Примеры достижения счастья в литературе. Аргументы к сочинению

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

аргументы к сочинению

Что может сделать человека по-настоящему счастливым? Этими вопросами задавались и задаются до сих пор, наверное, все люди на земле.

Человек – существо очень противоречивое, требовательное, постоянно что-то ищущее. Понятие счастья у всех разное: для кого-то это самореализация, слава, деньги, успех, власть; для кого-то здоровье, любовь, помощь ближнему, радость от каждого прожитого дня. Нередко люди делают что-то в своей жизни, сами не понимая, приносит ли это им радость, удовольствие, или они это делают, потому что так принято, так надо, потому что так ты будешь соответствовать какому-то «идеалу». Очень часто мы понимаем, в чём истинное счастье, лишь попав в трудную или даже безвыходную ситуацию, например, война, болезнь, смерть близких.

Андрей Болконский и Пьер Безухов спорят о счастье. Спор происходит в Богучарове, поместье Андрея, куда тот удаляется, чтобы спокойно дожить свою жизнь. Пьер призывает делать людям добро, и в князе Андрее, хотя он и говорит, что достаточно никому не причинять зла, после этой встречи просыпается

то, что в итоге привело князя к мысли о единении со своим народом, жизни ради его блага.

герой Николай Иванович Чимша-Гималайский всю свою жизнь посвятил одной цели – покупке имения, где можно было бы разводить крыжовник и… ничего не делать. Для достижения этой цели он очень скупо жил, во всём себе отказывал и своей жадностью даже свёл в могилу жену. Купив же, наконец, поместье, зажил по-барски. Добрые дела также делал, но, по словам рассказчика – брата главного героя, не просто, а с большой важностью. Что же это были за дела? Лечил крестьян от всех болезней содой и касторкой, а в день своих именин ставил мужикам полведра водки и служил молебен. Для самого же рассказчика уход из города, от житейской суеты – это не подвиг, это лень и эгоизм, это как монашество, только без подвига. Человеку для жизни нужна вся планета, чтобы на просторе проявлять всю широту своего свободного духа. Далее рассказчик рассуждает о необходимости того, чтобы за дверью каждого счастливого и довольного жизнью человека стоял другой человек с молоточком и его стуком напоминал, что рядом есть и несчастные люди. Что и к довольному жизнью человеку может постучаться беда: бедность или болезнь – и никто не придёт к нему на помощь, никто не услышит, точно так же, как и он сейчас ничего не видит и не слышит. Заканчивается рассказ обращением-призывом. Рассказчик (alter-ego автора) говорит собеседникам:

В очерке Владимира Короленко «Парадокс» рассказывается о калеке, появившемся на свет без рук и вынужденного зарабатывать себе на жизнь своим уродством. Он произносит фразу «Человек рождён для счастья, как птица для полёта». Всем кажется парадоксом слышать об этом от человека, которого природа, казалось бы, обделила при самом рождении и тем самым обрекла на несчастье. Но далее автор показывает, как этот самый калека отдаёт часть заработанных тяжёлым трудом денег, на которые он, кстати, содержит своих племянников, нищим. Короленко всем ходом рассказа доказывает нам, что счастье человека заключается в помощи ближним своим, и этого счастья может достичь любой, даже человек, для которого оно, на первый взгляд, просто невозможно.

идёт речь о девушке Наде и её отце. Мы видим, что Надежда пока ещё не поняла, в чем для неё смысл жизни и настоящее счастье. Поэтому героиня тоскует, чувствует себя несчастной и говорит о безысходности. Как полная противоположность героине показан её отец. Он уже давно определился, ради чего живёт и в чём для него заключается счастье. Это самые простые и понятные каждому человеку вещи: здоровье и благополучие родных и близких, мирное небо над головой. И ради этого он готов работать день и ночь!

Здравствуйте, уважаемые читатели. В данной статье рассматривается проблема счастья: аргументы из литературы вместе с авторским сочинением будут приведены ниже для подготовки к единому государственному экзамену.

Будут использоваться следующие аргументы:
– Э. А. Асадов, «Что такое счастье?»
– А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Каждый из нас мечтает быть счастливым, вкладывает в это понятие свой смысл. Для кого-то оно заключается в здоровье, у других это высокий доход и наличие материальных ценностей. Быть счастливым может каждый человек, стоит только замечать свое счастье. Порой жалобы на жизнь можно услышать от человека, у которого на первый взгляд есть все, но его переполняет злоба и зависть по отношению к другим людям. Мы перестали радоваться простому и находить счастье в обычных вещах, не относящихся к материальным благам.

В стихотворении Эдуарда Асадова «Что такое счастье?» мы знакомимся с мнением поэта о проблеме счастья в нашей жизни. Для одних это страсть, увлечения, яркие эмоции, острые ощущения. Кто-то находит его в хорошей зарплате и власти над подчиненными. Для третьих счастье заключается в заботе и внимании окружающих, их участии, а кому-то важна любовь и вечная верность друг другу. Эдуард Аркадьевич по мере своих размышлений приходит к выводу, с которым нельзя не согласиться: для каждого человека существует свое понимание счастья. Все зависит от него самого: взгляда на мир, мыслей, убеждений и мечтаний.

В одноименном романе А. С. Пушкина у главного героя, Евгения Онегина, есть все необходимое для счастливой беззаботной жизни. Он молод, богат, занимает высокое место в обществе, образован и может воплотить любое свое желание. Однако проблема Онегина в том, что он не умеет ничего ценить, не понимает своего счастья. Чем бы он не занимался, его одолевает скука, ничто не вызывает переживаний и ярких эмоций. Евгений отверг Татьяну, которая искренне и открыто призналась в своих чувствах. Онегин не научился дорожить тем, что имеет. Он лишился дружбы и любви, бесцельно прожив свой век и не видя счастья и радости.

Счастье является главным желанием каждого из нас, мы стремимся к нему всю жизнь. В постоянном стремлении мы упускаем наше каждодневное счастье, доступное нам без особых усилий: обнять близкого человека, посвятить время любимому делу, прочитать интересную книгу, увидеть красивый пейзаж, построить планы на выходные. Маленькие радости окружают нас постоянно, важно замечать и научиться их ценить.

Сегодня мы поговорили на тему “Проблема счастья: аргументы из литературы .” Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

Мачкова Юлия Сергеевна, ученица 10 класса
Руководитель работы: Климчук Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ №549 г. Москвы.

«Эссе: «Тема женского счастья в русской литературе».
Тема женского счастья - это вечная тема русской литературы. Тема красивая и интересная. Сколько прекрасных историй любви мы знаем из русской литературы!

Вот, например, «Житие Петра и Февронии Муромских». Феврония излечивает князя Петра от страшной болезни. В награду за это он обещал на ней жениться, а потом решил обмануть. Но мудрая дева преподнесла ему такой урок нравственности, который он запомнил на всю жизнь. Поженившись, эти молодые люди прожили душа в душу всю жизнь и умерли один за другим. Они не захотели расставаться и после смерти: по их завещанию они были похоронены в одном гробу. Люди жили счастливо, любя друг друга и не доставляя страданий другим.

Вспомним «Слово о полку Игореве». Ярославна плачет, убивается по своему мужу – князю Игорю, который попал в плен к половцам. Она любит его и хочет быть рядом с ним в трудную минуту, и даже кажется, что именно её любовь и спасает мужа.

«Души прекрасные порывы» двух любящих молодых людей наблюдаем мы при чтении повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Маша Миронова любит своего Петрушу Гринёва так сильно и преданно, что готова даже отказаться от него ради его же счастья, когда родители не благословили их на брак. Пусть не с ней, а с другой, но только будет счастлив. Петруша же вызволяет свою возлюбленную из рук пугачёвцев, рискуя жизнью. Трусиха Маша способна ради любви на такой смелый поступок, как поехать одной в Петербург, прося милости и снисхождения у самой императрицы, и спасает своего жениха Петрушу от казни.

Героини поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины» княгиня Трубецкая и княгиня Волконская едут в Сибирь за своими ссыльными мужьями – декабристами, оставив всё, что у них было: дом, детей, родных и близких, потеряв имущество, титулы и положение в обществе. А самое страшное - царь запретил им возвращаться в Россию. Но эти женщины не могут поступить иначе, не могут бросить своих опальных мужей. Любовь и преданность сильнее рассудка.

На вопрос: «Что есть любовь и почему в одном случае она делает людей счастливыми, а в другом несёт с собой боль и трагедию?» можно ответить словами Алёхина – героя рассказа А.П. Чехова «О любви»: «То объяснение, которое годится для одного случая, уже не годится для десяти других, и самое лучшее, по-моему, - это объяснять каждый случай в отдельности, не пытаясь обобщать».

Павел Константинович Алёхин – образованный и глубоко порядочный человек. После смерти отца он получил в наследство имение и долги, причиной которых была его учёба. Алёхин счёл себя обязанным привести хозяйство в порядок и расплатиться с долгами. Человек городской, он вначале придерживался привычного для себя образа жизни, но ежедневный тяжёлый труд заставил Павла Константиновича довольствоваться простой пищей и скромным бытом. Его однообразную жизнь лишь изредка скрашивало общение с такими же, как он, мировыми судьями во время судебных заседаний.

Знакомство с супругами Лугановичами нарушило привычное течение его жизни. Анна Алексеевна уже при первой встрече поразила его своим обаянием, женственностью и красотой. Алёхин почувствовал в ней родственную душу. В доме Лугановичей Павла Константиновича приняли радушно, про себя он отметил, что в их семье царили благополучие и взаимопонимание. Возвратившись в имение, он всё время думал об Анне Алексеевне.

Со временем Павел Константинович стал в семье Лугановичей своим человеком. Он старался понять, почему в жизни произошла «такая ошибка» - Анна Алексеевна принадлежит «старому», «неинтересному» человеку и имеет от него детей.

Алёхин и Анна Алексеевна боялись признаться в своих чувствах даже самим себе и, тем более, открыть эту тайну другим. Шли годы, Алёхин по-прежнему бывал в их доме на правах друга семьи. Размышляя о сложившейся ситуации, Павел Константинович понимал, что, отдавшись чувствам, они разрушат «счастливое течение жизни её мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили, и где мне так верили». Да и мог ли он в этих обстоятельствах сделать Анну Алексеевну счастливой? Анну Алексеевну тоже мучил вопрос: «Принесёт ли её любовь счастье Алёхину, не осложнит ли она жизнь себе и ему, признав правду?»

Отношения Павла Константиновича и Анны Алексеевны не получили развития. Встречи уже не приносили им радость, а вызывали недовольство и горечь обиды.

Луганович получил назначение в другой город. Семье предстоял переезд. Пришло время прощаться. Лишь за мгновение до отправления поезда Алёхин признался Анне Алексеевне в том, что все эти годы любил её.

Расставшись навсегда, Павел Константинович осознал, что они могли бы быть счастливы, если бы не рассуждали о «грехе и добродетели», а признались друг другу в любви и что сами упустили счастье, подаренное им судьбой.

Рассказ же И.Бунина «Кавказ» совсем о другой любви, любви счастливой и одновременно трагической. У героев нет имён, только он, от лица которого ведётся повествование, и она - замужняя женщина. Они влюблены друг в друга. Их общение – это короткие свидания в номере гостиницы, в тайне от ревнивого мужа-офицера. Он и она мечтают о совместной поездке на Кавказ.

С предосторожностями, боясь быть разоблачёнными, они врозь садятся в поезд, который везёт их к мечте – к морю. Они поселяются в «первобытном месте». Прекрасная природа, размеренный распорядок дня. Даже шумная жизнь местных жителей не нарушает гармонии их маленького мирка. Сбылось всё то, о чём они мечтали.

Но почему же так часто он видит в её глазах слёзы? Что это: сожаление о быстро бегущем времени или о невозможности дальше жить в браке с нелюбимым?

А что же муж, любовью и ревностью которого она так тяготится? Он просто не захотел жить без неё.

Тайное счастье главных героев было коротким, а плата за него высокой. Можно предположить, что отношения героев рассказа на этом закончились.

Супружеская жизнь не всегда делает людей счастливыми, но есть семья, в которых царит любовь и гармония. Муж и жена Алмазовы – герои рассказа А.И. Куприна «Куст сирени» - пример счастливого брака. Уже с первых строк повествования видно, что жизнь их не безоблачна. Учёба в Академии генерального штаба даётся Николаю Евграфовичу с трудом. Иногда в отчаянии от неудач он готов бросить учёбу, вернуться в гарнизон. Верочка всеми силами старается создать мужу комфортные условия для занятий «головной работой». Она для мужа утешительница, нянька, переписчица.

Николай Евграфович бывает раздражительным и злым. Верочка научилась угадывать малейшую смену его настроения. Вот и в день, когда профессор не подписал ему план, она сразу поняла, что случилась неприятность. Она любила этого «большого и сильного» человека, заставила рассказать о том, почему план не был подписан. Оказывается, Николай Евграфович, чтобы замаскировать посаженное пятно, нанёс на карту несуществующие кусты.

Верочка не могла допустить того, чтобы её муж не выдержал «последнее, самое трудное испытание». Решение вопроса было простым: надо посадить эти злосчастные кусты. Странно, что эта мысль не пришла в голову самому Николаю Евграфовичу.

То, как легко, без сожаления, она сдала в ломбард их немногочисленные драгоценности, с какой убедительностью уговаривала садовника помочь им посадить кусты, видно, что для неё самое важное в жизни – любимый муж.

На следующий день, когда всё закончилось благополучно, план был подписан «славным и умницей» профессором, Верочка и Николай Евграфович шли по улице, держась за руки, и весело смеялись. Прохожим, глядевшим на них, было невдомёк, что идут два счастливых человека, и в том, что они счастливы заслуга маленькой, энергичной, любящей женщины.

Жизнь иногда требует решительных поступков во имя счастья близкого человека, а иногда – ежедневного, не заметного для окружающих, созидания этого счастья.

Данная публикация составлена на основе доклада кандидата филологических наук, ректора Курской православной духовной семинарии архимандрита Симеона (Томачинского) на Знаменских чтениях в Курском государственном университете, прошедших 17 марта 2015 года. Автор обращается к теме счастья, рассматривает придаваемые ему значения и его отражение в русской литературе.

Русская литература является одним из главных хранителей тех ценностей, которые составляют нашу православную цивилизацию. Я подробно рассказывал об этом в своем докладе на пленарном заседании Знаменских чтений. Сегодня мне бы хотелось затронуть тему счастья, поскольку от толкования этого термина во многом зависит, к какому типу цивилизации принадлежит та или иная общность.

Понятие «счастья» в обывательском сознании, как правило, связывается с материальными благами, деловыми успехами, избытком развлечений и удовольствий. Однако в жизни все складывается совсем не так, и порой богатые и успешные люди оказываются самыми несчастными, а иногда даже кончают жизнь самоубийством. Многочисленные социологические опросы в разные годы и в разных странах выявили, что жители бедных государств часто ощущают себя гораздо более счастливыми, нежели граждане «благополучных стран». В чем же здесь причина?

О том, что такое счастье, много рассуждали еще в античную эпоху. Стоики, например, считали, что счастье состоит в аскетическом образе жизни и свободе от страстей. Скептики к бесстрастию добавляли бесстрашие перед смертью. Эпикурейцы видели счастье в удовольствиях и наслаждениях, однако и они считали высшим благом разум, который должен управлять человеком. Известно высказывание Эпикура о том, что следует избегать удовольствий, приносящих впоследствии вред.

«Счастье - понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека», - повествует «Новая философская энциклопедия» , изданная Академией наук. Итак, счастье - это «общепризнанная конечная цель деятельности человека», то есть признаваемая всем человечеством безусловная ценность, разница только в интерпретациях.

В христианской традиции аналогом слова «счастье» выступает «блаженство», то есть полнота бытия. В евангельских «заповедях блаженства» раскрывается, в чем она состоит: «Блаженны нищие духом», «Блаженны алчущие и жаждущие правды», «Блаженны милостивые» и так далее (см. Евангелие от Матфея, 5 глава).

Само русское слово «счастье» своей внутренней формой раскрывает значение этого понятия: «быть с частью», «быть причастным». В Псалтири говорится: «Часть моя еси, Господи» (Пс 118:57) и «Ты еси упование мое, часть моя на земли живых» (Пс 141:5). «Часть» в данном случае означает не какой-то фрагмент - половину или четверть, - а значит: Ты, Господи, моя участь, мой удел, мой жребий, мое богатство и слава. Счастье человека - это Сам Бог. И не случайно поэтому главным Таинством Православной Церкви является Причастие Телу и Крови Христовым, Евхаристия.

Как же описывает счастье русская литература, что вкладывали наши поэты и писатели в это слово?

На ум сразу приходят знаменитые пушкинские слова:

На свете счастья нет,

Но есть покой и воля...

(из стихотворения 1834 года «Пора, мой друг пора»).

Конечно, полнота счастья, полнота блаженства, полнота общения с Богом возможна только в иной жизни, а на земле к ней всегда примешивается горечь от человеческого несовершенства, от собственных недостатков, от нашей ограниченности и греховности. В этом смысле с Пушкиным можно только согласиться. Но в то же время сам Александр Сергеевич дал в своем творчестве примеры простого человеческого счастья.

Например, в повести «Метель» главные герои обретают счастье в результате многих поисков и страданий. Казалось бы, Марья Гавриловна потеряла свое счастье, когда ее избранник-жених не смог из-за непогоды доехать до церкви и ее второпях по ошибке обвенчали с незнакомцем, которого потом и след простыл. В свою очередь, гусарский полковник Бурмин, «по непростительной ветрености», как он сам выразился, обвенчавшись с неизвестной ему девушкой и тут же ее покинув, не может теперь связать себя узами брака с той, которую любит.

Счастье невозможно? Казалось бы, да. Но вдруг выясняется, что главных героев та самая метель и соединила в Таинстве Венчания, хотя они не знали друг друга. И только их верность друг другу, их доверие Богу, Который устроил все так неожиданно, загадочно и непонятно, - только это сделало возможным их общее счастье. И только благодаря их терпению и вере они нашли друг друга и соединились вместе навсегда...

Похожее отрицание земного счастья и в то же время утверждение его возможности, но только при определенных условиях, мы находим и в творчестве Антона Павловича Чехова. Как правило, в произведениях Чехова слово «счастье» используется скорее в ироническом ключе - как торжество самодовольной пошлости и примитивного мещанства. Это мы встречаем, к примеру, в рассказе «Крыжовник».

В рассказе «Черный монах» «счастье», наоборот, играет другими огнями - иллюзорными, обманчивыми, ведущими к разрушению своей и чужих жизней .

Оба этих понимания: как грубой страсти и обманчивого призрака - соединились в чеховском рассказе, который так и называется - «Счастье». Два главных героя и воплощают две стороны этой медали: «Первого не отпускали мысли о счастье, второй же думал о том, что говорилось ночью; интересовало его не самое счастье, которые было ему не нужно и непонятно, а фантастичность и сказочность человеческого счастья» .

Но самое яркое и жизнеутверждающее понимание счастья как своей принадлежности к Божественному миропорядку и причастности к Божией любви выразил Чехов в рассказе «Студент». Известно, что это было его любимое произведение . Главный герой, студент духовной академии Иван Великопольский, неожиданно для себя прикасается к глубинной тайне бытия, обнаруживает «дней связующую нить».

«Он думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только двадцать два года, - и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла» .

Для Чехова, как и для Пушкина, счастье состоит не в совокупности земных благ, а в прикосновении к вечности, в хранении своей совести и в общении с Богом.

Но, наверное, ярче всех из русских писателей такое понимание счастья выразил Федор Михайлович Достоевский.

В его романе «Братья Карамазовы» старец Зосима прямо рассуждает о человеческом счастье. В записках старца Зосимы говорится: «Для счастия созданылюди , и кто вполне счастлив, тот прямо удостоен сказать себе: "Я выполнил завет Божий на сей земле"» .

Вспоминая своего умершего брата, старец Зосима рассказывает, как изменила его болезнь и как приоткрыла для него подлинный смысл жизни. Вот что говорил брат старца Зосимы, будучи уже смертельно больным: «И одного дня довольно человеку, чтобы всё счастие узнать. Милые мои, чего мы ссоримся, друг пред другом хвалимся, один на другом обиды помним: прямо в сад пойдем и станем гулять и резвиться, друг друга любить и восхвалять, и целовать, и жизнь нашу благословлять» .

Романы Достоевского, которые переполнены людским горем, страданием, тяжелейшими жизненными коллизиями, в то же время рисуют оптимистичную картину мира, дают человеку надежду на преображение этого мира. Даже в таком, на первый взгляд, депрессивном произведении, как «Преступление и наказание», в эпилоге мы видим и светлый финал, и новую перспективу жизни, жизни с Богом.

«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого... Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия!» Так говорится о любви Сони и Раскольникова, который через страдания обрел для себя Бога и новое понимание жизни в свете Евангелия.

Итак, мы рассмотрели лишь несколько примеров из русской литературы. Разумеется, эта тема заслуживает более глубокого и детального исследования. Но даже из краткого обзора становится понятным, что проповедь счастья является одной из магистральных тем для русских писателей. И счастье предстает в русской литературе как полнота бытия, достигаемая через гармонию с самим собой, примирение с ближними и жизнь в Боге.

Тема: Урок-диспут по рассказам А.И.Куприна, А.П.Чехова, И.А.Бунина.

Цель:

    обучение навыкам сравнительно-сопоставительного анализа произведений, объединенных одной общей темой, монологической речи;

    развитие умения анализировать литературное произведение, навыков работы в группе, активизация творческих способностей учащихся;

    воспитание чувства ответственности за свою жизнь, умения радоваться жизни.

Задачи:

    развитие умения работы с текстом, выделение значимого;

    формулирование проблемы, что значит быть счастливым;

    формирование своей точки зрения у учащихся по отношению к такому понятию, как «счастье»;

    нахождение связи идей писателей с современностью.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, рабочие листы учащихся, импровизированное «Дерево счастья».

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная (для каждой группы свой вопрос для обсуждения, ответы даются по порядку от каждой группы, дополнения обязательны)

Тема:

Человек пришел в мир для безмерной свободы,

творчества и счастья.

А.И.Куприн

Ход урока

    Мотивация.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать сегодня на уроке.

    Хотелось бы начать наш разговор «Что значит быть счастливым?» с притчи .

Старый мудрый кот лежал на травке и грелся на солнышке. Тут мимо него пронесся маленький шустрый котенок. Он кувырком покатился мимо кота, потом резко подскочил и снова начал бегать кругами.

    Что ты делаешь?- лениво поинтересовался кот.

    Я пытаюсь поймать свой хвост!- запыхавшись, ответил котенок.

    Но зачем?- засмеялся кот.

    Мне сказали, что хвост – это мое счастье. Если я поймаю свой хвост, то поймаю и свое счастье. Вот я и бегаю уже третий день за своим хвостом. Но он все время ускользает от меня.

    Да, - улыбнулся кот,- когда-то я, также как и ты, бегал за своим счастьем, но оно все время ускользало от меня. Я оставил эту затею. Спустя время я понял, что нет смысла гоняться за счастьем. Оно всегда следует за мной по пятам. Где бы я ни был мое счастье всегда со мной, нужно всего лишь помнить об этом.

Мы гоняемся за тем, что находится совсем рядом.

О чем эта притча? (о счастье)

Тема сегодняшнего урока: Что значит быть счастливым?

Цель: показать мастерство А.И.Куприна, А.П.Чехова, И.А.Бунина в изображении мира человеческих чувств

Задачи:

    узнать, как каждый из писателей отвечает на вопрос: «Что значит быть счастливым?»

    Понять, что значит счастье для каждого из нас.

Эпиграф урока, как вы его понимаете?

Все люди ищут счастья, да не все находят. И не для всех оно одинаково. Для кого-то счастье – богатство, для кого-то счастье – здоровье. Для героев рассказов Куприна, Бунина и Чехова счастье в любви. Только понимают они счастье по-разному.

Нами прочитаны три замечательных рассказа, которые дают предмет для спора. В этих рассказах прослеживается общая тема. Нам предстоит разобраться: что значит быть счастливым не только для героев рассказа, но и для нас самих?

II . Работа в группах.

У каждой группы есть ряд проблемных вопросов, на которые вы должны ответить: в чем счастье героев?

I группа. А.Чехов «О любви»

(Виноват Алехин, т. к. много рассуждал: чтобы любовь не разбилась о быт, погрязла в мелочах жизни, не выдохлась, необходимо расстаться, но прекрасное, которое потеряно, способно осветить жизнь человека удивительным огнем)

II группа. И.А. Бунин «Кавказ»

    Какой выход нашли герои, чтобы быть счастливыми?

    Можно ли простить измену?

(Вырвались на миг, заплатив за мгновение счастья ценою жизни другого человека. Нельзя отложить, нельзя упустить в жизни то, что называется любовью, которое приносит счастье, хотя бы на мгновение)

Главные герои рассказа Бунина «Кавказ» видят свое счастье в любви. Любя друг друга, стремясь к любимому навстречу, они забывают о чувствах других.

Муж заканчивает свою жизнь самоубийством, никого не осуждая, не преследуя. Очень больно, что свою жизнь этот достойный человек так оценил.

Автор ничего нам не говорит, но мне почему-то совершенно ясно, что у любовников после случившегося нет никакого совместного будущего. Если так уж любили, открылись бы мужу, не водили его за нос.

III группа. А.И. Куприн «Куст сирени»

    (Умение проникать в душу любимого героя, стремление сделать другого счастливым, за обыденной семейной жизнью они не растеряли своего чувства. Герои все также любят друг друга, делают все для счастья любимого человека)

Алмаз - драгоценный камень, прозрачный, блестящий, многогранный. Намек на чистые, светлые чувства между супругами. Сирень весной - пора любви (4 лепестка символ Вселенной, 5лепестков приносит счастье).

В рассказе Куприна «Куст сирени» молодые супруги любят друг друга. В их доме, действительно, живет счастье. Но счастье само по себе не появляется, в данном случае это результат самоотверженности Веры. О на способна радоваться не своему счастью. Поэтому для Веры счастье означает не просто любить, а сделать счастливым любимого человека. Это признак благородной и возвышенной души.

Пока группы работают, играет классическая музыка.

Обсуждение вопросов. Выступает один из группы, остальные дополняют.

В рассказе Чехова счастье прошло мимо героев.

В рассказе Бунина герои, казалось бы, испытали всю полноту страсти.

И все-таки оба рассказа драматичны и даже трагичны.

В «Кавказе» герои словно «украли» свое счастье : они вынуждены скрываться, таиться, бежать, чтобы быть вместе. Именно потому, что любовь оказалась «украденной», она не была полной и привела к трагедии.

III . Счастье каждый воспринимает и чувствует по-своему.

А что же говорят о счастье известные люди? Поищем мудрости в афоризмах и пословицах, поговорках. Это было вашим домашним заданием.

«Если хочешь быть счастливым - будь им». Козьма Прутков

«Большинство людей счастливы настолько, насколько сами решили быть счастливы» Авраам Линкольн

«Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье - к несчастливому» Франсуа де Ларошфуко

«Каждый сам кузнец своей судьбы и счастья» Русская пословица

«Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом» Пифагор Самосский

«Не говори о прошлом: какой теперь в нем прок?

Будь счастлив настоящим. Смотри, какой денек!» Омар Хайям

Стихи о счастье.

И. Бунин «Вечер»

С.Есенин «Вот оно глупое счастье»

Юлия Старостина «Счастье – это не просто слово»

Зинаида Гиппиус «Есть счастье у нас, поверьте,…»

IV . Работа по теме урока. Словарная работа.

И теперь я думаю, каждый из вас может и готов ответить на вопрос «Что значит быть счастливым?»

Фрагмент видео

V . Рефлексия. Дочитаем нашу притчу (чтение притчи).

Оно всегда следует за мной по пятам. Где бы я ни был мое счастье всегда со мной, нужно всего лишь помнить об этом. Мы гоняемся за тем, что всегда рядом.

Я надеюсь, что каждый из вас определил для себя видение, что значит быть счастливым. У вас на столах лежать островки, их 10. (Приложение №1). Сейчас вы оцените свое настроение и эмоциональное состояние после того о чем говорили. Можно выбрать один остров, несколько. Почувствуйте себя свободными и счастливыми. Спасибо .

Когда вы будете уходить, я хотела бы, чтобы бы вы оставили яблоко на нашем «Дереве Счастья». А завтра мы придем на урок, а нас будет ждать целое фруктовое дерево, и может быть, это и будет для вас коротким мгновением счастья, это поднимет вам настроение. (Приложение №2)

Вернемся к эпиграфу урока: изменилось ли ваше понимание слов Александра Куприна.

Наше общение я хочу закончить словами И.Бунина. «Вечер»

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно-

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

VI. Выставление оценок . Спасибо за урок!

Домашнее задание: сочинение « Какое оно моё счастье»

Приложение №1

Приложение №2

Рабочий лист урока

Урок - диспут «Что значит быть счастливым?»

Человек пришел в мир

для безмерной свободы,

творчества и счастья.

А.И.Куприн

А.Чехов «О любви»

Выдержки из текста

«...когда мы любим, то не перестаем себе задавать вопросы: честно или нечестно, умно или глупо, к чему поведет эта любовь и так далее. Хорошо это или плохо, я не знаю, но что это мешает, не удовлетворяет, раздражает, - это я знаю»

« Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею; мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг оборвет счастливое течение жизни ее мужа, детей...»

«Честно ли это? Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы мог я вести ее?.. И как бы долго продолжалось наше счастье? Что бы с ней случилось в случае моей болезни, смерти или, просто, если бы разлюбили друг друга?»

«.. . я признался в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как не нужно, мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить. Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе»

Вопросы для обсуждения

1. По чьей вине два любящих человека не смогли стать счастливыми? Почему?

II . Значение слова «счастье»

Счастье

Рабочий лист урока

Рабочий лист урока

Урок - диспут «Что значит быть счастливым?»

Человек пришел в мир

для безмерной свободы,

творчества и счастья.

А.И.Куприн

Иван Алексеевич Бунин «Кавказ»

Выдержки из текста .

«Я просыпался рано и, пока она спала, до чая, который мы пили часов в семь, шел по холмам в лесные чащи. Горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно. В лесах лазурно светился, расходился и таял душистый туман, за дальними лесистыми вершинами сияла предвечная белизна гор...»

«Когда жар спадал, и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте.»

«... она порой ложилась на тахту, закрывала лицо газовым шарфом и плакала: еще две-три недели - и опять Москва!»

3.Вопросы для обсуждения.

1.Какой выход нашли герои, чтобы быть счастливыми?

    В чём счастье и несчастье героев рассказа?

    Что он оставляет в душе читателя?

    Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?

    Можно ли простить измену?

II . Значение слова «счастье»

Счастье - 1. чувство, состояние полного, высшего удовлетворения.

      1. успех, удача. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Рабочий лист урока

Рабочий лист урока Урок - диспут «Что значит быть счастливым?»

Человек пришел в мир

для безмерной свободы,

творчества и счастья.

А.И.Куприн

Александр Иванович Куприн «Куст сирени»

2. Выдержки из текста .

«Жена, как только увидела его насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой, в ту же минуту поняла, что произошло очень большое несчастье...

«До сих пор все экзамены сошли благополучно, и только одному Богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили...»

«Но Верочка не давала падать ему духом и постоянно поддерживала в нем бодрость...»

«Муж и жена долго сидели в тяжелом раздумье, не произнеся ни слова. Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла»

«Напрасно Алмазов уговаривал жену отправиться домой. Она поехала вместе с мужем за город, все время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась...»

«На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. Она еще издали, по одной только живой и немного подпрыгивающей походке, узнала, что история с кустами закончилась благополучно...»

«И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку...»

«...муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга»

«...Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком..» (Сирень цветет весной- пора любви. ;4-лепестковая сирень-символ Вселенной (греческая мифология), 5-лепестковая приносит удачу)

3. Вопросы для обсужд ения

1.. Что помогло героям сохранить счастье?

Алмаз - драгоценный камень, прозрачный, блестящий, многогранный.

II . Значение слова «счастье»

Счастье - 1. чувство, состояние полного, высшего удовлетворения.

      1. успех, удача. (Толковый словарь С.И.Ожегова)



Рассказать друзьям