Загадка про сфинкса для детей. Сфинкс в европейской культуре

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На протяжении тысячелетий его окутывали мифы и легенды, ему поклонялись и боялись, он видел смену эпох и цивилизаций и лишь он, Сфинкс Гизы, остался нетленным и безмолвным хранителем тайн далекого прошлого.

Одна из легенд повествует, что этот огромный хищник днем и ночью охраняет покой пирамид, и с помощью «третьего глаза» следит за обращением планет, Сириусом и восходом Солнца, питаясь космической силой. В обмен на это ему следовало приносить жертвы. Другая легенда гласит, что гигантская статуя таинственного зверя охраняет «эликсир бессмертия». Согласно легендам, основоположник эзотерических знаний Гермес Трисмегист, владел секретами изготовления «философского камня», с помощью которого металл можно было обратить в золото. Также, «философский камень» являлся основой для создания «эликсира бессмертия». По приданиям Трисмегист был сыном Египетского бога по имени Тот, который построил на берегу Нила первую пирамиду и возвел Сфинкса рядом с комплексом пирамид в Гизе, призванного охранять рецепт «эликсира бессмертия», который был спрятан в его недрах.

Первоначально в мифах египетский Сфинкс сохранял черты льва с головой мужчины. Он бродил по дорогам близ Парнаса, пожирая прохожих. В мифах древних греков Сфинкс - это чудовище, порождённое Тифоном и Эхидной, с телом льва, лицом и грудью женщины, и крыльями птицы. асположившись на горе близ города Фивы, Сфинкс задавала каждому проходившему загадку - «Кто из живых существ утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?». Тех, кто не сумел разгадать загадку, Сфинкс убивала. Дать отгадку сумел Эдип - «Человек в детстве, зрелости и старости». После чего Сфинкс бросилась со скалы.

Проживающие в этом районе арабы называли статую Абул Хол, что в переводе означает «отец ужаса». Как установили филологи, полное название статуи означало «живой образ Хафры». Таким образом, Сфинкс являлся воплощением царя Хафры с символами царской власти и телом царя пустыни. Следовательно, в понимании древних египтян Сфинкс в одном лице представлял собой бога и льва, стерегущего свою пирамиду.

Многие мистические учения и маги всех времен пытались найти магические объяснения назначению сфинкса. Вот что писал классик оккультизма Элифас Леви в своей «Истории магии»: «Гермес Трисмегист сформулировал свой символ, названный Изумрудной Скрижалью: «То, что внизу, подобно тому, что вверху, и то, что вверху, подобно тому, что внизу, для действий чудес одной сущности». Свет - это Исида, или луна, огонь - это Осирис, или солнце; они - мать и отец великой Теллус, а она есть всеобщая субстанция. Гермес Трисмегист утверждает, что эти силы достигли своего абсолютного проявления в тот момент, когда была создана земля. Четыре проявления единой субстанции были представлены Сфинксом. Его крылья соответствовали воздуху, бычье тело - земле, женская грудь - воде, а львиные лапы - огню. Такова тайна охраняемых Сфинксом трех пирамид с квадратными основаниями и треугольными гранями. Возводя эти памятники, Египет пытался воздвигнуть Геркулесовы столпы универсальной науки. Разгадай или умри - такова была страшная дилемма, предлагаемая Сфинксом претендентам на трон Фив. Смысл заключался в том, что тайны науки являются тайнами жизни; альтернативы - править либо подчиняться, быть или не быть. Силы природы сломят нас, если мы не обуздаем их, чтобы использовать для завоевания мира. Сложная форма Сфинкса является иероглифической аналогией четырех свойств универсальной действующей силы - Астрального Света - уплотнения, разложения, охлаждения и нагревания. Эти четыре свойства, направляемые волей человека, способны изменять все фазы Природы, производя здоровье или болезнь, жизнь или смерть, богатство или бедность, любовь или ненависть, в соответствии с заданным импульсом. Они способны поставить все отражения света на службу воображения, они являются парадоксальным решением немыслимых вопросов, которые может поставить Трансцендентальная Магия».

С давних пор ученые считали Сфинкса ровесником Великих пирамид, однако здесь есть одна странность. Дело в том, что в древних папирусах дошедших до нас и относящихся к эпохе постройки пирамид, не обнаружено ни малейшего упоминания о Сфинксе. И, если иероглифы донесли до нас имена строителей Великих пирамид, кто создал Сфинкса остается загадкой. Только лишь спустя четыре века после завершения строительства Великих пирамид, появляются первые письменные упоминания о Сфинксе. В этих рукописях его называют «шепес анх», что означает «живой образ». Наука затрудняется дать объяснение этому названию.

Так почему же о столь значительном сооружение нет упоминания в древних рукописях? Например, Геродот в своей «Истории» (445 год до нашей эры) рассказывает обо всем, что он видел в Египте. Он подробно описывает Великие пирамиды, процесс их возведения, количество рабов принимавших участие в этом строительстве, общем, все, что привлекло его внимание. Однако о Сфинксе Геродот не сообщает ни слова… К тому же сегодня нам известно, что древнеегипетские строители подробно записывали все расходы, вели учет стройматериалов и подробные записи возведения той или иной постройки, однако археологи не нашли ни одного документа, относящегося к возведению Сфинкса. Но как же такое может быть? Как такое величественное, монументальное сооружение, могло быть не замечено древними историками?

Разгадку мы находим в трудах древнеримского ученого и писателя Плиния Старшего. В его «Естественной истории» рассказано, что в его время Сфинкс очередной раз был очищен от песков Западной пустыни, которые буквально поглотили его. Точно неизвестно как часто Сфинкса засыпало песком, однако становится понятно, почему были периоды в истории, когда о Сфинксе нет упоминаний. Просто тот же Геродот, описывая величие Древнего Египта, не мог поведать нам о Сфинксе, потому как не видел его - он был погребен под многометровым слоем песка. Изучая скульптуру, ученые пришли к выводу, что Сфинкс периодически скрывался под слоем песка, и время от времени его приходилось откапывать. В прошлом веке в Египте была найдена стела, на которой был высечен текст, составленный в 15 веке до нашей эры при правлении фараона Тутмоса IV. В тексте сказано, что фараону во сне было знамение - если он сумеет отчистить Сфинкса от песка, тогда царствование его будет благополучным и долгим. Там же сказано, что скульптуру откопали, потратив на это почти год. В наше время археологи получили сведения, что Сфинкса откапывали из песка при царствовании в Египте династии Птолемеев, затем - при арабских правителях и римских императорах. Даже сегодня, после сильных песчаных бурь, статую приходится очищать, правда, песка сейчас гораздо меньше, чем раньше. На основании этих фактов и явлений ученые сделали вывод, что Сфинкс был возведен гораздо раньше, чем это предполагалось ранее. О времени постройки статуи существуют различные гипотезы. Египтологи по сей день так и не пришли к единому мнению.

Командой гидрологов было сделано любопытное открытие, которое позволило выдвинуть новую гипотезу. Дело в том, что ими на основании статуи были обнаружены значительные следы эрозии, что указывает на следы потопа когда-то произошедшего в этих местах. После проведения многочисленных анализов и консультаций с геофизиками, была названа предположительная дата события - 8000 лет до нашей эры, а повторные исследования, проведенные англичанами, отодвинули эту дату до 12000 лет до нашей эры. К тому же выяснилось, что следы эрозии приходятся на обработанную часть скалы, на которой установлен Сфинкс, значит, он стоял там еще до потопа. Французские археологи утверждают, что датировка потопа произошедшего в Египте совпадает с датой гибели Атлантиды по Платону... Другие ученые пытаются вычислить время создания Сфинкса по Библии, считая, что эрозию мог вызвать Всемирный потоп. На основании описания погоды, которая стояла в Египте (сон фараона, разгаданный Иосифом), можно сделать предположение, что Сфинкс был возведен около 2820-2620 лет до нашей эры. Эту гипотезу косвенно подтверждает арабская легенда, в которой рассказано, что пирамиды были построены для спасения египтян от Великого потопа. А Сфинкс был возведен для того, чтобы предупредить людей о надвигающейся катастрофе. Поэтому взгляд Сфинкса насторожен, а его третий глаз направлен в Космос.

Рерихи и Елена Блаватская считали, что Сфинкс был построен атлантами примерно 200 тысяч лет тому назад. А известный философ Хорхе А. Ливрага, считает, что потомки атлантов построили Великую пирамиду, а спустя тысячелетие - Большого Сфинкса. По данным Н. Н. Сыченова «Сфинкса начали возводить 42,2 тысячи лет до нашей эры и завершили строительство спустя 1200 лет». Известный американский медиум Эдвард Кейси утверждал, что «Сфинкс и пирамиды Хеопса были построены между 10490 и 10390 годами до нашей эры». Профессор геологии Бостонского университета Роберт Шох, на основании исследований следов водной эрозии Сфинкса, считает, что время создания статуи лежит между 7000 и 5000 лет до нашей эры, потому что именно в этот период над Египтом шли сильные дожди, которые способны были вызвать эрозию. А Джон Уэст полагает, что основная эрозия происходила в более ранний, дождливый период - около 10000 лет до нашей эры.

Другие ученые разделяют время создания Сфинкса и время строительства пирамид. Однако против этого свидетельствуют многие древние легенды и сказания разных народов: греков, римлян, халдеев, арабов. В этих легендах рассказывается о том, что под землей был прорыт туннель и устроен тайник. Туннель служил сообщением между Великой пирамидой и Сфинксом, которым пользовались жрецы.

Итак, загадка происхождения Сфинкса уходит в незапамятные времена. Что нам известно о тех временах? Практически ничего, ну а легенды и мифы, дошедшие до наших дней, ставят множество вопросов и, практически, не дают ответы на них. Однако можно предположить, что в глубине веков на нашей Земле существовала высокоразвитая цивилизация, а ее представители, обладая развитой наукой, могли предвидеть грядущую катастрофу и постараться сохранить свои знания для будущих поколений. С этой точки зрения представляются любопытными легенды о «космическом» происхождении древнеегипетского государства, которое появилось как бы вдруг и сразу же по уровню цивилизации стало намного выше всех окружающих его народов. Согласно этим легендам в долину Нила прилетели боги на огненном шаре. Царя этих богов звали Тот и он был «руководителем корабля Солнца». Так сказано в вырезанных на камне иероглифических письменах, которые в сохранности дошли до наших дней. Эти божества, которых было девять, начали обучать аборигенов азам математики, медицины, астрономии, земледелия. Сказания повествуют о том, что они воздвигли большой город, в центре которого располагался высокий маяк, а также специальное сооружение, предназначенное для измерения разливов Нила. На стене одного из храмов пришельцы начертили новый календарь. Возможно, такое поведение многим покажется странным, ведь скорее так ведут себя миссионеры, оказавшиеся волею судьбы в дикой местности, нежели всемогущие боги. Противоречия такого рода и породили множество догадок о том, что главные боги Египта являются либо пришельцами из космоса, возможно потерпевшими на Земле катастрофу, либо выжившими после потопа представителями Атлантиды. Они передали свои знания египетским жрецам, которые сумели быстро освоить астрономию и могли точно рассчитать, когда произойдет затмение Солнца. Также при раскопках археологами были найдены аналоги современных гальванических батарей. На небывало высокий уровень поднялась медицина.

По прошествию времени знания, принесенные пришельцами, стали забываться. Например, древние египтяне знали, что Земля имеет шарообразную форму и вращается вокруг Солнца, их потомки уже утверждали, что она плоская, а солнце и другие планеты вращается вокруг нее. Были потеряны технологии производства уникальных никелевых и бронзовых сплавов, которые умели производить древние. Забыт и чудодейственный рецепт «эликсира бессмертия», который был известен богу Тоту и его сыну Гермесу Трисмегисту. Вероятно, боги-миссионеры предвидели, что люди не сумеют сохранить подаренные им навыки и знания. А если так, то следовало позаботиться, чтобы хоть часть этих знаний сохранилась. Возможно, что в качестве тайного хранилища знаний и был возведен Сфинкс.

Древняя легенда гласит: «Когда заговорит Сфинкс, жизнь на Земле сойдет с привычного круга». Возможно это зашифрованный намек на тайник знаний, содержимое которого в значительной мере способно повлиять на жизнь обнаружившего его народа, а быть может и всего человечества. Есть, правда, и еще одна гипотеза, о том, что в чреве Сфинкса нет ничего кроме праха фараонов и холодного камня. Так, где же искать истину? Сфинкс пока хранит молчание.

Загадка Сфинкса cокрыта в мифологическом образе существа с телом быка, лапами льва, крыльями орла и головой человека. Ответ на эту загадку – сам человек, дитя четырех стихий.

Четыре элемента Сфинкса суть четыре ипостаси человеческой сущности. На какой из этих сфер более всего сконцентрировано сознание зависит исход мистического пути постижения истины и преодоления препятствий, раз за разом возникающих на каждом новом витке духовной эволюции.

  • Бык – это земля и знак зодиака телец;
  • Лев – огонь и знак зодиака – лев;
  • Орел – воздух и знак скорпиона;
  • Человек – вода и знак водолея.

Сфинкс приобрел в древней Греции ореол свирепого чудища, убивающего каждого, кто не сможет дать ответы на его вопросы. Архетип чудища – Тень, темная сторона личности, состоящая из подавленных желаний, которые становятся только сильнее с каждой попыткой найти спасение от них в бегстве. Единственно возможный благоприятный исход пролегает через возобладание духа над телом. Победа человека над его внутренними демонами в форме жажды и страха - это правильный ответ, данный Сфинксу - ответ в пользу власти сознания над инстинктивными порывами.

Иисус сказал: Блажен тот лев, которого съест человек, и лев станет человеком. И проклят тот человек, которого съест лев, и лев станет человеком. (Евангелие от Фомы)

Загадка Сфинкса – это экзамен на чистоту духа, который должен сдать каждый на пути к знанию. Для чего тебе нужно то, что ты ищешь? Твои мотивы исходят от чистого духовного начала или из животной природы?

Птица – принцип действия и символ святого духа – посланника творца, отправленного с целью воплотить на земле божественную идею. Орел в загадке Сфинкса – знак священного творческого импульса, выраженного в акте созидания. Его способность парить над землей связывает его с высшим миром духовной и космической сферы. Крылья – метафизическая суть способности сознания возвысится над сферой инстинктов и нужды.

Бык – материальная форма земной природы. Земля – плодородная почва, способная реализовывать идеи в реальности. Тело – отражение души, по этой же аналогии: результат творчества – отражение самого автора. В загадке Сфинкса бык фигурирует, как принцип объемной формы. В метафизическом смысле, это глина, из которой руки творца лепят тело первого человека – космического Адама.

Тело наделено инстинктивным сознанием, которое обеспечивает существование в условиях дикой среды. Бык – это инстинкты и символ земного начала в человеке, знак физической материи, как фундамента и природной мощи, с которой все живое стремиться к жизни.

Лев – символ стихии огня и знак активного обжигающего пламени. Эта огромная энергия испепеляет слабых духом. Лев в загадке Сфинкса обозначает желания и астральную сферу. Его царственная природа оборачивается для человека и другой стороной, взращивая гордыню – главный порок и главное испытание, преграждающее путь к истине. Тот же, кто покорит льва, обуздав свою страсть и спесь, станет властителем собственной жизни и возымеет право идти по дороге, называемой Путем постижения Великой Истины.

Сфинкс. Археологический музей в Дельфах.

Таким образом, загадка Сфинкса предстает перед каждым духовным искателем. И ее суть – первый этический урок, исход которого определит, возможен ли дальнейший путь. Этот урок – смирение, ибо только кроткий духом сможет не разбиться о подводные камни гордыни, поддавшись искушению блистательного мира формы, и только покорившийся своей судьбе сможет, не дрогнув, посмотреть в глаза самому устрашающему из чудищ подземелья собственного ума.

Загадка Сфинкса

В мифах Древней Греции рассказывается о крылатом полульве с женской головой и грудью. Чудище якобы обитало на скале у греческого города Фивы. Оно любило задавать путникам сложные вопросы. Если человек отвечал правильно, Сфинкс должен был его пропустить. А поскольку таких не находилось, то чудовище убивало всех подряд. Так было до тех пор, пока оно не встретило путешественника Эдипа. Сфинкс спрсил:

Кто ходит утром на 4-х ногах, в полдень на 2-х, а вечером на 3-х?

Человек. - Ответил Эдип. - В детстве, которое можно назвать утром жизни, младенец ползает на четвереньках, потом твёрдо стоит на ногах, а на закате жизни ходит с трудом, опираясь на «третью ногу» - палку.

Чудовище в отчаянии бросилось со скалы и погибло. За избавление от Сфинкса фиванцы сделали Эдипа царём.

На самом деле, эта легенда пришла сюда из Древнего Египта. Там статуя Сфинкса стоит и поныне. И продолжает загадывать загадки.

Загадка первая: что значит имя этого чудовища? «Сфинкс» греческое слово и образовано оно от египетского названия «Шепес анх» - «Живой образ». Но тогда египтяне считали, что каменный памятник… живой? Вот что об этом написали русские исследователи Н. Глазова и В. Ланда, наблюдавшие статую в разное время суток:

Днём, освещённый солнцем, он не вызывает того чувства восторга, которое обнаруживается при ночном освещении его снизу прожекторами. При освещении снизу вдруг ясно проступил осмыслённыей и мудрый взгляд его огромных глаз. Видно, лик был задуман так, чтобы при свете дня неразумные и алчные земляне прошлых эпох не узнали в Сфинксе мудрое инопланетное существо…

Ещё более величественным выглядит Сфинкс во время восхода солнца, который он встречает, подняв голову вверх, вот уже несколько тысяч леч подряд. Особый красоты и мудрости он достигает в девять часов утра: не зря в Древнем Египте цифра «9» означала мудрость. Потом, когда солнце поднимается выше и на каменное лицо падают тени, Сфинкс «умирает». Если перевести его древнеегипетское имя как «Символ жизни», то становится понятным, что каменное изваяние живет теми же циклами, что и природа, где за расцветом следует увядание, затем наступает временная смерть - зима (в тропиках это период засухи), за ней приходит воскрешение. И так из года в год. Так же и человек: тело умирает, а душа продолжает существовать дальше.

Загадка вторая: сколько времени он тут лежит? Ученые выяснили, что статуя Сфинкса и стоящие за ней пирамиды составляют один архитектурный комплекс, построенный на одном основании, но древние храмы от времени разрушились, на их месте значительно позже построили другие. Только Сфинкс сохранился с доисторических времен, когда еще и Египта не было. Откуда нам это известно? Во-первых, за тысячелетия этот монумент не раз полностью засыпало песком, который приносит ветер из пустыни Сахары. В древних летописях сообщается, что по приказу египетских фараонов статую Сфинкса в долине Гизы много раз откапывали. Работы проводились в 1818, 1886, 1925 годах, когда на поверхности оставалась лишь голова монумента. Значит, Сфинкса сотворили, когда еще не было пустыни Сахары. Ученый М. Леннер из этого сделал вывод, что «Сфинкс был создан давным-давно, когда Гиза была еще зеленой». А было это 15000 - 11000 лет тому назад, когда пустыня напоминала «холмистую равнину современной Кении и Танзании».

Загадка третья: зачем он тут разлегся? В первую очередь, Сфинкс - это памятник исчезнувшей цивилизации. Когда ученые внимательно изучили лицо статуи, оказалось, что оно принадлежит к несуществующей ныне расе людей. Внешне они были похожи на африканцев и коренных американцев - индейцев. Во вторую очередь, монумент является точным инструментом для астрономических вычислений. Лапами он упирается в восточную сторону квадрата, в который вписаны остальные строения долины Гизы. Если умножить их параметры, то произведение будет равно продолжительности одного космического года - 26 000 лет.

Загадка четвертая, еще не разгаданная. Оказывается, под самой статуей находятся подземные помещения. Их удалось обнаружить с помощью новейшей акустической аппаратуры. Осталось только добраться до тайных хранилищ знаний.

Правда, существует предсказание: когда мир будет стоять на краю гибели, статуя оживёт и заговорит. Тогда Сфинкс сам расскажет обо всех своих тайнах. Но тогда будет уже слишком поздно. Лучше бы мы узнали их сейчас.

Защитник тайны времени

В Древнем Египте у Сфинкса было прозвище - «Защитник». От кого же и что он защищал? Ученый Хэнкок пишет: «Он охраняет «Славное Место Начала Времен» и почитали его как центр «великой магической силы, простирающийся на весь регион». Увы, Защитник не уберег государство Древнего Египта, зато сохранил свой главный секрет - тайну Времени.

Каждый человек появляется на свет под своей «счастливой звездой», или знаком Зодиака. Это созвездие определяет в дальнейшем характер и судьбу человека. Такие же «счастливые звезды» есть и у всего человечества. Но определяют они уже судьбы не отдельных людей, а целых народов. Египетский Сфинкс был создан, скорее всего, в эру Льва, которая длилась с 10970 по 8810 год до н. э. Ученые называют даже более точную дату - 10450 г. до н. э. В это время Солнце поднималось в созвездии Льва. Древние строители надеялись, что люди в будущем также станут определять время по звездам и узнают, когда был построен Сфинкс. И они не ошиблись.

Из книги Тайны древних цивилизаций. Энциклопедия самых интригующих загадок прошлого автора Джеймс Питер

Из книги Магия в теории и на практике автора Кроули Алистер

Глава XXI. О ЧЕРНОЙ МАГИИ; ОБ ОСНОВНЫХ ТИПАХ ОПЕРАЦИЙ МАГИЧЕСКОГО ИСКУССТВА; И О СИЛАХ СФИНКСА? IКак уже было сказано в начале первой главы, Единственный и Высший Ритуал - это достижение Знания и Собеседование со Священным Ангелом-Хранителем. "Это прямой вертикальный взлет

Из книги Лестница в небо. В поисках бессмертия [с иллюстрациями] автора Ситчин Захария

Из книги Непознанное, отвергнутое или сокрытое автора Царева Ирина Борисовна

ТАЙНА ЧРЕВА БОЛЬШОГО СФИНКСА Заговорит ли сфинкс?Алхимики средневековья буквально молились на Гермеса Трисмегиста (Гермеса Трижды Величайшего) – основоположника эзотерических знании, владевшего секретом «философского камня».«Философский камень», по

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Джеймс Питер

ЗАГАДКА СФИНКСА *** Поблизости от Великой пирамиды, на краю плато Гиза в северном Египте расположен Сфинкс - самая загадочная скульптура на свете. Потрепанная бурями времени и изуродованная руками человека, эта колоссальная фигура, изображающая льва с человеческой

Из книги Коронованный на кресте автора Ходаковский Николай Иванович

Передатировка Сфинкса Консенсус, достигнутый египтологами в начале XX века, оставался практически неизменным до недавнего времени, когда были опубликованы три новые работы, каждая из которых произвела эффект разорвавшейся бомбы. Теперь официальная версия, с точки

Из книги Загадка Большого сфинкса автора Барбарен Жорж

Из книги Лестница в небо [илл., ёфиц.] автора Ситчин Захария

7. Единственный древний текст со словами Сфинкса У основания груди сфинкса, выше передних лап, имеется иерографическая надпись, справа и слева от которой можно заметить фигуры, приносящие дары присевшему сфинксу.Эта надпись высечена на крупной плите из розового гранита,

Из книги Мистические ритмы истории России автора Романов Борис Семёнович

Послание Большого сфинкса Хармакхис, Большой сфинкс, повернутый спиной к заходящему солнцу, своим каменным лицом ориентирован на молодое, восходящее солнце.Если вторая половина XX века увидит его совершенно освобожденным от савана песка, значит, его послание

Из книги Божественная эволюция. От Сфинкса к Христу автора Шюре Эдуард

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ ВЗГЛЯД СФИНКСА Со временем пирамиды в Гизе стали составной частью навигационного комплекса, в который входили вершины Арарата (фокальная точка) и Иерусалим (центр управления) и который обеспечивал посадку космических кораблей в космопорт на

Из книги Философия мага автора Похабов Алексей

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Глава I. Загадка Сфинкса и исконная мудрость Всякая мудрость ставит своей целью разрешение загадки человека, последнего предела планетарной эволюции. Эта загадка содержит в себе загадку мира. Ибо малый универсум человека, или микрокосм, является зеркалом и крошечным

Из книги Сверхвозможности человеческого мозга. Путешествие в подсознание автора Радуга Михаил

Загадка Представьте, что наша жизнь, наше время, которое суждено прожить на этой Земле, - это деньги. Давайте представим, что родившись, мы получаем определенную сумму на карточку. Но есть несколько условий.Первое. Количество средств на карте - неизвестно.

Из книги Мудрость любви автора Сикирич Елена

Загадка Сфинкса В мифах Древней Греции рассказывается о крылатом полульве с женской головой и грудью. Чудище якобы обитало на скале у греческого города Фивы. Оно любило задавать путникам сложные вопросы. Если человек отвечал правильно, Сфинкс должен был его пропустить. А

Загадка сфинкса – выражение само по себе загадочное. Не каждый сходу вспомнит, кто такой (или что такое) сфинкс . Во-вторых, почему с этим самым существом связана какая-то загадка?

В греческой мифологии сфинкс – это чудовище с женским лицом, львиным телом и большими птичьими крыльями. Согласно преданию сфинкс располагался возле ворот греческого города Фивы и каждому проходящему задавал одну и ту же загадку - «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Того, кто не отгадывал загадку сфинкса , ждала жуткая смерть в лапах чудовища.

Сын градоначальника Фив Эдип отгадал таки загадку сфинкса : «Маленький ребенок ползает на четвереньках, взрослый человек ходит на двух ногах, а старик еще и опирается на палку».

Шокированный тем, что его загадку разгадали, сфинкс с досады сорвался вниз с утеса и разбился насмерть о скалы.

К слову сказать, выражение загадка сфинкса не имеет никакого отношения египетскому сфинксу , чье изображение знакомо всем из учебников истории и туристических буклетов про Египет. Хотя у египетского сфинкса такое загадочное выражение лица и устремленный в вечность взор, что можно подумать, будто он скрывает от человечества какую-то вселенскую загадку.

Одним словом, выражение загадка сфинкса мы употребляем в тех случаях, когда говорим о трудной задаче, которую непросто решить.

Другие интересные выражения из русской речи:

Знать на зубок – это выражение знакомо каждому со школьной скамьи. Знать на

Выражение зуб за зуб довольно простое и понятное, как третий закон Ньютона. Означает

Одна из основных версий происхождения выражения Если гора не идет к Магомету,

Выражение Есть еще порох в пороховницах с большой степенью вероятности пошло

Еще одно, последнее сказанье, и летопись окончена моя...

Тайны Сфинкса (видео)

Самая грандиозная скульптура из всех что когда-либо создавал человек находится в Египте. Это Сфинкс – лев с человеческой головой. Размеры Сфинкса: 72 м в длину, 11,5 м в плечах и достигает 20 м в высоту. На протяжении многих веков он возлежит на высоком пьедестале перед пирамидой Хефрена, обращая свой задумчивый взор на восток вдоль 30-й параллели.

В XIII столетии Абдул Латиф, врач, философ, путешественник, писал: «Его лицо (Сфинкса) прекрасно, а рот несет печать изящества». Огромная статуя вырублена из известнякового монолита, образующего скальное основание плато в Гизе. На его лице застыла загадочная полуулыбка. По какой причине древние скульпторы выбрали именно это место? Откуда взялся образ, высеченный из скалы, и самая главная загадка – какую тайну хранит Сфинкс?

Одна из главных тайн – таинственное молчание, окружающее Сфинкса. В древних папирусах упоминаются строители пирамид, и даже приведены сведения о количестве лука и чеснока, съеденного рабами при их постройке, но не найдено ни одного упоминания о Сфинксе. Лишь через 400 лет после Хефрена вдруг становятся известными иерографические тексты, в которых великого Сфинкса называют «шепес анх», что в переводе означает живой образ. К сожалению, логического объяснения этому феномену наука так и не нашла.

Немного позднее жители Египта начали отождествлять Сфинкса с богом Хармахисом. Тогда же появилась легенда, в которой рассказывается, что огромный хищник никогда не спит, охраняя покой пирамид. Ночью он может видеть лучше, чем днем, потому как в этом ему помогает сам Космос.

В другом древнем мифе говорится о том, что Сфинкс должен следить за восходом солнца, вращением планет и Сириусом. В обмен на это ему надо приносить жертву. В эпоху Нового царства, приблизительно в 1500 году до н. э., постепенно начинает зарождаться абсолютно новый культ Сфинкса. Фигуры льва с головой человека стали производить массово, но гораздо меньших размеров. Появляется целая аллея сфинксов.

К этим временам относится и появление в греческих сказаниях, сказках и легендах упоминаний о льве с головой мужчины, который бродил по дорогам недалеко от Парнаса и съедал всех, кого встречал на своем пути. Если жертв было мало, он подходил к городским воротам и громогласным рыком требовал новой дани. Со временем он начал ассоциироваться и с другими легендарными чудовищами: лернейской гидрой, цербером. Хотя позже Сфинкс превратился в крылатое чудовище с головой женщины и назывался Сфинга.

Она жила неподалеку от Фив и убивала всякого, кто не смог отгадать ее загадку: кто ходит по утрам на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех? (Человек в младенчестве, зрелом возрасте и старости). Победить ее смог только Эдип. Он отгадал загадку и стал царем Фив, как предсказывали олимпийские боги. С досады Сфинга бросилась со скалы и разбилась. Таким предстается Сфинкс в легендах и мифах.

Если обратиться к запискам Геродота о Египте 445 года до н. э., то мы не найдем в них ни одного слова о Сфинксе. До Геродота в Египте побывал Гекатей Мелецкий, а после него Гекатей Абдерский, а также знаменитый географ, историк и путешественник Страбон. Но и они не заметили статую Сфинкса. Хотя в древнегреческих мифах тез времен этот образ уже существовал. По какой причине о такой огромной статуе не упоминает ни один из путешественников? Ответ на этот вопрос можно найти в труде римского натуралиста Плиния-старшего «Естественная история».


В одной из глав он рассказывает, что в его время Сфинкса в очередной раз очистили от песков, нанесенных с западной части пустыни. Можно сделать вывод: ни Геродот, ни Страбон, ни другие путешественники не видели Сфинкса из-за толстого слоя песка. Эту же версию подтверждают и старые мифы, распространенные вначале среди египтян, а позднее – среди арабов. В них говорится о том, что Сфинкс – это живое существо, полубог, следящий за порядком.

Когда ему что-либо не нравится в поведении людей (раздоры, войны), он спрыгивает с пьедестала, уходит ночью в Ливийскую пустыню и там зарывается глубоко в песок. Вышесказанное подтверждают современные исследования ученых. Огромная статуя временами в действительности покрывается песком выше головы и в наше время.

В конце XX столетия была обнаружена стела, текст которой составлялся в XV столетии до н. э. при правлении Тутмоса IV. Иероглифы сообщают, что фараону было знамение во сне: если он очистит Сфинкса от песка, то его царствование будет благополучным. Для того чтобы пророчество сбылось, скульптуру откапывали почти целый год.

На основании этих фактов и явлений ученые сделали вывод, что Сфинкс был возведен намного ранее, чем это предполагалось раньше. О времени создания статуи существуют разные точки зрения. Египтологи по сей день так и не пришли к единому мнению. Елена Блаватская и Рерихи считают, что Сфинкс был создан атлантами 200 000 лет тому назад. Хорхе А. Ливрага, один из известных философов, считает, что потомки атлантов воздвигли Великую пирамиду, а через тысячелетие – Большого Сфинкса. Поданным Н. Н. Сыченова «Сфинкса начали строить 42,2 тысячи лет до н. э. и закончили через 1200 лет».

Американский утверждал, что «пирамиды Хеопса и Сфинкс были построены между 10 490 и 10 390 годами до н. э». Многие ученые полагают, что водная эрозия, разрушившая известняковое основание Сфинкса, может быть точным указанием на дату создания этой гигантской скульптуры. Роберт Шох – профессор геологии Бостонского университета считает, что время создания Сфинкса лежит между 7 000 и 5 000 лет до н. э., потому что как раз в этот период над Египтом шли проливные дожди, которые могли вызвать эрозию. Джон Уэст выдвигает версию, что основная эрозия произошла в более ранний, дождливый период до 10 тысячелетия до н. э.

Некоторые ученые пытаются рассчитать время строительства Сфинкса по Библии, полагая, что эрозия могла быть вызвана потопом. Основываясь на описании погоды, которая стояла в Египте (сон фараона, разгаданный Иосифом), можно сделать предположение, что Сфинкс был построен около 2 820–2 620 лет до н. э. Эта версия подтверждается в арабской легенде, согласно которой пирамиды были построены для спасения египтян от . А Сфинкс был сооружен для того, чтобы заблаговременно предупреждать людей о возможности катастрофы. Именно потому взгляд Сфинкса всегда насторожен, а его третий глаз направлен в Космос.

Другие ученые отделяют время создания Сфинкса от времени строительства комплекса пирамид. Но против этого свидетельствуют древние и весьма устойчивые предания у разных народов: халдеев, греков, римлян, арабов. В этих легендах говорится, что под землей был устроен тайник и прорыт туннель, по которому жрецы проходили от Великой пирамиды к Сфинксу.

Остается загадкой, чье же лицо послужило моделью для создания Сфинкса. В научных кругах распространена версия о том, что Сфинкс – это изображение фараона Хефрена (Хафры), но в наши дни выдвигается ряд гипотез, подчас противоречащих друг другу. Профессор М. Ленер полагает, что «в компьютерной модели лицо Хефрена идеально „садится“ на голову Сфинкса». Но тогда непонятным остается факт: по какой причине новая голова также имеет следы водной эрозии? М. Ленер сделал еще одно наблюдение: существует небольшое несоответствие между осью головы Сфинкса и чертами его лица. Голова направлена строго на восток, а черты лица несколько смещены к северу. К тому же голова статуи непропорционально мала по отношению к его телу.

М. Хоуп выдвинул версию, что Хефрен заменил оригинальную голову льва изображением собственного облика, и тогда время создания Сфинкса может быть отнесено к периоду между 7–5 тысячелетиями до н. э.

Гипотеза М. Ленера постоянно поддавалась критике. Поэтому в 1993 году в Египет был вызван лейтенант Френк Доминго, ведущий специалист из департамента Нью-Йорка, больше 20 лет занимавшийся составлением фотороботов подозреваемых лиц. Проведя тщательные исследования, Доминго высказал мнение о том, что Сфинкс – не Хафра. Возникает вопрос: почему М. Ленер и другие современные ученые связывают Сфинкса с Хафрой, настаивая на том, что их датировка временем IV династии Древнего Царства единственно правильная?

Одна из причин этого – слог, высеченный на гранитной стеле, располагающейся между передними лапами скульптуры. В 13-й строке этой надписи имеется слог Хаф. Один из ведущих английских филологов Томас Янг, специалист по расшифровке древнеегипетских иероглифов, предпринял попытку самостоятельно восстановить утраченную часть слова, предположив, что Хаф – это имя Хафра, и выдвинул версию о том, что Хафра и был создателем Сфинкса. Другой американский египтолог Джеймс Генри Брэстед в 1905 году сказал, что гипотеза Янга неправильная. Он по-другому истолковал эту надпись, объясняя, что Хафра не был создателем Сфинкса. Он только обновлял и расчищал его от песков. Эту же гипотезу поддерживает Гастон Масперо, директор отдела древностей Корейского музея.

Некоторые исследователи полагают, что Сфинкс – это изображение Имхотепа, который являлся основателем египетских династий и был великим зодчим, ученым, архитектором. Имхотеп родился в 2902 году до н. э. в эпоху Тельца. Знания этого человека были безграничными. Благодаря мудрости, глубоким познаниям в астрономии, философии, врачевании он стал главным жрецом Гелиополя и всего Египта, религиозным учителем.

Авторитет его был настолько велик, что его обожествляли, считая сыном бога Птаха, и поклонялись ему вплоть до эпохи Птолемея (II век н. э.). В имени Имхотеп имеется частица «хотеп», что в переводе с древнегреческого обозначает «жертвенный алтарь» и напрямую связано с сущностью функции мессии. Суть жертвы Имхотепа заключалась в том, что в комплекс пирамид в Гизе и в Сфинкса он вложил высшие знания, которые на протяжении многих столетий остаются непонятными и недоступными людям.

Долгое время Сфинкс был полностью занесен песком так, что на поверхности оставалась только его голова. Статуя столетиями претерпевала «увечья» от невежественных потомков. В XIV столетии его лицо изуродовал набожный шейх, таким образом он пытался исполнить завет Мухаммеда, который запрещал изображать лицо обожествляемого человека. Один из правителей Египта приказал отбить ему нос. Мамелюки стреляли по лицу Сфинкса из пушек, а наполеоновские солдаты упражнялись в стрельбе, выбрав мишенью глаза Сфинкса. Первоначально на голове статуи размещался царский урий, который имел вид приподнявшейся на лбу кобры. Праздничный плат, спускавшийся на плечи, отбит. От бороды Сфинкса остался жалкий обломок.

Среди загадок Сфинкса есть еще одна – это его удивительное расположение по отношению к линии горизонта. Анатолий Черняев в своей книге «Большой Сфинкс: знак беды» говорит о том, что гигантская статуя была высечена из скалы 12 500 лет тому назад во времена, когда еще существовала Атлантида. Тогда осуществлялся переход точки весеннего равноденствия из созвездия Девы в созвездие Льва. Эту гипотезу в своей книге «Тайна Сфинкса» подтвердили Р. Бьювэл и Г. Хэнкок. Их предположение ошибочно в силу того, что согласно этой теории у Сфинкса должно быть женское лицо.

Есть и другая версия, которая подтверждается рядом исследований. У Сфинкса тело Тельца, лапы Льва, потому ученые соотносят время его строительства с эпохой Тельца. Она взаимосвязана с созвездием Льва (летнее солнцестояние). Лицо Сфинкса связано с созвездием Водолея — символ человека, и обозначает зимнее солнцестояние, созвездие Тельца (весеннее равноденствие), созвездие Скорпиона-Орла (осеннее равноденствие).

Нужно отметить тот факт, что расположение великого Сфинкса выбрано не случайно. Он установлен в точности по оси восток-запад некрополя Гизы, и взгляд его направлен на восток. Сама гигантская статуя – это идеальный указатель равноденствия. Глаза ее направлены точно в то место, откуда восходит солнце в день весеннего равноденствия. Сам Сфинкс является частью древнего астрономического плана звездного неба, в который входили и пирамиды. Неоспорим тот факт, что Великую пирамиду проектировали и строили великие астрономы: она располагается точно на 1/3 от экватора до полюса.

С помощью компьютера была создана имитация неба над Гизой, которое соответствует 10 500 году до н. э. На горизонте, на высоте 9° 20, можно увидеть три звезды пояса Ориона, расположенные точь-в-точь как пирамиды Гизы на земле. А на восточной стороне неба появляется огромная статуя льва, копия которой находится на земле. Земным двойником горизонта неба служит горизонт Гизы, а великий Сфинкс находится буквально в пределах этого горизонта. Согласно древней легенде, описанной в «Книге мертвых», на плато спрятан великий секрет Осириса, который старался разгадать его сын, царь Гор: «вот нечто запечатанное, которое находится во мраке, помещенное в Ростау (пояс Ориона в небе). Рядом – огонь, внутри – эманация Осириса. Оно скрыто здесь с тех пор, как было им выделено и пало на песок пустыни…».

Если внимательно рассмотреть смоделированную карту неба на 10 500 год до н. э. в момент весеннего равноденствия, то сама его точка находилась примерно на 12° ниже лап созвездия Льва. Спроектировав это место на землю, его можно обнаружить как раз под лапами Сфинкса. Если правильно судить об этой информации, то именно там находится нечто важное, что пока еще скрытое от человека.

В начале 90-х годов XX столетия геологи, которые работали вокруг великого Сфинкса, обнаружили прямо под его лапами большую прямоугольную полость – туннель, существование которого предсказал американский ясновидящий Эдгар Кейси. Он говорил о том, что около 10 500 года до н. э. было создано огромное подземное хранилище, в котором собрана библиотека, вместившая мудрость атлантов, и имеется камера или проход от правой лапы Сфинкса ко входу в зал записей. Доктор Джон Керизель полагает, что Великую пирамиду и Сфинкса связывает туннель, который является дорогой к счастью. Это путь, идя по которому царь Гор мог увидеть астральную форму своего отца, т. е. Орион.

В «Текстах Пирамид» описан ритуал совокупления Осириса-Ориона и Исиды (Сириуса). Этот текст подкрепляет гипотезу о том, что камера Царицы в Великой пирамиде могла использоваться для ритуала символического совокупления с участием царя Гора (жреца), с одной стороны, и астральной формы богини Исиды, с другой. А в небе этот ритуал выражался в их соединении через южную шахту камеры, которая была нацелена на место прохождения Сириуса через меридиан. Не случайно в этот момент, по преданию, открывалась Великая дверь неба. В этот период на земле наставало время разлива Нила, которое несло жизнь жителям Древнего Египта.

Каждое утро солнце встает над Гизой, и уже многие столетия первым его встречает Сфинкс, пристально всматриваясь в линию горизонта. Дни превращаются в года и века, но одно неизменно – пирамиды и Сфинкс хранят код знаний о происхождении земной цивилизации. То, что было написано в глубокой древности, бережно сохранено предыдущими поколениями. Земля Египта проникнута тайной, которую преданно хранит Сфинкс.



Рассказать друзьям