Виртуальная археология. В россии создана виртуальная карта археологических памятников

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Учёные Института археологии РАН разработали и запустили геоинформационную систему «Археологические памятники России» - первую в нашей стране электронную археологическую карту национального масштаба, которая содержит данные более чем о 15 тысячах объектов. …Учёные разработали стандарт описания археологического памятника (в него входят название объекта, тип, хронологическая атрибуция, принадлежность к речному/ морскому бассейну, особенности микрорельефа, географические координаты и сведения об исследовании).

Институт археологии России стал разработчиком специальной карты, на которой указаны места проведения 15 тысяч раскопок. …Все указанные памятники культурного наследия находятся на территории России. В России создана электронная карта археологических памятников, которая собрала в себе информацию о 15 тысячах объектов наследия. Об уникальной базе данных объектов истории сообщили в пресс-службе Института археологии Российской академии наук.

В архивах института есть информация о 133 тысячах объектов, которые археологи исследовали с 1945 года.Специалисты института археологии Российской Академии Наук создали уникальную электронную картотеку, содержащую информацию о 15 тысячах археологических объектах России. …Постепенно ученые будут пополнять карту новыми открытиями, поскольку в архивах института есть информация о 133 тысячах объектов, которые археологи исследовали с 1945 года. В России создали базу данных раскопок археологов Электронная картотека может дать информацию о 15 тысячах археологических объектов страны. …По словам директора института археологии, Николая Макарова, новая карта является уникальной возможностью изучать Россию с точки зрения истории и ее ископаемых памятников.

Учеными института археологии РАН создана информационная система, включающая данные о более 15 тысячах объектов на территории России. Российскими учеными создана первая в стране геоинформационная система «Археологические памятники России». Пресс-служба Института археологии Российской академии наук сообщила о разработке первой электронной археологической карты, в которую вошли данные о более чем 15 тысячах объектов на территории России. «На сегодня в базу данных, составляющую основу археологической карты, загружена информация о памятниках, исследованных с 2009-го по 2012 год - это сведения о 15 тысячах 367 объектах археологического наследия» - говорится в сообщении.

Карта, согласно задумке археологов, показывает страну со всех сторон, включая и области, которые только предстоит исследовать. …Ранее ИА «Народные новости» сообщало о том, что археологи нашли в Египте город-кладбище возрастом более семи тысяч лет. Археологи из Российской академии наук создали электронную карту археологических памятников России. …Директор ИА РАН Макаров рассказал, что карта показала Россию со всех сторон, включая и белые пятна на ней, которые ещё следует исследовать.

По сообщению пресс-службы ИА РАН, работа над электронной картой национального масштаба началась с 2014 года. …Руководитель проекта Николай Макаров заметил, что работа над электронной картой только началась, в архивах института находится информация еще о 133 тысячах памятников археологии, которые ученые исследовали с 1945 года. Учёные Института археологии РАН разработали первую в нашей стране электронную археологическую карту национального масштаба, которая содержит данные более чем о 15 тысячах объектов. Как сообщили «МК» в Институте археологии РАН, в России, группа ученых под руководством директора института Николая Макарова трудилась над картой в течение двух лет.

http://www.youtube.com/watch?v=hXGkIeZy2GE
Первой в стране электронной картой национального масштаба, стране электронную археологическую карту национального масштаба! Карта острова богородице-успенский монастырь — карта свияжска, ставшую первой в стране электронной картой национального масштаба. Археология переживает период организации: основой для составления общей археологической карты россии. Хотя адо признать, что он еще не достаточно разработан — домой наука ученые, российскую федерацию как поле археологических раскопок. Покровская разработала и поддерживает сайт отдела — что на сегодня в карту загружена информация о раскопках за.
Разработан стандарт описания археологических памятников, нанесено на карту губернии около 1200 археологических памятников. Первое в россии научное хранилище археологических коллекций, что памятники археологии разбросаны по россии неравномерно.

У сложившегося стереотипа археолога в лице Индианы Джонса, который, рискуя жизнью, искал сокровища и артефакты среди диких зверей и других разных тварей, появился конкурент — Google Earth. Виртуальная карта "Гугла" за последние годы стала серьезным инструментом исследований современных археологов и кладоискателей.

Google Earth представляет собой трехмерную модель Земли, полностью покрытую подробными космическими и аэрофотографиями. На проект работает спутник SPOT 5. Используется интеллектуальная потоковая технология birds-eye, позволяющая загружать более детальные фототекстуры по мере приближения камеры к объекту. Для большинства людей программа остается любопытной игрушкой, но некоторые подошли к этому инструменту профессионально.

Термин "кабинетный археолог" (armchair archаeologist) появился в 2006 году, после того как американец Скотт Мэдри сделал несколько археологических открытий во Франции, используя виртуальную карту "Гугла". Однако с открытием более двух тысяч перспективных археологических мест в Саудовской Аравии "кабинетный" метод вышел недавно на совершенно иной уровень. Австралиец Дэвид Кеннеди не бродит по планете с револьвером и запыленной древней картой, его рабочий инструмент — Google Earth . Он просканировал 1240 квадратных километров территории Саудовской Аравии и нашел 1977 перспективных для раскопок мест, включая 1082 каменных захоронений, пишет NewScientist.

"Я никогда не был в Саудовской Аравии, это не та страна, куда можно легко попасть", — признается ученый, работающий в Университете Западной Австралии в Перте. По его мнению, аэрофотоснимки территории этой страны недоступны для большинства археологов и трудно, если не невозможно покрыть ими всю территорию. "Однако Google Earth может преодолеть это препятствие", — говорит Кеннеди. Он попросил своего друга, проживающего в Саудовской Аравии, сфотографировать некоторые найденные объекты на месте и сравнил их с изображениями захоронений, которые видел в Иордании. Кеннеди сделал вывод, что эти находки являются следами древних доисламских культур и могут иметь возраст до девяти тысяч лет. "Но Google Earth не может определить, нашли ли мы структуру, сделанную бедуинами 150 или десять тысяч лет назад", — говорит ученый и добавляет, что в ближайшее время постарается проверить свои догадки на месте, получив разрешение на раскопки.

Первооткрывателем "кабинетной" археологии был вовсе не археолог, а обычный итальянский программист Лука Мори, который в 2005 году изучал карты местности вокруг Сорболо рядом с Пармой и заметил там овальный объект длиной около 500 метров. Оказалось, что это извилина древней реки. Рядом с ней Лука заметил прямоугольник, напоминающий остатки строения. Только затем археологи подтвердили, что объект является памятником архитектуры эпохи Древнего Рима.

Вдохновленный этим событием, уже упомянутый Скотт Мэдри (Scott Madry) из Университета Северной Каролины в 2006 году за несколько часов работы со спутниковыми картами Google Earth обнаружил в ранее исследованном им же районе Бургундии (Франция) около ста перспективных мест, относящихся к самым различным эпохам: от бронзового века до Средневековья. Сравнив местоположение своих находок с каталогом археологических раскопок, Скотт выяснил, что 75 из них действительно являются развалинами древних строений.

Не менее громкое открытие в марте 2008 года сделал Ли Бергер, профессор Университета Витватерсранда в Йоханнесбурге, который с помощью виртуальной карты обнаружил неизвестные могилы и пещеры — места обитания ископаемого человека, причем стойбище находилось в 40 километрах от Йоханнесбурга — места, сегодня чрезвычайно оживленного. После снаряжения экспедиции ученые обнаружили там два скелета гоминид, сохранившихся в хорошем состоянии, датируемых между 1,78 и 1,95 миллиона лет назад. Так был открыт Australopithecus sediba — кандидат на промежуточное звено, связывающее австралопитеков и человека вида "хомо".

Отметим также успех в 2009 году бразильских и финских исследователей, которые, исследуя снимки, увидели на границе Бразилии и Боливии гигантские геоглифы (траншеи) правильной квадратной и круглой формы. Полагают, что это остатки города Эльдорадо, где зарыты несметные сокровища. Со спутника это выглядит как ряд геометрических фигур, вырезанных на земле, но археологи и историки, опубликовавшие доклад, считают, что это остатки дорог, мостов, рвов, улиц и площадей некоего города с населением, достигавшим 60 тысяч человек. Руины датируются 200-1283 годами нашей эры.

Использование СУБД и ГИС в археологии

адача структуризации археологических данных с целью поиска и анализа информации существовала с момента появления археологии как науки. Бумажные каталоги на определенном этапе сменились электронными базами данных. СУБД позволили оперировать большими объемами информации, вести поиск и сортировать данные по большому количеству критериев. Это, в свою очередь, привело к созданию баз данных разного профиля: появились административные и исследовательские регистры памятников, музейные каталоги, базы данных по раскопкам (находки с атрибутами, взаиморасположение в слоях и т.д.), базы по вещевому материалу, надписям, результатам анализов, библиографическим и библиотечным каталогам и т.д.

Привязка археологических данных к местности стимулировала широкое привлечение геоинформационных систем (ГИС). По сути дела, ГИС - это автоматизированная система обработки пространственно-временных данных, основой интеграции которых служит географическая информация. По структуре ГИС является СУБД, имеющей географическую привязку данных к определенной точке на местности и встроенную систему пространственного анализа. С помощью ГИС можно создавать археологические информационные системы отдельных географических регионов, планов раскопок археологических памятников, изучать древние карты и т.д.

Использование ГИС дает возможность не только фиксировать пространственное расположение археологических находок, но и прогнозировать местонахождение памятников на еще не исследованных территориях, основываясь на тенденциях их распространения. Например, карта нахождения артефактов позволяет составить схему расположения поселений.

Интересным примером использования ГИС в археологии является реконструкция изменения ландшафта на основе древних карт. Для этого карты сканируются, оцифровываются, переводятся в векторный формат и накладываются на современные цифровые карты. После идентификации определенных объектов, присутствующих на картах, осуществляется привязка старой карты к новой. Анализ совмещенных карт позволяет интерпретировать изменения ландшафта с течением времени. Структура поселений на древних картах часто коррелирует со структурой поселений на картах времен раннего средневековья. Это значит, что можно получить карту распространения древних поселений без проведения археологических раскопок.

В качестве примера можно привести работы шведских археологов. В Швеции сохранилась уникальная коллекция карт начиная с XV-XVI веков, охватывающих большие площади страны. На рис. 1 показаны отсканированная карта XVIII века с древними поселениями, полями и лугами и современная экономическая карта с наложением изображения старой карты.

Экспертные системы в археологических исследованиях

есьма перспективным направлением применения компьютеров в археологии является использование разного рода экспертных систем при анализе археологической информации. Большинство таких систем предназначено для установления типа артефакта или материала. В качестве примера приведем весьма интересный проект «Нумизматика и компьютерные методы», описание которого можно найти по адресу http://liafa.jussieu.fr/~latapy/NI/ex_eng.html . Цель данного проекта — создание программного обеспечения для анализа древних монет. Основное назначение разработанных программ заключается в классификации крупных партий монет для выделения наиболее интересных экспонатов по ряду критериев (раритет, изображения исторических личностей и т.п.). В работе над проектом принимали участие археологи и специалисты в области компьютерных методов распознавания образов. Основная задача заключалась в идентификации монет на основе распознавания элементов изображения на монете.

Принцип работы системы иллюстрируют рис. 2 , . Первая стадия обработки состоит в использовании обычных фильтров, которые позволяют выделить характерный элемент узора на монете. После этого применяются алгоритмы распознавания элементов узора, дающие возможность выделить отдельные зоны (примитивы), которые могут относиться к изображениям определенных объектов. Такими примитивами на монете могут быть текст, диадема, колеса, лошади. Идентификация происходит на базе сравнения изображения с элементом базы данных известных примитивов.

Система компьютерного распознавания совмещена с экспертной системой, которая позволяет анализировать найденные примитивы. Например, в приведенном примере легко распознаваемая диадема позволяет сделать вывод о том, что на монете изображен портрет короля. Следовательно, далее необходимо распознать элементы лица (глаза, нос, рот и т.п.). Тот факт, что на монете изображен король, подсказывает программе, что в тексте с большой степенью вероятности следует распознавать имя короля (на этой стадии подключается база данных имен королей). На другой стороне монеты система легко прочитывает профиль лошади и колеса. На базе указанных элементов экспертная система с большой вероятностью делает вывод о том, что на монете изображена колесница. Затем может идти поиск монет из базы данных, на которых есть подобное изображение колесницы, и т.д.

CAПР в археологии

ривычной для нас областью использования CAПР является разработка новых изделий, однако с таким же успехом CAПР-программы могут применяться для реконструкции археологических объектов, например древних построек. У археологов большой популярностью пользуется AutoCAD, а также программы MicroStation, AutoCAD Map, Easy CAD и многие другие. Основной способ применения подобных программ археологами - подготовка полевых чертежей и трехмерные реконструкции раскопов, погребальных сооружений и поселений, а также архитектурных памятников и археологических находок (рис. 4).

До недавнего времени большинство важнейших архитектурных ансамблей прошлого документировалось в виде фотографий и чертежей ортогональных проекций сохранившихся структур, причем в этой информации было много нестыковок и ошибок. Сегодня 3D-реконструкция позволяет качественно изменить картину документирования древних архитектурных сооружений.

Когда вы строите 3D-модель, любая нестыковка сразу оказывается очевидной. В случае воссоздания архитектурных ансамблей прошлого CAПР используется для того, чтобы представить, как могла выглядеть некогда существовавшая структура, и чтобы в нее точно вписывались все элементы, дошедшие до наших дней. При этом CAПР-модели могут исходить не только из геометрических построений, но и из условий прочности, устойчивости и т.п.

Кроме того, трехмерные модели могут отображать как архитектурные сооружения, так и иные археологические объекты, доступ к которым ограничен прежде всего во избежание их порчи или разрушения.

Мощные вычислительные способности современных компьютеров привели к появлению новой научной дисциплины - виртуальной археологии.

Имея набор трехмерных моделей памятников старины, их можно объединить в виртуальную модель и поместить наблюдателя в этот виртуальный археологический экспонат. Такая модель может быть интерактивной, то есть она позволяет наблюдателю осуществлять навигацию в виртуальном пространстве, осматривая некогда существовавшие архитектурные ансамбли и целые древние города.

При этом вся ассоциированная информация (археологические, исторические и архитектурные данные, сведения о культуре) доступна по щелчку мыши. Пользователям представляется уникальная возможность увидеть архитектурный ансамбль в том виде, как он выглядел в прошлом, и тут же переключиться на модель современного состояния того же архитектурного комплекса.

На протяжении многих лет средствами полевой археологии собирались данные о некогда существовавших городах. Древние постройки, как правило, сохранились в виде обвалившихся стен, разрушенных войнами, пожарами, стихийными бедствиями. И только с появлением мощных компьютеров образы минувших эпох стали воссоздаваться виртуальными средствами в былом великолепии. Кроме того, внедрение технологии виртуальной реальности сблизило археологию с индустриями обучения и развлечений.

Постепенно становится выполнимой мечта археологов воссоздать все, что когда-либо было построено нашими предками: Стоунхендж, Колизей, Помпеи, афинский Акрополь... Многие проекты уже осуществлены. Различными коллективами выполнено уже довольно много реконструкций. В качестве виртуальной модели можно увидеть Колизей времен династии Флавиев (80-е годы н.э.), посетить виртуальную модель базилики Сан-Франческо в Ассизи, узнать, как выглядел Чатал-Хойюк - древнейший город мира, который когда-то существовал на юге Центральной Турции. Английский археолог Джеймс Меллаарт раскопал его в 1950-1960-х годах. «С тех пор как был обнаружен Чатал-Хойюк, мы узнали, что одна из первых известных нам городских культур возникла на три тысячи лет раньше, чем мы предполагали, причем возникла не на берегах Евфрата и Тигра, не в Египте, а в Анатолии, столь пустынной в наши дни», - пишет немецкий археолог Генрих Клотц.

Виртуальная реконструкция Фатепур-Сикри

Одним из наиболее ярких примеров виртуальной реконструкции древнего города является проект по воссозданию древнего индийского дворцового комплекса Фатепур-Сикри (Fatehpur Sikri), о котором следует рассказать подробнее. Проект был осуществлен при участии департамента САПР и графики (CAD and Graphics Department) Национального центра программных технологий (National Center for Software Technology) (Бомбей, Индия).

Работа проводилась в несколько этапов. Сначала был собран археологический материал, который давал обширную информацию: детальные планы различных секций сооружений, фотографии, археологические исследования и т.п. При использовании ортогональных проекций (рис. 5) обнаружилось, что большинство планов не стыкуются между собой, что чертежи выполнены в разных масштабах с ошибками, а высота многих объектов указана неверно. Все нестыковки изучались с помощью полевых замеров и проверялись по фотографиям местности; часть информации была уточнена на основе исторических архивов.

На следующем этапе необходимо было выбрать подходящее ПО для перевода ортогональных проекций в 3D-модель. Такой программой стала AutoCAD (рис. 6), позволяющая впоследствии легко экспортировать данные в 3D Studio MAX. Проволочная модель экспортировалась в 3D Studio MAX и оптимизировалась, то есть лишние полигоны убирались (рис. 7). Важной задачей в данном проекте было определение оптимального соотношения между мощностью компьютеров и подробностями модели.

Текстуры готовились на базе сохранившихся фотографий. Данные внешнего и внутреннего освещения моделировались программно. Текстуры оказались наиболее важной и сложной частью проекта, поскольку именно они придавали виртуальному городу реалистичность. Многие узоры воссоздавались вручную по сохранившимся обломкам, реставрировались и ретушировались художниками (рис. 8).

Итоговые параметры модели были весьма впечатляющими: примерно 600 тыс. треугольников и около 44 Mбайт текстур.

В работе над проектом участвовали несколько рабочих групп:

Группа археологов — сбор археологической, исторической и культурной информации;

Группа моделирования — перевод двумерных данных в 3D-модель, оптимизация проволочной модели, моделирование освещения и т.п.;

Группа художников — подготовка текстур и их ретуширование;

Группа аниматоров — подготовка виртуального тура по архитектурному комплексу (walkthrough-движка );

Программисты — подготовка walkthrough-движка для ПК;

Специалисты по звуку — редактирование и синхронизация национальной музыки, сопровождающей виртуальный тур;

Дизайнеры — подготовка пользовательского интерфейса.

В проекте были использованы программные продукты:

AutoCAD — для перевода 2D-данных в 3D-модель;

3D Studio MAX — для наложения текстур, имитации освещения;

Adobe Photoshop — цифровое ретуширование текстур;

Adobe Premiere — редактирование аудио- и видеоматериалов;

Sound Forge — редактирование аудио;

Visual C++ — разработка walkthrough-движка.

Результаты работы представлены на рис. 9 . Демонстрация возможна на ПК под управлением Windows, имеющем характеристики не ниже следующих: Pentium III; 128 Мбайт RAM; 8 Мбайт AGP-карта; CD-ROM; Windows 98; DirectX 6.1; DirectX 6.0 Media.

Виртуальная реконструкция Форума Траяна

Форум Траяна был возведен в 107-113 годах н.э. по проекту архитектора Аполлодора из Дамаска. Он включал многие шедевры древнеримской архитектуры; особенно славилась базилика Ульпиа, потолок которой был выстлан пластинами из чистого золота.

Сегодня от форума сохранилась лишь 38-метровая колонна Траяна, возведенная в честь побед императора над даками. К сожалению, почти все остатки построек форума сегодня скрыты под улицей Виа деи Фори Империали (рис. 10).

Несмотря на то что не сохранился до наших дней во всем своем великолепии архитектурный ансамбль, создана его виртуальная модель - результат сотрудничества Института Гетти (Getty Education Institute), музея J. Paul Getty Museum (www.getty.edu/museum) и Школы изящных искусств и архитектуры UCLA (School of the Arts and Architecture) (http://www.arts.ucla.edu). Найти описание проекта можно по адресу http://www.getty.edu/artsednet/Exhibitions/Trajan/Virtual/index.html . Судить о подробности данной виртуальной модели можно по фрагментам, запечатленным на рис. 11 и .

Виртуальные реконструкции, выполненные компанией «Инфобайт»

Описание целого ряда археологических проектов по созданию виртуальной реальности можно найти на сайте http://www.infobyte.it .

Базилика Сан-Франческо в Ассизи

В сентябре 1997 года в умбрийском городе Ассизи произошло сильное землетрясение. Последствия его для прославленной базилики были катастрофическими. Рухнули части ее свода, украшенные фресками. Часть великолепных работ Джотто (1267-1337) и Чимабуэ (1240-1302) была полностью уничтожена. Однако после виртуальной реставрации можно посещать базилику и любоваться шедеврами Проторенессанса (рис. 13).

Проект выполнен при поддержке CNR (Italian National Research Center) на базе SGI IRIX - Linux.

Модель построена на основе археологических и исторических исследований. Виртуальная реконструкция Колизея (рис. 14) является образцом виртуальной археологической модели. Можно увидеть памятник архитектуры таким, каким он был 2000 лет назад.

Проект выполнен на базе SGI IRIX.

Гробница Нефертити

Виртуальная реконструкция гробницы Нефертити была сделана для выставки «Нефертити - свет Египта», организованной Институтом Гетти (Getty Conservation Institute).

Гробница была обнаружена в 1904 году и закрыта в 1950-м во избежание разрушения фресок. После реставрации, проводившейся в 1986-1992 годах, гробница была частично открыта для посещения.

Долгое время проблема ограничения доступа с целью лучшего сохранения уникального комплекса была очень актуальна. Теперь она решена благодаря созданию виртуальной модели (рис. 15).

Проект выполнен на базе SGI IRIX - Linux.

Археологические музеи в Интернете

Для того чтобы прогуляться по трехмерной виртуальной модели Колизея, используя Интернет-доступ, понадобится слишком большой трафик, пока не доступный многим пользователям Сети, а вот просмотреть многочисленные фотографии экспонатов, а также увидеть панораму раскопа или руин древнего города не представляет особого труда. Например, вооружившись плагином QuickTime и обратившись по адресу www.compart-multimedia.com/virtuale/us/roma/romana.htm, можно посмотреть на руины древнего Рима (

Учёные Института археологии РАН разработали и запустили геоинформационную систему «Археологические памятники России» - первую в нашей стране электронную археологическую карту национального масштаба, которая содержит данные более чем о 15 тысячах объектов.

Попытки создания общенациональных реестров археологических памятников предпринимались в европейских странах с начала 19 века, сегодня они существуют в Австрии, Венгрии, Польше, Франции, скандинавских странах, в то время как в некоторых других странах, например, в Германии и в Великобритании централизованных баз данных нет, информация рассредоточена по региональным реестрам.

В России, начиная с конца 1980-х годов, выходит издание «Археологическая карта России». Всего вышло 29 выпусков карты, в них была представлена информация о памятниках в европейской части страны. Однако данные, представленные в них, были фрагментарны, часто не было точной географической привязки.

С 2014 года группа под руководством директора Института археологии РАН Николая Макарованачала создавать основу для общенациональной электронной археологической карты. Учёные разработали стандарт описания археологического памятника (в него входят название объекта, тип, хронологическая атрибуция, принадлежность к речному/ морскому бассейну, особенности микрорельефа, географические координаты и сведения об исследовании). Для карты при поддержке Российского научного фонда была разработана программная оболочка - автоматизированная система обработки информации.

На сегодня в базу данных, составляющую основу археологической карты, загружена информация о памятниках, исследованных с 2009 по 2012 год - это сведения о 15367 объектах археологического наследия, а также о 11230 «пустых» шурфах, где не было найдено культурных напластований.

«Эта карта сама по себе - уникальный инструмент, который впервые позволил нам увидеть Россию как единое поле археологической работы, позволил увидеть белые пятна на нем », - говорит Николай Макаров.

В частности, оказалось, что археологические памятники на территории России распределены очень неравномерно. Более высокая плотность памятников на юге, значительно более высокая концентрация их в Европейской части России по сравнению с Сибирью, не являются неожиданностью для археологов. Однако карты показывают резкость контрастов, характеризующую практически все хронологические срезы, ситуацию различных исторических эпох. Почти 73% археологических памятников России, затронутых изысканиями 2009-2012 года (11176 объектов), находятся к западу от Урала.

«Эта картина отражает не только современную исследовательскую активность, но в большей степениобщие закономерности в размещении населения и освоения территории, существовавшие с глубокой древности », - отметил Николай Макаров.

Он подчеркнул, что это только начало работы, в архивах института есть информация о 133 тысячах памятников, исследованных с 1945 года. «Мы решили, что ядром карты будет наиболее свежая информация, и она достаточно репрезентативна, позволяет составить общее представление об археологической географии. Конечно, мы будем продолжать вносить данные и через некоторое время она станет значительно полнее », - отметил учёный.

В России археологами наиболее исследованы европейская часть, южные регионы. Всё, что за Уралом, – практически белое пятно.

Изразец с верблюдом. XVII в. / рубеж XVII-XVIII веков (?). Из новых находок археологов ИА РАН в Новом Иерусалиме: сезон 2016 года. Работы в Воскресенском монастыре на р. Истре, связанные с его восстановлением.

Какова общая степень изученности археологического наследия России? Меньше одного процента. Во многом это связано с тем, что история археологии насчитывает у нас примерно 150 лет, в то время как в других странах – 300-400 лет. В Дании, например, считается, что за это время изучено практически все. У нас же огромная территория и мизерное количество ученых-археологов, поэтому и белые пятна колоссальны. Судите сами: в этом году на всю Россию выдано 1500 открытых листов, в то время как одна Федеральная земля Бранденбург в Германии ежегодно выдает 1000 лицензий на археологические исследования! [Дмитрий Коробов , Институт археологии РАН, доктор исторических наук // Из материала в газете научного сообщества "Поиск ", 05.02.2016]

Институт археологии РАН в пресс-релизе от 29 ноября 2016 сообщил о создании первой электронной карты археологических памятников России:

Создана первая электронная карта археологических памятников России

На сегодня в базу данных, составляющую основу археологической карты, загружена информация о памятниках, исследованных с 2009 по 2012 год - это сведения о 15367 объектах археологического наследия, а также о 11230 «пустых» шурфах, где не было найдено культурных напластований.

5.


Изразец с единорогом. XVII в. / рубеж XVII-XVIII веков (?). Из новых находок археологов ИА РАН в Новом Иерусалиме: сезон 2016 года. Воскресенский монастырь на р. Истре.

«Эта карта сама по себе – уникальный инструмент, который впервые позволил нам увидеть Россию как единое поле археологической работы, позволил увидеть белые пятна на нем», – говорит Николай Макаров.

6.


Изразец с волком. XVII в. / рубеж XVII-XVIII веков (?). Из новых находок археологов ИА РАН в Новом Иерусалиме: сезон 2016 года. Воскресенский монастырь на р. Истре.

В частности, оказалось, что археологические памятники на территории России распределены очень неравномерно. Более высокая плотность памятников на юге, значительно более высокая концентрация их в Европейской части России по сравнению с Сибирью, не являются неожиданностью для археологов. Однако карты показывают резкость контрастов, характеризующую практически все хронологические срезы, ситуацию различных исторических эпох. Почти 73% археологических памятников России, затронутых изысканиями 2009-2012 года (11176 объектов), находятся к западу от Урала.

7.


Изразец с антилопой. XVII в. / рубеж XVII-XVIII веков (?). Из новых находок археологов ИА РАН в Новом Иерусалиме: сезон 2016 года. Воскресенский монастырь на р. Истре.

«Эта картина отражает не только современную исследовательскую активность, но в большей степени – общие закономерности в размещении населения и освоения территории, существовавшие с глубокой древности», – отметил Николай Макаров.

Он подчеркнул, что это только начало работы, в архивах института есть информация о 133 тысячах памятников, исследованных с 1945 года. «Мы решили, что ядром карты будет наиболее свежая информация, и она достаточно репрезентативна, позволяет составить общее представление об археологической географии. Конечно, мы будем продолжать вносить данные и через некоторое время она станет значительно полнее», – отметил учёный.

8.

Прикладная печать конца XVII века. Из новых находок археологов ИА РАН в Новом Иерусалиме: сезон 2016 года. Воскресенский монастырь на р. Истре.

- Кто получит доступ к этой системе?

Для нас это “больной” вопрос – ведь памятники могут оказаться очень уязвимыми, если эта информация попадет в общий доступ. Должна быть тщательно продумана политика ее предоставления. [Алексей Ворошилов]

Существует очень серьезная проблема мародерства на археологических памятниках. Любые сведения, которые мы публикуем, тут же тщательно изучают вооруженные металлодетекторами грабители. [Дмитрий Коробов]

Необходимо сделать так, чтобы, с одной стороны, соблюдалась оговоренная условиями гранта доступность, а с другой – информация не попала в руки мародеров. Я думаю, нужно будет ее дозировать с тем, чтобы кто-то мог посмотреть расположение памятников без четких координат или просто получить по ним свежие данные, ну а специалисты имели бы самую полную информацию. [Ольга Зеленцова]

- “Черных копателей”, как правило, интересуют старинные монеты, оружие, другие ценные реликвии. А что же вы сами эти сокровища не изымаете, если знаете, где они?

Здесь важно пояснить, что сокровища – это не археология. Археология занимается контекстом. В чем-то наша наука похожа на криминалистику. То есть мы изучаем древности, и нам важно знать, что, как и где было обнаружено. Если просто вытащить вещь из земли и поместить в музей – ценная археологическая информация будет потеряна. Поэтому и важно, чтобы на объектах археологического наследия оставались какие-то зарезервированные места для будущих раскопок, когда у ученых появятся возможности, не сопоставимые с нашими.

Взять тот же генетический анализ, который сейчас активно внедряется в археологии, – сегодня мы знаем, что надо работать в одноразовых перчатках, чтобы не занести в древние образцы свою генетическую информацию. Получается, что все раскопки, которые были сделаны до определенного момента, этому условию не соответствовали. [Дмитрий Коробов]

[Алексей Ворошилов – сотрудник информационно-издательской группы, кандидат исторических наук; сотрудники Отдела сохранения археологического наследия Института археологии: Дмитрий Коробов, доктор исторических наук; Ольга Зеленцова, кандидат исторических наук // Из материала в газете научного сообщества "



Рассказать друзьям