешало ему путешествовать вместе с семейной музыкально-драматической странствующей труппой. Детство его проходило за кулисами различных театров, его игрушками были предметы театрального реквизита.

Вебер-старший, которому не давали покоя лавры семейства Моцартов, заметил музыкальную одаренность своего сына и желал сделать его вундеркиндом. Первым учителем фортепианной игры стал для Карла старший брат Фриц, который постоянно кричал на него и даже бил мальчика, отец был не намного терпеливее, поэтому учеба не была успешной. Но в десятилетнем возрасте у Карла появился настоящий наставник – Петер Хойшкель, а позднее он учился у Михаэля Гайдна (брата великого композитора). Карл проявил композиторский дар, создав шесть фугетт, которые отец поспешил опубликовать.

В двенадцать лет Вебер чуть было не отказался от мысли стать композитором: по настоянию отца он начал писать оперу «Сила любви и вина», однако шкаф, где хранилась неоконченная партитура, сгорел самым таинственным образом (больше ни один предмет мебели в комнате не пострадал). Увидев в этом знак свыше, Карл отказался от композиции и занялся литографией, но любовь к музыке всё же взяла верх, и два года спустя была впервые поставлена его опера «Немая лесная девушка», а год спустя было завершено новое сочинение – «Петер Шмоль и его сосед», поставленная в 1802 г. в Аусбурге.

В последующие годы Вебер учился у Франца Лауски, а также у Георга Йозефа Фоглера. По рекомендации последнего он стал в 1804 г. капельмейстером оперного театра в Бреслау. Он постарался усовершенствовать работу театра: по-новому рассадил оркестр, добиваясь большей слитности звучания, упорядочил систему репетиций, настаивал на включении в репертуар только высокохудожественных произведений. Нововведения Вебера не вызывали понимания ни у артистов, ни у дирекции, ни у публики, привыкшей к легким развлекательным спектаклям.

Деятельность дирижера не мешала сочинять музыку. Вебер создавал песни и многочисленные пьесы для альта, валторны, скрипки и других инструментов, но самым значительным сочинением тех лет стала опера «Рюбецаль», основанная на немецкой сказке (из нее сохранились лишь четыре номера).

В 1806 г. Вебер покинул Бреслау и стал руководителем придворного оркестра принца Евгения Вюртембергского и за время службы успел создать две симфонии. Вскоре оркестр был распущен из-за начала войны, а Вебер по рекомендации принца стал личным секретарем его брата Людвига. Композитору пришлось вести счета, договариваться с купцами и ростовщиками и заниматься другими делами, абсолютно не свойственными ему. «Прочь отсюда… На простор… Поле деятельности художника – весь мир», – говорится в романе «Жизнь художника», над которым он начал работать в 1809 г. В то же время он приступил к сочинению двух опер – «Сильвана» и «Абу Гасан».

Служба при дворе Людвига Вюртембергского закончилась арестом по несправедливому обвинению. В тюрьме Вебер провел всего шестнадцать дней, но именно после этого он ощутил себя по-настоящему зрелым человеком. Как пианист он успешно концертировал в Мангейме, Франкфурте-на-Майне и других городах, создавал концертные пьесы для различных инструментов (особую любовь питал он к фаготу и кларнету), писал статьи и рецензии. Множество концертных поездок он совершил в 1811-1812 гг., но в 1813 г. война заставила его задержаться в Праге, где он несколько лет работал дирижером в оперном театре. Он развернул бурную деятельность – количество премьер, осуществляемых за один год, исчислялось десятками, времени для сочинения музыки оставалось мало. И все же некоторые произведения были написаны именно в те годы – например, сборник песен на стихи Теодора Кёрнера «Меч и лира».

С 1817 г. Вебер жил и работал в Дрездене. Здесь в Королевской драме ставились итальянские оперы и немецкие драмы – вопрос годами даже не ставился, поэтому в распоряжении Вебера оказались не певцы, а поющие актеры, итальянцы же в немецких операх выступали неохотно, да и языковой барьер создавал трудности. Но даже в таких условиях Веберу удавалось ставить оперы немецких композиторов. К дрезденскому периоду относятся две лучшие оперы композитора: в 1821 г. был написан « », а в 1822 – «Эврианта». Наибольший успех выпал на долю «Вольного стрелка».

В 1825 г. Вебер начал работать над оперой «Оберон» по заказу театра «Ковент-Гарден». Работа над нею неоднократно прерывалась из-за обострения заболевания легких, и все же в 1826 г. опера была завершена. Наряду с созданием оперы Вебер по условиям договора должен был дирижировать несколькими спектаклями и концертами. Он понимал, что при его состоянии здоровья поездка в Лондон станет сущим самоубийством, но он думал об интересах семьи: «Поеду я или не поеду, я в этом году умру, – говорил он. – Однако если я поеду, мои дети будут иметь пищу, когда их отец умрет».

Премьера «Оберона» в Лондоне прошла с большим успехом. Возвратиться на родину композитор не успел – он скончался и был похоронен в Англии. В 1844 г. стараниями Рихарда Вагнера прах композитора был перевезен в Дрезден, на церемонии захоронения звучал траурный марш, который Вагнер сочинил на мотивы из оперы «Эврианта».

Все права защищены. Копирование запрещено.



Рассказать друзьям