Определение совокупность ценностей верований традиций обычаев. Этот трудный, продолжающийся всю жизнь процесс обучения называют социализацией

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Субкультуры ежегодно пополняются новыми трендами и направлениями, каждый раз добавляя нечто особенное. Если раньше все больше девочек увлекались «темными» неформальными течениями, то сейчас все больше подростков и юных леди становятся «ванильками». Это более-менее нейтральная молодежная субкультура, которая не вызывает резкой агрессии среди сверстников, но все же иногда вызывает неоднозначные суждения и эмоции. Давайте разбираться, кто же они - ванильки?

Ванильки: общая характеристика «милой» субкультуры

Если провести аналогию с другими молодежными субкультурами, то ванильки - это что-то среднее между грустными эмо (только без желания умереть завтра) и гламурными «деффченками». Они любят проявить весь трагизм, написать об этом несколько постов в своем "Живом Журнале" или блоге и порой поплакать на подоконнике своей комнаты или учебного заведения. Представительницы этого направления часто уверены, что мир вокруг - жестокий и несправедливый, а они - единственные носители доброго, светлого, хорошего.

Также они стараются выделяться из толпы не так внешним видом, как интеллектом. Чтение книг - почти обязательный атрибут ванилизма. При этом литература, с которой можно «застукать» типичную ванильку, - это не очередной любовный роман, а нечто более глубокое и даже слегка пафосное.

Ванильные отношения

Место задания «найти себе парня» располагается в топ-10 почти всех представительниц субкультуры ванильки: у кого-то оно теряется посрединке, а кому-то действительно необходимо всегда быть в паре. Поиску «того самого» принца ванильные девочки могут посвящать много времени и ресурсов. Они их ищут почти везде: в социальных сетях, на предрассветных перронах вокзалов, в книжных магазинах, на роллер-дромах, в кинотеатрах и в очереди за свежими булочками. Им важно, чтобы парень поддерживал их веру в хрупкость души, оберегал от внешнего мира и мог вечером поддержать разговор о последнем бестселлере Паоло Коэльо. Ванилькам нравятся ребята с интересной профессией: фотографы, музыканты, философы.

Нередко девушки этого течения могут проливать слезы по пустякам: от того, что парня нет или потому что он не оставил смайлик в конце предложения. При этом страдать девушка не будет где попало: она будет сдерживать слезы, но дойдет до места более романтичного и подходящего - кафешка или набережная.

Ванильные проблемы: стоит ли переживать родителям?

Субкультуры всегда вызывали опасение у родителей:

  • Вредит ли это психике подростка?
  • К чему это приведет?
  • Потеряем ли мы контроль и авторитет?

И еще много вопросов, которые встревоженные родители задают психологам. Субкультура ванилек не так хорошо изучена учеными, как, к примеру, направление готов или скинхедов. Тем не менее уже сейчас можно назвать некоторые рекомендации для мам и пап подобных ванилек. Несмотря на то что это направление в поведении и мировоззрении не столь критичное и страшное, есть некоторые тревожные звоночки, о которых стоит помнить:

  • Постоянное «зависание в социальных сетях» - девочки сутки напролет могут листать ленту, пересматривать фото, читать посты и выкладывать всю свою жизнь напоказ. Это не всегда хорошо, ведь должна быть и настоящая жизнь, не виртуальная.
  • «Культ депрессии» - часто ванильки залипают на своих проблемах, а порой и сами себе их придумывают.
  • Вредные привычки - нередко ванилизм сопровождается курением. Впадать в депрессию с ментоловой сигаретой куда проще, чем с яблоком.

Что носят ванильки?

Как одеваются ванильки? Их стиль можно назвать уличным или повседневным. Девочки-ванильки любят комфорт, поэтому в их гардеробе вы не найдете вычурных платьев или туфлей на каблуке 18 см. Предпочтение они отдают удобной обуви и комфортной одежде. Чаще всего это:

  • Теплые угги.
  • Джинсы (обтягивающие).
  • Снуды.
  • Толстовки.
  • Балетки.
  • Сникерсы и др.

Также стиль ванильки предусматривает оригинальные колготки, перчатки или желетки. Также ванильный образ дополняется очками в массивной оправе. При это часто девочки носят простые «нулевые» стекла, а не линзы для людей с проблемным зрением.

Что касается оттенков, чаще всего это нежные и пастельные тона. В тренде - бежево-кофейные оттенки, которые дополняются зефирно-розовым, мятно-зеленым или нежно-фиолетовым цветом. В стиле присутствуют воздушные юбки и блузки из мягких тканей.

Когда на улице становится более прохладно, ванильки кутаются в джинсовые желетки, рубашки в клеточку и рваные джинсы. Образ дополняется массивными шарфами или снудами. Также сложно представить образ ванилек без футболок с различными принтами. Чаще всего это нечто вроде I love NY или изображения флагов европейских стран или Мамы-Америки.

Аксессуары в образе ванильки

Одежду ванильки дополняют различными аксессуарами. Их шкатулка удивит многообразием. Здесь можно найти:

  • Серьги (кольца, гвоздики в виде цветов, зверят, символы).
  • Кольца.
  • Брошки.
  • Кулоны.
  • Браслеты.

Часто представительницы субкультуры ванильки надевают бижутерию, сделанную из пластика в виде флагов разных стран. Сережки с бантиками, брошки с ленточками, заколки с бисером - все сюда. Нередко украшения выполнены в ретро-стиле, что добавляет образу шарма. Отлично подойдут и часы с крупным циферблатом.

Шарфики - отдельная тема. Их может быть большое множество - от легких и едва ощутимых на шее до массивных, теплых, в которых можно укутаться с ног до головы. Очки могут быть разными, но желательно с массивной оправой. Ретро-стиль и здесь не будет лишним.

Макияж и прическа ванильки

Ванильные девочки не слишком заморачиваются по поводу укладки. Вполне подойдет обычный пучок, собранный резинкой. К тому же, чем свободнее он будет сделан - тем лучше. Также девочки могут проявить фантазию и усидчивость и заплести косички самый интересным способом.

Что касается макияжа, приветствуются нежные пастельные тона. Никаких черных теней до бровей или синей помады. Все должно быть мило и гармонично.

Какую музыку слушают ванильки?

Что слушают ванильки? Конкретного и единственного музыкального жанра нет. Сложно его выделить, поскольку затронуть тонкую душу ванильной девушки может многое. Тем не менее вряд ли ванильки будут слушать тяжелый рок или слишком басовую клубную музыку. Чаще всего это что-то нежное, трогательное, желательно о неразделенной любви или жестокости мира. Это могут быть композиции в стиле минимал или индии. Главное - чтобы можно было найти в словах скрытый смысл и применить для своей жизненной ситуации. В плейлисте ванильки часто «заслушиваются» до скрипа такие исполнители:

  • Марсель.
  • Максим.
  • "Без Билета".
  • Земфира.
  • Fleur.
  • Bahh Tee.

Часто ванильки слушают зарубежных исполнителей и нередко знают литературный перевод песен.

Что они читают?

Это одна из немногих современных субкультур, которая положительно относится к книгам. Что читают ванильки? Особое предпочтение представительницы этого направления отдают западной литературе. Нет конкретного списка книг, которые буквально обязана прочитать каждая девушка, которая считает себя ванилькой. У нее на полке можно найти любую книгу, которая будет соответствовать ее нынешнему внутреннему состоянию. Тем не менее большинство все же либо читает или хотя бы имеет представление о таких авторах, как:

  • Паоло Коэльо.
  • Харуки Мураками.
  • Леон Вишневский.
  • Линдсей Келк.
  • Сессилия Ахерн.
  • Фредерик Бегбедер.

Цитаты из творчества этих писателей часто можно увидеть на стенках и в статусах ванилек. Они публикуют их часто с трогательными фотографиями, причем авторскими и нередко сделанными на хороший фотоаппарат.

Сам процесс чтения иногда превращается в церемонию. Это может быть кафешка в стиле утреннего Нью-Йорка, книга за чашкой кофе, чтение на траве в парке, на берегу реки и традиционный вариант - на подоконнике, закутанной в теплый клетчатый плед и с огромной чашкой чего-то горячего.

Хобби ванилек: чем занимаются, помимо метчаний?

Что любят ванильки делать в свободное время? Самую большую популярность среди всех их увлечений набирает фотография. Фотоискусство становится главным пристрастием представительниц этой субкультуры. Именно благодаря фото, сделанными ими же, интернет-сообщество узнало об этом направлении в стиле.

Много девочек ходят с профессиональными фотокамерами и снимают мир вокруг себя. Не все из них действительно профессионалы, но все же такое увлечение достаточно полезное и приобщает к прекрасному.

Что фотографируют ванильки

Если зайти в профиль "Инстраграме" типичной представительницы ванилек, можно увидеть множество разнообразных фото. Но есть нечто, что их объединяет, - это романтичность, некая детская непосредственность и эмоциональность. Здесь может быть запечатлен момент мимолетной грусти или необъяснимой радости. Часто девушки фотографируют лица, но как-то завуалировано. Также ванильки любят делать снимки различных вкусностей, дождливого неба, отражения туч в лужах, книги, чашки с кофе и дорогу.

Ванильки в социальных сетях

Что постят ванильки? Все романтичное, необычное и с глубоким смыслом. Часто это фотографии, сделанные ими же в парке или самой модной кафешке города.

Отношение к ванилькам в обществе

Субкультуры всегда вызывают неоднозначное отношение со стороны общества. Зачастую это связано с тем, что представители нестандартных направлений привлекают много внимания и слишком выделяются из толпы. Относительно молодая субкультура ванильки столкнулась с неким непринятием, особенно со стороны сверстников. Взрослое поколение особо не выражает своего кардинального отношения к такой субкультуре. В основном старшие люди и не отличат обычную девочку от ванильки.

Стоит отметить, что все же большинство молодежи весьма снисходительно относится к ванильным девчонкам. Более того, многие девочки с 15 до 22 и сами не против присоединиться к этой субкультуре.

Почему ванильки могут вызывать агрессию?

Сложно найти ответ на вопрос «Что отрицательного в ванильках?» Ведь красота, романтичность и легкая наивность не могут вызывать негатив со стороны сверстников. Ванильки мечтают о Лондоне, вкусном кофе по утрам и прекрасном принце, который будет оберегать их от невзгод внешнего жесткого мира. Они живут фотографией, с помощью которой передают свое отношение к миру. Все это, если следовать здравой логике, не должно вызывать агрессии и негатива.

Сложно сказать, что всплеск злости может быть спровоцирован романтичным стилем в одежде и милым макияжем. Они элегантные, стильные и добродушные. Образ задумчивой девочки, сидящей на подоконнике в обнимку с чашкой кофе, не может вызывать хамского отношения.

Но все же иногда проявлению негатива есть место. В основном связан он с тем, что над ванильками подшучивают. «Подколы» касаются их любви к цитатам об отношениях, тенденции одеваться в футболки с одинаковыми принтами и постоянно витать в облаках. Также многие отмечают, что ванильки хотят всегда выделяться из толпы, но в этом же стремлении и становятся одинаковыми.

Как стать ванилькой?

Все больше девочек интересуются, как стать представительницами этой субкультуры. Стоит отметить, что настоящие ванильки - это не только стиль одежды и образ, но и состояние души. Правильные ванильные принцессы - это натуры творческие, которые совершенствуют себя и мир вокруг. Они живут в своей реальности, где нет места похоти и злости.

Если же говорить о внешней атрибутике, не обойтись без некоторых особенностей гардероба. Старайтесь выглядеть воздушной и хрупкой, без броских цветов и массивных деталей. Если надеваете платье - оно не должно быть слишком коротким. Свободный покрой, ткани нежных оттенков и ненавязчивый декор сделают образ достаточно ванильным. В холодное время года подойдут вязаные вещи, длинные теплые шарфы и милые варежки. Сложно представить ванильку, обутую в высокие сапожки на неудобном каблуке. Мягкие угги - самое то! Также настоящий must have для ванильной девушки - белая футболка с принтом европейского города и флагом страны, о которой она мечтает. Чаще всего это Британия.

Под созданным образом должна таиться настоящая женственность и чистота. Истинная ванильная принцесса не будет сплетничать или распускать скверные слухи о своих друзьях. Она много читает, развивается и старается украсить свой мир всем необычным, красивым и нежным.

Вы хотите выяснить, кто такие ванильки? Википедия вряд ли ответит на этот вопрос. Но мы попробуем дать вам точную информацию об этом новом молодёжном движении.

Но всего этого ещё недостаточно, чтобы понять, кто такие ванильки. Ведь самым важным элементом является их стиль:

  • Майки или футболки с надписями: "I Love London", "I Love NY", "I Love COFFEE" и т. п. И совсем не важно, были они в Лондоне или в Нью-Йорке или не были... Они любят их, и вы должны с этим смириться.
  • Одежда и аксессуары с американским или британским флагом, будь то обувь, заколочки, часы или пижама. Если на них изображён флаг, ванильки обязательно их приобретут.
  • Туго обтягивающие зауженные джинсы или леггинсы, так называемые "облипки".
  • Что касается обуви, то ванильки предпочитают всем известные угги, разноцветные кеды и ботильоны.
  • Излюбленными для ванилек остаются винтажные вещи: бабушкины вязаные шапочки, вязаные нарукавники, свитера, старые пиджаки или потёртая кожаная сумка через плечо. Если вещь веет стариной, вы обязательно увидите ее на ванильке.
  • Не стоит забывать про причёску, которая является главным элементом всего ванильного стиля. Любимые причёски ванилек: пучок или так называемая "шишечка"; длинные волосы с чёлкой, которая обязательно спадает на один глаз. Чем больше неряшливости в причёске, тем лучше.
  • Ещё одним главным аксессуаром являются большие очки, за которыми можно вовремя спрятать ванильныё грёзы и слёзы.
  • Ванильки предпочитают либо естественный незаметный макияж, либо яркий и вульгарный. Но алая помада на губах должна быть в большинстве случаев, особенно на выход.
  • Яркий разноцветный маникюр делает жизнь ванилек позитивнее и веселее, желательно, чтобы каждый палец был накрашен отдельным цветом, ведь это так мило и забавно!
  • Любимым музыкальным направлением ванилек считается западный рок. Но не всегда.

Надеемся, что смогли ответить на ваш вопрос о том, кто такие ванильки. Ведь для того чтобы узнать все ответы на этот вопрос, необязательно искать их долго. Достаточно выйти на улицу и обратить внимание на девушек, обладающих вышеперечисленными элементами стиля.

Рассуждения о субкультурах былых и современных: «ванильки »

Когда-то, совсем недавно, слово «субкультура» ассоциировалось с юным панком с ирокезом или готом с бледным лицом и в кожаном плаще. Они называли себя неформалами – то, что было нонсенсом, то, что было не принято в обществе, стало их стилем жизни. Они носили то, было не принято носить обычным людям, слушали музыку, которую не понимали остальные, мыслили и жили так, как никому не приходило в голову. Когда о них говорили «субкультура» или «неформалы», они гордились – гордились тем, что отличаются от серой массы…

Что же происходит теперь? Актуально ли сегодня прежнее понятие субкультуры и имеет ли оно то же значение, что десять лет назад? Что произошло с теми неформалами, кто они сейчас, и какие субкультуры можно выделить сегодня?

Музыка, которую слушали неформалы в 2000-х годах, до недавнего времени была музыкой именно неформальной, однако постепенно она стала признанным эталоном хорошей качественной музыки, имеющей все атрибуты – качество исполнение, талант композиторов, создателей текстов и исполнителей, а главное, чем рок всех направлений и отличается по сей день – искренность и оригинальность звучания. Да, рок теперь считается не «отстоем для панков», а действительно хорошей музыкой. В обществе теперь не то что не зазорно сказать, что слушаешь рок и считаешь, что у тебя при этом хороший музыкальный слух. На сегодняшний день шлака в музыкальной сфере не меньше, чем было когда бы то ни было, но картина мировоззрения общества в плане морали и нравственности все же вырисовывается несколько иная, чем десять лет назад, и она скорее радует, чем удручает – то меньшинство, признававшее себя искренним, с высокими идеалами и не чуждое доброты и честности, теперь стало почти большинством. Однако, есть общности, которые выделяются. Такие общности всегда были, есть и будут, но стоит поговорить о современных так называемых субкультурах.

В сети Интернет уже достаточно много сформировалось этих самых общностей, которые обладают своими особенностями так же, как и когда-то панки, например.
«». Любой современный человек хоть раз слышал это слово, и почти у каждого оно вызывает ироничную улыбку или утомленный вздох. Точно так же, как когда-то при виде парня в косухе с длинными волосами или девушки с черными губами и белой кожей. О «ванильках» уже сложено достаточно легенд, есть статьи на «стебных» сайтах – тем не менее, как субкультура они довольно прочно укрепились в обществе. Кто они? Как правило, девушки (хотя бывает, встречаются и парни), у которых главной фишкой в личности является псевдофилософское отношение к жизни, псевдоциничность и псевдооригинальность. Почему псевдо? Потому что, как правило, за всем этим не стоит ничего, кроме привлечения к себе внимания. Внешность «ванилек» тоже имеет отличительные черты, хотя они и не всегда обязательны как атрибут. Культовыми стали сапожки-«угги», эдакие валенки из замши или других материалов самой простой формы на плоской подошве. Считаются зимней обувью, однако есть летние аналоги такой же формы, но из накрахмаленного кружева разных цветов. Возможно, оригинальная австралийская фирма UGG, выпустившая эти сапожки, позиционирует свою продукцию как удобную и качественную, но эта модель приобрела бешеную популярность и толкнула производителей на производство массовых дешевых подделок, которые носят «ванильки» всей страны. Возможно, в отдельных случаях они выглядят стильно, но «ванильки» отличаются именно псевдостилем – если кто-то когда-то счел эту обувь бешено оригинальной и незаурядной, то нужно непременно ее надеть. Таким образом, по улицам ходят сотни и тысячи «оригинальных и стильных» девушек.

Есть еще другие особенности внешности «ванилек» - пучок-гулька на макушке, свободные белые футболки с надписями вроде «I Love NY», очки в роговой оправе, зеркальный фотоаппарат (как правило, наличие фотографических навыков при этом отсутствует). Все эти детали имеют один смысл – когда-то кому-то они показались стильными и оригинальными, и «ванильки» цепляются за такие атрибуты как за соломинку, только бы выделиться и обратить на себя взгляды и всеобщее «вау, как круто!».
Всем известное анекдотичное и хрестоматийное описание ванильки: «Она курит, пьет кофе и думает о Нем …» В этой фразе выражена суть этой так называемой субкультуры – псевдоглубокая мысль, не основанная ни на чем, кроме желания чувствовать себя исключительной. От действительно умных и глубоко мыслящих девушек ванильки отличаются тем, что их главная цель – выделить себя, показать себя, даже если показывать нечего. Именно эта черта и вызывает юмористическое отношение к «ванилькам».

Это лишь пример того, какими стали современные субкультуры. Все те же атрибуты – непонимание, насмешки… но все же, оглядываясь назад, можно сделать выводы о качестве и интеллекте молодежи тогда и сейчас. Что было особенным и интересным десять лет назад, а что считается таким теперь – судите сами, что теперь есть норма.

Страница 5

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждого из них формируется собственная культура, то есть система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называются субкультурами.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, привычкой, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности; усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Наряду с понятиями субкультуры и контркультуры в социологию постепенно внедряется термин ""суперкультура"". Теория суперкультуры выдвинута американским экономистом и социологом К. Болдуингом. Суперкультура – это культура аэропортов, магистральных дорог, небоскребов, гибридных сортов злаков и искусственных удобрений, университетов и контроля над рождаемостью. Суперкультура характеризуется мировым размахом. У нее мировой язык – английский, и мировая идеология –наука. Народная культура оберегает священное, а суперкультура поощряет светское. Ее распространяют формальное образование и формальные организации.

Жизнь людей в обществе без языка практически невозможна. Он возник на заре человеческой истории одновременно с орудиями труда. Язык – предпосылка культуры, а не ее результат. Разговорный язык универсален, так как используется всеми людьми, а не отдельными группами. Язык – это набор передаваемых через культуру моделей поведения, общих для самой большой группы индивидов, т.е. общества. Он – праматерия культуры. Культура состоит не только из слоев, она включает обычаи, традиции, нормы, символы. Но язык стоит особняком. Он – фундамент, предпосылка всех предпосылок. При помощи языка мы фиксируем символы, нормы, обычаи. На языке мы передаем информацию и научные знания, а что еще важнее – модели поведения от ровесника к ровеснику, от старшего к младшему, от родителей к детям. Так происходит социализация, а она, как выяснилось, включает усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, т.е. как раз моделей поведения. Язык интересует социологию как совокупность моделей поведения и символов. Это социальный конструкт, появившийся на заре человеческой истории. У каждой социальной группы, как утверждает социолингвистика, свой язык. Она изучает социальную дифференциацию языка в зависимости от его носителей (рабочих, молодежи, интеллигенции и т.д.), взаимосвязь между структурой языка и социальной структурой, проблемы языкового и социального поведения. У каждого человека есть не только социальный, но и культурно-речевой статус. Культурно-речевой статус обозначает принадлежность к конкретному типу языковой культуры – высокому литературному языку, просторечию, диалекту. Две-три фразы, содержащие элементы просторечия, воровского жаргона или высокого литературного стиля, безошибочно свидетельствуют не только о культурно-речевом статусе говорящего, но и о его образе жизни, условиях воспитания, социальном происхождении. Необразованный человек не замечает своей неграмотности. Он пользуется доступными ему средствами, подбирает слова стихийно. Напротив, культурный человек сознательно решает, как ему лучше выражаться. По употребляемым словам и выражениям можно судить о том; из какого социального слоя происходит говорящий, где именно он жил (город, село, область), в каких условиях происходила социализация, какие книги он читал, с кем дружил и т. п Таким образом, в одном социокультурном пространстве, на территории одной страны существует множество языковых систем. Один человек может быть участником нескольких языковых систем и входить в разные речевые общности, подобно тому, как один индивид имеет несколько социальных статусов и входит в разные большие группы. Одна из таких групп – речевая общность (языковой коллектив). Ее составляют носители и трансляторы данной формы языка. Культурно-речевой статус – еще одна и очень важная характеристика социального статуса, несущая познавательную гигантскую информацию о человеке. Носителями такого статуса выступают речевые общности – большие социальные группы людей. Под культурно-речевой средой понимается речевая общность людей, говорящих на определенном языке, и совокупность используемых этой общностью культурных элементов (обычаев, традиций, символов, ценностей, норм). Семья, половозрастная группа, социальный слой или класс являют собой разновидности культурно-речевой среды. Культурно-речевая среда выступает средой социализации и одновременно – средой консолидации людей. Таковы ее важнейшие функции. Содержание и организацию культурно-речевого поведения людей рейдируют привычки, манеры, этикет и кодекс. Привычки, – твердо усвоенные образцы поведения; возникающие в результате долгого повторения и выполняющиеся автоматически, бессознательно. Привычка спать лежа, есть сидя, осторожно ставить бьющиеся предметы, закрывать за собой дверь суть коллективные, или групповые привычки, усвоенные нами через социализацию. Привычка – жесткая схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях. Манеры, – стилизованные схемы (стереотипы) привычного поведения. Закрыть за собой дверь – привычка. Но сделать это можно по-разному; придерживая рукой, хлопнув со всей силой. Окликать по имени – речевая привычка. Но то, как это делается (грубо или вежливо, по фамилии или имени-отчеству и т.д.), относится уже к манерам. Манеры могут быть грубыми и воспитанными, светскими и повседневными. Они базируются на привычках, но выражают внешние формы поведения. Характерная деталь манеры – стилизация поведения, т.е. превращение привычного действия в образную систему действий, подчеркивающих что-либо (намерение, цель). Этикет – принятая в особых социальных и культурных кругах система правил стилизованного поведения, иначе говоря, комплекс манер. Особый этикет, в том числе речевой, существовал при королевских дворах, в дипломатических кругах, светских салонах. Этикет содержит особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. В прошлом он характеризовал высшие слои общества и относился к элитарной культуре. Целовать руку даме, непременно говорить ей изысканные комплименты, здороваться, приподнимая шляпу – обязательные манеры светского этикета. Этикет предписывал правила должного поведения для высших кругов общества. Сегодня этикет перестал служить исключительной формой поведения, он характеризует поведение представителя любого слоя общества. Изменилась его функция; он отличает воспитанного человека от невоспитанного. Кодекс – свод законов, т.е. систематизированный единый законодательный акт, регулирующий однородную область общественных отношений (гражданский и уголовный кодекс). Кодекс означает совокупность правил, убеждений, регулирующих поведение и речевой словарь индивида. Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, которые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Все они не биологического, а социального происхождения. Честь может быть родовой, семейной, сословной и индивидуальной. Родовая честь выступает моральным символом, дополняющим социальные символы, в частности, дворянское звание, формальные атрибуты власти – герб, титул, должность. Язык не только дифференцирован (разнообразен у социальных групп), но и стратифицирован по уровням на высшие и низшие формы. Выделяют следующие основные формы языка; литературный, народно-разговорный язык, просторечие, территориальные диалекты, социальные диалекты. Формы языка иерархически связаны между собой как более совершенные и менее совершенные. Литературный язык – главная форма существования национального языка, воплотившая в себе все духовные достижения народа, превосходящая другие богатством, обработанностью и строгостью. Им владеет высокообразованная часть общества. Народно-разговорный язык – стилистически более сниженная, менее нормированная форма языка. У нее самый широкий языковой коллектив, она доступна индивидам с любым уровнем образования. Просторечие – нелитературный стиль обиходно-разговорной речи. По составу носителей это язык не- или малообразованных слоев города, и в основном форма речи старшего поколения. Просторечие – совокупность особенностей речи лиц, не вполне владеющих нормами литературного языка. Территориальный диалект (ТД) – бесписьменная форма языка, ограниченная бытовой сферой общения, одним географическим районом и социальным классом, а именно крестьянством. Диалекты – исторически самая ранняя форма языка, сложившаяся еще при родо-племенном строе и сохранившаяся ныне в основном в сельской местности. Социальные диалекты, или социолекты – условный языки (арго) и жаргоны. Носители СД – городские социальные группы. Ученые различают сословные, профессиональные, половозрастные и другие социолекты.



Рассказать друзьям