Воск, кровь, корона и революция: удивительная история мадам Тюссо. Музей мадам Тюссо в Лондоне (восковые фигуры)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


Анну-Марию Тюссо называют женщиной, оживившей историю. Ее музей восковых фигур знают во всем мире, во многих городах есть его филиалы. Но мало кто знает о том, с чего все начиналось, и что побуждало молодую женщину сотрудничать с палачами и лепить маски казненных роялистов, революционеров и преступников.



В официальной биографии мадам Тюссо указано, что ее отец был военным, погибшим за 2 месяца до рождения дочери. Обычно о том, что в роду ее отца все мужчины были палачами, не упоминается. Но отец Анны-Марии Йозеф Гроссхольц не пошел по стопам своих предков, он действительно был солдатом. Однако его дочери довелось иметь дело с палачами на протяжении всей жизни.



Анна-Мария родилась в 1761 г. во Франции, позже они с матерью переехали в Швейцарию. Там мать Анны устроилась работать экономкой к известному скульптору Филиппу Кёртису. Сначала он изготавливал анатомические модели из воска в медицинских целях, а затем занялся созданием портретов и фигур. Восковые скульптуры пользовались спросом и приносили их изготовителю немалые доходы. Вскоре Кёртис начал создавать восковые портреты членов королевской семьи, переехал в Париж и открыл собственное ателье. Анна-Мария часами наблюдала за работой мастера и вскоре сама решила попробовать лепить. Она стала ученицей и помощницей скульптора, и уже в 17 лет создала свою первую самостоятельную работу – бюст Вольтера. Работу выставили в витрине мастерской, и люди толпились у окон целыми днями.



В 1779 г. Анна-Мария получила приглашение обучать сестру короля Елизавету своему мастерству. В течение следующих 10 лет она оставалась придворным скульптором, до тех пор, пока не началась Великая французская революция. Женщину как пособницу роялистов кинули за решетку и собирались казнить, но в последний момент помиловали. Ей предложили сделать посмертные маски казненных Людовика XVI и Марии-Антуанетты.



Сотрудничество с революционерами было вынужденным – в случае отказа ее бы саму лишили жизни. В коллекции становилось все больше и больше фигур казненных жертв революции. Ее знали все парижские палачи, позволявшие снимать маски со своих жертв при жизни и остригать им волосы после казни. «Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива», – говорила она. Ей приходилось лепить и маски преступников, и тогда у нее появилась идея: не показывать их поодиночке, а выстраивать сюжетную композицию преступления. Это стало первым шагом к созданию музея.





В 1795 г. женщина вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Из-за пристрастия мужа к азартным играм и алкоголю брак не продержался долго, и Анна-Мария уехала в Великобританию. Там она пополнила свою коллекцию восковыми фигурами английских политиков и устраивала выставки в разных городах. Впоследствии она получила британское гражданство и в 74 года открыла стационарный музей в Лондоне. Все самые знаменитые люди эпохи были увековечены мадам Тюссо, и люди толпами посещали экспозиции.



Даже будучи известной и состоятельной дамой, Тюссо продолжила сотрудничество с палачами – чтобы изготавливать посмертные маски серийных убийц и известных преступников. Так в музее появилась «комната ужасов» с их фигурами и скульптурами жертв французской революции. Иногда мадам Тюссо самостоятельно проводила экскурсии для посетителей. В комнате с гильотиной и фигурами казненных французов она говорила: «По приказу вождей революции мне приходилось делать восковые слепки с голов, брошенных палачом в корзину. Только что отсеченных вот этим орудием. Но они все мои друзья, и я бы хотела не расставаться с ними».



Музей Тюссо продолжил собственную жизнь и после смерти основательницы, он пополнялся новыми экспонатами и открывал филиалы по всему миру. Его история заслуживает отдельного внимания:

Мария Гросхольц, которую мы знаем как мадам Тюссо, осталась без отца, еще не успев появиться на свет. Он погиб в 1761 году на Семилетней войне за два месяца до рождения долгожданной дочери. Мать, Анна Гросхольц, горевала недолго. Не прошло и полугода после смерти мужа, как она закрутила роман с Филиппом Кюртюсом, у которого работала помощницей по хозяйству. Он был младше ее на двадцать с лишним лет и занимался совершенно необычной для того времени наукой — анатомией. Вскоре Анна вместе с годовалой дочерью переехала в Париж вслед за Кюртюсом, где тот начал осваивать неизвестное доселе ремесло: открыл лавку и занялся изготовлением на заказ небольших бюстов из воска. За его работой наблюдала маленькая Мария. Филипп не только заменил ей отца, но и стал ее первым и единственным наставником и в жизни, и в работе.

Смерть Вольтера на удачу

Мария не получила должного образования и в отличие от большинства девушек той эпохи не тяготела к музыке и рукоделию. Долгие зимние вечера она проводила в мастерской Кюртюса, понемногу обучаясь необычному искусству. Однажды она в очередной раз спешила в лавку Филиппа, но по дороге неожиданно столкнулась с ним. Отчим схватил девушку за руку и потащил на улицу Бон, где, по его словам, остановился великий Вольтер. Далекая от политической деятельности семнадцатилетняя Мария плохо представляла, о ком говорит Кюртюс, но благоговейно внимала ему: «Нам очень повезло, что Вольтер согласился позировать. Это будет твой первый урок по моделированию лица».

Спустя три месяца знаменитый мыслитель скоропостижно скончался. Уже на следующее утро после его смерти восковой бюст был выставлен в витрину лавки Филиппа, и это привлекло внимание парижан. С этого дня их бизнес стал идти гораздо лучше. Мария училась восковому моделированию, вела бюджет магазина, занималась поиском выгодных предложений. Она взяла на себя обязанности по размещению и освещению фигур в галерее, занималась закупкой материалов… Кюртюс уже тогда понимал, что Мария — настоящее сокровище и достойная смена, и ему не надо было думать о наследниках.

Популярное

Посмертные маски великих друзей

Вскоре в жизни мадемуазель Гросхольц настал новый этап: ее пригласили в Версаль, чтобы заниматься художественным образованием Елизаветы, сестры короля Людовика XVI. В сравнении с той жизнью, которую Мария вела до сих пор, существование при дворе казалось легким и ярким. Не нужно было считать каждую копейку, бегать по Парижу в поисках самого дешевого воска или договариваться с палачами о поставке волос с голов казненных. Но счастье длилось недолго: с началом Великой французской революции Париж в одночасье стал столицей хаоса. Революционеры захватили Версаль и арестовали Марию, обвинив в роялизме. Ей грозила смертная казнь. Впрочем, судьба ее хранила: новое правительство предложило художнице сделать посмертные маски с казненных на гильотине Марии-Антуанетты и Людовика XVI. Девушка понимала: или она будет снимать слепки с убитых друзей, или скоро в чьих-то руках окажется и ее голова. Она стала сотрудничать с революционерами. С ужасом она снова и снова бралась за работу, а ее коллекция стремительно пополнялась фигурами казненных. «Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива», — рассказывала Мария.


Кровавые слепки с истории Франции

По воле случая она оказалась в одной камере с Жозефиной Богарне, будущей женой Наполеона и императрицей Франции(потом она попросит ремесленницу создать фигуру своего великого мужа). Уроки Кюртюса не прошли даром: Мария уговорила Робеспьера стать моделью. Она понимала, что совсем скоро вождь революции станет частью истории Франции. Эта скульптура привлекла внимание к творчеству Марии. И не только зрителей, но и новых заказчиков: ей удалось снять слепки с лиц Дантона, Демулена, Эбера и даже Марата — правда, уже мертвого. В день его убийства девушка сидела в мастерской и подсчитывала расходы за прошедший месяц. Вдруг распахнулась дверь, вошли несколько представителей власти и потребовали следовать за ними, взяв необходимое для работы. Окровавленный Марат еще лежал в ванне, Мария поспешно делала свою работу и одновременно внимательно рассматривала задержанную стражей его убийцу Шарлотту Корде, стараясь как можно точнее запомнить черты ее беспристрастного лица, чтобы потом создать ее восковую копию. Именно тогда у художницы родилась идея: не выставлять фигуры героев трагической сцены поодиночке, а выстроить сюжетную экспозицию. Это и стало первым шагом к созданию принесшего ей славу музея.

Мария становится Тюссо

Через несколько лет после этих событий умер Кюртюс, и Мария унаследовала его дело. А вот о семейной жизни она задумалась, только разменяв четвертый десяток. В 1795 году Мария вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Она родила двоих сыновей: Жозефа(по некоторым свидетельствам, он был назван в честь Жозефины) и Франсуа, а также прославила фамилию мужа на весь мир. Однако счастливого брака не сложилось: месье Тюссо оказался картежником. Мария приносила в семью деньги, он их проигрывал. Это всё чаще и чаще приводило к скандалам и конфликтам, о былой любви уже не шло и речи. Мадам Тюссо долго терпела, однако всему есть предел. И она решилась на отчаянный шаг: собрала вещи и покинула дом мужа. На косые взгляды окружающих она решила не обращать внимания, отвезла младшего сына к матери, а вместе со старшим отправилась в путешествие по Британским островам.

Одинокая, смелая и талантливая

Художница пополняла свою коллекцию фигурами английских политических деятелей и показывала ее в Великобритании, где быстро заработала безупречную репутацию. Приезд мадам Тюссо становился долгожданным событием для многих городов великой монархии. Но испытания на ее жизненном пути еще не закончились: корабль, перево­зивший экспонаты в Ирландию, попал в шторм. Некоторые фигуры удалось спасти, но большинство из них не подлежало восстановлению или утонуло. Однако, даже потеряв значительную часть коллекции, мадам Тюссо не упала духом и со временем востановила её по сохранившимся муляжам. После смерти матери Тюссо забрала младшего ребенка и окончательно переехала в Лондон. Она получила британское гражданство и основала музей на знаменитой Бейкер-стрит.


Как попасть к мадам Тюссо? Быть королевой!

Со временем быть частью коллекции мадам Тюссо стало невероятно престижно, ее новыми персонажами становились самые знаменитые люди эпохи: сэр Вальтер Скотт, лорд Байрон, адмирал Нельсон… Снова и снова изготавливая слепки и маски, семидесятилетняя мадам Тюссо понимала, что годы берут своё. И всё, чего ей хотелось теперь, — увидеть счастливую семейную жизнь сыновей. В конце концов судьба вознаградила Тюссо за пережитые страдания: ее старший сын женился, у него родились трое детей. Вдохновленная гордым званием бабушки, Мария начала лепить из воска известных всему миру детей — принцев и принцесс. Самым знаменитым экспонатом новой коллекции стала фигура будущей королевы Виктории, которая посетила музей в 13 лет, а через 4 года взошла на британский престол.

Музей мадам Тюссо и Лондонский Планетарий

Музей мадам Тюссо (фр. Madame Tussauds ) - музей восковых фигур вЛондоне , имеющий филиалы вАмстердаме ,Лас-Вегасе ,Копенгагене ,Нью-Йорке ,Гонконге иБерлине . Он был учреждёнскульптором Марией Тюссо.

Мария Тюссо (1761 -1850 ), девичья фамилия Гросхолтц, ее мать работала экономкой у доктора Филлипа Кёртиса, занимавшегося восковыми моделями. Он обучил Марию Тюссо искусству по работе с воском. В1765 году он сделал восковую фигуруМарри Жанны Дюбари , любовницыЛюдовика XV . Первая выставка восковых работ Филлипа Кёртиса состоялась в1770 году и пользовалась большим успехом. В1776 году выставка состоялась вПале-Рояль вПариже . Следующая выставка на бульваре Дю-Темпль (фр. Boulevard du Temple ) в1782 явилась предшественникомКабинета Ужасов .

В 1777 году Мария Тюссо создаёт свою первую восковую фигуру (Вольтер ), а затем последовалиЖан-Жак Руссо ,Бенджамин Франклин . Во время французской революции она сделала посмертные маски королевской фамилии. После смерти в1794 Филлипа Кёртиса его коллекция переходит к Марии Тюссо. В1802 году Мария Тюссо переезжает вЛондон . В связи с англо-французской войной Мария Тюссо и её коллекция не могут вернуться во Францию и она вынуждена была путешествовать по Великобритании и Ирландии. В1835 году была учреждена первая постоянная выставка наБейкер-стрит вЛондоне .

Одной из центральной части её музея был Кабинет Ужасов . Часть выставки включала жертв французской революции, фигуры убийц и других преступников.

Со временем коллекция пополнилась фигурами других знаменитых людей, таких как адмирал Нельсон ,Вальтер Скотт .

В 1884 году коллекция переезжает на Marylebone Road. А в1925 году пожар уничтожил многие фигуры. К счастью, формы не пострадали, и фигуры были реконструированы.

Восковая фигура Адольфа Гитлера

В 2000 году было открыто представительство музея в Гонконге .

========================================

Мари Тюссо

Mary Tussaund

01.12.1761 Года [Страсбург] - 16.04.1850 года [Лондон], Франция

На днях дубайская государственная инвестиционная компания Dubai International Capital приобрела Tussauds Group, в которую входят и знаменитые галереи восковых фигур мадам Тюссо. Сама мадам Тюссо и представить не могла, что ее детище переживет ее более чем на полтораста лет и в конце концов попадет к арабам. Незаконнорожденная дочь служанки, Мари Гросхольц учила изящным искусствам сестру последнего французского короля. Ее жизнь была плотно связана с палачами - они поставляли ей отрубленные головы для снятия посмертных масок. Но, разочаровавшись в любви и революции, она навсегда покинула Францию. И несмотря на богатство, купила собственный дом только в 74 года.

Лев Синебрюхов, http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art_oo/id_art-916898

Воспитанница анатома

В 1802 году от начала Великой французской революции прошло лишь 13 лет, но во Франции уже зарождалась новая монархия, во главе которой встанет император Наполеон. В том же году содержательница передвижной выставки восковых бюстов и фигур мадам Тюссо навсегда покинула бурный Париж. Во Франции она оставляла все свои связи и мужа. С собой она везла свою выставку, двух сыновей - двух и четырех лет - и письмо на имя главного палача Эдинбурга Джона Вильямса. В нем верховный палач Парижа просил своего шотландского коллегу сердечно принять у себя мадам Тюссо и помочь ей снимать посмертные маски с тел казненных. Эта рекомендация открыла француженке дорогу к самым известным преступникам Британской короны и к всемирной славе, уже пережившей ее на полтора века.

Родилась Мари Гросхольц 1 декабря 1761 года в Страсбурге. Ее родители были родом из Швейцарии. Отец Иоганн-Жозеф промышлял изготовлением гравюр, а мать Анна-Мария служила прислугой. Пикантность рождению Мари придает тот факт, что она появилась на свет, пока Иоганн-Жозеф воевал в одной из армий в Семилетней войне 1756-1763 годов. Впрочем, никаких семейных сцен за этим не последовало - муж с войны не вернулся. После положенного траура Анна вышла за муж еще раз и сменила фамилию на Саверни. Но вскоре ее второй муж умер. К этому моменту Анна-Мария работала экономкой в доме Филиппа Кюртэ - врача, промышлявшего изготовлением гипсовых и восковых масок. На третий брак вдова не решилась и скромно сожительствовала с господином Кюртэ до конца жизни.

Из Страсбурга Кюртэ вместе с семьей Гросхольц перебрался в Берн, где Мари провела детские годы. Затем они переехали в Париж, где доктор окончательно забросил врачебную практику и полностью сосредоточился на создании восковых скульптур.

История восковой скульптуры насчитывала к тому времени не одно столетие. Еще древние римляне делали из воска посмертные маски и держали их дома. В средневековой Европе восковыми статуями святых украшали храмы. Филипп Кюртэ внес свою лепту в развитие этого искусства, приспособив его к нуждам живых. В те времена фотография еще не была изобретена, а портрет или бюст у художника стоили дорого и были не каждому по карману. А Кюртэ за сходную цену запечатлевал заказчиков в миниатюрных восковых бюстах. Для большего реализма бюсты одевали в кружева и сюртуки. К работе была привлечена и маленькая Мари. Сначала она шила одежду для фигурок, потом помогала делать эскизы клиентов. Скоро Кюртэ заметил в ней явный талант художника и с отеческой теплотой обучал девочку всему, что знал в искусстве сам.

Фигурки бывшего анатома становились все популярнее. Прибыли от заказов хватало, чтобы арендовать дом в престижном аристократическом районе Парижа. Во время бракосочетания будущего короля Франции Людовика XVI с Марией-Антуанеттой в 1771 году вдохновленный Филипп Кюртэ слепил из воска портреты новобрачных и выставил их в своей лавке. Успех предприятия превзошел все ожидания. Посмотреть на бюсты августейших супругов народ стекался толпами. Это и натолкнуло Кюртэ на мысль создать коллекцию фигурок знаменитостей.

Ее подготовка заняла несколько лет. И поздней осенью 1776 года весь Париж был увешан афишами: "Посетите восковой театр знаменитого доктора Кюртэ! Потрясающая выставка! Все фигуры - как живые: бал в Версале! Смерть Клеопатры! Многие знаменитые личности в полный рост: герцог Орлеанский, господин министр Фулон, философ Руссо, поэт Мольер и многие другие". Мари продавала билеты на выставку. Фигуры сразили парижан наповал. Центральной фигурой выставки стал сам король. Заинтригованный слухами, Людовик XVI скоро сам пожаловал в галерею Кюртэ. И был настолько восхищен, что пожертвовал на одежду фигуры свой мундир и один из орденов. Впрочем, почти все эти скульптуры были сделаны по картинам и гравюрам и временами довольно слабо походили на оригинал.

ДОЧЬ ПАЛАЧА, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА ИГРАТЬ В КУКЛЫ
Исторический мини-очерк Александра Морозова ©

Не надо жить в Лондоне, чтобы знать улицу Бейкер-стрит. Спросите любого,
и он скажет вам, что там жил Шерлок Холмс. Сейчас здесь находится его «квартира» - музей.
А буквально за углом от «квартиры Холмса», есть улица Мэрилбон Роуд, не столь знаменитая.
Здесь, рядом с планетарием, расположился еще один музей – с зеленой куполообразной крышей. Наверное, самый известный в мире и один из самых старых (основан в 1835 г.). Это музей восковых фигур Мадам Тюссо (Tussauds). Среди множества знаменитостей, которые навечно, и в большинстве своем – при жизни, удостоились чести попасть в этот восковой пантеон, есть и скромная фигура самой мадам, сделанная ее руками. Перед нами – невзрачная старушка в черном платье и такой же мрачной шляпке. Это – автопротрет создательницы музея – ей тогда шел 81-й год. Она могла бы оставить себя на память потомкам молодой и красивой. Но предпочла предстать такой, какой она стала, добившись славы и богатства, а они пришли к ней на склоне лет.

О музее мадам Тюссо наслышаны все, а вот про жизнь самой Марии Тюссо в массе своей мы и не знаем. Начать хотя бы с того, что настоящая ее фамилия – Гросхольтц, и происходила она из потомственной династии…палачей Гросхольтц. Правда ее отец, Иоганн - Жозеф, уже не занимался «фамильным бизнесом», он делал гравюры и скоропостижно умер еще до рождения дочери. Но именно это «темное прошлое» наложит отпечаток не ее творчество.
Не случайно в Лондонском музее мы найдем такие мрачные экспозиции, как «Камера пыток», заполненная страшными в своем реализме скульптурами убийц, их жертв, палачей и пыточных инструментов.
Родилась Анна-Мария Тюссо в Германии в 7 декабря 1761. Росла она, как мы уже знаем, без отца, ее воспитал родной дядя по материнской линии - Филипп Курциус. Был он хорошо известным врачом, но свое истинное призвание нашел в изготовлении миниатюр из эмали и анатомических фигур из воска. У него и училась Анна-Мария, рано проявив удивительный талант к ваянию.
В 1767-м Курциус вместе с племянницей едет в Париж, где его стали называть Курте, и быстро становиться популярен своими работами. Первой фигурой в его восковом Паноптикуме стала Мари Дюбари – любовница Людовика XV.
Мария Гросхольтц сначала продавала билеты в галерею своего дяди, дебютировала же она как самостоятельный мастер, создав серию из трех скульптур: это были Вольтер, Руссо и Франклин. Талант юной мадмуазель был замечен – Людовик XVI и королева Мария- Антуанетта приглашают ее в Версаль, где она провела 10 лет, совершенствуя свой талант в условиях, о которых любой художник может только мечтать.
Но – грянула революция и все изменилось. Благодетели Марии, королевская чета, отправились на эшафот. Сама Тюссо попала в в тюрьму, как «роялистка».
В застенках ее соседкой оказалась Жозефина Богарне – будущая любовница Наполеона и Императрица Франции. Обеих женщин уже обрили для гильотины, но в последний момент – помиловали. Новая власть по требовала от скульпторши доказательств лояльности – Мария должна была сделала посмертные маски королевской фамилии, которая проявила в ней такое участие. Ей самой пришлось искать головы Людовика и королевы, бродя среди окровавленных, разлагающихся тел – жертв революционного террора.


Больше новые правители Марию не беспокоили и она вновь занялась лепкой. Воск имелся в изобилии, но где было взять такой дефицитный материал, как волосы? И она добивается пропуска в тюрьму, где в подвалах складывали после казни обезглавленные трупы. Их волосы и шли на прически восковых кукол. Получить такое разрешение было непросто, но Марии помогла ее девичья фамилия - Гросхольтц. Ею принимали за дочку некогда знаменитого палача и «коллеги» с уважением открывали ее двери своих застенков.
Тогда она еще не была «мадам Тюссо». Она стала ею в 1795-м, выйдя за муж за инженера Франсуа Тюссо. Брак был неудачен: прожив 8 лет, супруги расстались. Франсуа оставил Марии двух сыновей и свою фамилию, которую она обессмертила. Мало кто слышал о Марии Гросхольтц. Но все знают мадам Тюссо!
После смерти в своего приемного отца и учителя Филиппа Курциуса в 1794 году, Мария наследует его коллекцию и продолжает его дело. Но во Франции становиться слишком уж неуютно, начинаются бесконечные войны, и она, теперь уже мадам Тюссо, решает переехать в Англию, успев не задолго до этого вылепить скульптуру Наполеона. Наполеон, сделанный ее руками, пережил своего живого оригинала и до сих пор является ценнейшим экспонатом Лондонского музея.
Целых 33 года передвижная коллекция мадам Тюссо путешествует по Британским островам, пополняясь новыми экспонатами. Помимо английского бомонда и исторических личностей Британии в ней появляется галерея преступников. Мария сводит дружбу с эдинбурсгким палачом Джоном Уильямсом, получив через него доступ в тюрьму. Там она делает слепки лиц казненных, а некоторых знаменитых убийц лепит еще до приведения приговора – с натуры.
В 1835 бродячая выставка, наконец, осела на Бейкер-стрит, где Мария приобрела красивый особняк и в его залах разместила свои экспонаты. С этого момента можно вести отсчет музею Тюссо, хотя, как мы видим, его история началась намного раньше. Знаменитая ваятельница дожила до 89 лет, передав дело в руки сыновей Френсиса и Жозефа.
До 2007 года музеем владела наследственная кампания «Tussauds Group». Однако ее владельцы не устояли перед соблазном и за 2 млрд. $ и пай в мега-корпорации продали ее американской компании «Блэкстоун», владеющей сетью парков развлечений «Леголенд».
Популярность музея очень велика. Подсчитано, что за время его существования в нем побывало свыше 500 миллионов человек, а в наши дни ежегодно (включая филиалы) на восковые куклы приходят посмотреть 14 миллионов посетителей.
Самая старая модель в коллекции – та самая мадам Дюбари, которую изваял еще Филипп Курциус. Всего в музее более 1000 различных восковых знаменитостей, и ежегодно их число увеличивается в среднем на 20. Каждая делается от 2-х месяцев до полугода, а иногда и дольше. Многое зависит от позы и насколько открыты участки тела прототипа. Большинство скульптур сделано с живых оригиналов, с которых снимают мерки – до 150 различных измерений. Кроме того, за экспонатами надо постоянно следить и ухаживать. Прически куклам укладывают и поправляют профессиональные парикмахеры, а чтобы полностью сменить прическу нужно до 1000 фунтов и от 2-х до 5-и недель.
Жизнь не стоит на месте. Часть фигур убирается на склад, их место заменяют другие. Так, например, в запасники убрали Бориса Ельцина, а вот восковой Путин остается среди самых знаменитых людей мира, хотя он уже и не президент.
Куклы Мэрилин Монро и Бритни Спирс в музее Тюссо

Многие фигуры стояли и стоят вечно. Ведь музей мадам Тюссо – только по названию – музей. На самом деле, это всемирная доска почета, своего рода – мавзолей, куда нужно попасть по своим заслугам и по известности.
Время тут не властно: здесь и вечно молодые «битлы» со своими гитарами, и вечно- прекрасная Мэрилин Монро, застывшая в лучшем мгновении своей жизни, в развевающимся белом платье, с ослепительной улыбкой и обнаженными ногами (кадр из ее фильма «Зуд седьмого года»). Тут же и молодой король рок-н-ролла Элвис Пресли, и идол поп-музыки Майкл Джексон.
Он, кстати, рекордсмен по числу изваяний – в музее 14 Джексонов, последним добавиться – 14-й, каким он был незадолго до преждевременной смерти.
Фанаты постоянно кладут к ногам своего кумира живые цветы и всматриваются в застывшие черты певца, молодого, в зените своей славы.
Всего в мире 9 музеев восковых фигур Тюссо, кроме Лондонского - 8 филиалов: в Амстердаме, Берлине, Гонконге, Шанхае, Лас-Вегасе, Нью-Йорке, Голливуде и Вашингтоне. Разумеется, композиции каждого, хотя и повторяют друг друга (многие экспонаты льются по одним формам), напрямую зависят от страны, где находится филиал и даже от города.
Если в Лондонском самое почетное место занимает королевское семейство, то в американских ударная когорта кукол представлена длинной плеядой президентов. Естественно, здесь сразу же после избрания появились Барак Обама и миссис Обама.
В Голливудском филиале, понятное дело – царствуют кумиры экрана.
В Гонконгском увидите королей кун-фу Брюса Ли и Джеки Чана, а также актрису и топ-модель Ашарвайю Рай, знакомую нашим зрителям по фильму «Последний легион».


Самый молодой филиал – немецкий, он открылся в Берлине в июле 2008 года. Немецкая экзотика представлена здесь, в частности, Марлен Дитрих, в черном цилиндре, ослепительно белом кружевном галстуке и с длинной сигаретой в руках. И Гитлером, который изображен в последние дни жизни – сидя в бункере, обреченный и ожидающий краха. Но даже такой Гитлер вызывает неоднозначную реакцию. Нашелся борец с диктатурой, чье имя полиция не стала раскрывать, который накинулся на воскового фюрера и оторвал ему голову. Голову поставили на место, борца за демократию оштрафовали и выпустили, а Гитлера не убрали, не смотря на довольно жесткую критику этой скульптуры в прессе.
Русские персонажи представлены практически во всех музеях Тюссо, среди них: Ленин, Екатерина Великая, Петр- I, Достоевский, Гагарин, Горбачев…
В целом же число наших соотечественников, отлитых в воске, в галереях Тюссо невелико. Но огорчаться не стоит. В России есть свои восковые музеи:
в Москве, Санкт - Петербурге, Новосибирске и там, конечно же, вас встретят множество фигур, как из прошлого, так и из настоящего, от царей до кумиров эстрады. И качество их не хуже лондонских или амстердамских скульптур. Но русские музеи восковых фигур не являются частью империи Тюссо и живут своей жизнью. И это уже отдельная история.


Александр Морозов. 2009 г.
Военно-исторический архив сайт

Об авторе:
Морозов Александр Валентинович, родился в 1957 г.
Окончил факультет журналистики МГУ. Работал в различных московских СМИ, долгое время возглавлял международный отдел газеты "Московский комсомолец" (MK
). Писатель.
Учредитель и редактор сайта сайт

История очерка:
Опубликован в 2009 г.в журнале "VIM - Magazine" -
журнал, распространяемый на авиалиниях.

Авторские права:
© Александр Морозов. Использование материала возможно только в не коммерческих целях при обязательном условии размещении кликабельной ссылки на источник. Ссылка не должна содержать тегов noindex и nofollow.



Рассказать друзьям