Объединение к которому принадлежал суриков. Мама очень расстроилась и заплакала, Вася тоже расплакался

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В развитие русской художественной школы большой вклад внёс Суриков Василий Иванович. Он родился 24 января (12 января - по старому календарю) 1848года в сибирском городе Красноярске. Родители Сурикова, отец Иван Васильевич Суриков, служивший губернским регистратором и мать Прасковья Федоровна, урожденная Торгошина принадлежали к числу потомков первых казачьих родов. Предки его по отцовской линии, возможно, пришли в эти края с Дона чуть ли не во времена Ермака. Казачье происхождение было для Сурикова предметом особой гордости – об этом говорит то, что Василий Иванович прямо называл себя русским казаком.

О ранних годах жизни, детстве Сурикова, мы знаем в основном из работы поэта М. Волошина. Незадолго до кончины живописца, в 1913 году М. Волошин, работая над монографией о Сурикове, заказанной И. Грабарем, часто встречался и разговаривал с выдающимся художником.

В 1859 году умирает отец художника, его семья оказывается в тяжелом материальном положении. Прасковья Федоровна вынуждена была сдать жильцам второй этаж своего дома, а сама не отказывалась от случайного заработка. Суриков оканчивает Красноярское уездное училище в 1861 году и поступает на службу в губернское управление - канцеляристом. К этому времени он уже решил, что станет художником. Большим везением и удачей для Сурикова явилось знакомство с Н. Гребневым, ставшим первым его наставником и учителем. Гребнёв распознал в подростке большой потенциал, и мягко, но настойчиво стал направлять его в нужное русло.

В судьбе талантливого человека принял участие и губернатор Красноярска П. Замятин, который отправил в Петербург ходатайство с просьбой зачислить Сурикова в Академию. Несмотря на то, что ходатайство было принято, в выплате стипендии Сурикову в Академии отказали. Промышленники из Сибири в те времена отличались широтой своей меценатской деятельности, не жалели денег и на культурную и на образовательную работу. Среди них был и золотопромышленник П. Кузнецов, взявшийся за обеспечение Сурикова всем необходимым на период обучения его в Академии. В конце 1868-го года Суриков с промышленным обозом Кузнецова отправился на покорение художественного мира. Дорога до Петербурга заняла два месяца.

Однако, в Академию Сурикова взяли не сразу - ему пришлось немного поучиться в Обществе поощрения художеств, где он «набивал» руку рисуя гипсовые слепки, только после этого он был зачислен в Академию вольнослушателем. Полноправным учеником Академии Суриков стал уже в августе 1870 года, пройдя программу трёхлетнего обучения самостоятельно.

После этого последовали триумфы. К сожалению и возмущению учителя Сурикова П. Чистякова, гарантирующей заграничную стажировку золотой медали, Суриков после окончании Академии не получил. Через полгода Сурикову всё-таки предложили поездку за границу, но он отказался от неё, взявшись за роспись фресок в храме Христа Спасителя в Белокаменной.

Благодаря работе в храме, художник получил финансовую независимость и новую среду обитания. Попав в Белокаменную, Суриков сразу же почувствовал родное и насовсем переселился в Первопрестольную. Созданные здесь «Меньшиков в Берёзове», «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» принесли Василию Ивановичу заслуженное признание, и место среди выдающихся живописцев той эпохи. После показа в 1881 году «Утра стрелецкой казни» Суриков стал активным участником движения передвижников, на целых 26 лет, уйдя из Товарищества лишь в 1907 году, осознав, что это движение тормозит дальнейшее развитие живописи.

Что касается личной жизни Василия Ивановича, то здесь необходимо отметить его брак с Елизаветой Августовной Шаре, заключённый в 1878 году. Они прожили десять счастливых лет; Елизавета Августовна родила Сурикову двух дочерей. После тяжёлой болезни она умерла в 1888 году, её смерть стала причиной тяжелейшей депрессии Сурикова. Он перестаёт писать и в 1889 году уезжает с детьми в Красноярск, рассчитывая остаться в «городе детства» навсегда.

Здесь, на «малой родине», депрессия отступает. Почти насильно брат Сурикова, заставляет его приступить к написанию «Взятия снежного городка». Суриков увлекается работой, и уже осенью 1890 возвращается в Москву. Весь период 1890-х годов отмечен новым содержательным и колористическим исканием - и, конечно же, новыми живописными шедеврами, всегда выставлявшимися в среде «передвижников».

В это и последующее десятилетие Василий Иванович много и часто путешествовал. Он побывал в Сибири, в Крыму, на Оке и на Волге. Посетил Испанию, Швейцарию, Италию, Францию. На закате своей жизни Суриков оставался увлеченным грандиозными задумками. Но, к сожалению не законченными так и остались «Красноярский бунт», «Пугачёв», «Княгиня Ольга». Находясь на отдыхе и лечении в Крыму в 1915 году, Суриков пишет свой последний автопортрет, который служит подходящей иллюстрацией к характеристике данной Волошиным.

Выдающийся русский художник-передвижник умер 19 марта (6 марта - по старому календарю) в Москве. Ваганьковское кладбище стало последним приютом художника.

Будущий великий живописец появился на свет 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в семействе, принадлежавшем казачьему сословию.

После ранней смерти отца семье пришлось несладко, и мать Василия была вынуждена сдавать в аренду второй этаж их дома. Денег едва хватало на самое необходимое, однако мудрая женщина, заметив страсть сына к рисованию, умудрялась оплачивать уроки живописи. Первым учителем Василия был Н. В. Гребнев, преподававший рисование в Красноярском уездном училище.

Самой ранней работой Сурикова, дошедшей до наших времен в целости и сохранности, стала акварель «Плоты на Енисее», написанная им в возрасте 14 лет.

После окончания училища у матери не было возможности оплачивать дальнейшее обучение Василия, и он был вынужден устроиться на должность писца в губернское управление. Однако судьба была милостива к талантливому юноше. Случайно увидев работы подчиненного, губернатор П. Замятин отыскал мецената, который смог оплатить обучение Сурикова в петербургской Академии художеств.

В учебном заведении Василий постигал тонкости живописи под руководством П. Чистякова. Очень быстро он стал одним из лучших его учеников, регулярно получал денежные призы и медали за свои работы.

Творчество

Первой картиной, которой молодой Суриков заявил о себе как мастер масштабных композиций, стал «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Он продал ее своему меценату, П. Кузнецову, крупному золотопромышленнику. Спустя несколько лет, побыв в гостях у своего покровителя, молодой художник написал ему в дар картину «Милосердный самаритянин».

Из краткой биографии Сурикова известно, что он крайне неохотно соглашался писать портреты на заказ. Однако был вынужден делать это, чтобы быть финансово свободным.

Источником вдохновения для талантливого живописца служила музыка, в особенности, опера. Кроме того, он сам с удовольствием обучался игре на гитаре.

На написание одного из самых известных своих полотен - «Утро стрелецкой казни» – Суриков потратил около трех лет. Но именно эта работа открыла перед художником двери в мир большого искусства. Его талант был безоговорочно признан, и он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Василий Иванович давно мечтал о путешествии по Европе, чтобы воочию увидеть полотна выдающихся живописцев. Выгодно продав одну из своих работ, он осуществил давнишнюю мечту и побывал в знаменитых европейских галереях и художественных музеях.

В 1881 году Суриков приступил к работе над своей знаменитой картиной «Боярыня Морозова». Он настолько трепетно относился к этому произведению, что в поисках идеальной композиции мог потратить не один месяц на бесконечные эскизы и зарисовки.

К наиболее важным полотнам Сурикова также следует отнести «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин». Для детей знакомство с творчеством художника можно начинать уже с 3 класса - все картины мастера отличает высокая художественная ценность и разнообразие образов.

Личная жизнь

Первой и единственной любовью живописца стала его супруга - Елизавета Августовна Шаре. Молодые люди обвенчались в 1878 году, и спустя время у них родились две дочери - Ольга и Елена.

Однако семейное счастье было недолгим - спустя 10 лет любимая супруга скончалась, оставив художника в глубочайшей депрессии. Вернуться к жизни он смог лишь благодаря творчеству.

Смерть

В последние годы жизни здоровье Василия Ивановича значительно ухудшилось. Он отправился в Крым на лечение, однако оно не помогло. 6(19) марта 1916 года великий художник скончался от ишемической болезни сердца.

Во время учебы Суриков за свои работы получил четыре серебряные медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор». Первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870 г.) приобрел П. И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском художественном музее им. В. И. Сурикова). Летом 1873 г. Суриков приехал в Красноярск, некоторое время жил в Хакасии на золотых приисках Кузнецова. В 1874 г. Суриков подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самарянин» (хранится там же), за которую получил Малую золотую медаль. Уже в годы пребывания в Академии сложился как исторический живописец-реалист. В 1875 г. за картину «Апостол Павел благовествует перед царем Агриппой и его сестрой Вероникой» удостоен звания классного художника. 4 ноября 1875 г. Василий Иванович окончил Академию в звании классного художника первой степени. В 1876-1877 гг. исполнял живописные работы в московском храме Христа Спасителя.

25 января 1878 г. Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (1858-1888) (в некоторых источниках - Елизавета Артуровна Шарэ). У Сурикова и Шаре родились две дочери - Ольга и Елена.

В Москве Cуриков создал свои наиболее значительные произведения - монументальные исторические картины «Утро стрелецкой казни» (1881 г.), «Меншиков в Березове» (1883 г.), «Боярыня Морозова» (1887 г.). Художник раскрыл в них истоки трагических противоречий истории, показал борьбу исторических сил в петровское время, в период раскола. Сурикова привлекали сильные личности, концентрирующие в себе дух народа. В своих монументальных картинах Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события.

В 1888 г., после неожиданной смерти жены, Суриков впал в острую депрессию. Своеобразным символом его тогдашнего просветления и возрождения служит картина «Исцеление слепорожденного Иисусом», в которой в облике прозревшего угадываются черты самого художника. Преодолев после поездки в Сибирь в 1889-1890 гг. это тяжелое душевное состояние, он создал необычайно яркое, жизнерадостное полотно «Взятие снежного городка» (1891 г.), запечатлевшее обобщенный образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья. В исторических картинах 1890-х гг. Суриков вновь обращается к национальной истории, останавливаясь на событиях, в которых проявлялись исторический дух, единство и мощь русского народа. В картинах «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.) Суриков воспевает мужество и отвагу русского воина.

Следующая работа художника в историческом жанре - «Степан Разин» (1910 г.). Помимо грандиозных произведений, написанных на сюжеты русской истории, Суриков создавал также прекрасные камерные портреты, в которых проявилось портретное дарование мастера, его глубокий интерес к душевному миру простого русского человека. После прочтения книги И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI-XVII веках» Суриков с 1908 по 1912 г. писал картину «Посещение царевной женского монастыря». Прототипами царевны стала внучка художника Наталья Кончаловская.

Василий Суриков (1848-1916) - русский художник, известный своими выдающимися картинами исторического жанра. Он знаменит также своими портретами. Его монументальные полотна, на которых он воплотил различные, в основном трагические эпизоды из истории России, перевернули вверх дном все каноны подобной живописи. Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого. Многих такой подход шокировал. Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник. Биография Сурикова и будет представлена ниже.

Предки

Известно, что живописец происходил из казачьего рода. Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Родом они были с Дона, и есть сведения, что Суриковы упоминаются среди основателей Красноярска, где и родился художник. Биография Сурикова неотъемлема от истории России. В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. Это был его родной дед. Отец художника, Иван Васильевич, работал коллежским регистратором, а девичья фамилия матери - Торгошина. Это известная с семнадцатого века семья. Она тоже была родом из казачьей станицы.

Детство в Красноярске

В этом городе родился будущий художник. Когда мальчику исполнилось восемь лет, его отца переводят на службу в акцизное управление села Сухой Бузим, недалеко от Красноярска. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище. Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. Семья живет очень бедно, денег им постоянно не хватает, и они вынуждены сдавать часть деревянного дома квартирантам. Способности мальчика заметил учитель рисования Красноярского уездного училища Николай Гребнев. Он давал ему копировать работы старых мастеров.

После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Его работы видели сотрудники. Они также попались на глаза губернатору края - Замятину. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши. Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии. Тогда губернатор обратился к меценату, золотопромышленнику Кузнецову, который не только согласился финансировать обучение молодого человека, но и взял его с собой в Петербург, куда отправлялся по делам. Однако поступить в Академию Суриков не смог.

Отрочество и юность в Санкт-Петербурге

Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. На этот раз его попытка завершилась успешно. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. За годы учебы молодой живописец получил за свои работы четыре серебряные медали и несколько денежных премий. Дипломная картина художника, посвященная эпизоду из жития апостола Павла, уже несла элементы будущих драматических столкновений разных исторических лиц. Но консервативным преподавателям она не понравилась, и золотой медали Суриков не получил. Поэтому он не смог поехать за границу и стал расписывать храм Христа Спасителя фресками на тему Вселенских соборов. Работа продолжалась около двух лет. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей.

Личная жизнь и столичный период

Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву. Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. Брак принес ему небольшое состояние, что позволило живописцу не работать по заказам, а сделаться вольным художником. Этот статус он сохранял за собой до конца жизни. Тем не менее еще долгие годы Суриков не имел приличной мастерской, а работал в небольших комнатах. В одно из таких тесных помещений наведался Петр Третьяков, будущий основатель знаменитой галереи, который собирал полотна русских художников. Он часто покупал картины мастера. На полученные от Третьякова деньги художник также смог обеспечить себе относительную финансовую независимость.

Первые шедевры

Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин - «Утро стрелецкой казни». Она посвящена одному из страшных эпизодов семнадцатого века, когда молодой Петр Первый, узнав о восстании стрелецких полков, беспощадно с ними расправился и даже сам рубил им головы. Не желая пугать зрителей сценами казни, художник показывает ее преддверие. Первого стрельца вывели на плаху, а на заднем плане видно лицо молодого царя, готового убивать. Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей. Особенно выделяются семьи и дети несчастных стрельцов, которых выволокли смотреть, как будут умирать их близкие. И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы.

К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. В дождливые дни он находился с семьей у станции "Люблино". Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба. Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. Княжну, завернутую в шубу, он рисовал с собственной жены, которая в это время сильно заболела. На деньги, которые Суриков получил от приобретения картины Третьяковым, он смог съездить за границу и своими глазами увидеть собрания музеев в разных странах.

Картины Василия Сурикова 80-х - начала 90-х годов девятнадцатого века

Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». Работа над этой картиной растянулась на несколько лет. Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы. Он часто говорил о том, что если бы ему пришлось рисовать ад, он бы сажал моделей в огонь и сам бы писал в нем. Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики. Сам типаж восставшей против церковной власти боярыни художник нашел в своей тете. Сильная и страстная женская натура, верная своим убеждениям и вызывающая различные чувства у собравшейся толпы - от ненависти до преклонения - стала одной из лучших в творчестве Сурикова. Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями. Современники отнеслись к этому полотну восторженно, оно участвовало в Передвижной выставке.

В 1888 году умерла жена художника. Он очень горевал, практически отошел от живописи и уехал из Москвы в Красноярск. Там через несколько лет он излечился от скорби и даже создал жизнерадостную картину «Взятие снежного городка».

Возвращение в Москву

Творчество Василия Сурикова после переезда из Сибири словно получает второе дыхание. В 1895 году он завершает работу над картиной «Покорение Сибири Ермаком». Здесь он воспевает казацкое войско, где служили его предки. Основное внимание сосредоточено на фигуре Ермака, но и к противостоящим ему войскам Кучума он относится с уважением. Солдаты разбитой армии отличаются особенной, самобытной красотой. Это столкновение двух стихий, каждая из которых имеет свою правду.

Через четыре года художник создает похожую по типу картину - «Переход Суворова через Альпы». Начал он работать над ней сразу же после «Покорения Сибири», а многие эскизы были написаны во время пребывания в Швейцарии. Здесь живописец проявил себя как прекрасный пейзажист, одновременно показывая массу воинов, исполняющих приказ полководца и преодолевающих горы.

В начале двадцатого века Суриков работает над одной из своих самых сложных картин - «Степан Разин». Здесь тоже можно наблюдать характерный для художника потрясающий водный пейзаж, написанный перламутровыми красками, контрастирующий с тяжелыми раздумьями мятежного атамана. Живописец также известен многочисленными портретами, которые он никогда не писал по заказу.

Последние годы жизни

В 1910 году художник путешествует по Испании. Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике. Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке. К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия живописец обращается в «Посещении царевной женского монастыря». В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым. Но его преследовали сердечные расстройства. Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года. Суриков был похоронен рядом с женой на

Художник Василий Суриков — из рода енисейских казаков. Родился в Красноярске, учился в Петербурге, расписывал храм Христа Спасителя в Москве.

«В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый, — рассказывал он. — И край-то у нас какой. Енисей течет на пять тысяч верст в длину, а шириною против Красноярска — верста. Берега у него глинистые, розово-красные. И имя отсюда — Красноярск. Про нас говорят: «Краснояры сердцем яры» (из монографии Максимилиана Волошина «Суриков»).

РИА «Новости»/Государственная Третьяковская галерея Василий Иванович Суриков (1848-1916). Автопортрет, 1879 год

Рисовать Суриков начал в раннем детстве. «Еще, помню, совсем маленьким был, на стульях сафьяновых рисовал, пачкал. Мне шесть лет, помню, было, я Петра Великого с черной гравюры рисовал», — вспоминал художник, рассказы которого Волошин записывал в январе 1913-го и опубликовал после смерти художника.

Первым учителем рисования Сурикова стал Николай Гребнев из красноярского уездного училища. Когда в городе открылась гимназия, Суриков поступил в 4 класс, но позже ушел. Денег на оплату учебы у семьи не было — отец скончался, когда мальчику было 11 лет — и Суриков начал работать писцом в губернском управлении.

Делу помог енисейский губернатор Павел Замятнин, который, увидев рисунки Сурикова, нашел мецената — красноярского золотопромышленника Петра Кузнецова. Он оплатил обучение юноши в петербургской Академии художеств.

И он же приобрел первую самостоятельную работу Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» (1870).

Во время учебы в Академии Суриков получил прозвище Композитор — говорят, слишком большое внимание уделял композиции. Кроме того, в его послужном учебном списке — 4 серебряных медали и несколько денежных премий. 4 ноября 1875 года талантливый красноярец окончил Академию художеств в звании классного художника первой степени.

Иллюминация московского Кремля (1883)

Василий Иванович Суриков. «Иллюминация Московского Кремля», 1883

После Петербурга Суриков оказался в Москве. «Я в Москву приехал — прямо спасен был… Памятники, площади — они мне дали ту обстановку, в которой я мог поместить свои сибирские впечатления. Я на памятники, как на живых людей смотрел — расспрашивал их: Вы видели, вы слышали, — вы свидетели. Только они не словами говорят… стены я допрашивал, а не книги… В Москве очень меня соборы поразили. Особенно Василий Блаженный: все он мне кровавым казался. Как я на Красную площадь пришел, все это у меня с сибирскими воспоминаниями связалось…» (из книги Максимилиана Волошина «Суриков»).

Москва стала для Сурикова вторым домом. Здесь он прожил большую часть своей жизни и создал самые главные свои работы.

Утро стрелецкой казни (1881)

Василий Иванович Суриков. «Утро стрелецкой казни», 1881 / Третьяковская галерея

В детстве Суриков ходил вместе с друзьями наблюдать за казнью преступников. «Нравы жестоки были, — рассказывал Суриков. — Казни и телесные наказания на площадях публично происходили. Эшафот недалеко от училища был. Там на кобыле наказывали плетьми. Бывало идем мы, дети, из училища, кричат: «Везут! Везут!» Мы все на площадь бежим за колесницей. Палачей дети любили. Мы на палачей как на героев смотрели. По именам их знали: какой — Мишка, какой — Сашка. Рубахи у них красные, порты широкие. ...Мы на них с удивлением смотрели — необыкновенные люди какие-то. ...И ужаса никакого не было. Скорее восторг. Нервы все выдерживали.

Помню, одного драли, — рассказывал Суриков, — он точно мученик стоял. Не крикнул ни разу.

И мы все мальчишки на заборе сидели. Сперва тело красное стало, а потом синее: одна венозная кровь текла» (из книги Волошина «Суриков»).

Между тем, в картине «Утро стрелецкой казни», которая сделала художника знаменитым, он не стал изображать казнь. По словам Сурикова, ему хотелось передать «торжественность последних минут, а совсем не казнь».

«Когда я «Стрельцов» писал, — рассказывал он мне, — я каждую ночь во сне казни видел. Ужаснейшие сны. Кровью кругом пахнет» (из книги Волошина «Суриков»).

Картина стала первым большим историческим полотном художника — он планировал закончить полотно зимой 1878 года, но в итоге работал над ней три года. На выставке работа сразу же была куплена Третьяковым.

Боярыня Морозова (1887)

Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова», 1887

«Боярыня» появилась на 15-й выставке художников-передвижников и сразу же получила самые восторженные оценки современников. Так критик Стасов писал: «Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то, которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще».

Впервые о боярыне Морозовой художник услышал от своей тетки Ольги Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учебы в уездном училище. Другая его тетка — Авдотья Торгошина — стала прототипом боярыни.

»...А юродивого я на толкучке нашел — огурцами он там торговал. Вижу — он. Такой череп у этих людей бывает. Я говорю: идем. Еле уговорил его. ...В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ему ноги натер» (из книги Волошина «Суриков»).

Портрет О. В. Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве, 1888

Василий Иванович Суриков. Портрет О. В. Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника в детстве, 1888

«Я мальчиком еще, помню, все в лица вглядывался, — говорил он. — думал, почему это так красиво. Каждого лица хотел смысл понять. Знаете, что значит симпатичное лицо? Это то, где черты сгармонированы. Пусть — нос курносый, пусть — скулы, а все сгармонировано. Это и есть то, что греки дали, — сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти» (из книги Волошина «Суриков»).

Суриков-портретист всегда находился в тени другого Сурикова — прежде всего, художник известен как мастер исторических работ. Среди самых известных его картин, кроме «Утра стрелецкой казни» и «Боярыни Морозовой» — «Меншиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Степан Разин».

Над «Покорением Сибири» Суриков работал с 1891 по 1895 год. «Он изъездил всю Сибирь, собирая материалы. Ездил в Тобольск и по Оби для пейзажа. В 92-м году — на Дон собрать казацкие типы, в 93-м году — на самый север Сибири рисовать остяков, в 94-м — снова в Тобольск и по Иртышу» (из книги Волошина «Суриков»).

Взятие зимнего городка (1891)

Василий Иванович Суриков. «Взятие снежного городка», 1891

После смерти жены Суриков в начале лета 1889 года на некоторое время вернулся в Красноярск, где прожил до осени 90-го и написал «Взятие снежного городка». На картине изображена старинная масленичная игра, которую художник впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери Торгошино. Снежный городок был построен во дворе дома Сурикова. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха.

Картина получила именную медаль на международной выставке в Париже в 1900 году.

Севилья (1910)

Василий Иванович Суриков. «Севилья», 1910

Суриков-акварелист почти не известен широкому кругу. В 1880-1890-х гг. художник совершил большое путешествие по Италии, Франции и другим странам Европы, откуда привез множество акварелей.

Переход Суворова через Альпы (1899)

Василий Иванович Суриков. «Переход Суворова через Альпы», 1899

Французский критик Делинь называл Сурикова «могучим воскрешателем прошлого». Картину «Переход Суворова через Альпы» Суриков задумал в октябре 1895 года. Прототипом Суворова стал 82-летний красноярский отставной казачий офицер Федор Спиридонов.

«Суворов у меня с одного казачьего офицера написан, — рассказывал он. — Он и теперь еще жив. Ему под девяносто лет. Но главное у меня в картине — движение. Храбрость беззаветная — покорные слову полководца идут» (из книги Волошина «Суриков»). Работа над картиной была закончена в 1899 году — в 100-летие итальянского похода Суворова. Работа выставлялась в Петербурге и Москве — приобрел ее император Николай II.

Василий Суриков скончался в марте 1916 года в Москве от хронической ишемической болезни сердца. Последними словами художника стали: «Я исчезаю».



Рассказать друзьям