Методика организации экскурсии для школьников. Техника проведения экскурсии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Создание новой интересной экскурсии - дело непростое. Следует разбить запланированное мероприятие на два равноценных этапа — это подготовка и проведение экскурсии.

Для разработки нового экскурсионного маршрута надо определиться с целью экскурсии, видом (по содержанию - обзорная, тематическая; по способу передвижения - пешеходная, автобусная) и объектами показа. От этого будет зависеть текст экскурсии, его длительность и насыщенность фактами. Этим должен заниматься не один человек, а творческая группа, в которую должно входить от трех до семи человек.

Первые шаги к планированию экскурсии

Когда объекты выбраны, приступаем к сбору информации по каждому из них и составляем самый удобный маршрут переходов (переездов и т. п.). Теперь из большого объема информации по объектам нужно составить экскурсионный текст к каждому из них и карточку объекта. Такая карточка - это незаменимая часть портфеля экскурсовода, она содержит краткую информацию об объекте и, возможно, его фотографию.

После того как написаны экскурсионные тексты к объектам, проще создать интересный и лаконичный текст экскурсии, связать части грамотными переходами.

После подготовки материалов делается методическая разработка экскурсии - это документ с описанием экскурсии, ее основными параметрами. Методичка включает в себя тему, карту маршрута, его протяженность, вид экскурсии, правила безопасности, цель, задачи и время проведения. Также она включает таблицу - план проведения экскурсии:

  • маршрут;
  • объект показа;
  • остановка;
  • время в минутах;
  • перечисление основных вопросов, названия подтем;
  • организационные указания;
  • методические указания (логические переходы).

После этого методичку должно заверить руководство, она служит подтверждением качества экскурсии.

Портфель экскурсовода

Перед тем как проводить экскурсию, нужно собрать «портфель экскурсовода». Это профессиональное название комплекта наглядных пособий для упрощения проведения экскурсии. Это могут быть репродукции картин, фотографии людей, которые имеют отношение к данной теме, картосхемы с изображением предприятий или военных действий, географические карты, геологические образцы, образцы продукции, магнитофонные записи и другие материалы, помогающие насытить экскурсию.

Требования к материалам

Критерии отбора визуального материала невысоки: сохранность, необычность, выразительность, необходимость показа и познавательная ценность. Это основные качества указанных критериев. Очень важно иметь хорошие материалы по объектам, которые не дошли до наших дней или сильно видоизменились. Это упростит восприятие материала. Стоит учитывать, что репродукции, карты и фотографии должны быть на картонном основании, изображение должно быть четкое с размером не менее 18*24, лучше 24*30 см.

Теперь, когда весь материал готов, давайте разберемся, как правильно проводить экскурсию. Обычно у каждого экскурсовода своя техника проведения экскурсии, основанная на личном опыте и наблюдениях. А вот методика проведения экскурсии - это целая система требований и задач, приемов рассказа и показа. Все это необходимо для достижения максимальной усвояемости материала. Хорошо проработанная методика - это своеобразный список правил для экскурсовода при проведении конкретной экскурсии. Но стоит обратить внимание на то, что методики проведения экскурсии должны немного отличаться в зависимости от возрастной особенности группы и заинтересованности экскурсантов.

Для детей школьного возраста лучше не перегружать текст фактами, им будет интересней увидеть наглядный материал и услышать интересную легенду или историю. Также стоит подготовиться к вопросам, от детей их поступает очень много. Немаловажно уметь удержать внимание экскурсантов-школьников. Для этого надо задавать вопросы: «Знаете ли вы?»; «Слышали вы о…?»; «Нравится вам…?» и т. п. В таком случае у экскурсовода возникает диалог с экскурсантами, и так можно удерживать внимание довольно долгое время.

Экскурсанты старшего поколения, как правило, ведут себя тихо и спокойно, причем достаточно сложно понять, интересен им рассказ или нет. В том случае, если это не профессора и ученые, желательно не перегружать текст экскурсии большим количеством дат и цифр. Всегда давайте время на фотографирование, всего пять-семь минут будет достаточно.

Приемы экскурсоводов

Существуют общепринятые методики проведения экскурсии, они включают приемы рассказа и показа. Приемы показа позволяют обратить внимание экскурсантов на самые важные детали, оценить общий вид объекта и его сочетание с окружающей средой. Приемы рассказа, в свою очередь, помогают воссоздать в воображении экскурсантов более точную картину событий. Ключевые слова: «Представьте…», «Шел … год..» и т. п.

Правила безопасности

Но кроме интересного материала и приятного экскурсовода, мероприятие должно быть безопасным.

Безопасность при проведении экскурсий, особенно пешеходных, очень важна. Основные правила безопасности и поведения на маршруте можно прочесть в методической разработке экскурсии. Но экскурсовод обязан оповестить группу о технике безопасности непосредственно перед экскурсией. Рассказать обо всех нюансах маршрута. Самые банальные фразы о том, что нельзя высовывать голову в окно автобуса и выпрыгивать на ходу, должны обязательно прозвучать. Так как ответственность за группу во время экскурсии берет на себя экскурсовод, то и рассказать о правилах безопасности - его задача.

О чем стоит предупредить экскурсантов

Особое внимание стоит уделить пересечениям дорог и переходам (канатные мосты, пещеры, тоннели и т. п.). Если экскурсия проводится на природе, то следует предупредить о правилах пожарной безопасности. Также необходимо рассказать о том, что нельзя пробовать грибы, трогать руками различных насекомых и животных, пить воду из открытых водоемов и ходить босиком.

Стоит бережно относиться к предметам быта местного населения и окружающей природе в месте проведения экскурсии. К тому же, к экскурсиям должны допускаться лица, прошедшие предварительный инструктаж и медицинский осмотр, а также люди, не имеющие противопоказаний, связанных со здоровьем.

Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсии. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа.

Задача методических приемов - обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории.

Все методические приемы могут быть по своему назначению подразделены следующим образом:

Приемы непосредственного ведения экскурсии: показ и рассказ

Приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.

1. показ в экскурсии

Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионными объектом или несколькими объектами одновременно.

Показ на экскурсиях - многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процессов, во время, которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью.

Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество, наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет.

Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа.

Показ в экскурсии является суммой трех элементов:

ь Самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей

ь Ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»

ь Показа под руководством экскурсовода других приемов

Задача показа на экскурсии состоят в следующем:

ь Показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами

ь Показать объекты, которых уже нет (сохранились только фотографии или рисунки)

ь Показать историческое событие, которое происходило на данном месте

ь Показать действия исторического деятеля

ь Показать объект таким, каким он был в период описываемого события

Условия необходимые для показа объекта:

ь Правильно выбранные точки показа

ь Время, более выгодное для показа

ь Возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы

ь Умения и навыки экскурсовода

Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта

1. экскурсовод определяет, что за предмет показывается экскурсантам

Определение

2. экскурсовод объясняет, что собой представляет объект

Характеристика

3. экскурсовод говорит о назначении объекта

Цель создания

4. экскурсовод рассматривает отдельные части объекта

Экскурсионный анализ, сравнение

6. Экскурсовод рассказывает о событии, связанном с объектом, его значение

Оценка исторического события

Задача экскурсовода - помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль.

Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет: активные действия руководителя, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; активную деятельность экскурсантов.

Методические приемы показа

Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта. Существуют два варианта использования приема. Первый начинается со слов экскурсовода: «А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним». Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта, что дает экскурсантам возможность:

ь составить представление об исторической местности, где происходили события

ь представить данный объект в естественной обстановке

ь дать определенную оценку объекту

ь получить представление о его природном окружении

Второй вариант использования приема предварительного осмотра состоит в том, что началом служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно следует увидеть в ходе наблюдения объекта, какие его качества и конкретные особенности рекомендуется выявить в ходе наблюдения.

Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.

Прием зрительной реконструкции. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Этот прием широко используется при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда же относятся места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников. Задача указанного приема дать экскурсантам возможность зрительно восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте.

Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.

Прием локализации событий. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории именно к тому месту, где произошло событие.

Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения. Этот прием позволяет экскурсантам рассмотреть те признаки предмета, которые служат основой для раскрытия темы. Прием абстрагирования построен на наблюдении.

Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используют различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом, мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов.

Прием интеграции построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Действие методического приема интеграции в экскурсии связано с методом синтеза - соединение отдельных частей, деталей, обобщения разорванных фактов в единое целое.

Прием зрительной аналогии основан на действии одного из общих методов научного познания - метода аналогии. Прием аналогии построен на сравнении:

Данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта

Наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее.

Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод ставит перед экскурсантами два объекта, причем, только один из них находится перед глазами.

Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект. Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

Методический прием движения. Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения. В ряде случаев движение группы используется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона горы, высоте башни, глубин рва и т.д. Кроме того, движение используется как методический прием показа экскурсионных объектов отдельных зданий, сооружений, улиц, архитектурных ансамблей, площадей.

Другой вариант движения как методического приема - обход вокруг здания, сооружения, памятника.

Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена. Если мемориальная доска экскурсантам видна хорошо и они уже прочли надписи на ней, то экскурсоводу не следует зачитывать ее вслух.

2. РАССКАЗ В ЭКСКУРСИИ

Рассказ - это условно принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, то есть сообщения и пояснения, которые экскурсовод дает группе. Это образная информация о памятниках, исторических событиях и деятельности конкретных исторических лиц.

Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: комментирует, поясняет, дополняет увиденное; реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант. Рассказ это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монологической речи.

Основные требования к рассказу: тематичность, конкретность, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.

В качестве основных особенностей рассказа можно выделить следующее:

1. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы. Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии.

2. Подчиненность рассказа показу. Рассказ экскурсовода не может быть абстрагирован от объектов показа, которые расположены на маршруте. Содержание рассказа подчинено задаче наблюдения объектов. Рассказ сопровождает показ объектов, дополняет и поясняет то, что видят экскурсанты, направлен на зрительное воссоздание картины.

3. Использование в рассказе зрительных доказательств. Особенность рассказа состоит в том, что в нем отсутствуют устные доказательства. Их роль выполняет зрительный ряд. Это достигается путем образного рассказа, умелого показа памятников, демонстрации наглядных материалов.

4. Адресность рассказа, то есть привязка к наблюдаемым экскурсантами объектам. Адресный характер рассказа состоит в том, что, рассказывая экскурсовод, имеет в виду конкретный объект - здание, архитектурный ансамбль, инженерное сооружение, памятник природы.

5. Конкретность экскурсионного рассказа. Конкретность - это не только формулировка темы, но и сами по себе приводимые факты, истолкование. Конкретизация материала в экскурсии - это выражение мысли, изложения определенного положения в более точной, конкретной форме.

6. Утверждающий характер рассказа. Рассказывая об историческом событии, экскурсовод с максимальной убедительностью утверждает, что оно происходило именно так, именно на этом месте, что его участниками были называемые ими лица.

Методические приемы рассказа

Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача - преподнести факты, приемы, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом.

Приемы рассказа можно разделить на две большие группы.

Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа. Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов.

Вторая группа объединяет приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции. Приемы этой группы рисуют внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей.

Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования. Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки, авторов проекта, размеры, назначение. При осмотре дополнительных объектов этот прием используется самостоятельно, когда, изложив справочный материал, экскурсовод заканчивает знакомство группы с объектом. По своему содержанию и построению данный прием напоминает путевую экскурсионную информацию.

Прием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов. Для описания объекта характерны точность и конкретность. Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности.

Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и действующих в экскурсии лиц. Прием характеристики представляет собой перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность. При использовании приема характеристики дается оценка качественных сторон объекта, таких как познавательная ценность, художественные достоинства, оригинальность авторского решения, выразительность, сохранность.

Прием объяснения - форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие. Наиболее часто этот прием используется в производственно-экономических и природоведческих экскурсиях, где в рассказе объясняются внутренние связи процессов и явлений.

Прием объяснения характерен для экскурсий с показом произведений изобразительного искусства. Экскурсовод поясняет смысл изображенного художником в картине, содержание памятника монументальной скульптуры.

Прием комментирования. В экскурсии методический прием комментирования используется экскурсоводом при изложении материала, разъясняющего смысл события или замысел автора памятника истории и культуры, который в данный момент наблюдается экскурсантами.

Прием репортажа. В экскурсии репортаж - это краткое сообщение экскурсовода о событии, явлении, процессе, очевидцами, которых являются экскурсанты. Этот прием эффективен лишь тогда, когда объект показывается в развитии, он помогает увидеть, как изменяется объект в ходе наблюдения и рождается нечто новое. Сложность использования такого приема состоит в том, что рассказ в значительной своей части не готовится заранее, он не входит целиком в индивидуальный текст экскурсовода, а носит характер импровизации, то есть составляется экскурсоводом на ходу, во время наблюдения происходящего.

Прием цитирования. Цитата в экскурсии направлена на то, чтобы вызвать в сознании экскурсантов зрительный образ, то есть выступает в роли зрительно воспринимаемой информации. В тексте экскурсии в виде цитат используются отрывки из художественных произведений. Особенно эффективно цитирование в тех случаях, когда необходимо воссоздать картины жизни в далекие времена, быт и деятельность наших предков

Прием вопрос-ответ. Суть этого приема состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии. Они выполняют функцию методического приема. Их можно разделить на несколько видов:

1. вопросы, на которые экскурсовод сразу же или по истечении некоторого времени сам дает ответ, продолжая свой рассказ по теме.

2. вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение чего-либо в форме вопроса. Такие вопросы в лекционной пропаганде рассматриваются как прием ораторской речи.

3. вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты, заостряют внимание экскурсантов к содержанию экскурсии, вносят некоторую разрядку и помогают лучше уяснить проблему.

Прием новизны материала состоит в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, неизвестные экскурсантам. Этот прием используется экскурсоводом в тот момент, когда необходимо привлечь внимание группы к объекту, сделать восприятие наблюдаемого более эффективным.

Прием словесного монтажа. Используя этот метод, экскурсовод свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати. Содержание этих отрывков раскрывает подтему экскурсии или один из основных ее вопросов. Этот прием дает возможность воссоздать картину событий.

Прием соучастия. Задача этого приема - помочь экскурсантам стать участниками того события, которому посвящена экскурсия. Делается это с помощью, например, обращения к группе: «Представьте себе, что мы с вами находимся на этом поле во время наступления вражеских войск». Затем с помощью приема зрительной реконструкции восстанавливается картина боя.

Прием дискуссионной ситуации. Экскурсовод, используя этот прием, выдвигает в своем рассказе такое положение, которое вызывает дискуссионную ситуацию. Этот прием дает возможность в части экскурсии заменить монологическую форму материала открытым диалогом. Свою точку зрения по выдвинутому положению высказывают два-три экскурсанта. Затем экскурсовод, подводя итоги, делает выводы.

Прием сталкивания противоречивых версий используется в рассказе экскурсовода, например, при оценке определенного исторического события, утверждения даты возникновения конкретного города.

Прием персонификации используется для мысленного создания образа конкретного человека. Рекомендуется делать это с помощью яркого рассказа об отдельных эпизодах из жизни тех людей, с которыми связана тема экскурсии, или на основе описания какого-либо исторического события, в котором эти люди участвовали.

Прием проблемной ситуации состоит в том, что в рассказе экскурсовода ставится проблема, связанная с темой экскурсии. Постановка проблемы перед экскурсантами заставляет задуматься и понуждает найти правильный ответ на поставленный вопрос. Проблемный вопрос, умело поставленный перед экскурсантами, вызывает интерес к подтеме.

Прием отступления состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод уходит от темы: читает стихи, приводит примеры из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма, художественного произведения.

Прием индукции применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, общим выводам, и в показе, когда экскурсовод от характеристики одного памятника переходит к характеристике целого ансамбля или системы инженерных сооружений.

Климатический прием предполагает такое изложение экскурсионного материала, когда вначале сообщаются менее интересные и малозначительные факты и аргументации, затем более значительные и, наконец, самые интересные.

Антиклиматический прием состоит в том, что изложение материала в рассказе начинается с наиболее интересных фактов и примеров, в показе - с наиболее значительных по своему содержанию и архитектуре объектов. Интерес к теме, разбуженный у экскурсантов в начале мероприятия, позволяет в дальнейшем успешней ознакомить их с менее интересным материалом.

Прием демонстрации наглядных пособий

В экскурсии используется прием наглядных пособий. Наиболее широкое распространение получил иллюстрационный прием. Например, рассказ экскурсовода о флоре и фауне данного края сопровождается показом фотографий растений и животных.

Применяется прием контраста, когда фотография показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменилось историческое место, которое они в данный момент осматривают. Фотография и рисунок контрастируют с наблюдаемым объектом. Прием построен на сравнении зрительно воспринимаемой информации.

Важным резервом для повышения действенности экскурсии является использование технических средств пропаганды - эпидиаскопа, фильмоскопа, магнитофона, киноаппаратуры. С их помощью глубже раскрывается тема, усиливается зрительный ряд экскурсий.

Вступление

Добрый день, дорогие экскурсанты. Сегодня я буду вашим проводником в мир истории средневекового Крыма Меня зовукт Ермолаев Владислав Андреевич. В дальнейшем, можете называть просто «Владислав.». Хочу представить также человека, без которого первая часть нашей экскурсии невозможно: водитель нашего автобуса Сергей Владимирович.

Мы начинаем экскурсию "Листая летопись веков". В ходе нашей экскурсии мы более плотно ознакомимся с основными этапами истории средневекового Крыма. Проедем по старым улицам города Симферополя, побываем на месте основания Бахчисарая посетим Успенский монастырь и пройдёмся по пещерному городу Чуфут-Кале. Наша экскурсия по времени длится около 8 часов. Обратно мы прибудем примерно в 16 - 20. От Симферополя до Бахчисарая мы будем ехать 30 км. по Севастопольской трассе и пешеходная часть протяженности 3 км. Во время экскурсии просьба соблюдать некоторые правила по технике безопасности: (правила)

Наше путешествие начинаеться. Справа вы можете увидеть красный забор с ажурной решоткой, а за ним здание Таврического национального университета им. В. И. Вернадского - старейшее и ведущее высшее учебно-научное учреждение Крыма, основанное в 1918 году. Во времена Гражданской войны, многие русские выдающиеся деятели бежали в Крым и университет, объединил в себе весь этот цвет российской науки. Сразу за университетом начинается территория парка "Салгирка" - один из крупнейших парков Симферополя. Название происходит от имени реки Салгир, на берегах которой первоначально парк был разбит. Парк основан в 1795 году уроженцем Германии, известным академиком естествоиспытателем П. С. Палласом. В прошлом на территории будущего парка размещались: школа садоводства, огородничества и виноградарства, помологическая станция, дендрологический питомник. На сегодняшний день, главными достопримечательностями парка являются:

1. Воронцовский дом - дом оригинальной архитектуры, с флигелем в подражание бахчисарайского Ханского дворца, построенные в 1823-1826 гг. губернатором Д. В. Нарышкиным, предположительно по проекту архитектора князя М. С. Воронцова. Сейчас в этом доме располагается Крымский филиал института археологии НАН Украины и дом науки АРК.

2. Памятник на месте дома Стевена - примерно до 1970-х годов на этом месте стоял одноэтажный дом, принадлежавший X. X. Стевену - ботанику, основателю Никитского ботанического сада. Здание было разрушено в 1977 году.

3. Могила Г. Ф. Морозова - могила одного из основоположников российского лесоводства Г. Ф. Морозова.

4. Усадьба Палласа - жилой дом в стиле русского классицизма, построенный в 1797 году.

А сейчас немного об истории основания города Симферополя. Местность, где в долине Салгира располагается Симферополь, во все времена привлекала людей своим удачным географическим расположением и благоприятными природными условиями. Долина Салгира находится между двумя грядами Крымских гор - Внутренней и Внешней. На территории города есть памятники истории и культуры различных веков. В 1927 году на левом берегу Салгира, в пещере Чокчура (восточная окраина города, на левом берегу реки Малый Салгир), была открыта стоянка древних людей, эпохи палеолита, учёные установили, что человек жил в этой пещере более 50 тысяч лет назад. Так же в Симферополе имеют место быть стоянки мезолитической эпохи(Симферопольское водохранилище), неолитические, энеолитические, эпохи бронзы(в Заводском) и т.д. Памятники эпохи тавров разбросаны по всему Крыму, в Симферополе сохранились остатки таврских поселений, появившихся в окрестностях города с IX века до нашей эры. Слева над улицей Воровского видны скалы обрывистой долины реки Салгир. Это плато интересно в мировой археологии тем, что во II в. до н.э. - IV в. н.э. в юго-восточной части нынешнего Симферополя находилась столица позднескифского государства - Неаполь, в переводе "Новый город". Рассвет города, как и всего скифского государства, приходился на I - II вв. до н.э., при царях Скилуре и его сыне Палаке. Раскопками установлено, что Неаполь скифский, занимал площадь 20 Га, и был хорошо укреплен. В своё время Неаполь скифский представлял собой довольно крупный по тем временам торговый и ремесленный центр. В II - IV вв. Неаполь скифский подвергся опустошительным набегам кочевников - готов, аланов, гунов - и был разрушен. Шли века... Волны новых завоевателей - хазар, печенегов, половцев, монголов - катились по равнинам северного Причерноморья и захлёстывали Крым. Со средневековым, довольно бурным периодом крымской истории связано возникновение Ак-Мечети, что переводиться как "белая мечеть". Посмотрите налево и вы увидите, что это действительно прекрасное белое здание. Первые сведения о ней относятся к концу XV - началу XVI вв., причём местоположение городка, вернее, самых ранних его строений, близ Неаполя Скифского красноречиво говорит о том, что места эти облюбованы человеком не случайно. Ак-Мечеть являлась важным административным центром, а, кроме того, резиденцией калги-султана, который был вторым после крымского хана лицом. Именно калге-султану принадлежала вся цветущая долина Салгира до самого истока. По данным описания Крыма, составленного в 1783 году, в Ак-Мечети значились в ту пору 331 дом и 7 мечетей. Таким был город - предшественник Симферополя в год присоединения Крыма к России. 2го февраля 1784 года Екатерина II подписала указ об образовании Таврической области. Важную роль в организации области сыграл генерал-губернатор Новороссии Г.А. Потёмкин. 7 февраля 1784 года он подал императрице проект административного устройства области, центром которой должен был стать новый город, названный Симферополем по предложению учёного и общественного деятеля Евгения Булгариса. "Сие наименование означает город пользы, а потому герб - улей с пчёлами, имеющий вверху надпись: «Полезное». Датой основания Симферополя считается 8 февраля 1784 года. Первые строения были заложены в июне 1784 года. Постепенно новый город рос и заселялся выходцами из России и Украины. Уволенные из русской армии солдаты и вывезенные помещиками крепостные крестьяне - таковы были первые переселенцы. Заселялись и окрестности города. 8 октября 1802 года Симферополь стал центром новообразованной Таврической губернии. Его развитию способствовало дорожное строительство. Столица Тавриды получила выход на всероссийский рынок и скоро стала крупным ремесленным и торговым центром края. К началу XX века в Симферополе было около двухсот улиц и переулков. Более полувека симферопольские улицы не имели официальных названий, и только в марте 1830 года было утверждено название 23-х главных улиц и 4-х переулков. Улицы назывались по месторасположению церквей: Александро-Невская, СпасскаяТроицкая, переулки Соборный, Минаретный. Некоторые назывались именами царей и их приближённых: Екатерининская, Потёмкинская, Воронцовская, Долгоруковская. Были улицы, отражавшие в своём названии местонахождение какого-либо приметного объекта: Губернаторская, Полицейская, Тюремная, Банная, Госпитальная, переулки Мельничный, Почтовый, Театральный. Некоторые улицы были поименованы по названию национальностей жителей города: Армянская, Греческая, Караимская, Эстонская, переулки Армянский, Еврейский, Крымчакский, Цыганский.

Город первоначально занимал левый берег реки Салгир. Обратите внимание, справа от трассы к реке спускался городской сад, где к 100-летию присоединения Крыма к России был установлен памятник Екатерине II-й. с той стороны также расположено примечательное на фоне современных построек двухэтажное желтое здание с черным чугунным балконом. Это дом таврического губернатора, одно из старейших зданий Симферополя. Далее, Петро - Павловский собор, с темным куполом, во всем своем величии и красоте. Собор был построен при Правящем Архиерее Таврической епархии Архиепископе Гурии (Карпове), ныне прославленном в лике святых. Святитель Гурий, управляя Таврической кафедрой в 1867-1882 гг., неоднократно совершал в этом соборе богослужения. В советское время собор находился в запустении, утратил колокольню, кресты, ограду. Восстановлением Петропавловского собора, отходя от беспамятства, озлобления и забвения веры, власть занялась в конце 1980-х. Благодаря большой исследовательской работе, проведенной С. Л. Беловой в архивах Синода, удалось отыскать проекты, по которым восстановили колокольню и купол храма. Автором восстановительного проекта стала архитектор О. И. Сергеева. Рядом с Петро-Павловским собором находится Троицкий женский монастырь. Справа вы видите его небесно – голубой купол. Улица Одесская, на которой возвышается Свято-Троицкий монастырь, носит свое нынешнее название с 1946 года. До этого же она носила название Греческая, так как на ней и вокруг нее издавна проживало большое количество греков. Первую деревянную греческую Свято-Троицкую церковь на месте нынешней обители построили в 1796 году. С 1826 года при храме находилась греческая гимназия. В 1868 году церковь разобрали, а на ее месте, по проекту архитектора И. Ф. Колодина, построили просторный Свято-Троицкий собор. Он представляет собой крестообразный в плане храм с восьмигранным световым барабаном, возвышающимся посредине, и невысокой колокольней над входом. В феврале 1933 года Троицкая церковь была закрыта и ее начали перестраивать под интернат для детей. Но община всеми возможными средствами решила бороться, отстаивая свои права. Невзирая на жуткое время полного правового беспредела, православным удалось выйти с ходатайством на греческую миссию в Москве. Еще раньше, по совету о. Николая Мезенцева обратившись к греческому консулу, они смогли отстоять колокольный звон, к тому времени уже запрещенный. Помогло и то, что многие члены общины были греческими подданными. В 1934 году храм вновь открылся. В Свято-Троицком соборе хранятся почитаемые по всему Крыму святыни, увидеть которые приезжают прихожане не только со всей Украины, но и из других стран мира. Это мощи святителя Луки, который совершал при жизни чудесные исцеления, и продолжающего их совершать после смерти. Если обратить внимание на лево, то можно увидеть двухэтажный серый дом с часовней, здесь жил святитель Лука. Улица Караимская – условная граница между Ак – Мечетью и Симферополем, две части города давно соединились. Слева старинная караимская кенасса. К 80-м годам XIX века караимское общество Симферополя значительно окрепло, стало богаче материально, появилась возможность приобрести новый участок земли и приступить к строительству здания кенасс. В здании возведенных караимских кенасс наблюдалась эклектика архитектурных стилей. В нем прослеживались черты готического, мавританского и византийского стиля. После прихода Советской власти, караимские кенассы в Симферополе были закрыты, а здание национализировано. В 30-х годах здание кенасс было значительно перестроено и лишено многих элементов декора и культовой отделки. Здание караимских кенасс было отдано Государственной телерадиокомпании «Крым», которая находится там по сегодняшний день. Сегодня Караимская религиозная община Крыма пытается добиться возвращения ей этого культового сооружения.

Сейчас мы проезжаем западную окраину города, в которой сконцентриравана основная производственная.

Симферополь начала ХХ века был невелик, но достаточно развит. Его развитию способствовало дорожное строительство шоссейной дороги до Алушты, а затем и до Ялты, и железной дороги. Столица Тавриды получила выход на всероссийский рынок и стала крупным ремесленным и особенно торговым центром губернии. К началу XX века в Симферополе было около двухсот улиц и переулковНа 1 января 1911 года в Симферополе проживало 66452 человека (37491 мужчина и 28961 женщина), из них 22616 мещан и 20346 крестьян. Дворян же, потомственных и личных, насчитывалось 3772. Многие мещане (в сословие мещан входили ремесленники, мастеровые, мелкие торговцы, служащие) строили свои домики на окраинах города в слободках. Так возникли Казанская, Салгирная, Шестериковская, Железнодорожная, позднее Цыганская, Жандармская. Само понятие "слобода" пошло в России от первых поселений, образуемых вблизи городов вольными, свободными от крепостной зависимости людьми. Так как в экономике преобладала торговля, в городе было 148 купцов, в том числе 8 - очень богатых, "первой гильдии", 140 - "второй гильдии". Торговые заведения росли, как грибы после дождя. Если в 1899 их было 776, то в 1910 - более 1300. Широко велась торговля мануфактурой, галантереей, бакалейными товарами, фруктами, вином, табаком. "Справочная книга по г. Симферополю на 1911 г." называет 25 предприятий промышленности: 5 консервных, 4 табачных, 2 столярных, 1 мехзавод, 4 мельницы. В городе бурно развивалась промышленность, и в 1867 году в Симферополе насчитывается уже 11 заводов и фабрик, продолжают появляться новые. В 1871 году началось строительство Лозово-Севастопольской железной дороги, а 14 октября 1874 года в Симферополь пришел первый пассажирский поезд. С этого времени в городе начинают появляться крупные промышленные предприятия: филиал московской конфетной фабрики «Эйнем», фабрика А. И. Абрикосова, их продукцией были фруктовые консервы, повидла, желе, благо сырья - ягод и фруктов хватало, Симферополь окружали фруктовые сады. Позже появились табачные фабрики и в 1916 году авиационный завод «Анатра».. В годы пятилеток город активно строился и за предвоенные годы Симферополь стал крупным промышленным центром. Здесь открылись заводы по выделке кожи и пошиву обуви, машиностроения, основательно перестроили и переоборудовали консервный завод им. 1 Мая. Улицы города украсили новые здания, зелень парков и скверов. Симферополь стал административным, культурным и научным центром Крыма. Накануне Второй мировой войны Симферополь производил более трети промышленной продукции Крыма. Основными промышленными отраслями являются машиностроительная отрасль, пищевая промышленность и лёгкая промышленность. В целом в Симферополе расположено семьдесят крупных предприятий. Это завод "Фотон", где производят ТВ, завод "Пневматика", "Крымпродмаш", завод "Сантехпром", завод "Фиолент", который выпускает бытовую технику, электромашиностроительный завод "СЭЛМА", швейная и кожгалентерейная фабрики, "Эфирмасло" и т.д. Кроме того, в городе функционирует 2 консервных завода, кондитерская фабрика, заводы бытовой химии и пластмасс, макаронная фабрика и т.д. Все дороги Крыма ведут в Симферополь. В Симферополе расположены железнодорожный вокзал, автовокзал, три автостанции, два аэропорта (один – международного класса, а другой местного значения). Аэропорт местных авиалиний «Заводское» находится на западной окраине города.В 1914 г. в Симферополе впервые появился городской электрический транспорт. 31 июля состоялось торжественное открытие трамвайного движения. Первая линия связала центр города с Железнодорожным вокзалом. К октябрю 1914 г. в городе работало уже 3 трамвайных маршрута. На сегодняшний день, самая длинная в мире троллейбусная линия соединяет Симферополь, Алушту и Ялту. И вот Севастопольская улица, переходит в Севастопольское шоссе, до Бахчисарая еще 30 километров. Это дорога, по которой в своё время проходил древние караванные пути, на этой дороге сохранились памятники археологии и истории. одним из таких памятников и являеться данный курган.

(ОСТАНОВКА №1 У КУРГАНА НА 2 - 3 МИНУТЫ, ЧТОБЫ БЫЛ ВИДЕН ОХРАННЫЙ ЗНАК.)

Мы находимся на небольшой возвышенности справа через дороги новостройки, а непосредственно рядом с нами - небольшой холм. это курган, то есть могильное захоронение эпохи энеолита.

Энеолит - это эпоха в развитии человечества, переходный период между неолитом и бронзовым веком. Во времена энеолита были распространены медные орудия труда, однако использовали также и медные. В 1957 году академик Щепинский близ Белогорска под насыпью кургана однаружил погребения, совершённые в деревянных и каменных ящиках с расписными стенами. Очень скоро подобные захоронения были обнаружены в различных местах. И как следствие стали относиться к Кеми-Обинской культуре, как представленный курган.

Часть исследователей считает, что представители данной культуры пришли в Крым с Северного Кавказа через Керченский пролив.

Кеми - Обинские племена умерших хоронили в прямоугольных, нередко довольно крупных (до 2,2 х 2,0 м) ямах, которые были перекрыты плахами, досками или жердями, иногда каменными плитами, а в одном случае даже антропоморфной стелой. Некоторые могилы были с уступами (заплечиками) по всему периметру и снабжались и двойным перекрытием.

Покойники, обильно посыпаные охрой, лежали на спине с согнутыми в коленях ногами, головой преимущественно к востоку или северо-востоку. В могилах встречаются кости мелкого рогатого скота, отмечен отпечаток ткани, Сосуды - яйцевидные или с небольшим плоским дном, с цилиндрической у шейкой, иногда с вертикальной ручкой или выступами в верхней части - орнамент - веревочный и врезной, на поверхности встречается полосчатое сглаживание.

В погребальную камеру ложили всё, что могло «понадобиться» покойнику на том свете. После этого погребальная камера перекрывалась каменными плитами или деревянными колодами и старательно замазывалась глиной. Над погребением делали земляную насыпь, которую нередко обкладывали камнями.

Если кемиобийцы хотели отметить некоторую личность, на кургане устанавливали вертикальный неотёсанный камень – менгир.

Множество таких камней можно увидеть в долине.

Плодородные земли Центрального Крыма издавна были привлекательным местом для поселения. Поэтому, когда в III в. до н.э. скифы начали переходить к оседлому образу жизни, они возвели здесь несколько крепостей. Одна из них находилась в 15 км к западу от Симферополя, в долине реки Западный Булганак. Для поселения был избран высокий холм, отвесные склоны которого служили естественным укреплением. С южной стороны, где такой защиты не было, насыпали земляной вал и на нем, возможно, возвели каменную стену. Кроме того, в северной части поселения был построен хорошо укрепленный акрополь, свидетельством чего и является данный курган. У скифов было весьма интересное представление о загробной жизни. Погребения совершались в обширных и глубоких ямах. Вместе с умершим клали его оружие, одежду, пищу, дорогие украшения. Могилу зазакрывали бревенчатным накатом и насыпали над нею курган, стремясь сделать его как можно выше. Вы конечно знаете, что в древности Крым назывался Таврикой, Тавридой. Откуда произошло это название? Существует несколько гипотез. Одни ученые говорят о том, что греки в древности именовали Крымские горы Тафрос. Поэтому жители гор стали называться таврами, а страна, в которой они жили, - Таврикой. Но существует и другое предположение. Местные жители горного Крыма занимались скотоводством, особое значение имели быки - по-гречески таврос. Отсюда и получили свое название местные жители - тавры, а их земля называлась Таврикой, Тавридой.

Тавры издавна обитали в горах и предгорьях Крыма. По словам греческого историка Геродота, «тавры приносят в жертву Деве (богине) потерпевших кораблекрушение и всех эллинов, кого захватят в открытом море...».

Древние авторы пишут не только о свирепых обычаях тавров, но и об их мужестве в бою. Так один из историков сообщает, что тавры, «предприняв войну, всегда перекапывают дороги в тылу; сделав их непроходимыми, вступают в бой; делают они это для того, чтобы, не имея возможности бежать, необходимо было или победить или умереть».

Наиболее конкретные сведения о районах проживания тавров сообщает Геродот: «Страну, прилегающую к морю, гористую и выступающую в Понт, заселяет племя тавров, до так называемого Скалистого (Керченского) полуострова».

Таким образом, в древности тавры занимали всю прибрежную и горную часть Крыма, примерно от Евпатории до Феодосии. Их соседями в степной части, в предгорьях и на Керченском полуострове были скифы. Древнейшее (около VIII в. до н. э.) из известных в Крыму укрепленных поселений тавров Уч-Баш находится в Инкермане. Примерно к этому же времени относится раннетаврское поселение у Балаклавы. Невдалеке (вероятно, около мыса Фиолент) было святилище таврской Девы, о котором повествуют древние авторы. Видимо, в этом районе в те времена проживало одно из наиболее развитых по уровню хозяйства и культуры таврских племен. Этому способствовали плодородие Инкерманской долины, близость к морю и богатые рыбой бухты.

Другие таврские поселения и укрепления - тоже ранних времен - тяготели к речным долинам в среднем течении и устьях Черной, Бельбека, Качи, Альмы, Салгира, Зуи и других рек, протекающих в предгорьях Крыма.

Позднее тавры заселили северные склоны и отроги Главной гряды и долины в гористых верховьях тех же рек. Это была относительно замкнутая горная территория, где жили наиболее отсталые таврские племена. Сохранились следы их временных стоянок. В скальных навесах и гротах - пещерные святилища, многочисленные остатки гюспоселений - и кое-где примитивные укрепления. Особенно интересны для историков таврские могильники с каменными ящиками, кромлехи - ограды могил или священных мест, менгиры - вертикально поставленные каменные глыбы. Тавры заселили и побережье (южное и юго-восточное) с долинами, спускающимися к морю: Алуштинской, Судакской, Коктебельской. Здесь находились наиболее крупнье таврские поселения античной эпохи, их потаенные убежища среди скал, иногда усиленные «стенами», более напоминавшими нагромождения больших камней. Для этих районов, так же, как и для гор, характерны могильники с каменными ящиками - полудольменами. На этом позвольте закончить с историей древних времён и перейти к более современным событиям.

Сейчас мы проезжаем посёлок, примечательное название которого, я думаю знакомо многим из присутствующих. Это Приятное свидание. По поводу названия села существует легенда, что в этом месте произошло свидание Екатерины II или с Потёмкиным, или с последним крымским ханом Шахином Гераем. Её живучести способствует наличие в нескольких километрах южнее по дороге Симферополь-Севастополь Екатерининской мили - каменного столба, устанавливавшегося по пути следования императрицы во время её путешествия в Крым, но в «Полном Географическом описании нашего Отечества» 1910 года ни этот эпизод, ни само село не упоминаются. Более правильной следует считать версию о существовании на этом месте во время Крымской войны 1853-1856 годов трактира. В нём, якобы, встречались русские офицеры, едущие на фронт и с фронта что и дало название трактиру, а затем и возникшей на этом месте деревне, тем более, что трактир (ещё безымянный) впервые обозначен на карте 1842 года, а в 1890 году - уже как «Приятное свидание». В «Статистическом справочннике Таврической губернии. Ч.1-я Статистический очерк, выпуск шестой Симферопольский уезд, 1915 г.» зафиксировано в 1915 году наличие в Тав-Бадракской волости Симферопольского уезда «хутора Приятное Свидание» при деревне Кобази, владельца Туманова А. А. и там же имение Туманова К. А.

Присоединение Крыма к России привело к коренным изменениям в экономике, культуре, социальных процессах.

В 1784 г. была образована Таврическая область, в состав которой вошли Крым, Тамань, земли к северу от Перекопа. В 1802 г. Таврическая область была преобразована в губернию. Вместо прежних наместничеств создавалось семь уездов, из которых пять (Симферопольский, Левкопольский, а с 1787 г. - Феодосийский, Евпаторийский и Перекопский) уездов располагались в пределах самого полуострова. В 1837 г. из Симферопольского уезда выделился новый - Ялтинский уезд, после чего административное деление края почти не изменялось вплоть до 20-х гг. XX в.

В конце XVIII в. в Крыму насчитывалось более 100 тыс. жителей.

Учитывая важное военно-стратегическое значение Крыма и большое влияние Турции на татарское население полуострова, царское правительство стремилось расположить к себе новых подданных. 22 февраля 1784 г. крымскотатарская знать была приравнена к российскому дворянству.

С 18 сентября 1796 г. крымские татары освобождались от рекрутской повинности и военного постоя, им предоставлялось право разбирать взаимные тяжбы у улемов. Мусульманское духовенство навсегда освобождалось от уплаты податей. В начале XIX в. была подтверждена личная свобода крымскотатарского крестьянства. Согласно постановлению 1827 г., крымскотатарское население имело по закону право собственности на движимое и недвижимое имущество.

Для знакомства с новыми землями, присоединенными к России императрицей

Екатериной II, в 1787 году было предпринято «шествие в полуденные края России».

Подготовка к посещению императрицей Крыма началась с 1784 года. По пути следования императрицы приводились в порядок дороги, ремонтировались мосты, строились временные деревянные «дворцы», предназначенные для отдыха и ночлега, и даже высаживались деревья.

Правитель Таврической области Коховский В.В. предложил кроме верстовых столбов на пути следования императрицы установить каменные столбы, обозначавшие пять или десять верст пути.

Управляющему канцелярией Потемкина Г.А. Попову В.С. идея понравилась и он доложил о ней известному цареугоднику Потемкину. Всего, от Акмечети до Севастополя, построено было 66.

Версты представляли собой треугольные обелиски, высеченные из дикого камня. К сожалению ни одна из них не сохранилась. Екатерининских миль в Крыму сохранилось всего пять. Часть этих памятников разрушило время, но большая их часть были уничтожены во времена Советской власти как «символы царизма». Самой интересной среди сохранившихся знаков «миль» является Екатерининская миля, расположенная в Бахчисарае. Находится она на каменном мосту возле северного въезда в Ханский дворец. Ханский дворец в Бахчисарае был одним из основных пунктов царского путешествия в Крым.

В раннее средневековье происходит бурное изменение этнического состава населения Таврики. Начало этому положило «великое переселение народов» - вторжение на полуостров готов и гуннов.

В VIII в. народы Таврики увидели новых завоевателей - тюркоязычные племена хазар.

В VII в. племена создают свое государство - Хазарский каганат на землях Нижней Волги и Северного Кавказа. С конца VII в. хазары начинают свое продвижение к Азовскому морю, захватывают Северное Причерноморье и вторгаются в пределы Таврики. Местное население полуострова вело с ними отчаянную борьбу, но силы были неравными. Хазарам удается захватить значительную часть края и даже Сугдею и Херсонес. Правда, вскоре Херсонес сумел освободиться.

Придя в Крым, хазары были язычниками, несмотря на то, что у них уже существовало государство. Главным божеством у них был Тенгри-хан, но единого божества не было. Они «приносили жертвы огню и воде, поклоняясь некоторым богам путей, также луне и всем творениям, которые им казались удивительными».

Одному из хазарских правителей - Али-Алитверу - удалось обратить часть подданных в христианство. Но новая религия внедрялась с большими трудностями. Да и сами хазарские правители особой настойчивости в этом не проявляли. Этот факт, очевидно, можно объяснить тем, что верхушка хазар не желала распространения влияния Византии.

В конце VIII - начале IX в. каган Обадия принимает иудейскую веру. За ним последовала и верхушка каганата. Простое население неохотно принимало и эту религию.

Эффективность любой экскурсии во многом зависит от техники ее проведения, связи между методикой и техникой ведения. К технике ведения экскурсии предъявляется ряд требований. В их число входят: знакомства экскурсовода с группой; правильная расстановка группы у объекта; выход экскурсантов из автобуса и возвращение в автобус; использование экскурсантом микрофона; соблюдение времени, отделенного на экскурсию в целом и раскрытие отдельных подтем; ответы на вопросы экскурсантов.

Знакомство экскурсовода с группой. Экскурсоводов, войдя в автобус, знакомится с группой. Он здоровается с присутствующими, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое представляет, знакомит экскурсоводов с водителем автобуса, то есть начинает экскурсию вступлением.

Важно чтобы с самого начала экскурсовод подчинил свои действия установившимся правилам общения с группой. Он не сразу начинает говорить. Возникает пауза, которая длится десять - двадцать секунд. Происходит первое знакомство, от него во многом зависят дальнейшие контакты экскурсовода с группой. Экскурсанты постепенно замолкают, поудобнее рассаживаются, их внимание переключается на экскурсовода. Экскурсанты прикидывают, на что способен экскурсовод, что интересного им расскажет, а экскурсовод думает о том, как заинтересовать этих людей, как приковать их внимание к теме.

Сюжет экскурсии должен быть заранее известен экскурсанту. Экскурсант должен знать тему экскурсии. Важно, чтобы рекламная деятельность и покупка экскурсионной путевки были отделены от экскурсии одними-двумя днями. Это существенно в том отношении, что за этот промежуток времени произойдет известная психологическая установка экскурсанта. Он успеет вдуматься и вжиться в сюжет контакт.

Выход экскурсантов из автобуса. К выходу экскурсантов нужно готовиться заранее. Количество остановок с выходом группы рекомендуется назвать во вступительном слове, пояснив значение таких выходов, заинтересовать экзотичностью, необычностью объекта.

На остановках, где предусмотрен выход экскурсионной группы, экскурсовод выходит первым, показывая пример группе и определяя направление ее движения к объекту. В тех случаях, когда в экскурсиях устраиваются другие остановки, например, санитарные или для приобретения сувениров, экскурсовод сообщает точное время отправления автобуса. Необходимо требовать от экскурсантов соблюдения регламента проведения экскурсии, что влияет на график движения автобуса по маршруту. Если время стоянки в загородной экскурсии по каким-то причинам сокращается или увеличивается, экскурсовод сообщает об этом всем экскурсантам.

Расстановка группы у объекта. При разработке экскурсии, как правило, определяется несколько вариантов размещения группы для наблюдения экскурсионного объекта. Делается это на тот случай, когда место, определенное методической разработкой, занято другой группой или когда солнечные лучи светят в глаза, мешая осматривать объект. Бывают и другие причины, мешающие использовать рекомендованное место. В жаркое время используются возможности для расположения группы в тени. На случай дождя предусматривается вариант размещения экскурсантов под крышей, под кроной деревьев.

При одновременном расположении нескольких групп у одного объекта между ними должно быть сохранено расстояние, чтобы один экскурсовод не мешал другому, чтобы одна группа не заслоняла другой объект наблюдения.

Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами осуществляется группой. Место экскурсовода - в центре группы, несколько человек идут впереди, несколько рядом, остальные - позади. Важно, чтобы группа не растягивалась: расстояние между ее головной частью и теми, кто идет последними, не должно превышать 5-7метров. Экскурсовод должен добиваться, чтобы при передвижении группы на маршруте не нарушалась целостность. При растянутости группы не все услышат рассказ экскурсовода, его пояснения и логические переходы, которые излагаются в пути. Опытные экскурсоводы умело руководят передвижением на маршруте.

Темп движения группы зависит от состава группы, от рельефа местности, например, подъем в гору, неблагоустроенность дороги, преодоление канав.

В пешеходной экскурсии темп движения экскурсантов медленный, неторопливый, так как объекты показа расположены рядом друг с другом.

Возвращение экскурсантов в автобус. Во время передвижения группы ее возглавляет экскурсовод. При посадке группы в автобус он стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон. Делается это незаметно. Убедившись в том, что собрались все участники экскурсии, он входит в автобус последним и подает условный знак водителю о начале движения.

Место экскурсовода. Экскурсовод в автобусе должен занимать такое место, откуда ему, хорошо видны те объекты, о которых речь идет на экскурсии, но чтобы в поле его зрения находились и все экскурсанты. В то же время экскурсанты должны его видеть. Как правило, это специально отведенное переднее сиденье рядом с водителем. Стоять экскурсоводу при движении автобуса не разрешается в целях безопасности. На пешеходной экскурсии экскурсовод должен располагаться вполоборота к объекту. проведение показа зрительно воспринимаемых объектов требует, чтобы они находились перед глазами экскурсовода, так как он анализирует их на основе своих зрительных впечатлений.

Соблюдение времени в экскурсии. В методической разработке указывается точное время, отведенное на раскрытие каждой подтемы в минутах. Здесь предусмотрено все: показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту к следующему и движение группы около наблюдаемых объектов.

Нередко экскурсия по причинам, не зависящим от экскурсовода, значительно сокращается по времени. Виной этому являются затянувшиеся сборы группы, не вовремя поданный туристам завтрак, опоздание автобуса. у экскурсовода остается один выход - сокращать время, отведенное на раскрытие темы. Делать это следует, сохраняя все главное в содержании экскурсии и убирая второстепенное. Для этого надо заранее подготовиться к возможному сокращению материала экскурсии.

Техника проведения рассказа при движении автобуса. Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом через микрофон. Если оборудование плохо функционирует или микрофон вообще отсутствует, то вести рассказ вовремя движения автобуса бесполезно. В этом случае материалы о ближайшем участке маршрута экскурсовод дает до начала движения, а в ходе движения сообщает только названия объектов или местности. При наличии важных объектов или населенных пунктов необходимо остановить автобус, выключить двигатель и только после этого давать пояснения. Это должно быть заранее согласовано с водителем.

Ответы на вопросы экскурсантов. В экскурсионной практике сложилась определенная классификация вопросов. Они подразделяются на 4 группы: вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты; вопросы, поставленные в ходе рассказа, на которые отвечает экскурсовод; риторические вопросы, которые ставятся для активизации внимания экскурсантов; вопросы, задаваемые участниками экскурсии по теме.

Главное правило работы с такими вопросами - не следует прерывать рассказ и давать немедленный ответ на них, не нужно также отвечать на вопросы по завершении каждой из подтем. Это рассеивает внимание и отвлекает аудиторию от восприятия содержания раскрываемой темы, так как не всех в группе волнуют именно эти вопросы. Поэтому экскурсоводу следует отвечать на вопросы не в ходе экскурсии, а по ее окончании. Содержание ответов не должно содержать дискуссионный характер.

Паузы в экскурсии. Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных, должны быть небольшие перерывы.

Паузы преследуют следующие задачи:

1. смысловая - когда время перерывов используется людьми для обдумывания того, что они услышали от экскурсовода и увидели своими глазами. Для закрепления фактического материала в памяти, формулирования своих выводов и запоминания увиденного. Важно, чтобы экскурсанты имели у каждого объекта свободное от показа и рассказа время для самостоятельного осмотра, подготовки к восприятию того, что будет показано и рассказано на следующей остановке.

2. дать кратковременный отдых экскурсантам. Она не несет какой-либо смысловой нагрузки. Это особенно важно для тех, кто еще не привык к такой активной форме культурно-просветительной работы, как экскурсия.

Пауза в загородных экскурсиях совмещается с отдыхом, который в соответствии с существующим порядком предоставляется экскурсоводу: 15 минут по истечении каждого часа работы. Этот отдых может быть суммирован и использован экскурсоводом в конце экскурсии. В экскурсиях также могут быть паузы - свободное время, используемое для приобретения сувениров, печатной продукции, утоления жажды, а также для санитарных остановок в продолжительных экскурсиях.

Техника использования «портфеля экскурсовода». Содержание портфеля экскурсовода, его значение и роль в использовании методических приемов показа имеет отношение к методике подготовки и проведения экскурсии. Каждый экспонат - фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежа, копия документа - имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам.

Экспонат может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления.

Иногда в соответствии с методической разработкой экскурсовод организует проигрывание магнитофонных и видеозаписей. Важно заранее проверить исправность аппаратуры, наличие необходимых записей, обеспечить слышимость для всех участников экскурсии. Экскурсовод должен уметь пользоваться этой аппаратурой.

Во время проведения экскурсий используются элементы ритуала. Экскурсанты в местах захоронений и мемориалов чтят память погибших минутой молчания, присутствуют при смене почетного караула, участвуют в шествиях и митингах. Экскурсоводу необходимо знать порядок возложения цветов, прохождения экскурсантов в местах расположения братских могил и обелисков, участия в почетном карауле, в минуте молчания, правила поведения у Вечного огня и на местах захоронения героев гражданской, Великой Отечественной войны. Перед началом экскурсии экскурсовод обо всем сообщает, подчеркивая значение соблюдения ритуала при посещении исторических мест.

Инструкция

Разработка маршрута является первым, с чего необходимо начинать составление плана экскурсии. Если проведение экскурсии планируется в одном месте (дворце, музее и т.д.), продумайте схему группы по этому месту в соответствии с планом здания (или местности). Распишите, с какого места начнется , группа будет проводить возле каждого экспоната, сколько всего экскурсия будет идти по времени и во сколько она закончится.

Если планируется экскурсия по с посещением нескольких достопримечательностей, спланируйте также и экскурсионного , выработав оптимальную схему движения с учетом ситуации .

Второй этап - написание текста экскурсии. В тексте не должно быть никаких разногласий с историческими фактами, поэтому при написании экскурсии делайте ссылки на те источники, откуда вы берете информацию. Ведь если какой-то слушатель не согласится с вами и попытается оспорить сказанное, вы всегда сможете сказать ему, откуда ваша информация и как ее проверить.

Залог идеальной экскурсии - экскурсовод, которому самому то, о чем он рассказывает. Помимо этого стоит обладать такими качествами как толерантность, внимание к просьбам экскурсантов и умение их удивить известными только вам подробностями. Можно также рассказывать общеизвестные факты, но подавать их с уникальными вопросами, активно обращаясь к группе, стараясь вовлечь их в изучение предложенной местности.

В последнее время стали популярны экскурсии, основной группой для проведения которых является молодежь - это ночная Москва, ночное посещение музеев. Можно позаимствовать идею и организовать такой маршрут в своем , тем более что он будет пользоваться повышенной популярностью, если на данный момент на рынке туристических услуг такого предложения нет.

Главное - начать, если вы заинтересованы темой продвижения родного края, если вам нравиться открывать неизвестные страницы истории и вы хотите, чтобы о них узнало как можно больше людей, вам стоит организацией экскурсионных маршрутов.

Инструкция

Прежде чем брать группу или одного посетителя, подготовьтесь к проведению экскурсии. Недостаточно просто пройтись по этажам здания и посмотреть, что представлено в экспозициях. Почитайте источники, узнайте историю каждого экспоната. Это необходимо для того, чтобы выявить, о чем важнее всего рассказать посетителям. Составьте примерный текст своего повествования, запишите его на листы бумаги или напечатайте на компьютере.



Рассказать друзьям