Павел Глоба, Б. Романов - Оккультный Булгаков

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

4.1 Начало писательской карьеры, литературное влияние

Атмосфера любви к знаниям в семье Михаила Булгакова естественным образом обратила его к чтению, а обширная домашняя библиотека дала пищу для размышлений. С возрастом он пришёл к пониманию того, что, как и его отец, может заниматься писательством самостоятельно.

Именно поэтому в 1920 году он уволился из больницы и приступил к работе в качестве журналиста. Изначально он писал небольшие заметки и фельетоны, но со временем смог добиться успеха на этом по?прище. Так, уже в феврале того же 1920 года он начинает сотрудничество с русской газетой «Кавказ», и это очень помогло ему продвинуться по службе в должности журналиста. После излечения от тифа, которым писатель проболел февраль и март, он переезжает во Владикавка?з, где становится заведующим секцией литературы подотдела искусств во Владикавказском ревко?ме. С конца мая получает должность заведующего театральной секцией. Там же он написал одну из первых своих драм - «Самооборону», которая после постановки в театре Владикавказа имела большой успех. Оценив плоды своей работы, Михаил Афанасьевич пишет в том же ключе комедию-буфф «Глиняные женихи», а также пьесу «Парижские коммуна?ры». Последнюю поставят в театре к пятидесятой годовщине дня взятия Бастилии. Немного времени спустя Главполитпросве?т рекомендовал эту пьесу к постановке в ряде московских театров.

В 1921 году Михаил Булгаков переезжает в Москву, где продолжает свой творческий путь. В это время журналистика процветала, открывались новые издания и издательства, что весьма способствовало успешной профессиональной деятельности на литературном по?прище. Писатель продолжает печатать фельетоны, юморе?ски и корреспонденции в московских газетах и журналах.

1922 год ознаменовался для Булгакова публикацией рассказов и новелл в разных художественных стилях. Именно тогда в журнале «Рупор» были изданы «Необыкновенные приключения доктора» и «Спиритический сеанс». В литературном приложении газеты «Накануне» смогли увидеть свет такие прозаические произведения писателя как «Сорок сороко?в», «Записки на манжетах», «Похождения Чичикова», «Багровый остров», «Путевы?е заметки». Все эти произведения были изданы между 1922 и 1924 годами и принесли немалую славу писателю и журналисту Булгакову.

Таким стало начало литературной карьеры для Михаила Булгакова. Многие первые произведения он впоследствии уничтожил, считая их несовершенными. Такая участь постигла, в частности, его первые драмы: «Самооборона» и «Коммунары». Рукописи своих произведений он собственноручно выкидывал, частично и из-за того, что они не были приняты в изначальном виде и должны были претерпеть значительные изменения для публикации и постановки в масштабах всей страны.

Из книги Даниель Дефо. Его жизнь и литературная деятельность автора Каменский Андрей Васильевич

Глава II. Молодость и начало писательской деятельности (1680-1688) Дефо в торговой конторе. – Кружок молодежи из диссентеров. – Собрания молодежи. – Участие в них Дефо. – Стремление к общественной деятельности. – Восстание Монмута. – Дефо в рядах его войска. – Дефо

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Начало карьеры Говорят, что молодость – это недостаток, который быстро проходит. Как сказать… У Высоцкого молодость проходит медленно, неуверенно, сумбурно. Внутренняя неуравновешенность, постоянные эмоциональные перепады. То он ощущает избыток сил, фонтанирует

Из книги На преступнике – свастика автора Антоненко Борис Тихонович

Начало карьеры Поезд Роттердам - Варшава отходил вечером. На перроне было многолюдно. У мягкого вагона стояла вся семья Ментенов. Отец, мать, брат и жена провожали Питера, отбывавшего через Варшаву в далекую Галичину.- Помни, Питер, - внушал отец, - ты едешь во Львов как

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь девятая: Чёрная роба или белый халат автора

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Начало карьеры Экипироваться мне помогли мамки. В подавляющем большинстве это были жучки - сплошная отрицаловка. Казалось бы, с таким фраером, как я, контакта у них не должно было возникнуть. Но на поверку получилось как раз наоборот.Мое поведение на кладбище снискало мне

Из книги Жюль Верн автора Жюль-Верн Жан

9. НАЧАЛО ПИСАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Юношеские произведения: «Первые корабли мексиканского флота» (1851), «Путешествие на воздушном шаре», «Мартин Пас». Снова театр: «Спутники Маржолены» - комическая опера на музыку Иньяра (1853).К счастью, он обладает не одним средством для

Из книги Я. Истории из моей жизни автора Хепберн Кэтрин

Начало карьеры Итак, моя первая работа. «Кнопф Сток компани» вдруг приняла решение попытаться поставить на нью-йоркских подмостках, с участием Маккенны, «Большое озеро» - пьесу, которую с большим успехом уже обкатали в Балтиморе. Они пригласили меня и предложили стать

Из книги Дембельский альбом автора Мажарцев Юрий

Начало карьеры Несмотря на то, что я закончил заведение, выпускающее кадровых морских офицеров, представление о корабельной службе у меня было смутное. Первое мое знакомство с корабельным бытом состоялось после второго курса, когда я проходил практику на учебном

Из книги Фрэнсис Дрейк автора Губарев Виктор Кимович

НАЧАЛО МОРСКОЙ КАРЬЕРЫ «Железный пират» королевы Елизаветы, первый английский кругосветный мореплаватель, Фрэнсис Дрейк родился на ферме Кроундейл, расположенной в живописной долине реки Тейви примерно в миле к юго-западу от местечка Тейвисток, что в графстве Девон. По

Из книги 10 гениев науки автора Фомин Александр Владимирович

Начало карьеры С Мартой Фрейд познакомился в апреле 1882 года. Она жила в Вене вместе с матерью-вдовой, сестрой и братом. Бернейсы были в высшей степени религиозной, ортодоксальной семьей - дед Марты исполнял обязанности главного раввина Гамбурга. Девушка получила строгое

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

Начало карьеры В 1906 году Кейнс поступил на службу в департамент по делам Индии министерства финансов в Лондоне, где занял должность мелкого клерка. «Всех усилий хватило на то, чтобы переправить племенного быка в количестве 1 головы в Бомбей», – вспоминал он. Но именно на

Из книги Джон Фицджеральд Кеннеди автора Фицгиббон Шинейд

Начало карьеры В учебном заведении Алан почувствовал, что находится на своем месте. Экономика и математический анализ пробуждали в Гринспене очень живой интерес, и он с удвоенной энергией принялся за учебу, вскоре став одним из лучших учеников на курсе. В те годы

Из книги Анна Павлова. Жизнь в танце автора Андреева Юлия

Начало политической карьеры Хотя Джон Фицджеральд Кеннеди впоследствии завоюет широкую популярность как президент Соединенных Штатов, успех его первой попытки участия в политической кампании не был столь очевиден. 11-й избирательный округ Массачусетса, в котором

Из книги Черная месса Уайти Балджера автора Бута Елизавета Михайловна

Начало карьеры Можно было Павлову разбирать технически, залюбоваться ее руками, чудесными изгибами ее кисти, изумительно выгнутым подъемом ноги, хрупкостью плеч. Очаровывала ее строгая в своей божественности красота, вводила в восторг ее игра, где мудрость сочеталась с

Из книги Бернадот. От французского маршала до шведского короля автора Григорьев Борис Николаевич

Начало карьеры – Сколько времени нужно, чтобы ограбить банк? – Минута и сорок секунд… ровно. Джон Дилинджер Спустя пару месяцев Уайти арестовали за нападение и попытку изнасилования. Какой-то прохожий заметил, что молодой человек слишком резко разговаривает со своей

Булгаков родился 15 мая 1891 г. в Киеве. Отец, Афанасий Иванович, преподавал в Киевской духовной академии курс истории западных вероисповеданий. Мать, Варвара Михайловна, воспитывала детей, которых было семеро. Семья дала будущему писателю очень много - воспитала у него любовь к искусству, уважение к людям и трудолюбие. Детство и юность Булкагова прошли в Киеве, с которым связано становление художника. Он увлекался классической литературой и архитектурой, музыкой и драматургией. Изучал давние рисунки и надписи в церквях, посещал известный театр Соловцова.

На Андреевском спуске содержалась квартира Булгаковых, которая стала прообразом дома Турбиных в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных». Сейчас в этом доме - мемориальный музей писателя.

После окончания гимназии поступил на медицинский факультет Киевского университета. В годы обучения пришла первая любовь, в 1913 г. он обвенчался с Татьяной Лаппа. Но Первая мировая , революции и гражданская война навсегда разлучили их. Сдав выпускные экзамены экстерном, начал работать врачом - в Черновцах, Каменце-Подольском, Смоленске. Первые впечатления от врачебной практики отобразились в книге «Записки юного врача» («Записки юного врача», 1925-1926). Отношение Булкагова к революционным событиям было неоднозначным. Понимая необходимость изменений в обществе, он не воспринимал насильнических методов, антигуманной считал и гражданскую войну.

Начало литературной деятельности связано с Москвой. В 20-х годах он писал очерки и рассказы, в которых выражал надежду на общественные изменения («Будущие перспективы», «Торговый ренессанс» и др.). Но в дальнейшем надежда сменилась горьким разочарованием. «Дьяволиада» (1923-1924) открыла новый этап в творчестве Булкагова. В этой сатирической повести показана трагедия «маленького» советского чиновника Короткова, который никому не нужен. Его некому защитить от страшной, дьявольской силы («что-то серое с черными дырами»), которая уничтожает все на своем пути.

Образ Короткова можно сравнить с гоголевским Акакием Акакиевичем («Шинель»). В этом произведении показался характерный признак художественного метода писателя - объединение комического и трагического. «Роковые яйца» (1924) - фантастическая повесть, действие в которой происходит в недалеком будущем - 1928 г. Профессор Персиков открыл волшебный луч, который может ускорять рост живых организмов. Хотя возможности научного открытия еще не выяснены окончательно, авантюрист Рокк использует красный луч для выращивания огромных кур.

Но вместо куриных яиц ему завезли змеиные, из которых вылупились гигантские гадюки. Кульминационным моментом повести является поход змей на Москву, лишь неожиданный мороз спас жителей города от нашествия. В такой символической форме писатель предупреждал о опасности нарушения естественной, духовной и социальной эволюции. Луч Персикова имеет цвет советского флага, поэтому ассоциируется с социалистическими изменениями, которые не воспринял Булкагов, предчувствуя будущие катастрофы. Своеобразность фантастики заключается в том, что, с одной стороны, она разоблачает недостатки общества, а с другой - дает художественный прогноз. «Собачье сердце» (1925) - сатирическая повесть, в которой речь идет о медицинском эксперименте превращения собаки в человека.

Профессор Преображенский возлагал большие надежды на свое научное открытие, но, хотя практическая часть эксперимента удалась, моральный аспект не удовлетворил профессора: хороший пес Шарик стал грубым мужчиной Шариковым. Все попытки перевоспитать его не удаются, он становится еще хуже под воздействием позорного влияния общества. Повесть построена по принципу парадокса, который заключается в том, что поведение Шарикова не только не осуждается окружением, а, наоборот, поощряется им. Оказалось, что Шариков целиком подходит новому обществу, его даже назначают на должность «завотдела по борьбе с котами». В это время на страницах советской печати длились дискуссии о воспитании нового человека социалистического типа. Булкагов в сатирической форме показал, что может выйти из человека в процессе революционных сдвигов.

Он возражал любые неестественные средства вмешательства в законы природы, культуры и общества. Роман «Белая гвардия» («Белая гвардия»), пьесы «Дни Турбиных» («Дни Турбиных») и «Бег» («Бег») (1925-1928 годы) составляют трилогию о судьбах русской интеллигенции. Их объединяет образ центрального героя, в котором воплощены духовные поиски автора. В «Белой гвардии» Алексей Турбин трагически воспринимает события революции и гражданской войны, ощущая угрозу уничтожения духовности. Но он не убегает от действительности, а старается определить свое место в событиях, ставя перед собой вопрос: «Как быть? Как жить?».

Однако в романе ответа на них еще нет. В пьесе «Дни Турбиных» Алексей Турбин уже все решил: для него, как и для других интеллигентов, не существует выхода - стрелять в свой народ он не может, поэтому ищет смерти и гибнет, спасая молодых юнкеров. В пьесе «Бег» Булкагов показал, что могло бы быть с Алексеем Турбиным, если бы тот не погиб во время гражданской войны и выехал в эмиграцию. Генерал Хлудов, главный герой «Бега», спасся от большевиков, однако душевная боль не стихает: жить в разрыве с родиной он не может, но принять ее - кровавую и жестокую - также не в силах.

Хлудов, как и Алексей Турбин, ищет смерти, ему остается одно - самоубийство. Писатель показал духовную драму интеллигенции, разрушение культурных основ общества, нарушение моральных принципов. В трилогии неслучайно звучат мотивы мировой классики (Й. В. Гете, А. Пушкина, Ф. Достоевского, Д. Байрона и др.) - как напоминание о утраченных гуманистических ценностях. Жизнь и творчество Булкагова связаны с Московским художественным театром, но многие его пьесы были запрещены. Писателя травили на протяжении всего его творческого пути. В 1926 г. после обыска в квартире была конфискована рукопись повести «Собачье сердце», которая до конца 80-х годов была запрещена цензурой. В 1928-1929 году сняли с репертуара сатирические пьесы «Багровый остров» и «Зойкина квартира».

В 1929 г. И. Сталин в открытом письме к драматургу В. Белоцерковскому назвал Булкагова «непролетарской литературой, которую необходимо уничтожить». Фактически это был официальный приговор писателю, для которого отныне были закрыты двери всех редакций. В июле 1929 г. Булкагов обратился к Сталину с просьбой разрешить ему выехать за границу, но она осталась без ответа. Отчаянным криком человека, которому уже нечего было терять, стало письмо писателя к правительству СССР, написанное 28 марта 1930 года, что свидетельствовало о том, что автор его не отступил от своей позиции и начал открытый диалог с властью. Поэтому неслучайно проблема «художник и власть» становится главной в его произведениях 30-х годов.

Своеобразие творчества М. Булгакова 20-30х годов

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 мая 1891 г. в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. В 1909 -1914 гг. он учился на медицинском факультете Киевского университета, а когда получил звание «лекаря с отличием», уехал на Юго-Западный фронт. Поскольку в то время в глубинке не хватало врачей, Булгакова вскоре отзывают с фронта и направляют в село Никольское Смоленской области. Впоследствии Булгаков описал этот период своей жизни в восьми рассказах, составивших цикл «Записки юного врача» (1925 – 1927). Тяжелый повседневный труд, постоянные перегрузки привели к недугу, точно воспроизведенному в одном из рассказов цикла – «Морфий» (1927).

События времени, включая Октябрьскую революцию, почти не затрагивают Булгакова, во время поездки в Москву он пытается освободиться от военной службы, но ему не удается остаться в стороне. Когда в 1919 г. Булгаков возвращается в Киев, писателя, по его собственным словам, последовательно призывают на службу в качестве врача все власти, занимавшие город. Биографы расходятся в определении позиции, занятой Булгаковым в период гражданской войны. Очевидно, что он вновь пытается уйти с военной службы и не участвовать в боевых действиях. Однако его привлекают для работы в госпиталях.

Во время службы в составе Добровольческой армии А.Деникина на Северном Кавказе появилась первая публикация Булгакова – статья «Грядущие перспективы». В 1920 г. Булгаков окончательно оставляет медицину и посвящает себя литературной деятельности. Работая во Владикавказском подотделе искусств, Булгаков сочинил пять пьес, три из них были поставлены на сцене местного театра.

Приезд в Москву связан с началом нового периода творчества писателя, названного «фельетонным». Он становится постоянным сотрудником газеты «Гудок». Писатель сотрудничал и с другими газетами. Паустовский сравнивал газетную практику Булгакова с чеховскими дебютами, признавая фельетоны, скетчи, заметки своеобразным подготовительным этапом.

В то время Булгаков брался за любую работу – от секретаря ЛИТО Главполитпросвета до конферансье. Ученический период заканчивается уже в 1922 г., когда выходят один за другим рассказы и небольшие повести:»Похождения Чичикова», Красная корона», «Чаша жизни», - в которых Булгаков в сатирической форме отражает современную московскую действительность.

В рассказах «№13. – Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Китайская история», в сборнике «Трактат о жилище» писатель оттачивал свою сатирическую технику, опробовал и накапливал отдельные приемы, чтобы позже использовать их в романах. Так, многие эпизоды, вошедшие в «Трактат о жилище», потом в развернутом виде появятся в романе «Мастер и Маргарита». Писатель подсказывает это читателю, вводя в повествование образ автора, работающего над романом», от которого небу станет жарко».

Проблематика ранних повестей Булгакова («Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце», написанных в 1923 -1925 гг.) мало чем отличается от тем, которые поднимали современники писателя. Он также рассматривает явления бюрократизма и обывательщины как неестественные, поглощающие свободную личность человека. Гротеск позволил писателю обозначить два повествовательных плана, ввести в современную городскую действительность вымышленные существа. Они перемещаются по пространству произведений с необычайной скоростью, превращаясь как в живые существа, так и в отдельные предметы. Главные герои одержимы идеей реализации благих намерений, но результат оказывается прямо противоположным. Другим вариантом невозможности реализации задуманного является неправильное и непродуманное применение научных открытий.

На творчество М. Булгакова ощутимо непосредственное влияние прозы Н.Гоголя, определившее мироощущение многих писателей 1920-х годов. Как и его предшественник, Булгаков сочетает реальное и ирреальное, допустимое и невозможное. Соединяя их в единое целое, создает образ нереального, фантастического мира, где живут его герои.

В «Дьяволиаде» писатель исследует истоки того, что впоследствии будет названо административным социализмом. Точно локализуя действие в пространстве, автор воссоздает взаимоотношения между учреждением и одним из его служащих. Появление некой высшей (дьявольской, сатанинской, бесовской) силы подтверждает, что тут дело вовсе не в тех или иных личных пороках, изъянах и недостатках индивидуального мышления, жизненного опыта, а в определенной системе взглядов, которые широко распространены, но пока мало кем познаны.

В повести «Роковые яйца» Булгаков обращается к изображению ученых. Одновременно писатель впервые задумывается над местом интеллигенции в новых социальных условиях. Иной тип героя был необходим Булгакову и для определения собственной позиции. На основе воспоминаний Н. Северцовой, прототипом главного героя, профессора Персикова послужил ее отец, видный ученый-зоолог А. Северцов.

Внешность Персикова и парафраз его имени, по мнению некоторых исследователей, содержали отдельные черты облика В.И. Ленина. Вначале Персиков изображен нелепым чудаком, но постепенно в его характеристике поступают трагические черты: образ становится символом гибнущей культуры. Символическая картина «всеобщей катастрофы» завершает повествование.

Правда, в отличие от повести «Дьяволиада», действие в «Роковых яйцах» не выходит за рамки реального мира. Только в финальных сценах, где рассказывается о появлении гигантских змей, используются элементы фантастического гротеска, но они сразу же переходят на задний план. Картины опустевшей Москвы, через которую идут воинские подразделения, вокзалов, оцепленных пехотой, людей, стремящихся убежать из города, напоминают описания родного Киева. Можно сопоставить также строки романа «Белая гвардия» с описанием пустых киевских улиц и движущейся по городу красной кавалерии в письмах писателя к родным, чтобы убедиться в сказанном.

По форме произведения 1920-х годов представляют нечто среднее между фельетоном, памфлетом, и рассказом. Их жанровую структуру можно определить и как бытовые повести, поскольку писателем точно и подробно воссоздаются отношения периода нэпа. Ярко выраженное авторское отношение к описываемому отметили и современники. После выхода «Дьяволиады» Е. Замятин пишет в статье «О сегодняшнем и современном»: «У автора, несомненно, есть верный инстинкт в выборе композиционной установки: фантастика, корнями врастающая в быт». М. Горький называл «Роковые яйца» «остроумной вещью». Одновременно о произведениях Булгакова высказывались и противоположные точки зрения. Охарактеризовав «Собачье сердце» как «острый памфлет на современность», Л. Каменев полагал, что повесть «печатать ни в коем случае нельзя».



Основная сюжетная схема повести «Собачье сердце» заимствована из апокрифического сказания о сотворении человека. В нем говорится о том, что до Евы Господь создал Адаму жену по имени Лилит, но она обладала таким скверным характером, что Господь превратил Лилит в прах, и создал из ребра Адама новый вариант женщины по имени Ева. Писатель пародийно преображает евангельский мотив, насыщая его нагромождением нарочито сниженных деталей «очеловечивания» Шарика, превращая фарсовую картину в трагическую. Он соединяет фантастический сюжет превращения собаки в человека с описаниями реалий 1920-х годов.

Одновременно автор последовательно вводит читателя в круг библейских ассоциаций. Символично звучит имя главного героя повести профессора Преображенского. Он носит фамилию, четко указывающую на его функцию всесильного божества, преображающего мир по своему усмотрению. Квартира профессора находится на Пречистенке (возникает явная ассоциация с образом Пресвятой Богородицы). По вине Шарикова в квартире происходит потоп (гоняясь за котом, Шариков вывернул кран в ванной). Наконец, чудесные превращения, которые совершает профессор Преображенский, фиксирует в журнале его помощник Борменталь (аналог евангелиста). Образная система повести построена на оппозиции действующих лиц. Профессор и его окружение противостоят агрессивному и абсурдному миру, персонифицированному в образе Швондера и членов домкома.

Как и в ранних произведениях Булгакова, ироническая тональность повести сменяется нарочитым сарказмом. «Преображение» Шарика оказывается лишь очередным этапом научных исследований. Профессор не смог достичь поставленной цели – открыть секрет омоложения человека. Диалог профессора с пациентом и звучащие рефреном слова: «Снимайте штаны, голубчик», - окончательно превращает картину в пародию. Авторское отношение к происходящему отражено и в последних заключительных сценах произведения: Шариков снова становится собакой, ведь в новом мире у всех должно быть «право на права», иначе говоря, равенство перед законом.

Отношения самого писателя с властью складывались трудно и противоречиво. Булгаков одним из первых в советской литературе поставил вопрос о судьбах интеллигенции. Наиболее последовательно он прозвучал в его драматургии. Обращение к театру не было случайным. Писатель стремился высказаться, но его произведения не печатались по идеологическим соображениям, и драматургия осталась для него единственным средством живого диалога с читателем-зрителем.

Созданные писателем пьесы разнообразны и по проблематике, и по форме. Вначале он обращается к традиционной для 1920-х годов теме революции и гражданской войны. Своеобразным прологом становится роман «Белая Гвардия».

Необычными оказались и действующие лица. Булгаков сознательно отходит от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейцев. Позиция писателя навлекла на него обвинения в оправдании белого движения: ведь он делает своих героев жертвами истории, трагических событий.

Особому впечатлению способствовала и необычная композиция. Автор констатирует оригинальное пространство, используя летописный стиль: «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй… Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 был его страшней». Фразы как бы рассекают повествование, усиливая общую идею произведения и придавая конкретным фактам эпическую глубину.

В пьесе «Дни Турбинных», поставленной в 1926 г. МХАТом и шедшей с неизменным успехом многие десятилетия, центральной фигурой пьесы становится полковник Алексей Турбин. Такие люди, как он, составляли гордость старой русской армии, цвет военной интеллигенции. Осознав обреченность белого движения, его антинародность, он переживает духовный кризис. Турбин пока не может перестроиться, чтобы идти работать к большевикам, а поэтому предпочитает смерть, спасая жизнь двумстам юнкерам и студентам. С одной стороны, смерть командира дивизиона гетманской армии полковника Турбина закономерна, поскольку символизирует крушение иллюзий последних защитников «белого дела». Но в то же время гибель честного русского офицера поистине трагична. Практически он совершает самоубийство.

В пьесе «Бег» (1926 – 1927) Булгаков показывает мучительный процесс поиска пути, который приводит героев к духовному кризису, глубокой драме и даже трагедии. Герои Булгакова (Мышлаевский, Серафима, Голубков, генерал Хлудов) пока не видят своего реального места в новой действительности. Писатель отчасти выразил и свою собственную позицию. Основными становятся рассуждения о патриотизме и Родине, долге и совести.

Писатель оказался в центре поисков литературы 1920-х годов. Разрабатываемые им проблемы и художественные средства повлияли в свою очередь не только на организацию его собственного стиля, но и обусловили развитие исторического и фантастического повествований последующих десятилетий. В каждом произведении он ставил определенную проблему, локализуя ее с помощью исторических и временных координат, разворачивал философский или гротесковый планы. Булгакова можно отнести к писателям-экспериментаторам, примеривавшим на себе разные способы конструирования художественного пространства текста, но в целом ему удалось воссоздать картины социальной действительности тех эпох, к которым он обращался.

Жизнь писателя была недолгой.

Осенью 1939 г. он внезапно потерял зрение в результате склероза почек (гипертонический склероз был наследственной болезнью в семье Булгаковых. От него умер отец писателя в возрасте 49 лет). 10 марта 1940 г. Булгаков скончался. Писатель похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Сюжет, композиция, жанр романа «Мастер и Маргарита»

М.А. Булгаков назвал «Мастера и Маргариту» романом, но жанровая уникальность этого «последнего, закатного» произведения писателя до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, мениппея (основатель жанра древнегреческий поэт Менипп, III в. до н.э.), роман-мистерия и т.п. Это происходит потому, что, как отмечает автор «Булгаковской энциклопедии» Б.В. Соколов, в «Мастере и Маргарите» «соединились весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления». Английская исследовательница творчества Булгакова Дж. Куртис пишет, что форма книги-завещания Булгакова, как и ее содержание, делают ее совершенно уникальным шедевром, параллели с которым «трудно найти как в русской, так и в западноевропейской литературной традиции».

Столь же оригинальна, как и жанр, композиция «Мастера и Маргариты» - роман в романе, или двойной роман. Эти два романа (о судьбе Мастера и о Понтии Пилате) противопоставлены друг другу и в то же время образуют некое органическое единство. Своеобразно сплетены в сюжете два пласта времени: библейское и современное Булгакову, то есть 30-е гг. XX в. и I в. новой эры. Многие события, описанные в ершалаимских главах, в пародийном, сниженном виде повторяются ровно через 1900 лет в Москве.

Три сюжетные линии «Мастера и Маргариты» (философская – Иешуа и Понтий Пилат, любовная – Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая – Воланд, его свита и москвичи), облеченные в свободную, яркую, порой причудливую форму повествования, тесно связаны между собой образом Воланда.

Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах: спор Михаила Александровича Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога. На вопрос Воланда о том, «кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле», и если Бога нет, Иван Бездомный, «человек невежественный», по словам Мастера, воспитанный в лучших традициях атеистической пропаганды, отвечает: «Сам человек и управляет». Однако дальнейшее развитие сюжета как бы опровергает этот тезис. Автор раскрывает относительность человеческого знания, предопределенность жизненного пути и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу. Что есть истина в этом непредсказуемом мире? Существуют ли неизменные, вечные нравственные ценности? Эти вопросы ставятся Булгаковым в библейских главах, которые, несомненно, являются идейным центром романа, хотя из 32 глав занимают всего четыре (2, 16, 25, 26).

Ход современной жизни смыкается с повествованием Мастера о Понтии Пилате. Затравленный сворой литературных критиков в своей земной жизни, Мастер получает бессмертие в Вечности.

Сюжетные линии двух романов завершаются, пересекаясь в одной пространственно-временной точке – в Вечности, где Мастер и его герой Понтий Пилат встречаются и обретают «прощение и вечный приют». Коллизии, ситуации и персонажи библейских глав, зеркально отражаясь в московских главах, содействуют такому сюжетному завершению и помогают раскрытию философского смысла романа.

(1891-1940) русский прозаик и драматург

Сегодня мало найдется людей, которые бы не знали имя Михаила Афанасьевича Булгакова. Произведения этого замечательного писателя начали печатать миллионными тиражами, переводить на иностранные языки, экранизировать. А между тем собственно в литературе Булгаков пробыл всего лишь одно десятилетие - в двадцатые годы. Он и потом никуда не исчезал, продолжал жить и работать, но его имя упоминалось разве что в связи с той или иной режиссерской постановкой, и то лишь в качестве либреттиста или автора инсценировки.

Михаил Булгаков родился в Киеве, в типичной интеллигентной семье. Его отец был известным ученым-богословом в Киевской духовной академии, который, однако, не хотел, чтобы сын пошел по его стопам. Но мальчик так или иначе интересовался делом своего отца, знал его статьи, читал религиозную и другую литературу из огромной домашней библиотеки, что помогло ему стать энциклопедически образованным человеком. Тогда же Михаил начал изучать иностранные языки.

Литературной деятельностью Михаил Булгаков начал заниматься не сразу, вначале он приобрел достаточно серьезный жизненный опыт. Через два года после смерти отца, в 1909 году, Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета и закончил его, а потом до 1920 года работал врачом. В качестве военного врача он участвовал в гражданской войне. Сначала его мобилизовали белые и отправили в военный госпиталь во Владикавказ, где он скитался в санитарных поездах и повозках и видел все ужасы войны. Потом Михаил Булгаков дезертировал оттуда и вернулся в Киев, где ему пришлось пережить постоянную смену властей: белогвардейцев сменяли петлюровцы, потом приходили немцы, зеленые, вслед за ними - красные. Исследователи до сих пор спорят о политических убеждениях Михаила Булгакова, но скорее всего он никому не отдавал предпочтения, а просто выполнял свой врачебный долг. Правда, два его брата служили в белой гвардии и впоследствии эмигрировали, что стало еще одним основанием для отлучения Булгакова от большой литературы.

Первые шаги в литературе Михаил Афанасьевич сделал еще в 1916-1917 годах, когда работал врачом в Смоленской губернии, но его настоящая творческая биография начинается с 1919 года, когда он стал публиковаться в местных газетах Грозного и Владикавказа.

Свои сложные и противоречивые впечатления, о смутном революционном времени, Михаил Афанасьевич Булгаков отразил в первом романе - «Белая гвардия», который при жизни автора печатался частями в Риге, а полностью вышел только после его смерти. В 1926 году Булгаков переделал этот роман в пьесу «Дни Турбиных». Очевидцы рассказывали, что участники событий плакали на этой постановке, некоторые даже вступали в перепалку с актерами.

О гражданской войне Михаил Булгаков писал на протяжении практически всех двадцатых годов. В числе других произведений об этом сложном времени он создал замечательную по своей психологической глубине драму «Бег», в которой показал трагедию вынужденной эмиграции русских офицеров. Все общество тогда было принято делить на белых и красных, и булгаковский подход многим показался моральным оправданием белого движения. Поэтому пьесу запретили ставить, и даже Станиславский не мог добиться разрешения на постановку. Она пошла в театрах через много лет, уже в 60-е годы. Тогда же режиссеры А. Алов и В. Наумов сняли по ней прекрасный фильм.

А пока что начинающий автор в сентябре 1921 года приезжает в Москву с молодой женой, и ему негде и не на что жить. Начинается знаменитый фельетонный период творчества Булгакова. Писатель сотрудничает с редакциями разных газет, пишет не только фельетоны, но и небольшие рассказы, описывает разные случаи и происшествия из московской жизни. Как раз в то время он сначала познакомился, а потом и подружился с молодыми сотрудниками газеты «Гудок» М. Зощенко, И. Ильфом, В. Катаевым, Ю. Олешей, которые стали знаменитыми писателями. Они каждый по-своему отражали окружающую их жизнь и отрабатывали основные сатирические приемы своей прозы, но в чем-то их творческие поиски совпадали.

Не случайно, что фантастика, свойственная раннему периоду творчества Булгакова, легко прослеживается и у В. Катаева в его рассказе «Сэр Генри и черт», а динамичный и забавный сюжет сближает его с М. Зощенко и авторами «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» И. Ильфом и Е. Петровым (младшим братом В. Катаева).

Первые повести Михаила Булгакова - «Похождения Чичикова», «Трактат о жилище» и другие - стали своеобразным подготовительным этапом к основным произведениям двадцатых годов - «Дьяволиаде», «Роковым яйцам» и «Собачьему сердцу», которые можно назвать философской сатирой. В этих произведениях Булгаков, как и его современник В. Маяковский, обличает бюрократию и мещанство, но проводит и другую мысль, показывая, какую опасность представляют полуграмотные и невежественные люди, если им дать право навязывать свою волю другим. Сквозь горький юмор просвечивает и трагическая судьба интеллигенции, которая оказалась не готова принять такую новую жизнь, но не может ее изменить. Не случайно от рук обезумевшей толпы гибнет профессор Персиков в повести «Роковые яйца», великое открытие которого оказалось никому не нужным. Так же не случайно закончился неудачей эксперимент профессора Преображенского из повести «Собачье сердце», когда вместо человека с новым высокоразвитым сознанием он получил Шарикова.

Конечно, в то послереволюционное время эти мысли и образы воспринимались как крамола, и многие произведения Михаила Афанасьевича Булгакова так и не были напечатаны, как и не были поставлены многие его пьесы, а те, которые шли на сценах театров, вскоре были запрещены. В этом отношении творческая судьба писателя ничем не отличалась от судеб многих других прозаиков и поэтов того времени, и все-таки в ней был один очень любопытный нюанс. Личность Булгакова вызывала интерес современников не только потому, что он был «запрещенным» писателем, но еще больше потому, что ему однажды позвонил сам Сталин .

Неизвестно, читал или нет Сталин другие произведения Булгакова, но пьесы его он знал. Так, спектакль «Дни Турбиных» во МХАТе он смотрел 15 раз, а «Зойкину квартиру» в Театре им. Вахтангова - 8 раз. Читал он и пьесу «Бег» и не имел ничего против ее постановки, если автор сделает небольшие добавления. Михаил Булгаков не стал переделывать свое произведение, поэтому «Бег» так тогда и не был поставлен. Но дело не в этом. Сталину нравились пьесы писателя, и он даже выступал как бы его покровителем. Так, в отношении пьесы «Дни Турбиных» он говорил, что она дает больше пользы, чем вреда. Только поэтому ее и разрешили к постановке.

Такое покровительство ставило Булгакова в двойственное положение. С одной стороны, ему вроде бы было позволено то, чего не могли делать другие, а с другой, он подвергался точно таким же гонениям. В 1929 году, когда критика стала нестерпимой, со сцены сняли все его пьесы и не приняли к постановке новые вещи, в частности пьесу «Мольер», доведенный до отчаяния писатель несколько раз писал Сталину. В одном из писем от 28 марта 1930 года были такие строчки:

«Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равносильна для меня погребению заживо. . .

Я прошу правительство СССР приказать мне в срочном порядке покинуть пределы СССР...»

Тогда-то Сталин и позвонил Булгакову, после чего писателя приняли на работу во МХАТ режиссером-ассистентом, и он получил хоть какие-то средства к существованию. Время от времени на сцене МХАТа и других театров появлялись и некоторые его пьесы. Это вовсе не означало, что Михаил Афанасьевич Булгаков стал придворным драматургом. Он еще не раз писал Сталину, но всегда в защиту людей, пострадавших от репрессий. Так, в 1935 году он вместе с Анной Ахматовой обратился к главе государства с просьбой о помиловании ее арестованных мужа и сына.

Будучи хорошо знаком с театральной средой, писатель в неоконченном романе «Записки покойника», который после получил название «Театральный роман», отразил в весьма иронической форме нравы, царившие в московской театральной сфере.

Все последние годы вплоть до самой смерти, Михаил Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита», главной в котором, как и для всего творчества писателя, оставалась тема борьбы добра и зла. Роман неоднократно начинался и переделывался, и в том, что сейчас мы можем познакомиться с разными этапами работы автора над ним, непреходящая заслуга Елены Сергеевны Булгаковой, третьей жены писателя, его преданного друга и музы. В этом произведении, весьма многогранном, одновременно конкретно-сатирическом и философско-фантастическом, автор попытался и высказать свое понимание проблем творчества, и критически взглянуть на московский быт двадцатых-тридцатых годов, и исполнить гимн великой, всепобеждающей любви.

Само название «Мастер и Маргарита» появилось в черновиках писателя только в 1937 году, сам же Булгаков чаще всего называл его «романом о дьяволе». Но содержание произведения гораздо глубже простого описания того, что случилось в Москве из-за визита «странного незнакомца».

Булгаков всегда интересовался библейскими мотивами в мировой художественной культуре, поэтому вполне закономерно, что своеобразным стержнем «Мастера и Маргариты» является роман о Понтии Пилате и Иешуа. Оба этих произведения объединены общностью героев, авторских идей, представлением, что каждому будет дано по его вере. Михаил Афанасьевич Булгаков верил в великое будущее своего романа. И предвидение его сбылось: миллионы читателей во всем мире не раз и не два обращаются к страницам этого произведения, на которых встречаются великий мессир Воланд со своей свитой, и красавица Маргарита Николаевна, и мастер в черной шапочке с шелковой буквой «М», и жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат.

Булгаков родился 15 мая 1891 г. в Киеве. Отец, Афанасий Иванович, преподавал в Киевской духовной академии курс истории западных вероисповеданий. Мать, Варвара Михайловна, воспитывала детей, которых было семеро. Семья дала будущему писателю очень много - воспитала у него любовь к искусству, уважение к людям и трудолюбие. Детство и юность Булкагова прошли в Киеве, с которым связано становление художника. Он увлекался классической литературой и архитектурой, музыкой и драматургией. Изучал давние рисунки и надписи в церквях, посещал известный театр Соловцова.

На Андреевском спуске содержалась квартира Булгаковых, которая стала прообразом дома Турбиных в романе « » и пьесе «Дни Турбиных». Сейчас в этом доме - мемориальный музей писателя.

После окончания гимназии поступил на медицинский факультет Киевского университета. В годы обучения пришла первая любовь, в 1913 г. он обвенчался с Татьяной Лаппа. Но Первая мировая война, революции и гражданская война навсегда разлучили их. Сдав выпускные экзамены экстерном, начал работать врачом - в Черновцах, Каменце-Подольском, Смоленске. Первые впечатления от врачебной практики отобразились в книге «Записки юного врача» («Записки юного врача», 1925-1926). Отношение Булкагова к революционным событиям было неоднозначным. Понимая необходимость изменений в обществе, он не воспринимал насильнических методов, антигуманной считал и гражданскую войну.

Начало литературной деятельности связано с Москвой. В 20-х годах он писал очерки и рассказы, в которых выражал надежду на общественные изменения («Будущие перспективы», «Торговый ренессанс» и др.). Но в дальнейшем надежда сменилась горьким разочарованием. «Дьяволиада» (1923-1924) открыла новый этап в творчестве Булкагова. В этой сатирической повести показана трагедия «маленького» советского чиновника Короткова, который никому не нужен. Его некому защитить от страшной, дьявольской силы («что-то серое с черными дырами»), которая уничтожает все на своем пути.

Образ Короткова можно сравнить с гоголевским Акакием Акакиевичем (« »). В этом произведении показался характерный признак художественного метода писателя - объединение комического и трагического. «Роковые яйца» (1924) - фантастическая повесть, действие в которой происходит в недалеком будущем - 1928 г. Профессор Персиков открыл волшебный луч, который может ускорять рост живых организмов. Хотя возможности научного открытия еще не выяснены окончательно, авантюрист Рокк использует красный луч для выращивания огромных кур.

Но вместо куриных яиц ему завезли змеиные, из которых вылупились гигантские гадюки. Кульминационным моментом повести является поход змей на Москву, лишь неожиданный мороз спас жителей города от нашествия. В такой символической форме писатель предупреждал о опасности нарушения естественной, духовной и социальной эволюции. Луч Персикова имеет цвет советского флага, поэтому ассоциируется с социалистическими изменениями, которые не воспринял Булкагов, предчувствуя будущие катастрофы. Своеобразность фантастики заключается в том, что, с одной стороны, она разоблачает недостатки общества, а с другой - дает художественный прогноз. « » (1925) - сатирическая повесть, в которой речь идет о медицинском эксперименте превращения собаки в человека.

Профессор Преображенский возлагал большие надежды на свое научное открытие, но, хотя практическая часть эксперимента удалась, моральный аспект не удовлетворил профессора: хороший пес Шарик стал грубым мужчиной Шариковым. Все попытки перевоспитать его не удаются, он становится еще хуже под воздействием позорного влияния общества. Повесть построена по принципу парадокса, который заключается в том, что поведение Шарикова не только не осуждается окружением, а, наоборот, поощряется им. Оказалось, что Шариков целиком подходит новому обществу, его даже назначают на должность «завотдела по борьбе с котами». В это время на страницах советской печати длились дискуссии о воспитании нового человека социалистического типа. Булкагов в сатирической форме показал, что может выйти из человека в процессе революционных сдвигов.

Он возражал любые неестественные средства вмешательства в законы природы, культуры и общества. Роман «Белая гвардия» («Белая гвардия»), пьесы «Дни Турбиных» («Дни Турбиных») и «Бег» («Бег») (1925-1928 годы) составляют трилогию о судьбах русской интеллигенции. Их объединяет образ центрального героя, в котором воплощены духовные поиски автора. В «Белой гвардии» Алексей Турбин трагически воспринимает события революции и гражданской войны, ощущая угрозу уничтожения духовности. Но он не убегает от действительности, а старается определить свое место в событиях, ставя перед собой вопрос: «Как быть? Как жить?».

Однако в романе ответа на них еще нет. В пьесе «Дни Турбиных» Алексей Турбин уже все решил: для него, как и для других интеллигентов, не существует выхода - стрелять в свой народ он не может, поэтому ищет смерти и гибнет, спасая молодых юнкеров. В пьесе «Бег» Булкагов показал, что могло бы быть с Алексеем Турбиным, если бы тот не погиб во время гражданской войны и выехал в эмиграцию. Генерал Хлудов, главный герой «Бега», спасся от большевиков, однако душевная боль не стихает: жить в разрыве с родиной он не может, но принять ее - кровавую и жестокую - также не в силах.

Хлудов, как и Алексей Турбин, ищет смерти, ему остается одно - самоубийство. Писатель показал духовную драму интеллигенции, разрушение культурных основ общества, нарушение моральных принципов. В трилогии неслучайно звучат мотивы мировой классики (Й. В. , А. Пушкина, Ф. Достоевского, Д. Байрона и др.) - как напоминание о утраченных гуманистических ценностях. Жизнь и творчество Булкагова связаны с Московским художественным театром, но многие его пьесы были запрещены. Писателя травили на протяжении всего его творческого пути. В 1926 г. после обыска в квартире была конфискована рукопись повести «Собачье сердце», которая до конца 80-х годов была запрещена цензурой. В 1928-1929 году сняли с репертуара сатирические пьесы «Багровый остров» и «Зойкина квартира».

В 1929 г. И. Сталин в открытом письме к драматургу В. Белоцерковскому назвал произведения Булкагова «непролетарской литературой, которую необходимо уничтожить». Фактически это был официальный приговор писателю, для которого отныне были закрыты двери всех редакций. В июле 1929 г. Булкагов обратился к Сталину с просьбой разрешить ему выехать за границу, но она осталась без ответа. Отчаянным криком человека, которому уже нечего было терять, стало письмо писателя к правительству СССР, написанное 28 марта 1930 года, что свидетельствовало о том, что автор его не отступил от своей позиции и начал открытый диалог с властью. Поэтому неслучайно проблема «художник и власть» становится главной в его произведениях 30-х годов.



Рассказать друзьям