Какие проблемы поднимает куприн в рассказе гамбринус. Анализ рассказа "Гамбринус" Куприна А.И

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ТЕМА: ТОРЖЕСТВО ИСКУССТВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ А.И. КУПРИНА «ГАМБРИНУС».

Цели:обучающая -обучение эстетическому анализу художественного текста;- формирование теоретико – литературных понятий: традиции неоромантизма, контраст, антитеза;-подготовка к сочинению;развивающая -развитие аналитического мышления;-развитие умения грамотно и свободно владеть устной и письменной речью;воспитательная -выявление общечеловеческих ценностей;-воспитание любви ко всем людям независимо от национальной принадлежности;-воспитание гуманистического отношения к миру.

Ход урока

Мы продолжаем говорить о литературе ХХ века, о рассказе А.И. Куприна «Гамбринус». -К какому литературному направлению можно отнести творчество Куприна? (Неоромантизм) Поясните смысл термина. -Чем романтические произведения ХIХ века отличаюсь от романтизма ХХ века? Имена: А. С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Д. Горький, А. И. Куприн. -В чем уже Куприн отступает от романтических традиций ХIХ века?(Герой некрасив, пространство колоритно, но в отрицательную сторону, не вызывает эстетических чувств, замкнутое. Прилагательные из текста) -Какие романтические традиции вы увидели в произведение Куприна? (Необычный опасный мир, одинокий герой, насыщенность событиями) -А зачем автор делает своего героя столь некрасивым (с наружностью обезьяны)? (Чтобы подчеркнуть душевную красоту, показать, что внешность не главное в человеке, а главное его душа.) -Какая душа у Сашки? Что мы знаем о нём? -Как называется литературный приём, когда внешнее и внутреннее, форма и содержание как бы противопоставлены друг другу, резко контрастируют? - Кто ещё из героев представлен так же? (мадам Иванова) -И сам «Гамбринус» представлен через контраст. Докажите.(Под землёй, нет вывески и миллионы посетителей, известность) -Мы с вами говорили на прошлом уроке, что в описании порта, флагов, людей, языков подчёркивается разнонациональность. -Зачем автор выбирает именно такое разнонациональное пространство? В этом частично скрыта идея всего произведения? (Показать, что все люди похожи, у них одни чувства, проблемы, что независимо от того еврей ты или русский, англичанин или африканец, есть вещи, которые могут объединить всех, достучаться до души каждого.) - Что является объединяющим началом? (на первый взгляд невнимательного читателя – это пиво, на самом деле – песня, танец, веселье, общее дело, общие тревоги и волнения общая любовь, авторитет) -Докажите, что Сашка – король «Гамбринуса». (Пойдём к Сашке, с. 410)Прямые сравнения Сашки и короля Гамбринуса идут на протяжении всего текста. -Чем вызван его авторитет? Почему его так любят? (Своим искусством умел достучаться до души каждого) -Но жизнь идёт, меняется время. Найдите в V главе слова, указывающие на смену времени(с.405, 2-3 абзац, с 406 2 абзац) -Что меняется со временем? (песни)-Какое событие ещё тесней сплотило посетителей «Гамбринуса»? (Великая японская война) Почему? (Разнонациональность)-Прочитайте диалог Сашки и мадам Ивановой (406-407)-Что мы узнаём о Сашке?(На войну, сирота, завещание)-Найдите слова, передающие его состояние? (Закривились губы, кружка заходила в руке, в недоумении, уныло и покорно, уныло, грусть, ужас)-Как, по – вашему, Сашка -трус?-Зачем автор несколько раз вводит в текст диалоги с мадам Ивановой? Что дают они читателю? (Настоящий Сашка глубоко одинокий, несчастный человек)-Меняется ли ваше отношение к этой женщине?-Литературный приём? КОНТРАСТ.После ухода Сашки Гамбринус заглох. Никто: ни бродячие мандалисты, ни опереточный англичанин, ни Лёшка – гармонист по - настоящему заменить Сашку не мог. Прошёл год.-Как встретил Сашку «Гамбринус»? -В VII главе нигде не звучит слово революция и 1917 год, но читателю понятно, что наступило это время. -Какие слова помогают опознать время? (маленькие белые листы, студенты, рабочие становились на бочки, и говори, процессии с красными флагами и пением, алели красные ленточки и красные цветы) «Говорили с осторожностью, боялись выдать себя взглядом. Пугались своей тени, страшились собственных мыслей» «А на окраинах в зловонных каморах и на дырявых чердаках трепетал, молился и плакал избранный народ Божий, давно покинутый гневным библейским Богом, но до сих пор верящий, что мера его тяжёлых испытаний ещё не исполнена». -Что принесли перемены многострадальному еврейскому народу? Сашке? (уничтожение, убийства, горе, страдания с.412) -Зачем автор вводит в сюжет гибель Белочки? (Показать жестокость, насилие, безумство, новой власти. Белочка с деликатной мордочкой, так же как и Сашка не вписывалась в жестокое время. Он несёт людям жизнь своей музыкой, а кругом насилие и смерть) «Настало странное время, похожее на сон человека в параличе» Объясните смысл сравнения.(Боязнь всего. Жизнь, но жизнь за медленное, тихая, как сон) -Почему в этот период Сашка исчезает второй раз, и его второй раз считают погибшим? - Играет вальс «Ожидание» и возвращается Сашка. Каким он вернулся?(Обросший, худой, бледный и искалеченный) -Как автор передаёт сочувствие толпы? (Замолчали, опять тишина. Что у тебя, товарищ?)На доске: Сашкина музыка революция, война, «Гамбринус». - Какие слова можно отнести к явлениям жизни, а какие к явлениям смерти? -Ещё один литературный приём – АНТИТЕЗА - противопоставление живого и неживого в рассказе -Зачем автор делает Сашку калекой в конце рассказа? Становиться нам его жалко? Это и есть идея произведения – показать торжество искусства в совершенно, на первый взгляд, бездуховном пространстве. Искусство вечно, искусство торжествует, это то, что жизненно необходимо человеку, как хлеб и вода. Оно способно объединить самых разных людей, объединить, сплотить, и увести от кровопролития.-Небольшой по объёму рассказ, а сколько общечеловеческих вопросов в нём поднято. Каких?-национальный вопрос;-вечный вопрос еврейского народа;-добра и зла, жизни и смерти, подлости, предательства и высоты человеческой души;-вопрос искусства, которое всё перетерпит и всё победит.-Кому принадлежат последние слова в рассказе? (Сашке, повествователю. Можно смело сказать, что они выражают авторскую позицию)-Счастливый или нет финал рассказа? (Да, Сашка победил смерть) Перед нами неоромантический герой, побеждающий смерть силой своего духа. Душа – музыка, а значит, непобедима.Подготовка к сочинению . НА ДОСКЕ: « Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит» Вам предстоит написать сочинения на эту тему в жанре сочинения – рассуждения. Вспомните, как строится рассуждение?Т-Д1-Д2-Д3…-В -Что будет тезисом в вашем сочинение? Здесь можете сказать, откуда фраза кому принадлежит согласен я с этим или нет. -Какие можете привести? Вся жизнь Сашки, начиная с того, как его музыка влияло на дикие нравы посетителей «Гамбринуса» и заканчивая концовкой, где Сашка – калека играет уже не на скрипке, а на губной гармошке. -Вывод. Искусство победит. Доказательства стройте, опираясь на текст. Допускается уместное цитирование, но, чтобы цитата не была огромной, сокращайте её, выбирая главное.Пример сочинения «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и победит». Так звучит финальная фраза в произведении А. И. Куприна «Гамбринус». И это действительно так. Куприн в своём произведении показал великую силу искусства. Главный герой некрасивый еврей Сашка неопределённых лет, является кумиром моряков разных национальностей, потому что он талантливый скрипач, потому что «на простые дикие нравы влияло это кроткая смешная доброта, весело лучившаяся из его глаз». Может быть, это было своеобразное уважение к его таланту. Сашка мог наиграть любую мелодию, мог своей музыкой успокоить любую драку, создать атмосферу веселья, радости, жизни в «Гамбринусе», объединить людей общей песней и танцем. Течёт и меняется время, каждого в жизни ждут испытания и потери. Наступает такое время и для Сашки. Но, ни поход на войну, ни потеря Белочки, ни арест – ничто не сломило Сашку. Внутренне интеллигентный, бесконечно добрый и порядочный, он выстоял и вернулся в «Гамбринус». Правда, вернулся калекой. Он теперь никогда не сыграет на скрипке, но талант, если он действительно настоящий, если он есть, найдёт выход к людям, во имя добра, счастья и справедливости. И те же песни, под тот же гул аплодисментов играет Сашка теперь уже на губной гармошке, всей своей жизнью утверждая, что человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и победит.


Обучающиеся работают в группах.

1 группа : роль музыки в рассказе (почему музыка трогает самые простые и грубые сердца рыбаков, матросов, воров) – найти объяснение в тексте, найти ключевые цитаты в тексте, рисунок Сашки.

Ответ: Цель автора - подчеркнуть душевную красоту героя, показать, что внешность не главное в человеке, а главное - его душа. Прототип Сашки - скрипач Александр Певзнер - был известен и любим в Одессе, но после появления рассказа слава его стала достоянием всей читающей России.

Похороны Александра Певзнера потом описал Константин Паустовский во "Времени больших ожиданий", чем поддержал и литературную легенду и реальную память об одесском скрипаче.

Далеко не все музыканты Одессы сподобились такой славы, как, впрочем, и пивные, кабачки, рестораны, кафе.

3 группа : В чём принципиальное отличие Сашки от романтических героев изученных нами произведений, от неоромантических героев М.Горького? С кем из героев «Портрета» Н.В.Гоголя можно сравнить Сашку? Рисунок Сашки.

Ответ: Герои романтических произведений XIX века были обречены на вольное или невольное одиночество. У М.Горького к одиночеству героев ведёт индивидуализм, неистовая жажда воли, свободы любой ценой. В рассказе «Гамбринус» автор переосмысливает романтические традиции. Его герой Сашка находится в гуще людей, радует их своим искусством. Талант Сашки незамысловат, но нужен людям. Он отличается как от возвышенного, слишком далёкого от простого человека, с точки зрения писателя, искусства положительных героев «Портрета», так и от продажно-угодливой живописи Чарткова повести Н. В. Гоголя «Портрет».

4 группа : Какую проблему затрагивает идея сюжета рассказа? Рисунок Сашки. Ответ : Идея сюжета произведения затрагивает вечную пробему бессмертия и торжества искусства над проявлением жестокости, подлости и безнравственности. В философской мысли гениального французского ученого Б. Паскаля дано определение человеку: человек - тростник, но тростник мыслящий. Это было подхвачено А. И. Куприным и перенесено в область литературы. Слова героя о том, что человека можно изувечить, а настоящее искусство все выдержит и победит, являются здесь своеобразной транскрипцией и звучат как апофеоз стойкости и мужества. В рассказе «Гамбринус» чуть более двадцати страниц. Но каждое слово произведения, пронизанное особой магией и энергией литературного мастерства автора, будоражит читателя, держит его в напряжении, не оставляя равнодушным к драматическим событиям, развернувшимся в Российской империи того периода. Волна еврейских погромов в считанные дни сорвала жизнерадостную атмосферу доброжелательных отношений между людьми, погружая веселые улицы южного приморского города в ядовитый мрак ксенофобии.

5 группа : Можно ли говорить о писателе как о журналисте? Какова его гражданская позиция? Каково его отношение к герою? Образ собаки Белочки. Рисунок Сашки.

Ответ : Чуть ли не с публицистической точностью А. И. Куприн описывает акты вандализма черносотенцев: «Они вламывались в частные квартиры, шарили в кроватях и в комодах, требовали водки, денег и гимна, и наполняли воздух пьяной отрыжкой». Уже только в одной такой строчке кроется талант журналиста.

Гражданская позиция писателя легко угадывается по одной из ключевых сцен, когда одесский каменщик в разгар погрома безжалостно убивает любимую собаку Сашки-скрипача. В этом эпизоде с контрастной выразительностью неореализма А. И. Куприн показывает всю ярость тупого и бессмысленного гнева народа. Обманутый и используемый различными властными и революционными партиями в своих политических целях этот народ сам становится жертвой грядущих трагических событий. Свою боль и возмущение автор еще не раз выразит в таких произведениях, как «Бред» и «Обида».

6 группа : Провести параллель: еврейские погромы в дореволюционной России (исторический контекст и текст данного произведения) – определение связей, рисунок Сашки.

Обучающийся даёт историческую справку, другой читает из текста: «Жи-ид! Бей жида! В кррровь!»

«Каменщик поймал собаку за задние ноги, высоко поднял, ударил головой о плиты тротуара и побежал. На сапоги Сашки брызнул мозг из Белочкиной головы, Сашка отёр пятно платком».

«Какие-то разнузданные люди в маньчжурских папахах, с георгиевскими лентами в петлицах курток, ходили по ресторанам и с настойчивой развязностью требовали народного гимна и следили за тем, чтобы все вставали. Они вламывались в частные квартиры…».
Обучающиеся от каждой группы вешают рисунки с изображением Сашки на доску.

2 группа делает вывод о судьбе Сашки: его забрали в солдаты, на войну. Вернувшись домой, Сашка опять радовал всех своей игрой на скрипке. Но его неожиданно избили без всякой причины, забрали в «Бульварный участок по политическому».

Долгое время Сашку считали похороненным, но через некоторое время увидели «воскресшего музыканта», у которого «левая рука была приворочена локтем к боку, а пальцы торчали навсегда около подбородка». Он стал жертвой еврейских погромов.

На доске – рисунки с изображением Сашки. Каждая группа справилась с поставленной задачей (за выполненный рисунок – 2 балла).

Герой уже не мог играть: его искалечили, но музыка Сашки вечна, так как она ведёт за собою мир, добро и свет.

В память о Сашке звучит музыка как гимн мира, музыка, которую играл сам герой рассказа. Это гимн сплочению людей, единению, духовной силе, несмотря на разные расовые отличия.

Александр Иванович Куприн - писатель-реалист, его имя - одно из самых известных и громких имен начала ХХ века. Его произведения «Гранатовый браслет», «Молох», «Поединок», «Гамбринус» (краткое содержание и анализ которого будет представлен ниже) и другие вошли в золотой фонд русской литературы. Куприн был очень колоритной фигурой. Он постоянно жаждал впечатлений, поэтому часто странствовал и пробовал себя в разных отраслях, профессиях - от дантиста до грузчика.

Случаи из собственной жизни стали основой для многих произведений Александра Ивановича. Большая часть творчества писателя проникнута сочувствием к людям, которые обречены влачить тяжелую участь в убогой, косной среде. Куприн выразил это сочувствие не только в изображении жизни низших слоев общества (роман о жизни женщин легкого поведения «Яма»), но в образах страдающих, интеллигентных героев. Писатель обладал не только высшим мастерством литературного пейзажа, визуального восприятия бытия, но также и литературного характера. Речь, портрет и психологию автор прорабатывал очень тщательно - это заметно даже по глубине и сложности образов животных, о которых Александр Иванович любил писать. Повествование в зачастую обращено к экзистенциальным проблемам. Его размышления о воле к жизни, ненависти и любви, слабости и силе, отчаянии воссоздают духовный мир «маленького человека» на сломе эпох.

Драма жизни

Рассказ «Гамбринус», краткое содержание которого известно каждому еще по школьной программе, был создан А. Куприным в сумбурный исторический период времени между двумя революциями, произошедшими в России. Он стал ярким реалистичным отражением неразрывной взаимосвязи простого народа с его культурой. Содержание произведения доносит до читателя драму жизни посетителей пивного заведения с немецким названием «Гамбринус» расположенного на знаменитой улице Дерибасовской в Одессе. Самобытные и яркие образы героев, центральным персонажем среди которых является уникальный музыкальный самородок - талантливый Сашка-скрипач, наполняют атмосферу того времени неподражаемым колоритом и шармом. Подчеркнуто контрастно выглядит вдохновенная и искристая игра музыканта на фоне трагических и грозных событий, взбудораживших всю Россию и исковеркавших судьбы многих ее граждан.

Человек - тростник, но мыслящий

Интересный использовал Куприн. «Гамбринус» в основе сюжета содержит идею, которая затрагивает извечную тематику бессмертия и торжества искусства над любым проявлением безнравственности, подлости и жестокости. Гениальный ученый-француз Б. Паскаль своей философской мыслью дал определение индивидууму: человек - это тростник, однако тростник мыслящий. Эта мысль была подхвачена Куприным и перенесена в его литературное произведение. Слова центрального персонажа о том, что человека можно искалечить, но настоящее искусство обязательно все выдержит и победит, являются своеобразной транскрипцией слов Паскаля, звуча как апофеоз мужества и стойкости.

Особая магия

«Гамбринус» - рассказ небольшой, в нем чуть больше двадцати страниц. Но каждая фраза его пронизана особой магией и энергетикой литературного мастерства автора. Повествование будоражит читателя, держа его в неослабевающем напряжении, не оставляя безучастным, равнодушным к происходящим драматическим событиям в Российской империи того времени. Неумолимая волна еврейских погромов в считанные дни уничтожила жизнерадостную атмосферу уважительных, доброжелательных отношений между жителями, погрузив когда-то веселые улицы приморского города в ядовитую пучину ксенофобии. Куприновский «Гамбринус», краткое содержание которого не в силах передать публицистическую точность автора, описывает имевшие место акты вандализма бесчинствующих черносотенцев. Достаточно подробно автор описывает как они, пьяные, нагло вламывались в частные дома, квартиры, бесстыдно шарили в комодах и в кроватях, вымогали деньги, требовали то водки, то исполнения гимна. В каждой описательной строчке читатель чувствует журналистский талант писателя.

Гражданская позиция

Гражданская позиция Куприна безошибочно угадывается читателем по описанию одной из ключевых сцен, когда в разгар погрома одесский каменщик безжалостно убивает любимого пса Сашки-скрипача. В этом трагическом эпизоде с мощной контрастной выразительностью неореализма автор показывает неумолимую ярость бессмысленного и тупого гнева народа. Простые люди, обманутые и используемые властными структурами и революционными течениями в своих политических целях, становятся жертвой грядущих драматических событий. Свое возмущение и боль писатель выразил не только в данном произведении. Гражданскую позицию передают рассказы «Обида» и «Бред», которые также написал Куприн. «Гамбринус» же отличается от других особым эмоциональным и сочным стилем. Это настоящий эталон литературной экспрессии: все события и предметы, описанные автором, имеют законченную форму, образуя внутреннюю логическую связь друг с другом.

Оценка творчества

Произведение «Гамбринус» отзывы получил неоднозначные. Замечательную оценку литературному творению Куприна в свое время дал Лев Толстой, отметив его яркую тональность. Максим Горький предлагал присвоить писателю почетное звание певца революции. Однако когда после произошедших октябрьских событий Куприн эмигрировал за границу, мнение о нем и его творчестве радикально изменилось, а сам писатель никогда более не возвращался в своих произведениях к революционной тематике. Возможно, этот факт является одной из причин, по которым стоит прочесть рассказ «Гамбринус». Краткое содержание не в силах передать в полной мере мастерство автора.

План - конспект открытого урока по предмету

литература для суворовцев 8 класса

по теме «Гуманистический пафос рассказа А.И. Куприна «Гамбринус»

Составил: преподаватель отдельной дисциплины (русский язык и литература)

Симакова Т.И.

Методическое обоснование

Данная тема - «Гуманистический пафос рассказа А.И. Куприна «Гамбринус» - изучается в разделе «Литература ХХ века». На творчество А.И. Куприна отводится два часа. Один из них – на знакомство и анализ рассказа «Гамбринус».

Методическая цель урока: использование приёмов и методов критического мышления при анализе художественного произведения.

Учебные цели:

Развивающие цели:

Воспитательные цели:

Внутрипредметные связи: история создания рассказа; общественно-политические взгляды писателя; использование объяснения нового материала с опорой на изученный ранее; роль музыки в раскрытии главного образа.

Межпредметные связи: материал, подобранный для изучения темы, связан с литературой, историей, музыкой, живописью, военной подготовкой, физической культурой.

Технология: «Развитие критического мышления» (ТРКМ) при работе с текстом»

Методические приемы и методы: слово учителя, работа с текстом, приём«Интеллектуальная разминка», комментированное чтение, словарная работа, приём «Знаю – не знаю», составление кластера, аналитическая беседа, приём «Чтение с остановками», творческий рассказ (от лица главного героя), составление синквейна; репродуктивный и словесный методы, проблемно-поисковый, иллюстративный метод.

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока:

Образовательная: познакомить с особенностями творчества и мироощущения А.И. Куприна на примере произведения «Гамбринус»; показать исключительность таланта главного героя; выявить основные проблемы, поставленные автором в рассказе.

Развивающая: развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Воспитательная: формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Материальное обеспечение урока: презентация; кадры из кинофильма; дополнительный материал по истории России; буклет, буктрейлер; репродукция картины В.В. Верещагина «Апофеоз войны»; рассказ А.И. Куприна «Гамбринус»; таблица; текст статьи, с которой работают обучающиеся при определении жанра произведения.

Методы работы: слово учителя, работа с текстом, приём «Интеллектуальная разминка», комментированное чтение, словарная работа, приём «Знаю – не знаю», составление кластера, аналитическая беседа, приём «Чтение с остановками», творческий рассказ (от лица главного героя), составление синквейна; репродуктивный и словесный методы, проблемно-поисковый, иллюстративный метод.

Формы работы: групповая, парная, общеклассная, индивидуальная, парная.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль преподавателя.

Межпредметные связи: литература, история, музыка, живопись, военная подготовка, физическая культура.

Ход урока:

Проверка подготовленности обучаемых к занятию (опрос по пройденному материалу). Мотивация к учебной деятельности (создание эмоционального настроя, пожелание успехов, соблюдение валеологического аспекта)

(стадия вызова) – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.

Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству русского писателя 19 в. Александра Ивановича Куприна. Давайте вспомним, с какими произведениями этого писателя вы познакомились на уроках литературы в начальной школе и в 5-6 классах. Опираясь на слайд презентации и буклет, ответьте на вопросы: Слайд 1, буклет.

Вопросы по изученным произведениям. Приём «Интеллектуальная разминка» (опрос)

– В каком произведении одним из главных героев является собака Арто? («Белый пудель»)

– Какое произведение повествует об истории несчастной семьи и счастливой встрече главы семейства в новогоднюю ночь? («Чудесный доктор»)

– В каком произведении главную героиню – девочку вылечил слон? («Слон»)

– В каком рассказе повествуется о жизни скаковой лошади? («Изумруд»)

- В 5 классе вы изучали рассказ Куприна «Тапёр». О чём этот рассказ? Какова его тема? (Накануне празднования Рождества выясняется, что долгожданный праздник не может состояться, так как забыли пригласить тапёра. Татьяна Аркадьевна, одна из сестёр Рудневых, даёт поручение Дуняше разыскать тапёра во что бы то ни стало. Композитор А.Г. Рубинштейн сделал Юру одним из своих учеников)

Рапорт дежурного

Приветствие, соблюдение валеологического аспекта

Обучающиеся отвечают на вопросы, опираясь на слайд №1 презентации и буклет.

Тягостная жизнь «казённого мальчика» была изображена в повести «На переломе».

Краткий пересказ

Тапёр, -а, м. Музыкант (пианист, баянист и т. п.), игравший за плату на танцевальных вечерах.

Объявление темы и целей урока.

Сегодня мы продолжим разговор об особенностях творчества и мироощущения Куприна на примере произведения «Гамбри нус».

Заполняют таблицу. Приём «Знаю – не знаю». (см. приложение)

Запись в тетрадях с соблюдением требований ЕОР.

Заполняют таблицу

Определяют цель урока самостоятельно

Изложение нового материала по вопросам. (осмысление содержания)

Сообщение о фактах биографии Куприна с использованием Видео урока, презентации (Слайд №2) и буклета.

    суворовец:

Александр Куприн родился в уездном городе НаровчА те Пензенской губернии в семье чиновника. После смерти отца мать Саши, Любовь Алексеевна, переехала с сыном в Москву.

В шесть лет мальчика определили в сиротский Московский Разумовский пансион.

В 1880 году Александр поступил во Второй Московский кадетский корпус, затем в Александровское училище, которое окончил в чине подпоручика, служил в Подольской губернии.

Уже в кадетском корпусе он увлёкся литературой. После первых публикаций Куприн ощутил в себе писательский дар. Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений. (См. буклет)

В буклете показаны те произведения, в которых Куприн рассказывает о военной службе. Я думаю, вам, как военным людям, будет интересно их прочитать.

2 суворовец:

Презентация. Слайд №2.

В течение десятилетия после отставки Куприн пробовал себя в разных профессиях: был репортером газет, управляющим при строительстве дома, разводил табак, служил в технической конторе, был псаломщиком, играл в театре, изучал зубоврачебное дело, пробовал постричься в монахи, работал в кузнице и столярной мастерской, разгружал арбузы, преподавал в училище для слепых, работал на сталелитейном заводе, спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане.

Куприн был ярым противником войны. Он всегда считал, что революция и бунт - это путь в никуда, к погибели. Но во всём своём творчестве он был правдив и честен.

История создания рассказа. Слайд №3

Рассказ Куприна «Гамбри нус» появился в журнале «Современный мир» в феврале 1907 года. Прототипом главного героя в рассказе стал скрипач Александр Певзнер, с которым писатель был близко знаком.

Слайд №4. Скульптор А. Князик посвятил ему свою работу,

Слайд №5. которая находится в Одессе.

- Определите жанр произведения. Для этого вам предстоит поработать с теоретическим материалом в паре. На доске вывешиваются возможные варианты ответа: рассказ, повесть, очерк.

Слайд №6.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока, подумайте, какова тема рассказа?

Слайд №7.

Тема нашего урока «Гуманистический пафос рассказа А.И. Куприна «Гамбринус».

Как вы понимаете слово «гуманистический» ? Подберите к слову «гуманизм» синонимы.

Слайд № 8. Составление кластера на слово «гуманизм». (человечность, человеколюбие, уважение, доброта, сострадание, отзывчивость, понимание, сочувствие, милосердие, взаимовыручка, достоинство, демократия, жизненная позиция)

Можно ли сказать, что все эти слова можно отнести к главному герою рассказа?

Слайд №9

Образ Сашки. Аналитическая беседа.

1. Найдите описание внешности Сашки.

2. Какую музыку играл Сашка? Приём «Чтение с остановками»

Просмотр кадра №1 из кинофильма.

3. За что все любили Сашку? (Каждый слышит в его музыке родное, глубокое личное).

Просмотр кадра №2 из кинофильма.

4. Какую музыку просила сыграть Сашку мадам Иванова?

Просмотр кадра №3 из кинофильма.

5. Почемупрофессор из консерватории назвал музыку Сашки «клоунством»?

В 5 главе Куприн рассказывает о событиях, связанных с Русско-японской войной. Давайте прослушаем историческую справку об этих событиях. Слайд №10

Историческая справка. Сообщение о Русско-японской войне.

27 января 1904 г. началасьРусско-японская война. Её причиной стало противостояние России и Японии на Дальнем Востоке. Слайд №11 Японская сторона начала военные действия, напав на Порт-Артур. Слайд №12 Ход войны сразу же стал складываться не в пользу России. Однако русское правительство, словно не видя этих фактов, продолжала экспансию в отношении Дальнего Востока, а саму войну с Японией решила использовать как возможность отвлечения народа от серьезных социальных проблем.Экономика Японии была истощена войной. Это заставило её пойти на мирные переговоры. В августе 1905 г. в американском городе Портсмут был подписан мирный договор.

Поражение России показало слабость царской политики, что способствовало нарастанию революционных настроений и привело в итоге к революции 1905 – 1907 годов.

Хотелось бы назвать имена тех, кто несмотря на поражение в войне, оставил о себе добрую славу. (главнокомандующий Тихоокеанским флотом С. О. Макаров) Слайд №13

Слайд №14 Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) - русский живописец и литератор. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб в сражении при Порт-Артуре в результате взрыва на броненосце «Петропавловск» 31 марта 1904 г. Мы уже обращались к его картине. Слайд №15

Чем является война для человека? Что она приносит ему?

6. Меняется ли кабачок после ухода Сашки на фронт?

7. Как воспринимают посетители «Гамбринуса» возвращение Сашки через два года?

8. Почему котельщик хранил и не пропил Сашкину скрипку?

Какое событие, описанное в 7 главе, изменило жизнь Сашки?

Историческая справка. Еврейские погромы. Слайд №16

В октябре 1905 года в России произошло до 690 (шестисот девяноста) погромов в 102 (ста двух) населенных пунктах. Жертвы были разной этнической принадлежности, но большинство - евреи. Было убито около 4 тысяч евреев, ранено - 10 тыс. В Одессе погибло свыше 400 (четырёхсот) евреев. Основными участниками этих погромов были солдаты и полицейские.

9. Как ведёт себя Сашка во время погрома?

10. Каким мы видим Сашку в споре с Гундосым?

11. Как воспринимают в кабачке возвращение Сашки с перебитой рукой?

12. Становится ли вам жалко Сашку, когда мы читаем о том, как неловко и неумело вставляет он в рот свою свистульку?

Суворовец играет на флейте.

Ещё раз обратимся к названию рассказа. Почему он так назван? Кто такой Гамбринус? Слайд №17

Сообщение суворовца.

Существует легенда о том, как герцог Ян Первый стал королем Гамбринусом.

Однажды пивовары Брюсселя решили избрать своего лидера, который должен быть сильным и мужественным. Они организовали конкурс, в котором поставили большую бочку пива на землю. Тот, кто сможет донести ее к столбу - станет их главным пивоваром.

Когда подошла его очередь, он приказал слуге бить втулки в отверстие в бочки. Затем он лег под нее, открыл кран и пил, пока не опустошил бочку. Затем без усилий перенес бочку к столбу.

На основании этой остроумной идеи пивовары Брюсселя назначили его своим почетным лидером "Гамбринус, Король пива".

Какую черту характера (по легенде) проявил

Гамбринус? (смекалку)

В чем Сашка похож на этого героя?

Но почему Куприн не называет рассказ его именем? Вспомните историческую основу написания рассказа. (цензура)

Были ли вы правы в своих суждениях о жанре произведения?

Вернемся к эпиграфу. Слайд №18

Кому принадлежат последние слова в рассказе? Как вы понимаете эту фразу? (Это выражение авторской позиции. Метафора ясна: мир без искусства – подвал)

Слушают, делают записи в процессе рассказа.

Форма работы общеклассная.

Самоконтроль, взаимоконтроль, контроль преподавателя.

Работают в парах

Учащиеся отвечают на вопросы

Составляют кластер (записывают слова на слайде «пёрышком»)

Участвуют в беседе.

Рассуждают.

Сообщение суворовца

Сообщение суворовца

Суворовец играет на флейте.

Сообщение суворовца

Работа с таблицей

Самостоятельная работа обучающихся

(стадия рефлексии)

Работа в группах.

1 группа. Творческий рассказ о Сашке (от лица второстепенного героя)

2 группа. Составление синквейна

3 группа. Ответить на вопросы, опираясь на буклет. Небольшой по объёму рассказ, а сколько общечеловеческих вопросов в нём поднято. Каких? (-вопрос искусства, которое всё перетерпит и всё победит;

Добра и зла, жизни и смерти, подлости, предательства и высоты человеческой души;

Национальный вопрос)

Определите проблему и идею произведения.

Испытав унижения, опасности фронта, тяготы японского плена, ужас погрома, издевательства охранки, Сашка сохранил в себе Человека. Куприн отвечает на вопрос о том, какую роль в жизни человека играет искусство.

Приведите факты истории, литературы и искусства, подтверждающие мысль Куприна: «Искусство всё перетерпит и всё победит». (композитор Бетховен в 26 лет начал терять слух, художник Рембрандт несмотря на свой гениальный талант, умер в бедности и одиночестве, забытым, никому не нужным мастером, Мольер, Анна Ахматова, Солженицын)

Отчёты групп.

Слайд №19 - Как будущие офицеры, как вы относитесь к событиям, происходящим в Сирии? (уничтожены исторические памятники в Пальмире)

Буктрейлер

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.

Работают в группах

Составляют рассказ

Индивидуальное задание, из нескольких синквейнов составляют один, с содержанием которого согласны все, и представляют его для обсуждения.

Отвечают на вопросы

Просмотр буктрейлера

Задание на самоподготовку. (На выбор)

Ответьте письменно, жанр свободный (рассказ, стихотворение, дневниковые записи и т.д.):

    Чем для меня интересен рассказ А.И. Куприна «Гамбринус»?

    Творческий рассказ о Сашке от лица второстепенного героя.

Записывают в дневник

Преподаватель ________________________/ Симакова Т.И./

(подпись, и.о. фамилия)

Вывески совсем не было. Прямо с тротуара входили в узкую, всегда открытую дверь. От нее вела вниз такая же узкая лестница в двадцать каменных ступеней, избитых и скривленных многими миллионами тяжелых сапог. Над концом лестницы в простенке красовалось горельефное раскрашенное изображение славного покровителя пивного дела, короля Гамбринуса, величиною приблизительно в два человеческих роста. Вероятно, это скульптурное произведение было первой работой начинающего любителя и казалось грубо исполненным из окаменелых кусков ноздреватой губки, но красный камзол, горностаевая мантия, золотая корона и высоко поднятая кружка со стекающей вниз белой пеной не оставляли никакого сомнения, что перед посетителем — сам великий патрон пивоварения.

Пивная состояла из двух длинных, но чрезвычайно низких сводчатых зал. С каменных стен всегда сочилась беглыми струйками подземная влага и сверкала в огне газовых рожков, которые горели денно и нощно, потому что в пивной окон совсем не было. На сводах, однако, можно еще было достаточно ясно разобрать следы занимательной стенной живописи. На одной картине пировала большая компания немецких молодчиков, в охотничьих зеленых куртках, в шляпах с тетеревиными перьями, с ружьями за плечами. Все они, обернувшись лицом к пивной зале, приветствовали публику протянутыми кружками, а двое при этом еще обнимали за талию двух дебелых девиц, служанок при сельском кабачке, а может быть, дочерей доброго фермера. На другой стене изображался великосветский пикник времен первой половины XVIII столетия; графини и виконты в напудренных париках жеманно резвятся на зеленом лугу с барашками, а рядом, под развесистыми ивами, — пруд с лебедями, которых грациозно кормят кавалеры и дамы, сидящие в какой-то золотой скорлупе. Следующая картина представляла внутренность хохлацкой хаты и семью счастливых малороссиян, пляшущих гопака со штофами в руках. Еще дальше красовалась большая бочка, и на ней, увитые виноградом и листьями хмеля, два безобразно толстые амура с красными лицами, жирными губами и бесстыдно маслеными глазами чокаются плоскими бокалами. Во второй зале, отделенной от первой полукруглой аркой, шли картины из лягушечьей жизни: лягушки пьют пиво в зеленом болоте, лягушки охотятся на стрекоз среди густого камыша, играют струнный квартет, дерутся на шпагах и т. д. Очевидно, стены расписывал иностранный мастер.

Вместо столов были расставлены на полу, густо усыпанном опилками, тяжелые дубовые бочки; вместо стульев — маленькие бочоночки. Направо от входа возвышалась небольшая эстрада, а на ней стояло пианино. Здесь каждый вечер, уже много лет подряд, играл на скрипке для удовольствия и развлечения гостей музыкант Сашка — еврей, — кроткий, веселый, пьяный, плешивый человек, с наружностью облезлой обезьяны, неопределенных лет. Проходили года, сменялись лакеи в кожаных нарукавниках, сменялись поставщики и развозчики пива, сменялись сами хозяева пивной, но Сашка неизменно каждый вечер к шести часам уже сидел на своей эстраде со скрипкой в руках и с маленькой беленькой собачкой на коленях, а к часу ночи уходил из Гамбринуса в сопровождении той же собачки Белочки, едва держась на ногах от выпитого пива.

Впрочем, было в Гамбринусе и другое несменяемое лицо — буфетчица мадам Иванова, — полная, бескровная, старая женщина, которая от беспрерывного пребывания в сыром пивном подземелье походила на бледных ленивых рыб, населяющих глубину морских гротов. Как капитан корабля из рубки, она с высоты своей буфетной стойки безмолвно распоряжалась прислугой и все время курила, держа папиросу в правом углу рта и щуря от дыма правый глаз. Голос ее редко кому удавалось слышать, а на поклоны она отвечала всегда одинаковой бесцветной улыбкой...

На рисунке: король Гамбринус



Рассказать друзьям