Визитная карточка островского. А.Н

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сон Обломова переносит нас в край, где он вырос, в деревню Обломовку. В Обломовку человеку живется уютно и он чувствует себя защищенным. Ничего там не будоражит человеческое сознание, во всем царит гармония.

Непременно, на широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала большое влияние природа того благословенного уголка земли, того чудного края - Обломовки.
То небо, которое “кажется ближе жмется к земле, чтоб уберечь избранный уголок от всяких невзгод ”; то солнце, которое “ярко и жарко светит там около полугода и потом медленно, точно нехотя, удаляется оттуда ”; те мягкие очертания отлогих холмов, “с которых приятно кататься, резвясь, на спине или сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце ”; то медленное неторопливое течение равнинных рек, которые “то разливаются в широкие пруды, то стремятся быстрой нитью, то чуть-чуть ползут по камушкам, будто задумавшись ”.
Природа здесь, как ласковая мать, заботится о тишине, размеренном спокойствии всей жизни человека. И с нею заодно особый “лад” крестьянской жизни с ритмичной чередой будней и праздников. И даже грозы не страшны, а благотворны там: они “бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда Ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе” . Ни страшных бурь, ни разрушений не бывает в том краю. Печать неторопливой сдержанности лежит и на характерах людей, взращенных русской матерью-природой.
Именно эта чудная русская природа способствовала развитию в Илюше таких качеств, как человечность, доброта, отзывчивость.
На формирование личности Обломова также сильно повлияло его воспитание. Ту безграничную любовь и ласку, которыми он с детства был окружен и взлелеян, подарила Илюше его мать. Она “осыпала его страстными поцелуями ”, смотрела “жадными, заботливыми глазами, не мутны ли глазки, не болит что-нибудь, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару”.
Мать возьмет голову Илюши, положит к себе на колени и медленно расчесывает ему волосы, любуясь мягкостью их и заставляя любоваться и других, разговаривает с ними о будущности сына, ставит его героем какой-нибудь созданной ею блистательной эпопеи ”.
Вероятно, эта чрезмерная любовь матери пагубно повлияла на Обломова. Но именно она воспитала в герое основные черты национального характера. Хотя в жизни Илюши фигурировала и няня, которая также сыграла огромную роль в становлении его личности. Она часто рассказывала ему сказки, различные предания, былины, выдуманные истории. Няня нашептывала ему о какой-то неведомой стороне, “где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока и где никто круглый год ничего не делает ”.
Но эти рассказы и сказки впоследствии пагубно сказались на Илюше. С самого детства воображение мальчика населялось странными призраками, боязнь и тоска засели надолго, может быть, навсегда в душу. Когда же он стал взрослым, и теперь еще, “оставшись в темной комнате или увидев покойника, он трепещет от зловещей, в детстве зароненной в душу тоски ”. И все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей и где не нужно ничего делать...
Труд был главным врагом обитателей Обломовки. Они “сносили его как наказание, наложенное еще на праотцев наших, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным ”. Такое отношение к труду воспитывалось и в Илюше. Стремление к самостоятельности, молодая энергия останавливались дружными криками родителей:
А слуги на что ?”. Вскоре герой и сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее.
Он был окружен чрезмерными заботами матери, следящей за тем, чтобы ребенок хорошо поел и не перетрудился на обучении у И. Б. Штольца. Она считала, что образование - не такая уж важная вещь, ради которой нужно худеть, терять румянец и пропускать праздники. Конечно, родители Обломова понимали важность и необходимость образования, однако видели в нем только средство продвижения по службе.
Вот в каких условиях сложилась апатичная, ленивая и трудная на подъем натура Ильи Ильича Обломова. Он боялся любых трудностей, ему лень было приложить даже малейшие усилия к решению не великих, а самых насущных проблем. Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь о его исходе и порядочности людей, которым поручалось дело. Он не допускал и мысли о возможности обмана: элементарная осмотрительность, не говоря уже о практичности, совершенно отсутствовали в натуре Обломова.
Примечание


· В Обломовке живут люди с патриархальным сознанием. « Норма жизни была готовой преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки... Как что делалось при отцах и дедах, так делалось и при отце Ильи Ильича, так, может быть, делается и теперь в Обломовке ». Оттого всякое проявление личной воли и интересов, даже самое простое, вроде письма, наполняет ужасом души обломовцев. Сон Обломова имеет большое значение в тексте. Нам раскрываются истоки души Обломова, мы узнаем о том, как шло становлении личности О. Так мы видим этапы развития неполноценной личности, что является одним из примеров, как неблагоприятная среда губит лучшие человеческие качества в самом их расцвете. И чтобы понять это, нужно обратиться к истокам формирования личности: к детству, воспитанию, окружению и, наконец, к полученному образованию.

В 1.850 году И. А. Гончаров закончил работать над первой частью романа «Обломов». Эпизод «Сон Обломова» был напечатан еще в марте 1849 года в «Литературном сборнике с иллюстрациями», изданном редакцией журнала «Современник». В конце 1850-х годов были дописаны вторая и третья части романа. Таким образом, «Сон Обломова» играет важную роль в структуре произведения, являясь в нем как бы отдельной частью, независимым вставным сюжетом. В одной из статей сам автор назвал этот эпизод «увертюрой всего романа». Что же нового для понимания романа открывает нам «Сон Обломова» ? Почему автор счел целесообразным поместить его в начале произведения, а не в конце? Попробуем разобраться (вызывает сомнение такая формулировка цели анализа. Цель анализа - установить подтекстовый смысл главы, ее связь с идеей произведения, а не только выявить особенности композиции романа).
В композиции романа заложены идейные установки автора, те проблемы, которые он стремился раскрыть в своем произведении (неудачная фраза - идейные установки и проблемы не могут быть заложены в композиции). В первой части романа в жизни героя совершенно отсутствует динамика, активная деятельность, и именно в эту часть автор поместил «Сон Обломова», который является «ключом» к раскрытию своего замысла (неправильное употребление притяжательного местоимения) и сути нового понятия, введенного Гончаровым, - «обломовщины». Описав в первой главе обычный день Обломова, Гончаров мастерски отразил всю жизнь героя, наполненную лишь постоянным желанием последнего отдохнуть на любимом диване. Со слезами на глазах Обломов спрашивает самого себя: «Отчего же это я такой?» Действительно, что же погубило героя - эту поэтическую натуру с «голубиной душой»? Ответ на этот вопрос кроется именно в «Сне Об- ломова» (фраза стилистически не выдержана).
Итак, сон главного героя переносит нас в «благословенный уголок земли» - деревню Обломовку - место, где Обломов провел детство и юность. Об этом уголке говорится, что там «нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого», то есть нет моря, гор, скал, пропастей и дремучих лесов. Все это могло бы причинить какие-то неприятности, неудобства обитателям края.
В этом райском уголке все пропитано любовью, нежностью, заботой. И. А. Гончаров утверждает, что, если бы, например, там было море, спокойствие было бы невозможно, не то что в Обломовке. Там (тавтология) тишина, спокойствие, нет никаких душевных терзаний, которые могли бы возникнуть из-за присутствия какой-либо стихии (стихия не может присутствовать). Все безмолвствует, как будто замерло во времени, в своем развитии. Все создано для удобства человека, для того, чтобы он себя ничем не утруждал. Природа там как бы составила себе расписание и строго следует ему.
В Обломовке «все идет обычным, предписанным природой общим порядком»: «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг...». И природа, и нравы деревенских жителей находятся в полной гармонии, слиты воедино («Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках!..»; «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю...»). Отсутствие в жизни обломовцев (неудачное словотворчество, лучше: обитателей Обломовки) страстей, волнений, глобальных событий, борьбы, полноценного движения формирует сознание этих людей, целиком погруженных в быт: «Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими...»; « Они знали, ...что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы, а далее уж начинался для них, как для древних, темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами...; там следовал мрак...». Таким образом, Обломовка предстает для ее обитателей своеобразным «центром мироздания», пространство вокруг которого носит не совсем определенный характер.
Наглядным примером этого является случай с мужиком в канаве, которому жители Обломовки отказались помочь только потому, что он был нездешний. Виден контраст между тем, как относятся люди друг к другу в этой деревне, с какой нежностью и участием они заботятся друг о друге, и тем, как они равнодушны к людям, которые живут вне их мира. Принцип, по которому они поступают, звучит примерно так - чрезмерная изолированность и боязнь всего нового.
Это в определенной степени сформировало позицию Обломова: «Жизнь достает». Он считает, что жизнь его везде «трогает», не дает спокойно существовать в своем маленьком мирке, герой не может понять, почему так происходит, ведь в Обломовке все по-другому. Эта привычка (неоправданное использование указательного местоимения; эта - какая?), состоящая в том, что жизнь возможна в изолированном от внешнего мира состоянии, сохраняется у него с детства на всю жизнь. Он (кто?) на протяжении всего своего существования пытается отгородиться от внешнего мира, от каких-либо его проявлений.
Не зря И. А. Гончаров описывает своего главного героя таким образом, что создается впечатление, что внешней жизни для Обломова не существует, как будто физически он уже умер: «Если бы не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было следов человеческого присутствия». Было очевидно, что Обломов старался создать такую же атмосферу, как в Обломовке, так как мебель в комнате стояла исключительно для того, чтобы «соблюсти видимость неизбежных приличий», а остальное все было создано для удобства.
Таким образом, самой характерной чертой всех обломовцев (и Ильи Ильича - в частности) становится неосознанный страх перед жизнью. Ярким подтверждением этого можно считать случай с письмом, которое родители Обломова получают от давнего знакомого.
Обитатели дома несколько дней не решались открыть его, пытаясь преодолеть чувство страха. Люди боялись, что нарушатся их спокойствие и безмятежность, ведь новости бывают не только хорошими, а главное, что внешний мир ворвется в их налаженную жизнь.
С малых лет Илюшу Обломова окружала атмосфера бездействия, и всяческое стремление ребенка к какой-либо деятельности постоянно подавлялось родителями и няней. Обло- мовцы «сносили труд как наказание... и где был случай, всегда от него избавлялись».
Какой же характер сформируется у ребенка, если в его родном краю забота о пище - «первая и главная жизненная ценность», да и послеобеденный сон приобретает характер не традиции, но культа?
Родителей Обломова автор описывает с иронией: «Сам Об- ломов-старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе»; «И жена его сильно занята: она часа три толкует с Аверкой, портным, как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку...».
Не утруждаясь чтением, Обломовы большого значения не придавали и учебе сына, считая, что учиться ему нужно только для того, чтобы по окончании учебного заведения получить аттестат, «в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства». Обломовы мечтали о «шитом мундире» для сына, мать воображала Илюшу даже губернатором, но всего этого хотелось достичь, не прикладывая особых усилий.
На основе сказок и преданий, которые «не над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми до конца жизни сохраняют свою власть», у мальчика сформировалось радужное представление о будущей жизни: служба «представлялась ему в виде какого-то семейного занятия». Увы, результатом полученного в Обломовке воспитания стали разочарование в жизни, неспособность к труду, гордость барского существования (пышное, но невнятное определение). В Обломове постепенно угасают духовные потребности, порывы, в нем развилась лишь мечтательность, объекты которой (нарушена лексическая соче-

Таемость: объекты мечтательности) удается воплощать в реальность не ему самому, а его другу - Штольцу.
Не случайно «Сон» помещен не в конце романа, а в его I части. Это помогает нам понять суть обломовщины - мировоззрения, становящегося образом жизни, и, следя за поступками и поведением героя в последующих главах, наблюдать за «падениями» и «взлетами» его жизненных стремлений. Таким образом, во «Сне Обломова» автор с потрясающей убедительностью показал все условия, приведшие главного героя к духовному краху, и «переложил» часть вины Обломова на общество, в котором живет (лучше: сформировался) герой.
Рецензия. В работе достаточно глубоко проанализирован «Сон Обломова», отражена попытка связать текст главы с основной идеей произведения. На наш взгляд, автор слишком большое внимание уделяет вопросу о месте «Сна» в композиции романа. Вывод поэтому получился неполный, в нем не отражены все положения, изложенные в самой работе. Не получили в сочинении дальнейшего развития прозвучавшие во вступлении мысли об относительной самостоятельности главы. В целом работа оставляет хорошее впечатление: автор показал умение мыслить и подтверждать свои рассуждения цитатным материалом.

Дата 26.10.2016 г.

Класс 10 Б

Урок литературы

Тема урока: «Сон Обломова»

Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия); работа над развитием связной речи учащихся, выразительным чтением, воспитание в детях активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое будущее.

Цель учеников:

Оборудование : портрет И.А.Гончарова, презентация Microsoft PowerPoint, фрагмент фильма «Сон Обломова», выставка книг И.А.Гончарова

I. Вводный этап:

Слово учителя: Здравствуйте! Садитесь! Мы продолжаем изучать произведение Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Сегодня нам предстоит познакомиться с очень значимой в контексте романа главой, которая носит название «Сон Обломова». Какие цели вы должны достигнуть, по-вашему мнению, сегодня на уроке? (ответ учеников). Кроме того, мы выясним композиционную особенность его использования, выявим черты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера Ильи Ильича .

II. Анализ произведения:

Учитель: Вспомним, о чём говорит название произведения?

Ученик: Имя главного героя, вынесенное в название, подчёркивает особенность его места в поэтическом мире произведения, подчёркивается тот интерес, который представляет именно его жизненная позиция для автора.

Учитель: Где эта позиция, суть отношения героя к миру выявлены наиболее полно?

Ученик: В главе «Сон Обломова».

Учитель: Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

Ученик: у А.С. Пушкина «Евгений Онегин» - сон Татьяны; у А.С.Пушкина «Капитанская дочка» - сон Петруши Гринева; в «Балладах» В. Жуковского.

Учитель: А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

Ученики: 1. Сон - как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон - как идиллия, мечта.

3. Сон - как предвидение будущего.

Учитель: Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?

Ученики: 1. Сон - выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон - символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.

2. Сон - показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.

I. Анализ произведения:

Слово учителя: А теперь перейдем к рассмотрению «Сна». Сейчас мы с вами услышим описание Обломовки, которым открывается «Сон». Давайте попробуем в нем найти значимые слова, эпитеты (определения, придающие выражению образность и эмоциональность), которыми автор передает свое отношение к этому месту.

Художественное чтение отрывка учеником:

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

(Учащиеся выделяют эпитеты и значимые слова: благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно).

Учитель: Сделайте вывод о том, чем было это место в жизни Обломова.

Ученики: Это идеальное место, рай для Обломова.

Слово учителя: А сейчас обратимся с вами к реальной жизни в Обломовке. И посмотрим, действительно ли все в ней так идеально, как представлено в описании.

Для того чтобы вспомнить ключевые аспекты жизни обломовцев, мы посмотрим фрагменты из фильма Н. Михалкова «Шесть дней из жизни Обломова». В процессе просмотра необходимо будет найти положительные и негативные моменты в обломовской жизни. Чтобы легче было выполнить данное задание, я предлагаю вам обратить внимание на следующие аспекты:

    Картина мира.

    Философия жизни.

    Воспитание ребенка.

Ответить на вопрос: «Действительно ли мы можем назвать Обломовку раем и почему?»

Просмотр эпизодов из фильма: Любопытство Илюши. Бесхозяйственность обломовцев.

Физкультминутка

Учитель: Какова композиция этой главы? Из скольких частей она состоит (условно)? Как вы это определили?

Ученики: «Сон Обломова» состоит из 4-х частей:

    «Благословенный уголок земли» (экспозиция).

    Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира.

    Чудесная страна. Сказки няни.

    Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь).

1.В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? 2.Зачитайте описание утра, приснившегося Обломову? 3.Каков полдень, вечер Обломова? 4.С какой целью автор использует пейзаж? 5. Каким предстает перед нами мальчик Илюша? 6. Какими предстают Обломовка и ее жители? 7. С какими героями знакомит нас автор?

Учитель: Как такое расположение частей главы романа помогает понять характер героя?

Ученики: Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя: показать истоки характера героя; как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование характера главного героя. Перед тем как перейдем к аспектам произведения, прослушаем выступление Гисматуллина Рамазана о распорядке дня обломовцев.

Учитель: Назовите, пожалуйста, «Девиз» обломовцев?

Ученики: «День прошёл и слава богу».

Учитель: А теперь перейдем к аспектам произведения, к положительным и отрицательным сторонам обломовской жизни:

Положительные моменты обломовской жизни

Отрицательные моменты обломовской жизни

Картина мира

1. Единение людей с природой, природа человекоподобна, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

Философия жизни.

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».

1. Доклад ученика «Распорядок дня обломовца». Из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.

2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».

Воспитание ребенка

1. Любовь матери.

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

3. Воспитание Обломова «по-обломовски»

    Слово учителя: Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь.

Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?

Николай Александрович Добролюбов : «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»

Александр Васильевич Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственных болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Учитель: В чём разгадка характера героя, предложенная автором? Черты человека формируются в детстве. Чистая, нежная душа Обломова, его «голубиная» кротость берут истоки в Обломовке. Но лень и беспомощность – тоже оттуда. Вот почему так важна для нас эта ключевая глава романа.

Рефлексия. Что вы узнали нового на этом уроке? Какие выводы можете сделать для себя?

IV . Домашнее задание. Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4)

Учитель: Благодарю всех за активную работу, сегодня все получают «5». Урок закончен. До свидания!

Цель учеников: 1. Развивать умение аналитической работы с текстом художественного произведения.

2. Научиться анализировать образ литературного героя.

3. Воспитывать сочувственное понимание сильных и слабых сторон личности.

4. Обогащать словарный запас и совершенствовать навыки культуры речи

Величайший русский драматург Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке.

Начало пути

Отец Александра Николаевича окончил сначала Костромскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию, но в итоге работать стал, говоря современным языком, адвокатом. В 1839 году получил дворянский чин.

Мама будущего драматурга была дочерью младших церковных служащих, умерла, когда Александру не было и восьми лет.

Семья была обеспеченной и просвещённой. Много времени и средств тратилось на обучение детей. Уже с детства Александр знал несколько языков и много читал. С раннего возраста он почувствовал желание писать, но отец видел его в будущем только юристом.

В 1835 году Островский поступает в 1-ю Московскую гимназию. Через 5 лет - становится студентом юридического факультета в Московском университете. Будущая профессия его не привлекает и может быть, поэтому конфликт с одним из преподавателей становится поводом для ухода из учебного заведения в 1843 году.

По настоянию отца Островский служил сначала писцом в московском Совестном суде, затем в Коммерческом (до 1851 года).

Наблюдение за клиентами отца, затем за историями, разбиравшимися в суде, дало Островскому богатейший материал для будущего творчества.

В 1846 году Островский впервые задумывается о написании комедии.

Творческие успехи

Литературные взгляды его складываются ещё в студенческие годы под влиянием Белинского и Гоголя - Островский сразу и бесповоротно решает, что будет писать только в реалистичной манере.

В 1847 году в соавторстве с актёром Дмитрием Горевым Островский пишет первую пьесу «Записки замоскворецкого жителя». В следующем году его родные переезжают жить в родовое имение Щелыково в Костромской губернии. Александр Николаевич тоже посещает эти места и остаётся под неизгладимым впечатлением от природы и волжских просторов на всю жизнь.

В 1850 году Островский публикует свою первую большую комедию «Свои люди - сочтёмся!» в журнале «Москвитянин». Пьеса имеет большой успех и восторженные отзывы литераторов, но запрещается к повторному изданию и постановке по жалобе купцов, отправленной непосредственно императору. Автора уволили со службы и отдали под надзор полиции, который был снят только после восшествия на престол Александра II. В первой же пьесе Островского проявились основные черты его драматургических произведений, которые были характерны для всего творчества в дальнейшем: умение через личный и семейно-бытовой конфликт показать наиболее сложные общерусские проблемы, создать запоминающиеся характеры всех персонажей и «озвучить» их живой разговорной речью.

Положение «неблагонадёжного» ухудшило и без того непростые дела Островского. С 1849 года он без благословения отца и, не венчаясь в церкви, стал проживать с простой мещанкой Агафьей Ивановной. Отец полностью лишил сына материальной поддержки, и финансовое положение молодой семьи было тяжёлым.

Островский начинает постоянное сотрудничество с журналом «Москвитянин». В 1851 году публикует «Бедную невесту».

Под влиянием главного идеолога журнала А.Григорьева в пьесах Островского этого периода начинают звучать не столько мотивы обличения сословного самодурства, сколько идеализации старинных обычаев и русской патриархальности («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и другие). Такие настроения уменьшают критичность произведений Островского.

Тем не менее, драматургия Островского становится началом «нового мира» во всём театральном искусстве. На сцену выходит простая будничная жизнь с «живыми» персонажами и разговорным языком. Большинство актёров принимают новые пьесы Островского с восторгом, они чувствуют их новизну и жизненность. С 1853 года почти каждый сезон в московском Малом театре и петербургском Александринском в течение 30 лет появляются новые пьесы Островского.

В 1855-1860 годах драматург сближается с революционерами демократами. Он переходит в журнал «Современник». Главным «событием» пьес Островского этого периода становится драма простого человека, противостоящего «сильным мира сего». В это время он пишет: «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Гроза» (1860).

В 1856 году по указанию великого князя Константина Николаевича лучших российских писателей отправляют в командировку по стране с заданием описать промышленное производство и быт различных областей России. Островский едет на пароходе от верховьев Волги до Нижнего Новгорода и делает множество записей. Они становятся настоящими энциклопедическими заметками по культуре и экономике края. При этом Островский остаётся художником слова - многие описания природы и быта переносятся им в свои произведения.

В 1859 году вышло первое собрание сочинений Островского в 2-х томах.

Обращение к истории


Дом-музей: А.Н.Островского.

В 60-е годы Александр Николаевич обращает особый интерес в сторону истории и завязывает знакомство с известным историком Костомаровым. В это время он пишет психологическую драму «Василиса Мелентьева», исторические хроники «Тушино», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» и другие.

Не прекращает создание бытовых комедий и драм («Тяжёлые дни»-1863, «Пучина»-1865 и др.), а также пьес сатирической направленности о жизни дворянства («На всякого мудреца довольно простоты»-1868, «Бешеные деньги»-1869, «Волки и овцы» и др.).

В 1863 году Островского награждают Уваровской премией, присуждаемой за исторические сочинения, и избирают членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

Следующий год радует его рождением первого сына - Александра. Всего Островский станет отцом шестерых детей.

С 1865-1866 года (точная дата не определена) Александр Николаевич создал в Москве Артистический кружок, из которого впоследствии выйдет множество талантливых деятелей театра. В 1870 (по другим данным - в 1874) году в России организуется Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, руководителем которого драматург останется до конца жизни. В этот период в доме у Островского перебывает весь цвет русского культурного общества. И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, П.М.Садовский, М.Н.Ермолова, Л.Н.Толстой и многие другие выдающиеся личности современности станут его искренними друзьями и приятелями.

В 1873 году Александр Николаевич Островский и молодой композитор Пётр Ильич Чайковский за несколько месяцев напишут удивительную по красоте слога и звучанию оперу «Снегурочка», созданную на основе народных сказок и обычаев. Своим творением и драматург и композитор будут гордиться всю жизнь.

С театром - до конца

В последние годы жизни Островский часто обращается к женским судьбам в своих произведениях. Он пишет комедии, но больше - глубокие социально-психологические драмы о судьбах духовно одарённых женщин в мире практичности и корысти. Выходят в свет « Бесприданница», «Последняя жертва», «Таланты и поклонники» и др.пьесы.

В 1881 году при дирекции имперских театров организуют специальную комиссию для создания новых законодательных актов по работе театров по всей стране. Островский принимает самое деятельное участие в работе комиссии: пишет множество «записок», «соображений» и «проектов» на тему организации работы в театрах. Благодаря ему принимаются многие изменения, которые значительно улучшают оплату актёрского труда.

С 1883года Островский получает от императора Александра III право на ежегодное пенсионное обеспечение в размере трёх тысяч рублей. В этом же году выходит последний литературный шедевр Александра Николаевича - пьеса «Без вины виноватые» - классическая мелодрама, поражающая силой характеров своих героев и впечатляющая сюжетом. Это был новый всплеск великого драматургического таланта под влиянием запоминающейся поездки на Кавказ.

Через 2 года Островского назначают заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Драматург старается сформировать в стране новую школу реалистичной игры, выдвигая на первый план самых талантливых актёров.

Островский работает с театральными деятелями, в голове у него множество задумок и планов, он занят переводами зарубежной (в т.ч.античной) драматической литературы. Но здоровье его подводит всё чаще. Организм истощается.

2(14) июня 1886 года в имении Щелыково Александр Николаевич Островский умирает от стенокардии.

Похоронен на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

Похороны осуществлялись на средства, предоставленные Александром III. Вдове с детьми была назначена пенсия.

Интересные факты об Островском:

С детства драматург знал греческий, французский и немецкие языки. Позднее выучил английский, итальянский и испанский.

Пьесу «Гроза» цензура пропустила не сразу. Но она понравилась императрице, и цензор пошёл автору на уступки.

Александр Николаевич Островский по праву считается одним из самых известных драматургов России. Этот великий человек не только стоял у истоков становления русской драматической школы, но и был учителем знаменитых К.С. Станиславского и М.А. Булгакова. Биография А.Н. Островского интересна в той же степени, что и его творческая деятельность.

Александр Николаевич родился в богатой московской купеческой семье 12 апреля 1823 года. Его мать умерла, когда мальчику едва исполнилось 7 лет. Его мачеха, небезызвестная баронесса Эмилия Андреевна фон Тессин, с полной отдачей вложилась в воспитание и образование юного Александра и его братьев. Мало кто знает, что Александр Николаевич с раннего детства знал немецкий, французский и даже греческий языки. Будучи уже взрослым человеком он дополнительно выучил английский, испанский и итальянский языки. Воистину, талантливый человек талантлив во всем!

В 17 лет Островский поступает в Московский университет, но из-за конфликта с преподавателем бросает учебу на третьем курсе университета. Возможно, данный решительный шаг и повлиял на дальнейшее профессиональное становление Александра Николаевича.

В 1850 году выходит «Свои люди – сочтемся!», — первая пьеса Островского, принесшая ему славу и известность на просторах Российской империи. Несмотря на колоссальный успех, выход пьесы в свет чуть не поставил крест на дальнейшей карьере великого русского драматурга. Вызвав бурный резонанс среди бюрократов, недовольных обличительным характером пьесы, Островский был отстранен от государственной службы, был признан неблагонадежным и в течение 5 лет находился под строгим надзором полиции. Интересно, что такая же учесть могла и ожидать еще одно известное произведение драматурга. Речь идет о великой пьесе «Гроза», которая вообще могла бы не выйти свет и не обогатить культурный багаж России, если бы не Императрица, благосклонно отнесшаяся к произведению. Воля царицы и определил судьбу как произведения, так и его автора.

Будучи представителем высшего сословия, А.Н. Островский необыкновенно четко описывал обычаи и нравы простых людей. Не в последнюю очередь в этом сыграла его первая жена, происходящая из простого рода. Отец и мачеха Островского, считая такой союз ошибочным, были против брака сына с женщиной из более низкого сословия, поэтому драматург и Агафья Ивановна (так звали первую жену писателя) на протяжении 20 лет жили в неофициальном браке. У пары было 5 детей, ни один из которых не дожил до сознательного возраста. Со второй женой драматург обвенчался спустя 2 года после смерти Агафьи Ивановны. От этого брака у него родилось шестеро детей – две дочери и четверо сыновей.

Мало кто знает, что опера «Снегурочка», одно из самых известных произведений П.И. Чайковского, является результатом совместной деятельности великого композитора с известным драматургом. Опера «Снегурочка» основана на преданиях, обычаях и народных сказок.

Будучи родоначальником современного театра, драматург сыграл большую роль в становлении Станиславского. По сути, он является основоположников современного искусства актерской игры. Александр Николаевич основал свою школу, где учил актеров играть, проживая эмоции: выразительно, эмоционально и достоверно. Его метод сыскал огромную популярность, хотя и находились противники данной методики. Так, знаменитый М.С. Щепкин был одним из главных критиков данной техники игры.

Островский был уникальным человеком. В настоящее время он был бы признан гением. Посудите сами, полиглот, драматург и основоположник современного театрального искусства. Да, как говорится «таких сейчас не делают».

Островский биография интересная информация кратко.



Рассказать друзьям