Творчество и жизнь иеромонаха фотия. Победители финала шоу "Голос"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Появление монаха в популярном телешоу и его победа в нём наделали много шума. Даже спустя несколько месяцев разговоры об этом не утихают. А сам их «виновник» – иеромонах Фотий, насельник Свято-Пафнутиева Боровского монастыря, - стал желанным гостем многих теле- и радиопрограмм. Его гастрольный график расписан на несколько месяцев вперёд. Поклонники требуют сольных дисков.

Не мешает ли шоу-бизнес монашеским обетам, нам откровенно рассказал сам Фотий.

Встречу назначили в монастыре. Его практически метровой толщины стены, невероятная тишина и стаи голубей, парящих над куполами храмов, умиротворяют.

Хочется забыть обо всём, склонив голову в молитве.

Появляется Фотий. В руках у монаха - телефон. Батюшка передвигается по монастырю практически не отрывая глаз от его экрана. Даже во время интервью Фотий с ним не расстаётся. Сначала телефон лежит на столе. Но как только начинает издавать звуки, возвещая о поступившем сообщении, оказывается в руках монаха. Порой священнослужитель настолько погружается в происходящее по ту сторону экрана, что теряет нить разговора.

- Вы достаточно продвинутый батюшка: активно пользуетесь соцсетями, постоянно загружаете фотографии в «Инстаграм».

Для меня соцсети – средство общения, самовыражения. Там я вижу индикатор своей полезности – КПД: что людям нравится, что не нравится. Это определённая шкала. В реальном времени можно увидеть отношение к тому или иному твоему слову.

- Готовы ли вы поменять репертуар ради публики?

У всех свои вкусы, но есть какие-то общие тенденции. Я прислушиваюсь к ним. Мне очень важно, когда достаточно большое количество поклонников высказывают свои предпочтения. Исходя из этого, делаю какие-то поправки в исполнении, репертуаре. В основном народ любит добрые русские песни, городской романс с глубоким смыслом - то, что сейчас редко услышишь. Например, песни Эдуарда Хиля, Марка Бернеса.

- В общепринятом представлении монахи – аскеты, денно и нощно молящиеся. Современный монах – кто это? Для чего он пришёл в монастырь?

Человек идёт в монастырь, чтобы найти особые условия спасения, ведь спастись можно и в миру. И от того, как ты проведёшь жизнь в монастыре, будет зависеть твоя посмертная участь. Конечно, нужно жить достойно. То, как себя веду я, не пример идеального монашеского подвига.

- Почему?

Я активно общаюсь с миром, а по идее, должен полностью его отсечь и находиться в монастыре физически, духовно и умственно. Потому что стены тебя не спасут. Можно общаться, выходить в Интернет. Тогда какой смысл нахождения в монастыре, если ты вышел из него через Интернет, нашёл лазейку.

- Вы нашли такую лазейку?

Получается, да. Я понял, что это не только искушение для меня, соблазн, а именно (вздыхает.- Прим. авт.) моя слабость и собственное желание как-то находить компромисс - синтез пребывания в монастыре и общения с народом. Потому что народ, как оказалось, очень интересуется именно такой духовной жизнью. Хотя есть люди, радикально настроенные, считающие, что никакого общения с миром быть не должно. Ну пусть они так считают, мне важнее позиция - когда люди тянутся к монахам, когда ты можешь дать ответы на их вопросы. И сказать это на их языке, а не на языке святоотеческих книг. Можно просто закрыться здесь и читать только духовные книги, но ты не будешь понятен молодёжи. А поскольку я молодой, с техникой на «ты», то активно использую этот инструмент, чтобы показывать изнутри монастыря, что мы те же люди, умеющие радоваться всему. Стараюсь нести через социальную сеть небольшую проповедь какого-то добра.

- Вам важен отклик. А если его не будет, уйдёте из соцсетей?

Да, я анализирую, что там происходит, не тщеславия ради, не ради количества лайков и репостов. Я смотрю, что людям нравится и в соответствии с этим выстраиваю контент на своей странице.

Фото из гримёрки перед выступлением в Калужской областной Филармонии.

- Будто дразня публику, вы часто выкладываете фото из гримёрок с разными вкусностями – пирожными и прочими сладостями. И даже не скрываете, что питаете слабость к сырам.

Это не провокационные фотографии. Люди придумали стереотипы, и потом сами не могут от них отказаться. Их просто раздражает, выворачивает наизнанку, если монах выложил конфеты. Они считают, что это плохо. Но объяснить, почему им кажется это предосудительным, не могут. Я такой же человек. Поэтому стараюсь показать, что монахи - люди, не чуждые никаких мирских слабостей: мы тоже любим вкусно покушать, но не культивируем чревоугодие, сластолюбие. Я не просто показываю еду, я показываю её эстетическую сторону. Это своеобразное воспитание. Я рассказываю о своём вкусе - он простой, не какой-то утончённый. Да, сыры – это моя слабость.

- Хотели вы того или нет, но для многих стали кумиром, а в Библии говорится: «Не сотвори себе кумира».

Мне не нравится, что почитание переходит в фанатение. Это, конечно, беда.

Фотий получает огромное количество писем и посылок от поклонников.

- У вас огромное количество подписчиков в соцсетях, вы получаете десятки писем. О чём вам пишут?

В основном это слова благодарности, признательности за то, что я появился на телевидении, вообще на сцене. Пишут, поздравляют, просят, конечно, молитвенной помощи. Я же выступаю не просто как певец, но и как священник, поэтому люди и тянутся ко мне, в том числе как к человеку, который разбирается в духовных вопросах и может подсказать что-то: как вести себя в определённом религиозном плане, как жить. Интересная ситуация: вроде как артист и в тоже время - как душевный терапевт.

- Вы стараетесь отвечать на все письма?

Нет у меня пока времени отвечать. Откровенно говоря, у меня нет даже времени их читать, вскрывать, потому что постоянно какие-то разъезды, какие-то дела. Посылки, конечно, сразу вскрываю, интересно же (улыбается). А там какая-нибудь мелочь, какие-нибудь сладости… Они обычно в соцсетях узнают, что мне нужно. Как-то я сказал, что стою на морозе и у меня перчаток даже нет. И люди сразу начинают беспокоиться присылают мне перчатки…

Монаху прислали шарфик и томик стихов.

Пряники.

Посылка из Швейцарии.

- Как вы относитесь к своей популярности?

Я не обольщаюсь слащавыми комментариями и похвалами, которые поступают в мой адрес. Главное - видеть, что приносит людям радость.

- Популярность быстротечна, через 2-3 года о вас как об участнике проекта могут и не вспомнить. Вы к этому готовы?

Тем лучше - останутся только верные поклонники. Я изначально был невыгоден Первому каналу. Не могу с ним дальше сотрудничать, всё это очень сложно. Чтобы мне лишний раз выйти в эфир, столько нужно получить разрешений, согласовать документов, поставить подписей... Это очень ответственно. Всё, что я скажу на Первом, может быть использовано против меня.

- Главный вопрос, который задают многие: «Для чего монах пошёл на проект, зачем ему такая широкая аудитория, столько внимания?»

По сути, конечно, не нужна. Оказалось, я нужен ей. Ещё до участия в «Голосе» я анализировал отклики людей на свои выступления. Публика хотела меня слышать, получать диски, которые я сам записывал. Появилась мысль, что будет неплохо выступить на всю страну, чтобы люди меня услышали и как-то порадовались.

- Как думаете, стали бы вы победителем, не будучи монахом, а только благодаря своим вокальным данным?

Может, и нет. Я человек необычный, ко мне сразу было приковано внимание публики. Вокальными данными блещет каждый на этом конкурсе, там нет недостойных - все профессионалы, даже те, кто на первых же эфирах выбыл. Они молодцы. Люди голосуют за целый комплекс – они видят образ, видят посыл, они видят какую-то искренность. Часто слышу, что за меня голосовали не потому, что я православный монах, а потому что их глубоко тронуло, зацепило моё исполнение.

- Не раз в своих интервью вы говорили: если пригласят участвовать в «Евровидении» , готовы дать достойный ответ Кончите Вурст. Откуда вы о ней узнали? Видели её выступление?

О ней сложно не знать. Тем более что после её победы «Евровидение» считается рассадником разврата. Говорят, туда вообще лучше не соваться, и не то что священнику, духовному лицу, а даже мирянам. Но я иного мнения. Раз есть такая площадка - на ней нужно выступать. Если люди любят эпатаж, сюрпризы, что-то необычное, надо сделать ответный удар – показать, что не только развратное может быть популярным, но и что-то чистое и светлое, исходящее от той части нашего человечества, которое проповедует только добро и нравственность.

С Тимуром Кизяковым на съёмке программы «Пока все дома».

- Мне показалось, что вы устали от внимания, славы.

Я бы охотно отдохнул недельку. Постоянно какие-то звонки, дела, личное общение с людьми. Хочется как-то поддерживать жизнь в соцсетях, отвечать, обновления какие-то делать. Всего понемножку - и ты ложишься уже в три часа ночи. Я бы хотел, чтобы обо мне все забыли.

- И даже концерты не приносят удовольствия?

Поначалу удовольствие получаешь, но это очень быстро надоедает, тяготит. Хочется куда-то зарыться. Я другого темперамента человек - нахожусь на сцене в смущении, не знаю, как себя правильно вести. Пою как пою – и всё. Люди видят мою какую-то отрешённость - я вроде как пою, но я не с ними, а как будто я в своём мире нахожусь.

Телецентр «Останкино». Иеромонах с Иваном Охлобыстиным и Гариком Сукачёвым.

- Я знаю, что, помимо профессионального пения, вы до прихода в монастырь сочиняли музыку. Почему перестали этим заниматься?

Это перестало быть нужным, хотя и в миру это было не нужно – так, хобби. Писал «в стол», никто этого не слышал. Я жду момента, когда в моей судьбе будет такой поворот, что я смогу реализовать и эту способность. Она для меня, может, даже более значима, чем голос. Самореализация очень важна для человека, тем более, когда он чувствует в себе потенциал, а плодов это не приносит. Музыка, которую я пишу, не столь популярна. Она не электронная, не соответствует вкусам масс. Да и вообще сейчас в Интернете сложно занять какую-то нишу, уже столько музыки там выложено. Нужно просто заниматься своим делом, своим направлением. А для меня это киномузыка. Понятно, что как монах я уже не смогу писать музыку - только если как-то так получится, что предложат.

- После победы в проекте вас задарили подарками – поездка во Францию, автомобиль.

Поехать я могу в любой момент, нужно только получить благословение. А машина ещё с конвейера не сошла. Кстати, я в позапрошлом году сдал на права, очень хотел иметь машину. Может, для меня это было дополнительной мотивацией пойти на «Голос». Я знал, что победителю достаётся автомобиль. Я, конечно, копил не на «Ладу», хотел несколько другую машину. Хотя первый автомобиль должен быть попроще - отечественный.

- Какую бы вы машину хотели? С чего может на неё накопить монах?

Я хотел «Тойоту». Да особо копить-то и не с чего. Это всё только благодетели какие-то. Большую сумму никто не даст. Сам себя в чём-то урезаешь – лишний раз не покушаешь суши, пиццу. Так, тихонько, копейка к копеечке - и ты знаешь, что на двигатель у тебя уже есть денежка.

- Не боитесь, что слава может вас сломать?

В ней ничего положительного нет, но и отрицательного - тоже. Самое главное - её оправдывать, чтобы она не была пустая. Достичь славы и стать популярным ничего не стоит. По сути, попа, несколько раз показанная по телевидению, тоже станет популярной. Самое главное - зарабатывать эту славу достойно, чтобы соответствовать.

Сейчас Фотий вместе с другими участниками «Голоса» готовится к туру по всей стране. Батюшка будет давать и сольные концерты. Так, билеты в Калуге на его мартовское выступление разбирают, как горячие пирожки. На что монах потратит деньги, он так и не смог сказать. Заявив, что это не такие уж большие средства. Когда мы подошли к храму, к нам подбежала женщина.

- Отец Фотий, можно с вами сфотографироваться? Когда скажу своим в деревне, что видела вас, никто не поверит!

После фотосессии на монаха буквально налетели паломницы, прося о благословении. Не глядя на них, стараясь пробраться сквозь толпу, Фотий выполнил их просьбу и скрылся. Послушание батюшки – пение на клиросе в хоре. В остальное время он практически всегда онлайн.

Фото: Светлана ТАРАСОВА и с личной страницы Фотия «ВКонтакте».

Отец Фотий - участник проекта «Голос». Сегодня об этом скромном и талантливом молодом человеке не слышал разве что ленивый. Его появление на сцене было весьма неожиданным, однако иеромонах сразу же расположил к себе зрителя своими прекрасными вокальными данными и неподдельной индивидуальностью. Благодаря ему четвертый сезон конкурса получился особенно загадочным и интересным. В 2015 году этот человек одержал победу в шоу, и с тех пор его жизнь изменилась. Но Фотий остается верен своему выбору в служении Богу. О нем много пишут, его приглашают на телевидение, и сегодня наш рассказ о нем. Где служит иеромонах Фотий (участник проекта «Голос»), чем живет, каков был его путь к музыке - обо всем этом читатель узнает из материалов нашей статьи.

Для справки: «Голос» - музыкальное шоу, которое появилось в телевизионном эфире российского телевидения в 2012 году, а по итогам 2015 года было признано лучшим телевизионным продуктом. Адаптированная версия голландского проекта The Voice покорила сердца миллионов зрителей не только в России, но и в странах ближнего зарубежья. Талантливые участники, прекрасно подготовленное шоу, профессиональные наставники, неподдельные эмоции - все это сделало проект невероятно интересным и очень популярным.

Детские годы

Иеромонах Фотий (участник «Голоса») - в миру Виталий Мочалов - родился в Нижнем Новгороде в ноябре 1985 года. Спокойный и рассудительный, он не понимал, почему сверстники в школе его обижали. У Виталия не было друзей в классе, мальчишки его часто задирали, оскорбляли, случалось, даже били. А он терпел и молча сносил обиды. Удивительно, но парень не озлобился на мир, наоборот, стал еще больше любить природу, животных, людей. Он всегда находил себе увлечение, никогда не сидел без дела. Родители знали о том, что происходит в школе, и пытались морально поддержать своего сына.

В школьные годы Виталий учился в музыкальной студии, где брал уроки вокала и игры на фортепиано, пел в школьном хоре. Его детской мечтой было поскорее вырасти и стать талантливым композитором, сочинять музыку. Чуть позже, когда началась ломка голоса, Виталий стал петь в церковном хоре.

Мальчик с детских лет интересовался религиозными основами, часто расспрашивал родителей о существовании Бога. Почему его стала заботить эта тема и с чего все началось, он теперь и не вспомнит, хотя несколько раз во сне отчетливо видел Господа на Небе.

Я не стану ангелом

Кстати, когда мальчику было 7 лет, он попросил маму пойти с ним в церковь и покреститься. Виталий говорил, что, не сделав этого, не станет ангелом. Мама выполнила просьбу сына и крестилась вместе с Виталием, однако это не стало первым шагом к их воцерковлению. По словам самого иеромонаха, они мало что знали тогда о религии, в храм не ходили.

В церковную жизнь Виталий окунулся чуть позже, когда попал в детский православный лагерь «Благовест», созданный при воскресной школе собора. Парень принимал участие в литургиях, пел на клиросе, и, надо сказать, ему нравилась вся эта атмосфера. Из лагеря мальчишка вернулся совершенно другим. Родители сразу заметили перемены в сыне - он выглядел невероятно вдохновленным и окрыленным какой-то идеей.

После школы Виталий поступил в музыкальное училище на отделение музыкальной теории, и энтузиазм, связанный с церковью, постепенно улетучился - не хватало времени ни на что, кроме как на учебу. Будущий конкурсант «Голоса» учился прилежно и старательно. Отец Фотий - участник, биография (творческая) которого началась на Родине, а продолжилась за границей: год спустя вся семья Мочаловых переехала в Германию. Виталий продолжил свое музыкальное образование там - он стал учиться играть на органе.

Вера вновь нашла меня

В Германии, в небольшом городке, где жила семья, был православный приход, куда Виталий с мамой стали часто ходить. В храме молодой человек пел на клиросе, иногда выполнял функции пономаря. Все забытые в детстве переживания от общения с Богом вдруг вспыхнули с новой силой. Это трепетное чувство радости и благоговения поселилось в сердце Виталия, и он всерьез задумался о своем будущем. Спустя какое-то время парень отправился в Россию, в Свято-Успенскую в качестве паломника. В монастыре он провел несколько недель, а вернувшись домой, вновь вернулся к своим размышлениям.

Перед ним стоял серьезный выбор: служение Господу или мирские блага - слава, деньги, популярность. Надо сказать, что в своей игре на органе Виталий подавал большие надежды. Молодой человек понимал, что монастырская жизнь не для него - она нелегка и требует особого душевного состояния, к которому на тот момент парень был не готов. Однако когда он перечитал Евангелие, а также книги о житии старцев Амвросия Оптинского и Иосифа Оптинского, ему открылись новые стороны жизни православного подвижничества.

Как я пришел к Богу

Парень решил посоветоваться с человеком мудрым и высокодуховным - схиархимандритом Власием (Перегонцевым). Этот старец был известен в России как духовник, к которому обращаются за советом многие верующие. Виталий отправился в Свято-Пафнутьев с твердым убеждением: как батюшка скажет, так он и сделает. Старец пригласил Виталия остаться, и молодой человек принял слова мудреца за волю Божью. Он принял монашество и стал иеромонахом Фотием. Сегодня отец Фотий - обитатель Свято-Пафнутьева Боровского монастыря.

Конечно, когда родители Виталия узнали о его решении, их реакция была неоднозначной. Мама, как ни тяжело ей было, благословила сына. Отец поначалу расстроился - он не хотел принимать такой выбор Виталия, однако, видя твердость убеждений молодого человека, смирился.

Решение Виталия было взвешенным, и он сделал свой выбор не под давлением каких-либо обстоятельств, а по велению сердца. Известно, что многие идут в монастырь в желании укрыться от личных проблем или неустроенности. Редко кто просто так готов поменять сытую благополучную жизнь на служение Богу в скромных условиях монастырской кельи. К слову, молодой послушник был готов к суровому труду и испытаниям в стенах монастыря. Иеромонах совсем не ожидал, что его новая жизнь никак не воспрепятствует мирскому увлечению музыкой, с которой, как он думал, придется навсегда распрощаться. Впереди ждал «Голос». Отец Фотий - участник, интересные факты из жизни которого сегодня стали достоянием прессы, а также поклонников его музыкального таланта. Но тогда жизнь молодого человека была скрыта от посторонних глаз. Он был просто скромным послушником.

Музыка всегда со мной

Поначалу иеромонах Фотий пел на клиросе. Позже он стал заниматься вокалом индивидуально с педагогом из Москвы Виктором Твардовским. Первое время молодой человек покидал стены монастыря и ездил на занятия, а позже стал учиться самостоятельно, по методике преподавателя, специально для него разработанной. Удивительно, но в жизни молодого человека все как-то само собой устроилось, и его талант, данный свыше, не пропал, а обратился служением на благо Церкви.

Педагог помог отцу Фотию поставить голос, научил его правильно петь. В репертуаре иеромонаха, помимо церковных произведений, появились сложные оперные арии, романсы, русские народные песни. С братией он принимал участие в различных мероприятиях, выступал в школах, больницах, перед ветеранами.

Надо сказать, что священник умеет петь не только на русском, но и на японском, итальянском, грузинском и сербском. Отлично владеет немецким и английским языками иеромонах Фотий. Отзывы православных христиан, посещающих Боровский монастырь, всегда положительные. Люди очень любят пение отца Фотия.

Увлечения

Кругозор этого талантливого человека не ограничивается только собственным увлечением музыкой. Он является регентом в хоре, духовно поддерживает театр при воскресной школе «Ковчег», занимается версткой детского журнала «Кораблик».

Батюшка - человек увлеченный. При всей внешней мягкости и кротости, невероятно твердым характером обладает иеромонах Фотий. Отзывы православных христиан, знающих иеромонаха лично, свидетельствуют о невероятной силе его духа. Если он что-то решил, будет добиваться этого всеми силами. У него большое любящее сердце, и, кроме собственных интересов, священник занимается интересами других людей.

Фотий старается помочь всем, кто нуждается в помощи. Он снимает документальные фильмы и различные ролики, которые участвуют в конкурсах. Тематика видеоматериала весьма разнообразна, но, что важно, полезна и актуальна в современном мире. Например, в его творческой биографии есть кинофильм о молодежном движении, клип против абортов для Всероссийского фестиваля в защиту нравственности. В копилке иеромонаха также и познавательные материалы, например, «Боровский монастырь. Сутки до Рождества» - рассказ о монастырской жизни, который занял призовое место на региональном фестивале любительских фильмов.

Несмотря на то что отец Фотий отказался от светской суеты, он открыт жизни. Иеромонах - современный молодой человек, который разбирается в технике, компьютерах, мобильных приложениях. Он всегда в курсе событий. Одним словом, отец Фотий пользуется всеми благами цивилизации.

Проект «Голос»

Когда в четвертом сезоне проекта «Голос» среди конкурсантов появился священнослужитель, не только участники, но и многие телезрители были обескуражены. «Для чего?», «Каким образом?», «Что дальше?» - подобные вопросы возникали в сердцах большинства. Никто точно не представлял, как все сложится, как будут проходить съемки выпусков и каким образом будут развиваться события.

Для самого иеромонаха ситуация была необычной и незнакомой. Он, человек, ведущий скромный образ жизни, вдруг попал в эпицентр событий, на конкурс, который считался самым популярным среди музыкальных шоу России. Как наставники отнесутся к его исполнению, захочет ли с ним кто-нибудь работать - все это крутилось в голове конкурсанта заезженной пластинкой.

На «слепом прослушивании» отец Фотий представил на суд зрителей сложную в исполнении композицию - арию Ленского из оперы «Евгений Онегин». К нему повернулся в чью команду иеромонах позже и попал. Хотя, по признанию отца Фотия, ему всегда был близок академический вокал, и мужчина рассчитывал на сотрудничество с Александром Градским.

Надо сказать, что отец Фотий уже делал попытку принять участие в музыкальном конкурсе. Он попал на кастинг второго сезона «Голос», однако, не заручившись благословением митрополита, не стал участвовать в дальнейших отборах. В 2015 году ситуация сложилась по-другому. отправило официальное письмо митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту с просьбой разрешить отцу Фотию участие в шоу.

Атмосфера конкурса

По словам самого иеромонаха Фотия, члены жюри очень хорошо к нему отнеслись. Святому отцу понравился корректный подход продюсеров телеканала, которые учли особенности жизни необычного конкурсанта и с уважением отнеслись к его сану. Например, чтобы не ставить иеромонаха в неловкое положение, в профайле конкурса, где участники рассказывают о себе, об отце Фотии говорили его знакомые, друзья. На записи выступлений порой старался выгородить и защитить священника, например, в моменты, когда Григорий Лепс задавал иеромонаху неудобные вопросы.

«…Как и в условиях любого соревнования, в закулисье «Голоса» ощущалась конкуренция и дух соперничества. Искреннего дружелюбия там не было, поскольку все друг друга считали будущими конкурентами…», - о взаимоотношениях с другими участниками конкурса рассказывает отец Фотий. Отзывы зрителей в большинстве своем были очень благожелательными, хотя находились и те, кому не нравилось присутствие Фотия на сцене. Во время конкурса иеромонах преимущественно общался с Григорием Лепсом, хотя старался относиться ко всем участникам доброжелательно. Отец Фотий признается, что даже если бы не выиграл в шоу сам, искренне порадовался бы за лидера, потому что победа для него - это не только радость и еще и груз ответственности.

Кстати, Отец Фотий - участник, личная жизнь которого, в отличие от многих, весьма прозрачна и чиста. Он всего себя посвящает Господу, и в этом заключается смысл всей его жизни.

В этом шоу нет зависти и грязи

Отец Фотий победил в проекте «Голос» - за него проголосовало 76 % телезрителей. Поначалу иеромонах не рассчитывал одержать верх над соперниками, однако постепенно осознал, что для него все весьма удачно складывается, как будто кто-то ведет его по судьбе. Ближе к концу проекта Фотий понял, что имеет все шансы на победу. После оглашения результатов конкурса иеромонах от всего сердца поблагодарил поклонников и добавил, что его триумф, возможно, не очень заслужен, потому что на проекте было много талантливых людей, профессионалов своего дела.

Отец Фотий говорит, что, конечно, рад победе, как некоему знаку свыше, подтверждающему его способность приносить людям радость своим пением. Если бы иеромонах «срезался» на первых этапах конкурса, был бы повод задуматься о целесообразности занятий вокалом. В качестве приза за победу батюшку наградили новым автомобилем. К слову, его мечты сбылись, потому что всегда мечтал о собственной машине иеромонах Фотий.

Российские зрители в 2015 году могли наблюдать, как скромный монах стал победителем шоу Голос, обойдя сотни и тысячи других претендентов. У кого-то это событие вызвало негодование, у кого-то возмущение, но равнодушных осталось мало. Иеромонах Фотий (в миру Виталий Мочалов) - священнослужитель Русской православной церкви, наместник Пафнутьево-Боровского монастыря в Калужской области, первый священник, который обрел славу после телевизионного проекта.

Детство и юность будущей звезды

Виталий Мочалов родился 11 ноября 1985 года в городе Горький (нынешний Нижний Новгород). Семья не была верующей. Мальчик с детства увлекался музыкой и посещал музыкальную школу, где обучался пению и игре на фортепиано. Уже будучи подростком, Виталий пел в церковном хоре, а также часто солировал в школьном коллективе. После школы Виталий решает поступить в музыкальное училище по специальности музыкальная теория.

Но спустя год вся семья принимает решение эмигрировать в Германию, город Кайзерслаутерн. Там юноша не оставляет своего увлечения и обучается игре на органе. Виталий даже подрабатывал игрой на органе на концертах в католических и протестантских храмах.

К вере молодой человек пришел самостоятельно. В 7 лет попросил маму пойти окрестить его, так как боялся, что не сможет стать ангелом. Мама и сын приняли крещение, но воцерковление произошло позже. После посещения детского православного лагеря «Благовест» Виталий вернулся домой другим. Он всецело окунулся в атмосферу православной жизни, общения с Богом, посещал службы , трудился, пел на клиросе.

Путь в монастырь

Прожив три года в Германии, Виталий без родителей вернулся в Россию с твердым решением оставить мирскую жизнь, возможность быть женатым, деньги, успех и стать монахом. Будущий священник начал свое служение в Пафнутьево-Боровском монастыре Калужской епархии. Духовным отцом его стал известный духовник схиархимандрит Власий, к которому многие верующие обращаются за советами. Когда у Виталия еще были сомнения в выборе своего жизненного пути, именно Власий предложил ему оставаться в монастыре.

Сначала Виталий был пострижен в иноки, в 2011 году рукоположен в иеродиакона, а в 2012 году принял сан иеромонаха под именем Фотий (значение этого имени с греческого языка -»свет»). Впоследствии батюшка стал регентом хора этого монастыря.

Обучением монастырских певчих занимался талантливый педагог Виктор Твардовский. С ним батюшка вновь увлекся вокалом и начал активно петь. По словам самого Фотия, Виктор помог ему «настроить» голос, а упражнения его авторской методики Фотий использует до сих пор.

Увлечений у монаха было много и помимо пения. В монастыре он занимался дизайном и версткой приходских изданий, увлекался фотографией и видеомонтажом. Существовала даже возможность, что Фотий пойдет служить в армию, и сам монах собирался отдать долг родине, но из-за проблем со зрением в армию его не призвали. Фотий прекрасно владеет немецким и английским языками.

Шоу «Голос»

Идея участия в Голосе появилась у монаха давно. Еще в 2013 году он отправил заявку и даже был приглашен на кастинг. Но в тот год батюшка не решился просить благословения у церковного начальства. Вновь попытать счастья Фотий решил в 2015 году, и тогда Первый канал написал официальное письмо митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту с просьбой отпустить иеромонаха на шоу. Ответ был положительным, церковное начальство благословило Фотия.

Слепые прослушивания стали первым серьезным испытанием в шоу. Иеромонах исполнял арию Ленского из оперы «Евгений Онегин». Повернулся только Григорий Лепс. Было видно, как батюшка немного шокирован таких течением событий, ведь, по его словам, он планировал попасть к Александру Градскому. Первой мыслью Фотия было: «Что я буду делать с Григорием Лепсом?».

Но дальнейшие события показали, что это наилучший вариант, ведь Григорий привел монаха к победе. Лепс даже сразу же на слепом прослушивании подал идею для будущей песни, которую прошептал Фотию на ухо. Оказалось, что это композиция «По дороге в Загорск», которая и была исполнена в четвертьфинале.

На своем пути в проекте Фотий исполнял разнообразный репертуар :

  • композиция Андреа Бочелли;
  • пронзительный «Монолог» на стихи Ахматовой;
  • романс «По дороге в Загорск»;
  • песня «Спокойной ночи, господа» в финале;
  • композиция «Лабиринты» в дуэте с Григорием Лепсом.

В качестве песни победителя Фотий спел проникновенную композицию Джоша Гробана «Перте» (Для тебя). Певец вообще уважает творчество Гробана и часто исполняет другую его композицию «Алиготе» (Уходи).

Члены жюри очень тепло и с огромным уважением относились к батюшке. Василий Вакуленко (Баста) даже попросил благословения, а Александр Градский неизменно защищал и хвалил необычного конкурсанта.

Когда проект подошел к зрительским голосованиям, сомневаться в победе Фотия уже не приходилось. Ведь батюшка опережал своих конкурентов с огромнейшим отрывом, раз за разом лишь увеличивая проценты. Народ откликнулся и проникся добродушием, скромностью и искренним исполнением монаха. Многие голосовали не столько за пение, сколько за образ, за смелость.

После победы Фотия поздравил сам патриарх Кирилл. В своем послании он отметил, что мероприятие изначально было очень спорным и вызывало сомнения, ведь эстрада и слава несовместимы с монашеством. Но результат превзошел все ожидания. Также патриарх пожелал сохранить Фотию ту скромность и естественность поведения в непростое время после конкурса и отметил, что выбранный им монашеский путь превышает ту победу, которую он одержал.

Монах Фотий после всплеска славы

Конечно, обрушившаяся слава кардинально изменила творчество и жизнь иеромонаха Фотия. Теперь он ведет активную концертную деятельность, общается в социальных сетях и больше не может быть просто иноком в монастыре. Приходится совмещать монашескую и светскую жизнь. В 2016 году даже была опасность, что Фотий покинет сцену и концертную деятельность.

В СМИ появилась информация, что исполняющий обязанности наместника Пафнутьево-Боровского монастыря спросил патриарха о том, что делать с Фотием, ведь он не только поет, но и дает различные интервью, через которые у людей формируется представление о православии и монашестве. В частности, был упомянут эпизод, в котором Фотий говорил, что в монастыре ему «стало скучно». Патриарх ответил, что через отца Фотия многие открывают для себя православную веру, у монаха есть не только слава, но и народная любовь. Поэтому патриарх не стал использовать свои властные полномочия и запрещать батюшке выступать.

Другие священнослужители тоже в основном положительно оценивают деятельность Фотия. Ведь если хотя бы один человек задумается о вере, придёт в храм благодаря пению и выступлениям священника, это будет уже маленькая победа и благое дело.

Активная гастрольная деятельность занимает сейчас все время иеромонаха Фотия. Последние новости могут радовать поклонников: график батюшки расписан на много месяцев вперед. В репертуаре арии из известных опер, зарубежные хиты, классические эстрадные композиции. Фотий, как правило, выступает в небольших камерных залах. Киров, Псков, Санкт-Петербург, Обнинск, Москва - далеко не полный список городов, где выступал иеромонах. В июне 2017 года был дан большой сольный концерт в Крокус Сити Холл.

В социальных сетях можно легко найти аккаунты Фотия (иеромонаха), где сейчас активно публикуются все новости и концертная программа. На его страничке вконтакте выкладываются различные композиции, живые записи с концертов, а также можно видеть множество восторженных откликов зрителей.

В своем профиле в Инстаграм Фотий любит рассмешить поклонников. Например, не так давно он выложил видео, где поет в микрофон, а затем быстренько съедает средство для пения, ведь оно было шоколадным. Часто священник появляется и на телевидении, раздает интервью, был гостем в развлекательных шоу на Первом канале:

  • «Вечерний Ургант»;
  • «Наедине со всеми»;
  • «Пока все дома»;
  • «Кто хочет стать миллионером» вместе с другим победителем Голоса Сергеем Волчковым.

В сентябре 2016 года был выпущен дебютный альбом «Романсы» . На диске собраны произведения великих композиторов: Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова.

Батюшка признается, что ему нелегко справляться с новым образом жизни, но он старается сохранить правильный монашеский настрой. Возможность уединяться, то есть жить в отдельной комнате - единственное требование в его райдере на гастролях. Как будет дальше складываться его судьба, покажет время, но пока иеромонах Фотий радует и вдохновляет своим голосом сотни и тысячи людей.

Скоро в Белгороде состоится концерт иеромонаха Фотия (в миру - Виталий Мочалов), который стал победителем прошлогоднего конкурса и телепроекта "Голос". В свое время его участие в конкурсе и победа вызвали бурные обсуждения в сети. В приходах миряне и духовенство высказывались как "за", так и "против". Страсти немного поулеглись, а сейчас отец Фотий с концертами гастролирует по стране.

Когда мне задают вопросы по поводу участия монаха в эстрадных конкурсах и допустимости эстрадной жизни для него, я оказываюсь нередко в затруднительном положении. С одной стороны, это действительно можно воспринять как миссионерский проект, с другой стороны, когда знакомишься с этой миссией ближе - у самого возникают неразрешимые вопросы.

Я вовсе не хочу никого судить, я лично не знаком с о.Фотием, я искренне верю, что он глубоковерующий христианин и с чистым сердцем, любя музыку, старается нести ее людям, как дар Божий. Я знаком с разными священнослужителями, для которых творчество - тоже является родной стихией. Потому об о.Фотие и его деятельности лучше спросить у него самого, что мы и сделаем, рассмотрев его интервью, которое первым выскакивает по запросу в ютубе.
Сразу стоит оговорится, что все написанное ниже - мои личные наблюдения и рассуждения, мое личное мнение, которое определяется моим пониманием христианства и миссии. Я долго находился в раздумьях, каково же мое отношение ко всему происходящему? Чаша весов склонялась то в одну сторону, то в другую, пока я, наконец, не посмотрел внимательно пару раз это интервью. Кроме того, в сеть попало видео собрания монашествующих Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, на котором вопрос по о.Фотию был поднят наместником Боровского Свято-Пафнутьевского монастыря. Отец-наместник на видео утверждает, что после победы на "Голосе" о.Фотий фактически выпал из жизни монастыря, находится на гастролях чаще, чем в монастыре. И хотя Святейший поддержал в своем ответе миссионерские порывы иеромонаха Фотия, но обозначил, что он все-же монах, и из жизни монастыря не должен выпадать, потому должен находиться в послушании наместника и правящего архиерея. Вот видео с этого собрания:

Итак, теперь привожу то самое интервью, в котором о.Фотий рассказывает о себе и о том, как он попал в проект "Голос":

Что же мы узнаем из этого интервью? Для человека, слабо знакомого с источниками, в которых православие черпает основы своего бытия, в этом видеоролике сложно обнаружить странности. Но у священника, или "продвинутого" мирянина сразу возникают вопросы и замечания. Итак, проведем для начала анализ видео с итервью :


  1. Виталик Молчанов уходит из мира в монастырь, чтобы быть монахом и спасать душу.

  2. Отец Фотий не стесняется говорить о том, что у него - талант, причем, талант и незаурядные способности к пению еще с детства. Скромненько так, правда? Далее иеромонах говорит о том, что сложил свой талант ради служения Богу, отказался от великой музыкальной карьеры.

  3. Но находится девушка-подружка, которая восхищается его талантом и вытягивает обратно в мир (более того - на эстраду), говоря, "почему бы тебе не принять участие в шоу "Голос"?".

  4. Наместник монастыря не благословляет о.Фотия принимать участие в "Голосе", вероятно, зная его внутреннее устроение и не видя пользы в этом. Та же подружка убеждает батюшку: "Найди нужные слова, скажи, что это надо для миссии, авось, согласится". В общем, придумай такую причину, которая будет звучать по-христиански привлекательно. Отец Фотий находит лазейку, как попасть в шоу. Он подает заявку на участие без благословения наместника, а затем, благодаря администрации "Голоса", прыгает "через шапку", получая благословение у епархиального архиерея. Причем, выходит очень даже удобно - он сам за себя не просил, за него попросили организаторы. Отец Фотий искренне тому радуется, потому что он и сам уверен, что на его прошение митрополит бы наверняка тоже отказал, как и наместник. В общем, благодаря таким манипуляциям, батюшка получил добро на свое участие.

  5. В видео о.Фотий утверждает, что у людей возникло неправильное представление о монашестве, будто монахи - люди, закрывшиеся от общества, но по его словам, монахи должны самореализовываться и не зарывать свои таланты.

  6. На 15-й минуте о.Фотий вспоминает, что он монах, и ему неправильно будет соединять светскую жизнь и монашескую.

  7. Далее о.Фотий рассуждает о том, что такое монашеское делание и жизнь в молитве. Оказывается, монашество таково: человек занимается послушаниями в монастыре, смиряет свою гордыню и должен исполнять не свою волю, но слушать волю своего игумена, потому что игумен - заботливый отец, который отвечает не только за дисциплину, но и за душу каждого своего монаха. И фактически - он прав.

  8. Ну и наконец - выигрыш в "Голосе". Отец Фотий "выиграл" автомобиль, и спокойно сказал, как им распорядится. Оказывается, монах давно мечтает об авто, и очень рад, что теперь ему на него не придется копить деньги....

Теперь из первого ролика , где обсуждается феномен о.Фотия с участием Святейшего, мы узнаем, что получилось в результате :

  • Отец Фотий практически не живет в монастыре и не принимает участия в жизни монашеской общины.

  • Отец Фотий не только поет, но еще и "говорит", и иногда он говорит ужасные вещи. Например, в одном из интервью он, по словам наместника, сообщил, что пошел на сцену, потому что жизнь в монастыре ему наскучила.

  • Со слов наместника, прихожане монастыря отказываются исповедоваться теперь у иеромонаха, что вызывает в нем обиду.

  • Отец Фотий ездит по гастролям и собрал уже довольно крупный капитал.

Теперь хотелось бы сделать мои замечания и прийти к определенным выводам :

А) Отец Фотий совершенно не понимает, кто такой монах и что такое монашество. Монах от "monahos" - "один". Это человек, который оставляет мир и уходит в пустыню, отшельничество для борьбы со своими страстями - своей гордыней, тщеславием, самомнением. Монах бегает от людской славы, потому подвижники всегда старались скрываться от почитателей. Только потом, со временем, возникли общежительные монастыри, где монахи стали жить группой, совершая общее делание, чтобы легче было выживать в суровых условиях. Монашеский путь не предполагает совершенно раскрытие в человеке светских талантов и участие в мирских развлечениях. Монашество предполагает следующие основные моменты:
-уход от мира (и не только внутренний, а реальный уход от мирской жизни в монастырь, либо в безлюдные места);
- отложение своей воли ради воли духовного руководителя;
- воздержание телесных и душевных чувств и нестяжательство.
Чтобы все это узнать, достаточно открыть любую книгу о православном монашестве, в этом может убедиться всякий желающий, потому я даже не буду утруждаться и приводить ссылки на святых отцов, ибо они единогласны в этом мнении. И то мнение людское, что монах уходит от общества - вовсе не людские заблуждения, как считает о.Фотий, а реальность монашеского бытия. Странно, что иеромонаху это не известно. Хотя... возможно, ему правда просто скучна такая жизнь?

Б) Довольно странно слышать от человека рассказы о собственной талантливости. Так же нелепо звучат фразы о том, что он принес талант в жертву Богу, уйдя в монастырь. Потому что дальше он противоречит себе, говоря, что очень рад был применить свой талант в монастыре. Вероятно, монастырской площадки затем ему показалось маловато, и он пошел "в массы", послушав предложение подружки...

В) Отец Фотий невероятно талантлив не только в пении, но и в умении противоречить себе. Такое чувство, что он к концу интервью забыл, о чем говорил в начале. Ибо когда мы сопоставим то, как он попал в "Голос" (пункт 4) с его рассуждениями о монашеской жизни (пункт 7), то выходит следующая картина: отец Фотий утверждает, что монах должен отложить свою волю и находится в послушании своему игумену, но по факту он же откровенничает, что ему плевать на волю своего игумена, не благословившего участие, ибо его желание попасть в "Голос" победило, и он нашел способы обойти игуменское благословение. Более того, его игумен теперь жалуется Патриарху, что отец Фотий после победы в шоу фактически вышел из под его руководства, и де-факто не является уже членом его общины, хотя де-юре в ней состоит. Это ли есть монашеское послушание?
Еще одно противоречие в том, что утверждая для монаха невозможность вести одновременно монашескую и светскую жизнь, отец Фотий считает себя монахом, но монашескую жизнь фактически оставил.

Г) Теперь перейдем к вопросу нестяжательности и монашеского ухода от мира.
Когда прозвучал вопрос о том, как батюшка распорядится выигранным автомобилем, у меня вдруг заискрилась христианская надежда, что о.Фотий скажет вот сейчас: "Дорогие мои, я ведь монах, у меня же в монастыре есть и крыша над головою, и питание, и одеждой не обделен - машина то мне зачем? Из келлии в храм на богослужение я и пешком дойду. Пожертвую я авто на свой родной монастырь, там оно полезнее будет!".
Но нет, батюшка разом оборвал все мои эти фантазии и не обинуясь заявил, что давно мечтает о машине, а потому очень рад, что он ее получит как приз от шоу. Теперь то ему не придется копить на нее деньги (???). А учитывая замечание наместника о том, что о.Фотий катается по стране и собрал уже приличный капитал - это добавляет очередные вопросы... Не будем их задавать, просто примем этот пункт "Г" к сведению, как факт, и не будем никого судить.

Такая картинка складывается из пазлов, разбросанных в приведенных видео.

Теперь я бы хотел кратко порассуждать о том, является ли эстрадная деятельность о.Фотия миссией. Сам факт того, что христианин имеет талант, и может покорять людские сердца пением - не является миссией. Не важно, священник он, мирянин или монах. Монашество - это вообще образ жизни, это не сан, ведь жизнь в браке мы тоже не считаем саном. Потому в данном шоу участие иеромонаха просто вызвало ажиотаж. Эстрада любит неординарность, и то, что монах вышел петь романсы - конечно добавило о.Фотию "очков". Есть очень аргументированное мнение специалистов, что если бы на сцену вышел не иеромонах Фотий, а просто Виталий Мочалов, вряд ли бы он победил, ибо были более сильные конкуренты. Но вопрос даже не в этом. Если бы отец Фотий по благословению священноначалия устраивал творческие вечера духовной музыки, где параллельно проповедовал бы Христа - это был бы реально хороший миссионерский ход. Нам известно много священников, которые через искусство прославляют Бога и несут Благую Весть миру. В Черноземье, к примеру, известны священники-близнецы братья Качаловы, которых узнают как дуэт "Братцы". Есть много других творческих проектов, которые успешно реализуются, и то, что священники и монашествующие принимают в них участие - только плюс. К примеру, владыка Тихон (Шевкунов) - режиссер по образованию, и когда он был архимандритом, ему его сан не мешал снимать фильмы христианского содержания. Реально это - проповедь и миссия.
Но когда монах борется за победу в эстрадном шоу на звание лучшего голоса России (возникает вопрос о смирении, сразу же), а затем ездит с гастролями, на которых поет романсы о любви между мужчиной и женщиной, и это позиционируется как миссия - я прошу прощения у тех, кто очень полюбил о.Фотия, но никакого отношения к миссии это не имеет. Выступления о.Фотия свидетельствуют лишь о том, что Господь дал ему слух и хорошие голосовые связки, а его любовь к музыке и труд с преподавателем-вокалистом сделали его неплохим певцом. Что здесь миссионерского - не очень понятно. То, что он - иеромонах? Ну и что? А если бы он вместо натаскивания голосовых связок качался штангой и победил во всероссийском конкурсе армреслинга, либо получил бы звание лучшего повара России и т.д. - это тоже была бы миссия?
Мне кажется, нам давно пора уже наконец выработать четкое определение тому, что такое миссия, и какие формы деятельности таковой не являются.

Я сам не лишен ни голоса, ни музыкального слуха, определенное время нес послушание регента полу-профессионального хора в Кресто-Воздвиженском храме г. Белгорода, потому я хорошо понимаю любовь о.Фотия к музыке. Он крайне симпатичен мне как певец. Но в остальном, у меня складывается четкое впечатление, что батюшка сам не определился в жизни, чего он желает. Потому и находится в таком подвешенном состоянии. Вроде бы и монах, но при этом - эстрадный певец, поющий романсы на гастролях. Ничего плохого нет в самих романсах, да и любовь между мужчиной и женщиной - благословлена Богом и освящается в брачном союзе, как великая святыня. Но не удел монашествующих выдавать обычные эстрадные концерты в качестве миссионерской "фишки", иначе вскоре нам доведется видеть в качестве миссии монашеский бокс, монашеский цирк и т.д.

Есть еще один момент, о котором четко упомянул наместник в своем обращении к Патриарху Кириллу. Отец Фотий не только поет, он еще и ГОВОРИТ. Есть много людей (особенно женщин, любящих исскусство), которые обретают в публичном священнике пастыря и авторитет, задают ему вопросы, обращаются за духовным советом, о чем он сам говорит иногда в своем видео-блоге. Дай Бог, чтобы эстрада не убила в нем монаха и христианина! А учитывая его понимание монашества и его путь в "Голос" - он еще не успел даже понять, что такое монашество. Более того, эстрадная жизнь иеромонаха вызывает серьезную смуту среди консервативных верующих и прихожан.

Будем молиться и надеяться, что тот сложный и опасный путь, по которому идет о. Фотий, приведет все же и его, и тех людей, которые ему доверяют, к Царствию Божию.

Иеромонах Фотий (Мочалов) из Свято-Пафнутьева Боровского монастыря считает свое участие в популярном российском телепроекте "Голос" на Первом канале дерзким поступком, но говорит, что согласовал его и получил благословение митрополита. В преддверии финала конкурса он рассказал в интервью для проекта "Религия и мировоззрение" РИА Новости о целях беспрецедентного и неоднозначного участия монаха в светском шоу, о том, где и как он учился пению, что привело его в церковь, как устроена современная монашеская жизнь, интересен ли старцу Власию Григорий Лепс и что будет после "Голоса". Беседовали Алексей Михеев и Ольга Липич.

Отец Фотий, вопрос, который вам уже задавали, наверное, много раз, но, возможно, вы как-то переосмысливаете ответ на него: какова цель, с которой вы пришли в телешоу "Голос"? Это некая миссия или простое человеческое желание реализовать заложенные в себе таланты, победить?

— Конечно, я пришел на "Голос" прежде всего как простой человек, чтобы действительно реализоваться как-то, показать дар, который мне Господь дал. Это желание было не совсем мое — большую роль сыграли друзья. И я хотел попасть еще на второй сезон проекта, но тогда не удалось получить благословение.

- Не успели просто или не дали?

— Вначале я просто побоялся обратиться к более высоким церковным властям. А в этот раз имею благословение митрополита (Калужского и Боровского Климента, который является правящим архиереем Калужской митрополии, на территории которой расположен Боровский монастырь — ред.). Уже и патриарх знает об этом.

- Патриарх уже после того, как вы начали участвовать в проекте, об этом узнал?

— Да, он по факту узнал и неофициально высказал свое отношение после переговоров с владыкой о том, что можно это сделать и что он благословит меня на этот конкурс.

- Долго ли вы сами решались на участие в проекте, были какие-то сомнения?

— Когда еще на второй сезон "Голоса" подавал заявку, думал, может быть, это не совсем правильно. И когда у меня не получилось это организовать, я посчитал, что это знак Божий, что все это не нужно, что, может, действительно, дело это не монашеское. Хотя и так и так оно не монашеское… Тогда я сказал себе, что я не буду этого делать, чтобы никого не вводить в соблазн и не повредить своей душе.

- А что потом заставило все-таки поменять решение?

— Меня спрашивали друзья: почему ты все же не попробовал? Говорили: напиши заявку еще раз! Я думал, что уже, наверное, не будет больше "Голоса" или прием заявок закончился, но зашел на сайт Первого канала и оказалось, что прием анкет в самом разгаре. И решил: была — не была, напишем. Мне позвонили с телеканала и спросили, в силе ли мое желание участвовать? Я ответил: да, только нужно получить благословение владыки. И они предложили сами написать ему письмо, от канала. Владыка благословил, сказал, что не против.

- Ваш духовный наставник — савтарец схиархимандрит Власий - тоже вас благословил и поддержал?

— Поддержал. Я у него спрашивал об этом.

- Это, наверное, первый человек, у которого вы спросили?

— Да, это кратчайший путь разрешения всех вопросов, потому что он - духовник и все-таки важнее, чем административное начальство.

- А сейчас он вам как-то помогает в ходе проекта?

— Я, конечно, ему рассказываю. И он даже посматривает за моими выступлениями - келейник показывает. Он меня спрашивает: "Да, ну как Лепс? Что ты там, прошел или не прошел?"

- Даже на сайте монастыря объявляется, когда будет ваше выступление. Вы чувствуете поддержку братии в целом?

— Конечно. И даже те, кто неоднозначно относится к этому проекту, стараются не показывать этого, чтобы меня не расстраивать. Они просто молчат об этом, но, в принципе, ко мне дружелюбны.

Думаю, те, кто поддерживает, воспринимают ваше участие в "Голосе" как миссию. Какую пользу с точки зрения церковной это приносит, на ваш взгляд?

— Люди испытывают большую радость, когда видят меня на экране — для них это как глоток свежего воздуха. Все привыкли видеть на экране только накрашенные, расфуфыренные лица. Шоу есть шоу. И даже если кто-то поет оперную арию, это не приносит такого эффекта, как появление батюшки. Самое приятное, что люди, увидев меня, задумываются о чем-то духовном.

- То есть привлекаете к размышлению о духовном?

— Да, напоминание какое-то о совести, о храме. Я получаю комментарии, что люди, увидев меня, хотят пойти в храм после того, как 10 лет в нем не были.

- В монастырь стало приезжать больше паломников — послушать ваше пение на клиросе?

— Не знаю, насколько больше. У нас в основном едут к отцу Власию. Но паломники меня встречают, узнают, хотят сфотографироваться. И наши постоянные прихожане, трудники, даже те, которые с первого раза не поняли моего шага, спустя месяц, послушав другие мои выступления, изменили свое отношение.

А не было мысли участвовать в этом конкурсе инкогнито, под мирскими именем, без подрясника, а потом в финале или на каком-то этапе сообщить о том, что вы монах? Для большего эффекта?

— Вряд ли это бы принесло дополнительный эффект. И я не имею права выступать в мирской одежде: я уже монах и везде на публике должен быть в монашеском одеянии, в подряснике.

То, что вы попали в проект и успешно участвуете в нем, для вас это знак, что Господь благоволит этому начинанию? Или вы воспринимаете происходящее как плоды смелого поступка, который может иметь разные последствия?

— Естественно, это был дерзкий поступок. Но я его согласовывал, то есть это было не по самочинию. Как монах я обязательно должен спрашивать благословения на все, что я делаю, тем более на то, чтобы выезжать из монастыря куда-то. До сих пор на каждое выступление, на каждую репетицию я пишу бумагу, чтобы меня настоятель отпустил. Я человек несвободный, не могу делать все, что я хочу. И, конечно же, я увидел во всем этом промысел Божий. Раз все так складывается, что митрополит Климент благословил и на кастинге ко мне было такое доброжелательное отношение со стороны продюсеров.

- Продюсеры учитывают вашу непохожесть на других конкурсантов, монашество?

— Да, и руководство канала, и музыкальные редакторы. И когда я пришел на слепое прослушивание, то увидел доброе отношение к себе наставников, Григория Лепса. Для него, конечно, это был шок. Некоторые писали в комментариях, что Лепс к нему повернулся, это была его ошибка, он его сольет в ближайшие баттлы. Сейчас мы понимаем, что это не ошибка Лепса. Он повернулся на голос: этот голос ему понравился — и он решил его развивать. Впоследствии я увидел, что он очень мной заинтересовался, не хочет отпускать из проекта.

- Но изначально вы хотели себе в наставники более академического Градского?

— Да, я рассчитывал на это. К Лепсу у меня было отношение поверхностное, я его рассматривал как певца рок-эстрады, которую я не люблю и не слушаю.

- Он стал вашим наставником, это что-то поменяло в вас?

— Я даже благодарю Бога за то, что он стал моим наставником. Потому что у Градского непонятно, смог бы я пройти дальше.

А вас не смущает в этом шоу соревновательный аспект, ринг, арена? У христианства ведь, в силу истории, особое отношение к такого рода вещам…

— Конечно, правила в конкурсе жесткие, 50 процентов участников уходят. И иногда кажется, что несправедливо убирать людей, когда только с ними познакомились. Но в течение конкурса не чувствуешь соперничества. От тебя мало что зависит — решает же наставник, не ты.

- А что потом? Если вы победите, это изменит вашу жизнь монашескую?

— Если так получится, что меня выведут в победители, это не означает, что я победитель как вокалист. Первый канал с помощью этого конкурса показывает, что хорошего есть в нашем обществе, какие есть певцы, которые могут быть примером для других. Допустим, раньше в "Голосе" выиграли Сергей Волчков, Александра Воробьева, Дина Гарипова — это не были такие звезды, которые создают шоу: побеждает не это, не нужно быть эпатажным, суперкрутым артистом сразу же. Побеждает именно зрительский интерес, наверное, спрос на что-то душевное, что берет сердца.

— Вернусь, конечно. Я и так живу в монастыре, делаю просто периодически такие вылазки.

- Как часто, кстати?

— Вначале — каждый месяц, потом вот неделя всего между выступлениями. Думаю, меня не будут раскручивать как поп-звезду. Меня нет смысла раскручивать — я уже ушел из мира. Будут приглашать иногда туда-то или туда-то, но так, чтобы не казалось, что я триумфально шагаю по телевидению, везде-везде. Чтобы это было максимально культурно и целесообразно.

А есть ли сейчас и предвидите ли в будущем ограничения в репертуаре, жанрах, лексике, в передачах, местах, где вам позволено выступать? Ограничения, продиктованные вашим внутренним цензором или тем человеком, который вас благословляет?

— Об этом мне никто никогда не говорил. Это действительно уже внутренний цензор — все зависит от моего вкуса, моего понимания приличия. Я не пою рок-музыку. Могу какие-то эстрадные композиции петь, но больше лирические.

- Почему рок не поете?

— Как жанр он мне не нравится. Не потому, что я священник. Просто я его не слушаю и, не имея симпатий к нему, не смогу его правильно исполнить.

- А какая музыка вам больше всего импонирует?

— Я меломан. Я люблю всякую музыку.

- А какие любимые жанры?

— Кроссовер — соединение классики с эстрадой. В таком стиле поют Джош Гробан, Андреа Бочелли.

- А из отечественного — эстрада или классика?

— Могу и Пугачеву спеть, если мне нравится песня, типа баллады, с мудрым философским содержанием, не попса.

- Сколько языков в вашем певческом активе?

— Много. Знаю я только немецкий и английский, немножко греческий. А пою на многих - итальянский, английский, испанский, немецкий, латинский, греческий, сербский…

- Кто вам помогает в этом музыкальном развитии? Есть педагог, с которым вы постоянно занимаетесь?

— Во время этого проекта я спрашиваю иногда своего педагога, с которым занимаюсь вокалом уже 10 лет. Как только пришел в монастырь, попал к хорошему педагогу. Здесь узнали, что я пою, что я музыкант, и сразу отправили меня к педагогу. Он из Москвы, и периодически всех певчих с клироса отправляли к нему на занятия. Во мне они увидели особый талант, и я провел в Москве даже больше времени, чем полагалось: всем обычно 10 уроков дают, а мне дали 20. Когда я приехал после этих уроков, произошли заметные изменения в моем голосе, звук стал ярче, звонче, как бы вторая ломка моего голоса произошла.

- А вы могли бы назвать этого педагога?

— Виктор Витальевич Твардовский, один из потомков нашего известного поэта. Он из Владимира, заканчивал Московскую консерваторию. У него очень интересная методика, он учит классическому итальянскому бельканто. Добавляются новые обертона, высокие частоты, певческий аппарат приобретает совершенно новое качество.

— А мы и занимаемся. Он сейчас приезжает к нам в монастырь и дает уроки, которые оплачивает монастырь.

Если вернуться к репертуару, то почему, идя на шоу с миссионерской задачей, вы не поете на нем духовных песен?

— Это не нужно. Если уж я пришел в такой светский конкурс, надо петь светские песни.

- В чужой монастырь не со своим уставом?

— Это тоже, да. Я священник, от меня ожидают духовного - и это будет для проекта неинтересно. Иное дело, когда кто-то мирской будет петь духовную песню, думаю, это будет более адекватно восприниматься.

- А есть какие-то табу для вас — в лексике, манере исполнения? "Рюмку водки на столе" споете?

— Нет, мне это не будут давать. Мне дают такие песни, которые соответствуют моему голосу и которые другие не споют.

- Как вы считаете, вас стараются не смущать?

— Продюсеры, в частности Юрий Аксюта, максимально стараются сделать так, чтобы ни в коем случае не затронуть мою репутацию.

- Они чуткие такие?

— Конечно.

- Не похоже на стереотипное мнение о шоу-бизнесе…

— А это не шоу-бизнес. В шоу-бизнес проникают не через конкурсы, а совершенно другими путями.

- Что это тогда для вас — просветительский проект?

— Нет. Это просто честный народный конкурс, где зритель сам выбирает, кого он хочет слушать. Не ему навязывают, а он выбирает.

— Естественно.

- Почему вы выбрали именно этот конкурс? Участвовали в каких-то других?

— Участвовал, да, но не в телевизионных. В Обнинске участвовал. Участвовал в конкурсах и не певческих — это к вопросу о соревнованиях.

- Не певческих, а с чем связанных?

— Связанных с сочинением музыки. В конкурсе композиторов. Еще был конкурс любительских видеофильмов в Калуге.

- Вы еще и кино снимаете?

— Делаю, да, такие небольшие фильмики.

- Вы очень разносторонний человек. Стихи не пишете, слова песен на свою музыку?

— На свои стихи у меня нет песен. Потому что я боюсь сочинять стихи. Умею это делать - знаю законы жанра, правила стихосложения. Но понимаю, что это огромная ответственность и лучше за это не браться, если не посвятил этому жизнь. На шару сочинить нельзя, нужно иметь призвание. Если все время у тебя в голове рифмы, если ты поэтически думаешь, тогда да. Я очень критически отношусь к любительской поэзии.

- К музыке вы менее критичны, чем к поэзии?

— Да нет, и к музыке… Просто я сочиняю музыку больше.

- В каком стиле? И как вы записываете свою музыку?

— Симфоническая, инструментальная музыка, в стиле киномузыки, саундтрека. Пишу, естественно, на компьютере, нотами, используя банки виртуальных инструментов.

- Будете продолжать участвовать в конкурсах со своими музыкальными произведениями?

— Нет. Я сейчас оставил сочинение музыки, потому что не вижу в этом перспективы. Как пришел в монастырь, я перестал писать музыку.

- То есть 10 лет назад перестали писать для конкурсов? А для себя?

— Да. Для себя музицирую, конечно, дома, в келье. У меня есть инструмент - клавиши цифровые, как пианино. Иногда пишу музыку к песням для воскресной школы.

Есть одна песня духовного плана, ее можно в сети найти - "Сколь краток век наш". Музыку сам написал, сам аккомпанировал, а стихи взял у одного автора, активно пишущего в сети, Виктора Шпайзера.

- Диски со своей музыкой или с исполнением произведений других авторов вы записывали, выпускали?

— Я записываю все в келейных условиях. Есть уже два диска кавер-песен. Полтысячи уже точно, наверное, раздал. Но все это я не имею права продавать, поскольку все эти песни не мои и минусовые фонограммы тоже беру в интернете.

Прецедент, который вы сейчас создаете, может послужить толчком к развитию творчества среди черного духовенства? И насколько подобная самореализация допустима для монахов в других видах деятельности, например, взять "Ледниковый период" — вдруг кому-то захочется показать владение коньками, лыжные или еще какие гонки выиграть?

— Я об этом не задумывался. В принципе, у нас и так духовенство талантливое, кто только чем не занимается в свободное время, и на лыжах катаются — все возможно. Священник — тот же самый человек, и человек, Богом помазанный. Думаю, если Господь человека поцеловал, то наградил его и другими дарами.

- Но может ли человек, отказавшийся от мира, их развивать?

— Все зависит от его желания. Ему никто не будет препятствовать.

- Образно выражаясь, церковь — не тюрьма?

— Конечно. Церковь — она для человека, а не человек для церкви. Наоборот, она даже поощряет, если человек, пришедший в церковь, изнутри показывает, что здесь адекватные люди, не мракобесы, не маргиналы. Ведь есть стереотип, что духовные люди —неважно, монахи они или белые священники - недалекие, глупенькие, поэтому поверили в Бога, типа секты. Очень важно показывать, что люди уходят и с талантами в монастырь: они настолько любят Бога, что решили пожертвовать даже своей карьерой.

- А почему вы лично выбрали монашеский путь?

— Из желания жить с Богом, жить в ограде церкви, не размешивать церковь с мирской жизнью, чтобы была такая простая чистая жизнь в церкви, служение, пение. Я думал, что если пойду в монастырь, смогу петь на клиросе, предполагал, что одним из послушаний у меня может быть хор — в детстве я пел в церковном хоре. Других причин нет.

- И все-таки вы ушли в монастырь очень молодым человеком… Сколько лет вам было тогда?

— Постригся в 24 года. Но стригут же не сразу — приехал в монастырь в 20 лет. У меня была такая переоценка жизненных ценностей. Ничего не случилось — просто решил оставить все ради Бога. Как вот есть изречение в Евангелии, что человек, нашедший поле, на котором зарыт клад, все оставляет и покупает это поле. Вот это поле можно сравнить с монастырем. Я все оставляю ради Божией благодати, этого клада невидимого, который есть в монастыре.

Не бывает сожалений об уходе из мира, особенно во время соприкосновения с телепроектом с его аплодисментами, зрительскими симпатиями, славой?

— Такого ощущения у меня нет. Я уже как-то абстрагировался от мира, чувствую свою непринадлежность к нему.

- Этот проект для вас — не искушение, а миссия, которую вы решили исполнить?

— Это дело временное, я всегда это осознаю.

- И будущее свое видите исключительно в монастырских стенах?

- А у вас есть желание управлять, стать в будущем епископом, патриархом?

— Я вообще от этого бегу, не то что бегу, мне никто не предлагал. Я боюсь и никогда не буду стремиться к руководящим должностям.

- Стремиться - это плохо?

— Нет, вообще стремиться это хорошо, вот апостол Павел говорит, что желание быть епископом - это благое желание, с точки зрения…

- Служения?

— Да, управлять церковью - это же огромная ответственность. У меня нет административных способностей. И мне бы меньше всего хотелось заниматься такими делами.

Какие проблемы вы видите сегодня в церкви, в монашестве и каковы пути их решения? Сохраняются ли традиции, старчество, зачем молодежь в большинстве своем постригается в монахи? Каким вообще вы видите монаха через 50 лет, через 100 лет?

— У нас идет активное восстановление храмов, постройка новых…

- Но только ли здания требуются сегодня?

— Да, внутренняя жизнь на самом деле требует большого лечения. В монастыри уходят, прибегают люди из этого сложного мира. Священство и монашество — это все равно отражение мира. Мы не имеем права требовать от священников святости. Монах — это человек, ушедший из этого же мира, с теми же самыми страстями, он с ними как-то борется. Сейчас очень много проникновения мира в монастырь. Как пророчествовали святые, "будет в монастыре как в миру, а в миру как в аду". Конечно, есть обмирщение, но это не апостасия (не отступничество), это неизбежный процесс - так сложилось. И это не значит, что все так плохо. Просто, если сравнивать с древними монастырями, о жизни которых мы читаем в книгах, то конечно, мы видим несоответствие.

- Да, многих смущает, например, приход технических новшеств в монастыри - айпадов и так далее…

— Опять же, почему люди удивляются? Потому что они начитанны, у них есть какой-то идеал, с которым они все время сравнивают. Это неправильно.

- А как правильно?

— Правильно — жить с Богом и мыслить гибко. Понимать, что заповеди можно исполнять и в современном мире. И неважно, есть у тебя компьютер, айпад, смартфон или нет. Если они у тебя есть, это не значит, что ты погиб. Это детали, реалии нашего мира. И в этом миру можно спасаться. Самое же главное — любовь, она может быть в любых условиях.

- А вообще, у вас какая основная цель в жизни — спасение?

— Это общая цель. Что значит "спастись"? Сам себе не скажешь, что вот если ты что-то делаешь, значит, спасешься. И сам процесс исполнения заповедей не для того существует, чтобы мы думали, что, исполняя это, спасаемся…

- Что очки набираем?

— Ну да, что бонус какой-то. Это не бонус, это духовный закон. Просто если ты его не исполняешь, ты сам отдаляешься от Бога, сам себя вовлекаешь в погибель. А если хочешь спастись, просто бежишь от огня. Мотылек, который летит на огонь, он глупый, он обжигает свои крылышки. Если мы знаем, что что-то опасно, мы от этого бежим. В заповедях Господь нас просто предупреждает: не делай вот так. Не потому что он такой строгий, а потому что есть духовные законы, и если ты их нарушаешь, то гибнешь духовно.

Но это если мы берем те десять заповедей, которые содержат запрет. А как с заповеданной Христом в Евангелии любовью к Богу и ближнему - она является основой?

— Да, Иисус Христос именно для этого и пришел на землю, чтобы донести это (любовь) до человека. Потому что ветхий человек так и не понял, зачем и для чего предыдущие заповеди. Он думал, что это просто такой юридический закон: исполняя это, ты будешь просто праведником, молодец такой. На самом же деле: почему не укради? Не потому что такой закон, а потому что это есть акт любви. Если ты украл, это преступление против любви и против человека.

- Что раньше пришло в вашу жизнь - вера или музыка? Какие ключевые моменты своей биографии вы бы выделили?

— Музыкой я начал заниматься с детства, когда меня привели в музыкальную школу, в 7 лет. До этого я просто дома подпевал маме, когда она пела, она у меня музыкальная, закончила ту же музыкальную школу. Крестился я вместе с мамой, в 7 лет, почему-то у меня возникло такое непреодолимое желание.

- Не мама вас повела за руку, а вы сами решили?

— Да, взял маму и сказал: пойдем креститься. И она вместе со мной и вместе с братом крестилась. А вот уже в 12 лет - получилось, что я через музыку попал в церковь - мой учитель по вокалу из музыкальной школы (я учился на двух специальностях, по фортепиано и вокалу) захотел взять меня в церковный хор в детский православный лагерь. И в 12 лет я туда поехал. А уже после лагеря я поступил в воскресную школу, отучился там года три, полюбил храм и все, что с ним связано, почувствовал благодать, которую Господь мне дал тогда, авансом. Когда я повзрослел, уже меньше ходил в храм, но все равно мама напоминала мне причащаться, молитву почитать, всегда мне говорила: читай Иисусову молитву.

Когда я приехал из православного лагеря, очень удивил маму произошедшими во мне глобальными изменениями. Я не был каким-то хулиганом, но все равно мама увидела, что что-то поменялось. И она тоже стала интересоваться духовной литературой и стала очень глубоко верующей.

- А потом где вы учились музыке?

— В музыкальном училище в Нижнем Новгороде, где и жил. Один курс проучился, не закончил, потому что мы семьей эмигрировали в Германию, в Кайзерслаутерн. Там я начал заниматься на органе, чтобы продолжать учиться музыке. Там в каждой церкви орган есть, и я подрабатывал — играл на органе, иногда даже концерты.

Параллельно мы ходили в церковь. Один православный приход Московского патриархата находился в Саарбрюкене, на цокольном этаже католического собора. Католики разрешили сделать там православный храм. Это очень благородный жест, мы бы у себя такого никогда не позволили.

- Почему?

— Мы враждебно просто относимся к католикам, известно почему — не только потому, что есть догматические какие-то расхождения, но и крестовые походы были…

И обвинения в прозелитизме (переманивании паствы — ред.), особенно после падения железного занавеса в 1990-е годы…

— Я за мир с любой конфессией. Я не призываю к объединению католиков и православных, не имею никаких экуменических идей — просто мне хочется, чтобы люди относились к любой конфессии христианской как к братьям по вере. Это те же самые христиане, и иногда мы даже можем у них чему-нибудь поучиться, иногда католик намного благочестивее, чем православный.

- А к другим религиям вы как относитесь: к иудаизму, исламу, буддизму?

— Если я общаюсь с представителями этих религий, то, естественно, стараюсь не конфликтовать, не заводить споры, не рассуждать о различиях. Я уважаю веру другого человека. Нужно понимать, что мы не какие-то там избранные люди, мы не должны этим кичиться, гордиться. Мы должны благодарить Бога, что он сподобил нас родиться в стране, где есть православная вера, и снисходительно относиться к другим.

Вернемся к музыке. Если сравнивать пение и игру на органе или на других инструментах, для вас они равнозначны? Искусство вообще градируется как-то по важности, чистоте в общецерковном и в вашем личном понимании?

— Нет, просто есть искусство ради искусства, когда человек творит что-то, пишет картины, книги и тем самым уподобляется Богу, использует по назначению свой талант, полученный от Бога. Было бы грехом зарыть его, не реализовать. А другое дело, когда человек использует свой дар для развлечения. Играя на музыкальном инструменте, ты можешь создавать и искусство, и предмет развлечения.
Господь принимал прославление в музыкальных инструментах. В Ветхом завете мы встречаем упоминания об игре на гуслях, тимпаны, литавры, бубны — всевозможные там были инструменты, на которых восхвалялся Бог. Просто изначально природа инструментов — есть такая теория — усладить слух. Орган в католическом храме — яркий пример того, что мы сами себе больше помогаем возгревать какие-то душевные движения, чтобы сердце умилилось, пришло в покаянное состояние. Для этого орган и существует. Человек думает, что у него слезы, потому что он проникся, осознал все свои грехи, - нет, это ему орган помог.

- Но, в принципе, в этом же нет чего-то греховного?

— Греховного, конечно, нет ничего. Я имел в виду очень тонкие духовные процессы. Духовная жизнь очень интересна, и если человек хочет ее сделать максимально беспримесной, максимально искренней, все-таки орган - это не искренность. Это "прелесть" по-русски называется, на духовном языке, когда человек льстит самому себе, что он такой верующий, такой благочестивый. Настоящая духовная жизнь основана не на этом, она абсолютна трезвенная, без всяких услад и всяких вспомогательных костылей.

- А пение не является усладой или костылем?

— Здесь все остается за голосом, непосредственно принадлежащим тебе, то есть ты из сердца, из своего существа поешь, непосредственно восхваляешь Бога своим голосом, как своей речью, так и своим пением. Пение — это своя какая-то ипостась, ее нельзя сравнивать с инструментом.

Как вы думаете, для чего Господь позволил такому разнообразию существовать в этом мире: разные люди, религии, искусства, таланты, страсти, столько сложностей?

— Чтобы не скучно было. На самом деле во всем есть причина, какая-то отправная точка. Люди сами во всем виноваты.

- Мир — он вообще совершенен или нет?

— А в чем он несовершенен?

- В том, что существуют войны, насилие, агрессия…

— Все это происходит из-за вражды, а вражда — плод греха.

А как же природные катаклизмы или то, что живые существа, в том числе и человек, вынуждены убивать других, чтобы выжить? Это все следствия грехопадения?

— Конечно, наш мир несет печать этого разрушения, которое человек сам произвел. С того момента, как человек был изгнан из рая, он был призван своим трудом кормиться.

- Если мы за скобки выносим человека с его грехами, в чем виноваты другие живые твари?

— Так они же вместе были…

- И человек всех потащил в этот круговорот?

— Произошло такое вот огрубение. Человек стал больше похож на животное, а животные стали такими агрессивными. Почему комары кусаются? Не потому что Господь так придумал. Ну зачем в раю такое существо? После грехопадения изменилась природа. А вообще, они питаются нектаром…

- В чем суть первородного греха?

— Непослушание. Господь дал человеку разум и свободу выбирать между добром и злом. И зло заключалось в том, что человек не захотел слушаться Бога, своего Творца, а захотел сделать по-своему и поэтому попробовал запретный плод.

Еще важно то, что Адам и Ева услышали от змия, какой мотив был совершения этого непослушания: что станете как боги.

А какой вывод из этого можно сделать для современной повседневной жизни? Человеком не должно двигать стремление возгордиться, возвыситься над остальными, а мотивацией любого поступка должно быть послушание и служение Богу?

— Не нужно зацикливаться только на религии как связи с Богом или постоянно думать о том, как бы угодить и каждое свое действие рассматривать с точки зрения пользы в духовном смысле. Нужно просто в определенные моменты своей повседневной жизни понимать, что есть грех. Часто мы соглашаемся с грехом и говорим, ну и ладно, плюем на совесть, а это все больше и больше приводит к окаменению — и совести потом уже почти не слышно. Нужно прислушиваться к своей совести.



Рассказать друзьям