Значение водовозов василий иванович в краткой биографической энциклопедии.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Водовозов Василий Иванович

В одовозов Василий Иванович - выдающийся педагог (1825 - 1886). Родился в семье крупного петербургского коммерсанта, ко времени рождения Василия Ивановича обедневшего. Учился в санкт-петербургском коммерческом училище и на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Как учитель варшавской гимназии и преподаватель в частных домах Водовозов обнаружил выдающийся педагогический талант и был очень любим учениками. Уже тогда он знал хорошо 10 разных языков, древних и новых, с которых переводил в стихах и прозе. Одновременно у него зародились планы работ по русской грамматике и преподаванию русской словесности. Желание работать в более удобной научной обстановке заставило его стремиться в Петербург. При помощи оценившего его в университете Водовозов переехал в столицу (1851), где преподавал в нескольких учебных заведениях и помещал свои произведения в повременных изданиях. Первой статьей его были "Заметки о современном образовании в Германии" в "Журнале Министерства Народного Просвещения" (1856), в котором он, благодаря , стал одним из деятельнейших сотрудников. Печатал Водовозов статьи по педагогической теории и практике, по истории античной литературы, по теории русской словесности кроме "Журнала Министерства Народного Просвещения", в "Библиотеке для чтения", "Отечественных Записках", "Вестнике Европы", "Современнике", "Русском Слове" и других изданиях. Вскоре Водовозов, в числе прочих педагогов-новаторов, был приглашен Ушинским в Смольный институт. Все вместе они и ушли оттуда с наступлением реакции. Известность Водовозова, как выдающегося педагога, была уже упрочена. Работая в воскресных школах, в казенных учебных заведениях, Водовозов преследовал всегда одну цель - выработку для русской школы правильной педагогической системы на общечеловеческой основе. В 1862 г. Водовозов женился на . Материальное положение его было очень незавидно. Особенно плохо пришлось семье, когда Водовозова устранили от преподавания в 1-й санкт-петербургской гимназии, вследствие его протеста против толстовского классицизма. Ни уроки, ни литературные труды не давали достаточно средств к жизни, пока Водовозов не издал давно подготовлявшуюся им "Книгу для первоначального чтения". Выдающиеся педагогические достоинства ее были оценены общественными и казенными учебными учреждениями. Водовозов выступал с публичными чтениями и рефератами, работал в комитете грамотности, руководил учительскими курсами и переводил произведения древних и новых классиков. Подробная биография Водовозова, характеристика его научно-педагогических взглядов и идей, оценка его педагогической и литературной деятельности даны в книге , "Василий Иванович Водовозов" (Санкт-Петербург, 1888); там же перечень трудов Водовозова и список некоторых отзывов о нем. Главнейшие труды Водовозова: "Книга для первоначального чтения" (20-е издание, Санкт-Петербург, 1896); "Книга для учителей" (5-е издание, 1879); "Русские сказки в стихах" (1883); "Рассказы и стихотворения для детей" (3-е издание, 1904); "Словесность в образцах и разборах" (6-е издание, 1905); "Новая русская литература" (7-е издание, 1908); "Переводы в стихах и оригинальные стихотворения" (1888); "Рассказы из русской истории" (выпуск 1, издание 13-е), выпуск 2, издание 11-е, 1911); "Очерки из русской истории XVIII в." (3-е издание, 1904). С. Ш.

Другие интересные биографии.

Учился в Коммерческом училище (1835-1842) и на филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. По окончании университета (1847) преподавал в Варшавской гимназии, с 1851 - в 1-й петербургской гимназии (угол Кабинетской (теперь - Правды) и Ивановской (нынешней Социалистической)), где среди его учеников был Владимир Щиглев.

Руководил организованной им воскресной школой (1861-1862), преподавал в Смольном институте (1860-1862), в женской учительской семинарии (1863), позднее на Аларчинских женских курсах (1870). В неоднократных поездках за границу знакомился с постановкой народного образования.

На «вторниках» Водовозовых бывали В. А. Слепцов, П. И. Якушкин, В. С. Курочкин и Н. С. Курочкин, П. А. Гайдебуров. В 1866 был уволен из государственных учебных заведений. Основной деятельностью стал литературный труд.

Литературная деятельность

Первая публикация - статья «Заметки о современном образовании в Германии» («Журнал Министерства народного просвещения», 1856). Опубликовал в журналах «Библиотека для чтения», «Отечественные записки», «Современник», «Вестник Европы», «Русское слово» и других изданий свыше 120 работ: переводы, статьи по педагогике, очерки о школах в европейских странах, критические статьи, произведения для детей. В литературно-критических статьях и работах по методике преподавания литературы художественное значение произведения ставил в зависимость от его общественного и нравственного смысла.

Известен как составитель популярных книг для детского чтения. «Рассказы из русской истории» (выпуск 1-2, Санкт-Петербург, 1861-1864) представляет собой сборник исторических документов с предисловиями или комментариями Водовозова. «Книга для первоначального чтения народных школах» (ч. 1, Санкт-Петербург, 1871; 18-е издание 1887) и методическое пособие к ней «Книга для учителей» (Санкт-Петербург, 1871; 5-е издание, 1879) отмечены премией Ушинского. Автор и составитель книг «Детские рассказы и стихотворения» (Санкт-Петербург, 1871, 1876), «Новая русская литература (От Жуковского до Гоголя включительно)» (Санкт-Петербург, 1866; 7-е издание, 1908), «Древняя русская литература. От начала грамотности до Ломоносова» (Санкт-Петербург, 1872), «Русские сказки в стихах» (Санкт-Петербург, 1883).

Переводы

Знал десять языков и переводил на русский язык произведения Анакреона, Софокла, Горация, Катулла, Лукиана, Дж. Байрона, И. В. Гёте, Генриха Гейне, П. Ж. Беранже. Кроме того, выступал со статьями о зарубежной литературе. Переводы вошли в сборник «Переводы в стихах и оригинальные стихотворения» (Санкт-Петербург, 1888).

Российский педагог, переводчик, детский писатель, автор учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе

Родился в семье Ивана Васильевича Водовозова, петербургского купца первой гильдии. После разорения и смерти отца в 1828 был записан в мещанское сословие. Ввиду крайней бедности семейства был взят на пенсион Петербургским биржевым комитетом и принят в Коммерческое училище, где учился в 1835-1842. В 1843 поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета; успешно сдав экзамен по греческому языку, который освоил самостоятельно, перевёлся на филологическое отделение философского факультета (учился здесь в 1843-1847). Впоследствии владел 10 иностранными языками, занимался переводами античных и современных европейских авторов, писал литературоведческие работы.

После окончания университета преподавал русский язык и словесность в варшавской, затем 1-й Санкт-Петербургской гимназии (1851-1866); в 1866 в связи с критикой со стороны администрации учебного округа отстранён от преподавания. Со 2-й половины 1850-х гг. печатал переводы и заметки о системе образования в европейских странах в «Библиотеке для чтения» и «Журнале Министерства народного просвещения». В 1857, 1859, 1873 и 1875 совершил ряд поездок по европейским странам, изучал учебные заведения, педагогическую литературу и музеи Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Великобритании. С 1860 по приглашению К. Д. Ушинского преподавал русскую словесность в Смольном институте, в 1862 в знак протеста против увольнения Ушинского покинул Смольный. В 1857 стал членом возглавляемой И. И. Срезневским комиссии при Учёном комитете Главного правления училищ для изучения учебных руководств и пособий по русской словесности. В это же время - один из составителей «Свода замечаний на проект устава общеобразовательных учебных заведений по устройству гимназий и прогимназий». С 1859 участвовал в педагогических собраниях при 2-й Санкт-Петербургской гимназии, где выступал с рефератами по вопросам классического и реального гимназического образования.

В 1861-1862 руководил женской воскресной школой при 1-й Санкт-Петербургской гимназии. После постановления о закрытии воскресных школ занимался вопросами народного образования, давал уроки французского и немецкого языков в Константиновском училище. Уволившись из гимназии и училища, занимался частными уроками и литературно-педагогической деятельностью, обобщая опыт преподавания русской словесности, чтением публичных лекций. Руководил летними учительскими курсами; впоследствии отстранён от руководства курсами за «неблагонадежность». С 1869 - постоянный участник собраний Санкт-Петербургского педагогического общества. Последние годы жизни занимался литературной деятельностью.

Успех школьной реформы связывал с демократизацией системы народного образования. Выступил против административного характера создаваемых училищных советов, настаивал на широком представительстве в них учительства, реальном расширении прав советов. Считал необходимым создание гибкой образовательной структуры, исключающей чрезмерную централизацию и однообразие. Её важнейшим звеном должна была стать ориентированная на местные потребности общества школа, в которой предполагалось расширенное изучение естественнонаучных и практических дисциплин. Особое значение придавал сельской школе, связывая с ней надежды на экономическое и социальное возрождение русской деревни. В русле общей просветительской политики предполагал развитие различных форм внешкольного образования.

Критиковал систему народного образования, исказившей, по его мнению, идею общегуманного развития личности. Реформу обучения связывал с освоением «реального» или «практического» метода, опиравшегося на научные методы познания: свободное исследование, строгую последовательность в рассмотрении материала, индуктивные приёмы анализа. Содержание метода конкретизировалось в школьной практике в зависимости от внутренней логики предмета; он был направлен на воспитание инициативы и творческой самостоятельности, предполагал принципиальное изменение характера воспитательных отношений, отказ от традиций авторитаризма, развитие у ребёнка активности, самостоятельности чувства ответственности, что способствовало бы взаимной поддержке и содействию в детском коллективе.

Предложил проект создания 8-летней общеобразовательной общедоступной гимназии, в которой на «реальный» метод опиралось бы обучение не только естественнонаучным дисциплинам (круг которых был значительно расширен), но и гуманитарным. Составил программу преподавания русской словесности, предусматривавшую переход от формирования представлений о частях речи в процессе наглядного обучения к систематическому усвоению грамматики, обогащённой сопоставлением с древнерусскими формами и современными европейскими языками. Критиковал классицизм в гимназическом образовании, предлагая заменить древние языки современными западноевропейскими. Основой литературного образования считал тщательный разбор идейно-художественных особенностей произведения, его социальной и историко-культурной обусловленности. Методику литературного анализа выстраивал на системе вопросов, охватывавших различные стороны текста и стимулировавших исследовательский интерес учащихся.

Основные труды

Заметки о современном образовании в Германии // Журнал М-ва нар. просвещения. 1856. № 5, 7.

О преподавании русского языка и словесности в высших классах гимназии // Журнал М-ва нар. просвещения. 1856. № 11.

Детские сады в Германии // Журнал М-ва нар. просвещения. 1857. № 10.

Древние языки в гимназии // Журнал М-ва нар. просвещения. 1861. № 8.

Русская народная педагогика // Отечественные записки. 1861. № 9.

Новая русская литература. СПб., 1866.

Практическая славянская грамматика. СПб., 1868.

Детские рассказы и стихотворения для детей от 8 до 12 лет. СПб., 1871.

Книга для первоначального чтения в народных школах. Ч. 1. СПб., 1871.

Древняя русская литература. СПб., 1872.

Русская азбука для детей. СПб., 1873.

Новый план устройства народной школы // Вестник Европы. 1883. № 8.

Переводы в стихах и оригинальные стихотворения В. И. Водовозова. СПб., 1888.

Литература

Гречишникова А. Д. В. И. Водовозов (1825-1886) // Советская педагогика. 1939. № 2.

Роткович Я. А. Выдающийся русский методист-демократ // Советская педагогика. 1950. № 5.

Аранский В. С. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды В. И. Водовозова. М., 1953.

Привалова Л. Д. Проблема наглядного обучения в педагогическом наследстве В. И. Водовозова и Н. Ф. Бунакова. Дис. ... канд. пед. наук. М., 1964. (Автореферат).

Аранский В. С. В. И. Водовозов (1825-1886) // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. М., 1976.

◦ Педагогические деятели дореволюционного Петербурга. СПб., 2008.

Водовозов Василий Иванович - выдающийся педагог (1825 - 1886). Родился в семье крупного петербургского коммерсанта, ко времени рождения Василия Ивановича обедневшего.


Водовозов Василий Иванович - выдающийся педагог (1825 - 1886). Родился в семье крупного петербургского коммерсанта, ко времени рождения Василия Ивановича обедневшего. Учился в санкт-петербургском коммерческом училище и на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Как учитель варшавской гимназии и преподаватель в частных домах Водовозов обнаружил выдающийся педагогический талант и был очень любим учениками. Уже тогда он знал хорошо 10 разных языков, древних и новых, с которых переводил в стихах и прозе. Одновременно у него зародились планы работ по русской грамматике и преподаванию русской словесности. Желание работать в более удобной научной обстановке заставило его стремиться в Петербург. При помощи оценившего его в университете Никитенко Водовозов переехал в столицу (1851), где преподавал в нескольких учебных заведениях и помещал свои произведения в повременных изданиях. Первой статьей его были "Заметки о современном образовании в Германии" в "Журнале Министерства Народного Просвещения" (1856), в котором он, благодаря Ушинскому, стал одним из деятельнейших сотрудников. Печатал Водовозов статьи по педагогической теории и практике, по истории античной литературы, по теории русской словесности кроме "Журнала Министерства Народного Просвещения", в "Библиотеке для чтения", "Отечественных Записках", "Вестнике Европы", "Современнике", "Русском Слове" и других изданиях. Вскоре Водовозов, в числе прочих педагогов-новаторов, был приглашен Ушинским в Смольный институт. Все вместе они и ушли оттуда с наступлением реакции. Известность Водовозова, как выдающегося педагога, была уже упрочена. Работая в воскресных школах, в казенных учебных заведениях, Водовозов преследовал всегда одну цель - выработку для русской школы правильной педагогической системы на общечеловеческой основе. В 1862 г. Водовозов женился на Е.Н. Цевловской. Материальное положение его было очень незавидно. Особенно плохо пришлось семье, когда Водовозова устранили от преподавания в 1-й санкт-петербургской гимназии, вследствие его протеста против толстовского классицизма. Ни уроки, ни литературные труды не давали достаточно средств к жизни, пока Водовозов не издал давно подготовлявшуюся им "Книгу для первоначального чтения". Выдающиеся педагогические достоинства ее были оценены общественными и казенными учебными учреждениями. Водовозов выступал с публичными чтениями и рефератами, работал в комитете грамотности, руководил учительскими курсами и переводил произведения древних и новых классиков. Подробная биография Водовозова, характеристика его научно-педагогических взглядов и идей, оценка его педагогической и литературной деятельности даны в книге В.И. Семевского, "Василий Иванович Водовозов" (Санкт-Петербург, 1888); там же перечень трудов Водовозова и список некоторых отзывов о нем. Главнейшие труды Водовозова: "Книга для первоначального чтения" (20-е издание, Санкт-Петербург, 1896); "Книга для учителей" (5-е издание, 1879); "Русские сказки в стихах" (1883); "Рассказы и стихотворения для детей" (3-е издание, 1904); "Словесность в образцах и разборах" (6-е издание, 1905); "Новая русская литература" (7-е издание, 1908); "Переводы в стихах и оригинальные стихотворения" (1888); "Рассказы из русской истории" (выпуск 1, издание 13-е), выпуск 2, издание 11-е, 1911); "Очерки из русской истории XVIII в." (3-е издание, 1904).

Водовозов, Василий Васильевич


Сын Вас. Ив. В. (см.) и Елизав. Ник. В. (см.), публицист. Род. в 1864 г. В 1883 г. поступил в СПб. университет, сначала на историко-филологический, потом на юридический факультет. В 1886-1887 г. вел иностранный отдел в газете "Неделя". В феврале 1887 г. был арестован и после трехмесячного заключения отправлен на пять лет в Архангельскую губ.; в 1890 г. получил отпуск для сдачи государств, экзаменов, после чего вновь отправлен в ссылку. В 1890 г. поместил в "Сев. Вестн." статью о "Пенитенциарном конгрессе в С.-Петербурге", в 1892 г. в "Юридич. Вестн." - о "Дореформенной юстиции". В 1893-94 г. вел иностранный отдел в газете "Русская Жизнь". В марте 1894 г. был выслан из С.-Петербурга и отправился на Балканский полуостров. В 1895 г. поместил в "Русском Богатстве" статью "Стефан Стамбулов", в "Вестнике Европы" - "По Болгарии". В 1897 г. ездил в Австрию, но за корреспонденции оттуда арестован в Пшемысле (в Галиции) и выслан без права въезда в Австрию навсегда. В 1901 г. ездил в Австрию вновь, но под чужим именем. С 1896 г. жил в Киеве. В 1900 г. был арестован по так называемому "Ибсеновскому делу" (делу о реферате Луначарского, в частной квартире, об Ибсене), просидел в киевской тюрьме 6 недель, был под следствием 2 года и освобожден за отсутствием улик. С 1904 г. вновь живет в С.-Петербурге где принадлежит к редакции "Нашей Жизни", а также ведет иностранный отдел в "Вопросах Жизни". В 1903-1905 г. читал лекции в разных городах России по вопросам государственного права. Написал ряд работ по новейшей истории, государственному праву и политике в "Мире Божием", "Русском Богатстве", "Новом Слове", "Начале", "Новом Пути"; по преимуществу занимается вопросами избирательного права и политическими партиями Запада. В статьях "Антисемитизм в Германии и предстоящие выборы в рейхстаг" и "Политические партии в Австрии" (в "Рус. Богатстве", 1898) сделал попытку применения статистич. метода к исследованию роста политических идей. Отдельно издал: "Материалы для характеристики положения русской печати" (Женева, 1898); "Исследование г. Тарле по социальной истории Англии" (СПб., 1901; отрицательная оценка диссертации Е. Тарле о Томасе Море); "Всеобщее избирательное право на Западе" (популярная брошюра, Ростов-на-Дону, 1905; 2 издание, сильно измененное, в том же 1905 г.); "Пропорциональные выборы или представительство меньшинства" (СПб., 1905). В настоящем "Энциклопедическом Словаре" ему принадлежит большая часть статей по государственному праву (Милитаризм, Монархия, Обструкция, Парламент, Партии политические, Союз государств, Федерация, Консервативная, Либеральная, Социалистическая партия и т. д.) и новейшей истории Запада.

{Брокгауз}

Водово зов, Василий Васильевич

Род. 1864, ум. 1933. Юрист, экономист, публицист, автор статей по социально-экономической и политической истории. С 1926 г. в эмиграции.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Водовозов, Василий Васильевич" в других словарях:

    Писатель, сын В. И. и Е. Н. Водовозовых. Родился в 1864 г.; учился на историко филологическом и юридическом факультетах Санкт Петербургского университета; в 1887 г. выслан на 5 лет в Архангельскую губернию. Из ссылки получил отпуск для сдачи… … Биографический словарь

    - (1864 1933) русский публицист, юрист и экономист. Статьи по социально экономической и политической истории. В 1926 эмигрировал … Большой Энциклопедический словарь

    - (22.12.1864, Петербург, ‒ 1933), русский публицист, юрист и экономист, автор статей по социально экономической и политической истории. За участие в народническом революционном движении конца 19 в. подвергался арестам и ссылкам. С 1906 трудовик… … Большая советская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Водовозов. Василий Васильевич Водовозов … Википедия

    При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). Водовозов Василий Васильевич (1864 1933) сын Василия Ивановича Водовозова (см.) и Елизаветы Николаевны Водовозовой (см.), публицист … Википедия

    - (1864 1933), политический деятель, публицист. Сын В. И. Водовозова и Е. Н. Водовозовой. Член «Союза освобождения» (1903), один из создателей и руководителей Трудовой группы в 1 й и 2 й Государственных думах. Редактор издатель журнала «Вестник… … Энциклопедический словарь

    Сын Вас. Ив. В. (см.) и Елизав. Ник. В. (см.), публицист. Род. в 1864 г. В 1883 г. поступил в СПб. университет, сначала на историко филологич., потом на юридич. факультет. В 1886 1887 г. вел иностранный отдел в газете Неделя. В февр. 1887 г. был … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Известны следующие личности по фамилии Водовозов: Водовозов, Василий Васильевич (1864 1933) русский публицист, юрист и экономист, автор статей по социально экономической и политической истории; участник революционного движения в России; сын В. И … Википедия

    Известны следующие личности по фамилии Водовозов: Водовозов, Василий Васильевич (1864 1933) русский публицист, юрист и экономист, автор статей по социально экономической и политической истории; участник революционного движения в России; сын В. И … Википедия



Рассказать друзьям