Зачем нужны сказки? Почему люди любят сказки.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Традиция читать сказки появилась очень давно. Сказки помогают упорядочивать представления ребёнка о повседневных вещах, носят воспитательную функцию, способны утешить и успокоить маленького слушателя. С какого возрастанужно начинать читать сказки детям?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему: « Почему детям нужно читать сказки?»

Традиция рассказывать сказки своим маленьким детям появилась очень давно. Поучительные истории о Золушке, Коте в сапогах, Красной шапочке и многих других, увлекательно рассказанные нашими мамами и бабушками, помогали детям познавать окружающий мир, учиться новому и даже преодолевать им маленькие страхи и слабости.

Слушая сказки, ребёнок учится думать, он трудится душой, а вот телевизор этому мешает. Поэтому будем читать сказки вслух, иначе, став взрослым, наш ребёнок не научится критически осмысливать происходящие события, станет рабом навязываемых ему идей, будет не только легко внушаем, но и поддастся зомбированию, стать чёрствым душой к своим престарелым родителям, т.е. к вам, дорогие читатели.

Народные сказки имеют особый поэтический язык, их содержание - иррационально. Но эта иррациональность понятна детям и очень им нужна. Современный детский автор при всём желании не сможет приблизиться к духовной высоте и образности русских народных сказок. Недаром их рассказывали веками, из поколения в поколение. Их рассказывали перед сном, и они закладывались в подсознание ребёнка, запоминались на всю жизнь и формировали его личность примерами богатырских подвигов, победы Добра над Злом. В сказках есть та мудрость, которую была необходимо знать с детства представителю сильного народа.

Сказки помогают упорядочивать представление ребенка о повседневных вещах.

Мир сказочных героев - это мир добра и зла, поэтому, следя за судьбами персонажей, Ваш малыш начинает лучше понимать какие поступки принято считать хорошими, а какие совершать категорически нельзя.

Сказки носят также и воспитательную функцию.

Дети видят в сказочных персонажах самих себя, поэтому сказки о хороших манерах, хвастунах, задирах и жадинах учат их поступать правильно, стараться не совершать ошибок, а также подсказывают как можно найти выход из самых, казалось бы, затруднительных ситуаций.

Сказки способны утешить маленького слушателя.

Как мы не пытаемся уберечь наших детишек от неприятных событий, они все-равно нередко случаются. Ребенка может огорчить ссора в детском саду, поход к стоматологу, развод родителей. В таких случаях поможет забавная сказка, которая развеселит Вашего малыша и даже заставит поверить, что добро часто побеждает и в жизни.

На развитие воображения и мыслительных способностей ребенка сказки тоже оказывают немалое влияние. Иногда процесс чтения сказки можно превращать в очень увлекательную игру или рассказывать за едой . Просто закройте книгу и спросите у своего малыша: «Чем продолжится эта сказка, как Ты считаешь? А чем она могла бы закончиться?». Пусть Ваш ребенок немножко пофантазирует и придумает свое продолжение этой сказки, которое потом можно рассказать папе или бабушке. А еще можно рисовать с малышом героев его самых любимых сказок.

Можно прямо с младенческого. Лучше перед ночным сном, при мягком освещении. Читать нужно медленно, сказки должны быть обязательно народные, ни в коем случае не пересказы, в которые внесён рациональный, "упрощающий" момент. Нельзя читать каждый вечер новую сказку: наши предки детям рассказывали сказку столько раз, чтобы он успевал её выучить наизусть. Только так малыш мог усвоить те нравственные категории, которые были заложены в сказке. Обязательно читайте сказки своим детишкам, ведь это неплохая возможность провести совместное время с пользой. Чтение вслух оказывает немалое влияние на умственное развитие, который, слушая сказки, и пополняет словарный запас, и все больше с каждым днем хочет научиться читать сам.

Отсутствиеромантики

Многие женщины нуждаются в сказочных историях, потомучто в жизни им самим попросту не хватает романтики. При этом у них может бытьлюбимой человек, которого они ценят и которым дорожат, но его зажатость вчувствах становится причиной отсутствия романтичности в отношениях.

Одинокие дамы также любят читать сказки и смотретьсказочные мультфильмы и фильмы. Конечно же, их любимым жанром являются именносказки о любви. Почему? Потому что благодаря таким произведениям, женщины попроступродолжают верить в то, что искренние и настоящие чувства существуют. Темболее, в современных интерпретациях сказок, положительные и романтичные героистали больше походить на реальных людей, которых можно всегда встретить наулице. Вот поэтому, читая и просматривая сказочные истории, женщины подогреваютв себе веру в любовь вообще и в мужчин в частности. На основе сказочныхперсонажей они создают себе образы и фантазируют. Поскольку все сказки длядетей пишут взрослые люди, зачастую, в них есть более глубокая философия,которую мы попросту не замечаем в детском возрасте. Зато взрослые девушкивполне могут понимать и осознавать, какой именно подтекст вкладывал автор, чемухотел научить. К тому же, в сказках всё происходит очень легкои просто, принцы всегда сами находят своих принцесс. А многие женщины так ихотят: ничего не делать, а потом раз – и выйти замуж за самого красивого, умного, любящего и вообще,идеального мужчину. Сказки являются отличнымлекарством от комплексов, потому что в сказках получить свою любовь можетпрактически каждая.

Приключения

Кстати, сказкисмотрят не только те, кому не хватает романтики. Ещё их любят настоящиеавантюристы и искатели приключений. Стоит отметить, что сказками можно называтьне только те истории, которые изначально определяются как сказки. Например,многие приключенческие фильмы, по большому счёту, тоже можно отнести к сказкам,поскольку все они заканчиваются хорошо, герои обладают какими-тосверхъестественными способностями, в них прославляется дружба, взаимоподдержкаи любовь. Приключенческие сказки любят те, кому не хватает в жизни остротыощущений. Это люди, которым пришлось отказаться от своих настоящих желаний,ради роботы, из-за каких-то личных страхов и так далее. Вот они и смотрятсказочные приключенческие истории, ассоциируя себе с главными героями этихпридуманных эпопей. Сказочные приключения всегда захватывающие. В них нет местаодинаковым дням и скучному быту. Это те основные характеристики, которые ипритягивают людей к сказочным приключенческим историям. Многие могут сказать,что с таким же успехом человек может любить каждую историю о приключениях. Ноэто не совсем так. Просто в сказках всё всегда заканчивается хорошо. Там никтоне теряется, не умирает, не делает больно окружающим. Вот поэтому мы выбираемименно сказочные истории, ведь в них нет места горю и разочарованию, глядя наэкран или читая книгу, мы заряжаемсятолько позитивом.

Дружбаи героизм

Ещё одна причина, по которой взрослые люди любят сказки – это нехватка появления настоящих дружеских качеств и героизма в их реальной жизни.Людям хочется получать то, чего им не могут дать окружающие. Вот поэтому они ипогружаются в сказочную жизнь. Ведь там нет места предательству. Еслисуществует компания друзей, то все они будут стоять друг за друга до самогоконца. В сказочных историях никто никого не предаёт. Даже совершив какую-тоглупость, в итоге, люди осознают свои ошибки и просят прощения, искупают своигрехи. Сказочные персонажи намного искреннее и добрее тех, кого мы встречаем вреальной жизни. Сказки позволяют людям не потерять свою веру в настоящуюдружбу. С одной стороны, они вроде бы и понимают, что это всего лишь сказка. Но с другой стороны, такие историидействуют на их подсознание, укореняя мысль о том, что настоящие друзья всё-такисуществуют, никогда не подводят и не предают. В итоге, люди начинают искатьсебе друзей по образу и подобию сказочных героев, и что характерно, зачастуюнаходят именно таких, поскольку подсознательно чувствуют, какой именно человеким нужен.

Что же касается героизма, то многим людям хочетсяспасать других или чтобы спасали их. Но в реальной жизни далеко не всегда этоудаётся. К тому же, в реальности все враги и проблемы намного более жестокие излые, чем в сказках. Поэтому людям становится легче, когда они ассоциируютсебя со сказочными рыцарями и принцессами, которые спасают дуг друга, проявляютгероизм и так далее. Благодаря сказкам, мы не прекращаем верить во что-тохорошее, светлое, доброе, в чудо, которое всё-таки когда-то с нами произойдёт.Именно поэтому очень хорошо, когда взрослые люди любят сказки, потому чтоименно сказки дают им силы жить и надеяться на лучшее.

Почему мы любим сказки? Ответ на этот вопрос очень прост. В нашей обычной реальности не хватает чудес и волшебства. В погоне за материальными ценностями мы утопаем в рутине, начинаем медленно сходить с ума от однообразия, постоянно испытываем стресс и мечтаем хоть на часок сбежать туда, где фантазия способна нарисовать отличный от привычного мир, где сны становятся явью, а добро непременно побеждает зло.

Впрочем, все это относится преимущественно ко взрослым читателям - фанатам фэнтези. Если же говорить о детях, то чудеса и волшебство для них столь же реальны, как для нас очередной дедлайн на работе или утренняя пробка. Они не просто верят в них, они убеждены, то мир соткан из магии. А сказки подтверждают эту уверенность. Следовательно, чтение сказочных историй для малышей - вовсе не эскапизм (попытка сбежать от реальности в вымышленную вселенную). Это продолжение того, что они видят вокруг. И задача современного сказочника - сделать так, чтобы, с одной стороны, не убить мечту, а с другой - наполнить свое произведение реализмом: вечными ценностями, настоящими правилами, пониманием происходящих событий, описанием окружающей действительности. Одним словом, требуется совместить приятное с полезным, и ни в коем случае нельзя нарушать правильные пропорции между главными ингредиентами. Ведь если реальности станет слишком много, сказка потеряет свое волшебство. Если ее будет недостаточно, произведение окажется пустым и утратит свой главный смысл: учить и передавать накопленный опыт от одного поколения к другому.

Сказки появились задолго до современной цивилизации. Когда-то древние люди рассказывали их друг другу у костра, зачастую сочиняя прямо на ходу. В иносказательной манере они делились своими наблюдениями, выводами, ошибками. Таким образом малыши развлекались и получали первые уроки жизни, которые, возможно, важнее всех школьных занятий, вместе взятых. Сказки содержат в себе не только развлекательные и обучающие компоненты, но и воспитательную базу. Они яркие, красивые и откладываются в памяти вместе со всей моралью, которая в них содержится. И это прекрасно понимали наши предки.

Традиции продолжили авторские истории. С течением времени менялись мир и проблемы, которые затрагивали сказители. Нужно отметить, что произведения родом из прошлого частенько современникам кажутся мрачноватыми, а высказанные в них идеи способны травмировать психику благополучных детей двадцать первого века. Поэтому очень часто классические книги видоизменяются, сокращаются и даже переписываются. Правильно ли это? Вопрос, об ответе на который спорить можно очень долго. Но если хочется избежать споров и прочитать своим детям оригинальную книгу, безопаснее будет взять творение современного писателя, понимающего наши реалии и особенности психики девчонок и мальчишек нового поколения.

Автором, чье творчество заслуживает пристального внимания, является Наталия Мосина. Ее книга «Как Катенька и Машенька в сказку ходили», которая вышла в мае текущего года в издательстве «Союз писателей», очень милая, добрая, волшебная. В ней полно магии и приключений, есть мечта, к которой можно стремиться, и надежда, ведущая вперед, подобно спасительному огоньку маяка в ночи. Герои вышли обаятельными и похожими на юных читателей. Они умеют любить, дружить, испытывают уважение к старшим. Высшие человеческие ценности, проверенные временем, преподносит публике Наталия Мосина. И в то же время ее произведение динамичное и красочное в современных традициях.

О чем же эта книга? О двух сестренках, которые очень любили слушать сказки. И вот однажды они сами решили отыскать дорогу в мир чудес, дверца в который не всем отворяется. Они встретили добрую фею, познакомились с мудрым Сказочником и отправились в собственную Сказку, где их ждут открытия, приключения и, конечно, опасности.

Приобретайте книгу для детей «Как Катенька и Машенька в сказку ходили» в интернет-магазинах «#Книга» и «Книга детям».

Вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи, далеко не праздный. Думается, существует множество факторов, повлиявших на резкий рост влечения людей к сказкам. Проанализируем некоторые из них.

ПЕРВЫЙ ФАКТОР - СОЦИАЛЬНЫЙ
По-видимому, этот фактор действует как бы с двух полюсов. С одной стороны, полностью обеспеченная, беззаботная (а потому скучная) жизнь одной части населения направляет ее внимание на потребление сказочной продукции как способа развлечения. С другой стороны, в серых и порой драматических буднях другой части (большинства) населения сказочные миры создают возможность отвлечься хоть на время от многочисленных проблем и погрузиться в совершенно иную - удивительную и прекрасную реальность. Этот фактор достаточно очевиден, и нет смысла подробно на нем останавливаться.

ВТОРОЙ ФАКТОР ОПРЕДЕЛЕН ТРАДИЦИЯМИ ИСКУССТВА
Дело в том, что сказочность, метафоричность, мифологичность произведений искусства - это не только что появившаяся черта, а свойство, издавна присущее продуктам художественного творчества. А.А. Брудный пишет: «Метафорическое видение мира и соответствующее его понимание современные психологи (в частности, представляющие такие направления, как глубинная и радикальная психология) склонны связывать с генезисом человека и соответственно - с человеческой культурой» (1998, с. 30). Иными словами, не сегодня родилось это явление, корни его - в человеческой культуре. Можно вспомнить давно известный культурологам, литературоведам, психологам факт, что многие сказки являются пересказом мифов и между сказками и мифами существует прочная родственная связь. Следовательно, мифологизм, присущий ряду произведений искусства, определяет те эстетические переживания, которые формировались в человеке культурой.
Вообще-то, традиционно мифология и литература противопоставляются. Многие исследователи полагают, что мифология и письменная литература являются двумя принципиально различными способами видения и описания мира, существующими одновременно и во взаимодействии и лишь в разной степени проявившимися в те или иные эпохи. Мифологические тексты отличаются высокой степенью ритуализации и повествуют о коренном порядке мира, законах его возникновения и существования. Мифы исторически появились раньше письменных текстов, а собственно художественное повествование, как полагают литературоведы, родилось в результате дробления единого мифологического образа и сюжетного языка.
Однако «расхождение путей» мифологических и художественных текстов оказалось недолгим. Встреча произошла впервые особенно ярко в литературе эпохи Возрождения, а потом в XIX веке - в произведениях основоположника «неомифологизма» Вагнера, который считал, что народ именно через миф становится создателем искусства, что миф - поэзия глубоких жизненных воззрений, имеющих всеобщий характер.
Но только начало ХХ века оказалось по-настоящему благотворным для расцвета литературы, ставшей предвестницей современных мифологизированных и сказочных жанров. Мифология в силу символичности, изначально ей присущей, оказалась удобным языком описания вечных моделей личного и общественного поведения, неких сущностных законов социального и природного космоса. Великая тройка писателей-мифотворцев - Т. Манн, Д. Джойс и Ф. Кафка - реабилитировала миф в литературе полностью и, думается, надолго. Появились многочисленные литературные сказки, вошедшие не только в сокровищницу мирового искусства, но и в арсенал современных психологов-сказкотерапевтов: произведения Лаймена Фрэнка Баума, Джеймса Барри, Карло Коллоди, Джанни Родари, Астрид Линдгрен. А к середине ХХ века приемы мифологизации были развиты и приобрели совершенно особые черты в книгах родоначальников жанра фэнтези Дж.Р.Р.Толкиена и его друга Клайва С. Люиса.
Не буду останавливаться на всех этапах развития сказочной литературы и проявления в ней мифологизма: приведенных примеров достаточно, чтобы удостовериться в богатых традициях. Именно мифологизация и сказочность предоставляют возможность писателям на основе имеющихся литературных традиций выйти за пределы обыденной реальности, преодолеть ограничения привычных сюжетов. По-видимому, именно в последние годы мифологизм в искусстве достиг своего расцвета, что и отразилось в росте популярности сказок.

ТРЕТИЙ ФАКТОР – МИФОЛОГИЗМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Указание на причины возрастающего интереса людей к сказкам связано с утверждением непреодоленности современным человеком мифологического мышления. Иначе говоря, мифологический тип сознания - вовсе не достояние прошлого, он и сейчас реально существует.
Но сначала разберемся с тем, что такое вообще мифологическое мышление.
По А.Ф. Лосеву, в мифологическом мышлении не различаются: объект и субъект, вещь и ее свойства, имя и предмет, слово и действие, социум и космос, человек и вселенная, естественное и сверхъестественное, а универсальным принципом мифологического мышления является принцип партиципации («все есть все», логика оборотничества).
Можно говорить, что мифологическое мышление выражается в неотчетливом разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности. А.Ф. Лосев подчеркивает, что миф - не схема или аллегория, а символ, в котором два плана бытия неразличимы и осуществляется не смысловое, а вещественное, реальное тождество идеи и вещи.
Для мифологического сознания и порождаемых им текстов характерна прежде всего недискретность, слитность, изо- и гомоморфичность передаваемых этими текстами сообщений. То, что с точки зрения немифологического сознания различно, расчленено, подлежит сопоставлению, в мифе выступает как вариант (изоморф) единого события, персонажа или текста.
Концепция К.-Г. Юнга и специально проведенные эксперименты доказывают, что даже современный цивилизованный человек в своей реальной жизнедеятельности руководствуется подчас не осознанно принятыми решениями, базирующимися на рациональном мышлении, а установками, имеющими мифологизированный характер и не подчиняющимися законам формальной логики. Отсюда - неосознанное стремление к мифам и сказкам.
Установление Юнгом известных аналогий между различными видами человеческой фантазии (включая миф, поэзию, сказки, бессознательное фантазирование во сне), его теория архетипов расширили возможности поисков ритуально-мифологических моделей в самой психике. Юнг (кстати, увлеченный сказочно-мифологическими мотивами произведений Вагнера) не просто создал новую психологическую школу - он открыл человечеству неожиданные глубины психического, связанные с мифологизмом; его идеи послужили основой для создания огромного числа художественных произведений, в том числе и фантастических, и сказочных.
Последователи школы Юнга неустанно демонстрируют проявления архетипического в самых разных аспектах жизни человека. Литература и фантастика, по их мнению, являются ярчайшими проявлениями мифологизированного содержания коллективного бессознательного.

ЧЕТВЕРТЫЙ ФАКТОР – СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТАФОРЫ
Оценивая роль метафоры и сказки в человеческой психике, О.А. Свирепо и О.С. Туманова пишут: «Именно это свойство - способность перекраивать реальность так, чтобы сохранить ее элементы, придавая им новый смысл, - делает ее столь ценным инструментом психотерапии. Принцип метафоры используют для того, чтобы по-новому расставить акценты, помочь пациенту переосмыслить свой опыт... То есть для того, чтобы метафора была эффективной (это в равной степени касается и символа, и образа), необходимо, чтобы она чем-то напоминала «первичные метафоры», «первичные мотивы», как бы работала на соответствующей частоте» (2004, с. 16).
Любопытно, что именно эти особенности метафоры отражены в современных романах жанра фэнтези, литературных сказках, фантастических кинофильмах. В них авторы, осуществляя научно-технический и социальный прогноз, мифологизируют будущее, а осуществляя философско-познавательную функцию в отношении эволюции человека и общества, опять-таки создают новый миф о реальности. То есть современные «сказочные» произведения опираются на прошлое (через древние мифы), по-новому толкуют настоящее (творят миф о действительности) и устремляются в будущее (ставя миф в качестве цели или прогноза). Культурно-психологические факторы, таким образом, не могут не влиять на запросы читателей, которые сознательно или бессознательно нуждаются в подобной «мифологической подпитке».
О.В. Защиринская выявляет ресурсы образа дурака в русских сказках: «Абсурд как изыск интеллекта является мощнейшим мотиватором к самоизучению и психокоррекции. Сказка ведет нас к человеческим ценностям, разуму от обратного, предъявляемого в гротескной форме. Давайте ужаснемся и сразу начнем думать в пользу позитивного самоизменения. Сказка - целитель сознания человека, затерявшегося в хаосе безумия и абсурда повседневности. Простота героя-дурака придает нам чувство веры в постижение возможностей собственной воли, интеллекта и могущества. Каждый - творец своей судьбы в этнокультурном контексте!» (с. 39).

ПЯТЫЙ ФАКТОР – ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ: ОТКРЫТИЯ ФИЗИКОВ
Вот эта группа факторов представляется особенно интересной. Но не парадокс ли утверждение, что увлечение сказками - следствие открытий в физике середины и второй половины ХХ века?
Обосную это утверждение, сколь бы парадоксальным оно ни выглядело.
Дело в том, что создание волновой и особенно квантовой теории привело физиков - таких гениальных, как Нильс Бор и Вернер Гейзенберг, - к изучению сознания средствами физики!
В 20-х годах прошлого уже века Эрвин Шредингер открыл квантовые волны и описал их в своем знаменитом уравнении. Одно из положений современной физики: квантовые волны нельзя измерить - это математические понятия, волноподобные в области мнимых чисел. Их можно считать движущимися как вперед, так и назад во времени. До наблюдения эти волны нелокальны, то есть распределены во всей вселенной. Лишь в момент наблюдения волна коллапсирует, то есть переходит в частицу с точным местонахождением. А до того - она может быть в любом месте во вселенной.
Согласно квантовой теории, материальные частицы возникают из ничего, то есть из вакуума, из так называемых состояний нулевой энергии. Дэвид Бом полагает, что квантовая волновая функция является носителем информации, постоянно взаимодействующим со всем вокруг нас.
Нелокальность, признанная сегодня в современной физике, предполагает, что частицы, например парные фотоны, рожденные в одном квантовом событии от одной электрической лампочки, остаются связанными через сотни лет и тысячи километров. Если что-то происходит с одной частицей, то другая «знает» об этом. А если Вселенная родилась в результате Большого Взрыва, то все частицы в ней взаимосвязаны...
После экспериментального подтверждения Алана Аспекта в 1981 году физики пишут: «Нелокальность является фундаментальным свойством всей Вселенной»!
А теперь вспомним основной принцип мифологического мышления - принцип партиципации («все есть все»). Вспомним и тот факт, что одной из ведущих идей символистов - больших любителей мифологизма - является идея всеединства, почерпнутая в философии Владимира Соловьева.
Захватывающая и волнующая мысль о взаимосвязанности мира, недискретности его, взаимопереходах объектов друг в друга, проистекающая из физики (!), естественно, стала сильнейшим фактором создания фантастических и сказочных произведений, проникнутых мифологизмом. Тем более знаменателен тот факт, что и некоторые психологи подхватили знамя физиков и уже разрабатывают концепции о психике как способе проявления квантово-волновой функции (так, например, квантовая волна для людей, по Арнольду Минделлу, является личным мифом).
Так что причин, почему люди любят сказки, много. Мы рассмотрели далеко не все. Но, думается, и названных достаточно, чтобы понять: сказки это совсем не просто...

Игорь ВАЧКОВ,
доктор психологических наук
ЛИТЕРАТУРА

1. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. - М.: Лабиринт, 1998.
2. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. - СПб.: Издательство ДНК, 2001.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.
4. Лосев А.Ф. Аристофан и его мифологическая лексика. В кн.: Статьи и исследования по языкознанию и классической филологии. - М., 1965.
5. Минделл А. Сила безмолвия: Как симптомы обогащают жизнь. - М.: АСТ и др. 2003.
6. Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.

Сказка ложь, да в ней намек…

Очень много сказано о том, как же сказки полезны для детей. Чтение сказок развивает мышление и они полезны для формирования воображения ребенка. И все же многие взрослые с удовольствием читают сказки сами.

  • Есть ли разница в сказках для взрослых и для детей?
  • Может ли одна и та же сказка по-разному действовать на ребенка и взрослого?
  • Зачем существуют страшные сказки, сказки в которых герой странно себя ведет и получает за это награду?

Сегодня попробуем разобраться в этих вопросах, а также расшифровать некоторые нестыковки в известных сказках.

Помимо общеизвестных постулатов, таких как "надо" и "полезно", хочется понять, почему сказку нельзя заменить просто рассказом для ребенка? Зачем ребенку читать "Колобка" и "Курочку Рябу"?

В дошкольном возрасте у ребенка доминирует сюжетно-ролевая игра. Это значит, что он познает мир играя и придумывая разные истории. Сказка не просто развивает его речь, мышление, память, внимание и воображение. Она помогает усвоить абстрактные понятия, такие как любовь, дружба, доброта, помощь, надежда. Никакие объяснения и рассказы не смогут так повлиять на психику малыша, как сказка. Вера в то, что все возможно, что все вокруг живое - развивает чувствительность и восприимчивость ребенка, дает возможность всем его процессам реализоваться на полную мощь.

К примеру, когда я работала в детском саду психологом, дети больше всего любили приходить ко мне, потому что я была для них удивительной тетей, которая читает сказки, проигрывает их, и позволяет им верит во все на свете. У меня есть целая брошюра, созданная нашим государством как комплекс сказок для коррекции тревожности детей. Малыши буквально дрались за то, чтобы пойти в первой пятерке ко мне в кабинет послушать сказку. Я помню, как один из них напоминал другу, что пауков боятся не нужно, ведь паучок Борька спас целую группу от комаров, пока они спали (у нас как раз была сказка про паука).

Что же касается классических народных сказок - то они очень важны как социальное наследие. Например, Курочка Ряба и ее яйцо, является мифом о мироздании, а также учит переживать утрату. Эта сказка несет в себе сразу два контекста:

  • поучительный - ценить то, что есть, быть внимательным, благодарным. Знать, что жизнь всегда даст второй шанс (второе яйцо), который будет соответствовать потребностям (простое яйцо);
  • мифологический: сказка сама по себе странная, так как непонятно, зачем дед и баба золотое яйцо пытались разбить, а потом, когда мышь его все-таки разбила, сильно расстроились. В чем смысл? Оказывается, у сказок есть второй слой, который несколько мистичен по своему характеру. Дело в том, что, например, миф о птице и необычном яйце, которое разбивается, есть у многих народов мира. Это значит, что человечество развивалось синхронно в разных концах земли, и что опыт, полученный от предков, передается именно в таком нелепом виде, как сказка про Курочку Рябу. Это посыл, как считают психоаналитики, для нашего подсознания, которое имеет свой код расшифровки.

Можно считать, что сказка - это особый язык для детей, на котором можно объяснить все что угодно, и ребенок это поймет. Вы никогда не замечали, с какой скоростью дети поглощают и запоминают сказки? Вот объясняешь - непонятно, расскажешь об этом сказку - готово. Остается ли этот механизм во взрослом возрасте?

Неадекватное отношение к сказкам

Почему некоторые люди любят сказки, а некоторые нет? Ответ очень прост: человек, которому в детстве перебили охоту к сказкам, не будет их любить во взрослом возрасте. Некоторые уникальные родители, считают, что у ребенка есть возраст сказки. И когда он идет в школу, например, ему говорят: "все, ты уже взрослый, никаких сказок". И дальше - "ты что маленький(ая)?" - фраза искусственного взращивания сознания приводит к замкнутости и травме ребенка. Для таких взрослых сказка - это напоминание о том, что пришлось пережить утрату, разочарование, боль или унижение из-за своей излишней доверчивости.

У вас наверняка есть такие знакомые, которые говорят: "думаешь, в сказку попал(а)?", или "нечего мне тут сказки рассказывать". Также есть люди, застрявшие в сказках, они ищут всюду тайные знаки, ходят регулярно к экстрасенсам, чтобы "магическим" образом решить проблему.

И все-таки голливудские сказки сейчас собирают кучу людей в кинотеатрах. Режиссеры поймали волну и вот уже несколько лет достаточно быстро обогащаются благодаря разным интерпретациям "Белоснежки" или "Золушки".

Почему сейчас? Потому что человечество возвращается к символизму. В психотерапии есть направление сказкотерапии, которое помогает детям и взрослым найти безопасный выход из ситуации. Человека можно продиагностировать при помощи сказки, а также "излечить" ту тему, которую, раньше не удавалось.

Сказочные тесты

Если вам хочется проверить, как работает механизм сказки, предлагаю вам простой и очень эффективный тест.

Придумайте и запишите сказку, в которой использовались бы следующие слова: Cадовник, Cад, Медведь, Лес, Река, Цветы, Ключ. Очень важно описать все, что первое приходит в голову, без попыток как-то логично и красиво построить предложение.

Чтобы тест был эффективным - не читайте расшифровку до того, как напишите сказу, иначе диагностика будет бессмысленной.

Расшифровка:

1.Садовник - это и есть вы. Каким вы его представили, таким вы и являетесь в жизни: или любящим свое дело, с любовью ухаживающим за садом, или наоборот.

2. Сад - территория садовника. То есть либо ваш внешний мир (больше присуще экстравертам), либо ваш внутренний мир (для интровертов). Сад может быть, к примеру, чистым и ухоженным или заброшенным и пустым.

3. Медведь - это есть или ваш мужчина, или ваша женщина. Или то, как вы себе его (ее) бессознательно представляете.

4. Лес - это место обитания вашего любимого. Например, если лес далеко, то и вы на такой же дистанции в отношениях от вашего мужчины или женщины.

5. Цветы - дело жизни, то есть то, чем вы занимаетесь, ваша работа, ваши цели, миссия и т.д.

6. Река - ваша жизнь, в целом. Она может быть бурлящей, глубокой, с чистой водой, которая и ассоциируется с вашей жизнью. А может быть узкой, с грязной водой, серой и неприятной.

7. Ключ - способ открыться во взаимоотношениях с партнером и решать возникающие в них проблемы. Например, если вы потеряли ключ, то, возможно, в жизни есть ситуации, которые вы не знаете, как решить в данный момент.

Результат говорит о том, как ваше подсознание связало все символы. Ведь медведь, например, может быть добрым или нежным, или полярным. Он необязательно негативный персонаж. Вы уже смогли убедиться, в том, что подсознание умеет кодировать символы, даже если сознательно у вас нет никаких способностей к расшифровке символов.

Странные "ленивые" сказки

Наверняка, есть ряд сказок, которые просто убивают наповал своей бессмысленностью. Например, что хорошего в сказке "Морозко"? Что за отец такой у девушки был: сказала ему жена дочь в лес отвезти оставить умирать от холода, он быстренько это выполнил. Почему в сказках отцы часто безвольные (если это не король, конечно) и делают какие-то странные вещи? Почему мачехи злые и кровожадные? Если брать Морозко - то посыл таков: для тог, чтобы девушка стала женщиной, отец должен ее отпустить, уйти в сторону и позволить другому мужчине позаботится о ней. Мачеха - это темная сторона матери, мать которая завидует, конкурирует, но также и заставляет развиваться. Опять, же мать должна быть злой, чтобы девушка смогла уйти без сожалений, покинуть отчий дом. Сколько у нас есть женщин и мужчин, которые до конца жизни живут с мамами и не могут представить своей жизни без них? Мама решает все. Негативная мать же провоцирует героя к деятельности и переменам в жизни.

Что касается мужской лени: Емеля, который лежал на печи, и щука выполняла его желания, Илья Муромец, Иванушка-дурачок. Тоже какие-то спорные персонажи. Неужели быть ленивым - это то, чему нужно учить ребенка? Все эти сказки народные, и вряд ли в народе прославлялась лень.

Тогда в чем смысл? Психоаналитики считают, что Емеля и другие персонажи искали себя. Печь - это материнский символ, а также символ "божьей искры", таланта, творчества. Это значит, что мужчина должен созреть внутренне, познать себя, и уже потом строить семью. Как правило, эти герои обладали добротой и смелостью, а их работящие братья обычно были хитры и коварны. Обычно "Емели" сильно менялись, встречая желанную женщину. Они проходили испытания, добывали что-то, варились в котле и становились умными и красивыми, соответственно счатье не совсем "просто так" им в руки шло.

В других народах также есть странные сказки. Например, есть интересная иннуитская сказка про женщину-скелет, которую отец сбросил со скалы и она пролежала на дне, пока ее не вытащил рыбак. Пока он спал, она вынула его сердце и создала себе плоть, вернув потом сердце на место. "Какая-то мрачная сказка" - первая мысль. Но оказывается, это сказка об отношениях и о том, как любовь может излечить травмы прошлого и научить пару помогать друг другу восстанавливаться.

Любая сказка - это ключ к нашему подсознательному опыту. Согласно теории коллективного бессознательного, все есть уже в нас самих, важно научится этим управлять и считывать информацию. Сказка - это именно тот язык, на котором говорит наше подсознание, и если правильно подобрать ее - можно добиться удивительных изменений в своей жизни. Сказка может запустить спящий механизм восстановления и человек интуитивно и самостоятельно сможет решить любую проблему.



Рассказать друзьям